Роберт И. Говард «Соломон Кейн»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези ) | Хоррор/Ужасы (Классический мистический хоррор ) | Мистика
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ) | Африка (Тропическая Африка ))
- Время действия: Эпоха географических открытий (15-16 века)
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Соломон Кейн — английский пуританин-авантюрист, великолепно владеющий шпагой. Куда бы ни забрасывала его судьба — в Европу или в Африку — везде он бросает вызов злу и несправедливости...
Мир, в котором жил Соломон Кейн, — это не какая-то неопределённая эпоха... наоборот, это тот богато насыщенный событиями период (1549-1606 гг.), когда мир большей частью был ещё не изведан...
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Статьи и интервью:
Экранизации:
— «Соломон Кейн» / «Solomon Kane» 2009, Франция, Великобритания, Чехия, реж: Майкл Дж. Бассетт
- /языки:
- русский (51), английский (41), испанский (5), французский (2), итальянский (1), польский (1)
- /тип:
- книги (63), периодика (10), самиздат (12), аудиокниги (2), графические (13), цифровое (1)
- /перевод:
- Ф. Арельяно (1), Х. Барко (1), М. Блон (1), А. Бушков (5), Р. Дремичев (2), М. Калинин (1), В. Карчевский (1), А. Курич (2), В. Левченко (2), В. Лось (2), П. Луине (1), С. М. Хоркахады (1), Х. Мартин Лаланда (2), А. Миронова (1), П. Мрачек (11), А. Плотник (11), Г. Подосокорская (2), И. Рошаль (6), М. Семёнова (7), А. Собинин (7), П. Холева (1), И. Чубаха (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Комиксы и графические произведения:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
heresyhub, 29 июня 2019 г.
- У меня нет сомнения, что эта вещь имеет прямое отношение к черной магии и ведовству, — серьезно проговорил Кейн. — Бывало, однако, и так, что сей посох мощно разил злые создания, да и вообще он — доброе оружие. (Бастийский ястреб)
Местами очень круто, местами настолько шаблонно и наивно (шел, попал в плен, очнулся, всех победил), что всерьез воспринимать такой расклад нельзя. Рассказы, где Кейн сражается с еретиками и силами тьмы отличные, африканские же истории скучны, так как мы уже давно все это знаем. Африканские королевы, битвы с мертвецами, несчастные девушки, преследуемые львами, которые неизбежно падают под ноги Кейну. Но это классика, прародитель, бешеной фантазией и напыщенным языком всех в свое время (и меня в том числе) покоривший.
Под ветром шуршал прибрежный песок,
И к ночи клонился день,
Когда в свой маленький городок
Вошел Соломон Кейн.
Angvat, 24 ноября 2017 г.
«У меня мало друзей. Потому что дружба – это магия» (Мэтью Хопкинс ака Witchfinder General. Ну, он вполне мог такое сказать).
Странное дело приключилось с литературным героем Соломоном Кейном. Нынче его не особо помнят (а если бы не фильм, могли бы и вовсе позабыть). Один из его реальных прототипов, того самого отбитого на всю голову Хопкинса помнят еще меньше. А вот созданный им образ живее всех живых. Стараниями Говарда пуританская шляпа насмерть приросла к охотникам на нечисть всех мастей в самых различных фильмах, книгах и играх. Также его стараниями к образу данных товарищейне развился исключительно отрицательное отношение в массовой культуре, как скажем к их коллегам инквизиторам. Некоторые молодые авторы поди уже и не помнят, чей образ они копируют, да и путают его с Ван Хельсингом, который в оригинале вот ни разу не мрачный дядька в той самой шапке. Читать сами рассказы про Кейна нынче удовольствие так, на любителя. Там все простенько и схематично, интересны они скорее уже с академической точки зрения. Что не отменяет вклад этих произведений в фентези, пусть этот вклад далеко не самый очевидный. Объективно к этим небольшим рассказом можно придираться долго и со вкусом, но субъективно рука не подымается поставить ниже некой усредненной оценки. Хотя бы и за ту самую шляпу.
Мирта, 24 апреля 2016 г.
Именно этот цикл Говарда читала с интересом и удовольствием (в отличие от приключений Конана-варвара, которые лично мне не пошли). Здесь рассказывается о приключениях не какого-то неубиваемого супер-пупер героя, это надо понимать, а в первую очередь о ситуациях в которые попадает фанатик-христианин, и как он всё это преодолевает с помощью Бога. И в самимх рассказах автор постоянно на этом делает акценты. Кому как, конечно, но мне было читать интересно, к тому же многие моменты описаны настолько страшно, что даже Кинг нервно в сторонке курит.
борхус120, 2 января 2010 г.
Солёные брызги океана, на который смотрит худой, жилистый человек в тёмных одеждах... Блеск шпаги в лунном свете... Огонь факела, разгоняющий тьму в жуткой пещере, куда забрёл одинокий искатель не приключений, но правды...
Из этих картин соткан в моём сознании образ грозного странника, неутомимого пуританина — Соломона Кейна. Творчество Говарда — это литература Героя, храброго, умного, сильного и почти всегда одинокого. Он всегда — главное в книге, её композиционный центр, всё и вся вокруг него — лишь декорации. Соломон Кейн на фоне журналистов, детективов, боксёров и воителей смотрится с одной стороны необычно, а, с другой, не является персонажем совсем уж незаурядным. Защитник несправедливо обиженных, виртуозно владеющий холодным оружием, боец до мозга костей — типаж для автора «Конана» не новый. Куда важнее мотивация, движущая сила героя — это не любовь, не жажда денег и власти, а вера в Бога. Неистовая, всепожирающая и слепая вера направляет Кейна во всех его бесчисленных странствиях и даёт ему силы выйти из самых сложных ситуаций. Вера — его лучшие доспехи и самое грозное оружие. Кейн выглядит не главным героем рассказов американского фантаста, а персонажем романтической поэмы XIX века.
Холодный, говорящий чрезвычайно пафосно, по утверждению автора почти никогда не ругающийся матом (хотя пуританин делает это в каждом рассказе с не меньшей виртуозностью, чем наносит удары шпагой) фанатик всегда остаётся верен в себе — его описание никогда не меняется, он даже действует всегда одинаково: пришёл, попал в плен/потерпел первоначальное поражение, разозлился и победил. Святая простота, читать про которую, тем не менее потрясающе интересно.
Говард обставляет в принципе абсолютно знакомые сюжеты так, что читатель проглатывает, не замечая, что такое уже где-то было.
Странный, завораживающий мир XVI столетия и сам англичанин с верной рапирой в руке в конце концов становится настолько близок, что расставаться безумно жалко. И, дочитав последние строчки финального стихотворения, становится грустно, что ты не можешь пойти с Соломоном на край света и дальше.
Идж, 26 декабря 2014 г.
Эталонный пример героического фэнтези: несгибаемый герой невероятной силы духа и тела с железными кулаками и острым клинком. Он проходит пешком континенты, попутно спасая целые народы, опетые негодяи трепещут от одного его взгляда ледяных глаз и ты ды, и ты пы, злодеи вздрагивают при звуках его имени. Классика!
Рецепт рассказов самый удачный: взять динамичность, добавить, не жалея, жестокости, смешать с мистикой и посыпать готичностью. Однако, не сказала бы, что в рассказах есть что-то оригинальное.
Если бы не одно НО. Одно такое высокое, с железными мускулами и принципами НО — главный герой. Персонаж получился действительно необычным и интересным. Глубоко верующий убийца, гонимый местью и одержимый гордыней. Вопреки общей тенденции, он не охмуряет всех спасаемых и вообще попадающихся по пути девиц (от чего иные повести и даже романы напоминают рассказы с порно-ресурсов), наоборот, это человек весьма строгих нравов, желающий защитить всех невинных людей.
К концу цикла автор, к сожалению, стал забывать характер своего персонажа, ведь в первых рассказах неоднократно подчеркивается его безрассудная отвага и готовность умереть на пути к благой цели (понятие благой цели у Соломона Кейна может быть весьма парадоксальным)
Резюмируя, весьма достойный пример героического фэнтези с харизматичным персонажем, если сделать скидку на возраст рассказов.
AlisterOrm, 9 декабря 2010 г.
Честно говоря, ещё полтора месяца назад ничего не знал о таком персонаже Говарда как Соломон Кейн, даже фильм не смотрел. Однако цикл прочитан, и хочется сделать несколько замечаний.
Все знают такого персонажа Говарда, как Конан — нужно быть безнадёжно слепым и глухим, чтобы не знать, кто это такой. Однако образ Соломона Кейна на порядок сложнее, чем образ киммерийца. Давайте посмотрим: кто такой Конан? Авантюрист, бродяга, вор. Он очень умён, дьявольски хитёр, ловок скабрезен. Он герой поневоле, подвиги, совершаемые им — просто дань авантюризму — добывая сокровища, он убивает дракона, преследуя девицу, Конан «нечаянно» уничтожает пару чудовищ, командует войском, чтобы спасти собственную шкуру. Даже королём Аквилонии он становится как-бы случайно — приняв участие в чужой для него войне — опять же, из авантюризма.
А теперь взглянем на Соломона Кейна. Что мы видим? Суровый пуританин, религиозный фанатик, защитник страждущих и несправедливо обиженных — казалось бы, всё просто. однако, читая рассказы, мы понимаем, что Кейн куда глубже и ярче, чем кажется на первый взгляд.
Возьмём тезис о фанатике — такой человек должен уничтожать на своём пути всё, что посчитает богопротивным, испытывая при этом священный экстаз, упиваясь своей инквизиторской миссией. Кейн в принципе занимается тем же самым. Однако убийство очередного врага не приносит ему радости, он всегда чувствует пустоту в душе, не зная, совершил ли он добро, искоренил ли зло в этом мире? особенно ярко это прослеживается в рассказе «Багровые тени». Мало того, он водит дружбу, и даже является поьратимом с закоренелым слугой дьявола — колдуном Нлонгой, который не раз выручает его из беды, хотя вера пуританина призывает нещадно искоренять подобных людей.
И следующее определение — о неизменном благородстве и вере Соломона. Прочитав рассказ «Крылья в ночи», образ пуританина вскрылся ещё чётче — в нём скрывается Зло — он убийца, прирождённый воин, мстительный и жестокий. Благородство и вера — единственное, что сдерживает Тьму в душе пуританина, которая удасает его самого — только совершая благородные поступки, он может отгородится от своего тёмного «Я».
Как мы видим, образ Соломона Кейна сложнее, чем на первый взгляд. Почему же этот персонаж не получил такого развития, как Конан и Кулл? Почему не появилось межавторского цикла «Соломон Кейн»? Сложно судить. Возможно, персонаж Конана был проще и притягательней, чем образ Кейна, и писатели предпочитали отождевстлять себя с киммерийцем, а не пуританиным. К тому же, мир Конана, мир Хайборийской эры куда ярче, насыщенней и разнообразней, чем Старый Свет XVI в., в котором происходят основные приключения Кейна. Непрорисованность мира Конана позволяла писателям вставлять в цикл самые разнообразные сущности, приключения Конана должны отличаться большим разнообразием, нежели приключения пуританина. И это, честно говоря, печально — я был бы не против ещё почитать о приключениях Соломона Кейна — очень уж интересный и неоднозначный персонаж получился у Говарда.
Алексей Пенза, 3 июня 2015 г.
Уныло. Однообразно. Не фэнтези. Был бы он (цикл) интересен в юном возрасте? – не знаю. Истории в нём читабельны, но для нашего времени примитивные, навевающие скукоту, в которых герой крут, на эту тему даже нельзя поспорить, так как автор дал жёсткую характеристику: крут и ещё раз крут, и довольствуйся этим. Отсюда, вытекает отсутствие хоть какого-то переживания за него, мол, чтобы не произошло, он выкрутится, всем надаёт люлей, потому что он хороший, не даст в обиду, и кого надо спасёт от беды.
С уважением, AlexeyPenza.ru
Caspian, 2 сентября 2011 г.
Цикл «Соломон Кейн», считаю самым ярким и выдающимся творением Роберта Ирвина Говарда. Вы не о слышались, не истории о Конане — отважном киммерийском воине, а именно Соломон Кейн является немеркнущей жемчужиной всего творчества великого писателя. Данный персонаж является самым многогранным и глубоким из всех, которые были созданы автором. Роберту Говарду удалось идеально передать характер храброго пуританина. Самыми выдающимися рассказами из цикла, на мой взгляд являются следующие: «Перестук костей», «багровые тени» и«десница судьбы». Все они великолепно написаны и пронизаны своей непередаваемой атмосферой от первой и до последней строчки. Кажется, писателю удалось вложить в образ Соломона Кейна большую часть своей души, за что хочется в очередной раз сказать спасибо писателю.:appl:
hellsing, 25 ноября 2011 г.
Когда читаешь восхищенные отзывы о комиксах про «Капитана Америку» или о романах Говарда, порой у умного жителя 21 века возникает вопрос — как можно этот дебилизм вообще читать. Более того — мой интерес — жителя 20 века — им уже непонятен.
Тем более 30 годы. Упрощенный текст? Черно-белые герои? Множество приключений? Ну, Кейн весьма «черно-белый» — вот уж кого в ангелы не запишешь. Но ведь количество «черно-белых» дебилов в современных романах прямо зашкаливает. А уж дыдым и хрясь на каждом шагу. Ан — все эти герои в мусорке, а Кейн еще в памяти!
Для нас язык Говарда может и скучноват, но меркам 30 хорош! Да и в Америку ехали протестанты, их характер и взгляды понятны ТЕМ читателям. А вот нам — ЖЕЛАТЕЛЬНО понять. Для нас персонаж несколько чужд. Но ведь герои Купера и Майн Рида — мы их приняли и поняли! Другое дело, что у Говарда мистика — тут надо в книгу вжится.
Ну и еще одно — читатели тех времен книгу ДОДУМЫВАЛИ. Мы так избалованы визуальным рядом кино, что разленились. Проникнитесь духом!
Посмотрите своими глазами, а потом глазами Кейна и Говарда — книга станет богаче!
Короче, не судите ее с позиций 21 века — нырните в прошлое. И Кейн «заиграет новыми гранями приключения«!
Александрович, 15 ноября 2011 г.
Мало вероятно, что встретив человека похожего на Соломона Кейна вы обрадуйтесь. Мрачный пуританин, который несмотря не пред чем не остановится карая зло. Даже внешность Соломона (высокий рост, широкие плечи, бледное лицо, ледяной взгляд, простая одежда) на первый взгляд подчёркиевает его фанатизм. Но стоит присмотрется повнимательней и образ Кейна прояляется в самом неожиданном ракурсе.
Перове, что бросается в глаза — способность сохранять холодную голову, что не характерно для фанатика. Исключнения вроде нахлынукшей, при нападении гарпий на деревню, ярости и атаки работорговцев в одиночку тлько подчёркивают это качество.
Второе — присущие пуританину авантюризм и жажда приключений. Иначе он не плавал бы с Френсисом Дрейком, не пустился бы в путешествие по Африке и не отправился бы снова в путь. вернувшись домой.
Третье — несмотря на внешнею холодность и жизненные перепитии Соломон Кейн сохранил человечность. «я не терплю поспешных обвинений и всякого человека считаю честным, пока доподлинно не убеждаюсь в обратном».
Наиболее точчное определение для Соломона Кейна последний рыцарь Европы.
Smithers, 9 ноября 2010 г.
Надо сказать, что несомненный талант Роберта Говарда не дает устаревать его произведениям даже в пренебрегаемом многими жанре героической фэнтези. С первых же строк читатель погружается в гнетущую атмосферу безграничных неизведанных пространств африканского континента, населенных пугающими потусторонними существами из мифов и легенд ранней истории человечества. Беспощадное древнее Зло встает на бесконечном пути фанатично преданного делу его уничтожения пуританина Соломона Кейна. И Зло это смачно, с хрустом костей, с треском черепов, с воем призраков изгоняется из нашего мира посредством рапиры, пистолетов, а иногда и с помощью магического посоха шамана вуду.
Целеустремленность и непоколебимая фанатичность главного героя выгодно сочетается с красочно описываемыми локациями болот, дремучих джунглей, затерянных пустынь и древних подземных сооружений в скалах.
Жаль, что о Соломоне Кейне написано не так много как о Конане из Киммерии. Рассказы о пуританине и его приключениях отличаются незамысловатой простотой, кое-где высокопарным языком (так, наверное, и должно быть), но при этом и более стремительным развитием сюжета в сгущенной до предела мрачной атмосфере стильно описанных скитаний и сражений главного героя.
Некоторое противоречие, заключающееся в отсутствии сомнений при выборе способов и средств в уничтожении любых проявлений и воплощений Зла в сочетании с фанатичной религиозной набожностью Соломона Кейна, выделяет его в ряду стереотипных героев фэнтези. Но это никак не является противоречием, если учесть, что в рамках фантазии Р.Говарда, Кейн, возможно, является карающей рукой древних высших сил.
Рассказы в целом жизнеутверждающие и поднимающие дух.
glupec, 7 февраля 2010 г.
Если бы я начал знакомство с Говардом (в далеком 1994-м) не с «Конана», а с этого цикла — я, наверное, очаровался и увлекся бы Говардом без памяти. Потому что цикл на порядок цельнее, гармоничнее, атмосфернее (а в чем-то и проще — но это как раз достоинство, а не наоборот), чем затяжная Сага о Мускулистом Варваре. Герой — не бесхитростный и плохо мыслящий качок (да-да! Оказывается, вполне можно описать человека невероятной силы — и он _не будет_ очередным клоном Портоса...), кроме того, он и не «варвар» вовсе, ни женщин, ни наживы ему не надо — он благороден + бескорыстен («в жизни таких не бывает», но подростку именно такие герои и нужны. Конан не может служить положительным примером, а Кейн — может).
Каждый рассказ обладает законченным сюжетом, так сказать, «вещь в себе» — и это тоже немаловажно для подросткового восприятия. «Конан» — там была установка на _бесконечные_ приключения (понятно, что, победив в одной битве, он тут же отправится искать следующую... пока корону не добудет, или богом не станет, или еще чего (а это будет только под самый конец большого тома). А в «Кейне» — в принципе, любой рассказ мог бы оказаться финальным, если бы вдруг Говарду надоело писать).
В общем... я очень жалею, что мне в 13 лет не попался этот цикл (он даже, кажется, не был тогда весь переведен)... и что я неплохим, но несколько все же попсовым «Конаном» подпортил себе впечатление от творчества хорошего автора.
Vlad lev, 20 апреля 2013 г.
Цикл «Соломон Кейн» — отличный пример соединения мира мистики и магии, хорошо знакомого почитателям творчества Р.И.Говарда по Саге о Конане, с реальностью.
Этот герой более мрачен и задумчив, нежели варвар, и, используя нынешнюю терминологию, более «готичен». Все произведения этого цикла увлекательны и рекомендуются к прочтению.
Жаль, художественный фильм «Соломон Кейн» нисколечко не передал оригинальности авторской задумки и, скорее напротив, вызвал негативное восприятие.
aps, 26 мая 2010 г.
Если мы говорим о произведении, в котором герой почти в одиночку побеждает толпы врагов и ее автор Р.Говард — то первое, что приходит на ум, это рассказ о Конане. Да, Конан-Варвар — самый известный его герой, однако в творчестве писателя есть еще несколько заслуживающих внимания циклов, помимо историй о похождениях Великого киммерийца. Например цикл о Соломоне Кейне.
На первый взгляд все почти тоже самое: герой борется с порождениями зла и неприменно выходит победителем. Но на этом, основной общей канве сюжета, все параллели между циклами заканчиваются. Соломон действует в более близкий нам временной период и руководствуется совсем другими принципами: если Конан стремится к богатству и власти и не заботится о моральной составляющей своих поступков — он классический авантюрист, то Соломон — классический борец со злом, который черпает свои силы в вере. Именно поэтому для меня Соломон Кейн более симпатичный персонаж и я с большим интересом следил за его приключениями.
А следить было за чем. Автор бросал своего героя из критической ситуации в другую, сталкивал его со множеством существ порожденных злом на разных континентах (мне больше понравились его африканские приключения). Однако из каждой схватке Соломон всегдавыходил победителем благодаря своему искусству фехтования, вере, духу и, иногда, друзьям.
Каждый рассказ о бесстрашном пуританине – это прекрасный образец героической фантастики. А сам цикл о Соломоне Кейне – лучший в творчестве Р. Говарда.
P.S.: недавно на экраны вышел художественный фильм «Соломон Кейн» — не шедевр, но достойный образец кинофантастики, который можно рекомендовать всем поклонникам рассказов об англичанине Соломоне Кейне – пуританине и авантюристе.
Aleks_MacLeod, 16 апреля 2010 г.
Соломон Кейн, наравне с Конаном-варваром, один из самых известных персонажей, созданных пером Говарда. Правда, в отличии от живущего в выдуманной Хайбории Конана, Кейн живет и процветает в самой что ни на есть реальной Европе XVI века. Такой же искатель приключений как и Конан, Соломон очень редко думает головой, перед тем, как влипнуть в очередную неприятность, зато очень неплохо соображает, когда настает пора выбираться из передряги. Правда, мотивы, движимые Кейном, довольно разнятся от убеждений Конана, да и характеры у этих двух персонажей абсолютно разные. Соломон Кейн считает себя орудием Господа, посланным Им защищать невинных и беспомощных, карать зло и мстить за невинно убиенных. Кейн прирожденный убийца, преследующий своих врагов с целеустремленностью и неистовостью настоящего фанатика, но в то же время в вопросах веры он абсолютно не фанатичен — он спокойно общается и с колдунами вуду, и с простыми язычниками и принимает как данность те вещи, за которые святая инквизиция того периода с радостью сожгла бы на костре.
Роберт Говард обладал поистине безграничной фантазией, когда придумывал очередные приключения, в которые попадал Кейн, однако практически все рассказы обладают одной общей чертой. Практически постоянно Кейн сталкивается либо с черной магией, либо со сверхъестественными существами, либо с представителями древних рас, практически повсеместно исчезнувших с лица Земли. Почти во всех рассказах сюжет построен одинаково прямолинейно и по одному шаблону. Кейн появляется в какой-то местности, натыкается на тайну, попадает в неприятность, а затем с блеском из нее выпутывается.
Написаны все рассказы довольно простым языком, стиль можно назвать примитивным, а характеры практически всех персонажей картонными, однако язык Говарда обладает поистине безграничной притягательностью и живостью, заинтриговывающей читателя с первых страниц и не отпускающей до последних. Описываемые Говардом приключения кажутся настолько реальными, что со временем автору прощается и шаблонность произведений, и картонность персонажей, и сухое изложение. Тем более, что Говард со временем определенно прогрессировал, его рассказы становились все интереснее и интереснее, а описания и стиль улучшались. И кто знает, каких вершин достигло бы его мастерство, если бы его жизнь трагически не оборвалась летом 1936 года.
Итог: Даже несмотря на раннюю кончину и довольно примитивные по нынешним меркам сюжеты и рассказы, Роберт Ирвин Говард по сей день остается довольно популярным писателем, а его произведениями зачитываются и вдохновляются не только простые читатели, но и его братья по ремеслу. И рассказы про Соломона Кейна являются достойной составляющей творческого наследия Говарда, погружая читателей в атмосферу эпохи Великих географических открытий, когда мир еще был большим, и в нем оставалось множество неисследованных мест, куда не ступала нога человека. За исключением Соломона Кейна.