Роберт И. Говард «Соломон Кейн»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези ) | Хоррор/Ужасы (Классический мистический хоррор ) | Мистика
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ) | Африка (Тропическая Африка ))
- Время действия: Эпоха географических открытий (15-16 века)
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Соломон Кейн — английский пуританин-авантюрист, великолепно владеющий шпагой. Куда бы ни забрасывала его судьба — в Европу или в Африку — везде он бросает вызов злу и несправедливости...
Мир, в котором жил Соломон Кейн, — это не какая-то неопределённая эпоха... наоборот, это тот богато насыщенный событиями период (1549-1606 гг.), когда мир большей частью был ещё не изведан...
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Статьи и интервью:
Экранизации:
— «Соломон Кейн» / «Solomon Kane» 2009, Франция, Великобритания, Чехия, реж: Майкл Дж. Бассетт
- /языки:
- русский (51), английский (41), испанский (5), французский (2), итальянский (1), польский (1)
- /тип:
- книги (63), периодика (10), самиздат (12), аудиокниги (2), графические (13), цифровое (1)
- /перевод:
- Ф. Арельяно (1), Х. Барко (1), М. Блон (1), А. Бушков (5), Р. Дремичев (2), М. Калинин (1), В. Карчевский (1), А. Курич (2), В. Левченко (2), В. Лось (2), П. Луине (1), С. М. Хоркахады (1), Х. Мартин Лаланда (2), А. Миронова (1), П. Мрачек (11), А. Плотник (11), Г. Подосокорская (2), И. Рошаль (6), М. Семёнова (7), А. Собинин (7), П. Холева (1), И. Чубаха (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Комиксы и графические произведения:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
борхус120, 2 января 2010 г.
Солёные брызги океана, на который смотрит худой, жилистый человек в тёмных одеждах... Блеск шпаги в лунном свете... Огонь факела, разгоняющий тьму в жуткой пещере, куда забрёл одинокий искатель не приключений, но правды...
Из этих картин соткан в моём сознании образ грозного странника, неутомимого пуританина — Соломона Кейна. Творчество Говарда — это литература Героя, храброго, умного, сильного и почти всегда одинокого. Он всегда — главное в книге, её композиционный центр, всё и вся вокруг него — лишь декорации. Соломон Кейн на фоне журналистов, детективов, боксёров и воителей смотрится с одной стороны необычно, а, с другой, не является персонажем совсем уж незаурядным. Защитник несправедливо обиженных, виртуозно владеющий холодным оружием, боец до мозга костей — типаж для автора «Конана» не новый. Куда важнее мотивация, движущая сила героя — это не любовь, не жажда денег и власти, а вера в Бога. Неистовая, всепожирающая и слепая вера направляет Кейна во всех его бесчисленных странствиях и даёт ему силы выйти из самых сложных ситуаций. Вера — его лучшие доспехи и самое грозное оружие. Кейн выглядит не главным героем рассказов американского фантаста, а персонажем романтической поэмы XIX века.
Холодный, говорящий чрезвычайно пафосно, по утверждению автора почти никогда не ругающийся матом (хотя пуританин делает это в каждом рассказе с не меньшей виртуозностью, чем наносит удары шпагой) фанатик всегда остаётся верен в себе — его описание никогда не меняется, он даже действует всегда одинаково: пришёл, попал в плен/потерпел первоначальное поражение, разозлился и победил. Святая простота, читать про которую, тем не менее потрясающе интересно.
Говард обставляет в принципе абсолютно знакомые сюжеты так, что читатель проглатывает, не замечая, что такое уже где-то было.
Странный, завораживающий мир XVI столетия и сам англичанин с верной рапирой в руке в конце концов становится настолько близок, что расставаться безумно жалко. И, дочитав последние строчки финального стихотворения, становится грустно, что ты не можешь пойти с Соломоном на край света и дальше.
Кел-кор, 9 января 2007 г.
Мы говорим Роберт Говард — подразумеваем Конан. Это логично, это привычно, но не очень справедливо по отношению к другим героям автора. Бран Мак Морн, Кулл, Турлог О'Брайан, конечно же, незабвенный Брекенридж Элкинс — все они достойны внимания не меньше, чем варвар-киммериец. Однако один из этих героев, как и Конан, выбивается из общего ряда (хотя, конечно, каждый персонаж Говарда чем-то отличается от других). Соломон Кейн — пуританин, неутомимый странник, борец с несправедливостью и злом.
Чем же интересен этот цикл? Чем он отличается от циклов про Кулла, про Конана, про Брана Мак Морна?
Известно, что Говард — писатель-приключенец, если можно так выразиться. Полагаю, любой почувствует это, знакомясь с его произведениями. Действие развивается очень стремительно, автор не дает своим героям продохнуть от потока событий, который вынуждает их куда-то бежать, с кем-то сражаться, кого-то выручать из трудной ситуации... Но вместе с тем Говарду никогда не была чужда литература ужасов. Переписка с Лавкрафтом, от творчества которого «техасский мечтатель» был в восторге, неплохое знание англоязычной литературы ужасов предшествующих десятилетий и более ранней (Эдгар По, Элджернон Блэквуд, Артур Мейчен), создание собственных «страшных» рассказов (именно с этого Говард и начинал в журнале «Weird Tales»)... Во многих произведениях, которые даже напрямую не относятся к «ужасному» жанру, невооруженным глазом видна тяга автора к хоррору.
Цикл о Соломоне Кейне — это замечательная смесь приключений и ужаса. О приключениях можно особо не распространяться, ибо похождения пуританина в Европе и Африке в смысле примечательных происшествий мало чем отличаются от приключений других героев Говарда. А вот о хорроре нужно рассказать...
Первое, что создает правильный настрой у читателя, — атмосфера. Говард мастерски описывает лунные ночи (ведь Соломон наиболее активен именно в темное время суток!), где призрачный отраженный свет делает детали пейзажа таинственными и невесомыми, а ощущение надвигающейся опасности особенно острым! Ибо лунная ночь — благословенное время не только для отважного борца со злом, но и для самого зла. Кейн нагоняет старых врагов (в преследовании которых истоптал полсвета), сражается с африканскими туземцами, призраками, нечистью либо в закатных лучах солнца, либо посеребренный призрачным светом луны.
Второе, что может страшить, — это картины безумия. Безумия, царящего в умах людей, да и нелюдей тоже! Вспомнить хотя бы последнюю битву в повести «Луна черепов» или заключительную сцену в предпоследней главе рассказа «Крылья в ночи»... Такие картины хорошо удаются Говарду!
Да, недаром «техасский мечтатель» считается основателем не только героического фэнтези, но и еще одного жанра — хоррор-триллер, где Ужасу противостоят не покорные испуганные обыватели, а отважные герои, не собирающиеся продавать свою жизнь задешево. И верно говорил Роберт Маккаммон о произведениях Говарда: «...в ужасах вовсе не обязательно психологическое нагнетание. Можно пугать читателя и при помощи беспрерывного действа и подвигов отважных героев».
Caspian, 2 сентября 2011 г.
Цикл «Соломон Кейн», считаю самым ярким и выдающимся творением Роберта Ирвина Говарда. Вы не о слышались, не истории о Конане — отважном киммерийском воине, а именно Соломон Кейн является немеркнущей жемчужиной всего творчества великого писателя. Данный персонаж является самым многогранным и глубоким из всех, которые были созданы автором. Роберту Говарду удалось идеально передать характер храброго пуританина. Самыми выдающимися рассказами из цикла, на мой взгляд являются следующие: «Перестук костей», «багровые тени» и«десница судьбы». Все они великолепно написаны и пронизаны своей непередаваемой атмосферой от первой и до последней строчки. Кажется, писателю удалось вложить в образ Соломона Кейна большую часть своей души, за что хочется в очередной раз сказать спасибо писателю.:appl:
Александрович, 15 ноября 2011 г.
Мало вероятно, что встретив человека похожего на Соломона Кейна вы обрадуйтесь. Мрачный пуританин, который несмотря не пред чем не остановится карая зло. Даже внешность Соломона (высокий рост, широкие плечи, бледное лицо, ледяной взгляд, простая одежда) на первый взгляд подчёркиевает его фанатизм. Но стоит присмотрется повнимательней и образ Кейна прояляется в самом неожиданном ракурсе.
Перове, что бросается в глаза — способность сохранять холодную голову, что не характерно для фанатика. Исключнения вроде нахлынукшей, при нападении гарпий на деревню, ярости и атаки работорговцев в одиночку тлько подчёркивают это качество.
Второе — присущие пуританину авантюризм и жажда приключений. Иначе он не плавал бы с Френсисом Дрейком, не пустился бы в путешествие по Африке и не отправился бы снова в путь. вернувшись домой.
Третье — несмотря на внешнею холодность и жизненные перепитии Соломон Кейн сохранил человечность. «я не терплю поспешных обвинений и всякого человека считаю честным, пока доподлинно не убеждаюсь в обратном».
Наиболее точчное определение для Соломона Кейна последний рыцарь Европы.
Мирта, 24 апреля 2016 г.
Именно этот цикл Говарда читала с интересом и удовольствием (в отличие от приключений Конана-варвара, которые лично мне не пошли). Здесь рассказывается о приключениях не какого-то неубиваемого супер-пупер героя, это надо понимать, а в первую очередь о ситуациях в которые попадает фанатик-христианин, и как он всё это преодолевает с помощью Бога. И в самимх рассказах автор постоянно на этом делает акценты. Кому как, конечно, но мне было читать интересно, к тому же многие моменты описаны настолько страшно, что даже Кинг нервно в сторонке курит.
dimon1979, 17 марта 2010 г.
Фигура Соломона Кейна явно выделяется на фоне себе подобных героев-одиночек, его стремление победить зло в любых проявлениях и попытаться наказать самыми жестокими способами, никак не вяжущееся с его набожностью и благородством. Приключения англичанина происходят в самых разных местах, от неопределенного района в Европе и продолжаясь в джунглях Африки, затерянном городе и в жарких местах пустыни. Рассказы написаны легким, приключенческим стилем и читать их сплошное удовольствие, многие рассказы были читаны мною еще в подростковом возрасте, но и сейчас я с большим удовольствием прочитал их заново. Некоторые моменты не могут вызывать улыбки и легкого недоверия в происходящее, но стоит помнить о том что это придуманные истории и были написаны много лет назад. Приключения, схватки, разнообразные чудовища, старые тайны и забытые знания, все это ждет нас в цикле о Соломоне Кейне.
ФАНТОМ, 3 марта 2008 г.
Соломон Кейн — настоящий герой-одиночка,сильный телом и духом.
Прекрасный образец приключенческо-авантюрного fantasy.
Говарду удалось четким,рубленым стилем повествования создать яркие обраы героя и мира,в котором этот герой живет и побеждает.
Vlad lev, 20 апреля 2013 г.
Цикл «Соломон Кейн» — отличный пример соединения мира мистики и магии, хорошо знакомого почитателям творчества Р.И.Говарда по Саге о Конане, с реальностью.
Этот герой более мрачен и задумчив, нежели варвар, и, используя нынешнюю терминологию, более «готичен». Все произведения этого цикла увлекательны и рекомендуются к прочтению.
Жаль, художественный фильм «Соломон Кейн» нисколечко не передал оригинальности авторской задумки и, скорее напротив, вызвал негативное восприятие.
glupec, 7 февраля 2010 г.
Если бы я начал знакомство с Говардом (в далеком 1994-м) не с «Конана», а с этого цикла — я, наверное, очаровался и увлекся бы Говардом без памяти. Потому что цикл на порядок цельнее, гармоничнее, атмосфернее (а в чем-то и проще — но это как раз достоинство, а не наоборот), чем затяжная Сага о Мускулистом Варваре. Герой — не бесхитростный и плохо мыслящий качок (да-да! Оказывается, вполне можно описать человека невероятной силы — и он _не будет_ очередным клоном Портоса...), кроме того, он и не «варвар» вовсе, ни женщин, ни наживы ему не надо — он благороден + бескорыстен («в жизни таких не бывает», но подростку именно такие герои и нужны. Конан не может служить положительным примером, а Кейн — может).
Каждый рассказ обладает законченным сюжетом, так сказать, «вещь в себе» — и это тоже немаловажно для подросткового восприятия. «Конан» — там была установка на _бесконечные_ приключения (понятно, что, победив в одной битве, он тут же отправится искать следующую... пока корону не добудет, или богом не станет, или еще чего (а это будет только под самый конец большого тома). А в «Кейне» — в принципе, любой рассказ мог бы оказаться финальным, если бы вдруг Говарду надоело писать).
В общем... я очень жалею, что мне в 13 лет не попался этот цикл (он даже, кажется, не был тогда весь переведен)... и что я неплохим, но несколько все же попсовым «Конаном» подпортил себе впечатление от творчества хорошего автора.
aps, 26 мая 2010 г.
Если мы говорим о произведении, в котором герой почти в одиночку побеждает толпы врагов и ее автор Р.Говард — то первое, что приходит на ум, это рассказ о Конане. Да, Конан-Варвар — самый известный его герой, однако в творчестве писателя есть еще несколько заслуживающих внимания циклов, помимо историй о похождениях Великого киммерийца. Например цикл о Соломоне Кейне.
На первый взгляд все почти тоже самое: герой борется с порождениями зла и неприменно выходит победителем. Но на этом, основной общей канве сюжета, все параллели между циклами заканчиваются. Соломон действует в более близкий нам временной период и руководствуется совсем другими принципами: если Конан стремится к богатству и власти и не заботится о моральной составляющей своих поступков — он классический авантюрист, то Соломон — классический борец со злом, который черпает свои силы в вере. Именно поэтому для меня Соломон Кейн более симпатичный персонаж и я с большим интересом следил за его приключениями.
А следить было за чем. Автор бросал своего героя из критической ситуации в другую, сталкивал его со множеством существ порожденных злом на разных континентах (мне больше понравились его африканские приключения). Однако из каждой схватке Соломон всегдавыходил победителем благодаря своему искусству фехтования, вере, духу и, иногда, друзьям.
Каждый рассказ о бесстрашном пуританине – это прекрасный образец героической фантастики. А сам цикл о Соломоне Кейне – лучший в творчестве Р. Говарда.
P.S.: недавно на экраны вышел художественный фильм «Соломон Кейн» — не шедевр, но достойный образец кинофантастики, который можно рекомендовать всем поклонникам рассказов об англичанине Соломоне Кейне – пуританине и авантюристе.
Oswald, 8 января 2010 г.
Чёткий, без излишеств, суровый стиль в котором написаны эти рассказы настраивает на соответствующий лад и читателя. Ничто так не передаёт грозного характера и крутого, по-пуритански беспощадного нрава бескорыстного борца со злом, как отрывистая лаконичная манера изложения, столь характерная для этого автора. Угрюмые, но поэтичные и звучные слова, метафоры и словосочетания употребляемые Говардом заставляют его героя оживать в глазах читателя, представать перед ним словно наяву. Это одно из главных достоинств непритязательно-аскетичного строя речи, которого намеренно придерживался писатель. Достаточно иметь хоть-какое нибудь мало-мальское, даже самое бесхитростное воображение, чтобы отреагировать на тот мощнейщий энергетический и эмоциональный посыл, какой содержит в себе цикл о Кейне.
Кейн, к слову, для Говарда герой не менее знаковый и центральный, чем Конан. Благородный пуританин, который вместо того, чтобы тихо-мирно трудиться в поте лица своего во имя господа, покупая тем самым право называться богоизбранным, отправился в странствия с целью выручать из беды слабых и убогих, сам по себе уже фигура просто уникальная.
В качестве наиболее интересных рассказов об этом герое я выделил бы африканскую одиссею Кейна. Повести «Луна черепов», «Холмы мёртвых», «Крылья в ночи» и «Шаги в пирамиде» на мой взгляд лучшие из всего цикла. В последней впрочем, Кейн почти не предпринимает никаких активных действий, но достаточно и того простого факта, что он там присутствует. Европейские и английские похождения Кейна, к сожалению не столь яркие, но и там нашлось два запоминающихся эпизода. Первый, «Черепа среди звёзд» описывает схватку Кейна с мстительным призраком, обретшим плоть. В общем, пару жутковатых мгновений он доставить способен. Второй, «Десница судьбы», вариант трактовки известного средневекового суеверия о «Руке славы», повергает в истинно мистический ужас перед носителями чёрной магии.
Grave_Flower, 19 января 2010 г.
Роберт Говард — это ИМЯ в мире фентези. И написать что-то плохое он не может по определению. До сего момента я читал только Конана, но вот совсем недавно, буквально пару дней назад, мне удалось купить и эту книгу. Я ее открыл, прочел первые предложения.... И не смог оторваться пока не перевернулась последняя страница. Отличная книга, отличный герой. Отличный автор.
Kairan, 15 января 2006 г.
Лучший цикл Говарда, не в обиду любителям Конана.
Соломон Кейн в какой-то мере стал предтечей другого моего любимого героя — геммеловского Йона Шэнноу.
AlisterOrm, 9 декабря 2010 г.
Честно говоря, ещё полтора месяца назад ничего не знал о таком персонаже Говарда как Соломон Кейн, даже фильм не смотрел. Однако цикл прочитан, и хочется сделать несколько замечаний.
Все знают такого персонажа Говарда, как Конан — нужно быть безнадёжно слепым и глухим, чтобы не знать, кто это такой. Однако образ Соломона Кейна на порядок сложнее, чем образ киммерийца. Давайте посмотрим: кто такой Конан? Авантюрист, бродяга, вор. Он очень умён, дьявольски хитёр, ловок скабрезен. Он герой поневоле, подвиги, совершаемые им — просто дань авантюризму — добывая сокровища, он убивает дракона, преследуя девицу, Конан «нечаянно» уничтожает пару чудовищ, командует войском, чтобы спасти собственную шкуру. Даже королём Аквилонии он становится как-бы случайно — приняв участие в чужой для него войне — опять же, из авантюризма.
А теперь взглянем на Соломона Кейна. Что мы видим? Суровый пуританин, религиозный фанатик, защитник страждущих и несправедливо обиженных — казалось бы, всё просто. однако, читая рассказы, мы понимаем, что Кейн куда глубже и ярче, чем кажется на первый взгляд.
Возьмём тезис о фанатике — такой человек должен уничтожать на своём пути всё, что посчитает богопротивным, испытывая при этом священный экстаз, упиваясь своей инквизиторской миссией. Кейн в принципе занимается тем же самым. Однако убийство очередного врага не приносит ему радости, он всегда чувствует пустоту в душе, не зная, совершил ли он добро, искоренил ли зло в этом мире? особенно ярко это прослеживается в рассказе «Багровые тени». Мало того, он водит дружбу, и даже является поьратимом с закоренелым слугой дьявола — колдуном Нлонгой, который не раз выручает его из беды, хотя вера пуританина призывает нещадно искоренять подобных людей.
И следующее определение — о неизменном благородстве и вере Соломона. Прочитав рассказ «Крылья в ночи», образ пуританина вскрылся ещё чётче — в нём скрывается Зло — он убийца, прирождённый воин, мстительный и жестокий. Благородство и вера — единственное, что сдерживает Тьму в душе пуританина, которая удасает его самого — только совершая благородные поступки, он может отгородится от своего тёмного «Я».
Как мы видим, образ Соломона Кейна сложнее, чем на первый взгляд. Почему же этот персонаж не получил такого развития, как Конан и Кулл? Почему не появилось межавторского цикла «Соломон Кейн»? Сложно судить. Возможно, персонаж Конана был проще и притягательней, чем образ Кейна, и писатели предпочитали отождевстлять себя с киммерийцем, а не пуританиным. К тому же, мир Конана, мир Хайборийской эры куда ярче, насыщенней и разнообразней, чем Старый Свет XVI в., в котором происходят основные приключения Кейна. Непрорисованность мира Конана позволяла писателям вставлять в цикл самые разнообразные сущности, приключения Конана должны отличаться большим разнообразием, нежели приключения пуританина. И это, честно говоря, печально — я был бы не против ещё почитать о приключениях Соломона Кейна — очень уж интересный и неоднозначный персонаж получился у Говарда.
Smithers, 9 ноября 2010 г.
Надо сказать, что несомненный талант Роберта Говарда не дает устаревать его произведениям даже в пренебрегаемом многими жанре героической фэнтези. С первых же строк читатель погружается в гнетущую атмосферу безграничных неизведанных пространств африканского континента, населенных пугающими потусторонними существами из мифов и легенд ранней истории человечества. Беспощадное древнее Зло встает на бесконечном пути фанатично преданного делу его уничтожения пуританина Соломона Кейна. И Зло это смачно, с хрустом костей, с треском черепов, с воем призраков изгоняется из нашего мира посредством рапиры, пистолетов, а иногда и с помощью магического посоха шамана вуду.
Целеустремленность и непоколебимая фанатичность главного героя выгодно сочетается с красочно описываемыми локациями болот, дремучих джунглей, затерянных пустынь и древних подземных сооружений в скалах.
Жаль, что о Соломоне Кейне написано не так много как о Конане из Киммерии. Рассказы о пуританине и его приключениях отличаются незамысловатой простотой, кое-где высокопарным языком (так, наверное, и должно быть), но при этом и более стремительным развитием сюжета в сгущенной до предела мрачной атмосфере стильно описанных скитаний и сражений главного героя.
Некоторое противоречие, заключающееся в отсутствии сомнений при выборе способов и средств в уничтожении любых проявлений и воплощений Зла в сочетании с фанатичной религиозной набожностью Соломона Кейна, выделяет его в ряду стереотипных героев фэнтези. Но это никак не является противоречием, если учесть, что в рамках фантазии Р.Говарда, Кейн, возможно, является карающей рукой древних высших сил.
Рассказы в целом жизнеутверждающие и поднимающие дух.