FantLab ru

Александр Беляев «Голова профессора Доуэля»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.38
Голосов:
4251
Моя оценка:
-

подробнее

Голова профессора Доуэля

Другие названия: Когда мёртвые оживут

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 321
Аннотация:

Профессор Керн проводит в своей лаборатории эксперименты по оживлению органов, отделенных от человеческого тела. Пренебрегая морально-этическими принципами поведения врача, для достижения личных, эгоистических целей он не останавливается ни перед чем…

Примечание:

Первое научно-фантастическое произведение А. Беляева. Впервые опубликовано — в виде рассказа — в московской «Рабочей газете» 16 — 21 и 24 — 26 июня 1925 года, а затем в 3-м и 4-м номерах журнала «Всемирный следопыт» за тот же год. Годом позже в качестве заглавного рассказа вошло в первый авторский сборник фантастики Беляева (вместе с рассказами «Человек, который не спит» и «Гость из книжного шкафа»).

Сюжет рассказа тот же, что и романа, но значительно проще и беднее. Мисс Адаме (в романе — мадемуазель Лоран) попадает в лабораторию профессора Керна, большого ученого, который, однако, не остановился перед преступлением: оживив голову своего учителя, профессора Доуэля, он теперь заставляет эту голову работать на себя, служить «генератором идей». Мисс Адаме сразу же, как только проникает в тайну Керна, пытается разоблачить его, но безуспешно. Из почти безвыходного положения ее спасает сын Доуэля. Вместе им удается довести разоблачение до конца. Керн терпит поражение.

Рассказ был интересен своими научно-фантастическими идеями, но не литературным мастерством автора. Поэтому двенадцать лет спустя Беляев переработал его в роман — в том виде, в каком он опубликован сегодня. Впервые роман увидел свет в 1937 году на страницах ленинградской газеты «Смена» (1 — 6, 8 — 9, 11, 14 — 18, 24, 28 февраля, 1, 3 — 6, 9 — 11 марта), затем в 6 — 10 номерах журнала «Вокруг света» за тот же год.

Первое отдельное издание было выпущено издательством «Советский писатель» в 1938 году;

Также: ещё одна публикацию «Головы профессора Доуэля» 1937 г. в рижской русскоязычной газете: «Когда мертвые оживут» фантастический роман необычайных приключений // Газета для всех: Воскресная газета для города и деревни (Рига), 1937, 12 сентября (№37) – с.9-10, 19 сентября (№38) – с.11-12, 26 сентября (№39) – с.11-12, 3 октября (№40) – с.11-12, 10 октября (№41) – с.11-12, 17 октября (№42) – с.11-12, 24 октября (№43) – с.14-15, 31 октября (№44) – с.11-12, 7 ноября (№45) – с.12, 14 ноября (№46) – с.11-12, 21 ноября (№47) – с.12-13, 28 ноября (№46) – с.12, 5 декабря (№49) – с.11-12, 12 декабря (№50) – с.14; 1938, 16 января (№3) – с.13-14, 23 января (№4) – с.9-10, 30 января (№5) – с.13-14, 6 февраля (№6) – с.13, 13 февраля (№7) – с.13, 20 февраля (№8) – с.13, 27 февраля (№9) – с.13-14, 6 марта (№10) – с.13, 13 марта (№11) – с.13-14, 20 марта (№12) – с.13, 27 марта (№13) – с.13-14.

(с) www.litportal.ru


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 132

Активный словарный запас: низкий (2465 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 49%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Завещание профессора Доуэля» 1984, СССР, реж: Леонид Менакер



Похожие произведения:

 

 


Газета для всех: Воскресная газета для города и деревни (Рига), 1937, 12 сентября (№37)
1937 г.
Голова профессора Доуэля
1938 г.
Избранные научно-фантастические произведения. В двух томах. Том 2
1956 г.
 Избранные научно-фантастические произведения в двух томах. Том 2
1957 г.
Избранные научно-фантастические произведения. В трех томах. Том 2
1957 г.
Избранные научно-фантастические произведения. В трех томах. Том 2
1957 г.
Звезда КЭЦ. Голова профессора Доуэля. Вечный хлеб
1959 г.
Избранные научно-фантастические произведения в двух томах. Том II.
1959 г.
Последний человек из Атлантиды. Голова профессора Доуэля. Остров погибших кораблей
1959 г.
Голова профессора Доуэля
1960 г.
Звезда КЭЦ
1960 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 1
1963 г.
Голова профессора Доуэля. Человек нашедший свое лицо
1965 г.
Голова профессора Доуэля
1973 г.
Голова профессора Доуэля
1976 г.
Фантастика
1976 г.
Фантастика
1976 г.
Человек-амфибия
1976 г.
Властелин мира
1981 г.
Голова профессора Доуэля
1981 г.
Голова профессора Доуэля. Человек-амфибия
1981 г.
Звезда Кэц
1981 г.
Остров Погибших Кораблей
1981 г.
Александр Беляев. Собрание сочинений в пяти томах. Том 1
1983 г.
Голова профессора Доуэля
1984 г.
Голова профессора Доуэля. Продавец воздуха. Рассказы
1984 г.
Избранное
1984 г.
Голова профессора Доуэля. Человек-амфибия
1985 г.
Остров Погибших Кораблей
1985 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля. Рассказы
1985 г.
Александр Беляев. Избранное
1986 г.
Голова профессора Доуэля. Повести и рассказы
1986 г.
Избранное
1986 г.
Повести
1986 г.
Романы.Рассказы
1986 г.
Фантастика
1986 г.
Человек-амфибия
1986 г.
Голова профессора Доуэля
1987 г.
Избранные романы
1987 г.
Остров погибших кораблей
1987 г.
Человек-амфибия
1987 г.
Голова профессора Доуэля. Человек-амфибия
1988 г.
Фантастика
1988 г.
Избранные произведения
1989 г.
Голова профессора Доуэля
1991 г.
Голова профессора Доуэля
1992 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 1
1992 г.
Гениальный безумец
1993 г.
Избранные произведения в четырех томах. Том 1
1993 г.
Продавец воздуха. Голова профессора Доуэля
1993 г.
Собрание сочинений в девяти томах. Том 1
1993 г.
Чудесное око
1993 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля. Остров погибших кораблей
1994 г.
Сочинения в трех томах. Том 3
1996 г.
Голова профессора Доуэля
1998 г.
Храм снов
2000 г.
Продавец воздуха
2000 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля
2000 г.
Голова профессора Доуэля
2001 г.
Избранные сочинения в 2 томах. Том 2.
2001 г.
Избранные сочинения в 2 томах. Том 2. Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля. Остров погибших кораблей. Последний человек из Атлантиды
2001 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля
2001 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля
2001 г.
Человек-амфибия
2002 г.
Александр Беляев. Избранное
2003 г.
Александр Беляев. Избранное
2003 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля
2003 г.
Голова профессора Доуэля. Человек-амфибия
2004 г.
Избранное в двух книгах. Книга 2
2004 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля
2004 г.
Остров погибших кораблей
2005 г.
Собрание сочинений. Том 2.
2005 г.
Том 1. Голова профессора Доуэля
2005 г.
Человек-амфибия
2005 г.
Голова профессора Доуэля
2006 г.
Человек-амфибия
2006 г.
Голова профессора Доуэля
2007 г.
Голова профессора Доуэля
2007 г.
Голова профессора Доуэля
2007 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 1. Голова профессора Доуэля. Остров погибших кораблей. Последний человек из Атлантиды
2007 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля
2007 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля. Остров Погибших Кораблей. Ариэль
2007 г.
Избранное
2008 г.
Романы. Повести. Рассказы
2008 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля (подарочное издание)
2008 г.
Человек-амфибия
2009 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля
2009 г.
Голова профессора Доуэля
2010 г.
Голова профессора Доуэля
2010 г.
Полное собрание сочинений в двух томах. Том 1
2010 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля
2010 г.
Остров погибших кораблей
2010 г.
Человек-амфибия
2011 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля
2012 г.
Человек-амфибия. Ариэль. Остров Погибших Кораблей. Голова профессора Доуэля
2016 г.
Голова профессора Доуэля
2016 г.
Властелин мира
2016 г.
Голова профессора Доуэля. Ариэль
2016 г.
Голова профессора Доуэля
2017 г.
Голова профессора Доуэля
2017 г.
Голова профессора Доуэля
2017 г.
Голова профессора Доуэля
2017 г.
Голова профессора Доуэля. Человек-амфибия
2017 г.
Малое собрание сочинений
2017 г.
Остров Погибших Кораблей. Голова профессора Доуэля
2017 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля. Остров погибших кораблей
2017 г.
Человек-амфибия
2017 г.
Человек-амфибия. Романы
2017 г.
Человек-амфибия. Романы
2017 г.
Голова профессора Доуэля
2018 г.
Человек-амфибия
2018 г.
Человек-амфибия
2018 г.
Homo experimentum
2018 г.
Остров Погибших Кораблей. Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля
2018 г.
Человек-амфибия. Лучшее
2018 г.
Остров погибших кораблей. Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля
2018 г.
Остров Погибших Кораблей. Голова профессора Доуэля
2018 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 1
2018 г.
Голова профессора Доуэля
2018 г.
Голова профессора Доуэля
2018 г.
Голова профессора Доуэля
2019 г.
Голова профессора Доуэля
2019 г.
Голова профессора Доуэля
2019 г.
Голова профессора Доуэля. Остров Погибших кораблей
2019 г.
Научно-фантастические романы
2019 г.
Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля
2019 г.
Голова профессора Доуэля
2020 г.
Остров Погибших Кораблей. Голова профессора Доуэля
2020 г.
Остров Погибших Кораблей. Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля
2020 г.
Homo experimentum: Голова профессора Доуэля. Лаборатория Дубльвэ. Ариэль
2021 г.

Периодика:

Вокруг света 1937`7
1937 г.
Вокруг света 1937`8
1937 г.
Вокруг света 1937`11
1937 г.
Вокруг света № 6, 1937
1937 г.
Вокруг света № 9 (сентябрь 1937)
1937 г.
Вокруг света № 10 (октябрь 1937)
1937 г.
Chtenia 2015 Vol. 8, No. 2, Issue 30 (Spring)
2015 г.
(английский)

Аудиокниги:

Голова профессора Доуэля
2005 г.
Голова профессора Доуэля
2005 г.
Голова профессора Доуэля
2006 г.
Голова профессора Доуэля
2008 г.
Голова профессора Доуэля
2008 г.
Голова профессора Доуэля
2010 г.
Шедевры советской фантастики
2010 г.

Электронные издания:

The Head Of Professor Dowell
2012 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Hlava profesora Dowella
1957 г.
(словацкий)
Голова професора Доуеля
1957 г.
(украинский)
У світі пригод
1957 г.
(украинский)
Člověk obojživelník
1958 г.
(чешский)
Glava profesorja Douella
1959 г.
(словенский)
陶威尔教授的头颅
1959 г.
(китайский)
Hlava profesora Dowella
1965 г.
(словацкий)
Hlava profesora Dowella
1967 г.
(чешский)
Главата на професор Доуел
1968 г.
(болгарский)
ドウエル教授の首
1969 г.
(японский)
Profesora Dovela galva
1970 г.
(латышский)
Professor Dowell's Head
1980 г.
(английский)
Professor Dowell's Head
1981 г.
(английский)
Poslední Atlantiďan. Hlava profesora Dowella
1985 г.
(чешский)
Завтра начинается сегодня
1986 г.
(английский)
Hlava profesora Dowella
1988 г.
(словацкий)
Capul profesorului Dowell. Omul amfibie
1997 г.
(румынский)
Людина-амфібія. Острів загиблих кораблів. Голова професора Доуеля.
2005 г.
(украинский)
Голова професора Доуеля
2006 г.
(украинский)
La Tête du professeur Dowell
2006 г.
(французский)
Людина-амфібія. Острів загиблих кораблів. Голова професора Доуеля.
2009 г.
(украинский)
Professor Dowelli pea
2012 г.
(эстонский)
প্রফেসর ডয়েলের মস্তক
2012 г.
(бенгальский)
The Head Of Professor Dowell
2012 г.
(английский)
La cabeza del profesor Dowell
2013 г.
(испанский)
Profesör Dowell'in Başı
2013 г.
(турецкий)
Đầu Giáo Sư Dowel
2013 г.
(вьетнамский)
Голова професора Доуеля
2014 г.
(украинский)
Голова професора Доуеля
2019 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что и говорить, данный роман — истинно-фантастическое произведение, написанное в стиле Герберта Уэллса. В нем всё по стандарту: вполне реальные открытия, которые могут быть сделаны в будущем, захватывающий сюжет и запоминающиеся персонажи, а также неявно выраженная мораль по поводу всего случившегося. Во многом «Голова профессора Доуэля» напоминает мне уэллсовского «Человека-невидимку». Оба романа написаны по одной схеме и в сходном стиле. И там, и там действует некий изобретатель-ученый, первым раскрывший тайну некой технологии (невидимости, оживления мертвых тканей). Оба ученых вынуждены таиться от общества, которое еще не готово принять их разработки. Содержание открытий дается достаточно подробно — с научным обоснованием проблемы. Весь сюжет основывается на противопоставлении научных интересов и общественной морали. Проводя свои опыты и эксперименты, ученые волей-неволей нарушают этические нормы тех стран, где они живут, что фактически превращает их в своеобразных изгоев. Интрига нагнетается после провала очередного эксперимента (убийства свидетеля, побега испытуемой), и фабула из чисто научной вдруг становится приключенческой с элементами детектива. В итоге оба ученых изгоя терпят поражение, а их открытия оказываются никому не нужны. Но авторы намекают, что эта неудача временная и в будущем всё повторится — на этот раз удачно. Только вот когда наступит это самое будущее?

Роман Беляева довольно-таки мрачноват. Во-первых, это следствие основной идеи — спасения умерших посредством пересадки тел. Увы, хирургия не пахнет розами... Во-вторых, действие происходит во Франции, т.е. на «гнилом Западе» — значит, можно создать гнетущую атмосферу, приписав отрицательным героям самые невероятные пороки. Автор довольно точно описывает все необходимые медицинские процедуры, которые своей откровенностью могут шокировать впечатлительного читателя. Некоторые стороны процесса описаны правдиво (анестезия, физиологические тонкости), другие вызывают сомнения (как заставить голову без тела говорить и можно ли хранить срез головы в физиологическом растворе с обезболивающим агентом). У меня вызывает сомнение тот факт, что «пришивание» головы заняло у Керна всего 55 минут. Он, конечно, способный хирург, но без ассистентов и соответствующего оборудования такую сложную процедуру едва ли можно выполнить так скоро. Неясен и вопрос о важности и необходимости препарата «Доуэль-217», предотвращающего свертываемость крови: последняя свертывается лишь в контакте с внешней средой, но не в герметичном контуре. Психологические аспекты описаны более убедительно, например, изуверские методы ломки воли в клинике Равино. Хотя и тут есть свои тонкости: я лично не уверен, что оживленная женщина так быстро примирится с тем, что от нее осталась одна лишь голова. Впрочем, Брике была ресторанной шансоньеткой и вполне могла свыкнуться с ужасами «низовой жизни». Выше всяких похвал — идея о том, как новое тело влияет на сознание и поведение другой личности. Вульгарная и капризная певичка вдруг становится скромной и стыдливой натурой, когда начинает использовать тело юной итальянской дивы. Автор ставит перед читателем вопрос: что же определяет наши манеры — рассудок или биохимия? Думаю, и сегодня, почти 100 лет спустя, ответить на него будет всё так же сложно. Как ни странно, вполне разумна и логична керновская мораль по поводу пересадки голов — современная хирургия вовсю ее использует при вживлении в тела людей органов доноров, погибших в разного рода катастрофах.

Как и во всех ранних произведениях данного жанра, сшивка сюжета не обошлась без определенных натяжек, грубых стежков, известных как «рояли в кустах». Невероятным выглядит совпадение, будто Артур Доуэль был лично знаком с любовником самой Анжелики Гай, которая так удачно погибла в железнодорожной катастрофе. Слишком притянутым кажется и решение Керна нанять совершенно незнакомую ему сиделку для выполнения крайне щекотливого дела — обслуживания отрезанной головы недавно умершего профессора. Не мог нанять более надежного лица? В реальности Лоран без рассуждений сдала бы этого хирурга столичной полиции, и сюжет пошел бы совсем в ином направлении. Неубедителен и побег Брике из клиники: редко какая женщина решится спуститься из раскрытого окна на связанных простынях! Сомнительно, что психлечебница Равино будет служить исключительно для «скрывания концов» нелицеприятных дел состоятельных граждан: к закону во Франции относятся с определенным пиететом (французы считают себя прямыми наследниками Римской империи, давшей миру юриспруденцию).

Но в целом эти огрехи несильно влияют на впечатление от прочитанного. Действие живое и захватывающее, персонажи натуральные и запоминающиеся, идея злободневная и интересная. Из всех высказываний мне особо понравилось одно: «Вы женщина. Это плохо. Вы красивы — это еще хуже.» Чисто мужская чуйка сработала верно, но не помогла своему персонажу, а, напротив, ожидаемо сгубила его. C'est la vie!

-------------

РЕЗЮМЕ: характерная для Запада история о маньяке-ученом и путях выхода в свет всех научных открытий. Классика фантастики, обязательная к чтению всеми категориями читателей (кроме особо впечатлительных).

Оценка: 8
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга, лишившая меня сна. Во всех смыслах. Ночью мне, школьнику, снилась отделенная от тела голова, что-то вещавшая мне сиплым голосом. Днем я, в свободное от учебы время, лопатил энциклопедии и прочие справочники. Не помню, кто сказал, что век девятнадцатый был веком химии, век двадцатый есть век физики, а век двадцать первый будет веком биологии, но я, начавший жить в прошлом веке и более или менее успешно живущий в веке нынешнем, тогда, в веке двадцатом, прочитав «Голову...», поверил в эту фразу безоговорочно. И до сей поры не жалею о выборе профессии.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Практически идеальный научно-фантастический роман, входящий в золотой фонд отечественной литературы как таковой. Логичный и выверенный сюжет, не забывающий о приключениях, немного печальные размышления о важности и сути человеческой жизни, о том, как мы в будущем будем взаимодействовать с прогрессом и к чему это приведёт.

Для меня отдельное удовольствие было перечитывать этот роман, ибо «Голова профессора Доуэля» в принципе одна из первых прочитанных мной книги ещё лет в семь. Если и не самая первая, то как минимум в первой десятке. Было очень любопытно и странно узнавать персонажей, их мысли и действия, пользуясь воспоминаниями из тёмных глубин памяти. Пожалуй, только тогда понял, как сильно когда-то эта книга на меня повлияла, внеся немалый вклад в мои художественные вкусы, мировоззрение и понятие о хорошей истории.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одна голова — хорошо, а две — лучше (типа проф. Керн)

Ламповая кондовая классическая научная фантастика первой трети 20 века. Хотя сама идея сюжета родилась у автора ещё в 20-е годы — любопытствующий читатель легко найдёт слова самого автора о некоторой своеобразной… автобиографичности этого романа.

Первый раз я эту книгу читал где-то в начале 70-х, т. е. полвека тому обратно. И вот вдруг захотелось вновь окунуться в этот странный мир. Понятно, что о сюжете писать — впустую чернила тратить. И потому только о своём сегодняшнем восприятии этой книги и об отношении к ней.

Мне повезло: нашёл (случайно наткнулся) качественный вариант радиоспектакля, причём в озвучке (в исполнении ролей) были задействованы вполне респектабельные и маститые актёры и актрисы — Евгения Добровольская, Егор Бероев и Василий Ливанов в их списке точно имеются. И потому (но и не только поэтому) воспринимать текст романа было легко и приятно. И хотя нюансы сюжета за прошедшие полвека изрядно подзабылись, однако основная нить событий в памяти ещё была жива, а забытое легко вспомнилось при прослушивании.

Конечно, конец XIX — начало XX веков были совершенно революционными временами. Причём революционностью были пропитаны не только политические и социальные темы, но и другие научные и научно-прикладные. В том числе вовсю муссировались и опробовались идеи апгрейда человеческого тела — вот вам и фантдопы «Человека-амфибии», «Головы профессора Доуэля», «Острова доктора Моро» и прочих научно-фантастических произведений того времени. И так мечталось, что учёные-медики сумеют пересаживать сердца и другие важные органы, возвращать людям жизнь и наделять их новыми телами…

Показательно, что действие романа помещено автором в Париж, т. е. в страну капиталистическую. Понятно, что Россия 20-х годов вряд ли могла называться передовой страной учёных, но всё-таки Беляев показывает помимо чисто медицинских аспектов ещё и чисто гуманистические — т. е. полное бездушие и погоню за сенсационностью со стороны врача Керна, да и мелькнувший в сюжете врач-психиатр мало чем от Керна отличается. Однако всё-таки справедливость торжествует и зло наказано по-закону и по справедливости.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Попалась под руку книжка, с которой познакомился когда-то школьником, и за один присест перечитал. Думаю, нет нужды пересказывать идею, вряд ли кто-то не слышал об этой классике фантастики.

Казалось бы, с возрастом становишься циничнее, но, как ни странно, впечатление произвела ещё большее.

Это и проработка технических деталей, и невероятный психологический хоррор в хорошем смысле этого слова. И осмысление того, чем мы есть; что для нас значит разум и тело — такие вещи воспринимаются полнее с приходом жизненного опыта.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сильное произведение и атмосферная фантастика

Роман Александра Беляева с запоминающимся названием «Голова профессора Доуэля» стал для меня неоднозначным. Произведение является хорошей фантастикой, но в то же время дается для чтения сложно. Размах достоин лучших книг Герберта Уэллса. Приближенные к реально возможным открытиям события, запоминающийся сюжет, колоритные персонажи, социальный подтекст — все это под одной обложкой мастера отечественной фантастики.

Ученый-социопат, который готов на различные эксперименты ради достижения своих научных целей, не останавливается перед этическими нормами, готов их перешагнуть. Для него важна истинная цель — получение работающей технологии.

Беляев отлично показывает мрачный мир, что окружает главных героев. Таковым мир становится как раз из-за персонажей, постепенно уводя читателей все глубже в эту приближающуюся бездну неотвратимого будущего. Также мрачность достигается благодаря умелому описанию различных операций с человеческими телами, что достаточно сложно читать простому человеку. В какой-то момент вдруг осознаешь, что теряешь ту грань между фантастикой и реально возможными событиями. Настолько интересно рассказывает свою историю автор. Конечно большинство сцен вызывают скептическое отношение, та же голова, что отделена от тела и в целом достаточно неплохо живет с помощью специальных поддерживающих в ней жизнь технологий. Но на то она и фантастика. Ты знаешь заранее, что этот мир нереален, а, значит, в нем возможно и такое повествование. Ты же, как читатель, принимаешь правила игры, которые диктует Беляев.

Вызывает вопросы и некоторые другие сцены. К примеру, осознание человеком того, что от его живой плоти осталась только голова. Как-то быстро героиня смирилась с этой новостью, что меня несколько не убедило. Но так видит автор. Это его полное право.

Понравилось и еще одно. Беляев ставит перед читателем вопрос о том, как могут ужиться голова одного человека и тело другого. Что станет определяющим фактором в поведении, чья личность предстанет перед нами. Ведь после произошедшего «сращивания» человек стал кем-то другим, иной личностью. Вопрос открытый и до сих пор. Сегодня можно видеть подобные темы в различных фильмах и сериалах про паранормальные явления, где, например, донорские органы, что были вживлены другому человеку, оказывали некоего влияние на него. В этом человеке проявляются черты донора-умершего. И действительно, идея достаточно интересная, заставляющая размышлять на тему переселения душ. Беляев одним из первых задается таким вопросом в своей книге.

Александр Беляев подарил нам интереснейшее и атмосферное произведение. Не скрою, после прочтения «Головы профессора Доуэля» у меня до сих пор остался какой-то неприятный осадок от показанного мира, мира, где такое возможно. Но если книга отзывается где-то внутри, значит она зацепила. И я знаю, чем. Здесь живые и настоящие персонажи, которые хорошо проработаны, пусть не без огрехов, что так свойственны героям произведений тех далеких лет. Здесь отличное повествование и атмосферный мир, который живет по своим законам. Ну и самое главное — мастерство автора, из-под пера которого строчка за строчкой появляются страницы, что так интересно читать.

7 из 10

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все таки некоторые книги лучше всего читать в подростковом возрасте. Перечитывание их будучи взрослым может откровенно разочаровать.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Сама по себе идея с оживлением головы интересна даже сейчас. Я не буду рассуждать о том, насколько книга научна, главное то, что в описание всех этих опытов веришь, настолько круто они описаны.

Моменты в лаборатории Керна — лучшее, что есть в романе. Тут и страдания головы Доуэля, и Брике с её неровным характером, и нелепая и оттого поражающая гибель Томы. Эпизоды с приключениями Брике на воле не так хороши по определённым причинам (но об этом чуть позже), но некоторые моменты сделаны на ура. Очень понравились сомнения, вставшие перед Ларе, когда он будучи влюблённым в Анжелику столкнулся с новой «хозяйкой» её тела. А момент, в котором он узнаёт тело свой возлюбленной, но понимает, что у неё чужая голова, действительно поражает, ещё бы докрутить его немного, добавить подробностей. Правда, здесь мы сталкиваемся с первой проблемой романа — неправдоподобным количеством совпадений. То что Брике довольно быстро, оказавшись на воле, столкнулась с любовником Анжелики, это ещё ничего. Но вот то, что этот любовник оказался другом Артура Доуэля... Не верю. Вообще, характеры Артура и его друзей толком не прописаны. Это какие-то Марти Сью, которые и умны, и физически развиты, и вообще непобедимы. На протяжении дальнейшей книги они и побег из психбольницы проворачивают без хлопот ( а ранее её описывали как место, из которого выбраться сложнее чем из многих каторжных тюрем), и в плен берут главврача без особых проблем, и Керна также легко побеждают. Не верю.

Вообще у меня возникло ощущение, что после того, как Брике вернулась к Керну, Беляеву надоело писать. Потому что всё, что идёт дальше, не сравнится с блестящими первыми главами. Психбольница описана крайне посредственно, даже учитывая подростковый характер книги. Притворяющимся сумасшедшими просто не веришь, пытки довольно примитивные, ей-богу пытка музыкой не сравнится с теми веществами, которые реально могут вколоть в психушке. Это я не говорю о смирительных рубашках, обливаниях холодной водой и лоботомии. Видно, что Беляев совершено не разбирался в теме. При том, что пытки головы Доуэля Керном в начале довольно необычны и описаны очень хорошо, им веришь и, Доуэлю начинаешь сильнее сопереживать. Попытки главврача сломать Лоран тоже не выдерживают никакой критики. Вообще характер Лоран — это отдельная тема. Она чересчур добра, ей крайне тяжело даётся ложь, и я лично хоть и не перестал сопереживать ей, всё же не раз хотел заорать: «Что же ты делаешь, идиотка!». Ну да ладно, спишем её невероятную наивность на всё тот же подростковый характер книги. И её разоблачение Керна в финале перед толпой выглядит откровенно глупо и неубедительно.

Концовка — отдельная песня. Керн сам в середине книги утверждал, что легко может сжечь голову и не оставить никаких улик. И в финале он этого не делает и закономерно проваливается на обыске. Почему? Ну, видимо, потому что надо было как-то закончить этот роман.

Итог: первые две трети книги, даже несмотря на некоторую наивность тянут на 9/10, однако дальше всё очень сильно скатывается. Поставлю всё-таки 8 за оригинальные идеи, пусть и не слишком изящно воплощённые, ну и за мои светлые воспоминания детства.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Написанный в начале прошлого века, научно-фантастический роман «Голова профессора Доуэля» до сих пор видится Кабаше как своего рода ответ лавкрафтовскому Реаниматору, а доктор Керн – это все тот же одержимый идеей сохранения жизни фанатик Герберт Уэст. разница лишь в подходе, при котором мистика и тайны заменены на науку. приправленную хирургией экстра-класса.

Это одно из наиболее известных произведений Александра Беляева, но, на взгляд Кабаши, все же уступает по уровню и «Продавцу воздуха», и знаменитому роману «Человек-амфибия». Тем не менее, отличный повод почитать на выходных.

В середине 80-х гг. роман получил экранизацию от Ленфильма, где в качестве головы выступил латвийский актер Ольгерт Кродерс. Несмотря на то, что в фильм были взяты лишь основы романа, смотрится он тоже легко, правда также легко и выветривается из головы после просмотра.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сначала показалась немного непривычной скорость повествования — как будто автор перепрыгивает временные промежутки и несётся по сюжету, сломя голову. Но постепенно вместе с автором и ты втягиваешься в воронку и не можешь остановиться. Чётко прописанные герои, отличный сюжет — автор не упускает ни одной важной детали.

Книга о Создателе и его Творениях.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Люди, попавшие в страшные аварии, в результате которых они теряют многое, спустя некоторое время адаптируются к новому состоянию. И несмотря на все потери спустя некоторое время они уже находят себя не такими несчастными. У них меняется понятие нормы. По такому же пути прошел и герой книги, чье имя указано в названии. Как он сам говорит: «Я бунтовал только потому, что мне тяжко было привыкнуть к моему новому существованию». И этот бунт был явлением временным. Вместе с ощущением новой нормы вернулась и научная любознательность.

Человек, безусловно, ничто без своей телесности. Но как показывает произведение Беляева, телесность – понятие растяжимое. Как много нужно человеку, чтобы все-таки оставаться человеком, а не скатиться до животного состояния? Зависит от человека. Чему есть примеры в тексте. Является ли наличие всех частей тела достаточным условием для того, чтобы быть человеком? Тоже зависит от человека. Чему тоже есть примеры в тексте.

Плохо продолжать жить в виде головы, если до декапитации ты эту часть тела практически не использовал. Это видно на примере других пациентов доктора Керна. Но верно и обратное. Для человека, все смыслы которого находились в области мысли, вполне возможно нормально существовать по определению Декарта: существовать до тех пор, пока мыслишь.

P.S.

Мало где есть такое детализированное описание смерти и последующего возврата к жизни. Несколько раз перечитывал. Очень реалистичный экземпляр НФ.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга начинается резко, автор просто выбрасывает читателя в кабинет профессора Керна, пропустив момент завязки, перейдя к открытым действиям. Лично мне этот ход пришелся по душе, поскольку динамичное и яркое повествование является любимым. Первая часть работы вызвала бурю эмоций, она разбиралась на цитаты, которые в свою очередь увидят анализ, вторая же вызвала скорее недоумение.

Первая часть заканчивается моментом, когда Артур узнает про то, что голова отца функционирует. Далее же непонятный и крайне абсурдный экшен с кучей нелогичных действий и спешки. Из-за них оценка стремительно падает вниз.

Однако стоит уделить внимание более приятной первой части, особенно фразам, которые пришлись мне по душе.

«Я мыслю. Следовательно, я существую». — выражение древнего философа Декарта поразительно четко вписывается в канву повествования. Хорошо подобрано само слово «существую». Очевидно, что существую не равно живу и наслаждаюсь этой жизнью. Для профессора Доуэля его научная деятельность, продукт работы его сознания, составляла всю жизнь. Сознание являлось главенствующим, тело же принималось, как данность.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
"—... Я, право, как-то не замечал своего тела, весь погруженный в научные занятия. И только потеряв тело, я почувствовал, чего я лишился.»

Представленная фраза доказывает это. Вероятно, следует определять сознание не как главенствующий элемент человека, а как определяющий.

Далее следует уделить внимание ужасному профессору Керну, творившего форменное безобразие по отношению ко всем окружающим. Он, в отличии от профессора Доуэля, не великий ученый, боготворящий Идею (правильно это или нет, вопрос иной), а обычный человек, желающий боготворить себя. Его мало волнует научный прорыв, возможности, открывающиеся перед миром, важны лишь награды и почести первооткрывателя. Да, он хороший хирург, об этом говорит и сам профессор Доуэль, но лишь с технической стороны вопроса. А мне кажется, что хороший хирург — не машина, способная виртуозно резать и сшивать, но это лишь мое мнение, не претендующее на объективность.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Молодой да ранний Беляев, уже со злыми капиталистами, но еще без доблестных коммунистов. Местами произведение выглядит несколько наивно и технически устаревшим, но тут вполне можно сделать скидку на его возраст и дебютность. Благо основная проблематика книги никак не устарела и, думаю, никогда не устареет, ведь умение возвращать людей с того света – одно из сокровенных мечтаний человечества. Сюжет звезд с неба не хватает, но изобилует отдельными яркими эпизодами. Мне, например, запомнился эпизод с подбором трупов для опытов и рассуждений касательно того, что «мегаполис это современный молох, требующий ежедневных жертв». Понятно, что подобные слова автор вложил в уста отрицательного персонажа, но определенный резон и логика в них есть. Произведение в основном еще избавлено от того, что меня раздражает в более позднем Беляеве (да, та самая политизированность), поэтому его вполне можно читать и в наше время, наравне с другой ретро-фантастикой подобного типа.

Оценка: 7
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читал эту книгу не один раз. Впервые это действительно было ещё в школьные годы, когда недостаток литературы на полках книжных магазинов вынуждал любителей чтения (а таких, если кто помнит, было не просто много, а очень много, всё-таки СССР не зря называли самой читающей страной мира) искать выход из сложившегося положения. Кто-то брал у друзей, кто-то обменивался на «толкучке» , кто-то пользовался помощью библиотеки (если можно было взять книгу домой) или читального зала этой же библиотеки (если экземпляр был достаточно редким для выдачи на дом). В силу юного тогда возраста я чаще всего прибегал к помощи библиотеки. В случае с «Головой профессора Доуэля» , как и с почти всеми фантастическими произведениями, прочитанными в школьные годы, оказался именно вариант читального зала. Но любовь и неутолимая жажда к чтению (а может и подростковый возраст) сводили к минимуму неудобства от нахождения в читальном зале. Подумаешь, два километра пройти от дома до библиотеки, подумаешь, сидеть на не всегда удобных стульях в читальном зале, главное было то, что у желающего (т.е. у меня) была реальная возможность ЧИТАТЬ! И с конкретно этой книгой была интересная история: сдав прочитанные книги и имея в запасе около часа времени до закрытия библиотеки, я попросил сотрудницу читального зала принести «Остров погибших кораблей» Александра Беляева (т.к. перед этим в пионерском лагере слышал «историю по мотивам»). Она мне показала на такого же подростка, который сидел и читал именно эту книгу. Я было расстроился, а она предложила «что-нибудь другое этого автора» . Стоит ли уточнять, что это была «Голова профессора Доуэля» . Я открыл первую страницу и..... К моменту закрытия читального зала книга ещё не была прочитана до конца, но уйти я не мог, реально не мог заставить себя встать и отдать недочитанную книгу. Я не представлял, как я буду почти сутки оставаться в неведении по поводу недочитанной книги. Дошло до приглашения заведующей библиотеки, которая послушала сотрудницу, посмотрела на меня, что-то в голове порешала и позволила мне взять книгу с собой домой (с условием, что меня библиотекарь проводит до моего дома, а на следующий день кто-нибудь из взрослых сопроводит меня с книгой до библиотеки, чтобы вернуть книгу к открытию). Представляете, какой бесценный дар она сделала для меня?! С тех пор, как только перечитываю что-нибудь из Беляева, всегда вспоминаю и эту книгу, и эту библиотеку, и эту заведующую.

А по поводу самой книги мне и писать больше нечего, столько написано в предыдущих отзывах, что любые восхваления только повторят общую картину.

Книга-шедевр, книга-эпоха, книга-откровение! Спасибо Автору!

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Уж не знаю, почему столь многие хают это произведение за утопичность и неправдоподобность в наше время — как по мне, так очень даже натурально. Конечно же вдаваться в сферу анатомии или не дай бог, религии — не надо, НО в общем то допущений тут не так и много!

Кроме того книга сильно выигрывает из-за «не полной плохизны» главного антогониста — Керна. Всё же он, хоть и с корыстью, но творит великие дела. Может быть всё же цель оправдывает средства?!

Если говорить о других персонажах, то выйдет, что кроме Керна, живой характер получился разве что у Мари (да она поборница правды, но как она переживает психбольницу...). А вот такие персонажи как, Ларе, Артур, Брике вышли простоваты...: Ромео, Король Артур, да чучело (волшебник изумрудного острова).

Сюжет, в целом, сильный, еси не считать концовки — начиная со штурма психушки... Это уже боевик какой то.

Отдельно отмечу любопытные мысли, вроде города-убийцы.

Оценка: 8
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В детстве я читала этот роман, как приключенческий. Это было очень занимательное чтение: мрачная тайна лаборатории, жуткие живые головы, маниакальный ученый, любовная нотка, расследование, наказание злодея. Настоящий калейдоскоп событий с почти мистическими нотками, от которых пробирала дрожь. Но уже тогда детским разумом понимала: все описанное намного трагичнее и сложнее, чем казалось с позиции небогатого опыта.

Но сейчас, сейчас на первом месте оказалась та психологически выверенная составляющая, которая превращает обычный фантастический роман с занятным сюжетом в напряженную драму. Трагична судьба Доуэля, ставшего первой жертвой своего открытия — страшное наказание за нежелание задумываться над последствиями своих действий.

Еще более трагична судьба Брики, пережившей смерть, воскрешение, перерождение, получившей новую надежду и узнавшей, что возможна другая жизнь и счастье — и вновь все потерявшей. Наверное, не один самый жуткий злодей не заслуживает такой ужасной судьбы, а уж тем более обычная певичка.

Жаль Армана Ларе, дважды пережившего смерть возлюбленной Анжелики и Артура Доуэля, вынужденного узнать правду о странной жизни отца. И даже Керна, переступившего через все человеческие законы ради своих исследований, тоже жаль за истраченный попусту талант.

И когда смотришь на эту историю с такой точки зрения, игры Керна с Жизнью и Смертью становятся не просто жуткими, а отвратительными. Есть все-таки предел, за который человек не должен преступать. И становится роман не просто мрачным приключением, трагедией хороших людей, а умным и актуальным до сих пор разговором об ответственности ученых за последствия своих открытий.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх