Станислав Лем «Путешествие четырнадцатое»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Юмористическое | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Пока ракета Ийона Тихого находилась в ремонте, он с увлечением читал замечательную книгу Бризарда «Два года меж курдлей и осьмиолов». Вдохновленный книгой, знаменитый путешественник отправляется на описанную в ней планету Энтеропия. Его ждут таинственные сепульки, опасный смег и прославленные курдли...
Рассказ был экранизирован в 1979 году в телеспектакле «Этот фантастический мир. Выпуск 1».
Входит в:
— цикл «Звёздные дневники» > цикл «Звёздные дневники Ийона Тихого»
— сборник «Dzienniki gwiazdowe», 1957 г.
— сборник «Księga robotów», 1961 г.
— сборник «Dzienniki gwiazdowe», 1966 г.
— сборник «Dzienniki gwiazdowe», 1971 г.
— сборник «Dzienniki gwiazdowe», 1976 г.
Экранизации:
— «Из дневников Йона Тихого. Путешествие на Интеропию» 1986, СССР, реж: Геннадий Тищенко
- /языки:
- русский (27), украинский (3), белорусский (1), польский (4), болгарский (1)
- /тип:
- книги (32), самиздат (2), аудиокниги (2)
- /перевод:
- З. Бобырь (1), Д. Брускин (7), Л. Василева (1), К. Душенко (17), М. Пушкина (1), Р. Терещенко (3)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 14 апреля 2021 г.
Безумная космическая одиссея барона Мюнхгаузена продолжается! На этот раз стопы благородного исследователя Вселенной направились на Интеропию (производное от «энтропии»), планету ардритов из созвездия Тельца. Виной тому — вечеринка у Тарантоги и книга Бризарда о потрясающих чудесах этой планеты. Ийон всегда был человеком впечатлительным, так что купился на посулы легко. Но одно дело читать, совсем другое — почувствовать впечатления на собственной шкуре. А они не всегда будут приятными...
Наверно, это самая известная из новелл, которую в советское время буквально расхватали на цитаты. Причем, сделали это не простые любители фантастики, а ее мэтры! Некоторые из них начали писать предисловия и продолжения интеропийского цикла («В гостях у курдля» Третьякова). Четырнадцатое путешествие Ийона Тихого стало своеобразной кульминацией сюжета и внесло в словарь поклонников творчества Лема такие неологизмы как хмеп, курдль, мерзавль и, конечно же, сепулька. Если в 70-е годы кому-то не были известны эти слова, он не мог считать себя знатоком фантастики. Русский вариант написания этих слов не совсем корректный — для полного осознания этого нужно хорошо знать польский язык. Но если первые три слова русские могут понять и без перевода, то вот загадочная «сепулька» всегда вызывала наибольшие споры среди фанатов. Из новеллы можно догадаться, что сей предмет имеет отношение к семейной жизни ардритов (Ийону отказались его продать, ибо у него не было жены). Это либо что-то интимное (типа «игрушек для взрослых»), либо чисто физиологическое, необходимое для зачатия детей. Сам же автор всегда утверждал, что не придавал этому слову конкретного значения — оно было для него чем-то вроде не менее знаменитого «бармаглота». Думаю, писатель всё же немного лукавил: подлинный смысл сепулек ему был известен, но он не желал его публично озвучивать. Либо боялся, что это разрушит тот культовый образ, что он имел среди читателей, либо просто хотел, чтобы у него была хоть одна маленькая нераскрытая тайна. В любом случае, теперь нам этого точно не узнать.
---------------
РЕЗЮМЕ: подробный путеводитель для туриста, направляющегося на далекую планету Интеропия. Прочитав его, вы поймете, почему ардриты не боятся хмепов, как следует охотиться на курдлей и для чего нужны сепульки. Впрочем, поправочка: про сепульки вы ничего толкового не узнаете, зато пополните этим забавным словом свой лексикон.
belmichael, 10 ноября 2022 г.
Впервые прочитал ещё в школе. В силу возраста заинтересовался сепульками. А потом как-то дал прочитать рассказ своей однокурснице и попросил объяснить, что такое сепульки. Она очень удивилась, что я не понял, но мне не сказала. Так до сих пор и не знаю.
artem-sailer, 5 февраля 2019 г.
Славный рассказ! Читается — просто на ура!
Повествование живо, манит вперёд, не успеваешь заскучать или отложить книгу в сторону.
Приключения знаменитого путешественника Ийона Тихого на далёкой планете насыщенны, разнообразны, а персонажи — пестры и неординарны. То речь идёт о неких сепульках, суть и секрет которых так и остаётся для читателя неразгаданными. А вот уже и стихийное бедствие, которое здесь, впрочем, в порядке вещей. То театральная постановка, смысл которой землянин понять не в силах, то визит к профессору, восстановленному из генетического резерва за 15 минут.
Гигантской фантазией обладал автор, открытия — на каждом шагу. Просто поражаешься расточительности пана Станислава, ведь из каждой страницы текста можно было выжать добрый рассказ страниц на 30. Однако автор не считает это чем-то заслуживающим особого внимания и продолжает сыпать идеями, как небо — звёздами в безлунную ночь.
Feliss, 23 февраля 2015 г.
Глисты, развлекающиеся охотой на собственных хозяев... А ведь есть в этом что-то грустное, несмотря на всю комичность ситуации.
god54, 3 августа 2016 г.
Довольно забавный и веселый юмористический рассказ о повседневной жизни обитателей далекой планеты, описанный глазами человека-туриста. Понравилась фантазия автора, ведь, если бы убрать юмор, то можно было бы такой боевик сварганить... А в целом вполне удачный рассказ.
Текстоплёт, 16 марта 2011 г.
Круг замкнулся
«СЕПУЛЬКИ — важный элемент цивилизации ардритов (см.) с планеты Энтеропия (см.). См. СЕПУЛЬКАРИИ».
Я последовал этому совету и прочёл:
«СЕПУЛЬКАРИИ — устройства для сепуления (см.)».
Я поискал «Сепуление»; там значилось:
«СЕПУЛЕНИЕ — занятие ардритов (см.) с планеты Энтеропия (см.). См. СЕПУЛЬКИ».
Уже за одну лишь сатиру на энциклопедии рассказ полюбился. А он ведь на этом не заканчивается
Вообще такое чувство, что рассказ о СЕПУЛЬКАХ, о чем-то таком в жизни, что всю её пронзило и вокруг чего вся она идёт, вот только все говорят об этом, а о чём именно — сами объяснить не могут. Так и живем. По кругу.
Kriptozoy, 1 июля 2009 г.
Это путешествие — несомненно одно из лучших во всей одиссее звездопроходца Ийона Тихого. Видимо, знаменитый путешественник перестал доверять своей памяти и счел ненадежным записывать отчет об очередном своем путешествии после окончания оного, а предпочел дневниковые записи, по примеру капитанов старинных парусных кораблей, ведущих судовой журнал. От этой находки повествование несомненно выиграло и читатель получил на несколько приятных минут больше, наблюдая растянувшийся месяц август до тридцать второго, тридцать третьего и тридцать четвертого чисел из-за астрофизических законов, действующих на субсветовых скоростях. Да и сам Ийон решил не запасаться грудой философской и научной литературы, как в предыдущем, тринадцатом путешествии, а вместо этого взял себе в помощь и установил на своей космической ракете так называемый электрический мозг, обладающий пятилетним запасом анекдотов. Путешествие это Ийон затеял не для спасения галактики всей, не для встречи с мудрым гуру и даже не для научного исследования и эксперимента, а чисто для себя, для расширения кругозора, в статусе туриста.
Итак, «Путешествие четырнадцатое», или «Планета резервов». Какое ценное наблюдение может вынести из этого путешествия читатель, впервые открывающий для себя творчество Станислава Лема? И в чем ещё более уверится читатель, для которого книги Лема являются настольными, или хотя бы знакомыми? Это то, что автор никогда не задавался целью щадить чувства, нервную систему и давать отдых эмоциям человека, взявшего в руки том с его творениями. Вместо этого писатель считает, что читателя нужно как можно больше шокировать и как можно чаще эпатировать, абсолютно не давая ему времени на то, чтобы хотя бы вдохнуть воздуха, сделать передышку и на то, чтобы в голове у читателя всё встало по своим местам и тот поток информации, который льется со страниц книги хотя бы немного систематизировался. Более того, автор не дает ответов на те самые вопросы, на которые ответ хочется получить больше всего на свете, во всяком случае на момент чтения. Это и правильно. Своего рода игра, когда приходится додумывать самому, какие бы невероятные мысли не лезли в голову. Потому что обязательно хочется сделать какое-то умозаключение по поводу таинственных СЕПУЛЕК, ставших уже нарицательными, потому что иначе в мыслях остается что-то вроде зуда и думы об этих самых СЕПУЛЬКАХ занимают всё естество. Единственное утешение в том, что и Ийон покинул планету, так и не получив ответа на этот вопрос!
В который раз убеждаюсь, что в плане описания инопланетных цивилизаций Лему практически нет равных. Вспоминаются только конечно же Роберт Шекли, Виндж с «Пламенем над Бездной», Азимов с «Сами боги». Причем Лему присущи не только создания визуальных образов, но и целых миров, в существование которых действительно можно поверить и всё это на нескольких страницах. Этот рассказ ещё одно тому подтверждение. А что автор не щадит чувств читателя, это хорошо видно из сцены охоты на курдлей, во время которой у человека, держащего в руках книгу возникает желание поучаствовать и последующий упрек директора зоопарка, после чего у читателя вместе с Ийоном возникает настоящее чувство вины. Сильный ход! Постоянная опасность поражения метеоритом, угрожающая главному герою не перестает волновать и человека сопереживающего. А ФИНАЛЬНАЯ СЦЕНА с резервом профессора Зазуля, выглядывающим из свертка в тележке получилась такой, что от неё даже мороз прошел по коже.
Очень эмоциональный и интереснейший рассказ, заслуживающий только высшей оценки.
Блофельд, 14 августа 2013 г.
Мне показался забавным способ охотиться на курдля изнутри. Как правило, никто ни на кого не охотится изнутри, но как прикажете охотиться на курдля снаружи, если он покрыт абсолютно непробиваемым панцирем? Когда Тихий и ардрит встретились в чреве курдля, каждый из вежливости хотел уступить добычу другому. В конце концов они разделили её пополам.
duke, 15 июня 2008 г.
Четырнадцатое путешествие Ийона Тихого — самая что ни на есть классика жанра! Именно здесь мы знакомимся с «сепульками», на которые так любят ссылаться всевозможные критики и исследователи творчества Лема (и не только они!). Загадка этих пресловутых «сепулек» будоражит умы абсолютно всех любителей фантастики уже более пятидесяти лет:)! А ведь кроме них в рассказе подробнейшим образом описана не менее знаменитая охота на курдля! А еще есть такое природное явление как Смег. Фантазия Лема в этой истории побивает все рекорды. Если бы была учреждена какая-нибудь медаль имени барона Мюнхгаузена, вопросов, кому ее вручать, абсолютно бы не возникло. А переводчик — Константин Душенко — настоящее талантище!
P.S. А по поводу сепулек — согласен с GomerX, пришел к такому же выводу:)
Asta Zangasta, 12 мая 2010 г.
....сепульки очень похожи на муркви, а своей цветовой гаммой напоминают мягкие пчмы. Разумеется, их практическая функция другая, но думаю, Вам, как человеку взрослому, мне не нужно этого объяснять. (с) Станислав Лем
22sah22, 15 июня 2010 г.
Оригинальность охоты на курдлей изнутри походит на сказку, смег — аналогично. Сепульки — с юмором, про которых не знает даже сам автор. Но в целом интересно и развлекательно. Однако, — не более.
GomerX, 25 мая 2008 г.
В нескольких местах этого рассказа Лем делает намек на то, что «сепульки» — это некий пердмет, который используется обитателями Энтеропии (артридами) обязательно в паре, скорее всего, при брачных играх или совокуплении (это сложно точно определиить). «И вы хотите сепульку?.. Без жены?..» Скорее всего, речь идет о различных игрушках, которые у нас продаются в секс-шопах или что-то в этом роде. Как выясняеется далее, применение «сепулек» в одиночку не то что неприлично, а даже строжайше запрещено :)... Это моя версия.
2480, 12 мая 2010 г.
Очень весёлое произведение. Встречаются совершенно замечательные диалоги (как, например, разговор с продавцом сепулек). Здесь фантазия автора явно нашла волю. Особенно при упоминаниях о сепульках. Сепульки- тайна, покрытая мраком:confused:. Весь рассказ базируется именно на них, что создаёт весь антураж.
Yazewa, 29 января 2008 г.
Великая Тайна Сепулек! Что может быть загадочнее в мире фантастики?! :lol:
«Голодный курдль обычно глотает сразу». «Курдль, который взял, облизывается и уходит». Образцовая инструкция! Да, когда курдль бобчит, он готов взять, кто ж этого не знает! :dont:
mitra, 7 июня 2007 г.
Очень давно встретил упоминание рекурсивных ссылок на сепульки, и с тех пор мучился, что же это такое. Начав читать «Четырнадцатое путешествие» я возрадовался — наконец-то загадка века получит ответ! Но не тут-то было... Люди, ответьте мне — что же такое — эти сепульки, будь они прокляты!