FantLab ru

Роберт Льюис Стивенсон «Сатанинская бутылка»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.46
Голосов:
404
Моя оценка:
-

подробнее

Сатанинская бутылка

The Bottle Imp

Другие названия: Волшебная бутылка; Дьявольская бутылка

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 82
Аннотация:

Это история о загадочной дьявольской бутылке, которая может выполнять желания своих владельцев. Но горе тому, кто не сможет избавиться от бутылки, ведь тогда его душа попадёт прямиком в ад. Проблема в том, что бутылку нельзя выбросить или разбить. Её можно только продать, причём дешевле, чем купил. А цена на неё сильно упала.

Входит в:

— условный цикл «Isaac Asimov's Magical Worlds of Fantasy»  >  антологию «Magical Wishes», 1986 г.

— сборник «Вечерние беседы на острове», 1893 г.

— антологию «Английская новелла», 1961 г.

— антологию «Rod Serling's Devils and Demons», 1967 г.

— антологию «Thrillers and More Thrillers», 1968 г.

— антологию «Isaac Asimov Presents the Best Fantasy of the 19th Century», 1982 г.

— антологию «Racconti Fantastici Dell’Ottocento», 1983 г.

— антологию «Black Water: The Anthology of Fantastic Literature», 1984 г.

— антологию «Морские истории», 1984 г.

— антологию «Masterpieces of Terror and the Supernatural», 1985 г.

— антологию «Сказки английских писателей», 1986 г.

— антологию «Дом англичанина», 1989 г.

— антологию «Привет с того света!», 1993 г.

— антологию «Счастливый принц. Волшебный мир сказок», 1994 г.

— антологию «Short Stories from the 19th Century», 2000 г.

— антологию «Сказки Англии», 2003 г.

— антологию «Sympathy for the Devil», 2010 г.

— антологию «Classic Tales of the Macabre», 2011 г.

— антологию «Таинственная проза», 2013 г.

— антологию «Дом с привидениями», 2014 г.


Экранизации:

«Утренний театр: The Bottle Imp» / «Matinee Theatre: The Bottle Imp» 1956, США, реж: Ливия Гранито



Похожие произведения:

 

 


Полное иллюстрированное собрание романов. Вып. 4
1913 г.
Английская новелла
1961 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 4
1967 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 1
1981 г.
Морские истории
1984 г.
Сказки английских писателей
1986 г.
Потерпевшие кораблекрушение
1987 г.
Дом англичанина
1989 г.
Потерпевшие кораблекрушение
1992 г.
Роберт Льюис Стивенсон. Том 3
1992 г.
Привет с того света!
1993 г.
Сказки Англии
1993 г.
Принц Флоризель
1993 г.
Том 4
1993 г.
Счастливый принц. Волшебный мир сказок
1994 г.
Путешествие внутрь страны. Клуб самоубийц
1994 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 4
1995 г.
Английская новелла
1997 г.
Сочинения в 3 томах. Том 1.
1997 г.
Избранное
1999 г.
Антология мировой детской литературы. Том 7 (С – Ф)
2003 г.
Ночлег Франсуа Вийона. Клуб самоубийц. Остров сокровищ. Черная стрела. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда. Владетель Баллантрэ. Сатанинская бутылка
2003 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том  8
2003 г.
Странная история доктора Джекила и мистера Хайда
2003 г.
Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда
2003 г.
Ночлег Франсуа Вийона. Клуб самоубийц. Остров сокровищ. Черная стрела. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда. Владетель Баллантрэ. Сатанинская бутылка
2009 г.
Странная история доктора Джекила и мистера Хайда
2011 г.
Сатанинская бутылка
2012 г.
Сатанинская бутылка
2012 г.
Алмаз Раджи
2012 г.
Заколдованное счастье
2012 г.
Дом с привидениями
2013 г.
Дом с привидениями
2014 г.
Остров сокровищ. Черная стрела
2014 г.
Похититель трупов
2016 г.
Окаянная Дженет
2016 г.
Странная история доктора Джекила и мистера Хайда
2016 г.
Странная история доктора Джекила и мистера Хайда
2018 г.
Похищенный, или Приключения Дэвида Бэлфура
2018 г.
Странная история доктора Джекила и мистера Хайда
2019 г.
Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Rod Serling's Devils and Demons
1967 г.
(английский)
Thrillers and More Thrillers
1968 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents the Best Fantasy of the 19th Century
1982 г.
(английский)
Fantasy Erzählungen des 19.Jahrhunderts
1983 г.
(немецкий)
Racconti Fantastici Dell’Ottocento:Il fantastico quotidiano
1983 г.
(итальянский)
Black Water: The Anthology of Fantastic Literature
1984 г.
(английский)
Magical Wishes
1986 г.
(английский)
Short Stories from the 19th Century
2000 г.
(английский)
Short Stories from the 19th Century
2000 г.
(английский)
Short Stories from the 19th Century
2000 г.
(английский)
Sympathy for the Devil
2010 г.
(английский)
Classic Tales of the Macabre
2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рад, конечно, за Фридриха де ла Мотт Фуке. Ибо он был немцем(что уже неплохо), хотя и с явным намеком на благородных французских предков, одним из основоположников романтизма (что неплохо вдвойне) и даже опередил Стивенсона в том, что приспособил старинный бродячий сюжет для трансформации в рассказ...

Мне даже довелось читать вариант истории, принадлежащий перу этого самого Фридриха, который мало того, что Фуке, так еще и де ла Мотт. И к сожалению, ничего, кроме самых основных моментов фабулы, выдуманных явно не самим Фуке, а производителями старинных легенд, в памяти не осталось...

А вот версию Стивенсона я прочитал еще во время обучения в начальной школе. И она прочно и надежно укрепилась в моем сознании. И всякие разные волшебные истории, на мой взгляд, надо было писать именно так...

С именами писателей у меня тогда было похуже. Никаких де ла Мотт Фуке я и вовсе не знал, а эту историю почему-то одно время мысленно приписывал перу Джека Лондона. Что доказывает лишь степень величия Стивенсона. То, к чему Джек Лондон шел годами, вся эта легкость, воздушность и вместе с тем поучительность без назидательности, дополненная пряным ароматом приключений, все это для великого шотландца было лишь легкой разминкой на пути к великим свершениям, коим не дала, к сожалению, состояться его преждевременная смерть...

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Жалко, что сейчас сатанинских бутылок никто не предлагает. Я бы принял подобное предложение. Учитывая постоянное ежегодное падение курса нашей отечественной валютки и злостную инфляцию, думаю, всем бы при желании в любое время удалось бы сию бутылочку продать значительно дешевле. Так что благодаря нашему доблестному правительству несчастный дьявол остался без новых душ!

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прекрассная сказка с глубоким смыслом.Главный персонаж Кэаве всю жизнь мечтал иметь кравивый дом,чтобы в радости жить в нем.И вот ему выпадает «удача«один человек продает ему бутылку за пятьдесят долларов-бутылку с Сатаной внутри,которая может выполнять любое желание.Так осуществляется его желание иметь дом,но...кто является владельцем бутылки с тем начинают происходить страшные дела.Так эта бутылка начинает кочевать по рукам продаваясь все дешевле и дешевле.Чтобы обрести любовь своей жизни прекрасную девушку Кокуа- Кэаве снова связывается с сатанинской бутылкой,но не будет в их жизни счастья,пока в их семье находится эта страшная вещь.Только любовь и преданность его жены Кокуа поможет им быть счастливыми,но для этого надо сначало избавиться от бутылки.

Стивенсон прекрасно описал нам,что за все надо платить,а бесплатный сыр только в мышеловке.Очень рад,что эта история все-таки закончилась счастливо.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Волшебный рассказ. Запомнился. С одной стороны прост, лёгок; с другой – это ощущенье сказки, притчи о любви и самопожертвовании. Замечательно. И даже холодком веет, когда в этом лёгком повествовании упоминаются пещёры с прахом древних королей. Эта бутылка – адская игра, в которой ставка всё выше, чем дешевле её стоимость. И от неё сквозит неумолимостью, Роком, ещё более страшным, чем демон, чья тень пляшет в белом стекле. И на фоне этого ощущение любви и тепла становится более ярким, а жертвы героев – терзают душу. И я рад, что вечный ад – волею случая – достался тому, кому и должен был достаться. Я бы даже не поверил, скажи мне кто-нибудь, что сможет мне понравиться, так ярко запомниться рассказ, написанный легко и без крутых поворотов сюжета. Только имена, для русского уха трудные, немного сбивали, хотя и придавали какой-то экзотики, морского ветра. Но вот понравилось. И запомнилось. И осталось в душе. Вот мастерство автора. Или действительно – волшебство?

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Так уже сложилось, что вскоре после «Бутылки» я прочел «Недоразумение длиной в двадцать лет» Лукина. И там нашлась хороша фраза, которая хорошо объясняет то, что творится в сказке Стивенсона. «Неисчислим вред, нанесённый литературе идеальными персонажами. Классики поумней прекрасно обходились без них». А у нас как раз есть авторская сказка — типа рассадник положительных персонажей.

В рамках модели мира этой сказки после смерти все гарантированно попадают на тот свет. Это такой достоверный факт. Таким образом любой более или менее дальновидный человек на протяжении своей жизни обязан позаботиться о своем посмертии. Как ни крути вечная жизнь за гробом будет продолжительнее земной. И в каких условиях ты проведешь эту вечность, зависит только от тебя и твоих поступков. При таком раскладе все вроде бы обречены быть праведниками. Но у нас сказка более или менее похожая на жизнь: не у всех получается, но стараются все.

Чем несимпатичны все праведники из сказки? Во-первых, прежде всего тем, что они считаю рай чем-то гарантированным по умолчанию. Вспомнились слова Марка Твена о бурах и том, что вся жизнь этих людей состоит из подготовки к переселению в рай. «Можно подумать, что в ад их не пустят». Вот и местные по умолчанию недоумевают: «Меня то в ад за что?» Во-вторых, тем, что тут все спасают душу, руководствуясь своими субъективными представлениями о том, что такое хорошо, и что такое плохо. А представления эти, скажем прямо, типично мещанские. Т.е. бессмертная душа вроде бы важна, но пройти мимо халявы тоже невозможно. Жаба задавит. А сказка про то, как эти два побуждения уживаются вместе. В-третьих, с точки зрения местных праведников сделка с нечистой силой не закрывает дорогу в рай. Очень напоминает «грех — не воровство, грех — попадаться». Меж тем каждый из действующих лиц понимает, что фактом приобретения адского артефакта он не только получает материальные блага преступным путем, но и предумышленно обрекает на адские муки неизвестное число жертв. С таким «составом преступления» в раю точно делать нечего. Положительные персонажи, которые заботятся о себе и ближних, обрекая на страдания и смерть дальних, получились так себе. Вроде бы есть жертвование собой ради близкого, но почему тогда после принятого решения и совершенного действия ты впадаешь в депрессию? Получается, что решение жертвовать было не твоим собственным, а все-таки навязанным внешними причинами (моделью мира, которая действует в сказке). Получается, что даже те немногие благие дела, которые творят персонажи сказки, нельзя записать им в плюс.

Технология, при помощи которой бутылка исполняет желания, в сказке освещается всего на одном примере. Но даже этого одного достаточно, чтобы понять принцип функционирования артефакта. Хочешь много денег? Ты получишь их в наследство в результате смерти родственника. Вполне себе в духе дьявола. Он не создает блага. Он их, скажем очень мягко, перераспределяет не считаясь с сопутствующим ущербом. Т.е. когда ты желаешь себе сто долларов, то эти сто долларов не появятся тебе из воздуха (что есть фальшивомонетничество и уже само по себе плохо). Эти сто долларов у кого-то пропадут (что уже есть кража и более тяжкое преступление). Возжелать себе такой артефакт, пользоваться им и после этого надеяться место в раю?

Основная задача дьявольской бутылки в том чтобы нести в мир зло, используя загадываемые людьми желания, как предлог. Попутно подбирая души бывших собственников бутылки, т.к. своими действиями дорогу в рай они себе явно закроют. Совершенно очевидно, что дьявол создал столь мощную штуку не для того, чтобы отправить в ад одного человека за то, что тот перед смертью не успел сбыть опасный актив с рук. Мелко. Это такая ложная цель, на которой по очевидной причине будет фокусироваться внимание каждого собственника бутылки. Цель же создателя бутылки совершенно иная и более масштабная. Души собственников — это всего лишь небольшой бонус к основной прибыли.

Под конец сказки появляется некий условно (очень условно) положительный персонаж, который решил оставить бутылку у себя, разорвав порочную цепь. Ура! Молодец! Не боится ада! Тюрьма — это родной дом для вора. Вора не испугать перспективой очередной ходки. Аналогично завзятый грешник не особо переживает о перспективе очутиться в аду. Толку ли переживать? У него там и так все забронировано. А так вроде бы сделал доброе дело и спас неизвестное количество других людей от дьявольского проклятия. Однако, как уже было сказано, подбор душ собственников — неосновная задача бутылки. Основная задача — исполнение желаний дьявольским образом. Учитывая личность последнего владельца можно не сомневаться что своими желаниями он сотворит больше зла, чем все предыдущие владельцы вместе взятые.

Что будет, когда умрет последний хозяин бутылки никому ее не передав? Есть у меня мнение, что продолжение будет в духе Стивена Кинга: последний хозяин, как и договаривались, переселится в ад, а в мире смертных кому-то богатому снова будет предложено купить волшебный артефакт за очень большие деньги, после чего все начнется сначала.

Не люблю смыслы, лежащие на поверхности. Люблю найти что-то скрытое и не очевидное. Сказка ИМХО получилась вовсе не о любви, не о том, что за все нужно платить, и не о жертвенности ради ближнего. Сказка получилась о том, что настоящего дьявола ты не перехитришь. Когда простак садиться играть с шулером, он делает только одну ошибку: берет карты в руки. Дьявол умело эксплуатирует желания людей обладать чем-то и страх людей перед адом. В рамках фантастической модели, действующей в сказке, получается практически вечный двигатель.

Реальный мир более мягок, т.к. более гибок и допускает наличие и верующих и атеистов. И даже допускает переход между двумя состояниями. У сильно верующего всегда в запасе есть опция стать безбожником. А сильно неверующий всегда может найти Бога. Как иронично говорил один из персонажей Айзека Азимова: «Высокие моральные качества не должны мешать человеку совершать добрые дела». Ведь все кроме одного персонажи сказки играли в «передай дальше» именно от большой религиозности (от высоких моральных качеств). Попадись в цепочке хоть один атеист, лишенный высоких моральных качеств, и цепь несчастий прервалась бы много раньше. Но атеисты не были предусмотрены моделью мира сказки.

Как можно уменьшить количество горя в мире? Сделать так, чтобы люди перестали быть готовыми на все ради спасения души. Они ведь как правило даже не райского блаженства после смерти хотят, а отсутствия вечных мук. Уберите простую модель, в которой есть только рай и ад, разрешите как минимум остаться неверующим, и, возможно, люди начнут вести себя пристойнее.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Конечно сразу видно что рассказ написан очень давно, люди боятся купить бутылку из-за какого-то там черта в ней а если и покупают исполняют 1-2 своих желания и как можно скорее избавляются от неё. Ни у кого даже не появилось мысли оставить её себе в единоличное пользование хотя бы на несколько лет и только потом продать)И представьте себе нынешние времена. Да за такую бутылку убили бы сразу.И никого бы не пугал ни ад,ни черт,ни что-либо иное)Каждый найдет свой смысл в этом небольшом рассказе, но мне к сожалению ничего не пришло в голову кроме того какие мы сейчас стали все бесчувственные, черствые и алчные.Воспринял этот рассказ как сказку,но не из-за волшебной бутылки а из-за нелогичного по нынешним временам поведения её обладателей) Кстати, на тему исполнения желаний есть одно произведение, более отвечающее современным реалиям: «Игоряша золотая рыбка».

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Старая, очень старая история о сыре в мышеловке. Ты, конечно, можешь получить огромное богатство и всё такое, но придётся пожертвовать немалым, в том числе — душой... А как спастись? Очень просто — нужно быть готовым пожертвовать собой ради другого, и кто-то пожертвует ради тебя. Вот и весь смысл.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для меня критерием удачности является способность написанного накрепко оседать в памяти. «Сатанинская бутылка» запросто выдерживает это испытание. Прочтя ее в глубоком детстве, помню до сих пор. Причем, не только общую сюжетную канву, но мелкие детали. А это о чем-то да говорит.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, за всё надо платить. Интересная идея, на основе которой Стивенсону удалось создать яркий и запоминающийся рассказ. С неожиданно оптимистичным финалом — тот, кому и так суждено отправиться в ад, принял на себя роль последнего владельца бутылки. Ещё и рад был! В общем, каждому своё...

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чудеса бывают на свете. Веришь после прочтения в мир сказок. А то, что расплата будет..... Это же будет потом и возможно не с вами....

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все люди эгоисты. Просто одни четко отдают себе отчет, что они эгоисты, что желают все и делают все ради своей выгоды. Другие же просто обманываются, будто дела и желания и обусловлены благими помыслами. И даже самые страшные кары за исполнение своих желаний не пугают людей. Они-то думают, что в любом случае смогу выкрутиться, перехитрить сверхъестественные силы. Когда же до них доходит, что не все так просто, страх обуревает сердца и сковывает души.

Но ведь так заманчиво — волшебная бутылка исполнит все желания, но взамен, если человек умрет, не продав ее (по более низкой цене, нежели та, по которой он сам ее покупал), то гореть ему вечно в аду. И чем меньше становится цена, тем с большей неохотой новые владельцы приобретают дьявольскую вещь. И все-равно находится тот, кому нечего терять..))

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Меня впечатлило не то, что «за всё придётся платить», а то, что любая единица стоимости относительна...

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Идея рассказа Стивенсону не принадлежит, еще за восемьдесят лет до него она один в один за исключением финала была написана немцем Фридрихом де ла Мотт Фуке. Авторского права в то время не было, а иначе герр Фуке пожалуй засудил бы автора. Читать конечно интересно, да и первоисточник который называется «Адский житель» заслуживает внимания.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Трогательная притча о любви, выборе и о том, что лучше не иметь дел с Сатаной, какие бы сокровища он не сулил.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Еще одна вариация на тему. «История об обезьяньей лапе», «История о серьге трёх желаний», «История царя Мидаса» и т.д. Но не потерявшая тем не менее актуальности...

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх