Рэй Брэдбери «Гонец»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Мартину Смиту было десять лет, он болел и не вставал с постели. Его связным, его гонцом на волю стал пес. Пес везде успевал побывать. Он был частью его самого, той ловкой и быстрой его частью, которую он посылал познать внешний мир. Пес вместо него бегал по улицам городка и его окрестностям, к реке, озеру или ручью, в дровяной сарай или на чердак. И неизменно возвращался с подарками — запахами подсолнечника, гаревой дорожки школьного двора или же молочая с лугов. Пес рассказывал, а прикованный к постели мальчик слушал и вспоминал, какой бывала осень, когда он сам ее встречал. Иногда пёс старался привести Мартину необычных друзей...
Рассказ написан в 1943 г. и переработан в 1951 и 1955 гг.
Входит в:
— сборник «Тёмный карнавал», 1947 г.
— сборник «Октябрьская страна», 1955 г.
— антологию «The Fourth Pan Book of Horror Stories», 1963 г.
— антологию «Everyman's Book of Classic Horror Stories», 1974 г.
— антологию «The Hounds of Hell», 1974 г.
— сборник «И грянул гром: 100 рассказов», 1980 г.
— антологию «Roger Caras' Treasury of Great Dog Stories», 1987 г.
— антологию «Dark Voices», 1990 г.
— журнал «Неделя № 49 1992», 1992 г.
— антологию «Zombies: Encounters with the Hungry Dead», 2009 г.
— сборник «The Collected Stories of Ray Bradbury: A Critical Edition. Volume 2: 1943-1944», 2014 г.
Экранизации:
— «Гонец» / «The Emissary» 1988, США, Канада, Новая Зеландия, реж. Старла Гуннарссон
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vfvfhm, 24 апреля 2024 г.
Палитра эмоциональная у этой короткой истории просто изумительная — радость, печаль, светлая грусть, горе, надежда... А заканчивается все жестью, жутью и хтонью. Молодой писал и дерзкий. Видимо, доставляло ему удовольствие шокировать читательскую публику.
Но вот позже, наработав все эти отличные приемы, отточив палитру Брэдбери откажется от подобного шок-контента. Те ,кто нахваливают этот рассказ за доброту и светлость, скорее всего исходят из точки послезнания о Брэдбери в стиле «чудеса и диковины! передай дальше!». Но этот рассказ не тот случай.
Тимолеонт, 1 ноября 2024 г.
С такими друзьями и врагов не надо... Тяжёлая история от начала до конца, особенно от того, что она про искреннюю, незамутнённую и бескорыстную дружбу. Конечно, скорее всего это незамысловатый ужастик, но при желании можно найти и средний глубины подтекст про медвеж... собачьи услуги и дорогу в ад, вымощенную благими намерениями. Хорошая история.
Злобный Мышалет, 14 июля 2021 г.
Ничего доброго в этом рассказе нет. Рассказ, в котором страдает ребенок — добрый? Здесь внимание приковано к мальчику-инвалиду. Он лежит в кровати, а его пес бегает про округе и прибегает «рассказывать» о том, что за стенами дома. Конечно, рассказ из запахов и звуков. А все — воображение ребенка. Пес иногда приводит посетителей к постели ребенка, но не часто. Одна погибает, другие забывают. О том, чем заняты родители — не ясно. Постоянно ощущается дикое одиночество ребенка, ведь ему совсем не с кем общаться — ни сверстников, ни друзей, родителям совершено не до него. А пес исправно бегает по улице и как может развлекает пацанишку. Потом пес пропадает, из текста понятно, что он погиб. [/spoiler]Но как истинный друг он возвращается и приводит покойника. Эта сцена ужасная, просто страшная. И что тут доброго? Очень неоднозначный текст.
Шербетун, 2 февраля 2020 г.
О надежде и осени.
Рассказ «Гонец» — трогательное, пронзительное произведение о дружбе и надежде. Сильное, грустное, щемящее до боли произведение, заставляющее испытывать яркие эмоции, и вроде бы, не сулящее ничего необычного, однако финал рассказа был для меня непредсказуем и страшен до мурашек. В, казалось бы, совершенно нефантастическом произведении, всего пара фраз в финале создает мистический фон, навевает жуть и придает произведению признаки экшна. Прочитав этот рассказ, я понимаю, где Стивен Кинг взял сюжет для своего романа «Кладбище домашних животных».
Рэй Брэдбери создал целый мир для маленького человечка, щедро разлил по палитре осенние краски. Произведение насыщено метафорами, эмоциями – здесь находится место для веры, горечи, боли, радости. Брэдбери действительно умеет завораживать, от его произведений невозможно оторваться, будь то малая проза или роман. Но рассказать о «Гонце», не проспойлерив сюжет, просто невозможно. А сюжет очень прост — прикованный к постели ребенок познает мир, прорываясь сквозь ограничивающие его рамки лишь благодаря собаке, которая приносит ему запахи мира, приводит друзей из этого мира и не только.
Финал открыт, автор дал возможность додумывать его читателю, на благо ли пришел последний гость к мальчику, будет так лучше для него, полностью изолированного от окружающего мира… Концовку можно трактовать и дописывать в уме по-разному, версий развязки множество… В данном случае недосказанность сыграла положительную роль при создании напряжения в кульминации произведения, стала его изюминкой.
Несмотря ни на что, после прочтения «Гонца» остается ощущение тепла, уюта и надежды…
Тиань, 11 октября 2016 г.
Больной ребенок, жаждущий общения, верная собака, готовая исполнить любое желание маленького хозяина, даже до мертвых достучаться, молодая гостья — что-то вроде предвестника первой любви, которая умирает вдруг, неожиданно, и мальчик начинает думать о том мире, в который она ушла... В рассказе есть всё, чтобы читатель мог прочувствованно стереть слезу. Но плакать не хочется. Рассказ пробуждает в большей мере мысль, чем чувство.
Мальчика навещают гости. Все они взрослые. Детей в его окружении нет совсем. Что это значит? Дети не обращают внимание на собаку или избегают контактов с больным сверстником? Наверное, второе. Сочувствие возникает из способности экстраполировать чужую боль на себя, ребенок этого еще не умеет, поэтому рядом с Мартином только взрослые.
Мальчик читает признаки времен года по запахам своей собаки. Он что-то помнит из времени до болезни, а что-то додумывает. Жизнь в изоляции развивает фантазию, иногда до болезненности. В этой связи финальный эпизод допускает множественные трактовки — кто там, на лестнице? Тяжело больной человек находится как бы на границе миров — между живыми и мертвыми, а прекрасная гостья ушла в тот мир, и фантазия мальчика ринулась за ней, и за пропавшей собакой.
Грустная история. Написана прекрасным языком. В ней даже есть настроение. Неплохо...
Denver_inc, 27 июля 2016 г.
Я, если честно, не знаю в чьём переводе я слушал данный рассказ, но это было нечто! Даже среди русских классиков я редко встречал такого поэтического языка. Эти аллегории, эти метафоры — это было просто волшебно! Это реально, было двадцать минут наслаждения для моего уха.
Маленький больной мальчик, прикованный к постели получает информацию об окружающей действительности от своей учительницы и от своего любимого... пса. В один из дней он получает ужасное известие, что его учительница умерла. Теперь, в качестве проводника во внешний мир у мальчика остаётся только его пёс. Какую весть он принесет ему в следующий раз? Или какого гостя он приведёт к его кровати не знает никто...
Если бы в своё время великий Эдгар По написал бы этот рассказ, я бы несколько этому не удивился. Ибо это полностью бы соответствовало каноническому представлению о его статической манере повествования. С другой стороны, я безумно рад, что автор этого рассказа, не магистр По, а Рэй Брэдбери — этот последний романтик американской фантастики. Один из немногих авторов, про которых можно сказать — не важно о чём он пишет, важно КАК! Ибо сам текст рассказа мне показался просто шикарным.
maxxx8721, 10 января 2013 г.
По эмоциональным впечатлениям «Гонец» вместе с, пожалуй, «Лед и пламя», является для меня лучшим рассказом у Брэдбери. Рассказ очень короткий, но как много чувств вызывает... Здесь и сопереживание мальчику, прикованному к постели, чувство радости, что собака может мальчику приносить информацию о внешнем мире. Смерть учительницы является крайне неожиданным и переломныым моментом, когда на светлые чувства набрасывается мрак, поглощая и предавя читателя унынию: попытка матери приструнить собаку, исчезновение пса, надежды мальчика на возвращение лучшего друга. Надежда увидеть друга превращается в уверенность, когда слышытся отдаленный лай, но вот какого гостя привел с собой пес? Вот тут от догадок начинают бегать мурашки...
Шедевр — 10! Так как этот рассказ позволяет читателю испытать самые противоположные чувства в течении 10-20 минут.
Nikonorov, 20 июня 2017 г.
Вот, самый первый комментатор вспомнил «Кладбище домашних животных». Я, собственно, тоже.
Концовка неожиданная и ВНЕЗАПНАЯ. Такого поворота событий я точно не ожидал. Конечно, вместе с Мартином я радовался возвращению пса, но вот эти вот нюансы... И если бы не шаги по лестнице, может, получилось бы даже лучше. А может, и нет. Ну, просто вышло совсем уж мистически, что немного скрадывает тот жестокий реализм, который, в принципе, возможен, почему бы и нет.
Тем не менее, мне очень понравилось. Игра на светлых чувствах мальчика, горечь от потери пса и «странное» его возвращение. Здорово.
sergej210477, 26 августа 2015 г.
Нехороший и недобрый рассказ. Да он действительно пробуждает целую гамму эмоций за короткое время. Брэдбери — мастер небольших зарисовок. Не представляю себе, насколько еще они выигрывают в оригинале, если читать на английском. Прямо волшебный стиль. Но, по-моему, волшебник не добрый. Ну что остается думать, прочтя этот рассказ?
Читаешь, как волшебную сказку. Но вот, сказка заканчивается, и что остается?
Dart Kangol, 14 мая 2013 г.
Присоединяюсь к восторженным отзывам! Великолепный рассказ, написанный великим Мастером! Я продолжаю удивляться как ему в совершенно небольших произведениях удается передать такое количество эмоций, какое не под силу иному роману. Рассказы Бредбери не просто описание неких событий, а в первую очередь атмосфера, которую ощущаешь каждым нервом и в которую погружаешься полностью и без остатка. Конкретно в «Гонце» автору удалось шикарно совместить лирическую нотку грусти, неожиданно переростающую в мрачный финал, от которого становится не по себе.
Sly Serpent, 4 ноября 2013 г.
Хороший, добрый рассказ. Действительно пробуждает целую гамму эмоций за такое короткое время. Воображение рисует возможный финал этой встречи с гостем, которого привел пёс, но о плохом думать не хочется. Несмотря на то, что в рассказе конечно присутсвуют элементы хоррора, вызывает он непременно только светлые и позитивные мысли.
Iricia, 23 августа 2011 г.
Один из самых любимых рассказов у Брэдбери.
У Брэдбери в одном рассказе может быть целая палитра чувств, и при этом он может быть очень жутким. «Гонец» именно такой. Он кажется очень светлым, светлым с оттенком грусти, но под конец становится мрачным. При чем эта мрачность достигается только за счет недосказанности. Если прочитать и взвесить — там не описано ничего страшного, но рассказ обрывается на полуслове, и это один из самых жутких приемов, мне кажется.
Сказочник, 23 сентября 2012 г.
Совершенно гениальный рассказ! От начала и до конца вся картина рисуется вплоть до мелчайшего мазка. А когда осознаешь, что за гостя привел Томми, влюбляешься в эту историю еще больше. Лучшего просто не встречал.
lubar, 24 февраля 2011 г.
Отличный и очень добрый рассказ. Самый страшный момент, когда мама грозиться запереть пса и оставить сына без гонца. Друзья не очень-то ходят к Мартину в гости. А учительница находила для него время чуть ли не каждый день. И вдруг самого лучшего друга после пса не стало. У меня почему-то не возникло сомнения, кого привел пес. И не может быть страшным один из лучших героев рассказа, даже после смерти.
Fabula, 7 февраля 2013 г.
очень интересный рассказ. Сначала весь такой светлый, красочный, а в конце с долей мистики. Советую почитать!