Рэй Брэдбери «Тот, кто ждёт»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Люди, высадившиеся на Марсе, встречают на своем пути НЕЧТО, что ждёт уже многие миллионы лет. Просто ждёт.
Первая публикация на русском языке : Рей Бредбери. «Тот, кто ждёт»: фантастический рассказ. Сокращённый перевод с английского А. Лебедева и А. Чапковского. Рисунки Ю. Ващенко // журнал «Химия и жизнь», 1971, № 3. Публикация сопровождается вступительной заметкой Валентина Рича «Время пришло».
Перевод Лебедева и Чапковского перепечатан в сборнике «НФ-12».
В 1992 году издательство «Северо-Запад» перепечатало этот перевод в книге «Тени грядущего зла», но назвало переводчиков А. Лебедевой и А. Чайковским. Вo всех последующих изданиях с переводом Лебедева и Чапковского переводчики названы неправильно.
Входит в:
— цикл «Канонические марсианские хроники» > сборник «Иные марсианские хроники», 2010 г.
— журнал «The Arkham Sampler, Summer 1949»
— антологию «Far Boundaries», 1951 г.
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, February 1951», 1951 г.
— сборник «Механизмы радости», 1964 г.
— антологию «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 12», 1972 г.
— сборник «И грянул гром: 100 рассказов», 1980 г.
— антологию «Anthologie de la littérature de science-fiction», 1981 г.
— журнал «Всесвіт 1983'06», 1983 г.
— журнал «Вокруг света 1990'02», 1990 г.
— журнал «Время Ч № 1», 1992 г.
— антологию «Глубина. Погружение 2-е», 2018 г.
- /языки:
- русский (26), английский (6), французский (1), португальский (1), украинский (2), болгарский (1)
- /тип:
- книги (32), периодика (5)
- /перевод:
- М. Брага (1), П. Дробышев (1), Б. Ерхов (2), М. И. Брага (1), А. Лебедев (13), В. Новиков (1), А. Оганян (2), В. Попов (2), Ю. Седова (1), Ж.-П. Харрисон (1), Л. Цекова-Маринова (1), А. Чапковский (13), В. Чарный (2), А. Шаров (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 24 января 2024 г.
Он так стар, что уже не помнит, как его зовут. Его жилищем стал старый колодец с кристально-чистой водой, где можно не бояться сильных ветров и иссушающего всё вокруг солнца. Судя по всему, он один на целой планете. Неясно, зачем он вообще существует, только где-то внутри не умирает странная уверенность, что он еще будет полезен. И этот час приходит, когда на Марс впервые опускается чужой космический корабль... Да, нам хорошо известно, что жизнь на этой планете никогда не зарождалась, хотя миллионы лет тому назад условия для этого там существовали. Но для фантастов Марс всегда был и останется планетой древних тайн и колыбелью жизни. Сам Брэдбери немало поспособствовал утверждению подобного имиджа, написав свои «Марсианские хроники». Данный эпизод в них не вошел, хотя и бы написан в те же годы. Почему? Думаю, потому, что не вписывался в канон «населенного Марса». Главный герой рассказа — своеобразный дух планеты, бестелесный, хотя и разумный. Он не помнит своего прошлого, но живет надеждой еще раз почувствовать себя живым существом. В этом его проклятие: забрав у кого-то другого тело, он тут же губит его, ибо уже не помнит, как им следует пользоваться. Счастье длится только краткий миг, после чего вновь приходит забытье. В «Марсианских хрониках» аборигены Марса были вполне живыми, хоть и немного деградировавшими существами. Они жили в городах и даже контактировали с прилетевшими на планету людьми. А это уже несколько иная концепция. Поэтому рассказ в сборник не вошел — скорее всего, его «отшил» редактор. Но это вовсе не значит, что рассказанная в нем история неинтересна. Скорее — наоборот: она очень интригует, ибо читатель воспринимает ее глазами (точнее, разумом) самого марсианина. А тот и взаправду не понимает, почему живет еще на этом свете. Возможно, это всего лишь символ деградации и упадничества, а может и стилизованное выражение неизбежности всеобщей смерти во Вселенной. Потому что последняя не создана для живых существ: мы в ней только ВРЕМЕННЫЕ гости. Наверное, эта мысль должна нас отрезвить и мобилизовать. Только вот Вселенная по-прежнему безмолвствует и не отвечает на наши молитвы...
-----------
РЕЗЮМЕ: необычный взгляд на Первый Контакт человека с чужой жизнью. А что, если она и сама для себя окажется чужой?
vanishrap, 5 августа 2024 г.
Далее он переходит от одного человека к другому, захватывая контроль над всеми членами экипажа, которые впадают в панику или конвульсии. В конце все они падают обратно в колодец, где история обрывается
Рассказ напоминает другие произведения, где повествование идет от имени нечеловеческих сущностей, например, проклятий или вирусов. Интересно наблюдать за историей от лица существа, сеющего ужас, что создает эффект «реверсивного ужастика».
В контексте захвата сознания людей рассказ подан увлекательно и нестандартно, привлекая внимание к ощущению беспомощности и страха перед неизвестным
ANO, 19 сентября 2022 г.
Если будете на Марсе – пожалуйста, не заглядываете в колодцы. А вдруг вас там кто-то поджидает! Именно про это данный рассказ.
vfvfhm, 8 июня 2021 г.
Конечно, если ребенком прочитать этот рассказ, это уже развидешь. Я вот в детстве прочитал «Кто ты?» Джона Кэмпбелла, а потом в видеосалоне посмотрел «Нечто» Джона Карпенетера и на всю жизнь остался под впечатлением. Как и Питер Уоттс, написавший «НЕЧТОжества».
Тот, кто ждет — это писатель. Автор рассказа. Позволь ему прикоснуться к твоему разуму, и он навсегда поселится в тебе.
И пусть это будет такой великий волшебник, как Брэбери!
Shaudra, 21 января 2016 г.
Этому рассказу я говорю: «Браво«! Понравилось в нем абсолютно все. Точный, жесткий и холодный стиль повествования от лица ужасного Нечто, того, кто обитает в колодце на Марсе и ждет. Но ждет чего? Поначалу я решила, что все сведется к банальному подселению в сознание одного из землян и захват таким образом тела существа, дающего возможность полноценной и долговечной, относительно, жизни для бесплотного Нечто, пусть и на других планетах. Я уже представила себе, как подселенец в теле капитана корабля вместе со своей командой отправится на Землю или еще куда-то, дабы развить там некую деятельность. За таким сюжетным ходом интересно, в принципе, наблюдать, но он уже давно не оригинален. Но оказалось, что Тот, кто ждет, жаждет совсем иного удовольствия — ощущить жизнь и следом собственную смерть. Безусловно, мне очень жаль землян, но то, как хладнокровно и быстро страшное Нечто убило их одного за другим, по сути ради наслаждения вновь на миг чувствовать, наполняет меня ужасом и восторгом одновременно. Меня потряс такой «потребительский» ход инопланетного существа, по сути своей алогичный. Эта алогичность и пугает меня больше всего в рассказе. Ведь известно, что все, неподдающееся логике и пониманию, вызывает страх, самый настоящий ужас. Завладеть чужим сознанием, чтобы через миг почувствовать удовольствие от смерти тела, на мой взгляд то же самое, что и убить прекрасную райскую птицу ради одного единственного пера. Хоть это сравнение и очень слабое, конечно. Финал же рассказа заставил меня дрожать, опять-таки от ужаса, но и предвкушения тоже. Я поймала себя на том, что вместе с удовлетворенным на какое-то время пришельцем поджидаю новую «партию» землян. Этот рассказ, не содержащий ничего лишнего — абсолютный эталон фантастики, с моей точки зрения.
Alexus_404, 9 июня 2017 г.
Крайне нетривиальный рассказ. По сути, это ужастик, вывернутый наизнанку, показанный с другой стороны, со стороны этого чудовища, которое беспощадно убило этих людей. Можно было написать банальный триллер, но нет, с такого ракурса это воспринимается совсем по-другому. Держит в напряжении, динамично. У автора отлично получилось передать чувства и мысли Нечто. Рассказ о том, кто ждет, но чего он ждет? Нам показывают, как он радуется тому, что обрел тело и так же быстро убил себя, ощутив смерть. И сделал он это так легко, словно человеческая жизнь — ничто! Очень впечатлило.
AlisterOrm, 4 октября 2017 г.
Прелесть этого рассказа даже не в сюжете, а в очень сочном и ярком описании ощущения Жизни. Уж кто, как не существо, десяток тысяч лет пребывающее в бесплотном состоянии, способно оценить прелесть вдыхания воздуха, питья воды, ощущения солнечного тепла на коже? Описано всё здорово, безусловно, и...
И очень пугающе, кстати. Несмотря на то, что повествование ведётся от лица этого... существа, оно никак не даёт понять, зачем совершено то, что совершено? И вот от этого становится неуютно. Этому... существу попросту всё равно, кого оно уничтожило. Оно просто ощутило Жизнь, а затем — Смерть. Земные носители просто не играют здесь никакой роли...
Joul Harristar, 9 апреля 2019 г.
Очень неуютный, неприятно напряжённый рассказ. На протяжении всего прослушивания я пытался понять — что же он мне так напоминает? Оказалось все просто — тоже Рэй Брэдбери, тоже входит в аудиосборник Глубина (в рамках которого я и ознакомился с произведением). Рассказ «Уснувший а Армагеддоне». Что тот про агрессивных и безжалостных, бестелесных тварей, заселяющих мозг несчастных землян, что этот. В общем не мой тип фантастики, не мой сегмент творчества великого писателя. Может через какое-то время перечитаю и пойму, что это шедевр, но не сейчас.
Groucho Marx, 19 февраля 2016 г.
Язык не поворачиватся назвать рассказ «Тот, кто ждёт» «изящным», несмотря на его стилистическую отточенность. Мрачности в нём тоже нет. А ужас, который его пронизывает, это ужас восторга, эйфории, какого-то действительно потустороннего счастья, после которого уже и жить не надо, поскольку всё будет только «спуском с горы».
Ну да, есть места, прекрасные, чудесные, в которых людям нет места. Мир создан не для людей, люди не должны соваться в чужие регионы — эта лавкрафтианская философия выражена Бредбери в кратчайшей и выразительнейшей форме. Ни одного лишнего слова. Ни одной неработающей детали в этой короткой новелле. В самом деле, это прекрасное стихотворение в прозе.
И безупречно выбрана точка зрения — если бы «Тот, кто ждёт» был написан с позиции астронавтов, прибывших на чужую планету и натолкнувшихся на защиту, поставленную против колонизаторов, получилось бы банально, как в сотнях литературных поделок про «затеряные миры». Но показать ситуацию с точки зрения охранного механизма! Это гениальный ход!
Обожаю этот рассказ ещё со школьных лет. Он прекрасен.
dxbckt, 10 марта 2019 г.
Очень короткий но драматичный рассказ автора на тему ужаса, который дремлет веками... Ужаса без явной цели и явного стремления... Ужаса который невозможно понять и который невозможно победить... Кто знает что и где конкретно может «поджидать» гордых представителей человечества «на пути к познанию вселенной»? Возможно ли существование формы жизни, появление которой поставит «жирный крест на всем человечестве»? Примерно такие вопросы (как я думаю) автор поставил перед читателем данного рассказа... И кстати «Да» человечеству в целом еще очень повезло... Умерли только астронавты «на месте приземления»... Тут есть «огромное поле», для очередного «вторжения неизвестной чумы» и истребления «всего рода людского»...
P.S Если хотите «чего-нибудь подобного» читайте книгу О.Таругина «Сны разума»...
Error, 12 декабря 2017 г.
Можно ли чужого обвинить в том, что он жесток и несправедлив? Можно ли хищника обвинить в том, что он просто пытается выжить и продлить своё существование убивая, скажем антилопу ради пропитания.? Как можно привязывать совершенно чужую форму жизни к морально — этическим нормам биологического вида не столь совершенного, как хомо сапиенс? Ведь какие требования можно выдвигать скажем, столовым приборам? И какие притензии или симпатии можно ощущать к воде, воздуху, небу? Всё то живёт естественной, своей жизнью, совершенно не зависимо от нас и наших принципов морали и нашего эгоэстичного понимание жизни, которое есть простое восприятие, типа, нравится — ненравится.
Yozhhead, 22 марта 2013 г.
Прекрасное произведение, то чего ожидал от Брэдбери. Марс, иные формы жизни, захват человеческой психики. Как всё-таки мы можем быть уязвимы во Вселенной, кто знает, что может нас ждать там, за пределами нашего мира. Будут ли это огненные шары или голоса в голове, или просто тот, кто ждет?..
Animalize, 21 сентября 2011 г.
Когда-то в детстве мама прочла, ссылаясь на гениальность рассказика, с тех пор не могу его забыть. Это даже смешно что в моей памяти он разросся до размеров романа, а недавно взяла сборник «И грянул гром» и сильно удивилась... Всё таки не ожидала от столь маленького произведения такого наплыва чувств.
После него началась моя любовь к НФ, так что только высший балл!
2480, 27 марта 2010 г.
Одно из лучших творений Брэдбери. Забыть этот рассказ трудно. Мрачная атмосфера передана бесподобно. Грусть, тоска до появления экспедиции и по контрасту оживление «того, кто ждёт». Хорошо описаны эти моменты, она показаны со стороны, но ощущение такое, что сам побывал при этом событии. Моё знакомство с творчесвом Брэдбери началось именно с этого рассказа, после чего захотелось почитать и другие произведения.
Alexandre, 22 октября 2009 г.
Я воспринимаю героя рассказа, как врага. А как же ещё следует воспринимать того, кто убивает твоих товарищей? того, кто без спросу захватывает их тела и губит их? Естественно это враг, и неважно, как этот враг выглядит — скопище бактерий («Горячечный бред» того же автора) или некая эманация, газ или дух.
Жалко землян, а такие колодцы более напоминают ловушки страшной Зоны из «Пикника на обочине».
В общем ужастик. Написано неплохо, но что поделать — не люблю я ужасов.
А что там чувствует это чудовище — зачем мне это знать? Главное, как избавиться от него. Как уничтожить, будь оно трижды разумным.