Рэй Брэдбери «...Высоко в небеса»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Все негры улетают, оставляя своих белых хозяев на Земле.
• Рассказ был в первой публикации 1950 г. в составе сборника «The Martian Chronicles», но отсутствовал в более поздних, потому как был перенесен автором в «Иные марсианские хроники».
• Первое издание на русском языке : Рэй Брэдбери. Высоко в небеса. Рассказ. // Перевод [с англ.] Л.Жданова. Рисунки Г.Филипповского. -- журнал «Вокруг света», 1962, № 12.
Входит в:
— цикл «Канонические марсианские хроники» > сборник «Иные марсианские хроники», 2010 г.
— журнал «Вокруг света 1962'12», 1962 г.
— антологию «Американская фантастика», 1988 г.
— сборник «Высоко в небеса: 100 рассказов», 2003 г.
- /языки:
- русский (33), английский (1), итальянский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (32), периодика (1), аудиокниги (3)
- /перевод:
- Л. Жданов (25), Д. Моничелли (1), А. Терех (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
artem-sailer, 2 ноября 2022 г.
Очень сильный рассказ, который, надо полагать, для 1949-го года был ещё и очень смелым. Брэдбери в самых чёрных тонах изображает стереотипного южного хозяина и его отношение к цветным: ну и что, что с точки зрения закона они теперь свободны? негр — он и есть негр, и для белого всегда останется бесправным животным...
А вот и нет! Подобно евреям, исходящим из Египта, чернокожие жители южных штатов нашли себе землю обетованную, и земля эта — Марс.
Исключительная страна и исключительная нация исключительны лишь до тех пор, пока есть перед кем демонстрировать свою исключительность. Это — вечный сюжет, который трагически разыгрывается и в наше время, прямо у нас на глазах.
Darth_Veter, 16 ноября 2020 г.
Невероятная новость: черномазые нехристи каким-то образом смогли закупить несколько ракет, которые доставили их к Марсу! Как такое могло случиться в цивилизованной Америке, хранимой Богом и Президентом?!
Эта новелла никоим образом не говорит о том, что Брэдбери — расист. Просто в 50-е годы черное население Америки еще не имело таких широчайших прав, какие оно имеет сегодня. Во многих штатах еще не было отменено рабство, зверствовали суды Линча, и даже в крупных городах продолжали существовать заведения, на которых красовалось лаконичное предупреждение White's only (только для белых). Черные могли найти работу только в качестве прислуги.
Так что неудивительно, что белые «хозяева» сильно всполошились, услышав, как их черные слуги решились улететь на Марс, чтобы начать свою жизнь с новой страницы. Кто ж теперь будет чистить помещения, готовить пищу и выполнять прочий неквалифицированный труд?
Если б американцы середины 20-го века смогли б краем глаза увидеть современную Америку, они б точно лишились речи (а, может, и разума). Такая политкорректность в то время выглядела бы как предательство белой расы. Такого б президента выкинули из Белого Дома в течение нескольких дней. А насчет чернокожего президента нельзя было думать даже в фантастических рассказах: Мартина Лютера Кинга убили просто за то, что он выступил на телевидении и изложил свое мнение на политическое устройство Америки...
И вот в это непростое для негров время Брэдбери посвящает им отдельную новеллу своих «Хроник...» Весьма смелый поступок для начинающего писателя, между прочим. Издатели Doubleday оказались единственными, кто согласился напечатать на бумаге подобное «святотатство». Тем более, что в нем звучат нотки сочувствия к угнетаемой расе. Сегодня такой рассказ многим неграм покажется самым настоящим ущемлением их прав и достоинства (даже, оскорблением). Хотя за все время существования США еще ни один чернокожий гражданин так и не сумел стать тем самым астронавтом...
------------
ИТОГ: антирасистский опус Брэдбери имеет целью бросить американскому обществу 50-х годов перчатку вызова. Россиянам никогда не осознать его важности: даже к цыганам и выходцам из Средней Азии мы относимся куда лучше, чем белые американцы к своим неграм...
drugndrug, 7 октября 2020 г.
Рассказ входил в большинство изданий «Марсианских хроник» (с датировкой «Июнь 2003»), но, в конце концов, был перенесен автором в «Иные марсианские хроники». И мне думается, это – правильный авторский ход. Ведь дух историко-бытовой атмосферы сюжетной составляющей совсем не соответствует 2003-му году. А после того, как была изменена датировка (вместо 1999-2026 гг. – 2030-2057 гг.) вообще получилась несуразица. Как негры могут находиться в зависимом положении от “белых господ” в 2034 году, если во второй половине ХХ века их социальный статус существенно изменился в лучшую сторону, их права уравняли с белым населением, а один из их представителей стал даже президентом США (и вообще слово “негр” стал недопустимым в американском обществе, его заменили на слово “афроамериканец”)? В лучшем случае, в рассказе элементы американской провинциальной действительности (южноштатская глухомань) можно отнести максимум ко времени первых двух десятилетий ХХ века. (И вообще, если честно, не надо было изменять хронологию марсианского освоения. Пусть даты остались бы прежними. Пусть это осталось бы “несостоявшимся” покорением землянами Марса).
Если же говорить о самом рассказе, о качестве его художественной и идейной составляющих, то тут всё на высоте. Это один из лучших “марсианских” опусов, на мой взгляд. Брэдбери написал этот рассказ, чувствуя приближающееся время перемен – шестидесятые и семидесятые годы ХХ века. Мир менялся на глазах, первую половину ХХ века сотрясали страшные военные катастрофы и классовая борьба на международном уровне. Старый мир умирал, его агония была долгой, но должна была завершиться. Чем? Началом времени радикальных, новых, захватывающих открытий и тенденций – крахом колониальной системы, запуском эры пилотируемой космонавтики, полётом в космос, прогулкой человека на Луне, разгаром “холодной” войны между соцлагерем и каплагерем, расцветом рок-музыки, авторского кино (в частности, французской новой волны), сексуальной революцией, зарождением культуры хиппи и психоделической эстетики. И плюс ко всему этому – цветное население США стало бороться за свои права. Брэдбери как будто предчувствовал, что негры скоро окончательно освободятся от “белых господ”. Правда, в его рассказе негры освободились, улетев на Марс, но… это можно считать в определённом смысле метафорой. В целом, можно сказать, что он угадал.
god54, 3 августа 2020 г.
Как всегда у этого автора подкупает текст, психология, сюжет, когда понятно и приятно читать и сопереживать героям рассказа. А уж домысливать политическую составляющую автор оставляет читателя, пусть увидит каждый, что захочет, как поймет и примет. Он лишь сказал, что есть проблема и, как она может решиться... Пример, движение непротивления в Индии принесло свои плоды, так и в данном случае, это тоже решение проблемы, развести враждующие стороны по разным планетам. Одним словом прочитать есть смысл.
Нортон Коммандер, 9 апреля 2013 г.
У американского писателя Синклера Льюиса есть роман «Кингсблад — потомок королей» о проблеме расизма в послевоенной Америке. Белые и чёрные американцы бок о бок воевали на фронтах Второй Мировой, но после войны всё вернулось на круги своя. Формально негры были свободны, но фактически постоянно сталкивались с презрением, разделением, чувствовали себя людьми второго сорта. Главный герой романа — голубоглазый и рыжеволосый американский офицер из престижной семьи — узнаёт, что один из его предков был негром. По существовавшим тогда представлениям, это означало, что если об этом станет известно обществу, оно его отвергнет. Он должен будет ходить в церковь для чёрных, прачечные для чёрных, и не сможет получить хорошую работу.
Данный рассказ Брэдбери написан в 50-м году, в то самое время. Теперь он, возможно, не столь актуален, но идея, заложенная в нём, не устареет. Расизм и национализм никуда не делись. Брэдбери показывает, что бывает с такими, как Сэмюэль Тис — они застревают в прошлом, среди брошенного хлама, с пистолетом, из которого уже не в кого стрелять.
evridik, 5 июня 2013 г.
Рассказ данный не столько о Марсе, да и вообще не о Марсе, сколько о привязанностях. Не удивительно, что в итоге он из «Марсианских хроник» был перенесён в «Иные марсианские хроники». Здесь события происходят на Земле, в Америке, и на Марс собираются лететь не белые, а негры.
Что пленяет в этом рассказе? С первого взгляда кажется, что он только ещё больше обличает беспомощность американцев, которых покинули их афроамериканские помощники, но потом, когда приближаешься к концу, видишь развязку, ощущаешь и гордость и радость одновременно, понимаешь, что для американцев не всё потеряно. И самое ценное, что остаётся им, — это их, в конечном итоге, благородство.
Чудесный, волнующий рассказ, дающий пищу потерявшему надежду уму.
+10
Myrkar, 18 ноября 2014 г.
Композиционно сложноватый рассказ для «Хроник». Дело в том, что в образе Марса у Брэдбери заключены многие мифологические пласты, и тематика марсианской культуры сменяется образами загробного мира, приобретая в этом рассказе смысл христианского рая. не удивительно, что такой предрассудок связывается именно с черными — более религиозными, чем белыми.
Более того, Брэдбери связывает путь в потусторонний мир — мир по ту сторону небес — со смертями, причем начали люди умирать по прибытии на красную планету, а теперь даже не покинув атмосферу Земли. Является ли это указанием на то, что, нацеленные на рай (им же было плевать на предостережение о большой вероятности взрыва кустарных ракет), негры туда и попадали. В настоящий, а не марсианский. И, по их же предрассудкам, он явно в земных небесах.
Другая тема рассказа — расизм. Началась она как национализм в микрорассказе «Берег». Негры хотят изменить жизнь, из работника скобяной лавки превратиться в ее хозяина, например. Очень избитая тема для американцев, которые, сбежав из Европы, так и стали хозяевами на новой земле. Отсюда все эти американско-хозяйские замашки. Но вот в чем проблема: «Берег» дал ясно понять, что на Марсе живут американцы. Белые американцы. Те самые белые американцы. Негры меняют шило на мыло. Метафора ли это того, что черные находятся между белыми полюсами? И нет им места ни на Земле ни на Марсе, лишь немногие женщины считают их членами своей семьи.
Если вновь вернуться на христианские позиции, черных погубило их нетерпение. Ведь все шло к равноправию. А что их ожидал бы на Марсе? Рабство вернулось на Землю, когда для европейцев открылись новые обширные земли. А тут, еще не обретшие права, но живущие на земле, где эта проблема решается в реальном времени, негры решили сбежать в иллюзорный мир, который обладает большим потенциалом к закабалению знакомых бесправных черных. Временные пласты сталкиваются вновь — черные летят в прошлое, как ни крути, а надеются на будущее. К своим же типичным белым попадут.
Сказочник, 10 января 2012 г.
Боже ж ты мой, какой неполиткорректный рассказ :gigi: Что же натворил Рэй Брэдбери — он же назвал негров неграми! :haha:
На самом деле, рассказ очень глубокий. Когда не станет всех цветных, белые примутся за... кого? :confused: Больше всего привлекает к себе внимание концовка, когда главный отрицательный персонаж, упёртый, словно Галилей («И всё-таки она вертится!») цепляется за самый последний призрак внезапно кончившейся власти.
viktor111, 16 июля 2012 г.
Жаль, что этот рассказ безжалостно выпилен из последних изданий. Одна из самых атмосферных и ярких вещей в сборнике.
ii00429935, 4 января 2010 г.
В момент написания этого рассказа (1950 год), наверное, даже самый смелый фантаст не мог предположить, что пройдет чуть больше полувека (в масштабах истории — пустяк!), и президентом Соединенных Штатов станет чернокожий Барак Обама. Понятно, что хотя в «Марсианских хрониках» действие формально и относится к началу 21-го века, Брэдбери имел в виду современные ему проблемы. В сущности рассказ «Высоко в небеса» не такой уж фантастический, имеется фантастическое допущение: началась колонизация Марса, и все негры небольшого городка где-то на юге США устремились в «землю обетованную»... В остальном же — вполне реалистичный психологический рассказ. По-моему, отношение автора к расизму и национализму вполне определенное, и главный герой Сэмюэл Тис Брэдбери отвратителен. Да, сейчас жизнь в Америке совсем другая, но суть проблемы никуда мне делась. Актуально это и для России — искать виноватых в своих бедах среди негров, евреев, «понаехавших тут» инородцев продолжают и вроде бы вполне образованные и культурные люди...
DKart, 8 января 2010 г.
Не знаю, что двигало Брэдбери, но он затронул очень важную и необычную тему. Что будет дальше, когда у расистов «закончаться» цветные (и дальше по аналогии: у маньяков — жертвы, у живодеров — животные)? Ведь для этих «людей» их, так называемые, развлечения составляют значительную часть жизни. Может быть для кого-нибудь и смысл всей его жизни.
Но вот настанет день, когда цветные (жертвы, животные) уйдут навсегда. Что дальше?..
in-word, 22 апреля 2009 г.
Уверенность в своем превосходстве — в крови у многих белых американцев. Она подпитывается одним только присутствием на этой земле негров, «черномазых», «болванов и остолопов». А если вдруг исчезнут они с лица Земли? Да только известие о таком намерении вызывает у белых протест. Как? потерять власть над черными? Нет, не могут они уехать, ни в жисть!!!! И оказывается, что кроме власти над другими людьми, необоснованно данной только цветом кожи, ничего за душой у многих белых нет!!! На душе пусто.
Oleg_Rubik, 27 февраля 2011 г.
Никакого отношения к фантастике, конечно, этот политический памфлет не имеет. Но написано замечательно ярко! Интересно, а сейчас этот рассказ также запрещен в США как и многое у старых авторов (вроде Марка Твена)? Ведь Брэдбери никак не мог предугадать каких успехов добьются «бедные» негры в отстаивании своих прав! И негров так и называл открытым текстом! :lol:
ask.do, 14 апреля 2009 г.
Актуальный рассказ, в какое-время мы не жили. И дело не в равноправии или во времени. Дело в сущности человека. Очень легко скрыть свою слабость за “мнимой ” силой, унижая тех, кто стерпит. И неважно негры это, евреи или кто-либо еще. В любой период найдутся свои, тамошние “негры”. Что случится, если все “негры” возьмут и исчезнут в мгновения ока? Будут просто искать новых. Не по цвету кожи, так по достатку. Не по достатку, так по вероисповеданию. Не по вероисповеданию, так по внешнему виду. Вот только непонятно, кто следующий?
Frigorifico, 6 января 2010 г.
Терпеть не могу расистов любого цвета кожи, но одна особенность у негров подмечена точно — давать своим детям пафосные имена — Наполеон, Гамлет, Вашингтон, Геркулес. Может это было такое своеобразное пожелание детям лучшей доли?