Герберт Уэллс «Война миров»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Роман-катастрофа | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Военное | Приключенческое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих»
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
К концу 19 века большинство астрономов всей Земли склонялись к мнению, что на Марсе могут существовать не более чем примитивные формы жизни. Но, однажды, на Марсе стали происходить яркие вспышки и к Земле устремились потоки огня, которые были не чем иным, как космическими капсулами, нацеленными на территорию Британии. Теперь землянам предстоит на собственной шкуре убедиться в уровне развития марсиан. А Земля может получить незавидный статус колонизированной планеты.
Первая полная публикация — 1897 год (Pearson's Magazine, April – December 1897). Книжное издание — 1898.
Первая публикация в России: Новый журнал иностранной литературы, искусства и науки. Том 2, июнь 1898, № 6, стр. 1-16.
Про отдельные неточности в переводе М. Зенкевича В. Т. Бабенко писал тут.
В 1998-1990 годах по роману был снят сериал производства Канады и США.
В произведение входит:
|
Входит в:
— журнал «Мир приключений 1910`1», 1910 г.
— журнал «Мир приключений 1910`2», 1910 г.
— журнал «Мир приключений 1910`3», 1910 г.
— журнал «Мир приключений 1910`4», 1910 г.
— журнал «The Strand Magazine #350, February 1920», 1920 г.
— журнал «Amazing Stories, August 1927», 1927 г.
— журнал «Amazing Stories, September 1927», 1927 г.
— журнал «Famous Fantastic Mysteries July 1951», 1951 г.
— антологию «15 aventures de l'espace», 1969 г.
— антологию «Science Fiction and Fantasy», 1977 г.
— антологию «Айзек Азимов, Герберт Уэллс. Научно-фантастические романы», 1983 г.
— антологию «Tune in for Fear», 1985 г.
— антологию «Movie Monsters: Great Horror Film Stories», 1988 г.
— антологию «Зарубежная литература. 11 класс», 2001 г.
— антологию «Зарубежная литература XX века», 2003 г.
— журнал «Зарубежный роман, №3, 2010», 2010 г.
Награды и премии:
Экранизации:
— «Война миров» / «The War of the Worlds» 1953, США, реж. Байрон Хэскин
— «Война миров Х.Г. Уэллса» / «War of the Worlds» 2005, США, реж. Дэвид Майкл Лэтт
— «Война миров» / «The War of the Worlds» 2005, США, реж. Тимоти Хайнс
— «Война миров» / «War of the Worlds» 2005, США, реж. Стивен Спилберг
— «Война миров» / «The War of the Worlds» 2019, Великобритания, реж. Крэйг Вивейрос
— «Война миров» / «War of the Worlds» 2019, Великобритания, Франция, США, реж. Ричард Кларк, Жиль Кулье, Бен А. Уильямс
- /языки:
- русский (149), английский (23), испанский (1), французский (1), литовский (1), украинский (3), белорусский (1), болгарский (1), татарский (1), не указан (1)
- /тип:
- книги (158), периодика (12), аудиокниги (11), другое (1)
- /перевод:
- В. Бабенко (5), В. Вебер (1), З. Журавская (2), М. Зенкевич (83), Д. Магула (1), И. Магур (5), Д. Паламарчук (1), М. Перфильева (3), Э. Пименова (15), Г. Поддубний (1), К. Толстой (3), Т. Томашевич (1), С. Флорин (1), В. Хорошенко (1), М. Шишмарёва (1), О. Юсте (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Прочие издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стронций 88, 7 августа 2017 г.
Я раньше не читал «Войну миров» по, в принципе, банальной причине – 1898 год, я думал, что роман окажется, да, может значимым для жанра, но вялым, архаичным и до мерзости наивным. И вот сейчас, закрыв последнюю страницу, я нахожусь в каком-то шоке – я просто не ожидал, что вещь окажется настолько серьёзной и настолько сильной. Отпали даже страхи касательно архаичности – нет, роман архаичен в чём-то, но понятно архаичен (всё-таки написан в конце 19-го века), но в нём есть и совершенно новаторские по тем временам вещи типа «теплового луча» (лазера?), химического оружия (и это до применения иприта!) и тому подобное! И это только в техническом плане! Само повествование – какое-то невероятно динамичное, ёмкое и тревожное (что само по себе удивляет и восхищает!), да ещё и очень-очень убедительное – будто прогнало все мысли о том, что роман написан кода-то давно, делало его достаточно современным (да-да, вот такое ощущение было!), если не сказать «вещью вне времени»! И я, конечно, ожидал, что роман значителен для жанра, но в моём представлении это было так же, как значительна, допустим, для жанра «Утопия» Томаса Мора (ну, вы понимаете, о чём я) – а оказалось… Я сейчас не просто думаю, что роман породил направление фантастики о вторжении пришельцев, я сейчас вижу (и у меня от этого земля уходит из-под ног), что львиная доля подобного рода фантастики это практически лишь вариации «Войны миров» – в литературе (ну, например, «Кракен пробуждается» Уиндема, «Кукловоды» Хайнлайна и другие), и в кино («Скайлайн», «День независимости» и другие)! В «Войне миров» есть всё, все мотивы которые как под копирку использовались позже и используются сейчас – это и техническое превосходство пришельцев над нами, их всесилие, и отношение «вторженцев» к людям (как к насекомым), и разрушение мифа о величии человечества и того, что человек вершина природы; это и моральное крушение людей в наступающем хаосе (разве это не вечный мотив, выросший из той давки на дороге и из безумия лондонцев, например?); здесь есть даже определённый рецепт борьбы с такими захватчиками, пусть и звучащий из уст не совсем психически здорового человека, но разве мы не видели исполнения этого в других фантастических вещах разных авторов? И, главное, здесь есть герой, который не просто стремиться выжить, но и остаться при этом человеком. И всё это оказывается такой матрицей, практически точным рецептом многих и многих вещей написанных гораздо позже другими авторами. Но радует то, что это не просто матрица, а совершенно цельный, чёткий и сильный роман; не роман-зародыш, а роман-скульптура, которую пытались и пытаются копировать. И это только явные вещи, тот самый каркас, который использовали позже все кому не лень. А если вглядеться дальше? Нет ли в этом романе лавкрафтовского космического ужаса – всесильное зло, пришедшее из космоса, пугающее ещё и тем, что это не конец, и что угроза может оказаться не единственной в своё роде? И не из этих ли треножников выросли всевозможные Годзиллы и другие циклопические чудовища, разрушающие города как игрушки? Не из этих ли картин мёртвых, усыпанных ядовитым пеплом городов вышел современный постапокалипсис? И всё это – из небольшого по объёму романа, очень живого, динамичного, цельного и, не побоюсь этого слова, захватывающего даже сейчас, в 21- веке, но написанного больше сотни лет тому назад. Разве это не потрясающе? Разве это не гениально?
Invincible, 20 октября 2024 г.
Война миров (1897, The War of the Worlds). Герберт Уэллс
Дата отзыва: 20.10.2024
Когда берешься за классику вроде «Войны миров» в 2024, то всегда есть опасение, что книга будет наивна и, что называется, не зайдет. Но ничего подобного не произошло, роман был прочитан достаточно быстро, за 3-4 дня.
Сюжет конечно был знаком (вторжение марсиан на Землю), а где-то в середине и развязку тоже вспомнил — благодаря отсылке в концовке “Войны с саламандрами” Карела Чапека. Да и когда-то давно смотрел фильм с Томом Крузом. Но даже несмотря на все это дочитал с интересом. Это, как мне кажется, большой комплимент произведению 1897 года.
Влияние романа на развитие фантастики огромно, что говорить, что Аркадий Стругацкий называл «Войну миров» одним из любимых произведений, и совместно с Борисом они даже написали юмористически-сатирическое продолжение.
Достоинство романа — достаточная реалистичность, предсказание некоторых открытий
Думаю, что основной вклад «Войны миров» состоит в том, что человечеству было озвучена и красочно донесена мысль, что во Вселенной homo sapiens могут быть не единственными разумными существами, и это может привести к катастрофе. Мышление на уровне всего человечества крайне несвойственно для людей даже сейчас.
Вторая важная идея книги, расширяющая «кругозор человечества» — о возможности колонизации других планет. И в самом деле, почему марсиане Уэллса смогли преодолеть пространство и предпринять попытку, а человечество не может?
Моя оценка 9 из 10. Небольшой минус — это немного специфическая (для меня) манера Г. Уэллса, но после первой трети я практически перестал обращать на нее внимание.
Общий итог. «Война миров» — это одно из тех «плечей гигантов», на которых стоит современная научная фантастика. И в 2024 году роман читается с интересом, увлекателен и полностью заслуживает внимания (включая экранизации) и многочисленных переизданий.
Fred2008, 9 ноября 2024 г.
Герберт Уэллс — поистине отец фантастического предвидения. Тепловой луч, ядовитые газы, микробы как оружие массового поражения, невидимость — это лишь часть того, что можно сразу назвать. Легче сказать, какое предсказание Уэллса пока не осуществилось: машина времени. А может, и она осуществлена, мы просто этого не знаем.
Роман «Война миров» — настоящая кладовая предсказания. Начиная с названия, которое можно трактовать как мировую войну.
Однако фантастическое предвидение — не единственное достоинство этого романа. Ситуации, в которые попадают персонажи, изложены настолько ярко и убедительно, как будто читатель сам в них оказывается. Громадный перевес марсианского оружия доказывается шаг за шагом, результат «Земля под властью марсиан» предсказуем и закономерен, а мгновенная гибель марсиан от биологического оружия, ненамеренно применённого людьми, — одновременно логична и неожиданна для читателя, как и для главного персонажа романа.
Закрывая книгу, мы не можем избавиться от множества порождённых ею вопросов. Что если подобное инопланетное вторжение осуществится в действительности, как следует вести себя, чем защищаться? Не следует ли пересмотреть своё отношение к природе, слишком похожее на отношение марсиан к людям?
Ничего удивительного, что этот роман породил немало подражаний (Лагин «Майор Велл Эндъю», Стругацкие «Второе нашествие марсиан») и экранизаций. Однако с моей точки зрения наиболее примечательна радиопостановка 1938 года, которую неискушённый слушатель принял за новостной репортаж и поверил, что речь идёт о реальном инопланетном вторжении.
Подводя итог: «Война миров» — это великое произведение, которое несомненно останется в веках.
aleks-predator, 3 марта 2020 г.
Рождение жанра о вторжении пришельцев
Я прочитал «Войну миров» еще в детстве. Мне кажется, у многих была подобная история. Кто-то из взрослых советует прочесть интересную книгу (в моем случае это был отец), а ты уже затем спустя годы и даже десятилетия понимаешь логическую цепочку. В чем она? Все просто. Герберт Уэллс и его роман о вторжении марсиан на Землю был, наверное, первым произведением подобного рода. Роман стал культовым, знаменитым и почитаемым. Он положил начало целому жанру в книгах и киноискусстве. По этой причине его советуют от поколения к поколению и тем самым прививают любовь к подобному. Читается в основном в детстве, запоминается теплыми впечатлениями, становится любимым произведением, а более поздние уже слегка блекнут на фоне классики Уэллса. И картина вполне себе повторяется, когда уже ты начинаешь советовать своим детям прочесть эту книгу (я обязательно буду).
Я обожаю эту книгу. Одно из ярких воспоминаний детства, когда прочитываешь страницу за страницей и с ужасом представляешь подобную картину вторжения, когда люди не могут дать отпор, погружаясь в хаос происходящих событий.
Книга читается на удивление быстро и легко, несмотря на то, что была создана более века назад. Автор отлично демонстрирует переживания людей, их психологическое состояние, нерв всей истории. Огромные ужасающие машины до сих пор для меня предстают, как лучшие корабли/орудия инопланетян. И так интересно было наблюдать, как похоже их видят создатели экранизаций.
Нравятся описания событий в Лондоне, разных местечек, все подробно и настолько интересно, что сам будто оказываешься там же среди этих бедных людей, что подвергаются атакам тиранов. Автор прекрасно передает ужас, погружает в него. До сих пор помню, что вырываясь (с неохотой) от чтения, я вдруг осознавал, что я не там, это всего лишь книга, вокруг все спокойно и тихо. Это ли не признак великолепного атмосферного произведения.
Роман Уэллса пронизан картиной того, что зазнавшееся в своем превосходстве человечество на самом деле может оказаться всего лишь обычным видом, который может быть порабощен, использован, как и мы делаем с животными и природой в целом. В произведении мы встречаем как отчаявшихся и падших людей, так и тех, кто благороден и с достоинством переносит тяжелое время.
Меня не покидает чувство, что даже спустя сотню с лишним лет, если произойдет похожая ситуация, человечество будет вести себя подобным образом. Мир людей не меняется. Действия, мысли, склад ума все такие же, как и в романе Уэллса.
«Война миров» — отличное произведение, которое стало родоначальником целого направления в научной фантастики, как впрочем и многие другие произведения автора. Это необходимая книга для прочтения всеми, и она заставит взглянуть на роль человека во Вселенной.
kerigma, 17 августа 2022 г.
«Война миров» оказалось очень неожиданной в своей какой-то совершенной камерности и человеческом измерении. Я ожидала эпика в духе американского боевика, а прочитала камерную историю, в которой география действия сводится к лондонским пригородам. В книге очень много топонимов, и поскольку все эти названия городочков под Лондоном мне ничего не говорят, я развлекалась, мысленно подставляя вместо них названия деревень вокруг моей дачи.
Что действительно понравилось — это удивительная реалистичность описания с поправкой на реалии времен Уэллса. Могу себе представить, насколько именно этот аспект должен был поразить современных Уэллсу читателей: все топонимы, все герои, вся их тихая размеренная сельская жизнь настолько узнаваемы, настолько известны даже нам из классических викторианских романов — что в это очень сильно верится. Реакции всех описанных в романе героев, включая и массовку — очень нормальные человеческие реакции. Прекрасные, яркие характеры, встреченные героем в ходе катастрофы — трус-священник и «героический» артиллерист. Подумала, что, вероятно, настоящие глобальные катастрофы и позволяют разделить людей на эти два типа.
Конечно, в современных романах бы не сделали так, как сделал Уэллс, описав в первой же главе, о чем вся книга — но это ничуть не мешает получить удовольствие в процессе. На самом деле, с современной точки зрения, возможно, даже интереснее так: мы много всякого читали и видели на тему инопланетных нашествий в наше время, так что инопланетное нашествие в классической викторианской Англии оказалось приятным разнообразием. Не говоря уж о неожиданном пуанте в конце. И в этом тоже прелесть Уэллса: нет у него никаких супер героев, сплошь нормальные люди, которые испытывают страх, болеют и готовы признать свое поражение. Герой-повествователь не более мачо, чем все остальные люди вокруг, а иногда и менее — но из-за этого начинаешь только больше ему верить.
Deliann, 27 сентября 2019 г.
Сейчас сюжетом о враждебных пришельцах никого не удивишь, но только представьте как пугала «Война миров» читателей конца XIX века. Герберт Уэллс написал свой роман настолько ярко, до жути правдоподобно и впечатляюще, что книгу помнят и любят даже спустя 121 год после выхода.
На сюжете романа подробно останавливаться нет смысла, его знают если не все, то большинство любителей фантастики. Поэтому кратко: на Землю прилетают марсиане с завоевательными намерениями. Люди пытаются дать отпор, но получается плохо. «Война миров» сильно цепляет своей мрачной атмосферой и демонстрацией большого количества возможных моделей поведения человека в условиях грядущего тотального уничтожения. Нечто подобное позже показывал Дж. Уиндем в «Дне триффидов». При этом роман имеет еще и политический подтекст и многими читателями того времени воспринимался как критика внешней политики Великобритании. Интересно и то, как Уэллс переворачивает картину мира, показывая «цивилизованного» человека не колонизатором, а жертвой. И тот факт, что в финале
Естественно, произведение, ставшее всемирно известным, не могло оставаться без вольных продолжений. Первое из них вышло почти сразу после оригинала – это было «Эдисоновское завоевание Марса» Гаррета Патмена Севисса. Дальше больше: вольных продолжений «Войны миров» вышло довольно много и некоторые из них были написаны такими известными авторами, как братья Стругацкие («Второе нашествие марсиан»), Лазарь Лагин («Майор Велл Эндью»), Кристофер Прист («Машина пространства»), Дэвид Брин («Париж покоряет всех») и др.
«Война миров» — хороший научно-фантастический роман, который читается с интересом и сегодня. У него есть ряд неплохих экранизаций (например, фильм Стивена Спилберга 2005 года), есть и ряд интересных продолжений (например, Кристофер Прист неплохо совместил идеи сиквелов «Войны миров» и «Машины времени» в своей «Машине пространства»). И наверняка он еще не раз вдохновит людей сделать что-то значительное.
fox_mulder, 2 сентября 2008 г.
С одной стороны, перед нами одно из самых масштабных полотен за всю историю мировой фантастики — практически, не имеющая аналогов в литературе, жесткая реалистичная картина конфронтации человека с неведомым и непознанным.
Именно в этом плане, роман Уэллса стал абсолютной классикой, которая рядом с прочими представителями жанра «они пришли из космоса, что бы нас поработить» смотрится подлинным недостижимым Эверестом, по сравнению с локальными холмиками и другими среднего размера возвышенностями. Но с другой строны, Уэллс был не просто научным фантастом, а одним из родоначальников «социальной школы», и поэтому сама идея возможного вторжения инопланетных гадов, была лишь наиболее очевидным планом, лишь маскирующим подлинный интерес автора. Но какой?
Ответ приходит, если посмотреть на дату создания романа — 1898. Заканчивается не просто еще один век в истории, нет, на пороге уже стоит новая эпоха, ощущением прихода которой буквально наэлектризованы умы тогдашнего населения планеты. Появились и интегрированы в повседневную жизнь первые телеграфы, улицы городов рассекают первые хромированные «самодвижущиеся коляски», на бульваре Капуцинов в Париже состоялся первый сеанс «передвижных картинок» братьев Люмьер.... Однако, это лишь верхушка айсберга — что-то неведомое и страшное для консервативного сознания обывателей, куется в военных лабораториях. Мир неуловимо для глаз меняется, что бы уже никогда не вернуться к прежнему состоянию. И само название романа Уэллса отсылает нас не просто к борьбе с инопланетным вторжением, а именно к глобальному противостоянию двух миров: старого, консервативного, цепляющегося за уцелевшие осколки ценностей викторианской эпохи, и мира нового: безжалостного, рационального до последней косточки, а по сему — дегуманизирующего по самой своей сути. Принято считать, что у человека и марсианина, изначально очень мало общего, что прагматичная логика инопланетян, позволяющая им использовать для очищения территории от людей тактику «выжженой земли» чужда и непонятна современному, для даты написания романа человеку. Но так ли это, на самом деле?
Всего через 16 лет грянет первая война новой эпохи, первая не только по невиданным до сих пор, масштабам участников и потерь, но и в свете использованных в ней новейших технических разработок. И люди, умирающие под воздействием токсичных газов, боевые машины, поначалу такие же неуклюжие, но исстребляющие маленьких, практически оловянных, по сравнению с их громадой, солдатиков, из уэллсовской фантазии шагнули в суровую реальность. Единственная из идей Уэллса, которая не получила воплощения в современной военной инженерии — это использование тепловой энергии для генерации разрушительного теплового луча, но это можно списать на излишнюю дороговизну и нерентабельность данных разработок. В самом деле, зачем уделять им время, когда иной вид мирной энергии, поставленной на службу человеку, может по нажатию одной кнопки (рычага, тумблера) сметать целые города? До таких «фантазий», пожалуй, даже у Уэллса не хватило пессимизма!
На самом деле, роман Уэллса можно воспринимать, как настоящее пророчество об оборотной стороне научного прогресса. На фоне событий обеих мировых войн и различных военных конфликтов в течение всего 20 века, сравнение прагматичной логики марсиан и обычных людей, уже не кажется мне столь неуместным. Герои Уэллса, простые англичане, обитающие по старым обычаям и прописным нормам своего времени, с ужасом взирают на полнейшую унификацию гуманизма в лице чужеродных пришельцев, только не с другой планеты, а фактически, из собственного будущего! Появление бомб, танков, торпед, легко и просто осуществляющих многотысячные разрушения, заставило воспринимать все минувшие до него прочие конфликты Нового времени и средневековья, чуть ли не как детские потасовки. Оно изменило не только суть конфликтов, но и предельно дегуманизировало психологию людей, участвующих в конфликтах, сделав из них, фактически «людей нового мира». То есть, тех же уэллсовских марсиан.
«А как же финал? Как увязать противостояние природных сил с Вашей концепцией романа?» — спросят несогласные с моим отзывом. И самое печальное, что оно как раз прекрасно с ней согласуется! Каждое новое действие НТР по укрощению и использованию природных сил в своих интересах, нарушает естественную гармонию. Как результат: словно, дамоклов меч обрушиваются на поселения «новых людей» землятрясения, смерчи, ураганы.... Потом — мутировавшие штаммы различных болезней, постоянно поражающие тысячи людей по всей Земле. И эту битву невозможно выиграть, победа в ней всегда останется за естественным ходом явлений, то есть природным. Поэтому, финал Уэллса — лишь один из возможных, но вполне вероятный, только уже не для марсиан, а для того, кто является для природного порядка самой главной угрозой — то есть, как ни прискорбно, человека разумного....
Прекрасно осознаю, что моя трактовка романа во многом спорна, но я и не претендую на его «окончательное прочтение». Просто хочется, что бы спустя 110 лет после создания, новые читатели открыли этот Великий Роман, который по моему мнению, является убедительнейшим Реквиемом по всей ныне существующей человеческой цивилизации и попытались задуматься над его социальным и философским содержанием. Может быть, в данном вопросе я и неправ. Однако, это как раз тот самый вопрос, в котором мне совсем не хочется оказаться правым....
wertuoz, 15 сентября 2023 г.
Читая Герберта Уеллса, поражаешься, насколько далеко и с какой скоростью, опережающей время, его философская мысль устремлялась за горизонт эпохи. Ведь по сути это крепко сбитое фантастическое произведение в той новой парадигме, в которой тот самый викторианский Лондон себя не ощущает и до сих пор. Конечно, тут есть некоторые допущения с точки зрения предметной области: автор описывает те или иные фантастические условности с тем словарным запасом и с теми научными знаниями, которыми обладал на рубеже смены веков. Возможно поэтому мы имеем не совсем укладывающиеся в наши представления о космосе и его законах явления, ставшие для произведения нарративно важными: к примеру, непонятные пушки, которыми марсиане стреляли по Земле, чтобы отправить туда своих солдат, или физическое строение самих марсиан, похожих на каких-то личинок без рук и ног, которые каким-то непостижимым образом в хищной для них среде смогли собрать огромные тяжёлые треножники. Но сама концепция произведения на момент своей публикации была невероятно прорывной, да и до сих пор завораживает, так как поднимает довольно сложные и злободневные философские вопросы, которые хочется обозначить.
1. Хозяева пищевой цепи. Автор описывает марсиан, как цивилизацию, которая ушла далеко вперёд в техническом и в биологическом плане, способных на космическую экспансию, обладающих запредельными знаниями, для которых земляне — это незаметные и не представляющие угрозу насекомые, на чей муравейник марсиане без зазрения совести и страха посягнули. Да и сам сюжет произведения подтверждает эту мысль — люди абсолютно беспомощны в противостоянии инопланетянам, как племя аборигенов со своими тростниковыми палками, которое пытается защититься от кораблей колонизаторов из Европы. И такие параллели можно проводить очень много и долго. Человек, который когда-то покорил и подчинил себе планету, построил на ней довольно несправедливую экономическую систему эксплуатации одних другими, сам пал жертвой более сильного хищника. Автор довольно часто уповает на эволюционные законы мироздания, коря людей за то, какими горделивыми и беззаботными они были, тем самым предрекая им не самую лучшую судьбу в новой пищевой цепи, где они больше не поднимутся на ее вершину. И только ещё один эволюционный процесс помогает им избежать этого.
2. Разрушение религиозных догм. На протяжении всего произведения автор постоянно жонглирует парафразами и отсылками к библии и другим религиозным источникам. Да и сам главный герой произведения, пусть и не настолько набожный, обладая обширным научными знаниями, все равно то и дело ищет приободрения в молитвах и надеждах на божественное вмешательство, чего конечно же не происходит. На его пути так же встречается священник, который, рассыпаясь в причитаниях и молитвах, в конечном итоге теряет рассудок, не справляясь психически с пониманием той катастрофы, что происходит в реальном мире. Этим автор как бы развеивает старый метафизический уклад жизни, предостерегая о том, что может случится, если человек не станет смотреть на мир с научным любопытством, развивая прежде всего общественные институты знания. С точки зрения сюжетной логики повесть имеет довольно твердый материалистический фундамент, где очевидные эволюционные процессы играют огромную роль. Главный герой, он же рассказчик, описывая все произошедшие с ним события, смотрит на себя прежнего, пребывающего в ошеломлении, бессилии и незнании, с некой долей сожаления и укора. Ведь, зная то, что он узнал потом, он мог бы вести себя иначе, не совершать глупых ошибок и не подвергаться страху перед неизведанным.
3. Социал-дарвинизм, как меньшее из зол. Главный герой на своем пути так же встречает много несправедливости в отношениях между людьми, особенно явно это случается с его двоюродным братом, чью историю он так же доносит в качестве долгого лирического отступления. Окружаюшие люди испуганы, слабы и озлоблены, они ищут спасения любым способом. Кто-то мародерствует, кто-то опускается ещё ниже, возникают конфликты, а потом нелепые смерти. Казалось бы, вот оно проявление людской глупости, первобытного индивидуализма, когда общество не готово к сложным испытаниям, таким, как вторжение чуждой иной цивилизации, сразу переходя в позицию «каждый сам за себя». Человек, помещенный в условия комфорта, нацепивший на себя дорогой фрак, живущий в частном доме с личной прислугой, вдруг становится одним из самых жестоких и низших существ, для которого больше не существует морали. Главный герой так же встречает на своем пути другого персонажа — военного артеллериста, который решает уйти в подполье и жить по принципу сильного, построить новое общество (под землёй в канализации), где слабым и немощным больше не будет места. Развитие идей социал-дарвинизма, которое рассказчику кажется наиболее приемлемым образом жизни в условиях господства инопланетных захватчиков, представляется, как некое меньшее зло, единственная возможность для выживания человеческого вида, с чем я не согласен в корне. Благо, автор не углубляется дальше в эту спорную тему, давая человечеству шанс на возрождение цивилизованных общественных отношений.
В конечном итоге под антуражем несвойственного тому времени футуристического сюжета об инопланетном вторжении автор развивает философскую сторону общественного развития человека. Да, в каком-то смысле это произведение одновременно о предвкушении и страхе перед будущем, перед неизведанным. К примеру, если мы возьмём советскую фантастику, то такие панические настроения врядли сможем отыскать, там инопланетный разум зачастую представлялся, как дружественный и рациональный, не имеющий воинственных амбиций. В данном же случае это другая концепция, сформированная в другом времени и с другими представлениями о мире в целом, которую интересно рассматривать и исследовать. В целом это железная классика, на основе и с оглядкой на которую были и будут созданы многие другие произведения, особенно в последнее время.
zvezdochet2009, 27 апреля 2020 г.
«Война миров». Культовый роман. Базовый архетип. Сюжетная основа для сотен произведений литературы, кино, изобразительного искусства и театральных постановок. Произведение, сформировавшее целое направление в научной фантастике XX века, оказавшее огромное влияние на творчество десятков известных писателей-фантастов, на целые поколения авторов, начиная с братьев Стругацких, заканчивая западным «гигантом» Робертом Хайнлайном. А все почему?
В основе произведения великого фантазера, гуманиста и по совместительству отца-основателя современной научной фантастики Герберта Уэллса лежит совершенно сумасшедшая по тем временам (год написания — 1897), но простая, интуитивно понятная концепция вторжения инопланетян на Землю. То есть агрессивный контакт с внеземными существами. Странно, но такая популярная сегодня, эта идея, похоже, в конце XIX века никому особо в голову не приходила. Лишь фантазер и выдумщик Уэллс вдруг задался вопросом: а что, если однажды с небес спустятся Они и захватят нашу планету? Но откуда они явятся?
К концу столетия астрономия развивалась семимильными шагами. Ученые имели возможность детально наблюдать за ближайшей к земле планетой – Марсом. Были открыты его спутники, полярные шапки и так называемые «каналы», что дало повод предположить о наличии на планете возможной жизни. Мгновенно появились спекуляции о марсианских «городах», о загадочной внеземной цивилизации, что взбудоражило общественность и заставило задуматься о том, что мы, возможно, не одни во Вселенной. Если на Марсе есть разумная жизнь, она, вероятно, гораздо старше нас, людей, а значит мудрее и технически более совершенно развита. А значит, эта гипотетическая цивилизация обладает достаточной мощью, чтобы покорить землян, как англичане – зулусов в Африке. И тогда что мешает им, марсианам, прилететь сюда и стереть большинство населения в порошок, а меньшинство превратить в рабов? Газеты того времени пестрили аршинными заголовками о странных вспышках на поверхности Марса, о выпадении осадков в виде лягушек и тому подобной чепухе, что нагнетало страх на без того перепуганных непростой ситуацией в Европе англичан.
Германия объединилась и милитаризовалась под железным кулаком кайзера, что-то затевают французы, колониальная Англия бряцает оружием, растет политическая напряженность, набухает волдырь войны, а теперь еще возникла угроза с неба. Обстоятельства сами указывали Уэллсу на сюжет будущего романа. Окончательно наводит на мысль брат.
Этот роман в творчестве Уэллса четвертый и, подобно другим ранним классическим вещам, его можно отнести к научной фантастике с социальным подтекстом. Написано, как всегда увлекательно, прекрасным слогом, сюжет динамичен и не дает скучать. Уэллс щедро описывает устройство треножников марсиан, принципы действия их оружия, самих марсиан и конечно же, их психологию. В образе захватчиков легко можно найти черты нас самих. Марсиане – это крайняя форма озлобленного высшего интеллекта, лишенного чувств и эмоций. Разрушители, уничтожившие свой мир и теперь принимающиеся захватить соседний. Кривое отражение милитаризованного человечества. Наше будущее – это Марс. Мы тоже однажды превратимся в таких вот чудовищ. Многие критики увидели в произведении прямую карикатуру на Англию, а в столкновении марсиан и землян – взаимоотношения британских колонизаторов и коренного населения завоеванных земель.
«Война миров» – продукт своего времени, его появление закономерно и ожидаемо. Этот роман идеально отражает человеческую психологию конфликта, необъяснимую жажду войны, тягу человечества к противостоянию, к насилию и агрессии. Уэллс изобрел образ Врага, с которым человек будет воевать вечно. Вновь и вновь человечество будет сталкиваться с угрозой вторжения, тотальной войны на уничтожение, и разбиваться о неприступную броню Чужих, как морской вал о скалы. Это ведь так будоражит кровь! Невероятная популярность «Войны миров», запредельное количество экранизаций и зашкаливающее число вариаций на тему вторжения пришельцев подтверждает печальный факт: человечество – раса хищников, которой требуется враг. И если его нет, человечество обязательно найдет себе врага. Поразительно: со страниц романа словно веет разрушительными войнами XX века, хотя в конце XIX столетия никто и предположить не мог ничего подобного. Рекомендуется всем независимо от возраста как профилактическое средство.
fail of reality, 26 января 2023 г.
Крутейшая «Война миров» Герберта Уэллса.
А между тем через бездну пространства на Землю смотрели глазами, полными зависти, существа, превосходившие нас высоко развитым холодным бесчувственным интеллектом настолько, насколько мы превосходим вымерших животных, и медленно, но верно осуществляли свои враждебные нам планы. На заре двадцатого века эта иллюзия была разрушена». (с) Герберт Уэллс: «Война миров».
Здравствуйте. Сегодня я расскажу вам о книге «Война миров» Герберта Уэллса. Чуть позже затрону и продолжения, написанные русскоязычными авторами в разные времена. Что вообще можно сказать о уэллсовской «Войне миров», когда уже всё сказано? Думаю, ничего нового.
Эта книга практически сразу стала классикой жанра, родоначальником научной фантастики как таковой. Да, был ещё и Жюль Верн, ни в коем случае не хочу принижать его заслуг (и без него мы всё равно никуда не денемся), но сегодня — не о нём… Начну, пожалуй.
Я не стремлюсь никого оскорбить по какому-либо признаку или принадлежности, так как делаю оценочные суждения, выражающие исключительно моё субъективное мнение как автора текста.
***
Итак, Герберт Уэллс. В чём заключается суть его знаменитой книги? Начну издалека. Уэллс был социалистом фабианского толка, то есть он придерживался тактики постепенной, мирной и законной трансформации капитализма в социализм и решительно отказывался от политических переворотов и революций. В этом отношении фабианские социалисты сильно расходятся во мнениях с другими направлениями социалистической мысли, которые преимущественно выступают за народную революцию и, условно говоря, «мгновенную» и «силовую» смену правящей власти.
Иными словами, фабианская ветка социализма предлагает постепенно воспитать из капиталистических свиней — людей, в то время как марксисты выступают за то, что свиней надо прикладами винтовок загнать обратно в свинарники, а на высокие и ответственные посты посадить подготовленных, честных и искренних людей. Допускаю, что это неправильная метафора, но тут уж как понял.
После поездки в Россию и своей встречи с Владимиром Лениным, по итогам которых Уэллс написал книгу «Россия во мгле», английский писатель так высказался о различии во взглядах на социализм между фабианцами и «советскими» социалистами, цитирую биографическую статью на Википедии:
Я верю в то, что в результате большой и упорной воспитательной работы теперешняя капиталистическая система может стать «цивилизованной» и превратиться во всемирную коллективистскую систему, в то время как мировоззрение Ленина издавна неотделимо связано с положениями марксизма о неизбежности классовой войны, необходимости свержения капиталистического строя в качестве предварительного условия перестройки общества, о диктатуре пролетариата и т. д.».
Как я понимаю, значительная доля научно-фантастических произведений Герберта Уэллса может быть отнесена к социально значимым. Думаю, этот автор писал не просто научную фантастику (далее — НФ), а социальную НФ (тексты с уклоном в социальные проблемы современного и/или будущего общества). Да, нам сейчас трудно представить иную качественную НФ, однако англичанин был фактически первым.
***
Война миров, описанная в одноимённом романе английского писателя, происходит между людьми и марсианами. Совершенно внезапно марсиане вторгаются в мирную жизнь английской глубинки, выползают из космических кораблей и начинают жрать ничего не понимающих людей. Пока земная власть (в данном случае — английская) в очередной раз берёт время на раскачку, которого уже нет, марсиане быстренько собирают боевые треножники, оснащённые по последнему слову марсианской техники, и вступают в бой с человечеством. И будет этот бой неравен, как говорится!
Примечательно, но человечество не ожидало такой прыти от марсианских клювоносых тварей, и практически весь сюжет читатель наблюдает гибель растерявшейся английской государственности в цепких лапах марсианских захватчиков. Так сказано в «Войне миров»:
(В это время ещё никто не знал, чем питаются марсиане.) Сотни таких вопросов приходили мне в голову, пока я наблюдал за стоявшим на страже марсианином».
Теперь уже очевидно, что Уэллс написал не только научно-фантастический роман о вторжении инопланетян на Землю, но и социальный памфлет, прямо апеллирующий к империалистической политике Англии в 18-19 веках.
Так, колониальная Англия, уничтожающая менее развитые цивилизации в угоду имперским прихотям и хотелкам, в книге упоминается прямо. Эту мысль автор удачно завязал на фантастическом сюжете, немного увеличив угол обзора. Англичанам коренные жители колоний представлялись глупыми голожопыми дикарями — это факт. А если посмотреть шире? Ведь для более-менее развитой (по космическим меркам) инопланетной цивилизации мы, люди, окажемся всего лишь лысыми суетящимися обезьянами, и никем другим!
Уэллсовские марсиане питаются человеческой кровью. Автор прекрасно описал их мерзкий облик, особенности питания, причины вторжения на Землю... А мы, люди? В меру умные (а больше технологичные), мы читаем книги, снимаем кино и ходим в театры… Замечательно. Но заодно мы за свою недолгую историю уничтожили столько животных видов, так много других народов — споили их, вырезали, маргинализировали и купили с потрохами за связку стеклянных бус.
Чем лучше мы жестоких и бесчувственных марсиан? Марсиане в «Войне миров» хотя бы открыто заявили, что им нужно, а не подкупали человечество какими-нибудь космическими бусами, хитренько улыбаясь и потирая щупальца в ожидании. Мысль далеко не новая, так как я всего лишь вторю английскому писателю:
Прежде чем судить их слишком строго, мы должны припомнить, как беспощадно уничтожали сами люди не только животных, таких как исчезнувшие бизон и додо, но и себе подобных представителей низших рас. Жители Тасмании, например, были совершенно уничтожены в течение пятидесяти лет в истребительной войне, затеянной европейскими эмигрантами. Разве мы сами такие апостолы милосердия, что можем возмущаться марсианами, действовавшими в том же духе?»
Стало быть, для наглосаксов прошедших веков все эти африканские аборигены, индийцы, австралийцы, китайцы и другие подневольные народы тоже были не более чем расходным материалом, чьё призвание — сдохнуть во имя величия английской короны, обеспечить славу империи, над которой никогда не заходит солнце, обеспечить, попутно на неё поработав до полного изнеможения. Отдай нам жизнь, абориген, и может быть, мы не тронем твоих детей… Но это не точно.
Я плохо знаю всю эту историю, но вот даже то, что творили англичане (всё те же наглые и всё те же колониальные) в императорском Китае в середине 19-го века, уже служит прекрасным примером агрессивного характера Британской империи. Я говорю о двух опиумных войнах, развязанных Англией в Китае для того, чтобы извлечь из древней азиатской страны максимальную экономическую выгоду. Герберт Уэллс завуалированно пишет о внешней политике Британской империи так:
Я почувствовал тогда впервые смутно то, что стало потом для меня вполне ясным, что угнетало меня в течение многих дней: чувство развенчанности, убеждение, что я уже не царь на земле, а животное среди других животных под пятой марсиан. С нами будет то же, что и с другими животными, — мы будем подстерегать, караулить, убегать и прятаться. Царство человека кончилось».
А вот известный американский астрофизик Нил Деграсс Тайсон продолжает уэллсовскую мысль и откровенно экстраполирует её на инопланетные цивилизации. Предлагаю тебе посмотреть отрывок из его интервью телеканалу PBS от 2008 года. Нерадостная оценка человечества у Тайсона, не правда ли? Однако пронзительно правдивая.
«Война миров» Герберта Уэллса примечательна не только мощным посылом против угнетения и уничтожения живых существ. Ведь это не только социальный памфлет, но и (напоминаю) НФ. На мой взгляд, в этой книге автор совершил настоящие научные предсказания: для уничтожения людей и техники марсиане используют Тепловой Луч; тут можно вспомнить как Зеркала Архимеда, которыми великий Архимед, по легенде, сжёг корабли вражеской армии, так и излучатель пучка заряженных частиц «Teleforce» (одно из загадочных изобретений Николы Тесла).
Сюда же относится и марсианский Чёрный Дым: химическое оружие, которым марсиане успешно травят насмерть всех, кто попадёт в его едкое облако. Знающие люди сразу понимают: Герберт Уэллс ещё в 1897 году предсказал боевое применение отравляющих веществ. Как тут не вспомнить Первую мировую войну и страшный горчичный газ (иприт), под чьим воздействием ужасно страдали множество солдат на полях сражений?
***
О классических книгах говорить сложно, так как всё уже сказано, объяснено, разжёвано. Но я всё же скажу: уэллсовская «Война миров» интересна даже спустя много лет; большую роль в этом играют и меткие научные предсказания автора, и сильный социальный подтекст (без них книга бы очень быстро устарела).
Полагаю, на вопрос «А нужно ли читать про войну миров сейчас?» следует дать однозначный ответ: да. Даже если вы не любите НФ, я почти уверен, что «Война миров» Герберта Уэллса способна изменить ваше мнение в лучшую сторону. Да и вообще: это классика, это знать надо! Спасибо за ваше внимание.
drugndrug, 5 апреля 2020 г.
«Война миров» вообще на некоторое время выдернула меня из реальности. У меня было ощущение, будто я не книгу читаю, а смотрю фильм. Более того, вижу всё своими глазами взаправду. Уэллсу очень хорошо удалось описать эпизоды, когда горожане спасаются бегством из Лондона, и сам Лондон – разрушенный и опустошенный. Эти эпизоды в меня так врезались, что во время прогулок по Невскому я видел вместо зданий — Зимнего Дворца, Казанского Собора, Дома Книги, Собора Спаса На Крови, гостиниц, различных салонов и магазинов – одни только руины. Спокойно шествующие прохожие мимо меня казались мне толпой, в паническом страхе покидающей Петербург…
Да, что и говорить, Уэллсу удалось поразмять моё воображение.
O.K., 9 марта 2018 г.
Читая в свои далеко за двадцать такие книги, как «Остров Сокровищ», например, понимала, что опоздала с их прочтением на молодость. Но с этой книгой я опоздала поколений, этак, на пять. Как не прискорбно, но даже классика может устареть.
Да, книга не могла не вызвать уважения. Потому что она – родоначальник целого огромного жанра в искусстве: постапокалиптическая катастрофа после вторжения «чужих». И, несмотря на явную устаревшесть книги и мою не особую любовь к жанру, всё равно кое-то восхитило. Просто великолепно была прописана атмосфера первых дней паники. Но всё хорошее впечатление рухнуло в тартарары, когда устрашившись невиданной мощи марсиан, некоторые военные корабли напросто дезертировали на безопасное расстояние. А когда первые дни, когда паника допустима, остались позади – ничего не изменилось. Правительство сбежало, люди зверели и сходили с ума всё больше; никому даже в голову не пришла мысль о борьбе. Человечество не само себя спасло – спасло его нежданно-негаданно свалившееся на голову чудо.
Пожалуй, стоило бы принять это за особенности жанра, и не придавать глубокого значения, но просто накануне я как раз закончила книгу о Великой Отечественной. Причём не художественную, а военные мемуары (Марина Павловна Чечнева, «Небо остаётся нашим»). В том числе о том, как в первые дни войны 18-летние девушки осаждали военкоматы с требованием послать их на фронт, сражаться с в ту пору казавшимся неуязвимым врагом, и если нужно погибнуть. У нас девочки-студентки рвались в бой и на смерть, а у них – мужчины-профессионалы с оружием бежали. Я далеко ушла от темы? Но именно этим мне и запомнится навсегда книга «Война миров»: мне кажется, я ещё никогда так остро не понимала, почему Европу фашисты смяли за считанные месяцы, а нас, со всей своей мощью, так и не смогли. И впредь не удастся сделать это даже марсианам, имей они такое желание.
Puxum, 17 января 2023 г.
На вкус и цвет — все фломастеры разные!
Пусть буду в меньшинстве, но не разделяю восторгов от данного произведения.
«Война миров» не понравилась с первых глав; дочитывал «через силу».
После прочтения осталось впечатление, что перечитал неинтересную и наивную версию произведения В.В. Бианки, в которой вместо животных фигурируют человеки и марсиане. Избыточное описание троп и маршрутов передвижения главного героя и практически полное отсутствие сюжета как такового.
Наверно, для своего времени это был прорыв в литературе, но сейчас данную книгу могу рекомендовать только для того чтобы иметь о ней личное мнение, но не более.
Sir Shorris, 26 ноября 2018 г.
Первое мое знакомство с этим легендарным романом состоялось, как и у многих, еще в детстве. Я был заинтригован сюжетом и, с замиранием сердца, читал страницу за страницей… Именно тогда зародилось мое особенное отношение к жанру благородной научной фантастики, которое не угасло и по сей день, а «Война миров» гордо возглавила список любимейших произведений на долгие годы.
С тех пор я не решался перечитывать эту книгу, боясь, по-видимому, разрушить детские впечатления. Возможно, я так и не сделал бы этого, если бы мою скромную коллекцию книжных раритетов не пополнило редкое издание этого романа (1935 года выпуска), приобретенное в очень хорошем состоянии у одного уважаемого питерского букиниста. В издании был представлен ранний перевод романа, выполненный Э. К. Пименовой, в ее интерпретации озаглавленный как «Борьба миров». Мне захотелось сравнить его с «каноническим» переводом Зенкевича, знакомым с детства, и я подумал: «Была не была, перечитаю!» Могу сказать, что не только не разочаровался, но и получил истинное удовольствие, открыв для себя много нового в этом выдающемся художественном произведении!
Во-первых – роман читается легко и приятно, написан красивым слогом, изобилует живописнейшими картинами, тончайшими и детальными описаниями мест, предметов, людей, их состояний и переживаний… Ты будто бы сам видишь все собственными глазами и веришь в это до глубины души. Отдельно хочу отметить, с какой любовью Уэллс упоминает и описывает десятки предместий и уголков Лондона. Их названия встречаются практически на каждой странице. Особенно контрастно на этом фоне сельской идиллии, выполненном в почти «бальзаковском» или «стендалевском» стиле, смотрятся слова «марсианин», «боевой треножник», «тепловой луч» и т.д. Они как будто из другого времени! Сразу понимаешь, какой эффект это произведение производило на читателей той эпохи!
Ну и конечно – насколько мастерски автором передано ощущение страха, напряженных до предела нервов, отчаяния граничащего с безумием. Насколько точно он обрисовал поведение различных психотипов людей в моменты столкновения с глобальным бедствием, описал вечное стадное чувство, неконтролируемый «социальный организм» толпы, управляемой паникой и страхом… Показал как краток путь от «венца всего живущего» до существа, находящегося на нижней ступени развития. Но при этом указал и на лучшие человеческие качества — редчайшее самообладание и благородство.
И самое главное — предвидел ли уважаемый мистер Уэллс, что пройдет 120 лет, а люди не изменятся? Что всех персонажей из «Войны миров», их мысли, действия и поступки, человечество нашего времени будет с легкостью узнавать в своем сегодняшнем окружении?
Алекс82Полтава, 6 мая 2022 г.
Из 4-х эталонных романов Уэллса этот мне меньше всего по нраву. В нём много текста, напоминающего подробную сводку с фронтов какого–то военного корреспондента. И это в целом снижает его художественную ценность. Но все же его появление на свет естественно : после трёх предыдущих книг, на уровне подсознания понимаешь, 4-я должна быть именно такая – ставящая перед фактом противоречия прогресса человеку не только отдельных выскочек, но и широкие массы, что недостижимо без демонстрации разрушений войны.
Это произведение сподвигло меня на три разношерстные умозаключения.
1) Кто такие марсиане? Это существа, у которых степень технологического развития обратно пропорциональна их изначальной природе (или красоте, если можно так выразиться). В сущности, это инвалиды – калеки. Но имеющие превосходные костыли в виде уникального оружия. Этим они, конечно, и интересны. Но… Люди – это существа, жизнь которых подавлена собственными изобретениями, — как и у марсиан. В чём тогда разница? Наверное в том, что человечество ещё не деградировало настолько сильно, но увлечённое стекляшками и бусами, с которыми можно отождествить и марсианское супероружие, истово мечтает об ускорении деградации…
2) Рассказчик настолько дотошно фиксировал свои метания по неказистым местечкам графства Суррей на фоне помпезной агрессии инопланетян, что у меня возникло подозрение не является ли весь роман закамуфлированным путеводителем по данной административной единице, с включением в обзор некоторых частей Миддлсекса, Эссекса и Лондонского графства. Может быть, уничтожение силою литературного таланта этих мало кому известных посёлков и пригородов, суть латентная реклама одного из британских «медвежьих углов», служащая для превращения их в туристическую мекку? И вправду, нашествие марсиан, избравших для употребления своего сверхоружия условный Шеппертон (и К), делает этот последний более заманчивым пунктом для проявления любопытства неким праздным путешественником. Как бы там ни было, за короткое время я стал разбираться в географии Суррея ничуть не хуже его усредненного жителя. Уокинг, Уэйбридж, Чобхем, Мэйбери, Лезерхэд, Байфлит, Оттершоу и прочие невзрачные городки, аккуратно локализованные мною на карте, здорово мешали сосредоточиться на самих марсианах, к сожалению не имевших ни имён, ни способности быть словесно понятыми землянами. Читая роман, мне казалось, что главный герой, прежде самого инстинкта, требующего физического выживания, генерировал в себе педантичное осознание названия населённого пункта, в пределах которого он пытался уберечься. Такая академичность напоминает мне ситуацию, во время которой жертва, вместо того чтобы избегнуть смерти, тратит последние силы на выяснение имени своего убийцы. И если уж продолжать аналогии, то это скрупулёзное перечисление мест, связанных с деятельностью «преступной марсианской группировки», можно оправдать английской привычкой превращать унылую повседневность бытия в остросюжетный детектив, где место злодеяния играет важную роль в расследовании.
3) Самый понравившийся момент — чёткое изложение артиллеристом реальности нового (марсианского) порядка на Земле. Этот рассказ занимателен тем, что на эмоциональную неготовность слушателя (а вместе с ним и читателя) принять господство марсиан как должное, накладывается логическая рассудительность канонира, который с расстановкой поясняет его полезность для большинства людей, не созданных для свободы хоть с марсианами, хоть без марсиан. Какая разница кто твой внешний господин, если тебе всё равно кого и чего бояться? Может лучше если твой хозяин монстр — не нужно уже и стыдиться своих страхов (даже самых нелепых). Они обусловлены чудовищем с другой планеты, а значит поём старые песни : «человек от природы добр» и «зло в мире от чудовищ, а не человека»…
P.S. «Война миров» — это конфликт, разразившийся в больничной палате между двумя пациентами за более удобную койку в отсутствие Врача.