fantlab ru

Роберт Силверберг «Замок лорда Валентина»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.87
Оценок:
855
Моя оценка:
-

подробнее

Замок лорда Валентина

Lord Valentine's Castle

Другие названия: Замок лорда Валентайна

Роман, год; цикл «Маджипур»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 86
Аннотация:

Вчера ты правитель огромного государства, а сегодня ты бродяга, почти ничего не помнящий из своего прошлого. Вчера вершитель судеб миллионов подданных, сегодня жонглер. С этого момента начинется длинный, тяжёлый и опасный путь к замку лорда Валентина.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Впервые: The Magazine of Fantasy & Science Fiction, ноябрь 1979 — февраль 1980.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Локус / Locus Award, 1981 // Роман фэнтези

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1981 // Роман

номинант
Балрог / Balrog Awards, 1981 // Роман

номинант
Великое Кольцо, 1993 // Крупная форма (перевод)

Похожие произведения:

 

 


Валентайн Понтифик
1993 г.
Замок лорда Валентина
1993 г.
Замок лорда Валентина
1993 г.
Замок лорда Валентина
1993 г.
Замок лорда Валентина
1993 г.
Замок лорда Валентина
2001 г.
Замок лорда Валентина
2006 г.
Замок лорда Валентина
2008 г.
Замок лорда Валентина
2020 г.

Периодика:

The Magazine of Fantasy & Science Fiction, November 1979
1979 г.
(английский)
The Magazine of Fantasy & Science Fiction, December 1979
1979 г.
(английский)
The Magazine of Fantasy & Science Fiction, January 1980
1980 г.
(английский)
The Magazine of Fantasy & Science Fiction, February 1980
1980 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Lord Valentine's Castle
1980 г.
(английский)
Lord Valentine's Castle
1981 г.
(английский)
Le château de Lord Valentin
1994 г.
(французский)
Lord Valentine kastélya
2009 г.
(венгерский)
Lord Valentine's Castle
2012 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Главный герой романа — не Валентин, человек из ниоткуда, лишившийся памяти и путешествующий по гигантской планете Маджипур вместе с труппой бродячих жонглеров, а сам Маджипур, чисто вэнсовская «Большая планета», полная экзотики, чудес и опасностей. На Маджипуре все преувеличенно огромное — если портовый городок, то на двадцать миллионов человек (и нечеловек), если река, то тысячи миль длиной, если гора, так с вершиной за пределами атмосферы, если море, то пересекать его несколько месяцев...

На просторах Маджипура комфортно разместились десятки миллиардов людей и миллиарды нечеловеческих гуманоидов, прибывших с далеких звезд. Здесь уже много тысяч лет никто ни с кем не воюет, здесь нет религий и расовых конфликтов, а стабильный и неспешный образ жизни ценится выше технического прогресса, которого по сути давно уже и нет, люди просто по инерции пользуются старой техникой, оставшейся от первых колонистов. Антигравитационные платформы, редкие «энергометы» и «вибромечи», древние летательные машины — все это постепенно приходит в упадок, но маджипурцы к этому относятся философски, бог дал, бог взял, пахать можно и на быках, главное, чтобы без войны.

Вся планета по сути — единое государство, монархия под двойным управлением. В замке на вершине высочайшей горы правит Корональ, окруженный аристократами и придворными; здесь заняты глобальным планированием на стратегическом уровне. А в подземном городе у подножия горы, миллионы бюрократов под руководством Понтифекса, никогда не видящие дневного света, кропотливо воплощают царские планы в реальность. А теперь самое интересное — когда Понтифекс умирает, его подземный трон занимает Корональ, теряя при этом все царские привилегии и блага, а нового Короналя назначают из числа приближенных к трону «ста семей». Такая необычная «двухпартийная» монархия функционирует на Маджипуре уже восемь тысячелетий, обеспечивая непрекращающийся золотой век без войн, голода и преступности, но и без развития.

И через этот удивительный мир, полный экзотических культур и фантастических ландшафтов, неторопливо путешествует повозка наших странствующих жонглеров, и глазами Валентина мы видим все причудливые и опасные красоты Маджипура, а по пути, конечно, восстанавливаем утраченную память, раскрываем злодейские заговоры и спасаем мир, но это просто по пути, не теряя внутренней гармонии и размеренности.

Замечательная книга, исключительно добрая и гуманистичная, настоящий гимн человечности. Перечитываю каждые 5-7 лет, каждый раз получая огромное удовольствие. 9/10.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одно из самых масштабных произведений Силверберга повествует о мытарствах одного из правителей планеты Маджипур, насильно изгнанного из собственного тела и перенесенного в тело какого-то бродяги-жонглера. Но сам роман интересен даже не теми приключениями, что выпали на долю Валентина, а именно необычно-пестрой картиной многочисленных уголков огромного мира Маджипура, создающих впечатляющую своей красотой и масштабностью атмосферу дальних планет. 15 000 лет назад планету колонизовали земляне, практически отняв ее у местных жителей, пьюрифаров (изменяющих форму). Уже в этом заложена определенная интрига: тайный и явный конфликт между пьюрифарами и всеми прочими жителями. Образы других «разумян» Маджипура весьма колоритны, хотя и не всегда правдивы и рациональны (например, в случае двуголовых су-сухирисов и четырехруких скандаров). Да и сами пьюрифары никогда не будут реализованы в природе в такой форме, как это описано в тексте. Тем не менее, подобное сочетание природных ландшафтов и проживающих на их территории рас и народов не может не впечатлять. Воистину грандиозная картина получается! Читаешь — и фактически переносишься на место действия: вот обширное плато Престимиона, вот исполинский разлом Долорна, наискось перечеркнувший земли Зимрола (Зимроэля), рядом с ним — плотоядный лес Мазандона, а немного дальше — колоссальные по высоте двикка-деревья, на которых расположились селения Лесных Братьев, вот подобная Амазонке река Зимр с впечатляющим Пьюрифэйнским фонтаном, и наконец — огромный порт Пилиплока. Второй континент — Алханрол (Алханроэль) — тоже способен впечатлять и своим подземным Лабиринтом, где навеки заточен самый старый правитель планеты, Понтифекс, и высочайшей Замковой горой, на вершине которой стоит обитель Короналя, сама по себе сравнимая с небольшим городом. Не менее загадочны и потрясающи руины Велализьера — древней столицы пьюрифаров, которую постигла почти библейская кара за высокомерие ее жителей. А про морских драконов и глубины Великого океана даже говорить не стоит: и так понятно, что в них сокрыт огромный и неизведанный мир. Думаю, каждый согласится, что сцену для своей длинной истории Силверберг придумал просто грандиозную!

А вот сама эта история уже не так оригинальна и сильно напоминает поход Братства Кольца в Мордор. Даже можно установить определенные географические параллели между двумя мирами: Шир = Пидрунд, Бри = Долорн, Илиривойн и Велализьер = Мория, Пилиплок = Ривенделл, Замковая гора = Ородруин... Конечно, Толкин смог написать более подходящий для приятного чтения текст, из-за чего его труд ценится мной больше, чем произведение Силверберга. Но, может, определенный диссонанс внесли в роман безвестные переводчики, которые исказили более благозвучные речевые обороты американского фантаста. Я сужу только по тому оригиналу, что у меня имеется на руках. Однако, по интриге «Замок лорда Валентина» всё же заметно уступает «Властелину Колец». И не только потому, что его сюжет вторичен, а еще и потому, что Толкин предварительно написал всю историю и мифологию своего мира, а Силверберг ограничился только «ближним прошлым», не больно-то углубляясь в детали. Вот почему путешествие Фродо потрясает и восхищает, а поход Валентина — всего лишь слегка интригует.

Что касается действующих лиц, то у Силверберга они традиционно-поверхностны и неконкретны — пару штрихов и несколько беглых деталей. Валентину, естественно, уделяется больше внимания, нежели остальным: как он приходит в себя по дороге в Пидрунд, обучается жонглерскому искусству в труппе Залзана Кавола, попадает в брюхо морского дракона подобно библейскому Ионе, поднимается на террасы Острова Сна и спускается в глубины Лабиринта... Привлекает именно многогранность и загадочность его образа, но не сам образ в целом. Остальные персонажи даны в своем отношении к Валентину — главным образом, через диалоги и действия. Поэтому создается впечатление, что Валентин — это козырной туз, а все остальные — всего лишь проходные лица, необходимые для создания массовки и возвеличивания образа главного героя. В этом смысле Толкин поступил куда мудрее, создав девять основных действующих лиц и придумав для каждого из них свои собственные испытания. У него действительно вышло Братство, а у Силверберга — только группа поддержки низвергнутого героя.

Отдельно следует сказать про необычное сочетание в романе сказочной и научной фантастики. С одной стороны, люди попали на Маджипур извне, используя стандартные технологии космических полетов. С другой стороны, коренные жители планеты более полагаются на полумистические культы и способности, которые, в частности, позволяют им читать мысли и предсказывать будущее. Люди, впрочем, за давностью веков утеряли часть своих технологий, которые сохранились только у правящей верхушки. Именно благодаря одной из таких технологий и родилась завязка: дух одного человека перенесли в тело другого. Самый технологичный регион Маджипура, пожалуй, Остров Сна, где установлены машины, транслирующие нужные образы в сознании других людей. Остальное население живет словно в темном Средневековье — своим трудом и дарами природы. Но при этом пришельцам из чужих миров не удивляются. Эдакое деградантское общество с технологически-грамотной элитой. Такой диссонанс не только разнообразит атмосферу романа, но и придает ей своеобразный «острый» привкус.

----------------

РЕЗЮМЕ: сказ про правителя огромной планеты, что был вынужден пройти весь путь от самых низов до сверкающих вершин государственной власти, полагаясь только на своих друзей и забытые технологии древней цивилизации. Мораль: хорошим будет лишь тот правитель, который на личном опыте испытает все тяготы жизни своего народа.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересный роман , описывает деградирующее общество, которое потеряло много технологии ,в том числе и путешествия в космосе, для передвижения больше всего используют искуствено созданых животных в далекие времена, хотя к ним на планету и прилетают с других планет, население верит в магию и предает большое значение снам , хотя я думаю магии не какой нет а некоторым индивидуумам помагают древние машины которые до сих пор работают вот и вся магия, так же автор описал много не человеческих рас у каждой расы свой характер поведения и особенности и получилься у автора забавный мир каледоскоп, где в каждой провинции свои особености , так же автор показал что существуют и политические интриги в обществе что привело к узурпации власти и все затеяли это изменяющие форму, аборигены этой планеты. Особенно меня поразило что роман был написан в конце 70 годов прошлого века и на этой планете один из понтификов обьявил себя женщиной и стал леди снов, хотя в современных романов такого сейчас на западе полно.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вы знакомитесь с героем, который оказывается рядом с величественным городом огромного мира совершенно один. Он не помнит ничего из своей прошлой жизни. Без воспоминаний, планов и надежд он отправляется в путь, используя только силу того, что у него отнять не смогли — характера. Его глазами мы изучаем удивительную планету с тысячью различных видов, по одному на каждый трип автора. И когда тебе становится интересно, что же это за герой такой и что вообще тут происходит, автор выкладывает все свои козыри на стол. Случается это, примерно, на сотой странице. Такое ощущение, что Сильверберг держит карты в покере рубашками к себе. Дальше вас будут кормить текстом ради текста, роялями в кустах и вводить в рассказ тысячи Чеховских ружей, которые не стреляют.

Вы узнали главный сюжетный твист, который не особо то и скрывается? Поздравляю! Можете смело идти читать последнюю главу, ведь на протяжении книги тебе забудут рассказать о спутниках главного героя, историю мира сего и из-за чего же все-таки завертелся сюжет. Если в начале ты будешь с интересом читать про дивный новый, фентезийный мир, то спустя дюжину глав повествование приедается своим однообразием и начинает сдавать все возможные позиции, а концу возникнет ощущение, что автор уже исписал свое. Главная идея до боли проста: ненависть, гнев, воинственность и мстительность — приводят к саморазрушению; любовь, дружба, взаимопонимание — к созиданию. И как-то не получается у автора растянуть такую простую мысль на целую книгу, а других — не завезли.

Справедливости ради стоит сказать, что вы сможете узнать историю мира в «Хрониках Маджипура», а главного набрасывателя говна на вентилятор и его мотивацию в «Понтифексе Валентине». Стоит ли читать книгу, да и в принципе весь цикл, в котором воды больше чем в моем дипломе — решать вам, но я бы не советовал.

Оценка: 6
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот отзыв специально написан в ритме повествования самого произведения. С монотонным повторением своих впечатлений на разные лады. Ну и ещё замечу, что иллюстрации Рона Валотски (Ron Walotsky) и Джона Кирби (Josh Kirby) как раз в силу этого впечатления, по-моему, гораздо больше подходят для мира Маджипура чем, например, иллюстрации Джима Бёрнса (Jim Burns) и Марка Харрисона (Mark Harrison).

«Замок лорда Валентина» — это, как видите, первая книга довольно большого цикла, который я никак не решусь прочитать весь, а вот эту, первую, уже успел перечитать спустя пятнадцать лет после первого прочтения. Забавно, вчитываясь в уже знакомый сюжет, вдруг осознавать, что Сильверберг передал привет двум классикам философии и политологии из двух эпох, античности и нового времени, но это, пожалуй, оставим для рецензии. Сразу скажем, что как и многие классические или бродячие сюжеты, книга представляет собой квест или книгу-путешествие, книгу-поиск. Но не спешите морщится, этот квест будет на нескольких уровнях повествования, да и локации не разочаруют даже искушенного читателя. Ну а чтобы дойти до самого Замка (и Замковой горы) читателю вместе с главным героем, глазами которого мы будем смотреть на этот мир, вначале нужно вступить в сам Маджипур.

Итак, Маджипур. Этот фантастический и фэнтезийный мир и одновременно цикл произведений Роберта Сильверберга среди других фэнтези-сериалов довольно поздний по времени создания, он был написан уже после объявленного «окончательного» ухода автора из ремесла; и как раз по этой причине, так и по общему настрою, является довольно неожиданным для его творчества. В техническом плане Сильверберг взял метафору самого высокого Замка как из классических архетипов, так и из арсенала фэнтези в качестве общей метафоры легитимной (в мистическом аспекте) власти, добавил к ней известные типы власти из классической политологии, наполнив их романтико-мистическим содержанием, объединил их вместе, добавил сюжетный квест на двух уровнях: поиск собственной идентичности, поиск справедливости, выполнение долга, и получил в итоге довольно вычурную, но завораживающую конструкцию. В книге есть определённая моральная составляющая и даже назидательный посыл, что ещё более роднит её со сказкой, что особенно интересно (учитывая сюжет и завязку) со сказкой восточной — про правителя и его вероломных придворных и преданных друзей, которых он приобретает на пути к справедливости. Все эти жонглёры, толпы народа и «корональ», почитаемый за высшую и священную власть, напоминают в определённых моментах великолепный и разноцветный восточный базар из тех же сказок, на котором, если им верить, можно встретить переодетого халифа, инкогнито бродящего среди своих подданных.

Всё это великолепие смонтировано на планете-колоссе, на бесконечном по нашим меркам пространстве, однако с общим общественно-экономическим устройством. И всё это разнообразие размещается на трёх континентах, населено шестьюдесятью миллиардами живых существ, живущими в сотнях многомиллионных городов, заполненных чудесами техники, архитектуры, скульптуры и технологий, воспринимающихся древними и магическими. Десятки видов инопланетных рас. Своеобразные быт, уникальные культура, традиции и обряды. Читателя ждёт открытие географии планеты-гиганта, но не с какой-то своей физикой, а вполне похожей на Землю, только увеличенную в несколько раз, и основанной на пестроте и разнообразии реальной Индии, книжная экскурсия или даже почти реальное посещение экзотических культур и ксено-этносов, сбор впечатлений от довольно необычных деталей и подробностей.

Немножечко планетарной фантастики Джека Вэнса с её парадоксальной социологией, небольшой поклон завязке «Девяти принцев» Роджера Желязны, плюс мир памяти и снов, века истории, вычурное социально-политическое устройство, нынешний двуслойный заговор в верхах власти — получился огромный, причудливый, зрелый, в чём-то уже старый, по-доброму и по-злому сказочный и в то же время вполне научно-фантастический мир Маджипура Роберта Сильверберга в его настоящем для читателя моменте. Мир, насыщенный яркими красками, удивительными героями, загадочными персонажами, опасными созданиями и странными событиями. Маджипур Сильверберга — мир не только гигантский, но и поживший, достигший зрелости, баланса и гармонии, в этой связи населённый пришельцами с самых разных планет, которые прилетали и оставались, вливаясь в народонаселение и вплетая свои культуры в пёструю и разнообразную культуру планеты. Замерший, почти стагнирующий, но относительно безопасный с устоявшимися отношениями в обществе и структуре власти. И где никто уже не стремится обратно к своим звёздам или к посещению новых.

Такой разноцветный, застывший, уже «Маджипурский гобелен» чем-то отдалённо связан с темой, если не упадка, то симбиоза магии и технологии, начатой всё тем же Джеком Вэнсом, с темой «Умирающей Земли» и «Планеты приключений». На планете практически нет преступлений, много тысяч лет нет войн и в целом царит мир. Несмотря на все приключения и даже злоключения главного героя, описанные в книге (напомню, сам сюжет романа изначально отталкивается от величайшего преступления и злодеяния против уклада и системы управления Маджипура) у Сильверберга получился довольно уютный, добрый и спокойный мир, которым можно удивляться, в котором можно с интересом прожить всю жизнь и умереть счастливым (что и советуют сделать главному герою в первых же главах). Этот эффект достигается и размеренным повествованием, в котором даже довольно жестокие повороты сюжета с гибелью спутников главного героя воспринимаются просто как оживление действия. А также состоянием поразительной наивности, почти невинности младенца, в котором изначально пребывает главный герой после потери памяти.

В отличие от Желязны, который воспользовался приёмом с потерей памяти, чтобы держать героя и читателя немножко позади настоящего расклада, Сильверберг просто совместил вместе два путешествия героя: духовное и физическое, где движение происходит в том числе по местам силы Маджипура, где с каждым переходом герой восстанавливает свою память. В итоге получилось вполне интересное и удивительное произведение в первом прочтении с отчётливо запоминающимся настроением, которое рано или поздно стимулирует повторное прочтение: романтическое, меланхоличное и безопасное (настолько, насколько им может быть фантастика с подобным сюжетом). Сочетание элементов фэнтези и НФ на редкость гармонично. Ещё повествование довольно ровное, отчасти завораживающее, отчасти убаюкивающее.

Читать всем или всем в том настроении, когда ждёшь от книги не столько захватывающих событий, сколько есть желание любоваться окрестностями вместе с героями и удивляться масштабом и необычностью локаций. Декорации у автора действительно получились с размахом: обитатели океана, способные потопить корабль, подземный бюрократический город (или даже целая подземная страна), река в несколько десятков километров шириной, Замковая гора выше облаков, сам Замок лорда Валентина на её вершине, упирающейся в небо и выходящий в безвоздушное пространство стратосферы.

Но в этом завораживающем масштабе не теряются и мелкая узорчатость причудливой красоты: загадочные и пугающие аборигены-метаморфы, искусные жонглёры, толкователи снов, охотники на морских змеев. Отдельную картину составляет убранство дворца правителя планеты, полное замысловатых механизмов, хитрых устройств, специализированных залов, механика которых подчинена уже постепенно уходящему в века, но ещё не забытому первоначальному замыслу. Мир Маджипура удивительно огромен ещё и отсутствием скоростных средств передвижения. Повествование и путешествие идут в ритме езды в фургоне, плавания, пешей прогулки, передвижения между городами. Именно пестрота окружения и меланхолическая атмосфера превращают чтение «Замка лорда Валентина» не в гонку за сюжетом, а в любование подробностями. Читателя, любящего впадать в транс остросюжетности, это может утомить, другого же развлечёт и увлечёт (и он впадёт в транс внутреннего любования). Некоторая наивность и даже в чём-то идиотичность финального броска к восстановлению справедливости и разоблачения злокозненных интриг может заставить кого-то разочарованно хмыкнуть, а кого-то признать, что как раз в этом автор до конца не нарушил переплетение сказки и фантастической истории и довёл своего героя-праведника, воплощённую и законную справедливость, до доброго сказочного конца.

Мне кажется, «Замок лорда Валентина» вполне можно читать, если книга попалась вам под руку или же небесполезно, не без удовольствия целенаправленно прочитать как классику НФ/Фэнтези. Вот второе прочтение, пожалуй, стоит предпринимать исключительно под настроение, иначе ритм повествования при уже известном сюжете вас усыпит.

Существуют два перевода романа на русский. Первый — это разные редакции ФЛП-перевода (системного перевода), издан был несколько раз в 90-е (фигурирует на Фантлабе как перевод М. Коркина в 4-х изданиях — на самом же деле он присутстует во всех изданиях кроме одного). И надо сказать этот перевод неплох и именно он в очередной редакции дожил аж до серии «Шедевры Фантастики». Второй издавался в серии «Иноземье». На беглый взгляд они примерно равнозначны.

Планетарная фантастика, реализованная в жанре фэнтези, со щепоткой декаданса в атмосфере сказочности — вот рецепт «Замка», который нужно было ещё правильно приготовить. По-моему, у Сильверберга получилось.

Оценка: 8
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну, прежде всего, к НФ я бы эту книгу не отнес. Вообще, даже к «мягкой». Ибо по духу это самое что ни на есть классическое фэнтези – несмотря на излучатели, космические перелеты и ту самую технологию, которая неотличима от магии. Волшебство, объясненное псевдонаучными теориями, не перестает быть волшебством, а звездолеты и космические путешествия лишь упоминаются. Все действие происходит на одной планете, колонизированной людьми и еще несколькими расами.

Я не случайно упомянул именно классическое фэнтези – роман Сильверберга вполне в его духе. То есть эпичен, романтичен и наивен. По сути, это все та же архетипическая сказочная история о том, как заколдованный принц возвращает себе королевство, отнятое у него самозванцем. Действие происходит на планете, погруженное в какой-то странный Золотой Век: средневековый феодализм, крепости, вольные города, бродячие жонглеры… Но все это без средневековой мрачности и суровости – чем не сказка?

Наивность является основной чертой этой истории. Главный герой – идеализированный правитель вроде толкиновского Арагорна (сверхъестественные способности истинного монарха прилагаются), на планете Маджипура тысячелетиями не было войн. Спутники Валентина, бродячие жонглеры, к труппе которых он примкнул в самом начале романа, идут за ним и в огонь и в воду, а в конце книги и вовсе становятся командирами его войска (непонятно только, откуда у них необходимые знания, не говоря уже об опыте).

Но, несмотря на это, книга очень интересна. И делает ее такой причудливый мир. Расы инопланетных колонистов; загадочные и пугающие аборигены-метаморфы; потрясающая воображение география суперземли Маджипуры, похожей на увеличенную Землю; экзотическая культура и политическая система планеты… Именно детали и атмосфера превращают чтение «Замка лорда Валентайна» в открытие целой планеты, пусть и вымышленной, но завораживающей причудливой красотой. И за это можно простить и слабую логику повествования, и общую наивность книги – здесь главное, как эта книга сделана, как она устроена. А устроена она, как великолепный и торжественный дворец, полный причудливых картин, гобеленов и статуй – светлый и просторный, с пышными садами, по которым можно гулять часами. Без риска заблудиться в хитросплетениях смыслов – но иногда ведь хочется просто красоты и сказки?

Итог: красивая и наивная сказка о возвращении истинного Короля.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень масштабный фантастический роман. Начиная читать, я представляла себе какого то там поместного лорда Валентина, которого стукнули по голове и вытурили из своих владений недовольные родичи. Но нет. Речь идет о целой планете Маджипур, которой правил лорд Валентин. Магией и незаконными действиями враги похищают тело правителя, его душу переселяют в другое тело, и стирают ему память. Выбросив его далеко от стольного града, с карманами полными денег, узурпаторы власти рассчитывали на скорую гибель беспамятного лорда. Но не тут то было.

Память Валентин утратил не полностью, ввиду неопытности колдунов, стиравших ее. И, обретя друзей и соратников, идет путем восстановления трона.

Этот путь наполнен множеством приключений, которые связаны зачастую с флорой и фауной Маджипура. Также многорасовая планета подкидывала всякие неожиданности, вовлекая команду Валентина в разные передряги, порой совсем уж безнадежные.

В романе есть много политических моментов, таких как удержание власти, узурпация, доверие своему лорду, гражданская война, захват планеты и уничтожение коренного населения. Много неоднозначных моментов.

Герои романа живые, интересные, со своими характерами. Все они принадлежат разным расам, населяющим Маджипур, у каждого свои привычки, ритуалы.

Роман довольно объемный, но читать было интересно, от сюжета не устаёшь, нет провисаний, не так много рассуждений героев, внутренних диалогов.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересно написано про власть и её спираль из нашего мира, замаскировано под сладенькую фантастику. рекомендую прочитать всю трилогию, чтобы картина сложилась целиком.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я перечитываю этот роман примерно раз в год. Спокойная (по темпу), романтическая (скорее сказочная) история обретения себя (практически буквально) главным героем Валентином, путешествующим по огромному миру Маджипура в компании верных спутников (не только людей). Дополнительное очарование, на мой взгляд, придают роману иллюстрации Константина Комардина (к изд. КРОК-центр, 1993 г.). Мне нравится описание как самого Маджипура, так и героев, преодолевающих многочисленные препятствия на пути к возвышению Валентина. Книга хорошо читается на русском — ей повезло с переводчиком.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

При все уважении к г-ну Фету не соглашусь со столь негативной оценкой «Замка». Думается, здесь играет роль личная ревность, учитывая, что Фет без ума от Вэнса — который, конечно, прекрасен, и который явно повлиял на декорации романа Сильверберга.

Но «Замок» — это абсолютно самостоятельное и самоценное в контексте итоговой реализации произведение. Невероятный, «блистающий» мир, экзотичный, пышный, полусказочный-полутехнологичный, с терпким запахом тропиков (почему-то, мне он представлялся всегда некими тропическими джунглями). Когда я его прочитал в 94-м, и было мне тогда ровно 14 — я им заболел на какое-то время. Да, это чисто жанровая литература, да, не шедевр БЛ — но так, и Вэнс тоже за пределы жанровой литературы никогда не выбирался. И оба, Сильверберг и Вэнс, в рамках жанра реализовались блестяще. Сюжет простой, безусловно, квестовый, но — а чем плохо, если в целом конструкция романа захватывает внимание и не отпускает до самого конца? Хотя, с самого начала понятно, что все будут жить долго и счастливо. А в остальном, повторюсь — очень ярко и экзотично. Ну, и форма квеста в виде путешествия с компанией странствующих циркачей, трудабуров, лицедеев добавляет книге очарование какого-то плутовского романа что ли, чего то романтично-средневекового...

Кстати, читал издание в серии «Иноземье» и, на мой взгляд, это лучшее из всех возможных изданий Маджипура — яркие, эффектные, слегка винтажные и наивные обложки, ткаие же иллюстрации, отчасти наивно-сказочные, как в старых западных фант.журналах — но они прекрасно ложатся в канву книги. Великолепная карта на форзацах... В общем, советую искать у букинистов, тогда книга заиграет более яркими красками.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читал в оригинале. Многословное, тяжеловесное изложение, полное повторов, ссылок на то, что уже многократно объяснялось прежде, перечислений неудачных, труднопроизносимых наименований городов и второстепенных персонажей, не играющих практически никакой роли в сюжете. Сюжет примитивный, вторичный, заимствованный у классиков фантастики; воображение вымученное, скудное. Слишком много описаний сновидений, знамений и прочей мутной чепухи. Вставлена пошлая эротическая сцена, без которой можно было обойтись. Силверберг пытается соревноваться с настоящими мастерами фантастики — идею Маджипура он заимствовал, по его собственному признанию, у Джека Вэнса — но не справляется с этой задачей. Настоящей иронии, чувства юмора, наблюдений, основанных на богатом жизненном опыте — всего этого почти нет. Местами действие оживляется, но в общем и в целом роман носит застойный характер. Выпуклых персонажей мало, впечатление реальности происходящего не возникает. Есть некоторые интересные ботанические выдумки. Почти все персонажи, да и вообще почти все люди и другие разумные существа — такие добрые, честные, хорошие и вежливые, что противно становится. Зло носит в основном отдаленно-теоретический характер, острых ситуаций мало (за исключением, пожалуй, нескольких столкновений с бюрократами), но изначально становится ясно, что герой в любом случае выйдет сухим из воды. Неинтересно. Читать можно (наискось), но не более того.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман не понравился. Первая из трех частей романа была прочитана с интересом. Начиная со второй части интерес стал резко уменьшаться. Первое — перевод, начиная со второй части он резко ухудшился, язык произведения полностью изменился, стал гораздо более убогим и примитивным, в тексте встречается огромное количество совершенно дебильных оборотов. Я читал этот роман в электронном виде, автор перевода неизвестен. Может быть это и не перевод виноват, может таков оригинал ?

Следующий недостаток — мир романа. Вначале он вызывает немалый интерес. Это мир огромной планеты, во много раз превышающей размеры планеты Земля. Мир, прибывающий на условно «средневековом» уровне развития, в котором почти утрачены технологии прошлого. И который тысячелетиями мирно и счастливо развивается(!), почему-то оставаясь по факту в том же «средневековом» состоянии. Довольно странная и не совсем понятная система управления успешно поддерживает гармонию на планете. Экосистема планеты тоже впечатляет стабильностью... Автор постоянно подчеркивает гигантские размеры мира и немалую численность населения(всего — 20 миллиардов душ). Вот это — море (или река) протяженностью много тысяч миль, вот тут — рядышком расположены города с населением свыше 10 миллионов каждый, вот — прекрасное здание в милю высотой, и т.д. Имеется в наличии множество рас, проживающих совместно с людьми, в полном мире и гармонии. Исключение — аборигены планеты. История колонизации этой планеты выходцами с Земли тоже насчитывает 14 тысяч лет. Иногда кажется что автор решил вызвать восхищение миром, задавив читателя огромными цифрами... В начале повествования это действительно интригует и я замирал в предвкушении дальнейшего знакомства с этим грандиозным миром. Однако моё знакомство с миром так и не состоялось. ГГ путешествует по миру, собирая вокруг себя разношерстную толпу друзей с очень невразумительными мотивациями. Знакомство с миром тоже какое-то невразумительное, больше основанное на подчеркивании размеров окружающего. Да и в описании мира появляется все больше нелогичного, постепенно переходящего в откровенный бред. Я понимаю что логика автора не обязательно будет понятной каждому читателю, но всему есть свои пределы. Ладно, автор увлёкся гигантоманией и часто заметно несоответствия в размерах всего окружающего — расстояниях, размерах построек, численности населения. Но очень трудно воспринимать серьёзно роман, когда в течении повествовании всё чаще начинают встречаться высокотехнологичные устройства, которые продолжают безотказно работать тысячелетиями без какого либо обслуживания и без намека на источники энергии. Это и «энергомёты» у бродячих жонглеров, рядом с армией вооруженной мечами и копьями; установки для поддержания искусственного климата на немалой части планеты, которые могут включать и выключать все кому ни лень; межпланетные коммуникации на фоне парусных кораблей; огромные комфортабельные повозки на антигравитационных подушках, которых тащат крупные и очень выносливые животные. Эти животные, кстати, были искусственно выведены тысячи лет назад путем генных модификаций...

О более мелких недостатках романа говорить уже и не хочется ...

Очень жаль что автор так и не реализовал идею интересного и грандиозного мира, 5/10 за попытку, увы — неудачную.

Оценка: 5
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Недавно на Фантлабе была опубликована новость о том, что Сильверберг получил очередную из своих многочисленных наград — премию Зала славы Первого фэндома. И эта новость стала для меня поводом вспомить, что я давно уже собирался познакомиться с творчеством этого писателя, но читал до этого только один его рассказ (очень хороший, кстати — «Что мы узнали из утренней газеты»). Выбор пал на самый известый его роман, о планете Маджипур, о которой Сильверберг потом написал целый цикл.

Это, прежде всего, чисто приключенческая история. Конечно, при желании, можно отыскать здесь социальные темы и философские (такие, как обретение человеком себя, путь к себе), но главное здесь — приключения. Советские критики подобные произведения не жаловали. Да, мир интересный и оригинальный. А идеи? Идеи где? Вот у Ефремова полно мыслей, а тут что? Простые похождения. Ну и что? — ответим мы. Это очень впечатляющие приключения!

Мир — колоритный, экзотичный, огромный, волшебный Маджипур, населённый различными расами. Традиционное общество, в котором тысячи лет мало что меняется и нет войн. В чём-то этот безусловно благополучный мир кажется отсталым, но в нём существуют и совершенно невероятные технологии, которые нам покажутся волшебством.

Оригинальный главный герой, Валентин, человек с очень мягким характером, который вынужден не только быть правителем, но и бороться за своё место.

«Замок лорда Валентина», может в чём-то и наивен, но колорит, масштабность и торжество добра с лихвой перевешивают чашу весов в его пользу.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень плавная и неторопливая книга. Хоть и с самого начала понятно чем все закончится, от этого она не становится менее интересной. Ведь самый сок в том, как главный герой пройдёт этот путь) P.S.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Понравилось как автор описывает искусство жонглирования — очень подробно. Складывается ощущение как-будто он и сам был жонглёром)

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Действительно приятная и не утомительная книга. Читал и получал большое удовольствие. Мир Маджипура настолько прекрасен, что окунаешься в него с головой и становишься сам невольным участником этой картины, пусть даже и со стороны. Конечно для любителей экшена и магии, роман покажется скучным и пресным, но не в этом сила этого романа, здесь уклон сделан на дипломатию и решением проблем без возможного кровопролития. Валентин вышел очень яркой и харизматичной личностью, другие же герои романа также вызывают симпатию и переживания. Роман заслуживает высокой оценки.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх