Эдгар Аллан По отзывы

Все отзывы на произведения Эдгара Аллана По (Edgar Allan Poe)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1284

  Страницы:  1  2  3  4  5 [6] 7  8  9 10 . . . 22 23 24 25 26   (+10)»

«Маяк»
–  [ 3 ]  +

greyofthedawn, 28 августа 2016 г. в 17:25

Подающий надежды, но, увы, неоконченный рассказ... Все, что он успел поведать нам, это поток мыслей человека, питающего невероятную любовь к одиночеству, который устроился работать в одно из самых уединенных мест на земле — маяк, и просто изливает все свои мысли в дневник. И, казалось бы, при такой атмосфере они должны были быть хотя-бы возвышенно-поэтичными, но нет, это всего-лишь поток абсолютно обыденных мыслей, который обрывается внезапно, так и не успев поведать нам свою историю...

Оценка : 7
«Ангел необъяснимого. Экстраваганца»
–  [ 3 ]  +

greyofthedawn, 26 августа 2016 г. в 21:10

Один из сумасшедших сатирических рассказов Эдгара Аллана По, в котором любителю литературы, уютно устроившемуся в кресле своей гостиной и выпившему изрядное количество спиртного, и заявившему, что все необычное и необъяснимое всегда является всего-лишь чьей-то выдумкой, является сам Ангел необъяснимого — фигура из пивных бочонков и бутылок вишневой наливки, — который ведет себя как дородный сердитый немец, и читает длинную лекцию о том, что необъяснимые вещи случаются и все они являются его проделками, призванными озадачить скептиков, как раз таких, как наш герой. И герою рассказа предстоит убедится в этом самостоятельно, ведь вскоре после этой встречи с ним начнут происходить события настолько невероятные, что полностью развеют сомнения о существовании необъяснимых вещей, называемых таким привычным словом «случайности». Хотя, скорее всего, все это окажется лишь сном (или белой горячкой, судя по тому, сколько до этого выпил наш герой), но после такого вряд-ли кто-то решится рисковать и сердить Ангела необъяснимого.

Оценка : 9
«Бочонок Амонтильядо»
–  [ 2 ]  +

greyofthedawn, 26 августа 2016 г. в 18:40

Жуткий, но очень красочный этюд о мести по-итальянски (а также о вреде пьянства и неуважительного отношения к людям), переданный в непревзойденной мрачно-небрежной манере Эдгара Аллана По, но при этом лишенный какого-либо смысла.

Оценка : 6
«Вильям Вильсон»
–  [ 5 ]  +

greyofthedawn, 26 августа 2016 г. в 18:29

Сильная, душераздирающая исповедь человека, который всю жизнь балансировал на грани добра и зла, в которой он поведает, что же заставило его в конце концов выбрать путь бесчестия и порока. Читателю предстоит погрузится в воспоминания главного героя, чтобы вместе с ним пройти его жизненный путь и понять, что толкнуло его на эту скользкую дорожку.

Перед нами история юноши честолюбивого и стремящегося к победам и ярким впечатлениям, для достижения которых, увы, он использует самые дерзкие и бесчестные методы, все дальше усугубляя свое положение. Но за ним по жизни неотступно следует таинственный двойник, являющийся ничем иным, как его совестью, который останавливает его в самый последний момент до того, как он совершил бы поступок, находящийся за гранью настоящего зла, а не просто порочного развлечения. Но Вильям Вильсон объявляет войну своей светлой половине и побеждает ее, тем самым убивая себя «для мира, для небес, для надежды». И больше ничего не стоит на пути между ним и истинным злом, что в итоге и приводит к трагедии, с которой и началось повествование.

Тонкий философский рассказ о внутренней борьбе светлой и темной половин человеческой сущности с явным преобладанием в ней второго... Кажется, что в этом рассказе талант писателя достиг апогея, настолько живописно, эмоционально, тонко передана и атмосфера повествования, и переживания и раскаяния главного героя. Просто поразительный рассказ. После его прочтения ни у кого бы не осталось сомнений, что Эдгар Аллан По — литературный гений, человек, чувствующих и видящий то, что не дано увидеть и почувствовать многим другим, и с необычайным мастерством и талантом умеющий облачать свои мысли и чувства в словесную форму.

Оценка : 9
«Береника»
–  [ 9 ]  +

greyofthedawn, 26 августа 2016 г. в 16:34

Один из самых монументальных рассказов Эдгара Аллана По, во всей мрачной красоте отражающий темную грань его творчества.

Тонкий, пронзительный, поэтический, бесконечный в вещах, о которых он рассказывает, он берет свое начало, повествуя о многогранности печали, о таинстве прошлых жизней, о людях, живущих в своих грезах, чтобы затем превратится в рассказ о болезненной, искаженной любви человека, страдающего необычным недугом — мономанией, маниакальной одержимостью некоей идеей или предметом, который влюбился в улыбку (хотя точнее было бы сказать, в белоснежные зубы) своей смертельно больной кузины, и сосредоточил все свои жизненные стремления на том, чтобы овладеть ею. И даже ее внезапная смерть не станет этому преградой...

Очень темный и абсолютно безумный рассказ. И невероятно пугающим является сходство персонажей и судеб, описанных в нем, с реальной трагической историей любви самого писателя к своей кузине Вирджинии, которая стала его женой, но умерла в юном возрасте от чахотки.

Оценка : 8
«Повесть о приключениях Артура Гордона Пима»
–  [ 9 ]  +

Zlydeni, 15 августа 2016 г. в 13:42

Читал повесть в переводе Бальмонта. Издание было подготовлено Евгением Головиным, который честно предупреждает, что Бальмонт плевать хотел на советскую языковую систему, которая диктовала упрощение языка. Он использует длинные обороты, нагруженные деепричастиями и наречиями, а также морские термины, имевшие хождение в XVIII-XIX веке. Что ж, возможно, такой сложный перевод и покажется современным читателям скучным и монотонным, однако мне так не показалось.

Повесть я прочитал за пару дней, абсолютно захваченный языком повествования. В этом плане Бальмонт проделал замечательную работу: несмотря на то, что предложения тут состоят из конструкций по 20-30 слов, текст не мертвый, язык живой и красочный.

О самом сюжете говорить не буду, ибо известен он, пожалуй, каждому любителю фантастики и творчества По в частности. Думаю, это вполне законченная книга, завершенная, и как-то продолжать историю Артура Пима после фантастической встречи с неизвестным снежно-белым существом в глубинах Полуденного материка нет смысла.

Интересный анализ романа провел Евгений Головин в заключительной статье. Приведенные им доводы вполне могут оказаться правдой, и «Сообщение Артура Гордона Пима» — книга не только и не столько о морском приключении, но и про магическую географию, определенный тип человеческого мышления и мироощущения, в котором путешествие на Юг значит то же, что путешествие в край Смерти. Думаю, книга заставит думающих людей еще не раз мысленно возвращаться к вопросам метафизики и бытия, ибо ее содержание намного глубже, хотя по форме это всего-то приключенческая фантастика.

Оценка : 9
«Убийство на улице Морг»
–  [ 0 ]  +

Стас Яковлев, 28 июля 2016 г. в 06:27

Совсем недавно, познакомился с замечательным писателем Эдгаром Алланом По. Случайно наткнулся на рассказ «Преждевременное Погребение», меня поразила необычайная атмосферность произведения, даже несмотря на малую форму. Немного порывшись в библиографии писателя, наметил для себя рассказ «Убийство на улице Морг». Отдав, скрепя сердцем, свои кровные 29,95 рублей, я целиком и полностью погрузился в мир запутанного детективного расследования. Вдаваться в детали сюжета, конечно, не буду, скажу одно: развязка удивила, мягко говоря! Единственный пунктик, который меня смущает – это то, что два мужика добровольно решили жить вместе (Уранией попахивает), а так претензий нет.

Оценка : 7
«Разговор между Эйросом и Хармионой»
–  [ 5 ]  +

Oreon, 24 июля 2016 г. в 20:50

Еще один разговор, как и «Беседа между Моносом и Уной» состоявшийся после смерти, но понравился мне больше. В нём автор органично объединяет научный и теологический подход, так что каждому достаётся причитающееся. В итоге получился любопытный рассказ, можно сказать, очевидца, в котором автор делится своими впечатлениями от ожидания конца света, наблюдая и ажиотаж современников и саму комету, к нему приведшую. Любопытно именно попробовать проникнуться ощущениями, атмосферой, которую автор писал наблюдая в живую, ожидая комету Галлея, посетившую Землю в 1935-ом году. Кстати, следующий прилет, когда мы сможем сами её лицезреть в след за автором — будет в 2061-м. Но По не остановился на наблюдениях психологии толпы, когда астрономы, учёные пытаются предсказать, просчитать орбиту и дальнейшие события, а в отместку толпа порождает своих пророков, новые культы; часть людей ждёт конца света, другая часть бросается в своих убеждениях от одних к другим и из стороны в сторону, порождаются всё новые и новые слухи, пророчества и тому подобное; сами учёные спорят друг с другом и выдвигают разные гипотезы и временами тоже шарахаются от одних убеждений к другим. Что-то подобное, только, наверно, в намного более мягкой форме, возможно, мы могли наблюдать не так давно при полном затмении солнца или при ожидании конца света по календарю майя, или та же компьютерная ошибка 2000.

Но автор пошёл дальше и пишет нам, как учёные пробуют успокоить толпу, продвигают логичные, а самое главное правдивые объяснения, что комета — субстанция не опасная, сильно разрежена, что она не состоит из пламени, что даже прямое столкновение абсолютно не сопоставимых по размеру небесных тел не может принести сколько-нибудь значимой катастрофы. Но комета приближается, наблюдения приносят новые данные, гипотезы множатся, за одними правдивыми объяснениями приходят следующие, не менее правдивые, а в итоге:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
всё равно сближение с кометой приводит к вселенской катастрофе, объяснение которой не менее логичное, чем все предыдущие, а всё живое таки сгорает в адском пламени: «...Так завершилось всё.»

Рассказ по сути приводит к мысли, что что бы человеки не думали, к каким высотам познания не приблизились, итог всё равно — по воле Всевышнего, хотя и целиком и полностью научно объясним;). Теперь же Эйрос и Хармиона, встретившись в Эдеме после десятилетней разлуки, обсуждают этот итог. Одна в Эдеме уже 10 земных лет, делится опытом новой жизни с вновь прибывшей и расспрашивает вторую о последних земных событиях.

Кстати, персонажи Эйрос и Хармиона фигурируют и в другом произведении По: пьесе «Полициан». Там это служанки египетской царицы Клеопатры. Поэтому, мне время событий рассказа определялось соответствующим...

Оценка : 8
«Тень. Парабола»
–  [ 6 ]  +

Oreon, 22 июля 2016 г. в 09:32

И снова излюбленные темы автора, снова смерть, чума и пир во время оной. Заканчиваю читать томик По, но сколько раз это уже было на его страницах в тех или иных декорациях, аж начинает уже поднадоедать. Подустал я уже от автора и немного разочаровался. А здесь, так вообще не рассказ — а короткая зарисовка, одна сцена изображенная на картине, по сути без начала и конца, одна из многих в городе пораженном страшной эпидемией. Но зачем здесь скрижали и кто их читает, что стало с друзьями, чем закончился пир, что стало с автором текста и почему он именно высек резцом этот текст, не нашел более легкого способа записать, тоже не смог выйти из той комнаты, времени на резьбу по камню хватило, а выйти нет?

Оценка : 6
«Сфинкс»
–  [ 7 ]  +

Oreon, 21 июля 2016 г. в 15:25

Данный рассказ наглядно иллюстрирует, что хороший писатель может написать неплохой рассказ даже из забавной пустяковины произошедшей с ним. Мне просто видится, как однажды автор сидел у окна, задумавшись над очередным своим произведением, и на мгновение был шокирован видом этого устрашающего чудовища. Думаю именно на мгновение, в следующее мгновение автор конечно быстро разобрался, что виной этого пугающего и шокирующего явления есть определение перспективы и ошибка масштаба. После чего автор скорее всего от души посмеялся над забавным этим происшествием, а может и позвал кого-то из своих друзей полюбоваться на чудище ползающее по соседнему склону.

Вот только, если бы автор и в своем рассказе изобразил эту историю забавной пустяковиной произошедшей в загородном доме на пикнике с друзьями, мне бы, наверно, понравилось больше. Тут же автор, зачем то, вписал эпидемию холеры, которая треть рассказа просто нагнетает обстановку, не имея ровно никакого отношения к сюжету. Если автор хотел продлить эффект от ошибки и усилить испуг, мог бы воспользоваться другим своим излюбленным приемом — опиумом или чем-то подобным, вышло бы намного реалистичнее. А как автор себе представляет возможность чудовища «превышающего по размерам линейный корабль» спрятаться в лесу? Кроме того, из чувства той же перспективы, герой произведения, наблюдая диковинного монстра с боку в профиль, никак не смог бы рассмотреть на его груди череп, для этого ему бы пришлось сместить точку наблюдения вперед чудовища, а тогда бы оно сразу сместилось бы с холма и всё сразу стало бы на свои места. Но По в ущерб реалистичности решил нагнать мистики и страху, как по мне — то без особого успеха...

Оценка : 7
«Демон Извращённости»
–  [ 7 ]  +

Oreon, 09 июля 2016 г. в 09:35

«Сегодня я в кандалах — и камере смертников.

Завтра я буду свободен от цепей — но где окажусь?»

Это был финальный аккорд данного произведения. А так — снова излюбленная тема автора — нервные расстройства. Правда меня эта тема не так сильно прельщает как автора, ни здесь, ни в других его рассказах. Человек убил другого человека ради денег, причем, по-видимому, своего родственника. Но вся проблема этого человека, по автору, сводится к некоему духу противоречия, который заставляет убийцу сознаться. При чем делает он это помимо своей воли, но согласно тому чувству, которое тянет человека заглянуть в бездну. Бездна вызывает страх, понимание смертельной опасности, но манит в себя заглянуть. Ни о каком раскаянии здесь не ведется и близко, человек всем доволен, купается в кровавых деньгах и упивается собственной безнаказанностью. Так что увы, о совести здесь речь не идёт.

Да, в размышлениях автора о пропасти, о противоречивости, что-то такое есть, и даже смутно для меня знакомое, хоть и далеко-о не в такой острой форме, как описывает автор. Но далее размышления автора выглядят достаточно противоречивыми и спорными и, как по мне, слабо связанными с какой-то противоречивостью в чувствах или стремлениях. У него это нечто действительно вроде вселившегося беса, который сначала бездушно толкает поддавшегося ему человека на преступление, а потом безжалостно приводит к гибели и его самого:

«И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той. Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.» /От Марка, гл. 5/

Вот скорее что-то такое описывает автор, только изгнать беса было некому. А сам рассказ мне был не очень интересен.

Оценка : 7
«Прыг-скок»
–  [ 3 ]  +

Oreon, 03 июля 2016 г. в 19:11

Рассказ своим антуражем, атмосферой чем-то напомнил восточные сказки типа Маленького Мука или из Тысячи и одной ночи и этим мне в определенной степени и понравился. Концовка, кстати тоже получилась практически сказочная:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Герой и героиня, совершив задуманное, благополучно избегая опасностей, отправляются обратно на родину, где, надо думать, могут жить «долго и счастливо»

Вот, правда сюжет, хоть повествование и подобно сказочному, тяготеет у автора к реалистичному. Шут, устав терпеть обиды и издевки, преполнившись последней каплей горечи за жестокую обиду близкому человеку, решает отомстить неуемному тирану и его близкой свите и сам становится орудием мести!

«...Белый клоун, белый мученик,

Ради смеха пьяно-жгучего

Будет издеваться над собой!

//

Вечером здесь у него заботы,

Ведь униженье — его работа,

Но посмеется последним наш

Невидимый герой.

//

В час, когда полночь погасит краски

Бывший Пьеро поменяет маску,

Новый из тех, кто над ним смеялся

Превратится в гной...»

                 /Агата Кристи/

Оценка : 7
«Золотой жук»
–  [ 7 ]  +

Oreon, 03 июля 2016 г. в 17:11

При чтении в юности рассказ просто завораживал, да и сейчас, наверно, одна из самых, если не самая обворожительная история из поисков клада. Причем здесь еще обставленная в антураж загадки, детектива, приправленная немного мистикой жука, который к концу становится не удел — аж жалко его как-то становится:). Поиски клада в Острове сокровищ Стивенсона тоже замечательны, но там история немного иного плана и размера, так что они друг другу не конкуренты. Напрягшись смог еще припомнить клад у Тома Соэра, все остальные истории забылись, а эти остались, и история жука занимает среди них достойное место.

Оценка : 9
«Повесть крутых гор»
–  [ 7 ]  +

Oreon, 26 июня 2016 г. в 11:09

Начало рассказа мне показалось как одна из историй «Погребённых заживо» и я его так и читал, как продолжение, ожидая чего-то похожего. А чего еще можно ожидать «от молодого человека» с «невралгическими припадками» в рассказе под названиям «В Крутых горах» — думал я — как не еще одной вариации на излюбленную тему автора, тему смерти в разных антуражах, вроде погребения заживо в Крутых горах во время (из-за) какого-либо нервического припадка? Хотя с темой смерти я таки угадал (смерть тут встретилась даже дважды), но рассказ несет в себе совершенно иную сюжетообразующую идею, при чем идею на грани намеков, и не почитай я отзывов других читателей, я бы наверно так и не понял их всё многообразие и не осознал их большей глубины и вариаций смысловой подоплеки, чем показалось мне по прочтении по началу. Признаться, до прочтения других отзывов, весь рассказ остался для меня в духе еще одного рассказа автора — «Лигейя», где герой баловался опиумом, отравил свою уже вторую жену, а всем рассказывал, что это сделал не он, а призрак его первой горячо любимой жены. Только здесь герой баловался не опиумом, а морфином:).

Хотя, как водится у автора, тема смерти не была единой и всякие мистическими намеки на другие излюбленные автором темы обильно присутствуют с самого начала повествования и всячески стараются запутать и оторвать от основной темы: молодой человек, который только по виду молодой, а так может ему и лет сто...; страдающий некими припадками; имеет некоего доктора, который сопровождает его по свету и увлекается месмеризмом (да, да — куда уж без него); и между ними таинственная и уникальная месмерическая связь! (помните, как еще в одном рассказе автора — «говорящий мертвец» — подобная месмерическая связь держала даже покойника?); а чего стоит только описание внешности героя, пострадавшей, как нам преподносится, от его постоянной невралгии...

В итоге, поразмыслив и почитав отзывы, могу выделить такие варианты подоплеки того, что все же происходило в рассказе:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

1. Герой Олдеб погиб в Индии в Калькутте в городе Бенарес от раны в висок, переродился (родился заново) в Бедло(у) — у них имена читаются задом на перед, затем зачем-то опять погиб от укуса пиявки в висок.

2. Дух погибшего Олдеба вселился в Бедлоу, привёл к невралгии и свел Бедлоу со свету

3. Олдеб получил серьёзную травму, чудом выжил, потерял память и жил дальше под видом человека Бедлоу неопределенного возраста, страдающего невралгией, но старая рана его таки доконала

и самый реальный вариант 4. — таки злоупотребление наркотиками приводит к печальным последствиям

Кстати морфием еще Булгаков баловался, что тоже нашло отражение в его творчестве. Только если у По опиум, морфий — это всегда весело, мистически и непередаваемо реалистичные глюки, то у Булгакова это все таки беда...

Оценка : 7
«Рукопись, найденная в бутылке»
–  [ 0 ]  +

Добрый Филин, 25 июня 2016 г. в 23:27

Рассказ просто-напросто никакой. Мистика, слабая даже для 1833 года. Язык настолько пафосный, что пафос вот-вот и польется через край. Произведение вообще ничем не цепляет.

Оценка : 2
«Mellonta Tauta»
–  [ 2 ]  +

Oreon, 20 июня 2016 г. в 16:20

Люблю подобные попытки заглянуть в будущее и попытаться предсказать как оно всё будет, особенно когда, как здесь, уже можно оценить большинство авторских придумок на предмет соответствия наступившей действительности. Тем более, когда автор не кривлялся, а действительно пытался описать будущее, несмотря на ироничный стиль и политические шпильки. Любопытно знаете ли сравнить каким видели будущее в прошлом, каким оно стало и каким его видят теперь, потом, спустя еще 20-30 лет, или кому сколько суждено, любопытно будет опять посмотреть, что сбылось, что нет. Здесь же, хоть и время прогноза автора еще далеко не настало, мы уже можем видеть, что будущее которое По пытался предрекать на тысячу лет вперед, превзошло самые смелые его придумки уже через каких нибудь 150 лет.

Но это в техническом плане, в социальном и политическом — тут сложнее. Ясно что По был не в восторге от современной ему американской демократии и скептически относился к объективности её результатов. Многие в этом плане согласятся с ним и сейчас. Так что можно считать, что прогноз в целом если не верен, то весьма не далек от истинны, хотя и По, покритиковав, думаю заслуженно, демократию, в отместку не смог ничего предложить лучшего. Не думаю же, что он разделял заимствованную у коммунистов и перенесенную в будущий свой прогноз социального устройства идею, что личность ничто, а актуально лишь коллективное благо. И подкрепил эту коммунистическую (ну может и не только коммунистическую, я не знаток где тут истоки, главное распространение её задали они, подняв на свое знамя) идею соответствующим выводом: что массовый мор или войны, приносившие жертвами миллионы жизней и которые вселяли в индивидуумов такой ужас еще в 19-ом веке, в сущности для коллективного человечества — благо, расчищающее жизненный простор для остальной популяции. Вот вам и истоки социальной утопии с антиутопией! И ведь в сущности маэстро был прав и опять все верно предугадал, по сути предвидев глобальное перенаселение планеты, вот только проблема, что никто из отдельных индивидуумов не спешит приносить себя в жертву коллективному благу.

Да и технические моменты автор по сути предвидел, пусть не в деталях, но в общем ключе тоже правильно. Здесь и идея, что весь мир, через Атлантику будет связан в общую информационную систему; идея что будущее за электрикой и мировой океан у автора бороздят небольшие суда с электроприводом. А вот массовые воздушные суда по типу сверх продвинутых аэростатов в 2848-ом году выглядят конечно забавно, но он прав уже хотя бы в том, что человечество массово покорило воздух и скорость в 100 миль в час перестанет впечатлять воображение человека будущего. Вот только с лунными человечками, видимыми в небольшой телескоп будущего, вышел маленький прокольчик, но эта деталь выглядит скорее прикольно и общее впечатление не портит. Так что поставлю девятку :)

Оценка : 9
«Лигейя»
–  [ 13 ]  +

Oreon, 20 июня 2016 г. в 07:39

Эко автора носило, ну что же, я теперь тоже позволю себе немного поразмышлять, так сказать, попробовав оседлать его волну, но слезу с мистики в грубый, так сказать, материализм, разберем беспристрастно :).

Если не читать сам рассказ, а только отзывы к нему (большинство), можно прийти к выводу, что а) рассказ романтический ибо о любви и б) смерть любви не помеха, и любимая должна воскреснуть. И в первой части автор действительно повествует о своих возвышенных чувствах к Лигейи, причем мне эти описания показались подобными, как в нескольких рассказах, где По описывает свои эстетические чаяния относительно архитектурных и садово-парковых изысков Эдемского рукотворного сада на Земле. Все поэтично-описательно и немного монотонно-скучновато.

Но если вдуматься — по поводу обоих пунктов возникают сомнения. Так ли герой любил свою Лигейю, если только овдовев, сразу же взял себе новую молодушку, причем не по любви, а тупо купив за деньги и испортив/укоротив жизнь и ей, Ровене? Если развивать опиумную тему, то может и первая его жена ушла из жизни не от хорошей жизни. Мы ведь слышали эту историю лишь из уст, как ее видит главгерой, а как мы знаем со стороны реальность может выглядеть свежим взглядом совершенно иначе ;|. А может лишь когда нашего героя потянуло на более молодую жену и он извел со свету первую, женившись на второй, и так сказать сравнив, наш герой лишь тогда понял, как оказывается сильно он любил первую?

Теперь по поводу второго пункта, а именно возрождения одной в теле другой. Здесь все тоже далеко не так однозначно, как кто-то себе прочитал/накрутил. Ведь нужно помнить, что мы читаем опиумные видения плотно севшего на травку индивидуума, а опиумный наркоманский бред может породить еще и не такие эффекты. Например подлив жене в бокал яду, потом уже на следствии можно строить из себя ягнёнка и говорить, дескать я видел как капли яда падали в бокал, но то был не я, а откуда и что капало я и представить боюсь :).

А если серьёзно, то читал я у автора и более интересные рассказы:).

Оценка : 6
«Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля»
–  [ 13 ]  +

Фалкон, 16 июня 2016 г. в 10:25

За критикой «ненаучности» рассказа Эдгара По как-то теряется совершенно гениальное предсказание автора — он придумал, и оснастил своего героя герметичной кабиной — деяние, которое было на практике реализовано только через сто лет Пикаром на стратостате «ФНРС-1». Предлагалось это, конечно, и ранее, в частности тем же Менделеевым. Однако во времена Эдгара По множество воздухоплавателей, с упорством, достойным лучшего применения, пытались штурмовать стратосферу в открытых корзинах. Многие за это поплатились.

И если сравнить данное произведение с прочими аналогичными ровесниками, то сравнение будет явно в пользу «Ганса Пфааля». Только «Иной свет, или государства и империи Луны» Сирано де Бержерака содержит равное гениальное техническое предсказание — последний, среди ненаучного бреда, предложил способ достижения Луны при помощи кабины, в некоторых отношениях напоминающей многоступенчатую ракету.

Что еще, кроме воздушного шара, в 1835 году мог предложить Эдгар По для посрамления совершенно ненаучных «полетов» на Луну на орлах или демонах? Пушки в то время были слабы; ракеты вообще не просматривались на горизонте, являясь всего лишь милым развлечением на карнавалах.

Эдгар По выбрал способ, который в его время придавал некую «научность» фантастическому сочинению. Кстати, этот способ ничуть не хуже, чем колумбиада Жюля Верна, или каворит у Герберта Уэллся — все это чистая фантазия — и воздушный шар, и пилотируемые снаряды у Жулавского, Ле Фора и Жюля Верна, и совершенно фантастичный, не проницаемый для гравитации, материал.

Понимал ли это сам Эдгар По? Скорее, да, чем нет. Именно принятый им способ путешествия заставил его «изобрести» неведовый газ, в 37,4 раза менее плотный, чем водород — он, видимо, интуитивно догадывался, что ни водород, ни метан, ни неоткрытый в ту пору гелий, не потянут подъем до Луны. Если бы такой газ существовал, то, думаю, первыми, достигшими космоса людьми, были бы стратонавты — буквально недавно Алан Юстас поднялся на 41,5 км высоты (где и реактивные самолеты не летают, кроме немногочисленных стратопланов, и то динамически); с газом Эдгара По высота подъема была бы существенно выше, а космос, по некоторым определениям, начинается с 80 км. высоты.

Далее, ни один ровесник Эдгара По не озадачивался таким «мелким» вопросом, как система жизнеобеспечения. Автор же «Ганса Пфааля» этим озадачился; и предложил отличный способ решения проблемы — в рамках парадигмы о земной атмосфере, распространяющейся до Луны. Реальные стратонавты в те времена поднимались «налегке» и только позднее стали брать с собой кислород (что не всегда спасало). Безусловно, беспредельная атмосфера — это ошибка; и даже приведенные какие-то научные наблюдения, якобы подтверждающие это утверждение выглядят слабо; такое впечатление, что Эдгар По и сам в это не верил, а использовал свою выдумку, как условный художественный прием.

Далее Эдгар По ошибается в высоте «зоны смерти» — он определяет её в 25 миль (где Ганс Пфааль зашнуровал свой каучуковый мешок); на деле эта высота составляет 8 км или около того. Ошибка простительная; никто в те времена выше 7 км. не поднимался, и страшных гипоксических трагедий, типа трагедии «Зенита» или подъемов Бенито Моласа и капитана Грея, в те времена еще не было.

С другой стороны, Эдгар По неплохо описывает виды Земли с высоты и иллюстрирует, в частности, далеко не тривиальное наблюдение — пока высота подъема остается много менее диаметра Земли, горизонт продолжает оставаться на уровне корзины, а точка, под стратостатом, удалена на громадное расстояние. Соответственно, наблюдаются виды не выпуклой поверхности; она представляется вогнутой чашей — точно так, как описал автор. Тут нужно упомянуть, что и в этом сугубо фантастическом произведении, Эдгар По не смог избавится от сильно присущей ему мистики. При описании вида Северного Полюса, герой описывает некую загадочную темную впадину посреди вековых льдов, что, собственно, перекликается и с известнейшим романом Эдгара По «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима».

Отдельно хочется отметить черный юмор автора, который, думаю, может вполне найти отклик в сердцах многочисленных читателей — а именно, сцена расправы с кредиторами. Как мотивация для полета это мне кажется слабоватым, но в качестве черного юмора — самое то! Надо еще посмотреть, не одолевали ли Эдгара По в 1845 году кредиторы? Хочется воспринимать рассказ серьезно, однако вот его начало и конец — с магистратами Роттердама — несколько портят общее впечатление, ибо выглядят легкомысленно («обратный» шар в виде дурацкого колпака, склеенный из газет) на фоне всего остального. Только это, пожалуй, могу указать в качестве минуса. Все прочее кажется мне превосходным.

Оценка — 9.

P.S. Материальное положение автора, в период написания «Ганса Пфааля», действительно было тяжелым.

Оценка : 9
«Коттедж Лэндора»
–  [ 2 ]  +

Oreon, 14 июня 2016 г. в 13:44

Вот как пишет сам автор последним абзацем о своём рассказе:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«А теперь я считаю своим долгом сообщить, что цель этого рассказа заключается исключительно в том, чтобы дать подробное описание коттеджа мистера Лэндора, каким я его застал, и чудесных окрестностей.»

Вот такая засада ждёт того, кто всё еще надеялся на какое-либо развитие событий :). В целом же рассказ перекликается с другим рассказом По — «Поместье Арнгейм», не даром их и в сборнике поместили рядом. У них и названия по сути схожи и сюжет состоит в описании/постройке Эдемского сада на земле, в первом герой автора его строит, во втором набрёл гуляючи уже на готовый. В «Коттедже Лэндора» автор продолжает доносить до читателя своё чувство прекрасного и изыски своей садово-архитектурной фантазии. Да, видимо не мистикой и готикой едиными жил автор. С одной стороны радует многогранность талантов автора, с другой стороны получилось немного скучновато, хотя и живописно.. да и к тому же, то что в обоих рассказах, вряд ли реально в нашей земной жизни — почти магреализм :).

Оценка : 7
«Поместье Арнгейм»
–  [ 4 ]  +

Oreon, 12 июня 2016 г. в 17:12

Рассказ явно выбивается из моих представлений о По, тут в пору ожидать какой-то скрытой, но важной для автора подоплёки. По видимому так и есть и часть произведения автор посвящает философским выкладкам, как достичь счастья и в чем может состоять рай на земле. Именно этим, построением земного Эдема, и будут заниматься герои другую часть произведения. Хотя «заниматься» — это немного сильно сказано, так как стиль рассказа достаточно суховат, без диалогов и действия — повествование и размышления.

Что до самой идеи, то, конечно, можно придумать много бездарных способов просадить богатство, избранный автором способ намного более возвышенный и назвать его бездарным язык не поворачивается, но результаты все равно чем-то схожи. Герой автора (а может сам автор?), подобно истории с Вавилонской башней, вздумал превзойти Творца и поправить немного в его творении, дабы достичь ещё пущей красоты. Оно конечно в описании автора все просто и реалистично, только нужно иметь достаточно денег — по автору — так единственная, получается проблема. На самом же деле это чистая фантастика и в реальности пускай и возвышенный замысел автора не преминул бы в дребезги разбиться о реальность жизни:

— То, что для автора грандиозно и изысканно у других может вызвать лишь снисходительную улыбку и наоборот, сколько людей — столько и вкусов, мнений и у разных людей может быть разное чувство прекрасного. Например идея плыть (убить) целый день, ради того чтоб увидеть закат в поместье Арнгейм для многих практичных людей может быть странной.

— Вся чарующая красота завязана на определенный момент и место. Сколько посетителей в день сможет перевести кораблик из слоновой кости, чтоб насладиться моментом заката?

— Если владелец поместья не в курсе, то закат не привязан к абсолюту, в году есть разные сезоны, более того сама продолжительность дня сильно варьируется, а определенные цветы и растения дают задуманный эффект тоже лишь определенный момент в году, а при их комбинации вероятность, что что-то с чем-то не сойдется и описанный автором эффект будет не полон, еще увеличивается.

— Даже в идеальную пору может быть плохая погода и спор с Творцом опять будет проигран! Как это символично целый год ждать этих трёх дней в году для полного раскрытия Эдема и разбиться всем чаяниям даже не о бурю, а просто пасмурный день :).

— Но даже при идеальных условиях 365 дней в году, нарисованная автором идиллия быстро бы разбилась о суровую людскую реальность и простое человеческое свинство/скотство — лодку разбили бы на куски дорогой слоновой кости, а ворота ночью втихаря распилили б на золотой лом...

Любой ветер, любая тучка, упавший и увядший листок уже, по автору, нарушают гармонию... Есть ли смысл тратить такое состояние на столь призрачную и эфемерную идею гармонии? Не лучше ль научить себя видеть прекрасное в том что есть, а не доискиваться недостижимого «совершенства»?

Оценка : 7
«Убийство на улице Морг»
–  [ 2 ]  +

Oreon, 05 июня 2016 г. в 21:24

Перечитав недавно данный рассказ я узнал благодаря фантлабу, что именно он считается родоначальником классического детектива. Но когда рассказ впервые попал мне в руки, классе в 6-7-ом, это меня нисколько не интересовало, просто после сказок и приключений в духе Дюма, Верна и т.п, рассказ брал своей необычностью, немного шокировал жестокостью, а главное — был интересен. Перечитав теперь, он уже мне не столь интересен, зато я могу оценить категорию его первенства, а главное я с большим удивлением для себя определил, что это ж прообраз Шерлока Холмса! Да, у Дойля и персонажи и сюжет зачастую более проработаны, но ведь они практически полностью заимствованы у Э.По. Здесь угадываются не только сам сыщик и его дедуктивный метод, но они живут в съёмной Квартире с аналогом Ватсона (последнее правда после томика Уайльда меня стало настораживать) и даже есть явные мотивы глупых правительственных детективов.

При этом я нисколько не хочу умалить достоинства Дойля, он просто позаимствовал интересную тему и хорошо её развил. Тогда как заслуга первенства оказывается всё-таки у Э.По, а я Дойля ошибочно ценил и за это.

Оценка : 8
«Правда о том, что случилось с мсье Вальдемаром»
–  [ 3 ]  +

Oreon, 02 июня 2016 г. в 21:21

Хм, пишут входит в антологию ужасов... Ужасами, если честно никогда не увлекался, поэтому признаться, даже не особо представляю, как они то выглядеть должны? Вот стало быть какие они оказывается... Правда, тут скорее противно, чем страшно. И противны не только сцены с мертвым телом, но неприятен и цинизм героя автора. Вспомнил про умирающего знакомого только лишь для того, чтобы поставить над ним в момент смерти эксперимент. Никакого тебе сочувствия, соболезнования, желания помочь... Сам больной тоже от такого цинизма ни сколько не удивлен и не смущен — делайте с ним что хотите. Мне жалко умирающее животное и я не могу без содрогания смотреть на его страдания, а тут рядом умирает человек и такое наплевательское, будничное отношение к этому окружающих! А вся эта толпа зевак, в том числе врачи, туберкулез подхватить во время «эксперимента» не боялись?

В общем, мне не понравилось, а экранизацию я бы и не подумал смотреть.

Оценка : 6
«Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля»
–  [ 5 ]  +

Oreon, 31 мая 2016 г. в 13:59

И так, дочитав почти до конца, меня продолжали обуревать мысли: Из пушки на Луну это еще куда не шло, но на Луну на воздушном шаре, хоть и за 30 лет до Жуль Верна? А зачем и почему? Да потому, что надувные меха в последнее время отпала необходимость ремонтировать, а ничего другого герой произведения пробовать делать напрочь отказывается, набрался кредитов и потом не знал как их возвращать. Поэтому более разумного, как на оставшиеся кредитные деньги с помощью все тех же троих основных кредиторов построить воздушный шар, после чего бросить помогавшую, в том числе и в постройке, ему жену, взорвать этих кредиторов и улететь на Луну, наш герой придумать не смог. Люблю такой подход в жизни: пока дают деньги — хорошие друзья, а как надо возвращать — поганые кредиторы, взорвать их нафиг!

Но концовка, скорее комментарии автора в конце, немного расставляет все на свои места, я даже, так и быть, таки поднял немного оценку:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Оказывается автор этим своим рассказом решил вступить с другими, бездарными по его мнению, авторами, в полемику. Дескать те недостоверно описывают возможное путешествие на Луну, поэтому Э.По решил заполнить пробелы и показать как надо серьезно отнестись к написанию подобного произведения.

Ну что ж, аналогов времен автора я не читал, но данный рассказ все равно получился отнюдь не более реальным чем то, что автор приводил в пример. Итог: не самое увлекательное произведение автора.

Оценка : 6
«Повесть о приключениях Артура Гордона Пима»
–  [ 7 ]  +

Oreon, 25 мая 2016 г. в 12:04

Буквально с первых страниц на меня повеяло юностью и я был уверен, что держу в руках добротный приключенческий роман и хотя подростком такой сюжет про запертого в трюме юношу понравился бы мне наверняка еще больше, но и теперь я твердо хотел ставить восьмерку. Правда немного смущало ожидание от автора какой-то мистики, чего-то неординарного, но, решил я про себя, до этого я читал лишь несколько рассказов и, наверно, может в творчестве автора быть и такое натуралистично-приключенческое произведение. Тем более, что в те времена сюжет про морские приключения был популярным, а рука автора чувствовалась хотя бы немного в галюциногенных ощущениях запертого в трюме героя под воздействием темноты, жажды и спертого воздуха. Невольно вспоминались и подобные произведения, которые, в отличии от данного, не оминули меня в юности. На ум приходил в первую очередь Жюль Верн, с его манерой описывать паралели и миридианы, открытия и оснастку кораблей. Потом был схожий запертый в трюме Морской Волчонок Майн Рида, а последовавшая сказочность — путешествия Синдбада-морехода... Я даже стал взвешивать не рано ли дать его почитать детям. И так было аж до сцены каннибализма (но и до этого пол команды перебили молотом по голове). В этом месте повествование явно вышло за рамки подростковой приключенческой литературы.

Далее, что было хорошо для рассказа, в формате романа уже начинало напрягать: отсутствие передышки в приключениях.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Только спасся из трюма попал в бунт на корабле, не успели отвоевать обратно корабль, как тут же фактически потерпели кораблекрушение и начали претерпевать от голода и жажды. Потом съели матроса, которого только недавно пощадили, когда одолели заговорщиков бунта. Я сочувствовал капитану — отцу друга нашего героя, что тот чуть не был убит и едва выжив был тут же отправлен с остатками команды в море на утлом суденышке. Но его сыну повезло еще меньше и т.д.
Те же приключения Синдбада всегда чередовались возвращением домой, передышкой, снаряжением новой экспедиции на встречу новым еще более невероятным приключениям. Тут же, складывалось впечатление, что не успевал Синдбад (Пим) вернуться, как начиналась новая серия, причем вместо мистики автор приправлял свой сюжет кошмаром и насилием. Оценка поползла вниз, но тут наступил перерыв и более спокойный сюжет, который дал возможность поразмышлять и наковырять не мало огрехов и нестыковок повествования. Например, ясно, что главный герой — молодой парень в районе 20-и или даже до 20-и лет, впервые вышедший в море (в начале мы его встречаем 16-тилетним студентом), но это не мешает ему завоевать доверие матерого капитана, высказывать свои суждения пред бывалыми моряками и в конечном итоге влиять на прокладку курса корабля или время его стоянки... А что стало с милым песиком, с которым герой носился всю первую часть произведения? Кроме того меня, как современного читателя, в отличии от того, что раньше казалось нормой, напрягают принципы хищнического и потребительского отношения к природе, сцены истребления и охоты всего и вся в глобальных и просто безумных масштабах.

Тем не менее в конце сюжет опять стал интересней и увлекательней, чем таки подтянул мою оценку (а то бы было таки 7), несмотря на все таки отсутствие концовки. Складывается впечатление, что автору больше нравилось и получалось нагнетать интригу, но не развязывать ее. В определенный момент это ему окончательно надоело, тем более что герои в конце заплыли в такие дебри, что только Синдбад и мог им помочь из них выбраться, и автор махнул рукой —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
типа что там дальше было не знаю, но раз герой пишет эти строки значит как-то там он вернулся на родину, хэпи энд в общем.
Наверно теперь придется таки прочитать, что там дальше было по версии других авторов, а то так и останется загадкой — лишил дед парня наследства за это плавание или таки нет? :).

Оценка : 8
«Метценгерштейн»
–  [ 4 ]  +

Propolis, 15 мая 2016 г. в 17:38

Рассказ о парне, получившем в наследство кучу денег и ставшим хозяином больших земельных угодий и замков. В самом начале автор пытается рассказать о вражде двух знатных соседствующих венгерских семейств (что вызывает реальный интерес), но потом без каких-либо подробностей закрывает эту тему и мы так и не узнаем в чем суть да дело. Главный герой вскоре после кончины своих родителей пускается во все тяжкие, что продолжается совсем недолго из-за некоторых мистических событий, после которых заводит дружбу с конем.

Рассказ слишком прост, отсутствие значимых подробностей делает и без того незамысловатый сюжет примитивным. О персонажах, как и о событиях, предшествующих рассказываемой истории, мы практически ничего не узнаем и, следовательно, трагическая концовка не вызывает никаких эмоций. Не лучшее из творений По, рассказ из серии «прочитал и забыл».

Оценка : 5
«Могущество слов»
–  [ 0 ]  +

OptionsFan, 11 мая 2016 г. в 02:51

Попытка сделать богословские максимы занимательными. До Перельмана, Кордемского и Гарднера, впрочем, очень далеко. На уровне вступления книги Магницкого.

Оценка : 7
«Бочонок Амонтильядо»
–  [ 10 ]  +

Книжный червь, 07 мая 2016 г. в 10:57

Сырые стены подземелья источали гнилой запах плесени, изъеденный селитрой потолок зловеще давил сверху. Вдоль стен в нишах покоились кости представителей рода Монтрезоров. где-то наверху, через толщу камней, слышен шум карнавала. Я понял, что читаю рассказ Эдгара Аллана По. Впереди мелькали две фигуры: Монтрезор и Фортунато. Первый заманил второго в свой фамильный склеп, дабы расправиться с ним за недавние обиды, — узнал я. Согласно общепринятому мнению, месть — это блюдо, которое нужно подавать холодным. По мнению же По, месть имеет сухой ореховый аромат экзотического андалузского вина, которым Монтрезор и заманил сюда свою жертву.

Однако, меня не покидает ощущение, что где-то я всё это уже видел, и эта ситуация что-то мне напоминает. Монтрезор сам рассказывает свою историю. Делает он это в болезненно-агрессивной манере, которая заставит нас усомниться в здравости его рассудка. При этом рассказчик утаивает, собственно, причину, которая побудила его на такую страшную месть, ограничившись смутными намёками на какое-то оскорбление. Поневоле возникает вопрос: а была ли в действительности причина для мести, или же больной рассудок Монтрезора сыграл с ним злую шутку? По тоже не даёт ответа на этот вопрос, оставив за мной право делать выводы. Видно, что По интересует лишь сам детальный и изощренной план мести, а не его мотивы. Эта недосказанность придаёт истории дополнительное обаяние.

И вот наступает кульминация рассказа: Монтрезор совершает свой зловещий акт мести (который в дальнейшем вдохновит таких деятелей, как Рэй Брэдбери и Стивен Кинг), а я наконец вспоминаю, где видел схожую ситуацию. В форме исповеди убийцы уже был написан рассказ «Сердце-обличитель», весьма схожий с этим по духу. Способ осуществления мести был уже был упомянут в рассказе «Чёрный кот». Да, на этот раз По допустил самоповторы, но одно могу сказать точно: классическая готическая история не оставляет меня равнодушной, и атмосфера этого тёмного места останется со мной надолго. Я выдыхаю тяжёлый, пыльный воздух подземелья и устремляюсь прочь отсюда.

Оценка : 8
«Элеонора»
–  [ 1 ]  +

nattsorg, 27 апреля 2016 г. в 00:38

Рассказ о том, что настоящий рай находится в наших сердцах. А Любви не властны ни Время, ни Пространство. Настоящая поэзия в прозе от По.

Оценка : 10
«На стенах Иерусалимских»
–  [ 2 ]  +

nattsorg, 03 апреля 2016 г. в 15:57

Суть рассказа в том, что не нужно ставить себя выше других. Ибо каждая религия имеет право на существование. Римляне же всегда следовали изречению «Знай врага своего как самого себя» и хорошо выучили все хитросплетения еврейских обычаев, закостенелых в своем ханжестве.

Оценка : 6
«Прыг-скок»
–  [ 2 ]  +

maxxx8721, 20 марта 2016 г. в 21:25

     Шуты — те же актёры, и за маской безудержнего веселья, буфонадой скрываются человеческие чувства, в том числе и такие ужасные, как месть. Обладая неуемной фантазией, они могут сделать из это настоящее представление, которое шокирует всех присутствующих.

    Рассказ, как ни странно, из школьной программы (по-моему в 7 классе читали), но тогда он меня не впечатлил. Есть у По вещи позабористее.

Оценка : 8
«Без дыхания»
–  [ 4 ]  +

Gellard, 09 марта 2016 г. в 21:05

«Без дыхания» — превосходный образец чувства юмора Эдгара Аллана По. Сам По назвал этот рассказ сатирической пародией на рассказы журнала «Блэквуд», что позволяет сопоставить абсурдность происходящего с попыткой высмеять идеи блэквудских «ужастиков». Особенно, по моему мнению, раскрывает суть рассказа цитата из него самого: «Каждому автору следует ограничиваться тем, что он испытал на собственном опыте».

Оценка : 9
«Падение дома Ашеров»
–  [ 4 ]  +

Chuck73, 08 марта 2016 г. в 10:44

Так получилось, что произведение По я захотел прочитать после прочтения Эшер II Бредбери, настолько понравилось произведение из «марсианских хроник», но был несколько разочарован. Да, описание обстановки, состояния угнетения хороши, но концовка, как мне кажется, скомкана. Почему-то автор не вдается в подробности, почему брат покойной во время погребения в склеп не заметил, что его сестра могла быть жива, несмотря на свои обостренные чувства. Да и собственно падение дома хозяев очень быстрое, в двух строках! В очередной раз убедился-По не мой автор, извините.

Оценка : 7
«Заколдованный замок»
–  [ 5 ]  +

KatrinBelous, 03 марта 2016 г. в 19:07

Из всех стихотворений По это понравилось мне больше всего. Даже больше «Ворона» и «Аннабель-Ли». Очень люблю мистические стихи о древних замках, стоящих в руинах или брошенных, в коридорах которых гуляют призраки, а из окон льется потустороннее свечение.

Самое интересное, что в моей старой тетради для стихов находится очень похожее стихотворение о призрачном замке, хороводе теней и их гордом повелителе-царе. В то время с По я не была знакома, но как оказалось творчество этого писателя мне очень близко:)

Оценка : 10
«Могущество слов»
–  [ 4 ]  +

KatrinBelous, 03 марта 2016 г. в 19:01


  «Счастье заключается не в познании, а в приобретении знания. В вечном познании — вечное блаженство; но знать все — адская мука.»

В этом рассказе две души, совершая путешествие к Эдему и проплывая мимо Плеяд через звезды Ориона, ведут беседу о творении Всевышнего, о его могуществе, о знаниях, о жажде человеческой к познанию, о созидании и о могуществе произнесенного слова.

  «Как ни одна мысль не может исчезнуть бесследно, так и любое действие приводит к неисчислимому количеству последствий.»

Оценка : 8
«Разговор между Эйросом и Хармионой»
–  [ 3 ]  +

KatrinBelous, 03 марта 2016 г. в 18:54

Еще один рассказ По, представляющий собой беседу между двумя душами. Только вот Хармиона погибла своей смертью, а Эйрос вследствие глобального катаклизма: столкновения кометы с планетой. Думаю Конец Света будет именно таков, как его описал автор. И когда-нибудь появится такая комета, чья траектория будет проходить через Землю, ученые не смогут ничего сделать, чтобы отвернуть ее приближение, и библейское пророчество свершится: планета погибнет, как и ее обитатели, во всепоглощающем огне.

Оценка : 8
«Беседа между Моносом и Уной»
–  [ 2 ]  +

KatrinBelous, 03 марта 2016 г. в 18:14

  «Протекли многие десятилетия. Прах вернулся к праху.»

Две души, связанных при жизни Любовью, и нашедших друг друга снова после смерти, ведут разговор. Они беседуют о смерти, о том что происходит с душой, когда тело умирает, а потом и вовсе превращается в прах.

Беседа подводит их и к теме экологической катастрофы, которая уже в те времена волновала умы не безразличных людей.

  «Великое «развитие» — так лицемерно его называли — шло своим чередом: на деле же оно было ничем иным, как смутой, тлетворной и физически, и духовно.»


  «Человек не мог не признавать величие Природы и оттого впал в ребяческий восторг от достигнутой и всевозрастающей власти над ее проявлениями.»

Идеальным саундтреком и иллюстрацией к этим словам будет песня «Earth Song» Майкла Джексона. Люди сами разрушают природу, разучившись ее слышать, и сами станут причиной своей гибели. И сколько бы не было таких людей как, например, Эдгар Аллан По или Майкл Джексон, обращающих внимание человечества на проблемы экологии, подавляющая «масса» так и будет жить как всегда, надеясь на авось.

Печально все это и печальные мысли навевает этот рассказ, но может хоть кого-то заставит задуматься не только о своем будущем, но и о будущем своих потомков. Ведь как раз им это авось и аукнется.

Оценка : 8
«Тень. Парабола»
–  [ 2 ]  +

KatrinBelous, 28 февраля 2016 г. в 15:04

В этой притче автор приводит содержание папируса, написанного много веков тому назад в городе Птолемаиде греком по имени Ойнос.

Из глубины времени давно умерший грек повествует историю о чуме, поразившей город, забравшей жизни его знакомых и друзей, и о явлении Тени с самих равнин Элизиума.

  «И если я пойду долиною смертной тени...»

П.С. Ничего с собой не могу поделать, но эта цитата из псалма Давида устойчиво вот уже с детства ассоциируется у меня с Ван Хельсингом:) Кто смотрел фильм, тот поймет:)

Оценка : 8
«Тишина»
–  [ 7 ]  +

KatrinBelous, 26 февраля 2016 г. в 17:37


  «Горные вершины дремлют;

  В долинах, утесах и пещерах тишина.»

Короткая философская притча. О демоне, природе и о человеке. Не могу сказать, что я поняла ее до конца, с притчами у меня всегда не ладилось, но догадки у меня все же появились:)

Автор рисует перед взором читателя пейзаж природы, но совсем не такой как мы привыкли видеть. Я попробую его отобразить на контрасте: спокойная гладь реки, шелестящие под ветерком травы и сияющее на небосводе солнце, такая картина дарит человеку «Спокойствие» и я бы сказала «Умиротворение». А как же тогда выглядит природа «Отчаяния»? Когда в душе, человека терзают множество забот, скорбь, вселенская усталость и отвращение к себе подобным? Эти демоны одиночества? Ответ прост: воды такой реки будут болезненного оттенка, ее водяные цветы полны яда, солнце кровавого цвета, по небу будут носиться свинцовые тучи, а капающий с них дождь будет оставлять на коже капли крови.

Но сильный человек выдерживает этот пейзаж и в своем страдании даже упивается им. А что случится, если наступит смена декораций и придет «Тишина»? Задумывались ли вы, где боитесь оказаться больше всего? «Тишина» — наибольший ужас человеческий. Это безмолвие, безветрие, беспредельная пустыня, в которой нет ни одного шороха, безграничное одиночество на веки веков...

П.С. Если бы я имела талант к рисованию, то точно захотела бы сделать иллюстрации к этой притче!

Оценка : 10
«Сфинкс»
–  [ 7 ]  +

KatrinBelous, 26 февраля 2016 г. в 17:11


Открыв этот рассказ, я думала, что По поведет свои излюбленные философские речи о жизни и смерти, о загадках бытия и, конечно же, о сфинксе как их символе. Но...нет уж, рассказ вовсе не об этом:)

Итак, двое друзей, сбежав из Нью-Йорка, отдыхают и приятно проводят время в коттедже в лесах Гудзона. Из города им постоянно приходят тревожные вести о разразившейся там эпидемии холеры. Под действием таких неутешительных новостей и некого страха о своей собственной судьбе, главный герой однажды видит на холме из окна странное чудовище, спускающееся по склону и исчезнувшее в лесу. На его груди красуется изображение белого черепа, что трактуется героем как признак его скорой гибели. Буквально через пару дней это чудовище является ему во второй раз, а его друг ничего не видит...

Собственно, уже описание того самого чудовища меня насторожило. Ну где это видано, чтобы у сфинкса было мохнатое тело и хобот?:) А друг главного героя — молодец! Не растерялся и быстро разгадал тайну «ужасных видений скорой смерти» своего гостя. В общем, как говорится:

  «У страха глаза велики.»

Оценка : 8
«Овальный портрет»
–  [ 1 ]  +

KatrinBelous, 24 февраля 2016 г. в 19:40

История о молодом человеке, путешествующем со своим слугой, в Аппенинах. После столкновения в горах с разбойниками главный герой теряет много крови и подхватывает лихорадку. К ночи на их пути попадается средневековый замок, покинутый хозяевами. Там они решают переночевать. Герой располагается в спальне в башне, но сон не идет к нему и он начинает рассматривать картины, развешанные на стенах, пока его взгляд не натыкается на чудный овальный портрет молодой прекрасной девушки. Ее глаза смотрят на него как живые, да и она сама выглядит так как будто сейчас возьмет и сойдет с полотна...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Историю портрета главный герой находит в томике с описаниями картин в комнате, лежащем на кровати. Поистине безумен и фанатичен был тот живописец, что стал ее мужем! Отнял жизнь у своей жены и заключил ее в картину. Интересно, не попала ли и ее душа в эту ловушку? Возможно такой эффект достигается, когда изображаешь душу, истинную суть человека, лишая его тем самым жизни и перенося ее на холст?

Оценка : 8
«Морелла»
–  [ 7 ]  +

KatrinBelous, 22 февраля 2016 г. в 18:34

«Не было дня, когда бы ты любил меня; но ту, которая внушала тебе отвращение при жизни, в смерти ты станешь боготворить.»

Их связал неумолимый рок. Главный герой не любил свою жену, но впервые повстречав Мореллу, уже знал, что судьба связала их жизни. Симпатия скоро переросла в отвращение и презрение, заставив желать смерти ненавистной жене. Любой, кто живет в такой атмосфере, быстро чахнет. Морелла умирает при родах, произнеся свои пророческие слова. Ее дух вселяется в тело новорожденной дочери, которая становится похожа на мать как две капли воды. Отец души не чает в дочери, но боиться дать ей имя. Ведь в его мыслях все время звучит: «Морелла». Обиженные духи умеют мстить и месть Мореллы своему мужу будет жестокой...

Оценка : 8
«Остров феи»
–  [ 4 ]  +

KatrinBelous, 22 февраля 2016 г. в 13:17

Еще один философский рассказ По с размышлениями на тему полезности созерцания в одиночестве и с красочными описаниями природы. Его «остров феи» — символ круга жизни. Один его конец светел и радостен, другой конец острова погружен во тьму и навевает печаль. Лодочка феи скользит вокруг острова, оказываясь то в тени, то купаясь в свете, и жизнь этого эфемерного создания движется, как и жизнь человека, к постепенному угасанию. И проходя раз за разом через темную оконечность острова, облик феи становится все менее радостным и живым, пока не садится Солнце над островом и все не скрывает наступающий мрак...

Ну и парочка цитат напоследок, которые мне особо понравились и заставили задуматься)

  «Высокая музыка может быть нами оценена во всей полноте лишь тогда, когда мы совершенно одни.»

Постоянно за собой замечаю, что композиции, от которых я прихожу в восторг, слушая в наушниках наедине с собой, совершенно теряют свое очарование при обычном прослушивании и с кем-то. Музыка — это искусство, наслаждаться которым следует в одиночестве, предаваясь мечтам и рисуя в своем воображении фантастические картины:)

  «Но есть еще одно наслаждение, доступное роду человеческому, быть может, единственное которое даже в большей мере, чем музыка, возрастает в соседстве с чувством одиночества. Я имею в виду счастье, доставляемое созерцанием природы.»

Не могу не согласиться с автором:) Это действительно непередаваемые эмоции чистого счастья, которые у меня почти приравниваются к созерцанию стопочки новых книг:) Хотя для полного счастья лучше их объединить: устроиться на даче на балконе в шезлонге, любоваться открывающимися пейзажами полей и леса на горизонте, а на коленях держать внушительный фоллиант всех томов «Ведьмака»:) Вот оно настоящее счастье созерцателя и книголюба:)

Оценка : 8
«Береника»
–  [ 7 ]  +

KatrinBelous, 20 февраля 2016 г. в 21:39

«Горе многолико. Печаль земная многогранна.» (с)

Вырождение древнего рода на лицо. Все эти браки между родственниками в конце концов приводят лишь к одному — дети от таких союзов становятся слабыми духом и подверженными различным болезням. Главные герои рассказа — такой вот потомок древнего семейства, страдающий мономанией (болезненный интерес к мельчайшим деталям, предметам и т.д.), и его кузина, подверженная приступам эпилепсии. В общем, два сумасшедших, вынужденных сосуществовать в одном замке, каждый из которых жил своей жизнью. Пока не пришла им в голову блажь пожениться.

И вот тут главный герой начинает страдать очередной навязчивой идеей — его пленили белоснежные и красивые зубы! невесты. А дальше сюжет классического и от этого не менее мерзкого ужастика: ее хоронят, приняв очередной приступ эпилепсии за смерть, женишок совершенно не озабочен смертью своей нареченной и даже не потрудился присутствовать на похоронах, а дальше...в полночь из могилы девушки до слуха слуг доносятся душераздирающие крики!

Думаю не трудно догадаться, что послужило их причиной. Как развивались дальнейшие события даже не хочу себе представлять...И тем более думать, как сложилась дальнейшая жизнь главных героев. В этой истории По все же удалось нагнаться на меня страху и напомнить, почему я побаиваюсь таких людей.

Оценка : 6
«Сердце-обличитель»
–  [ 9 ]  +

KatrinBelous, 16 февраля 2016 г. в 19:52

Жутковатый рассказ.

Все-таки из-за какой мелочи может прийти в больную голову убить человека! Эта история мне остро напомнила Достоевского с его «Преступлением и наказанием», только с той разницей, что тут убийца считает себя совершенно нормальным и не расскаивается в совершенном. А возмездие за преступление всегда последует, если уж не от правосудия, то от мук нечистой совести.

Оценка : 6
«Маска Красной смерти»
–  [ 4 ]  +

KatrinBelous, 16 февраля 2016 г. в 19:45

Всем известно выражение «пир во время чумы». Так вот этим выражением и можно описать сюжет данного рассказа.

В страну пришел мор Красной смерти. Принц Просперо собирает вокруг себя еще здоровых приближенных и закрывается с ними за высокими железными воротами своего аббатства. Стоит ли говорить, что остальных подданных он оставляет на милость судьбы? В аббатстве он проводит месяцы в увлечениях и самых разгульных развлечениях. Но однажды он устраивает бал-маскарад и преступает опасную черту, преступать которую не стоило. И черные эбеновые часы в черном зале уже начали отбивать стремительно утекающее время для тех, кто решил сбежать от Смерти...

П.С. Оказывается, красная маска «Призрака оперы» как раз из этого рассказа:)

Оценка : 9
«Чёрт на колокольне»
–  [ 5 ]  +

KatrinBelous, 12 февраля 2016 г. в 13:52



Не понравилась мне эта история, не смотря на все ее скрытые смыслы. Да-да, знаю, что По в ней хотел высмеять консерватизм и заскорузлость мышления иных людей, но мне смешно не было. Возможно потому что в рассказе не было героев как таковых, возможно потому что я просто не люблю таких людей. Поэтому читать о них мне было неинтересно и даже неприятно.

А сюжет таков: все герои одного голландского городка, название которого переводится как «Который сейчас час», помешаны на часах и капусте. Они до безобразия однотипны, глупы и пассивны. Автор знатно прошелся по этим персонажам, допустив в их установившийся мирок, скрытый от всех забот, этакого «черта», нарушившего заведенный столетиями порядок и приведя всех жителей в состоянии настоящей паники и безумия.

Оценка : 5
«Мистификация»
–  [ 3 ]  +

KatrinBelous, 12 февраля 2016 г. в 13:42



Рассказ о бароне фон Юнге, который любил над всеми подшутить, а потом напустить на себя надменный вид, говорящий что он тут не причем. И все, конечно же, верили и считали барона самым добропорядочным и вежливым гражданином.

Были в рассказе такие слова:

  «Этот господин был довольно оригинальной личностью во всех отношениях, за исключением одного: он был законченный дурак.»

Так вот, стоит заменить слово «дурак» на «лицемер» и вы получите портрет барона фон Юнга. Нет, конечно же, его шутка над господином Германом была достаточно показательной и ироничной, но я такое развлечение барона аля «я тут самый умный, а вы все глупцы» оправдать не могу. В общем, не хотела бы я такого человека иметь в своих знакомых, пускай он даже был бы бароном:)

Оценка : 7
«Прыг-скок»
–  [ 5 ]  +

KatrinBelous, 12 февраля 2016 г. в 13:32

Это история о короле, который любил пошутить и больше всех в королевстве ценил шутов. Стоит ли упоминать, что его советники были те еще шутники) Только неправильно было бы сделать вывод, что юмор и шутки делают человека добряком. Скорее это зависит от особенностей человеческого характера, и если человек дряной, то и шутки его будут направлены на то, чтобы посмеяться над другими и обиднее поддеть. Короля и его советников я бы отнесла к этой последней категории. Но не следует и недооценивать слабых и маленьких. Они тоже могут затаить обиду и будь ты хоть трижды король, подгадать момент, чтобы отомстить за все издевки.

П.С. Никогда не любила шутов и клоунов. Возможно из-за таких вот рассказов. Хотя король, конечно же, был наказан справедливо.

Оценка : 7
«Трагическое положение. Коса времени»
–  [ 5 ]  +

KatrinBelous, 12 февраля 2016 г. в 12:37

Хм...это что-то новенькое: в этом рассказе главным персонажем является дама!:) И ах да, еще один плюс к моей копилке интересных фактов от Эдгара Алана По:) Название столицы Шотландии — Эдинбурга оказывается происходит от имени короля Эйдина, правившего в 7 веке. Интересненько, придется снова изучать Википедию:)

Сама же история повествует о глупости человеческой, справиться с которой способна лишь «Коса времени». И да, собачку жалко, а вот ее хозяйку как-то нет.

  «Если» — короткое, но такое зловещее слово! Целый мир тайн, смыслов, сомнений и колебаний заключен в этих четырех буквах!

П.С. После прочтения этого рассказа я наткнулась на отзывы других читателей и оказалось, что «Коса времени» продолжение «Как писать рассказ для «Блэквуда». Но так как в моем сборнике сочинений По этого рассказа нет, то я поняла «Косу времени» по-своему:)

Оценка : 6
«Человек, которого изрубили в куски. Повесть о последней бугабускокикапуской кампании»
–  [ 3 ]  +

KatrinBelous, 08 февраля 2016 г. в 19:18

Этот рассказ был бы очень веселым, если бы не был таким грустным. На одном из светских мероприятий главный герой знакомится с генералом Смитом и оказывается потрясен его красотой и совершенством внешности. К тому же генерала окружает таинственный ореол героя битвы с дикими туземцами. Под впечатлениями от этого знакомства главный герой предпринимает множество комичных попыток хоть что-то узнать о генерале у своих знакомых, но все они постоянно расстраиваются. То проповедник с кафедры злобно взглянет на перешептующихся, то в разговор кто-то влезет, то на карты отвлечется. Пришлось бедняге ехать за объяснениями к самому генералу. А мораль рассказа такова: идеальных людей просто не существует на свете. Идеальными могут быть лишь боги:)

Оценка : 8

  Страницы:  1  2  3  4  5 [6] 7  8  9 10 . . . 22 23 24 25 26   (+10)»



⇑ Наверх