Виктор Пелевин отзывы

Все отзывы на произведения Виктора Пелевина



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1791

  Страницы: «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 15 16 17 18 [19] 20 21 22 23 . . . 32 33 34 35 36   (+10)»

«Тайные виды на гору Фудзи»
–  [ 4 ]  +

Airwalk, 25 апреля 2019 г. в 10:03

Проза ПВО давно вышла в рамки собственного литературного жанра: «диалог с инсайтами».суть любого этого диалога различается в деконструкции реальности с помощью буддизма в его различных формах или мезоамериканской эзотерики.

Не знаю,рассматривать ли это как авторский стиль или самоповтор,но свежесть «прозрений» от романа к роману как то улетучивается.

Но книгу все равно читаешь и ржешь.

Оценка : 7
«Ника»
–  [ 4 ]  +

Manowar76, 22 марта 2019 г. в 14:32

В итоге: рассказ-перевёртыш. Из тех произведений, что желательно перечитывать/пересматрить дважды, чтобы прочувствовать все нюансы. Я то ли читал этот рассказ раньше, то ли понимал, что будет подвох, поэтому практически сразу понял в чём дело.

Изящно, эрудированно, но не более.

Вообще, Пелевин без своей фирменной эзотерики/метафизики/конспирологии как будто и не Пелевин вовсе.

Оценка : 7
«Миттельшпиль»
–  [ 4 ]  +

Manowar76, 22 марта 2019 г. в 14:25

В итоге: подустав от чернушных рассказов Юрия Буйды, решил почитать метафизического и эзотерического Виктора Олеговича. А по порядку идёт рассказ «Миттельшпиль». Начинаю читать, и что же я вижу — мутная перестроечная пена, валютная проститутка, маньяк. Метафизика пыталась пробиться в сюжет, но вяло и безуспешно.

Рассказ напоминает нам об одной старой аксиоме: все партийные функционеры — проститутки.

Оценка : 7
«Проблема верволка в Средней полосе»
–  [ 4 ]  +

Manowar76, 14 марта 2019 г. в 15:05

В итоге: «советский философский триллер». Одинокий путник, деревенские пейзажи позднего СССР с метко выхваченными приметами упадка.

Стая оборотней, искусное изображение быта верволка.

Не понял, почему только оборотни хорошие. Раскрыли свою внутреннюю природу?

Но за стиль изложения и гениальные штрихи можно простить автору некоторую невнятицу.

Полковник Лебеденко встретится нам в более поздних крупных вещах Пелевина.

Сам же главный герой, Саша Лапин, также является основным персонажем повести «Принц Госплана«!!!

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/co...

Оценка : 9
«Реконструктор (Об исследованиях П. Стецюка)»
–  [ 4 ]  +

Manowar76, 19 февраля 2019 г. в 12:01

Почему: первые пробы пера Пелевина

В итоге: идеально конспирологический рассказ об иллюзорности и надуманности любой власти.

Если не знать, что это произведение Виктора Олеговича, можно решить, что это рядовой СИ с достаточно неумело прикрученной метафизической концовкой про Бога и галактики.

Оценка : 8
«Чапаев и Пустота»
–  [ 4 ]  +

Maximontano, 07 января 2019 г. в 17:07

Раздвоение личности, личность. Сколько уже всего было на эту тему написано, рассказано и снято. Но каждый раз мы открываем для себя, что то новое в данной эпостаси. Виктор Пелевин конечно один из самых неординарных писателей современности. И когда я брал в руки эту книгу я понимал, что столкнусь с чем то из ряда вон выходящим, так оно и получилось. Пелевин конечно тот еще фрукт. Так развернуть данный сюжет, таких личностей затронуть, да еще и с очень глубоким смыслом. Лама Оле Нидал наверное поразился бы такому преподношеннию дзэнбуддистских тем. Определенно здорово и в первую очередь многогранно, браво Виктор, приятно, что и на постсоветском пространстве, живут безусловно талантливые люди.

Оценка : 8
«Смотритель» [Роман-эпопея]
–  [ 4 ]  +

qkd, 19 ноября 2018 г. в 21:46

Мир не стоит на месте, развивается и деградирует одновременно. Читателю следует поспешить за ходом мысли идущего в ногу со временем, но переосмысливающим важнейшие повороты вариативной истории Автором. Многие скажут «Пелевин не тот...» и правильно скажут, более того, он уже и «не этот», о котором я сейчас пишу. Да и читатель, сопоставлявший себя и свои впечатления — уже не существует, он изменился, составом крови, личным составом и либо продолжает развиваться либо... Впрочем с какой стороны на себя посмотреть. В рецепте произведения чувствуется набор качественных ингредиентов пробудивших аппетит к написанию, здесь и Лавкрафтовские блуждания в кошмарах и загадочная, туманная земля Конан Дойла. Как же приятно понимать, что на свете есть не только люди, которые тебя понимают, но и Писатели, которых понимаешь ты. Спасибо ̶г̶ . Ранний Пелевин, в моём, раннем восприятии, вещал нам «здесь» про «оттуда», пока же, он вещает больше «оттуда» про «частичное здесь».

Олегович, если ты это читаешь, пожалуйста не оставляй нас, возвращайся оттуда, здесь интересно.

                                                                                                                                                                                                                        

Олегович (подпись)

Оценка : 10
«Смотритель» [Роман-эпопея]
–  [ 4 ]  +

technocrator, 18 ноября 2018 г. в 23:12

Сам по себе сюжет здесь, имхо, средненький для Пелевина, однако книга заслуживает высокую оценку уже за создание модели оригинальнейшей вселенной.

Вряд ли идея мира Идиллиума может забыться по прочтении.

Отдельно следует отметить Юку — очередную пелевинскую

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
искусственную девушку
, занявшую место в ряду между Каей из «S.N.U.F.F.» и Жанной из более позднего «iPhuck 10». «Техническая сторона» её происхождения и природы весьма своеобразна...

Оценка : 9
«iPhuck 10»
–  [ 4 ]  +

hunkydory1967, 16 ноября 2018 г. в 02:20

Увы, роман не получился. Киберпанк, футуристический секс в противовес «свинюкам», сценарии придуманных фильмов, рассуждения о «гипсе», Набоков и Сартр, кладбища тамагочи, вэлферлэнд, халифат, короли и капуста, стюардесса по имени Жанна и т.д и т.п. Пропущенное вставить. Все это шито белыми хилыми нитками. Пытаешься найти в этом балагане мысль и вдруг этих мыслей становится больше, чем нужно, а потом опять киберпанковский балаган. Начиная со второй части становится просто скучно, а местами бредово. Наконец к концу мысль входит в берега. Виртуальный Порфирий Петрович жалеет человечество за его трудную долю и роман кое-как завершается. Вот такой полицейский роман «Осенний спор хозяйствующих субъектов». Объективности ради замечу, что первая часть написана неплохо. Но попытки запрячь в одну повозку битюга и единорога всегда кончаются некомфортной поездкой. В следующем романе («Тайные виды») все обстоит значительно лучше

«Числа»
–  [ 4 ]  +

hunkydory1967, 16 ноября 2018 г. в 01:16

Единственный роман Пелевина, в котором полностью отсутствуют фантастические элементы. Отсутствует даже буддизм. Сатира в чистом виде. Близко к этому Пелевина разве только ранний ОМОН РА. Но даже там есть социальная фантастика, хотя и позднеперестроечная. Эта же вещь пожалуй самая легковесная. Легко читается, ещё легче забывается. Посмеялся и только! Если кто-то прочитает у Пелевина только это, не за что не догадается о масштабе этого писателя.

«iPhuck 10»
–  [ 4 ]  +

Olcha, 16 ноября 2018 г. в 01:06

Пелевин вернулся к своему любимому фьюжну из контекста российской действительности, политического дискурса, современного искусства и популярной философии. Роман очень напоминает освеженный и осовремененный «Generation P» и я не могу сказать, что мне это не нравится, очень даже наоборот. Старый добрый Пелевин

Оценка : 9
«Тайные виды на гору Фудзи»
–  [ 4 ]  +

hunkydory1967, 15 ноября 2018 г. в 22:43

Начну с того, что лучшим у Пелевина считаю рассказ «Иван Кублаханов» , это один из лучших текстов о природе реальности написанных по-русски, вторым подобным считаю рассказ Набокова «Ultima Thule». Это, так сказать, вершины постижения. Но реальность, также как и литература состоит не из одних вершин. Да, Пелевин как истинный буддист, ни на секунду не забывает об иллюзорности доступного нашему восприятию мира. Ведь все мы это рябь на поверхности океана сансары, частицы шуньяты (сияющей пустоты, основы реальности). Все это безусловно так. Мы тени на стене Платоновой пещеры — наиболее близкий аналог буддизма в европейской мысли. Но для этих теней их существование — реальность. Они страдают и от неисполненных желаний и присытившись исполненными. Олигарх также несчастен как и те, кто его обслуживает, ибо несчастны все. Все? Нет! Простой буддийский монах обладает подлинным счастьем, недоступным долларовым миллиардерам, которым нечего больше желать в ограбленной ими стране. Да, мир живёт по их волчьим законам, но он не может больше дать им ощущение счастья. Ёлочные игрушки фальшивые, не радуют, как в том анекдоте. Ни элитные твари женского рода, ни супер яхты, ни наворованные ими миллиарды. Те джаны, ступени великой лестницы постижения реальности, в которые техническим путем погружают их за деньги буддисткие монахи, становятся для них главным откровением в жизни. На короткое время они пробуждаются. Но свет истины непереносим для омраченного иллюзиями сознания. И когда монахи завершают контракт олигархи оказываются на пути к просветлению, которое для них хуже смерти. «Миллиарды останутся, а тот кто ими владеет исчезнет». Пелевин не демонизирует их, они    обычные люди, на их месте мог быть любой. Нельзя одной ногой быть в подлинной реальности, а другой во тьме материальной иллюзорности. Омраченное сознание берет .верх. Та часть романа, где они изо всех сил совершают буддийские грехи, чтобы закончилась эта нестерпимая ломка и вернулось привычное состояние сознания -это конечно пелевинская сатира, неотъемлемая часть его как писателя. Про вторую линию романа, связанную с Таней, игуанами и прочими pussyhook'ами говорить особо нечего. Ещё одна пародия на бредовые феминистские фантазии? Грешно смеятся над убогими! Хоть они и смешны в стремлении рассматривать свою физиологию как основу мироздания. Данная линия романа по сути нужна как дополнительная сатира, хотя конечно и тут Пелевин зарыл несколько культурологических идей. В завершении скажу: Ценность и сила романа прежде всего в описании буддистских джан отличным русским языком. Что же на самом деле там, за последней джаной? Нирвана, о которой нельзя сказать человеческими словами. Оценка 8/10.

«Ананасная вода для прекрасной дамы»
–  [ 4 ]  +

Manowar76, 04 октября 2018 г. в 12:44

Почему: после упоминания товарищем ЗЕНИТНЫХ КОДЕКСОВ в контексте современных боевых робобтов, я перечитал сначала ЗЕНИТНЫЕ КОДЕКСЫ, а следом и весь сборник. Просто потрясающе! За что я люблю Виктора Олеговича, так это за хлёсткую, циничную и злободневную образность и метафоричность.

Нет, конечно, все его буддийские размышления об отсутствии конкретного Я, об Атмане и прочем тоже доставляют удовольствие, но, когда он хлёстко, да с матерком деконструирует какое-то явление, то понимаешь — лучше об этом уже не скажешь.

А ещё он постоянно предвосхищает какие-то вещи. Или просто Реальность согласовывает самое себя с романами Пелевина.

10(ШЕДЕВР)

Оценка : 10
«Омон Ра»
–  [ 4 ]  +

aleksdesent, 05 сентября 2018 г. в 14:01

Странная сказка (это жанр), в которой рассказывается о героизме, подвиге и мотиве человеческой жизни, а также о ценности всего этого для государства. Хотелось бы сказать «советского государства» но боюсь что в любой стране генералы торопят солдат совершить свой подвиг чтобы генералу не опоздать на теннис.

Оценка : 7
«Empire V»
–  [ 4 ]  +

aleksdesent, 30 августа 2018 г. в 15:51

Господа интеллектуалы, все трое, проходите мимо, Пелевин пишет вовсе не для вас. Если всерьёз попытаться понять его идею уголки рта могут перестать правильно загибаться и жаба вас задушит :-=( Конкретно по роману — это трагедия падения иллюзий, как переход на другую сторону экрана телевизора: вчера ты смотрел сериалы а сегодня вынужден их делать. Это хоррор того же класса что и Черное зеркало, только тут не будет конца и начала, крутить педали придётся вечно.

Можно растаскивать книгу на цитаты, и долго хохотать над ситуациями, черное зеркало тут ситком. А ещё в этой книге, как в музее, заспиртован олбанский стих с закосом под Тютчева, и вообще, до популярности стихотворных дуэлей оставалось 10 лет! Я думаю совпадение, иначе нашу культуру так легко прочитать, что становится совсем грустно.

Оценка : 9
«iPhuck 10»
–  [ 4 ]  +

Тимолеонт, 12 августа 2018 г. в 17:05

Скажу страшное — это «обычная» книга Пелевина, пусть и в самом хорошем смысле слова. Автор прекрасно развивает уже когда-то начатую им тему искусственной роболюбви и того, какую конкуренцию она составит обычным человеческим отношениям. Так же Пелевин как всегда предельно метко издевается над самыми шумными и актуальными «трендами», вроде всеобщих толерантности и «диверсити». Причём, было б не так смешно, если б я не узнавал львиную часть книжных ситуаций как уже случившихся и происходящих в нашей современности. А ещё он закрепил своё умение в нужной степени совмещать сюжет и «размышления». Нет, по прежнему половина действия книги — лишь прикрытие для возможности выкатить несколько страниц сатиры, глумежа и философии. Но и внятный, интересный и оригинальный сюжет здесь тоже присутствует.

При всём при этом я далёк от мысли, мол «Пелевин исписался». Да чтоб половина современных писателей так жила, как он исписался! Но тем не менее, я не могу отделаться от предельной похожести этой книги на «Снафф». Пелевину вообще очень удаётся писать своеобразные пугающие антиутопии с толерантностью, которую даже не получается назвать гипертрофированной, ибо она выглядит вполне закономерным развитием того, что есть уже сейчас.

Оценка : 8
«Священная книга оборотня»
–  [ 4 ]  +

MaruhaCho, 03 августа 2018 г. в 19:38

Единственная книга Пелевина, заставившая прослезится. Просто великолепно.

Оценка : 10
«Empire V»
–  [ 4 ]  +

osipdark, 22 июня 2018 г. в 10:55

«Из Иванушки-дурачка в вампирского мужичка или кровососы мира сего»

«Не каждый строит империю. Важно строить империю, но свою, Иначе за вас построят Империю.» (современный классик)

Как-то моей подруги, не я, а некая ее знакомая, подсунула вот эту самую книжку. «Empire V» Виктора Пелевина. Приобщить, так сказать, к современной русской литературе. Я довольно порадовался данной новости — как никак, появление еще одного собеседника для обсуждения пелевинщины. Ан-нет. Не особо понравился ей роман. Как сама выразилась, много непонятностей и сумбурностей. Слишком экзотичное чтение и, опять-таки, чересчур обильное количество белых пятен... Так или иначе, но на экранизацию с участием Oxxxymiron'а пойдем. Поэтому о самом романе, его недостатках и грядущем фильме — далее.

«Ампир В» и вправду вышел крайне неровным произведением. Сразу скажу, что начинать знакомство с творчеством Пелевина с этой книги — дело если и не гиблое, но точно не благодарное. Вроде бы как основная цель — создание сатиры на общество потребления — выполнена. Думаю, не составляет особого труда провести параллели между капиталистами-маркетологами-медиамагнатами и т.д. и их вампирскими аналогами. Посткапитализм в виде искусственной пищевой цепочки вампиров. Недурно, конечно, но бывали и более изящные издевки у писателя над современностью. Юмора вышло как-то меньше, чем обычно. Порой он бывал и вовсе не смешным. Слишком простым, прямым и просто не ахти. С другой стороны, чернушности в первой части пелевинской вампирской саге — самый минимум. Практически и нет вовсе. Как всегда есть и новые объяснения устройства пелевинверсума (пелевиниады) имеются в изобилии — сразу три взгляда на анонимную диктатуру вампиров. С другой стороны «Ампир В» с чисто литературной точки зрения вышел слабым. Кажется в целом каким-то недоработанным. Например, принцип чеховского ружья, о котором я упоминаю в который раз в своих рецензиях. В тексте он явно пострадал. Например, совершенно непонятно, зачем было добавлять в самое начало про конфликт Брамы и Митры. Это как-то сказалось на образе Митры? Или на образе Брамы. Возникла какая-то линия повествования, которая связана с поисками Рамы Второго, главного героя, ответов на загадку причин их конфликта и последующей дуэли? Нет. Совершенно лишняя деталь. Такие моменты встречаются и далее, но они уже слишком мелочные и незначительные. Или если их отнять, то пелевинского абсурда не выйдет. Так что бог с ними. Но непрописанность главных героев не прощу! Во-первых, основные второстепенные и практически, можно сказать, тоже главные, герои — Митра и Гера — вышли чересчур функциями. Персонажи без должных развитых историй и т.д. Более того, упоминаются они оба по нескольку раз, но в этих упоминаниях не бывает рассказа их прошлого, мотивов их действий, взглядов на жизнь. И догадаться об этом практически нельзя — максимум с Герой как-то получается. Опять-таки никакого наставничества со стороны Митры не видно совершенно. А сам главный герой что! Рома или Рама. Несмотря на то, что повествования идет от его, первого, лица, что нам рассказана история его детства и юности, Рама выходит довольно пустым. Ибо большую часть «Ампира В» все равно занимают диалоги с другими вампирами о дискурсе и гламуре. В которых раскрыться должным образом сути персонажа невозможно. А то, что раскрылось... Вышел образ какого-то Иванушки-дурака. «Малолетнего дебила» (с). Ну тупой же вышел! Ничегошеньки не понимает и не знает, даже не из истории вампирского рода, а просто из базисных знаний школы той же. Так еще какие у него были завышенные требования к будущему! Не знаю, мне Рама ни чуточки не понравился. Вообще в этой книге не первостепенные, ни второстепенные персонажи не вышли. Абсолютно никакие. Не то, что «Поколение П», «Крайняя битва масонов с чекистами», «Священная книга оборотня», «СНАФФ», «Чапаев и Пустота» наконец! Роман, если можно так сказать, вывозится лишь за счет в разы повышающегося уровня абсурда. В духе Пелевина, хех. Но юмор не на былой высоте, а герои — я уже сказал.

Таким образом, средняя работа для пера Виктора Пелевина. Примерно на той же высоте, что и «Т», и «Омон Ра». То есть бывало лучше. Книга выглядит сыроватой и недоделанной. Натужными кажутся моменты с самыми явными что ни на есть отсылками на «Поколение П». Их б убрать и больше действа внести вместо диалогов-размышлений о гламуре да дискурсе... Больше жизни «Ампиру В» надо. Определенно. Надеюсь, что Гинзбург в своей экранизации, которая выходит в ноябре, с этим справится. И Мирон Янович, как мне кажется, будет очень к месту в роли Митры. Только больше б ему экранного времени! Как можно больше. И поэтическое противостояние в конце книги лучше превратить в самый настоящий баттл. Может даже рэп-баттл. Так что верим и надеемся на кинематографического «Ампира В», а книжного читаем лишь из-за большой любви к мэтру современного литературного стеба.

PS. Хотя, не знаю, некоторую недалекость и интеллектуально-духовную пустоту Рамы Второго можно спустить на современное общество потребление. Которое Пелевин и высмеивает. Вон, даже в эпизоде вечери халдеев и вампиров был маленький диалог о состоянии современной культуры. Завершающая стадия постмодернизма, где остались лишь ссылки на ссылки, цитаты цитат, обрубленные от первоисточников и изначальных культурных кодов. И этими ошметками и шелухой мы восхищаемся теперь.

(Цитата: Oxxxymiron)

Оценка : 8
«Generation «П»
–  [ 4 ]  +

mikereader, 06 апреля 2018 г. в 14:05

От книги так и веет безысходностью 90-х. Заставляет задуматься о бессмысленности происходящего и тогда и сейчас. В целом же не очень цепляет — типичный Пелевин, всегда НА грани откровения и никогда ЗА. Дочитал, забыл и вспоминать не хочется.

Оценка : 6
«Т»
–  [ 4 ]  +

Massaraksh, 25 мая 2017 г. в 18:29

Никак не могу отделаться от мысли, что данная книга — этакий «Чапаев и Пустота» v2.0, версия исправленная. Книга, в общем то, о том же самом, но если для понимания «Чапаева», по моему, надо пол жизни посвятить культурологии востока (я, кстати, мало что понял, зато получил хороший заряд раздражения), то «Т» значительно проще. Проще — не значит хуже.

Немного завален конец.

Оценка : 8
«Ананасная вода для прекрасной дамы»
–  [ 4 ]  +

roypchel, 30 января 2017 г. в 17:47

Достаточно ровный сборник, вышедший в 2010 году, снова породил дискуссии вокруг творческого потенциала Виктора Олеговича. Мол, всё или еще может? Ответ внутри.

Первая повесть сборника, «Операция «Burning Bush», — вещь для Пелевина вполне традиционная, позволяющая в очередной раз переженить постсоветские реалии с мистикой, а актуальную политику — с вневременной иронией. Герой повести — скромный преподаватель английского Семен Левитан. От знаменитого диктора-однофамильца ему загадочным образом достался уникальный голос, обладающий способностью заклинать, пугать или вселять надежду. Дар этот привлекает внимание ФСБ: при помощи хитроумного передатчика Левитану предстоит стать гласом Божьим, звучащим в голове президента Джорджа Буша-мл. и подстрекающим ко всяким глупостям на благо России. Но для того, чтобы убедительно вещать от имени Бога, нужно самому хотя бы отчасти стать Богом, и Семен отправляется в диковинное путешествие по глубинам своей личности...

Вторая повесть, косвенно связанная с первой, — «Защитные кодексы Аль-Эфесби» — история российского Лоуренса Аравийского или, если угодно, барона Унгерна. По заданию разведки молодой интеллектуал Савелий Скотенков отправляется в Афганистан сражаться с американскими беспилотными самолетами. Скитаясь по пустыне в компании моджахедов, выискивая магические слова, способные обрушить на землю смертоносные боевые машины, он обретает мудрость Востока и достигает успеха в своей одинокой войне, однако скоро оказывается не нужен собственной стране и попадает в руки врагов.

Рассказ «Созерцатель тени» служит развёрнутой экспликацией шекспировского «тот, кто тень поймать хотел, счастье тень того удел». Индийский гид Олег Петров выращивает в домашних условиях тень, чтобы та ответила ему на вопросы, касающиеся мироздания. Индийская тема продолжается и в рассказе «Тхаги» — о поиске глубоко законспирированной секты воров-душителей, поклоняющийся богине Кали.

Завершается же всё «Отелем хороших воплощений», в конце которого проясняется и смысл названия: что за ананасная вода и почему для прекрасной дамы. И почему тут — в России, да и вообще в этом мире — лучше не рождаться.

Оценка : 8
«Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами»
–  [ 4 ]  +

Ekgregor, 11 января 2017 г. в 00:39

Вспомнилась «филосага о софопритче»: «в кромешной тьме сознания людей вертеп схоластики построен грандиозный, и эскалация крамольных пост-идей в ней экзальтируется крайне одиозно...» (с). Собственно, как нельзя более точно данная «филосага» характеризует ситуацию, сложившуюся вокруг ВО. Мы имеем как минимум две противоположные позиции: с одной стороны драконовский договор с издателем, по которому П. выпускает не реже раза в год по книге. Роман это, или повесть, или сборник рассказов неважно, главное, чтобы это был роман. Серьезно, мне кажется, что именно таким ребром вопрос и поставил редактор. И вот, имея такие «соковыжимательные» сроки, писатель работает, не покладая рук. Из года в год он выдает произведение за произведением и умудряется не падать в грязь лицом, но стоит присмотреться, что мы видим? Автор приноровился, он уже не первый год выдает произведение за произведением, произведение за про... он выдает произведение. Одно произведение со слегка смещенными фокусами восприятия, уж это ВО умеет-с. Перед автором стоит интересная и немного странная задача: как сбыть редактору (а тому продать нам) одно и тоже произведение. Ну, или как умудриться заасфальтировать один и тот же участок где-нибудь в центре Москвы дважды за год. Задача непростая, но хлебная... Собственно, произошло это не вчера, и даже не позавчера. Да чего уж там, даже не в 2013-м. Нет, разумеется, лично я не жалуюсь, слог Пелевина, его мысль (зачастую, одна и та же, просто слегка подмарафеченная и подретушированная, словно некий постмодернистский фотограф из его же произведений меняет цветофильтры) по прежнему остры и злободневны, его произведения это срез актуальных событий за рассматриваемое время, реально пособие для тех, кто пробыл в коме годик-другой, а потом очнулся и...и ему в руки можно просто всучить томик Пелевина и философски сказать: читай, там все написано.

Жаловаться не на что, рейтинги высоки, и между строк, как утверждает Кинчев в одном из своих текстов, не сквозит пустота (с), так в чем же дело? Что же тут не так? Произведение не понравилось? Вот именно это, последнее? Нет, понравилось. А что же? Неактуально-с? Очень-с актуально-с. Позвольте! Должно быть все те, кто ловит себя на мысли, что где-то здесь, пусть и непонятно где (да хотя бы в несуществующей пустоте) кроется подвох, просто зажрались. Пустота им, видите ли, мерещится. Петр Пустота!

Говоря проще, роман-не роман «лампа Мафусаила» сильное и актуальное произведение, бесспорно, но в то же время он лишний раз проливает свет той самой лампы на одно неприятное обстоятельство... что-то здесь есть, не конкретно в этом романе, с Пелевиным, в общем, что-то не так. Или, впрочем, так оно и должно быть?

Оценка десять, чтобы была хоть какая-то интрига. Удачи и творческих благ ВО, спасибо ему за... да за многое, честно. А главное, пожалуй, за интерес и непрестанный эпатаж, роящийся вокруг его таинственной и загадочной персоны подобно мошкаре.

Оценка : 10
«Ананасная вода для прекрасной дамы»
–  [ 4 ]  +

martinthegod9, 12 ноября 2016 г. в 01:32

Сборник «Ананасная вода для прекрасной дамы» 2010 года очень похож на сборник «Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана» 2008 года. И по формальным признакам (по 5 произведений, два из которых больше остальных и являются практически повестями), и по формам изложения (обычные рассказы + псевдодокументалистика). Но если сборник-2008 можно было охарактеризовать как перепев старых тем на современный лад, то сборник-2010 — нечто совершенно своеобразное и вполне органичное, цельное. Считаю, логичней было назвать книгу не «Ананасная вода для прекрасной дамы», а «Боги и механизмы», которое используется в оглавлении. Ибо в этом вся соль сборника.

Боги и механизмы — их взаимоотношения многогранны и раскрываются Пелевиным с разных ракурсов, с использованием различных художественных и сюжетных средств. Но, что интересно, они остаются ключевой идеей в каждом рассказе-повести всего сборника:

Операция «Burning Bush» — с помощью механизма главный герой становится гласом Господа для сильного мира сего — президента Сша. Прекрасно очерчены фазы и акценты взаимоотношений «Бога» и его избранника, начинаясь испугом от чуда и заканчиваясь искренней взаимной заботой. Здесь прекрасно видно, что и Бог в ответе за того, кого он приручил;)

Зенитные кодексы Аль-Эфесби — люди создают настолько живые военные механизмы, что те фактически обретают подобие сознания, искусственный разум, а люди в свою очередь становятся подобны богам, слепившим из металла и проводников нечто мыслящее. А вот насколько живой этот искусственный разум — предстоит узнать из повести. Возможно, «боги» даже чересчур перестарались.

Созерцатель тени — здесь продемонстрирован механизм соединения с чем-то мистическим, божественным, посредством собственной тени, знающей гораздо больше.

Тхаги — показан механизм работы секты мирового Зла. Каким должно быть настоящее Зло, и какую службу оно ожидает от своих верных подданных.

Отель хороших воплощений — описан механизм появления задатка жизни некоей абстрактной Маши с помощью божественного ангела, осведомляющего Машу, что и как ее ждет. То есть механизм рождения духовного до рождения физического.

Таким образом, красной нитью через весь сборник проходит сопряжение терминов «боги» и «механизмы», что весьма приятно, виден серьезный подход, что бы там кто не говорил о некоем ленивом Пелевине, который стал писать последние книги левой ногой, лишь бы их пустили в печать. Повторюсь, сборник «Ананасная вода...» гармоничней предыдущего аналогичного сборника. Как-то давненько я планировал прочесть лишь один из этих сборников и долго метался, какой же выбрать, ибо, округляя, отзывы были примерно равны в критике. Но теперь я точно убежден, что эта книга сильнее. И это не уменьшая преимуществ «П5», в котором замечательные «Зал поющих кариатид» и «Ассасин». Столь же чудесны в «Ананасной воде...» — «Операция Burning Bush» и «Зенитные кодексы Аль-Эфесби». А последние так вообще лично для меня просто выше всяких похвал, давненько у Пелевина с таким качеством не сталкивался.

А что же с названием сборника всё-таки? Я, конечно, остаюсь при своем мнении, но ход Пелевина тоже весьма интересен: назвать сборник так, что это будет упомянуто всего лишь один раз, в самом последнем рассказе, в третьем абзаце с конца. В какой-то мере остроумно, также в какой-то мере весьма звучное название для сборника, полагаю, обеспечило должный маркетинговый эффект.

Оценка : 9
«Фокус-группа»
–  [ 4 ]  +

Тимолеонт, 01 ноября 2016 г. в 15:37

Вполне себе хороший «загробная» история, где некая сущность искушает души покойников. Хотя... искушает здесь не очень уместно, ибо не могу сказать, что у тех был какой-то выбор. В любом случае, прекрасно разобрано мышление людей, которые только-только начали осознавать, что с ними произошло. У многих будет своё впечатление от этой истории — лично я считаю, что персонажи истории уже в аду. Переносимые им муки не могут не напоминать «Восставшего из ада».

Вдобавок здесь очень интересные размышления на тему, чего же хотят люди и что способно сделать их счастливыми. Вкратце — счастье в Боге.

Оценка : 7
«Акико»
–  [ 4 ]  +

martinthegod9, 25 октября 2016 г. в 16:39

Забавное описание путешествия главного героя по просторам типичного платного порносайта, господина Йцукена. А обезьянка Мао, к слову, довольно интересная отсылка. Кажется, ни один рассказ Пелевина без таких не обходится.

Оценка : 10
«Числа»
–  [ 4 ]  +

Тимолеонт, 23 октября 2016 г. в 06:22

Заигрывание с нумерологией — всего-лишь небольшой элемент большой, по хорошему абсурдной истории, переполненной яркими, хоть и моментами омерзительными образами. Интересная особенность «Чисел» — ощущение, что они закончатся вот-вот, буквально через десять страниц, однако книга всё тянется и тянется... И это радует.

Позабавила встреча со старым знакомым Малютой, интересны образы чеченской «крыши», ФСБ-шной. Всерьёз увлекли интриги ГГ в попытках «одолеть» враждебное число и усилить собственное. Да и в целом сюжет очень даже неплох. Крайне понравилось то, что здесь почти нет намёков на любимый Пелевиным солипсизм — в данной книге автор всё же предпочёл сконцентрироваться на диалогах, остроумии, интересных описаниях и прочем, а не на мутной философии с буддистскими мотивами.

Оценка : 8
«Греческий вариант»
–  [ 4 ]  +

Тимолеонт, 11 октября 2016 г. в 15:20

Как специализирующийся на античности историк я был в восторге от этого творения. Правы те, кто не видит здесь особого глубоко смысла — это просто хорошая, пусть и декадентская комедия о человеческом помешательстве и маниях. Очень порадовали аллюзии и отсылки к античной культуре, все они остроумны и уместны. Вызывает соболезнования несчастная секретарша, которая сама не понимала, как её занесло во всю эту субстанцию.

В целом «Греческий вариант» был бы даже уместен в какой-нибудь неглупой комедийной антологии.

Оценка : 8
«Краткая история пэйнтбола в Москве»
–  [ 4 ]  +

Тимолеонт, 06 октября 2016 г. в 09:25

Потрясающе смешной рассказ с претензией на философию и мощнейшей насмешкой над всяческой блатной\бандитской псевдоромантикой. Все эти благородные «доны» с внеземными понтами, и их благородные человеколюбивые пейнтбольные разборки с последующим отходом от дел и отъездом за границу — восхитительно. Пелевин идеально выдержал стилистику и упорно рассказывает про весь этот балаган с серьёзным лицом.

Один из немногих рассказов сборника, что можно советовать людям незнакомым с творчеством автора. Прекрасная памятка о том, что творилось у нас в стране в 90-ые и даёт свои отзвуки до сих пор.

Оценка : 8
«Бэтман Аполло»
–  [ 4 ]  +

Тимолеонт, 24 августа 2016 г. в 09:24

Тех же щей да погуще лей! «Бэтман Аполло» — прямое продолжение истории Рамы 2. Прямое недоразвитие идей первой книги, те же темы, те же мысли, практически те же самые события... Я не знаю, что писать в отзыве на эту книгу. Всё абсолютно то же самое, что и в «Empire V». Создаётся впечатление, что спустя несколько лет после её издания Пелевина осенило:«Надо было написать не так, а вот так и вот так!«Но творить ремейки книг у нас не принято, поэтому автор написал формальное продолжение, сказав всё то, что можно было б написать ещё в предыдущей части.

Читать стоит только тем, кому очень понравилась история Рамы. Тем, кто считает, что Пелевин исписался — лучше сразу проходите мимо, эта книга вас только расстроит.

Оценка : 7
«Ника»
–  [ 4 ]  +

AndrewLub, 23 августа 2016 г. в 01:15

Собственно, любителю накладывания вычурно пёстрого и радужного картонного наслаивания на кастеты наших пороков, героизмов, слов да и всего мира в том числе — собственно этому автору не стоит выражать свою злобность... Своё мнение. Даже свои оценки. Смысла не много.

Зато осмысленности вдосталь.

Это чистота начального постмодернизма.

Ожидание, романтические струны описаний, внезапности, эпатажности, опять же — картон....

Вся влюбленность, все отношения, все мнение и весь идеал человеческой ценности может выражаться не только в откровенных вещах для всех. Он может также выражаться в чем-то и частном, нелепом и (судя по всему) пошлом.

Без лишних слов — наша «романическая», «романтическая» жизнь не оправдывает наших ожиданий.

Такими произведениями полезно прочищать свой шаблонный разум и узколобое восприятие. Пелевин — это довольно-таки неординарный фильтр нашей постмодернисткой реальности.

Рассказ помогает прощупать смыслообразующую парадигму творчества автора и настроить читателя под нужный ракурс.

Оценка : 8
«Любовь к трём цукербринам»
–  [ 4 ]  +

Тимолеонт, 13 июля 2016 г. в 15:22

Спустя месяц после прочтения, в памяти осталась только вторая, срединная и самая большая часть книги. Хоть она и обыгрывает опять одну из двух-трёх вечных и неизменных тем Пелевина, но на этот раз хотя бы завёрнута в необычный для автора антураж киберпанка. Чувствуется, что автор прочитал перед написанием несколько икон жанра, так что обыграть постепенное осознание ГГ иллюзорность жизни в мире недалёкого будущего, удалось неплохо. Действие при этом даже не сильно напоминает «Матрицу«! Сюжет хорош, и даже не побоюсь этого слова, увлекателен. Атмосфера сытного безысходного будущего с его своеобразными развлечениями и моралью, удалась превосходно.

А остальные части книги... Ну, они неплохие и даже интересные. Просто настолько чудовищно типичны и обычны для Пелевина, что спустя месяц не могу даже написать про них ничего примечательного. Запомнились только чудовищно удачные своим глумлением над отечественными «либералами» эпизоды. Впрочем, Пелевин в каждой своей книге находит про них и их своеобразную мораль пару ласковых строк. Примечательно только то, что вторая часть книги — это именно мир победивших «либералов», о котором им остаётся только мечтать и жаждать его скорейшего наступления.

Оценка : 9
«Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре»
–  [ 4 ]  +

Тимолеонт, 16 июня 2016 г. в 16:27

Лучшее, что здесь есть — стилизация под виртуальное общение. Интересна сама ситуация — группа людей оказывается в ловушке, они изолированны друг от друга и общаться могут только с помощью строго модерируемого чата. Герои вполне себе интересны и читаешь их переписку с искреннем увлечением и переживанием. Черты у них очень заметные и характерные, так что можно отличать друг от друга даже не глядя на ники. Впрочем, Пелевин на этом не концентрируется, и дав краткое представление о каждом из персонажей спешно погружается в философские рассуждения. И по части замудрённости автор переплюнул сам себя — лично я с первой попытки не уловил смысла и пришлось четверть книги перечитывать, чтоб понять что же он хотел сказать. Благо книга совсем маленькая и прочитать её целиком можно часа за четыре абсолютно не торопясь.

Когда всё же докопался до сути, стало намного интересней — Пелевин действительно остроумно переосмыслил и приспособил древний миф к виртуальному чату. Впрочем, тут без подробностей, ибо каждый может понять эту историю и её смысл по-своему.

Оценка : 8
«Дима и Митя» [Цикл]
–  [ 4 ]  +

Тимолеонт, 05 июня 2016 г. в 08:17

Два друга-насекомых, или всё же людей? И так ли это важно? Социальная-сатира — настоящий срез общества в представлении автора. А кем на самом деле являются персонажи — дело десятое, это же сюрреалистичный Пелевин, так что какая разница? История-то всё равно хорошая и достойная ознакомления.

Оценка : 7
«Свет горизонта»
–  [ 4 ]  +

Тимолеонт, 05 июня 2016 г. в 07:35

Спустя много лет Пелевин решил вспомнить о своих старых персонажей. Фактически — это просто одна дополнительная глава к «Жизни насекомых», даже не эпилог, не сиквел и не послесловие. Вполне в духе книги и ничем от него отличается. Отзывы к «Жизни насекомых» можно читать как отзывы и к «Свету горизонта», как неотъемлемой части повествования.

Оценка : 7
«Жизнь и приключения сарая Номер XII»
–  [ 4 ]  +

Тимолеонт, 02 мая 2016 г. в 06:35

Многогранный рассказ — каждый видит в нём то, что хочет. Кто-то видит глубокую философскую метафору человеческой жизни, мол, каждый эпизод жизни Сарая — это отражение этапов наших с вами жизней. Кто-то считает это просто остроумной сатирой в образе одушевлённого сарая. Для кого-то рассказ — «бытовая» фантастика\сказка\притча\басня\быль. А истина, как всегда, где-то посередине. В любом случае, это очень хороший рассказ с неплохим юмором, интересным языком и сюжетом. Его как минимум приятно прочитать. Как максимум — найдёте в нём нечто больше и задумаетесь над заложенным смыслом.

Оценка : 7
«Некромент»
–  [ 4 ]  +

martinthegod9, 02 апреля 2016 г. в 03:05

Не понравился рассказ. Аннотация обещала историю о генерале ГИБДД, увлекшемся оккультизмом и некромантией. Один из лаборантов написал, что рассказ о каше в головах. А мне показалось, что каша в повествовании: столько всего намешано, что не укладывается в целую стройную картину, слишком много кусочных составляющих, да, даже для произведения малой прозы. Причем всё это, на данном этапе автора уже настолько вторично, что я аж загрустил.. Были уже и «Мардонги», и «Македонская критика французской мысли», и обе те рассказа были даже лучше. А здесь... не знаю. История о политическом карьерном пути ведется весьма опосредованно, через кучу горок и холмов. А от этого становится скучно. Есть и удачные моменты, например, Хайдеггер и сам прах сотрудников, подмешанный в «лежачие полицейские». Но в основном, рассказ — чистой воды посредственное творение для автора.

Оценка : 6
«Элегия 2»
–  [ 4 ]  +

martinthegod9, 23 марта 2016 г. в 15:27

Приятный стих, написанный ровным четырехстопным ямбом, открывающий перед читателем сборник «Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда» весьма показательно. Здесь: а) ироничный настрой на разговор о серьезных сложных вещах, порой довольно эклектичный. но в этом и вся соль; б) переход из ниоткуда в никуда показан во всём многообразии, но, что самое интересное, от этого ничего не меняется.

Оценка : 7
«ГКЧП как тетраграмматон»
–  [ 4 ]  +

martinthegod9, 26 января 2016 г. в 21:27

Необычный анализ советских аббревиатур, их природы и значения. Плюс к этому опора на каббалистическое учение и его отношение к буквам. А концовка просто прелестна: что же тогда удерживает отечественных исследователей каббалистики от схождения с ума? — действенный триграмматон, написанный на каждом заборе, и алкоголь.

Оценка : 8
«Нижняя тундра»
–  [ 4 ]  +

martinthegod9, 20 января 2016 г. в 19:21

Приступая к чтению очередного рассказа Виктора Пелевина, хочется всё-таки увидеть нечто оригинальное, что автор с блеском умеет делать. А ежели рассказ похож на другие и никак, простите, не выделяется, имея просто хороший стиль и парочку мудростей и шуток, то в этом случае накрывает печаль и тоска. Примерно так вышло и в этом рассказе. Да, император Юань Мэн в своем королевстве разбирается государственными делами. Да, вещества. Да, это чукча, и это тот самый любимый Пелевиным дуализм реальности. Но изюма всё же маловато. Хотелось бы отметить лишь два замечательных абзаца, заставивших широко улыбнуться:

«– Ну если ты так спешишь, иди, – сказал старик. – Только помни, что из города Москвы невозможно выбраться. Старики говорят, что как ни петляй по тундре, все равно будешь выходить или к Кремлю, или к Курскому вокзалу. Поэтому надо найти белую гагару с черным пером в хвосте, подбросить ее в воздух и бежать туда, куда она полетит. Тогда сумеешь выйти на волю.»

«Голубь летел зигзагами, и машина Юань Мэна часто цепляла другие машины. Некоторые из них были очень красивыми и наверняка дорогими, и сидевшие в них люди с золотыми цепями на шеях злобно щурились и показывали Юань Мэну по несколько пальцев, подгибая остальные – кто шесть, кто четыре, кто восемь. Юань Мэн догадался, что это местные чиновники, которые хотят объяснить ему, сколько у них оленей, чтобы он их уважал. Он им всем в ответ показывал один палец, средний, чтобы они поняли, что хоть оленей у него совсем нет, и он в мире один, зато, по всем китайским понятиям, стоит точно посередине между землей и небом.»

Оценка : 7
«Онтология детства»
–  [ 4 ]  +

martinthegod9, 17 января 2016 г. в 03:59

Виктор Пелевин — явный любитель соединять две реальности и работать в них сразу одновременно. И плевать ему на то, насколько они различаются, или вообще являются взаимоисключаемыми.

Итак, мир детства и мир тюрьмы (никакого спойлера здесь нет, автор начинает говорить о тюрьме уже на 3-й странице). Насколько же несопоставимы два этих мира? Насколько же они различны? И всё же Виктор Олегович работает сразу в двух плоскостях. Начинаются рассуждения всё-таки ближе к детству, более относимы туда. Затем явные намёки на тюрьму, на её порядки. И, казалось бы, вот текст совершил необратимое превращение, теперь здесь всё о тюрьме... Но нет — снова вспоминаешь явные соответствия с младенчеством и детством. И это очень здорово.

Не пускаюсь в разбор конкретных рассуждений автора — они все хороши. Изложил лишь то, насколько органично здесь смотрится такой вот дуализм по Пелевину.

Оценка : 9
«Миттельшпиль»
–  [ 4 ]  +

martinthegod9, 15 января 2016 г. в 02:23

Миттельшпиль (от нем. mittelspiel — середина игры) — следующая за дебютом стадия шахматной партии, в которой, как правило, развиваются основные события в шахматной борьбе — атака и защита, позиционное маневрирование, комбинации и жертвы. Характеризуется большим количеством фигур и разнообразием планов игры. Иногда шахматная партия минует эту стадию игры и сразу переходит в эндшпиль.

Таково толкование названия рассказа, для точности.

История, начинавшаяся как история одной проститутки с примесью детектива и триллера, в конце превращается в удивительный каламбур, имеющий социально-политический подтекст. Ведь перед нами действительно пример позиционного маневрирования... и жертв тоже... и разнообразие планов игры)) В общем, Пелевин просто так не назвал бы таким образом свой рассказ. Горько только осознавать, что две социальных роли (кабинетные партийные бюрократы и проститутки) настолько взаимозаменяемы для автора: они знают изнанку жизни, и в то же время готовы продаться чем будет необходимо. Но, как ни грустно, финал рассказа заставил посмеяться.)

Оценка : 8
«Ника»
–  [ 4 ]  +

martinthegod9, 25 декабря 2015 г. в 11:40

Пара закинутых, словно удочкой, намеков должна была создать в финале эффект, при котором читатель бьет себя ладонью по лбу и кричит: «Точно! Как же я сразу не догадался.» Знаете, я могу сказать, почему не догадался конкретно я. Когда происходят подобные повороты в финальных строках, повествователь не набрасывает на протяжении всего рассказа уйму философских размышлений и серьезных проблем бытия, беспокоящих его. Возможно, Пелевин просто не может без них, но это ни в коем случае не оправдание. Захотел сделать анекдотичный конец — создай добротной эффект ожидания и не грузи читателя посторонними внутренними самокопаниями. Роберт Шекли прекрасно знал эту кухню, поэтому у него и получались шедевры, с мудрыми идеями, между прочим. А здесь Виктор Олегович меня огорчил: при всей неожиданности финала, мне трудно представить человека, который сохранил бодрый энтузиазм до этого самого финала. Выходит, читатель не так сильно заморачивался над философской частью рассуждений автора, как я. Тогда тут уж приходится выбирать: либо готовность рассмеяться и удивиться, либо готовность вникнуть в непростые рассуждения, в которых и так находятся немало метафор и аллюзий.

Оценка : 7
«Встроенный напоминатель»
–  [ 4 ]  +

martinthegod9, 25 декабря 2015 г. в 02:22

Коротенький рассказ, в котором количество терминов из сферы современного искусства и технологии, мягко говоря, зашкаливает.

Можно сказать, что рассказ о высмеивании излишних накручиваний в искусстве, за которыми уже непонятно, о чем шла речь, чем страдают порой современные течения.

Можно сказать, что рассказ о разделении людей на способных вникать в неимоверно сложные конструкции культуры и на работников фабрики «Буревестник».

Можно сказать, что рассказ о смерти как о встроенном в мозг человека напоминании и стимуле к вечному развитию, под страхом той же скорой смерти.

Можно сказать, что рассказ о вопросах самоидентификации и самопонимания искусственным интеллектом, как во многом затрагивал Айзек Азимов подобные вопросы.

Можно сказать, что рассказ о пелевинском сюрреализме бытия, которое способен узреть не каждый индивид, о теологическом аспекте, магическом.

А можно просто сказать, что данный текст не дает ни одного намека на то, о чем на самом деле автор хотел нам поведать. Потому что ни одна версия не выделяется и не главенствует в рассказе, а воспроизводится как нечто не основное, периферийное. В итоге рассказ тупо ни о чем, увы.

Оценка : 5
«Нижняя тундра»
–  [ 4 ]  +

dmitras, 07 октября 2015 г. в 22:59

Эх! Во-первых, хочется отметить, что Чукчи не в Коми, не в чумах не живут. Территория расселения Чукчей север Восточной Сибири и Дальнего востока. А традиционные жилища чукчей — яранги. По совести вместо чукчей в рассказе должны были бы фигурировать Коми или Ненцы, но здесь Пелевин допустил ошибку или принёс факт в жертву эстетикой составляющей. Это из недостатков.

О достоинствах же можно говорить долго. Я подчеркну только одну сторону. Она у Пелевина хороша во многих работах. Это умение подобрать, сопоставить и преподнести факты так, что обыденные и (как казалось) понятные вещи начинают играть новыми красками. Показать действительность России 90-х через эстетику средневековой Китайской культуры приём может быть и не новый. Но как ПВО это делает. Хлёсткие цитаты бьют как удары кинжала. А плотность текста феноменальная. Не рассказ, а алмаз несмотря на недостатки.

Оценка : 9
«Relics. Раннее и неизданное»
–  [ 4 ]  +

Myrkar, 19 августа 2015 г. в 12:31

На мой взгляд, этот сборник за счет наличия в нем произведений совершенно разных периодов творчества Пелевина дает четкую картину того, из чего состоит его творчество и как оно формируется. Прослеживаются явные отсылки к декаденствующим эпохам, в которые кроме рубежей XIX-XX веков и перезрелой античности попадает рубеж XX-XXI веков и застой в СССР, обращение к идее независимого эстетизма (рассказ «Водонапорная башня» пародирует стиль Набокова так же, как «Миттельшпиль» мотивы его творчества, что, кстати, тоже отсылает к мотивам декаданса), иронизирование над оккультным и эзотерическим. Публикуемые эссе объясняют сферу интересов автора и способы мышления и проведения параллелей. Такое ощущение, что Пелевин, работая в постмодернистском ключе, намеренно наполняет свои произведения сугубо предмодернистским содержанием. Несмотря на это многие рассказы вообще не вписываются в данную классификацию: в рассказах с китайскими мотивами наверно адекватней будет говорить о магическом реализме, а в нацистской трилогии сквозь смешной оккультизм просвечиваются нарочитые элементы фэнтези, к тому же пара рассказов — откровенные сказки («Колдун Игнат и люди», «Жизнь и приключения сарая номер XII»). И не понять, то ли это очередная постмодернистская интерпретация жанра, как например анекдот в «Time Out«е, то ли четкое следование всем правилам жанрового канона, как в «Бубне нижнего мира», если смотреть на него как на эссе.

Прекрасно в плане расположения рассказов издание — хоть все и не соответствует хронологии, зато последовательно раскрывает идейный потенциал писателя. Прекрасный сборник.

Оценка : 9
«Чапаев и Пустота»
–  [ 4 ]  +

walerza, 21 мая 2015 г. в 15:08

Мне кажется, что у нас катастрофически мало литературы в жанре постмодернизм (может Ерофеев тут что-то близкое). Пелевин ловко и очень умело заполнил эту пустующую нишу. Да еще в меру сдобрил свои произведения дзэном.

Мне нравится язык этой книги (только приходится иногда закрывать глаза на матерные слова). Никакой зауми, поучительства и зашоренности. Где-то даже на грани стёба. И целый калейдоскоп быстро сменяющихся мыслей, историй, героев и целых миров этих героев. Порой также непонятно где сон (18-й год?), а где явь (психбольница 90-х годов?).

Книга «выбивает» из колеи и не оставляет равнодушным. Она либо очень понравится, либо вызовет бурное отторжение. Про такую книгу трудно сказать в двух словах о чем она. Ее надо прочитать.

Оценка : 9
«Затворник и Шестипалый»
–  [ 4 ]  +

Йожъ ва Фракке, 08 мая 2015 г. в 18:33

Понравилось почему-то меньше «Жёлтой стрелы». Там есть главная мысль в виде поезда, а здесь — много мелких.

Мир создался мультяшный, а какой же он ещё должен быть, когда речь идёт о... :)

Оценка : 7
«Чапаев и Пустота»
–  [ 4 ]  +

Paganist, 23 апреля 2015 г. в 21:57

Пелевин, как обычно, поражает отточенными логическими выводами, альтернативными взглядами на привычные вещи и простыми ответами на сложные вопросы. Тем не менее, кроме отдельных пассажей, отлично характеризующими окружающую действительность, как показалось, ничего нет. Возможно, это и есть эффект от того, что «действие романа происходит в абсолютной пустоте» и все повествование именно под это заточено, но честно говоря, никакого «сухого остатка» по прочтении произведения не ощущается.

Не скажу, что роман плох или неудачен. Скорее всего, он попал ко мне не в то время или, может быть, сказывается влияние классической литературы, которую я в последнее время только и читал — оттого и сложности понимания. Занятно, необычно, местами злободневно и актуально — но не более. И на том спасибо.

Оценка : 8
«Чапаев и Пустота»
–  [ 4 ]  +

konst1959, 28 декабря 2014 г. в 11:14

Читал эту вещичку «по приказу». Другими словами, когда учился в Лите преподаватель современной русской литературы дал всем задание прочитать и потом обсудить. Ничуть не пожалел — отличная вещь.

Спасибо автору!

Оценка : 10
«Запись о поиске ветра»
–  [ 4 ]  +

wertuoz, 16 октября 2014 г. в 17:13

Поразили мысли и глубина этих мыслей. Чтобы понять насколько это одновременно бредово и, возможно, не побоюсь этого слова — гениально, нужно просто прочитать, потратив 10 минут своего времени. Рассказ не претендует на лавры философщины или схоластики, это даже не Кастанеда с его разъедающей логикой сознания. Но рассказ бьет в самую точку,выводя из строя (возможно на время) все мировоззренческие шестеренки внутри вашего сформировавшегося сознания. Он, как колокол, все что остается после него, это оглушение от его ударов и потеря ориентации в пространстве. Можно рассматривать это произведение, как прием психотропных веществ без причинения вреда здоровью.

Оценка : 8

  Страницы: «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 15 16 17 18 [19] 20 21 22 23 . . . 32 33 34 35 36   (+10)»



⇑ Наверх