Терри Пратчетт отзывы

Все отзывы на произведения Терри Пратчетта (Terry Pratchett)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 2333

  Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8 [9] 10 11 12 13 . . . 43 44 45 46 47   (+10)»   (+25)»»

«Держи марку!»
–  [ 8 ]  +

elent, 23 февраля 2012 г. в 10:05

Нечастый случай, когда фильм и книга, хоть и несколько отличаются друг от друга, все равно хороши. Нам бы в президенты Витинари, в полицию Ваймса, а в Думу Губвига. Порядка было бы больше.

Оценка : 9
«Ночная Стража»
–  [ 8 ]  +

led-zeppelin, 27 января 2012 г. в 17:40

Начитавшись хвалебных отзывов (особенно от дамы которая писала: первая книга из серии которую прочла про Стражу и поняла -- повезло) , решил и сам прочесть. Читал, читал. Читал, читал. и не мог понять откуда все эти 10-ки? Средненький такой роман, может эти 10 только от преданных фанатов? Первые 3/4 откровенно зевал и скучал. Далее как-то втянулся. И появился интерес, но не на 10 баллов конечно.

Книжка достойная, но как я для себя понял, начинать с нее читать о Анк-Морпорка совсем не стоит. Нужно погружение во вселенную. У меня оно получилость только к концу книжки, думаю у постоянного читателя, узнавание-погружение было мгновенным и соответственно удовольствие быстро пришедшим и очень длительным.

По сюжету писать ничего не буду. Масса героев, которых я не знаю, событий, возвратов в памяти и т.д. А вот буквы сложившиеся в слова, предложения и общий текст — читать приятно. Местами смешно, местами мрачно, местами грустно (вспоминая уже Октябрьскую революцию). Приятное чтение, но если рассматривать сюжет данной книжки в отрыве от всей серии Городской Стражи — скучное.

Оценка : 7
«Цвет волшебства»
–  [ 8 ]  +

Дед, 27 ноября 2011 г. в 11:06

В первый раз читал — был оскорблен отвратительным юмором.

Во второй раз читал — заскучал...(читал в оригинале)

И вот сейчас... Ммм. нет слов. Автор чрезвычайно ироничный фантазер с приятно отдающим плоскостью юмором... грубовато, но изящно. Автор высмеивает всё и плохое и хорошее, с сарказмом и, хм, цинизмом?... Сюжет не является чем-либо необходимым, он так...ну по привычке... Приятным фоном...

Оценка : 9
«Творцы заклинаний»
–  [ 8 ]  +

Stout, 18 ноября 2011 г. в 19:45

А мне «Творцы заклинаний» понравились. И вполне можно обойтись без комментариев и развернутого обоснования. В самом деле, ну какой смысл в очередной раз повторять, что это первая книга подцикла «Ведьмы». ПЕРВАЯ книга, а потому в ней еще не вырисовались характеры героев, не устаканилась обстановка, не выкристаллизовались традиции и не отточен стиль. Знатокам и любителям Пратчетта она покажется «неправильной», потому что в ней многое непривычно. В ней непривычные волшебники Незримого Университета, в высшей степени непривычная матушка Ветровоск, странная госпожа Герпес, неожиданный Анк-Морпорк и еще куча «иного», «неправильного», «непривычного», «не-пратчеттовского». А все потому, что эта книга чуточку нарушает изложенную в ней же головологию:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Ну ладно, сказала матушка, устраиваясь поудобнее. — Помнишь ту шляпу, что висит на крючке у двери? Пойди принеси её.

Эск послушно прошла в домик и сняла с крючка матушкину шляпу, которая была высокой, остроконечной и, разумеется, черной. Матушка перевернула шляпу и внимательно осмотрела её.

— Внутри этой шляпы, — торжественно объявила она, — скрыт один из секретов ведьмовства. Что ты можешь сказать об этой шляпе?

Эск заглянула в шляпу. Она увидела проволочный каркас, пару шпилек. И всё. Шляпа ничем не выделялась, если не считать того, что другой такой в деревне не было. Но это не делало её магической. Это была типичная ведьмовская шляпа. Матушка всегда надевала её, направляясь в деревню. И просторный черный плащ, который уж точно не был магическим, потому что большую часть зимы служил покрывалом для коз. В мозгу у Эск начал вырисовываться ответ, и ответ этот ей очень не понравился.

— Кажется, я догадалась, — произнесла Эск.

— Выкладывай.

— Секрет состоит вроде как из двух частей.

— Ну?

— Это ведьмовская шляпа, потому что ты её носишь. Но ты — ведьма, потому что носишь эту шляпу. Гм-м.

— И...- подбодрила матушка.

— И, увидев тебя в шляпе и плаще, люди сразу понимают, что ты ведьма. Поэтому твоя магия действует, — закончила Эск.

— Правильно, — похвалила её матушка. — Это называется головология.

Так что читателям, которые еще не подсели на «Плоский мир» Пратчетта, вполне можно начинать чтение романов про ведьм с этой книги. Тогда и впечатление от неё будет более объективное. Мне так кажется. В самом деле, разве можно не отметить:

— легкий и ненавязчивый юмор,

— органично поданные идеи, которые многие читатели оценили как «философствования», но которые вполне естественно вплетаются в повествование и приятно насыщают его,

— забавные приключения и превращения,

— потрясающую легкость изложения (за это дополнительное спасибо — переводчикам!).

Упс... Все-таки не удержался от развернутого обоснования. Зато и у себя в голове разложил эту книгу по полочкам :)

Ризюмэ: четайти и наслаждайтися (с) матушка Ветровоск

Оценка : 9
«Движущиеся картинки»
–  [ 8 ]  +

Vitpur, 15 сентября 2011 г. в 15:38

Веха в творчестве Пратчетта.

Великолепное по форме и по содержанию произведение. Мир кинематографа: знаменитые актеры и те, кто ищет подобной славы; жадные продюсеры и эффект 25 кадра; тысяча слонов, в конце концов — Пратчетт в своем репертуаре.

Но все это лишь оттеняет главное достоинство этого романа (ИМХО) и поворотный момент в истории Плоского мира — появление Наверна Чудакулли и всего профессорского состава Незримого университета (+ казначей). Профессорский состав и раньше фигурировал в романах, но его члены не были настолько четко определены и охарактеризованы: до появления Наверна они были просто серой массой. Это же произведение подарило нам активного, громкого и просто бешеного нового аркканцлера, который стал глотком свежего воздуха для погрязшего в рутине Незримого университета. Пратчетт совершил настоящий подвиг — он смог вдохнуть новую жизнь в уже, казалось, безнадежно потерянный сеттинг: слишком часто он обращался к этой теме, а потому сложилось впечатление, что ничего нового и интересного на этом фронте уже не случится. Но ведь случилось! Более того, он представил на суд читателям самую бесшабашную, самую непрофессиональную и самую уморительную команду героев во всем Плоском мире.

Великолепно.

Оценка : 10
«Мор, ученик Смерти»
–  [ 8 ]  +

evridik, 14 июля 2011 г. в 12:13

Этому роману воспеты такие дифирамбы авторами предыдущих отзывов, что я буду краткой.

Почему стОит читать эту книгу?

1. Это цикл, где главную роль (одну из них) исполняет Смерть, самый, пожалуй, харизматичный герой автора.

2. Это, как ни крути, юмористическая вещь, хотя и с явным философским уклоном, причем в меньшей степени смешная, чем циклы о волшебниках или о ведьмах (о стражах молчу – не читала).

3. Это роман, в котором читатель проникнет в святая святых Плоского мира – за грань смерти, в ту странную, зыбкую материю, которая считается обителью Смерти. Таких Смертей больше нигде нет.

4. Смерть и его ученик (в общем-то, сам сюжетный ход об ученике не нов, да и о смертельном учителе тоже, зато отношения их и далее превращение ученика в Смерть – это да!)

5. Это не ТОТ САМЫЙ Пратчетт, но он, не будучи ТЕМ САМЫМ, жутко хорош.

По всем пунктам – десять баллов. И прибавлю еще один пункт, из-за которого роман понравился мне даже больше, чем на 10 баллов:

6. Появление, пусть и кратковременное, моего любимчика Ринсвинда. Его врожденный страх перед неизвестным с последующим невольным спасением мира поражает, раздражает, но заставляет читать и читать.

+10

Оценка : 10
«Пирамиды»
–  [ 8 ]  +

GPX, 06 июля 2011 г. в 18:03

«Пирамиды» — первый роман Пратчетта, который мне совершенно не понравился. Ни запоминающихся героев, ни интересного сюжета, даже юмор, которым автор славится не смог удержать мое внимание от начала до конца и ни разу не заставил засмеяться или хотя бы улыбнуться.

Роман состоит из четырех частей. Первая — самая интересная на мой взгляд — повествует об обучении главного героя, принца в Гильдии Наемных Убийц. Здесь автор — молодец. Остальные же три части я бы оценил от 1 до 2, их я не читал, а вымучивал. Скучное, медленное развитие событий способное заставить зевать кого угодно. Сюжет, переворачивающий с ног на голову все то, чем славен Египет, начиная от мумий и пирамид и заканчивая кошками. Завершает все это дело простая, ничем не примечательная концовка.

Оценка : 2
«Держи марку!»
–  [ 8 ]  +

Liz, 07 мая 2011 г. в 01:14

Не знаю как вам, а мне Моист представляется прямым литературным «потомком» Остапа Бендера, причем и внешне видится похожим на него (ну, в смысле на образ Бендера, сложившийся в воображении :)), и стиль жульничества и поведения у них довольно схожий.

И вообще, книга прекрасна — такое тонкое издевательство над компьютерщиками;-), коллекционерами и некоторыми другими персонажами нашей повседневности.

Оценка : 10
«Платье цвета полуночи»
–  [ 8 ]  +

Lipka, 03 мая 2011 г. в 15:57

Мне тяжело беспристрастно оценивать новые книги Пратчетта: за время, прошедшее от выхода предыдущей, я успеваю так соскучиться по плоскому миру, что жадно хватаю пару экземпляров книги в день появления (наверняка, через 15 минут кто-то уже попросит почитать) и ухожу в автопилот на день, ныряя в книжку. И эта — не исключение.

В центре повествования — юная леди, которой приходится быть старше и мудрее своего возраста.

Отрицательный персонаж действительно пугающий. Но еще более пугающие описания деревни, ведомой стадным инстинктом, больших и малых бытовых трагедий.

Мудрая и добрая книжка.

Про возраст читателей, она классифицируется как young adults, то есть для тинэйджеров. Но, как всегда у Пратчетта, интересна она и взрослым, а доступна и детям.

Вероятно, причина в том, что Пратчетт говорит с подростками не свысока, а как с равными. И, возможно, с менее зашоренным взглядом на мир.

Было бы прекрасно, если бы все юные леди, мечтающие быть ведьмами, хотели бы быть как Тиффани.

Оценка : 9
«Цвет волшебства»
–  [ 8 ]  +

GPX, 20 марта 2011 г. в 15:40

Многие люди говорили мне, что «Цвет волшебства» — одна из самых неудачных книг Пратчетта и что последующие его романы читать гораздо интереснее. Поэтому от первого произведения из цикла о Плоском мире я изначально не ожидал ничего хорошего. На деле же оказалось, что «Цвет волшебства» довольно неплохой роман, состоящий из четырех частей. На мой взгляд самая интересная — первая, повествующая о туристе Двацветке, его знакомстве с волшебником Ринсвиндом и начале их совместных приключений.

Сюжет — ... в целом сюжета нет. Есть приключения-похождения героев без четко обозначенной цели. Главное же в романе — это юмор. Известно, что «Цвет волшебства» пародирует многие фэнтезийные романы, но я как человек не сильно разбирающийся в фэнтези заметил лишь немногие из таких пародий.

Искренне надеюсь, что в последующих романах Терри Пратчетта будет побольше оригинальных и интересных идей, связного и хорошего сюжета, а также более детального описания Плоского мира.

Оценка : 4
«Плоский мир» [Цикл]
–  [ 8 ]  +

A_mi, 14 февраля 2011 г. в 01:21

Гениальный писатель! Море фантазии и юмора, и всегда есть о чем подумать. Один из любимейших авторов! Наши переводчики наславу потрудились, переводя тонкие каламбуры, не потеряв в качестве.

Оценка : 10
«Патриот»
–  [ 8 ]  +

Stout, 20 декабря 2010 г. в 20:50

«Патриот» — это довольно точное зеркало земной действительности. В меру кривое, чтобы над отражением можно было посмеяться, и ... в меру кривое, чтобы в отражении увидеть свои недостатки. Читается интересно и легко, однако развитие некоторых событий можно предугадать, поскольку вероятность их велика и в нашей реальности. Особенно хотелось бы порекомендовать эту книгу тем, кто уже неделю выходит на улицы столицы и других городов России в поисках чужаков и виноватых.

Пожалуй, это одна из самых серьезных книг из серии про Плоский мир. И даже традиционные шутки и юмор Пратчетта — а их много и они действительно смешные — не всегда могут скрыть серьезность и опасность описываемой проблемы. Очень красиво лег в повествование поворот с «раздвоением» времени, показывающий альтернативное развитие событий. Немного заставила понервничать концовка — никак не мог понять поведение Ветинари, однако на то он и Ветинари, что логика и мотивы его действий не всегда ясны до конца произведения. Приятно встретить Леонарда Щеботанского с его «своеобразным» (чуточку наивным) пониманием чести и применимости научных открытий в реальной жизни. Отдельная тема — Шнобби и Колон. Да, шуточки над Шнобби иногда зашкаливают, но не могу сказать, что они портят общее впечатление от книги.

Примерно так... Читайте, смейтесь и думайте.

Оценка : 10
«Правда»
–  [ 8 ]  +

лф_ириска, 17 декабря 2010 г. в 01:33

Всё-таки любим мы смотреться в зеркало и видеть — глаза на месте, уши на месте, чёлка немного отросла, но это не страшно, мы это предвидели. А, вот, увидеть то, что там на самом деле отражается — это страшно. Это ведь надо тогда куда-то идти, что-то делать. Кого-то поддержать, кого-то остановить. Ну, хотя бы попробовать это сделать. А на улице дождь из собак, а в кружке чай горячий, а в газете фото весёленьких овощей. Да и уши ведь на месте...

-------

Умеют же некоторые весело и энергично, а главное исключительно правдиво, говорить о вещах серьёзных, всеобщих и нелицеприятных. Сначала читаешь и хихикаешь, а потом возникает ощущение, что в серьёзной беседе за жизнь поучаствовала.

Оценка : 10
«Кот без дураков»
–  [ 8 ]  +

Alex Andr, 04 декабря 2010 г. в 23:34

Как говорит Задорнов: «Набрали в лёгкие побольше воздуха» и.......тут-же выдохнули. Эссе получилось очень «транспортным». Ожидал ли я какой-то глубины — да нет, но и сильно смешно не получилось, хотя улыбку вызывает.

Создалось впечатление что объём эссе был побольше, и многие аспекты кошачей жизни были убраны. Впрочем сэр Пратчетт мастер печатного слова и знаток расстановки букв, что и доказал. Читается очень легко, слог не спотыкается , юмор в наличии, что ещё надо что-бы приятно провести время за чтением любимого автора.

«Ведьмы за границей»
–  [ 8 ]  +

evridik, 15 ноября 2010 г. в 07:51

Крепкая середина цикла, очень крепкая. Ровная до монолитности, смешная до надорванных жвотиков, узнаваемая до дружеских похлопываний по спине. Все, что дорого читателю в цикле о ведьмах, здесь намешано в термоядерной консистенции и приправлено чесночной колбасой, умопомрачительными письмами домой, «дружескими» чувствами героинь друг к другу и различными сказками. Однозначно сильная книга, делающая цикл на уровень выше, чем он занял с первой книгой (даже вкупе со второй). Естественно, что после такой закладки пороха книга читается как бомба — мгновенно и насмерть. Хихикать начинаешь уже с первой страницы.

Героини — ведьмы нянюшка Ягг, матушка Ветровоск и Маграт Чесногк — в книге представлены такими харизматичными, что влюбляешься в их харизмы без оглядки на то, что они вообще-то не подают читателю ровно никакого хорошего примера. Поделом! Кот-то, кот один чего стоит! А способность нянюшки Ягг поглощать спиртное в неимоверных количествах?

Этой книгой Пратчетт дал мне понять, что цикл о ведьмах может потягаться по популярности с циклом о Ринсвинде. И в какой-то степени я начинаю верить ему.

+10

Оценка : 10
«Море и рыбки»
–  [ 8 ]  +

evridik, 10 ноября 2010 г. в 15:00

Из трех рассказов, включенных в томик с «Эриком», этот мне понравился больше всех. Именно его я ценю выше и делаю это вот по каким причинам. Конечно же, едва мы видим нянюшку Ягг и матушку Ветровоск, мы сразу понимаем — это Пратчетт, ура! Обе ведьмы предстают перед читателем в своем классическом образе, однако впоследствии матушка тешит наше любопытство перевоплощением в пай-девочку. Очень аккуратный ход, надо сказать. Пратчетт вроде как пробует, сможет ли его героиня, которую он изначально наделил сердитым нравом и чувством превосходства, побывать в шкуре послушной бабушки-одуванчика. И вместе с этой интригующей деталью рассказ можно считать состаящим из добротной магии, юмора самого лучшего качества и некоторой доли морали. Или просто ненавязчивого смысла. Коли уж уродилась матушка Ветровоск ведьмой, то Красной Шапочкой ей уже не бывать, так гутарит нам Пратчетт. И слава Богу, и не надо нам Красных Шапочек. Подавай нам матушек и нянюшек в любом количестве.

+10

Оценка : 10
«Вещие сестрички»
–  [ 8 ]  +

evridik, 25 октября 2010 г. в 08:36

Вторая книга мне понравилась намного больше первой, хотя в моем сознании до десятки так и не дотянула. Здесь ведьмы не утверждаются в правах, согласно которым они могут становиться волшебниками, и этим эта книга кардинально отличается от первой. Но все-таки она лучше. Потому что, на мой взгляд, именно приверженность ведьм своим традициям и делает их в этой книге такими харизматичными, а саму книгу — добротной и уютной.

Привлекательность персонажей описывать не стоит – про это нужно прочитать. Три ведьмы, такие разные и особенные каждая по своему, завоевали мои уважение и читательскую заинтригованность их судьбой. Здесь впервые появляется персонаж жутковатый и одновременно привлекательный – кот Грибо, принадлежащий нянюшке Ягг. Правда, появляется и почти тут же исчезает, оставляя надежды встретить его в последующих книгах. Нигде не сказано, что это положительный персонаж (описан-то он как раз таким образом, что полюбить этого негодяя просто невозможно), однако, подобно ведьмам, он не может быть однозначно отрицательным. Яркий образ.

Сюжет довольно прост и даже попахивает штампом. Спасает его только колоритность персонажей и неугасающий пратчеттовский юмор.

+9

Оценка : 9
«Народ, или Когда-то мы были дельфинами»
–  [ 8 ]  +

k2007, 12 августа 2010 г. в 22:17

Хорошая и добрая книга. О дружбе. Об ответственности за людей, которые рядом с тобой. О готовности идти вперед, узнавать новое, не закрывать глаза, увидев непонятное. Правильно в классификации большинство поставили «сказка». Сказка и есть, в жизни так не бывает. Хорошая книга.

Оценка : 9
«Роковая музыка»
–  [ 8 ]  +

Бурцмали, 30 июня 2010 г. в 20:57

Музыке Рока не место в Плоском мире... Утверждение довольно обоснованное, но если вы попробуете высказать его толпе обезумевших фанатов «Рок-группы», то не отделаетесь так «легко», как Крэш, Падла, Нодди и Джимбо.

Оставим смех и восторги позади. Все это на месте, все присутствует в достаточном количестве, чтобы потерять из жизни несколько вечеров. Почерк мастера, как-никак. Но именно в этой книге, как мне показалось, философская составляющая наиболее глубока.

Я не любитель рока, я чистый «электронщик», но Музыка — она едина, это что-то... это ритмы, которые заставляют струны внутри нас вибрировать, как в занимательном приборе Думминга Тупса; они поселяются там и живут собственной жизнью. Перефразируя знаменитую поговорку, цени не себя в музыке, а музыку — в себе.

Пратчетт поступает со своими книгами с тактом истинного английского джентельмена. Он не навязывает нам свою философию, мысли и убеждения, не пытается столкнуть с нею лбами — он просто дает нам возможность заметить ее самим и понять кое-что. Что именно — каждый ответит на этот вопрос по-своему. Размышления, скрытые между строк, живут своей жизнью, но в то же время тесно связаны с основным, «видимым» текстом, как человеческое тело с собственной тенью.

Доводилось сталкиваться с людьми, которые заранее были в восторге от книг Пратчетта, хотя еще ни одной не прочитали. «О! Философия есть, как раз то, что я люблю!», примерно так говорили. После прочтения мнение некоторых менялось. «Да чё-то как-то...» и в том же духе. Пратчетт оказался «не тот», не пришелся по вкусу. Что тут можно сказать? Пожалуй, лучше всего ситуацию объяснит цитата:

«- Мне нужен инструмент, который играет: «Блам-Блам-блам-БЛАМ-бламммм-оооиииееее!» Понятно?

Блерт опустил глаза на гитару.

— Вряд ли она так умеет, — признался он.»

Философия в книгах Пратчетта (и в данной книге — особенно) открывается только тем, кто хочет понять. Те, кто хочет блесток, заклепок и прочих внешних эффектов, получают их и смеются вместе с остальными над шутками писателя. Но для других где-то в стороне наигрывает спокойная и причудливая мелодия, которую удалось расслышать за грохотом концерта...

Цените не себя в музыке, а музыку в себе, хотя книга далеко не об этом. Прочитайте её. А после посидите несколько минут в тишине — и прислушайтесь, какую музыку вы слышите.

Оценка : 10
«Плоский мир» [Цикл]
–  [ 8 ]  +

Oleg_D_, 18 февраля 2010 г. в 19:30

Безумно длинная мыльная опера эпохи сериалов. Если пара-тройка книг в одних и тех же декорациях смотрелась бы прилично, то для обнаружения разницы в десятках томов с однообразными шутками чувствительности моего восприятия явно недостаточно. Кто-нибудь, наподобие Каттнера, ограничился бы циклом рассказов при таком «разнообразии» материала. Автор явно сэкономил на декорациях, чтобы не выйти за «бюджет» собственных способностей фантазировать. Хотя книги добрые, спокойные, и изобретательности автора в каждом романе с лихвой хватает на рассказ.

Оценка : 6
«Ночная Стража»
–  [ 8 ]  +

Lefort, 18 января 2010 г. в 11:21

Замечательная книга. Одна из лучших в творчестве Мэтра, с моей точки зрения. Захватывающий сюжет, искрометный юмор, и неисчерпаемая простая и страшная правда о людях, как созданных писателем, так и реальных наших соплеменниках. Ну и конечно мистер Ваймс, единственный и неповторимый. Он не доверяет никому, даже себе, и всегда контролирует все то зло, что есть в нем. Жаль что мало людей способны осознать какие же они гады:-) хотя осознать наверно могут многие. Но взять Зверя под контроль — это уже сложнее, и потому мистер Ваймс вызывает настоящее восхищение, и я выделяю цикл о страже в творчестве Мэтра. Читается на одном дыхании, и резкие переходы от серьезного к смешному воспринимаются естественно, легко, как всегда у Пратчетта. Старая стража, молодой Ваймс, Особые, Революция, Правда, Свобода, Справедливость, Достойно оцененная любовь и яйцо вкрутую!

Читайте и не пожалеете.

Оценка : 10
«Кот без дураков»
–  [ 8 ]  +

LeMax, 30 ноября 2009 г. в 02:02

Отличное эссе, совсем небольшое, с прекрасными иллюстрациями. Автор явно знает о чём пишет, а пишет он о котах . Пишет в своём фирменном стиле.

С шутками-прибаутками, гиперболами и параболами (да простит меня моя учительница математики за то, что упомянул святое в суе).

Некоторое количество весёлого «гона» от Пратчетта я лично всегда приветствую.

Если у Вас нет и не было кошек, если Вы не знакомы с данной темой, боюсь, многие нюансы Вам будут не понятны. Но, в любом случае, Вы испытаете истинное удовольствие, познакомившись с ещё одним образчиком прекрасного английского юмора одного из величайших писателей современности.

Оценка : 10
«Пятый элефант»
–  [ 8 ]  +

vertepa, 17 ноября 2009 г. в 23:34

«Пятый элефант» оставил впечатление, что серия про стражу с каждой книгой становится все серьезней и серьезней. Как уже было сказано «сказки кончились». В «Патриоте» все еще было очень себе весело, и встретился только один по-настоящему серьезный момент про «штаны времени», когда Ваймсу начали сообщать о гибели друзей. А в «Пятом элефанте» «серьезности» начинаются буквально с первых страниц и местами книга напоминает уже довольно серьезный и захватывающий экшен. Главные герои практически теряют свою комичность и приобретают чуть ли не драматические черты. И вместе с тем, книга полностью сохраняет неповторимый стиль Пратчетта. Драмматизм добавил остроты повествованию и в сочетании с настоящим английским юмором (я бы поставила Пратчетта в один ряд с Вудхаусом) произвел потрясающее впечатление от этой книги! Моя оценка — 10!

Оценка : 10
«Плоский мир» [Цикл]
–  [ 8 ]  +

LeMax, 15 ноября 2009 г. в 22:46

Плоский Мир оттого так популярен, что это не только отличный юмор, но и чёткая авторская позиция. КАЖДУЮ книгу Пратчетт использует для того, что бы передать читателю свои мысли языком юмора и фэнтези. В цикле нашли отражение размышления автора о самых различных аспектах современной культуры. Причем Пратчетт не сноб и не утопист, он рассказывает и о Власти, и о Супермаркетах. Он не отделяет себя от поп-культуры, он предлагает вместе с ним посмеяться над нашими общими пороками/недостатками..

Он — такой же, как мы.

За это мы его и любим!!!

Оценка : 10
«Благие знамения»
–  [ 8 ]  +

kerigma, 16 июня 2009 г. в 19:24

Возможно, книжка и хорошая. Нет, она даже скорее всего хорошая, я в этом не сомневаюсь, как любитель ПТерри. Но увы, прелесть его текстов состоит прежде всего и в основном в замечательном языке и юморе. Особенно учитывая поднятую тему — ангела, демона и Апокалипсиса — здесь до глупости и пошлости буквально один шаг. Но увы, юмор — это материя слишком тонкая и легко может потеряться при переводе.

В который раз зарекаюсь читать ПТерри в других переводах, кроме Жикаренцева — увы мне. Имеющийся в сети перевод Вербицкого, который мне и попался — это ужас и кошмар. Переводчика следует утопить в привокзальном сортире, однозначно, потому что чтобы так испортить Пратчетта, надо, действительно, приложить титанические усилия.

Замечательный метод чтения, который я разработала за долгие годы в фандоме — когда ты читаешь какую-то бредятину по-русски, в уме пословно переводишь на английский и наконец понимаешь, в чем суть. Впрочем, к чести практически всех фандомных переводчиков, что я бетила — Вербицкий еще хуже Настолько безмозглых и корявых переводов я еще не видела.

Помните, у команды «Федор Двинятин»: «Совесть, совесть она потеряла!» Так вот, чтобы переводить Пратчетта настолько плохо, надо действительно потерять совесть начисто. Потому что на этом уровне уже невозможно не заметить, что ты выдаешь на-гора нечто непотребное. Это проблема многих современных переводов, между прочим, как фандомных, так и вообще литературы: они делаются кое-как безграмотными студентами университета Патриса Лумумбы из центральной Африки, и этим переводчикам совершенно не стыдно, что они своими грязными руками трогают достойные тексты. С одной стороны, казалось бы, никто не запрещает сделать альтернативный перевод — вещь весьма распространенная, если говорить о классике. Но, если реально смотреть на вещи, уже существующий перевод — довольно серьезное препятствие, к сожалению.

В целом — книжка интересная, хотя и «провисает» местами. Как я понимаю, это роман вне каких-либо циклов. В принципе, тоже неплохо, хотя с Discworld все равно ничего не сравнится. Но так же мило и забавно, как обычно. Хотя я настоятельно советую читать только в оригинале. И еще требую ввести специальный круг ада для плохих переводчиков, и чтобы к ним по ночам являлся дух Норы Галь и читал им отрывки из их переводов, а они умирали от стыда и ужаса

Оценка : 7
«Ноги из глины»
–  [ 8 ]  +

Assassin, 17 мая 2009 г. в 15:17

Преимуществ у романа столько, что их устанешь перечислять. И то, что это очень продуманй сбалансированый роман, что шуток, ровно столько, чтобы хохотать и улыбаться книге, но при этом не сильно отвлеваться от поглощения сюжета и многое многое другое. Но для меня наверное главным плюсом стало то, что в этой книге наконец раскрывается персонаж Шнобби Шноббса :-) Этот малый, которые был долгие годы зеркалом ночной стражи, но может не вызывать улыбку. Но приходят новые времена, под командованием командора Ваймса и капитана Моркоу стража воспряла и расцвела. И уже не место в ней таким как наш проныра Шнобби. Но он всё равно не унывает, мир меняется, но он остаётся всё тем же маленьким воришкой:-) Желаю ему удачи, и процветания по службе (ведь ниже капрала звания нету:-)).

Концовка не пестрит своей неожиданостью и непредсказуемостью, но не это главное, главное что мы с удовольствием следим за разматывающимся клубком событий, которые командор Ваймс берёт под личную ответственость.

10 баллов :-) так держать и дальше.

Оценка : 10
«Пятый элефант»
–  [ 8 ]  +

Mef, 06 мая 2009 г. в 07:34

Писать, что либо (отзыв, рецензию ли) на книги Терри Пратчетта сущее кощунство. Как можно рассказать о книге и ни разу не раскрыть перипетии сюжета? С какими-то авторам это получается, но Пратчетт не из их числа. Поэтому буду как говориться краток.

Итак «Пятый элефант». Последняя изданная на русском языке книга из цикла о славной Городской Страже славного же города Анк-Морпорка. Обычно книги о страже меняют свою направленность. Это может быть боевик, триллер, мистика. Но это всегда детектив. В этот раз это политический детектив. Главу Стражи, сэра Сэмюэля Ваймса отправляю послом в Убервальд, в описании которого угадывается любимая многими авторами ужастиков Трансильвания. Ну, сами посудите, вампиры, оборотни, Игори опять же с их вечными «Слуфаю мафтер!». Ну и гномы. Куда уж без них. Вокруг них вообще крутиться большая часть сюжета. Итак, Ваймс посол. Роль для него непривычная. Но…стражник он и в Убервальде стражник. Поэтому все проблемы Ваймс решает прямо в лоб. Может именно поэтому Витринари выбрал именно его?

Говорит что-либо еще это предательство по отношению к тем, кто еще не читал эту книгу. Скажу одно, книга стала суровее. Как правильно сказала знакомая: «Сказки кончились». И в «Элефанте» все более реалистичнее. Здесь смерть кого-либо это не просто повод для появления Смерти (который мелькнул пару раз) и смешного диалога. Отнюдь. Здесь смерть, просто смерть.

Чуть смазанный финал (лично, по моему мнению) немного подпортил впечатление от книги. Но в целом как всегда восхитительно.

Оценка : 9
«Плоский мир» [Цикл]
–  [ 8 ]  +

Frost, 21 марта 2009 г. в 00:38

Тонкость юмора, достигает заоблачных высот. Перечитал много зарубежной юмористической литературы, но данный автор является уникальным мастером иронии и шутки. Уникальность заключается в том, что все произведения автора захватывают и не оставляют равнодушными читателя. Глубокая философия жизни, разыгрывается как по нотам и образует из не понятных нам подчас житейских хитросплетений, простую, но очень ясную правду, которая постоянно мелькает перед нашими глазами, но остается незамеченной. Хотите посмеяться очень громко, прочитайте Цвет волшебства, хотите подумать, читайте Мрачный Жнец, изволите приобрести себе новых знакомых, с которыми будет весело и интересно провести время, ЧИТАЙТЕ ВЕСЬ «ПЛОСКИЙ МИР».

Оценка : 10
«Ведьмы за границей»
–  [ 8 ]  +

Kudagitsune, 06 марта 2009 г. в 00:22

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Люди в Орлее день деньской улыбались и веселились. Особенно, если хотели прожить еще один день деньской»


Pathos mod on.

Итак, это Пратчетт. И Ведьмы. И Сказки. И зеркала. Нет, Зеркала. А еще здесь есть Летающие Домики, и, черт возьми, Эта Треклятая Бабочка с Крыльями.

Всего этого уже достаточно чтобы неплохо провести пару вечерков, обновить свой арсенал афоризмов парочкой остроумных фраз, или уменьшить количество свободного места, на полке с добротно написанными работами.

И неплохо бы было остановиться на этом, но если посмотреть чуть глубже, так сказать «между строк» (не вздрагивайте так, я сам понимаю что звучит глупо)...

То становится слегка неуютно. Ибо кое-где, за красочными узорами шуток, проскальзывает нечто очень холодное, нечто очень грустное, и нечто очень страшное.

Такое же холодное, как глаза Ненастоящих Принцов, такое же грустное, как вой Серого Волка, и такое же страшное, как внутренности зеркального коридора.

Pathos mod off.

Dixi.

Оценка : 9
«Новогодние обещания Кроули и Азирафеля»
–  [ 8 ]  +

pkkp, 30 января 2009 г. в 20:53

Довольно обычный рассказ, который не оценит человек, не читавший первый роман. Как я и предполагал, ангел и демон не очень сильно отличаются друг от друга, как кажется изначально, в них много общего, что и доказывают их задачи на следущий год. Несмотря на то, что иногда они преследуют разные цели, они все равно стараются сделать почти одно и то же. Кстати, интернет зло — Кроули (демон) им уже овладел, а вот Азерафель (ангел) относится к нему с опаской, хоть и хочет его изучить.

Оценка : 9
«Творцы заклинаний»
–  [ 8 ]  +

tevas, 27 ноября 2008 г. в 20:40

Ну что ж... Прочитана одна из первых по дате написания книг о Плоском мире. Впечатления о романе двоякие: с одной стороны, это все же Пратчетт, но не 100-процентный (это с другой стороны), стиль автора и герои книги мне очень понравились, но вот полной картины мира я не ощутил. Немного картонно получилось. И сюжет порою неимоверно провисает. Да и сама идея книги слабовата, концовка даже разочаровала. Несомненно, все данные минусы можно списать на раннее творчество Пратчетта, что я и сделаю. Все таки Пратчетт один из моих любимых писателей, и даже в этой книге есть оазисы иронии, порой самоиронии, есть моменты которые заставляют смеяться. Причем, этот смех не совсем обычен, он ... как бы его правильно назвать? «Внутренний» — наиболее близкое определение. В этом весь Пратчетт...

Оценка : 6
«Правда»
–  [ 8 ]  +

Yazewa, 14 сентября 2008 г. в 08:15

   Вторая прочитанная мною книга Пратчетта (после «Роковой музыки»). Возможно, не последняя, но уже понятно, что специально их искать и собирать я не буду.

  Читается легко и небезынтересно, привлекает уже то, что и стилистически, и сюжетами автор своеобычен, — узнаваем и не похож на других. Хороши способ и манера освещения темы в реалиях выдуманного города. Конечно, такая тематика на порядок интереснее, чем бесконечные описания фэнтезийных героев, слоняющихся по Мирам и участвующих в баталиях разного масштаба. Много удачных параллелей, аллюзий, абсолютно узнаваемых ситуаций.

   Да, интересно, повторю еще раз. Но — и это уже абсолютно из области личных вкусов! — автор этот, видимо, не мой. И сам стиль (хотя, конечно, многое зависит от перевода), и юмор не вызывают у меня восторга, и не возникло чувство приятного предвкушения от возвращения к страницам книги.

  И еще: в подавляющем большинстве очень раздражали «говорящие» имена героев. Понятно, что здесь автор ни при чем, в оригинале все совершенно по-иному; быть может, там они звучат удачно, но в русском варианте они раздражают меня изрядно.

Оценка : 8
«Правда»
–  [ 8 ]  +

necrotigr, 12 июня 2008 г. в 16:31

Поставил десятку, потому что «Правда» получилось чистой, без единого изъяна, книгой. Все «фирменные фишки», юмор, герои и т.п. — в наличии, но это лишь штучки для отпугивания пратчеттофобов:-) Помимо развенчания журналюг и восхищения перед настоящими журналистами (такими, как де Словв) в книге явно звучит тема веры. Но не политеистической, как в «Мелких богах», а христианской. Иронизируя над слепой, обрядовой верой, Пратчетт показывает веру истинную, используя библейские сюжеты.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Особенно: в сцене всепрощения в доме де Словвов, настоящей кульминации книги. Тут и возвращение блудного сына, прощение врагов, «иди, и впредь не греши»... До слёз пробило, это сильнее, чем прощение Горлума Фродо Бэггинсом. А ещё — прощение заблудших, но простых душ, как у господина Тюльпана, и неверие в существовании души у животных, таких, как господин Кноп. Отсутствие в Плоском Мире единого Бога (кроме далёкого Творца) для введения христианской морали Пратчетту проблем не представляет — чем не показатель мастерства автора? Толкиену с его валинорским раем было проще.

Короче говоря, «Правда» — ещё одна книга, которая приближает Пратчетта к званию классика мировой литературы. Читайте — и понравится вам! ;-)

Оценка : 10
«Интересные времена»
–  [ 8 ]  +

Tyrgon, 23 мая 2008 г. в 17:31

Это самое любимое мое произведение из цикла о Ринсвинде и одно из самых любимых у Пратчетта.

            Во-первых, потому, что в нем постоянно чувствуется динамика и причинно-следственная связь нескольких параллельных сюжетных линий выстроена без сбоев и противоречий, хорошо (и главное вовремя) дополняя друг друга;

            Во-вторых, потому что в одном произведении встречаются такие разные, яркие и интересные (в том числе для любителей аллюзий, пародий и сарказма) персонажи, как Коэн-варвар (и его «Серебрянная Орда» с Профом :)))), Двацветок (и его дневник «как я провел отпуск» : )), Думминг Тупс (и его ГЕКС с оравой прочих волшебников :), СМЕРТЬ (с небольшой компанией проездом :))), ну и естественно Ринсвинд, собственной персоной (и его очередные злоключения, недруги, опасности и прочая, прочая... :))). А вот Сундук меня слегка разочаровал, хотя его роль и характер в данном произведении намеренно отличны от привычных, т.к. в соответствии с местом действия сведен на нет эффект его уникальности.

            В-третьих и во-всех-оставшихся, Пратчетт прекрасно высмеял столкновение Запада и Востока; «цивилизации» и «варварства», обыденности и геройства, етс... + тонко и сатирично поглумился над политической психологией общества и отдельных его представителей (в виде соответствующих персонажей), над природой и формой таких социально-политических явлений, как революция, политический режим, власть, заговоры, обычаи и традиции и над многим, многим другим...

            Даже не знаю, что еще о нем сказать — это НАДО читать всем, для кого автор интересен и приятен (с точки зрения усвояемости юмора ;).

         

P.S. Не оставляет устойчивое ощущение, что прообразом Двацветка стал знаменитый оптимист и удачливый простак Я. Гашека — бравый солдат Швейк (Но, скорее всего, это из разряда фантазии о фантастике... :)

Оценка : 10
«Посох и шляпа»
–  [ 8 ]  +

aznats, 18 марта 2008 г. в 23:38

Третья книга цикла, и соответственно третья прочитанная. Неожиданная своей глубокой драматичностью завязка, мощное развитие сюжета, обращение (пусть эпизодичесоке) автора к серьезной философской проблематике поднимают продолжение цикла на новую высоту. Здесь простраиваются сложные и трудноуловимые ранее связи между различными уровнями иерархии плоского мира: маги, чудесники, боги, правители, ледяные великаны и твари — все начинают обретать свое собственное место, свое уникальное значение. Здесь характерный пратчетовский юмор находится в замечательном соседстве с развивающейся драматичностью — и книга от этого только выигрывает. Герои приобретают многогранность, объем и человечность, а вместе с ней — и реальность. Централизация сюжета делает книгу целостной, а неистощимая фантазия автора — совершенно неповторимой в своем роде!

Оценка : 8
«Стража! Стража!»
–  [ 8 ]  +

ZiZu, 12 февраля 2008 г. в 09:21

Роман странный и неоднозначный. Мне советовали начать знакомство с творчеством Пратчетта именно с него, но я выбрал другую последовательность и этот роман оказался третьим по счету. Может это и к лучшему, так как я стал воспринимать Пратчетта не просто как автора юмористического фентази, а как человека, который за маской юмора и иронии показывает своё видение мира.

Веселое начало очень даже порадовало. Тайные общества, «неправильный» гном, принципы работы стражи, устройство города, когда Гильдии работают по правилам и платят налоги. Всё это вызывало улыбку и смех.

Потом если честно стало нудно... Были моменты, когда пересиливал себя, чтобы не выключить плеер и не стереть аудиокнигу. Юмор ушел в такую плоскость, в которой я отказывался его воспринимать, а повествование текло медленно и вяло. Но в какой-то момент начинаешь понимать, что на самом деле Пратчетт и не хотел тебя развлекать, он описывает классическое становление героя, когда человек из пьяницы и тряпки превращается в настоящего стражника, который считает этот город своим и может пойти даже против патриция, чтобы доказать это.

И когда собираешься ставить этому роману высший балл, то всё портит банальная Хепиэндовая концовка, да ещё и насквозь предсказуемая.

Оценка : 8
«Эрик»
–  [ 8 ]  +

Нюрка, 12 января 2008 г. в 22:18

И в аду есть бюрократия. А главный рогатый так вообще прирожденная чинуша. Как и всегда у Пратчетта — все наше недоброе и обыденное, попав в контекст Плоского мира, превращается в нелепое, смешнючее «какеготам».

И вообще такие книги лучше всяких витаминок и антидепрессантов. Почему их еще не продают в аптеках?!

Оценка : 10
«Безумная звезда»
–  [ 8 ]  +

Darinella, 04 июля 2007 г. в 11:58

Прекрасно, гениально, замечательно!!! Компьютер друидов — песня! А слова про культурный шок просто в точку. Интересно, что друиды напомнили мне многих знакомых системных администраторов))))).

Ну а если по существу — за всю книгу видела только одну фразу, которая, как мне показалось, идет из глубин души автора и отражает его самый большой страх: «Он не был ни хорошим, ни плохим, ни жестоким, ни добрым. Он не мог похвастаться талантами.Зато он возвел серость в ранг высокого искусства и сделал свой ум таким же суровым, безжалостным и логичным, как склоны Ада».

Не беспокойтесь, уважаемый Терри, Вам такое никогда не грозит!!!

Оценка : 10
«Пятый элефант»
–  [ 8 ]  +

Din Tomas, 22 июня 2007 г. в 18:33

В полной корреспонденции с названием, «Элефант» — пятый роман стражнического цикла. При этом тема себя далеко не исчерпала, и неудивительно: миллионный Анк-Морпорк, Стража…это близко к реальности, это зеркало нашего мира.

Правда, основная часть событий книги происходит за пределами Анк-Морпорка. Командор Сэм Ваймс назначается дипломатом и отправляется в далекий Убервальд, на коронацию нового гномьего правителя. Цель: выторговать побольше жира, золота и прочих полезных ископаемых. Но в Убервальде далеко не все спокойно, плетутся интриги, строятся козни. В этой стране вервольфов, вампиром и гномов Сэм явно лишний. Но кто, как не он, задаст жару всем преступным элементам? А помогут ему в этом Моркоу, Ангва, Детрит, Задранец и даже «милый песик» Гаспод. Тем временем, в отсутствие Ваймса и Моркоу, главнокомандующим Стражи становится, как ни прискорбно, Фред Колон. Неожиданно он обретает тиранические замашки, намереваясь навести порядок среди разболтанного ваймсовской демократией сброда.

Таким образом, среди основных тем романа – особенности дипломатии. Казаться глупым, но быть хитрым, одновременно быть шпионом, конспиратором и даже…официантом.

Другой исследуемый вопрос – традиции, их необходимость, их влияние на жизнь. Следует ли идти В Ногу Со Временем (=С Анк-Морпорком) или стоит придерживаться древних обычаев? Среди гномов назревает гражданская война, к тому же украден их священный артефакт – Каменная лепешка. А ведь это необходимый атрибут короля! Что же будет? А тут ещё сексуальная революция на гномий лад. И среди вампиров появляется аналог общества анонимных алкоголиков…

Что с юмором? Здесь достаточно сказать: он на уровне. Особенно анк-морпоркские интерлюдии о колоновском тоталитаризме. Но с сожалением приходится констатировать, что до лучших собратьев «Элефант» не дотягивает. Да, есть где улыбнуться, прыснуть и даже посмеяться, и все же Пратчетт использовал далеко не весь свой боезапас: даже веселых сносок меньше, чем обычно. Зато в романе есть аллюзия с участием трех сестер, вишневого сада и штанов Дяди Вани)

Непосредственно сюжет – детективен, интересен, хэппи-энден. Впрочем, хэппи-эндность у Пратчетта всегда имеет логическую подоснову, и «Элефант» — не исключение.

А в целом роман по-авторски хорош, и фирменный стиль на месте, нет тяжеловесности. Читается очень приятно, обычно в таких случаях говорится: «отдыхаешь душой и телом». И действительно, задумчивость и размышления о дипломатии и традициях бесшовно вплетены в детективный сюжет, плюс изрядно приправлены юмором. О да, и здесь есть Шнобби Шноббс в женском платье!

Оценка : 8
«Вещие сестрички»
–  [ 8 ]  +

Sola, 10 мая 2007 г. в 15:00

При повторном прочтении мне стало ясно, что книгу я недооценила. Приступая к прочтению, желательно иметь представление хотя бы о нескольких пьесах Шекспира, иначе многие шутки пройдут мимо. Здесь мы впервые встречаем великолепное трио в полном составе. Ведьмочки настолько харизматичные яркие личности, что мне трудно решить кому отдать лавры перевенства. Маграт, по молодости, недостатку опыта, да и уж что там таить, характеру «мокрой курицы», может чуток и уступает своим компаньенкам, но для меня она стала самым любимым персонажем в этом цикле. А как хороша нянюшка Ягг — сколько в ней позитива и жизнерадостности, так и хочется сказать — берите с нее пример и все у вас будет отлично. Больше всего понравился эпизод встречи Маграт с Шутом — забавно, романтично, немножко нелепо и чуточку грустно. Потрясающий момент. Пратчетт умеет вызвать смех над чем угодно — даже над «Гамлетом».

А уж описание котяры Грибо — сразу чувствуется, что автор любит животных.:-)))

Оценка : 10
«Мрачный Жнец»
–  [ 8 ]  +

Laviza, 19 марта 2006 г. в 22:34

Все-таки... Только Пратчетт так может! Чтобы всю книгу то хохотать до слез, читая о приключениях (злоключениях) волшебников и членов клуба «начни заново!», то почти плакать, читая об одиноком пути Билла Двера, Мрачного Жнеца, и в конце концов, разрыдаться в финале на странице, заполненной одним словом «ДА» на фоне пламенеющего неба.

Действительно, на что еще надеяться урожаю, как не на любовь жнеца???

И какое счастье видеть эти бесконечные, бескрайние поля, волнующиеся под ветром, золотые поля до самого горизонта!..

Самая красивая, упомрачительно прекрасная книга — Пратчетт — гений!!!

Оценка : 10
«Пехотная баллада»
–  [ 7 ]  +

tapok, 04 мая 2024 г. в 08:16

Юбки наголо!

***

«Пехотная баллада» — шестой и последний сингловый роман Терри Пратчетта в цикле «Плоский мир». Он же последний, если вы читаете по подциклам и оставили сингловые произведения напоследок. И подобное знакомство с «Плоским миром» не лишено логики.

…Борогравия – страна вечных войн и конфликтов. И главных их соперник – соседняя Злобения. В Борогравии постепенно заканчиваются воины-мужчины, а женщинам воевать – это Мерзость, таковы заветы Нуггана, бога, которому поклоняются в Борогравии. Полли Перкс переживает за брата, который ушёл на войну и уже целый год не шлёт весточки. Она решает действовать. Лихо обкорнав волосы да напялив штаны, она идёт вербоваться в легендарный полк «Тудой-Сюдой». С этого момента и начинаются лихие приключения…

Герои. Главная героиня романа – это Полли (Оливер) Перкс. Дочь трактирщика. Особа простая, но отнюдь не глупая. Где-то даже хитрая, упёртая и идущая на пролом, если это нужно. Рука об руку с ней идут и многие другие солдаты. Особо стоит отметить вампира Маладикта (с его любовью к кофе) и Игоря. Игорь вообще часто появляется на страницах «Плоского мира», что не может не радовать. Из офицеров достойны упоминания ровно два человека (из двух!). Это лейтенант Блуз и сержант Джекрам. Блуз – офицер, который и в бою-то никогда не был. Так, штабная крыса. Но начитавшись трактатов о войне да начистив клинок, он берётся за дело – учить новобранцев. Джекрам – толстый и ушлый сержант, сперва он кажется грубым и неотёсанным, но на деле оказывается «своим» от и до. Эдакий «батя» для зелёных юнцов.

Мир. Борогравия и Злобения – новые локации для читателя. Не сказать, что обе раскрыты здорово. Но то, что Пратчетт проделал с Нугганом и его Мерзостями – локальный шедевр. Нуганн может запретить буквально всё. Семафоры. Гравюры. Запах свёклы. Игори. В общем, если вы хоть немного слышали о запрете черных машин в Туркменистане, то примерно можете представить, каково жить в Борогравии. Пратчетт прямо-таки зрел в корень!

Нюансы. Во-первых, стоит сказать о подтексте. В романе нет и намёка на радужные тона. Сложно назвать это и повесткой. Скорее, сатирой на милитаризированный характер. Деконструкция образа воителя и воительницы в этом романе – изумительное решение. Порой абсурдное, смешное, нелепое. Во-вторых, всё-таки самая военная тематика и экшен. Пожалуй, это один из самых драйвовых романов в «Плоском мире». Здесь минимум случайных фракталов сюжета (бич цикла про Ринсвинда»), много долгоиграющих шуток (про место женщин на войне). А вот что не удалось автору, так это финал. Впрочем, этот момент прослеживается почти по всему «Плоскому миру». С другой стороны, чтение «Пехотной баллады» не сводится к финалу, весь жир густо намазан практически на каждой странице.

Заключение: «Пехотная баллада» — отличный роман, который вполне можно читать в отрыве и от любых подциклов, и от самого «Плоского мира». Да, Сэм Ваймс, Отто и Вильям появляются на страницах «Баллады», но это всё-таки камео. Новая локация, новые герои и прекрасный стиль – хорошее подспорье для того, чтобы начать знакомство с книгами Пратчетта. Либо же прекрасный эпилог ко всему «Плоскому миру», если вы читаете по подциклам, оставив сингловые вещи для послевкусия. В целом, можно сказать, что синглы Пратчетту удались лучше.

9 юбок из 10.

Оценка : 9
«Изумительный Морис и его учёные грызуны»
–  [ 7 ]  +

tapok, 01 мая 2024 г. в 11:15

Пушистый повелитель крыс

***

«Изумительный Морис и его учёные грызуны» — предпоследний сингловый роман в цикле «Плоский мир» Терри Пратчетта. Это довольно короткая книга, которую можно читать в отрыве от любых подциклов «Плоского мира», как и вообще в отрыве от «Плоского мира». Из связей тут только упоминание Убервальда (роли не играет), Незримого Университета и Смерти (эти моменты вполне понятны и без контекста).

…Морис – умный и хитрый котяра. Путешествует он с мальчишкой по имени Кийт и… кланом крыс. Ах, да, Морис умеет разговаривать. Как и крысы. Нет, Гаспода он не знает (нужно ли коту вообще знать об этом шелудивом малом?!), на ведьм не работает, а всего лишь копит денежки, разводя жителей Плоского мира на схему, придуманную ещё Флейтистом из Гаммельна. Ну и что, что он из другой вселенной? Морис-то явно придумал схему раньше Крысолова. Тут и двух мнений быть не может!

Герои. В этом романе все герои – новые лица для читателя. Но больше всех выделяется кот Морис. Это тот ещё пройдоха с грешком за душой. А ещё за душой у него уже не девять жизней, зато в характере чего только нет! Любовь Пратчетта к животным понятна и без специальных изысканий. Хотя по части котов есть у Терри замечательное эссе «Кот без прикрас». Так же стоит отметить двуногих героев романа – Кийта и Злокознию. Первый – спокойный и рассудительный, не храбрец, но и не трус. Вторая – Гермиона Грейнджер Плоского мира по части сказок. Вот бы ведьмы во главе с матушкой Ветровоск знали Злокознию до событий романа «Ведьмы за границей»! Крысы тоже получились неплохо, особенно Сардины.

Мир. Всё действие происходит в городке Дрянь-Блинцбург. Город поражён нашествием крыс, поэтому голод, нищета, злоба и общий декаданс обеспечены всем гостям. Дрянь-Блинцбург появляется на страницах впервые, но если читать по подциклам, то уже давно было понятно, что Пратчетт может придумать очередной Мох-Бамцбург и ещё десяток локаций со скоростью сорок в минуту. Поэтому ничего для ворлдбилдинга здесь нет.

Тематика. Конечно, Пратчетт здорово прошёлся по теме Флейтиста из Гаммельна. Бэкграунд желателен, но хватит и просто того, что есть на слуху. Чуть глубже – троп Крысиного короля, который волнует умы деятелей культуры. Попутно читатель сталкивается с вопросами самопожертвования, взаимопомощи, честности. Даже один из потенциальный антагонистов (а таковых в романе аж три стороны!) на деле оказывается вполне обычным человеком, кое-что знающем о благородстве.

Заключение: классный роман. Лёгкий, забавный. Особенно понравится любителям полосато-шерстяных зверей. Крысы показаны здорово, никакого отвращения к ним нет. Дрянь-Блинцбург – мрачное место, что здорово обыграно в мультфильме «Изумительный Морис». К слову, мультфильм где-то даже превосходит первоисточник.

8 котов из 10.

Оценка : 8
«Пехотная баллада»
–  [ 7 ]  +

Doraner22, 02 декабря 2023 г. в 21:30

Пехотная баллада/Монстрячий взвод/Monstrous Regiment

Терри Пратчетт.

«Баба на корабле, к беде» — Любой моряк.

Я давно являюсь поклонником творчества Пратчетта с момента, когда подростком еще прочел «Стража!Стража!». «Плоский мир» покорил меня сразу, однако, до сих пор есть романы, которые в этом цикле я не читал. «Пехотная баллада» как раз один из них.

Как по мне, перевод названия подан для русскоязычных читателей идеально и отсылает к фильму «Гусарская баллада» Эльдара Рязанова, тогда как оригинальное название «Monstrous Regiment» отсылает к трактату The First Blast of the Trumpet Against the Monstrous Regiment of Women, что в переводе означает «Первый трубный глас против чудовищного правления женщин», написанный религиозным деятелем Джоном Ноксом против тогдашних королев Шотландии и Англии.

«Остановить бой гораздо труднее, чем начать. Чтобы начать, достаточно крикнуть «Вперед!», а чтобы закончить, за дело нужно приняться всем вместе.»

По сюжету мы имеем государство Борогравия, которое вечно воюет со своим соседом Злобенией, а также, в разное время, со всеми своими соседями. И вот снова идет война, идет набор добровольцев в армию. Дочь трактирщика Полли Перкс, в поисках своего брата, вербуется под видом юноши в полк «Тудой-Сюдой». В полк, одновременно с ней, поступают еще несколько юношей, тролль, вампир и Игорь (лекарь-зомби, всегда готовый услужить). С этого момента и начинаются приключения наших бравых ребят.

«Это была старая, очень старая борогравская песня, с таким количеством «з» и «ж», которое не под силу жителям долин. Она называлась «Плогвиеже!», что значило «Солнце встало, пора воевать!». Лишь народ с особой историей способен выразить все это, одним словом.»

Сюжет подается от лица Полли. В книге есть обильное количество юмора, однако, данная книга уже не тот старый Пратчетт, которого я ранее читал. Сквозь книгу идет тонкая линия четких антивоенных произведений, многие моменты в романе навевают печаль. Это и страна военного времени, и гибель гражданских, и идущие вереницы раненых солдат оттуда, куда идут наши персонажи. Честно признаюсь, я ловил аллюзии на Ремарка и иногда меня прошибало на слезу, но ровно первые три четверти книги. Далее, чем ближе к развязке, уже достаточно легко воспринимается все, что происходит вокруг.

Феминистический вопрос (не путать с провосточными веяниями) в книге поднят прямо в лоб, его нет смысла утаивать. В обществе Борогравии, да и в соседних странах, роль женщин не ушла дальше средневековых взглядов. Религия Борогравии, вообще, все делает еще хуже. Бог Нугган, до сих пор пополняющий свой «Живой Завет» новыми заповедями по типу: свеклу нельзя сажать рядом с картошкой, гномы под запретом, женщинам нельзя наследовать трактиры. Кстати, одна из мотиваций Полли не столько спасти брата (в конце концов страна воюет постоянно, люди привыкли к калекам и погибшим сыновьям), а то, чтобы трактир не ушел с молотка в случае смерти отца, ибо она, как женщина, не сможет его унаследовать. В общем, вопрос равноправия там достаточно к месту. Однако, по всей видимости, Сэр Терри ведет нас к тому что утверждение: «если бы женщины взяли бы все в свои руки, то не было бы войн», неверное. Ну или около того.

«— Рядовой, шаг вперед! Понимаешь что-нибудь в медицине?

— Я колол свиней для мамы, сержант, — ответил тот, выходя вперед.

— Прекрасно! Даже лучше, чем какой-нибудь армейский хирург, чтоб мне провалиться. Вперед. Двадцать минут, не больше!»

Персонажи тут топ. Раскрыты почти все, даже есть отсылка на Жанну Д’Арк. Кстати о персонажах: тут будет спойлер, он мало на что влияет, ибо даже аннотация к книге об этом говорит, но всё же.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Все новобранцы оказываются женщинами. Некоторые персонажи хоть и находятся на втором плане, но их истории более интересны, чем история главной героини, а главное, берут за душу сильнее.

«Самые счастливые дни в своей жизни эта девочка провела, пробираясь в лесу, копая могилы и стараясь не попадаться на глаза солдатам с обеих сторон? Полли, к сожалению, задавала вопросы, даже когда совершенно не желала слышать ответы.

-А… что ты делала раньше? — спросила Полли.

Гум загнанно улыбнулась.

-Точнее, что делали со мной. В основном били.»

Уолти Гум и есть та отсылка к Жанне Д’Арк: девушка из работного дома (где ввиду ее странностей ее постоянно били) говорящая с «богиней». Рядовые Холтер и Тьют из того же дома, мечтающие его сжечь, а возможно с этим и весь несправедливый мир. Маникль, недалекая девушка, ищущая сбежавшего жениха в Армии. У всех, так или иначе, трагичное прошлое, непонятное настоящее и неизвестное будущее. Так же стоит отметить настоящего мужика, сержанта Джекрама — бравый вояка, который тянет весь наш взвод вперед, харизма так прет, его рассуждения можно разбирать на цитаты.

«Они отмахиваются от тебя, но стоит им рассориться с другой страной, как тут уже ты должен сражаться за них! Страна становится только твоей, если речь заходит о войне!»

Резюмируя: это не то что, я ожидал, когда брался за книгу. Но мне понравилось даже больше. Нотки печали и меланхолии перемешивались с юмором, как и в жизни. Часть поворотов и «Вот это поворотов» в конце, мне не очень понравились. По мне глобальных перемен не произошло, многие вещи несут временный характер. Но, возможно, Сэр Терри Пратчетт оставил для читателя вопрос: удалось ли сделать невозможное? Удалось ли остановить бессмысленное взаимоуничтожение?

Так же, отдельные плюсы — привлечение персонажей из других цикловых и внецикловых романов «Плоского мира». Это журналисты из «Правды» и наш бравый Ваймс с Ангвой из Стражи. Очень порадовало их появление.

Если оценивать, то 4 из 5 или 8 из 10. Спасибо, что дочитали.

Оценка : 8
«Благие знамения»
–  [ 7 ]  +

majj-s, 18 марта 2023 г. в 11:03

Вдвоем — не обязательно вдвое лучше

«Зачем делать людей любопытными, а затем класть запретный плод там, где они его видят, и чтобы рядом еще мигал большой неоновый палец и говорил «ВОТ ОН!»?

– Я никакого неона не помню.

– Я имею в виду, метафорически.»

Любимые писатели. Оба. По отдельности. О сэре Терренсе как-то сказала, что в моей табели о рангах он один из трех ныне здравствующих литературных гениев. Тогда он был жив и в болезнь, о которой уже было известно, по-настоящему не верилось. А пост об «Американских богах» стал по неясной причине заглавным в ЖЖ, и с тех пор для любого, кто заглянет ко мне в журнал, признание в любви к Нилу Гейману — его визитная карточка.

И я говорила, когда прочла в первый раз единственную разочаровавшую книгу Терри Пратчетта и далеко не единственную — Геймана, повторю сейчас: «Благие знамения» подтверждают, что соавторство редко бывает удачным. То есть, для продаж, для рекламы и привлечения внимания публики это всегда хорошо, две звезды встречаются и каждая приводит свою аудиторию, а если еще случается удачная экранизация, кино подогревает интерес к книге. — Voila, имеем коммерчески успешный продукт

Справедливости ради, Гейман поры написания романа еще не знаменитость, а молодой и чертовски одаренный автор, который стучится во все двери и пробует себя во многих смежных видах деятельности: от биографий поп-музыкантов и гидов по популярным книжным вселенным до графических романов. Что с того, слава, и заслуженная, пришла к нему позже, возведя роман, написанный в соавторстве с великим Терри Пратчеттом в статус едва ли не шедевра.

Хотя на самом деле история предотвращенного апокалипсиса хуже того, что делал в лучшую его пору Гейман и намного хуже пратчеттовых книг. Фирменный юмор Пратчетта здесь как фальшивая елочная игрушка или орех без ядра — на вид то же. а вкуса нет. Хохмить над своими персонажами могут многие, ожнако сделать так. чтобы читатель влюблялся в каждого из них: недотепу Ринсвинда, шимпанзе У-Ука, лорда Витинари (даже в него), чтобы видел себя в Маграт Чесногк, а в своей лучшей подруге узнавал черты Матушки Ветровоск, по-новому понимая, за что так любит ее, чтобы восхищался СМЕРТЬЮ, наконец — такое под силу только гению.

В «Благих знамениях» ты ни в кого не влюбляешься и ни в ком не видишь себя. Просто наблюдаешь за ловкими трюками демона и куда менее ловкими трепыханиями ангела, в нужных местах смеешься, в нужных грустишь и в целом недурно проводишь время. Не более. У меня был дополнительный бонус, без которого не взялась бы за роман снова в попытке разглядеть в глубины, не понятые прежде. Слушала аудиокнигу в блистательном исполнении Александра Клюквина, очень оживившем материал.

Впечатление в целом как в анекдоте, которым примерно в пору первого знакомства с романом поделилась подруга-дизайнер: «Планировали хай-тек, но деньги скоро кончились и решили — хай так»

Оценка : 8
«Санта-Хрякус»
–  [ 7 ]  +

Кот Маргай, 25 февраля 2023 г. в 18:49

У меня частенько такое бывает с юмористически-сатирической фантастикой (Терри Пратчетт, Дуглас Адамс, Виктор Пелевин, если говорить не только о литературе — Футурама, Рик и Морти) — вроде абстрактно я и могу сделать суждение что вещь хорошая и по всем параметрам должна мне нравиться, но почему-то активно ознакомляться с ней не возникает желания.

При том, я не могу сказать, что в принципе не люблю сочетание юмора или сатиры с фантастикой. Пожалуй самые любимые фантастические тексты — «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Понедельник начинается в субботу» — я во многом ценю именно благодаря юмористической составляющей. И даже написанные в духе Пратчетта романы Лукьяненко про Трикса Солье я в свое время прочитал с удовольствием (хотя это далеко не самые любимые его книги).

А вот с самим Пратчетом — затык. Санта-Хрякуса я в итоге все-таки дочитал, но с большим скрипом – в итоге у меня на это ушло около месяца. Ум скучает и вязнет в переключениях между линиями, типа ироничных лирических отступлениях и всяком таком. После короткого прочитанного фрагмента чувствуется потребность отдохнуть от чтения, а возвращаться к нему потом себя чуть ли не заставляешь. При том, много действительно интересного и остроумного: способ, которым Чайчай/Тэатимэ собирался убить Санта-Хрякуса, действительно весьма занятен, как и трактовка собирания молочных зубов феей, про биомеханический компьютер и быт магической профессуры тоже мило. Содержательно понравились эпизоды про суровые трудовые будни Сьюзен с подкроватными чудовищами и уличными медведями и про мальчика, который не верил в Санта-Хрякуса. И про то, как Смерть лично забирал жизнь у червяка из Черного Курильщика (это реально существующие глубоководные экосистемы). Позитивно воспринимается периодически проскальзывающий посыл, что к детям нужно относиться так же, как к взрослым, а все это ограждение от насилия и т.п. – дело сомнительное. Тэатимэ вызывает скорее симпатию — как перфекционист и на контрасте с лицемерной позицией своего начальства (да и подельников).

С точки зрения идейно-содержательной меня сильно покоробили два момента:

— Два эпизода с раздачей деликатесов беднякам — сначала про короля и крестьянина, потом про нищих и ресторан. Во-первых, непонятно, чем поступок короля так уж хуже поступка Смерти (я бы сказал, куда лучше — король хоть и с подколкой, но реально пытался облагодетельствовать бедняка, не причиняя посторонним людям неприятностей, а Смерть заставил кучу народа жрать башмаки с грязью). Каким боком посетители ресторана заслужили надувательство — непонятно, по ресторанам не только злые олигархи ходят, кто-то из посетителей может весь год на посещение этого заведения копил. Нищие со своей стороны прописаны довольно отталкивающе и с чего им такое счастье такой ценой — совсем непонятно. В общем, не знают англичане толка в еде.

— Ну и финальная мораль, типа чтобы верить в справедливость, милосердие и прочие этические абстракции, надо сперва в детстве верить во всякие сказочные чудеса. Тут просто категорически не согласен.

Оценка : 6
«Поддай пару!»
–  [ 7 ]  +

Bladeness, 27 апреля 2022 г. в 16:52

Самый слабый роман Пратчетта (если он и правда приложил к нему руку). Слабее даже его самых первых работ, насколько они были скучными.

Перед нами по сути производственный роман. Нет ни сюжета, ни интриги. Анк Моркпорк продолжает промышленную революцию и на этот раз строит железную дорогу. Строит всем городом — тут и инженер самоучка (который изначально являлся главным героем) и Гарри Король и лорд Витинари и Мокриц/Мокрист (который ближе к середине полностью перетягивает одеяло на себя, будто автор вдруг решил изменить главного героя) и много кого еще. Кому-то подобные произведения возможно и нравятся, но мне это напоминает унылый балаган. Много шума из ничего. Впервые за много лет мне было скучно читать Пратчетта.

Кроме слабой сюжетной линии скуку наводят и идеи. Снова Пратчетт разыгрывает карту борьбы за права. Тролли тоже люди, големы тоже люди, нежить тоже люди. Теперь вот гоблины стали тожелюдьми. Скучно. Снова поднимается идея националистов консерваторов ретроградов противостоящих прогрессу и толерантности. И снова это гномы. Т.е. канва из романа Шмяк! перенесена 1 в 1 даже без косметической замены гномов на кого-то еще. Все что тут есть мы уже видели где-то еще ранее.

Шутки и ирония все присутствуют они даже местами неплохие, но в целом уже не торт.

Итог к сожалению неутешителен — слабая, вторичная и проходная книга, которая даже фанатам Пратчетта может не понравиться.

Оценка : 5
«Ночная Стража»
–  [ 7 ]  +

AlisterOrm, 15 апреля 2021 г. в 16:19

Иной раз юмористическое начало у Терри Пратчетта уходит куда-то не просто на задний план, а куда-то за декорации города Анк-Морпорк. Конечно, иронию никуда не денешь, однако и сама наша с вами жизнь постоянно даёт повод для кривоватой усмешки, что уж говорить о развесёлом полирасовом дурдоме Диска.

Но здесь, правда, улыбка не ироничная, и даже не циничная ухмылка «знатока жизни», бросающего сквозь жёлтые зубы пафосное «бывали-знаем», а грустно приподнятые уголки губ смеющегося через силу человека, желающего, чтобы жизнь была более правильной и справедливой, и прекрасно понимающего всю невозможность своих чаяний.

Тема действительно невесёлая, тяжёлая, и безумно важная для нашей страны в нынешнее время. Пратчетт смог абсолютно точно нанести удар, в самую сердцевину, в самую глубину — он повёл речь о Старом Порядке, Новом Порядке и Революции. То, что служит предметом наших обсуждений сейчас, то, о чём думают многие люди — здесь, на страницах романа, написанного будто бы по горячим следам событий последних лет, в нашей погружённой в тоскливое и гнусное безвременье страны.

Отчаяние и сэра Терри, и его воплощения в Плоском мире — Сэма Ваймса — вполне понятно. Он, как и все мы, оказываемся не просто под молотом наковальней, а пляшет на раскалённом клинке нашей реальности, где целая бригада кузнецов Истории весело отбивает такт и пудовыми кузнечными кувалдами, и изящными выглаживающими молоточками. Да и не в Революции здесь дело, и не в том, что это — плохо.

Революция происходит просто потому, что не может не произойти, иначе всё вокруг сгниёт вместе со Старым Порядком. Старый Порядок сопротивляется, поскольку его носители не могут жить по другому, их личный мирок рухнет с приходом чего-то нового. Новый Порядок быстро принимает форму старого, ведь очень тяжко действительно построить что-то новое, проще с готовностью влиться в уже устаревшие границы. И по настоящему новое пробивается с трудом, тяжко и часто вопреки, и это долгая, тяжёлая и непростая работа всего общества.

Всё это Сэму Ваймсу известно, ведь он прожил жизнь во всех трёх состояниях города Анк-Морпорк, и, попав в прошлое, уже осознаёт главное. Что единственный путь человека — просто делать своё дело. Не служить власти, ведь она омерзительна и несправедлива, не идти бок о бок с революционерами, ведь их борьба часто эгоистична и несёт в себе не меньше несправедливости, чем то, с чем они борются. Поэтому нужно делать своё дело, и если ты стражник — ты должен защищать простых жителей — неважно, от власти ли, или от тех, кто хочет придти им на смену.

В конечном счёте, мы все видели, как изменился Анк-Морпорк к тому моменту, как Ваймс погнался за убийцей Карцером. Город несколько изменился, и это не заслуга баррикад республики Паточной улицы, не достижение революционных реформаторов, и не бурная деятельность патриция Витинари. Это сама Жизнь, которая, пробившись через все преграды и оковы, продолжает принимать разные причудливые формы. То есть, всё это было не зря, и люди всё же погибли не напрасно, оставив о себе память. Новое течение жизни тяжело распланировать, и, как правило, наши надежды оказываются напрасными. Новый мир всё равно приходит... другим.

Так что, пожалуй, здесь я вижу один из самых сложных романов Пратчетта, многосоставной и разноплановый. Ожидания были оправданы.

Оценка : 9
«Держи марку!»
–  [ 7 ]  +

k2007, 24 ноября 2020 г. в 08:50

Роман из цикла про Плоский мир, в котором затрагивается тема, ранее не упоминавшаяся — почта и работа почты.

Жулика и пройдоху ставят на должность главного почтмейстера, дают ему старое здание почтамта, заваленное недоставленными письмами, и двух служащих разной степени сумасшествия. И вот из такого сомнительного материала он должен сделать конфетку.

Роман динамичный, ироничный и интересный. Хорошо показана старая гвардия, которая моментально возвращается к любимому делу, как только появляется маленький шанс, что оно будет продолжено. Хорошо показано различие между почтой и телеграфом (телеграмму ты не сможешь запечатать горячим поцелуем). Хорошо показаны рассуждения главного героя о том, что телеграф — это очень полезное и нужное изобретение, и его нельзя ломать до основания только потому, что он попал в руки негодяев.

Изобретение марки всколыхнуло ностальгические чувства, собирал когда-то в школе.

Эту книгу я обязательно перечитаю

Оценка : 8
«Почему Гэндальф не женился»
–  [ 7 ]  +

Тимолеонт, 25 октября 2020 г. в 19:41

Ошибался, ох как ошибался Пратчетт считая, что пройдёт ещё очень много времени, пока мужчины и женщины достигнут равноправия в магии. На момент написания оставалось всего пять лет до «Ока мира» Джордана, где уже женщины в волшебстве однозначно выше грязной и опасной «мужской» магии, всего двенадцать лет до «Философского камня», где Роулинг в принципе стёрла половую дискриминацию в магии, девять лет до «Первого правила волшебника», и всего год до первого рассказа о Геральте-Ведьмаке — и это только те, кто вспомнился мне прям по ходу прочтения. То есть не прошло и полутора десятка лет, как целая серия прекрасных фентезийных циклов (так, ладно, к санта-барбаре об Искателе термин «прекрасное» не относится) камня на камне не оставила от описанного в данном эссе стереотипа. Мне аж интересно стало, слышал ли кто-нибудь из этих авторов данное выступление Пратчетта.

Но оно интересно так же крайне любопытными наблюдениями о том, откуда вообще взялись волшебники и ведьмы в западной художественной литературе. Кто стал их прообразом? На какие моменты из фольклора они опираются? Это было очень интересно! Я бы о таком в жизни не задумался.

Уже после написания отзыва вспомнил о цикле Баума «Волшебник из страны Оз», где добрые и злые волшебницы сторон света явно по части магии превосходят мошенника-Гудвина. Ну и достаточно любопытно в контексте этого эссе вспоминать «Понедельник начинается в субботу», где вроде бы в чисто советской манере волшебники и ведьмы вроде уравнены в «правах», но женских персонажей, если мне не изменяет память, всего двое. Одна из них прямо называется именно ведьмочкой, вторая — стереотипнейшая Баба-Яга.

Оценка : 9

  Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8 [9] 10 11 12 13 . . . 43 44 45 46 47   (+10)»   (+25)»»



⇑ Наверх