Рецензия на книгу Ольги


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «vvladimirsky» > Рецензия на книгу Ольги Онойко «Сфера-17»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Рецензия на книгу Ольги Онойко «Сфера-17»

Статья написана 21 июля 2016 г. 09:42

Знаю, что Онойко — писатель на любителя, но я тот любитель и есть. К «Сфере-17» у меня есть определенные претензии, но в целом это та самая новаторская космоопера, которой надо было давать премии и громко пиарить. Не сложилось... Ну да ладно. Главное — не пропустить. Рецензия опубликована в журнале «Мир фантастики» в 2015 году.

Кровавая требуха Революции


Ольга Онойко. Сфера-17: Роман. — М.: АСТ, 2014. — 352 с. — (Звезда Рунета). Тир. 2000. — ISBN 978-5-17-085896-5.

Сфера семнадцать — зона на границе звездного Сверхскопления, на краю области, освоенной человеческой расой. Тихое захолустье, где нарезает круги вокруг солнца планета Циалеш, населенная потомками собирателей и рыбаков, мечтавших о простой, свободной жизни. Кто бы мог подумать, что этот провинциальный мир станет камнем преткновения для двух самых мощных сил обитаемой вселенной — корпорации Неккен и утопистов Манты?

На самом деле эта книга написана довольно давно: судя по дате, указанной на последней странице, «Сфера-17» закончена 17 июня 2009 года. Пять с лишним лет роман пролежал на сайте автора, и ни одно издательство не рискнуло выпустить его «на бумаге». Причина банальна: нетрадиционная сексуальная ориентация главного героя, товарища Николаса Реннарда — эта деталь подчеркивает его внутреннюю мягкость, уязвимость, тонкость душевной организации. Клише, конечно — но очень популярное в Рунете и востребованное «девчачьей» аудиторией. Правда однако в том, что этот роман — не гомоэротическая фантазия в жанре сёнен-ай (хотя гормональные бури автор описывает с живым интересом). «Сфера-17» — книга на грани фола по другой причине. Кинув наживку сетевым романтичным барышням и слегка шокировав читателей-традиционалистов, Ольга Онойко переходит к главному: по локоть запускает свои нежные руки в кровавую требуху Революции.

Предыстория такова. Пять лет назад пограничная планета Циалеш, осколок распавшейся межзвездной империи, оказалась меж двух огней. «Тихая провинция у моря» одновременно угодила в зону интересов олигархов Неккена и геронтократов Манты. Ну, с Неккеном все понятно: гигантская монополия гребет под себя все, что плохо лежит, не выбирая средства и не считаясь с жертвами. Классический рейдерский захват целой планет для нее — как два байта переслать. А вот со второй силой ситуация посложнее. Дело в том, что цивилизация Манты построила Мир Полудня. Просто один в один: светлый, радостный, со Всемирным Советом, состоящим из учителей, с упразднением товарно-денежных отношений, развитой эмпатией, культом здорового тела, с такими высшими ценностями, как дружба, любовь и работа... Вот только людьми мантийцы при этом быть перестали: добиться столь оглушительных успехов можно лишь через антропологическую революцию, выкорчевав с корнем некоторые основополагающие человеческие инстинкты. В итоге «Полдень» у них получился не совсем канонический: мантийские прогрессорские стратегии заметно отличаются от тех, о которых писали братья Стругацкие или, скажем, Йен М.Бэнкс — никакого тебе «не навреди» или «из всех решений выбирай самое доброе».

В общем, направо пойдешь — коня потеряешь, налево — буйну голову сложишь... Провинциальный Циалеш выбрал третий путь: вооруженное восстание и изоляцию. Но в итоге выиграл только время. Через пять лет вожди и идеологи Революции, скинувшие продажное правительство и победившие в Гражданской войне, продолжают игру против мантийских шпионов, которые никуда не делись, пытаются восстановить отношения с Неккеном на более выгодных условиях, а заодно решают текущие проблемы привычными для революционеров методами. Через «не могу», с трудом преодолевая интеллигентскую рефлексию, но жестко и расчетливо. Добрые, умные, совестливые люди, славные и талантливые как на подбор, обманывают, предают, убивают, строят заговоры, манипулируют общественным мнением, пачками подписывают смертные приговоры другим славным и милым людям — просто потому, что оказались заложниками ситуации и другого выхода у них нет. От методов культурной экспансии нелюдей-мантийцев это отличается только масштабами. Выводы делайте сами — и не забывайте, что написана «Сфера-17» пять лет назад.

Ольга Онойко отлично держит интригу, умело выстраивает мизансцены, задает эмоциональный фон. Она чувствует все оттенки и скрытые значения слова и хорошо понимает, как вызвать нужную реакцию у читателя. Кроме того, писательнице особенно удаются обаятельные герои. Пожалуй, даже чересчур хорошо: других персонажей в этой книге практически нет, что несколько снижает остроту конфликта. По обе стороны фронта сплошь славные ребята — кому тут сочувствовать, кого ненавидеть, куды бечь? Могли бы и договориться между собой... С другой стороны, это едва ли не единственный очевидный недостаток «Сферы-17» — если не считать эксплуатацию темы «однополых отношений», конечно.

Издатели позиционируют этот роман как «самую скандальную рукопись Рунета» — именно так написано на обложке. Между тем, «Сфера-17» всего-навсего хорошая космическая опера, не слишком оригинальная по сеттингу, но с тщательно проработанной психологией героев и умело закрученным сюжетом. Такая, какой и должна быть в наши дни приличная космоопера. Не без провокативности, да — но, если на то пошло, классический «Вавилон 17» Дилени куда скандальнее.


Источник:

«Мир фантастики» №2, февраль 2015. Том 138

Предыдущие рецензии в колонке:

(ссылки на рецензии кроме трех последних убраны под кат)

— на книгу Макса Барри «Лексикон»

— на сборник Пола Андерсона «Патруль Времени»

— на книгу Леонида Юзефовича «Зимняя дорога»

— на книгу Станислава Лема «Черное и белое»

— на книгу Фредерика Пола «Ретроспектива будущего. Мемуары»

— на книгу Дэрила Грегори «Пандемоний»

— на книги Антона Первушина «Ходячие мертвецы. Зомби-нашествие на кинематограф» и «Иные пространства»

— на книгу Кирилла Еськова «Америkа (reload game)»

— на книгу Кирилла Кобрина «Шерлок Холмс и рождение современности»

— на книгу Иэна Бэнкса «Несущественная деталь»

— на книги Владимира Аренева «Мастер дороги» и «Душница»

— на книгу Гиллиан Флинн «Острые предметы»

— на книгу Грега Игана «Отчаяние»

— на книги Дмитрия Комма «Формулы страха» и «Гонконг: город, где живет кино»

— на книги Майка Гелприна «Хармонт: наши дни» и «Миротворец 45-го калибра»

— на роман Дэвида Кроненберга «Употреблено»

— на книгу Роберта Хайнлайна «Ворчание из могилы»

— на книгу Майкла Муркока «Византия сражается»

— на книги Марии Галиной «Куриный бог» и «Автохтоны»

— на книги Павла Крусанова «Ворон белый. История живых существ» и «Царь головы»

— на книги Феликса Пальмы «Карта времени» и «Карта неба»

— на книги Виктора Пелевина «S.N.U.F.F.» и «Любовь к трём цукербринам»

— на книги Уильяма Гибсона «Нейромант» и «Граф Ноль. Мона Лиза овердрайв»

— на книгу Дмитрия Казакова «Черное знамя»

— на книги Умберто Эко «Откровения молодого романиста» и «Сотвори себе врага»

— на антологию «Зеркальные очки» под редакцией Брюса Стерлинга и книгу «Машина различий» Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга

— на книги Сергея Носова: «Полтора кролика» и «Фигурные скобки»

— на книгу Кима Стенли Робинсона «2312»

— на книги Питера Уоттса «Морские звезды», «Водоворот», «Бетагемот» (трилогия «Рифтеры»)

— на книгу Нила Стивенсона «Вирус «Reamde»»

— на сборник статей и рецензий Сергея Шикарева «13»

— на книги Вернора Винджа «Пламя над бездной» и «Глубина в небе»

— на книгу Александра Золотько «Анна Каренина-2»

— на книгу Дэна Симмонса «Фазы гравитации»

— на книги Майкла Суэнвика «Хроники железных драконов», «Однажды на краю времени» и «Танцы с медведями»

— на книгу Нила Геймана «The Sandman. Песочный Человек. Книга 4. Пора туманов»

— на книгу Романа Арбитмана «Антипутеводитель по современной литературе: 99 книг, которые не надо читать»





1694
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение21 июля 2016 г. 10:04 цитировать
Звучит интересно, но... у меня хватает интересных книг без главных_героев_гомосеков_обаяшек_с_гормональными_б урям и. Пусть книгу читают жирухи яойщицы.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 июля 2016 г. 10:25 цитировать
Жирухи? Хе-хе. Это вы не знаете хардкорных яойщиц.
 


Ссылка на сообщение21 июля 2016 г. 21:26 цитировать
Фитоняшки?
 


Ссылка на сообщение21 июля 2016 г. 22:27 цитировать
Скорее да, чем нет.


Ссылка на сообщение21 июля 2016 г. 12:05 цитировать
Это ты к ДР автора так подгадал? ;)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 июля 2016 г. 15:36 цитировать
Само получилось. 8:-0
 


Ссылка на сообщение21 июля 2016 г. 15:58 цитировать
:cool!:


Ссылка на сообщение21 июля 2016 г. 13:16 цитировать
Хорошая книга, полезная рецензия. Спасибо :)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 июля 2016 г. 22:24 цитировать
:beer:
 


Ссылка на сообщение24 июля 2016 г. 12:37 цитировать
Книга хорошая, но довольно странно, что это говорит социолог по профессии и историк по образованию. Ведь самого главного там нет: как получился третий путь Циа? Вот эта загадка, вот где можно развернуть идеи, фантазию и интуицию. А так получается просто банальный, буквально пошлый разрыв между Писателем и Ученым, между огромным пластом политологических, социологических, исторических и антропологических исследований по поводу революций и гражданских войн и тем, что в своем творчестве транслируют писатели. Бэкграундом нужно обладать, матчасть тоже нужно знать, иначе будут бесконечные повторы мифов и предрассудков, что в случае с такими материями очень важно. Слишком высока цена, чтобы просто отдавать разработку подобных тем на откуп тем, кто не в теме — без создания обратной связи.
С другой стороны, в основном критикуют гомосексуальную линию, так что можно надеяться на то, что воспроизводство мифов будет не столь эффективным


Ссылка на сообщение21 июля 2016 г. 18:25 цитировать
Ага, появились-таки на сайте люди, кроме меня, которы видят Ольгин незаурядный талант8:-0
А она отлично пишет. Видимо, писательский способности стимулируются не только медицинским, но и музыкальным образованием8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 июля 2016 г. 22:25 цитировать
Да его многие видят на самом-то деле.


Ссылка на сообщение21 июля 2016 г. 21:24 цитировать
Честно говоря, я бы прочитал эту книгу, если бы автор убрала всю скандальность, и тогда бы оценил ее, возможно, немного иначе. А так, купив книгу на стоке в целофановой обложке, прочитал и для себя решил, что это произведение на бумаге не смотрится. И, я думаю, что таких читателей бумажной книги будет большинство.


Ссылка на сообщение21 июля 2016 г. 21:41 цитировать
Отметил к прочтению на будущее. Интересно, особенно с учетом текущих мировых реалий.


Ссылка на сообщение21 июля 2016 г. 23:42 цитировать

цитата

..в целом это та самая новаторская космоопера, которой надо было давать премии и громко пиарить. Не сложилось...


Ценю талант Ольги Онойко. Номинировал несколько лет назад её роман «Море имён» на премию «Новые горизонты». Читал и другие её произведения. Знаю, что Онойко не обходит в своих книгах стороной нетрадиционные отношения. Отношусь с пониманием.

К моему глубокому сожалению, роман Сфера-17 целиком построен на гомосексуализме главного героя. Это не эпизод какой-то, не штрих к портрету персонажа. Это — основа произведения. Читал с омерзением (роман был предложен в номинации ИПК). Бросил читать с облегчением. А я ведь очень-очень толерантный читатель.
Я не призываю к бойкоту книги. В конце концов, пусть расцветают все цветы. Но в номинационном списке ИПК прошлого года (а я рассматриваю этот список, как перечень лучших фантастических произведений года, рекомендуемых к прочтению) данный роман меня раздражал чрезвычайно. Отдаю должное участникам ИПК, благополучно не обратившим на эту книгу внимания, не проголосовавшим за неё.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 июля 2016 г. 19:16 цитировать
Я человек совсем не толерантный, гомосексуалисты вызывают у меня брезгливость, но, читая Сферу-17, я довольно быстро перестал обращать на это внимание.
Хотя, конечно, Онойко с этим делом палку перегибает иногда. У неё есть рассказ «Шаг невидимки» из мира Лукьяненковских «Дозоров», он был опубликован в соответсвующем сборнике. Выложенный на сайте текст отличается от публикации одним абзацем из трёх строк — как раз на гомосексуальную тему. И этот абзац превращает очень неплохой рассказ в полную чепуху, так как эта гомосятина не несёт ни смысловой нагрузки, никак не характеризует героя, не относится в фабуле и идее рассказа никак. Вставлена ради того, «шоб було». Хорошо, что редактор сборника (или автор проявил мудрость) это убрал.


Ссылка на сообщение28 июля 2016 г. 12:23 цитировать
Спасибо за рецензию!
Давно хотела прочесть книгу и познакомится с автором, и вот, зайдя на эту страничку, пошла и все-таки прочитала.
Книга немного отдает любовным романом, но там есть что читать и кроме этого. Интересный мир, нестандартная ситуация, в которой оказывается Цианеш, яркие герои.
Понравились стиль и фантазия Ольги Онойко, знакомство с автором считаю состоявшимся.)))

Не понимаю комментарии а-ля «не читал, но осуждаю».


Ссылка на сообщение29 июля 2016 г. 15:17 цитировать
Да, женщин от гомоэротики не воротит. :)) Давно замечено.




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх