Сергей Лукьяненко "Кредо"
С Лукьяненко уже знаком по двум произведениям: «Ночной дозор» и рассказ «Поезд в теплый край». Произведения очень разные и по объему, и по замыслу, и по стилю написания.
Повесть (хотя объемом как рассказ) «Кредо» ведает случай из жизни главного героя Артема, чье «ментовское» прошлое, вплоть до какого-то колена, дает о себе знать и располагает для работы частным детективом: те же расследования, те же расспросы и сбор улик, за одним уточнением. Артем – детектив, специализирующийся по ведению дел, связанных с реинкарнацией. Собственно, мир имеет одну существенную деталь – это мир, в котором доказана реинкарнация. Учитывая уточнения вверху, я ожидал: а) оригинальный, особенный мир; б) увлекательный детектив с интригой.
В итоге, детективная линия не блещет чем-то новым, увлекательным, а мир и вовсе не кажется чем-то необычным, так как доказанная реинкарнация, по-сути, ничего в мире не изменила, кроме того, что добавило больше хлопот милиции, судам и сотворило новую забаву для ученых-исследователей.
Началась кутерьма с достаточно неожиданного разговора в пивной, где Артем, которого рекомендуют всем и вся, но при этом остающийся без работы и видимых дальнейших перспектив, разговорился с соседом по барному столику. «Попутчик» Иван решил рассказать детективу о своих экспериментах и поведал, что при попытке исследования реинкарнации у самого себя, открылась личная тайна, которую диктофон записал на флешку. Однако флешку Иван показать так и не успел, так как, выходя из пивной, был расстрелян по всем канонам лихих 90-х.
Вот здесь Артем, являющийся реинкарнацией самого Пинкертона, с головой бросается в омут этого темного и загадочного дела, которое выведет детектива на тропу неожиданных (сравнительно) открытий, группу подозреваемых и настоящего риска для жизни.
Детектив, как я уже сказал, не блещет закрученностью, однако и не скатывается до примитивизма, уровня простейших игр "Найди предмет". Интерес он все-таки вызвал. Артем действительно проявил работу мозга, умение анализировать ситуацию, однако само дело оказалось затянутым, шло, как тот бычок, шатаясь, вздыхая и охая.
В итоге, это оказалась та же история про супер-детектива, который на три шага опережает тугодумных ищеек в расследовании дела. Ну а разговор с бывшим коллегой по «убойному» отделу и вовсе слепит своей неправдоподобностью, словно Лукьяненко не захотел даже посмотреть современные ментовские фильмы или сериалы, чтобы услышать, как там общаются, и построил разговор на интеллигентных спичах детективов Агаты Кристи и смешными фразами, типа: «Да чего ты, Артем?», словно малыш в песочнице, которого обидели старшаки, или «– Чудило он гороховый, Иван, – ничуть не стесняясь, высказался Светов…». Через такую неубедительность я часто, кряхтя и скрипя зубами, переступал в «Ночном Дозоре».
Ну а относительно необычности сеттинга, устройства мира, то здесь полный фейл, так как мир с реинкарнацией не зацепил аж ни разу и не показался хоть чуточку удивительным.
Так что, хоть минусов оказалось в достатке (я так и не понял еще, к чему был упомянут маньяк Мокрец, хотя это не компетенция Артема), все же поставлю плюсы за то, что хоть не завершил рассказ банальной, до нервного тика, историей любви (Артема и жены погибшего Ивана). Ну и само собой отмечу упоминание о Николе Тесле, являющимся для меня одним из самых интересных исторических персонажей.
Вердикт – рассказ на одну трубку, на один раз, однако, кроме всех вышеперечисленных субъективных недостатков, в нем хватает того, что заставит вас прочитать эту повесть с интересом и увлечением.
Благодарю volga за расширения кругозора относительно Лукьяненко. С меня 7/10