Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «С.Соболев» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 10 ноября 07:09

Порой в гости к Стране Фантазии заглядывают неизвестные и загадочные лица. Мелькнут с одним-единственным романом (изданным вне серий, или в сериях бол.литы), удивят читателей неожиданными фантазиями, и испаряются как пар от поезда за поворотом. Тем не менее такие книги, написанные явно не в шаблоне, показывают на что способна научная фантастика, и запоминаются надолго.

Два романа в твердом переплете, 2001 год
Два романа в твердом переплете, 2001 год


Алан Лайтман. "Сны Эйнштейна", "Друг Бенито": Романы: Пер. с англ. – М. АСТ. 2001. 272 с. (Мастера. Современная проза). 5 т.э. твердый переплет.


Алан Лайтман – ученый-физик, работает в престижном Массачусетском Технологическом Институте и преподает там две, казалось бы, несовместимые дисциплины: физику и литературную стилистику. Еще Шкловский говорил, что у писателя должна быть настоящая профессия, через призму которой будет преломляться окружающий мир. Книжка Лайтмана в таком случае — очень показательный, положительный пример влияния профессии на художественный текст, так как первый роман сборника целиком построен на вольном изложении, интерпретации некоторых физических концепций, а роман второй – словно списан из жизни ученых.




Статья написана 8 ноября 22:23

Порой в гости к Стране Фантазии заглядывают неизвестные и загадочные лица. Мелькнут с одним-единственным романом (изданным вне серий, или в сериях бол.литы), удивят читателей неожиданными фантазиями, и испаряются как пар от поезда за поворотом. Тем не менее такие книги, написанные явно не в каноне формульной литературы (как бы не старался засунуть Цветан Тодоров развлекательную литературу в шаблонные схемы, фантазию не удержать в рамках), показывают на что способна научная фантастика, и запоминаются надолго.



Обложка издания 2000 года
Обложка издания 2000 года

Александр Вохерет "Альтерация". СПб. "Дума". 2000. 420 стр. 1 т.э. мягкая обложка.



Фантастический роман, написанный в жанре альтернативной истории, издатели неумело попытались выдать за публикацию рукописи, созданную неким советским немцем в 1942 году. Обещаны были удивительные предсказания Будущего. Однако второго Левы Федотова не получилось.

Я вооружился карандашом и бумагой, дабы выискивать анахронизмы, случайно скрытые в тексте и ускользнувшие от бдительного ока недремлющих редакторов.




Статья написана 4 ноября 22:14

издание 1981 года в твердом переплете

В 1969 году Робин Скотт Уилсон основал «Клэрионовские» курсы для начинающих писателей-фантастов. На этих импровизированных курсах вели занятия известные авторы, например Харлан Эллисон. Деймон Найт с третьей своей супругой Кейт Вильхельм собрали на семинарах лучшие силы молодой американской фантастики 1960-70-х, через эти семинары прошли сотни студентов, которые выросли в известных. Кейт Вильхельм и Деймон Найт читали лекции в нескольких университетах Азии и Южной Америки, много раз участвовали в многочисленных конвентах по всему миру. В 1981 году Д.Найт собрал методические и практические рекомендации начинающим авторам, и решил издать книгу о том как надо писать рассказы. Учебник выдержал несколько переизданий (в 1986, 1997 гг.), и до сих пор на Амазоне можно встретить свежие отзывы, рекомендующие книгу как учебник для молодых авторов. Ограничимся отзывами известных фантастов:

«То, чего Найт не знает о написании коротких рассказов, всё равно невозможно выразить в описательной прозе» (Альгис Будрис)

«Дэймон Найт – один из выдающихся учителей писательского мастерства в нашей стране. «Создание коротких рассказов» следует считать обязательным для всех начинающих писателей... не говоря уже о тех, кто забыл бесценную информацию, содержащуюся в нём» (– Люциус Шепард)

"Книга «Создание коротких рассказов», основанная на десятилетиях преподавания и практики, предлагает практичные советы по структуре, темпу, диалогам, поиску идей и многому другому. Она включает примеры и упражнения, доказавшие свою исключительную эффективность в аудиториях и на семинарах по всему миру. «Создание коротких рассказов» – это нестареющая классика, полная бесценных советов для всех, кто интересуется написанием коротких рассказов. Дэймон Найт, гранд-мастер SFWA, основатель SFWA, автор десятков признанных книг и опытный преподаватель писательского мастерства, основал писательскую мастерскую в Милфорде, которая легла в основу таких известных писательских мастерских, как Clarion и Critters. Тем, кто жаждет стать писателем, я безоговорочно рекомендую эту книгу". (Харлан Эллисон)

В недавно вышедшей на русском языке книжке Деймона Найта "Создание рассказа", помимо советов начинающим авторам, есть раздел про жизнь писателей. Основной блок монографии меня заинтересовал лишь с точки зрения общего развития. Писать художественные тексты я никогда не пробовал, но ценю мнение писателей США (например Сильверберга), утверждавших что Клэрионовские семинары — лучшая школа для авторов. Куда как интереснее мне показался раздел про быт — уже с этнографической позиции. С любезного разрешения Александра Сорочана, переводчика книги, ниже мы помещаем некоторые выдержки из этого раздела.




Статья написана 2 ноября 14:10

Обложка первого издания романа, 1994, художник Крис Мур
Обложка первого издания романа, 1994, художник Крис Мур

В 2022 году на английском языке вышла монография Д.Слассера "Science Fiction: Toward a World Literature", через три года ее перевели на русский язык ("Научная фантастика: На пути к мировой литературе", Минск, 2025). Сегодня мы публикуем фрагмент из главы "Утраченная парадигма. «Коперниканская революция» Э. Т. А. Гофмана"





Статья написана 31 октября 17:08

Статья в оригинале называется "Gold on Gold, an autobiographical sketch" и была опубликована в авторском сборнике "Чего только не придумают!" (1976)


Голд про Голда

Прежде чем рассказать вам, как я дошел до того, чем занимался, я должен поведать о своем воздействии на мир начиная со дня рождения.

Я родился в год начала Первой Мировой войны, закончил школу в год, когда к власти пришли Рузвельт и Гитлер, женился в год начала Второй Мировой, обзавелся сыном через 20 дней после Перл-Харбора, основал журнал «Гэлакси» за считаные месяцы до Корейской войны, развелся в год Спутника, снова женился в год Тоникнской резолюции.

Иными словами, я — историческая «Тифозная Мэри» и мне следовало бы платить по доллару с человека (каждого мужчины, женщины и ребенка на земле) — какой-то паршивый бакс! — чтобы я больше не предпринимал ничего серьезного.

Пока я жду денег, позвольте мне изложить вам подробности моих деяний.

Научную фантастику я открыл для себя в 13 лет — журнал с чудовищными муравьями и искореженным мужчиной, взирающим на девицу в бронзовом лифчике и прозрачной юбочке, которую один из муравьев нежно сжимал в мандибулах. Журнал был прекрасен — так прекрасен, что я тотчас решил стать писателем-фантастом. Почему не художником-фантастом? Ну, мог ли тринадцатилетний мальчишка — да и кто другой — помыслить о соперничестве с несравненным Фрэнком Р. Полом?







  Подписка

Количество подписчиков: 638

⇑ Наверх