Издательство: М.: Книжный мир, 2023 год, 800 экз. Формат: 60x90/8, твёрдая обложка, 1056 стр. ISBN: 978-5-904281-14-4
Аннотация: Настоящее справочно-информационное издание продолжает серию альбомов справочников по различным видам искусства, выходивших в издательстве с 2003 года, и посвящено художникам детской книги СССР за период с 1945 по 1991 гг. Справочный материал расположен в алфавитном порядке по фамилиям художников. Задача издания — показать наиболее полно наследие известных мастеров книги и вернуть в культурный и научный оборот работы незаслуженно забытых художников. Приведено около 18 000 изображений книжных обложек, иллюстраций, элементов оформления, оригиналов рисунков, а также портреты и биографии. Издание предназначено для музеев, библиотек, издателей, библиофилов и всех интересующихся детской книгой СССР.
Десятый том справочника Сергея Чистобаева "Художники детской книги СССР 1945-1991" интересен подборками Александра Побединского (в 1950-60-х годах иллюстрировал журнал "Техника-Молодёжи" и роман Ефремова "Туманность Андромеды"), Сергея Пожарского (оформлял "Библиотеку приключений" в двадцати томах, 1955-59 гг., оранжевый шеститомник Майн Рида, детскую энциклопедию в десяти томах от академии педагогических наук), Юрия Реброва (серия "паутинка" Трудрезервиздата), Ивана Рерберга (книги Academia 1930-х и послевоенные "Лит.памятники"), Константина Ротова (сатира и юмор 1920-50-х), Льва Рубинштейна (рамочки послевоенные и фантастика Лениздата).
Из любопытных открытий и находок: представлен альтернативный вариант обложки художника Михаила Ромадина к детлитовскому сборнику Рэя Брэдбери "Р — значит ракета". В 1973 году она вышла с рисунком "со спины", а был вариант и "в профиль":
В основном собраны понравившиеся обложки, как в традиционном гламурном пышном космическом всеохватном ключе человеческой грандиозности межпланетарных свершений исследователей вселенной, так и нестандартные, выделяющиеся из обычной типовой серийной линейки привычных шаблонов серости своим минимализмом или неуместным среди книг каким-то газетным внешним видом.
Издательство: М.: Яуза, 2023 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 576 стр. ISBN: 978-5-00155-514-8 Серия: YoungAdult. Постап
Аннотация: Мир, в котором солнечные лучи сделались смертельно опасными. Мир, в котором перестали рождаться дети. Мир, в котором каждый поселок — автономное государство со своей властью и своими законами. Здесь выживает сильнейший. Здесь прав тот, кто выстрелит первым. Твои ровесники выросли, считая рассказы о старом мире глупыми сказками. Далеко не все из них умеют читать и писать. Ты самый слабый среди них, но самый сильный среди тех, кто выжил, цепляясь за умирающие технологии прошлого. Ты — не умеющий держать оружие, воспитанный на идеалах гуманизма, не знавший ни боли, ни предательства. Последняя надежда тех, кто выжил. Твой путь начинается здесь и сейчас. Твой долг — дойти до цели.
Издательство: М.: RUGRAM_Publishing, 2023 год, Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 396 стр. ISBN: 978-5-517-09350-9 Серия: Легенды Расколотого мира
Аннотация: В давние времена семеро Богов создали новый дивный мир. Но затем грянул Великий раскол и Боги исчезли. С тех пор минула тысяча лет, и неведомые силы, руками богородных – наделённых магическими способностями людей, собираются развязать новую войну за судьбу этого мира. В стремительный водоворот событий оказываются втянуты едва овладевший луком охотник Ярослав и его бесстрашная подруга Мария. Какую роль им предстоит сыграть в грядущей буре, которая обещает накрыть мир волной безумия и насилия? Что они могут противопоставить перед лицом сил, что находятся выше их понимания? Ответ лежит за вратами Города Звёзд.
Издательство: Екатеринбург: Издательские решения по лицензии Ridero, 2022 год, твёрдая обложка, 238 стр. ISBN: 978-5-0050-6488-2
Аннотация: Эту историю о цивилизации эо рассказал мне старый крыс Зорго. Когда-то каждый эо делил радость и боль со своим народом. Смыслом их жизни было тихое счастье единения. Но эксперименты над природой привели к тому, что эо отдалились друг от друга. Противоречия разделили народ эо на враждующие кланы. Помочь эо взялись крысы — последние воины города Протто. Те, для кого смерть — продолжение жизни.
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации Д. Никулушкина.
Аннотация: Продолжение истории об Уолтере Финче, детективе, отправившемся на остров Грей Ленд в поисках без вести пропавшей журналистки и столкнувшемся там с таинственным культом. Жуткие обитатели острова живут в ожидании рождения своего повелителя, что должен появиться на свет от союза морского гада и чёрной овцы. Сбудется ли страшное пророчество Вивехзды и какую роль во всём этом предначертано сыграть Уолтеру?
Аннотация: В сельской горной общине школьники должны использовать свои знания физики, чтобы предотвратить вторжение инопланетян. В угольных шахтах севера Китая новейшие технологии либо спасут жизни, либо вызовут катастрофу, последствия которой будут длиться сотни лет. В мире, почти как нашем, "суперструнные компьютеры" предсказывают каждое событие, каждый шаг, каждый душевный порыв.
Эти истории появились в течении двух последних десятилетий серьёзных перемен в Китае и позволяют перенестись во времени и пространстве, дают шанс увидеть мир глазами одного из самых дальновидных писателей-фантастов. Испытайте безграничную и чистую радость творчества и воображения Лю Цысиня в этой потрясающей коллекции рассказов.
Издательство: М.: Эксмо, Freedom, 2023 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 512 стр. ISBN: 978-5-04-177538-4 Серия: Young Adult. Уизерворд
Аннотация: Добро пожаловать в Уизерворд и в Лондон, который не совсем похож на наш…
Шесть противоборствующих фракций управляют городом, каждая со своими особыми способностями, мир поддерживается только хрупкими соглашениями, а у колдунов, владеющих магией, есть проблемы в их собственной фракции, которые угрожают разлучить их.
Как внучка Верховного Волшебника, Кассия Симс должна быть могущественным волшебником, но она никогда не могла заставить свою магию работать должным образом, и поэтому ей отказано во вступлении в Общество молодых одаренных чародеев. Отчаявшись проявить себя, она втягивается в заговор своего брата Олливана, чтобы стать главой общества, и по пути она находит ловушку, которую он расставил для своих врагов: проклятую куклу, которая поглощает любую магию, которую ей бросают. . Кукла убегает, бесчинствуя на улицах Лондона, и Кассия должна научиться работать со своей магией и своим братом, чтобы предотвратить разрушение города.
Комментарий: Вторая книга цикла "Уизерворд". Художник не указан.
Издательство: М.: Эксмо: Fanzon, 2023 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 416 стр. ISBN: 978-5-04-172734-5 Серия: Fantasy World. Лучшая современная фэнтези
Аннотация: Меня зовут Питер Грант и до января я был на испытательном сроке в должности констебля в этой могущественной силовой армии правосудия, которую все благовоспитанные люди знают под названием лондонской полиции (для всех остальных — грязь). И вот однажды ночью, следуя инструкции по расследованию убийств, я пытался допросить некоего субъекта, который был мертв, но тревожно разговорчив, и это привлекло к моей особе внимание инспектора Найтингейла, последнего волшебника в Англии. И тут, как говорится, всё и началось. Теперь я детектив-констебль и ученик волшебника, первый за последние пятьдесят лет и мой мир стал намного сложнее: гнезда вампиров в Пёрли, ведение переговоров между враждующими богами и богинями Темзы, выкапывание могил в Ковент-Гардене…и есть еще что-то гниющее в сердце города, который я люблю — злонамеренный мстительный дух, который захватывает обычных лондонцев и превращает их в подобие марионеток, чтобы разыграть драму насилия и отчаяния. Дух бунта и мятежа проснулся в городе и на мои плечи свалилась обязанность навести порядок в этом Хаосе — или умереть пытаясь сделать это. И именно об этом я хочу вам рассказать, тем самым навлекая на себя чертовски много бумажной волокиты.
Издательство: М.: Эксмо: Inspiria, 2023 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 288 стр. ISBN: 978-5-04-175407-5 Серия: Loft. Современный роман. В моменте
Аннотация: Спасти себя — спасая другого. Главный посыл нового романа "Пути сообщения", в котором тесно переплетаются две эпохи: 1936 и 2045 год — историческая утопия молодого советского государства и жесткая антиутопия будущего.
Нина в 1936 году – сотрудница Наркомата Путей сообщения и жена высокопоставленного чиновника. Нина в 2045 — искусственный интеллект, который вступает в связь со специальным курьером на службе тоталитарного государства. Что общего у этих двух Нин? Обе — человек и машина — оказываются способными пойти наперекор закону и собственному предназначению, чтобы спасти другого.
Издательство: М.: АСТ, 2023 год, Формат: 60x90/8, твёрдая обложка, 160 стр. ISBN: 978-5-17-145838-6 Серия: Мифические существа
Аннотация: Путеводитель по Средневековью для героев фэнтези! Ответы на бытовые и не самые очевидные аспекты жизни той эпохи. Увлекательно и юмористично. Кейт Стивенсон имеет докторскую степень по истории Средневековья, поэтому, читая эту книгу, вы можете смело полагаться на ее экспертизу. Что спросить у волшебного зеркала? Как перехитрить джинна? Где искать сокровища?
На все эти и многие другие вопросы ответит эта книга о Средневековье, украшенная великолепными иллюстрациями. И в какой бы передряге вы не оказались, "Как убить дракона" не только подскажет как найти выход, но и поможет ощутить себя главным персонажем фантастического приключения.
Комментарий: Артбук.
: Как убить дракона: Путеводитель героя фэнтези по реальному Средневековью (2023)
Издательство: М.: Фантом Пресс, 2023 год, 2500 экз. Формат: 84x108/32, 448 стр. ISBN: 978-5-86471-937-4
Аннотация: Когда Мэй Холланд приняли на работу в компанию «Circle», самую могущественную интернет-компанию в мире, она почувствовала, что ей выпал уникальный шанс, который бывает только раз в жизни.
Компания «Circle», корни которой ведут в облепившие всю Калифорнию университетские кампусы, занимается большим проектом по агрегации персональных данных пользователей в единую универсальную систему. Теперь адреса электронной почты, записи в социальных сетях, банковские транзакции и данные о покупках будут формировать единый уникальный профиль человека, доступный для изучения и контроля, что повлечет за собой выход на новый этап общественного развития и прозрачности человеческих отношений.
По мере того, как Мэй открывала для себя просторы офисов со свободной планировкой, без каких-либо стен и перегородок, стеклянные башни столовых, уютные общежития для тех, кто работает по ночам, она была все больше и больше восхищена увиденным. Компания выглядела в её глазах активной, деятельной и идущей в ногу со временем. Там были и вечеринки, длившиеся всю ночь напролет, с известными музыкантами, игравшими на лужайках кампуса компании, там были и спортивные мероприятия, и клубы, и бранчи, и даже аквариум с редкими рыбами, выловленными генеральным директором в Марианской впадине.
Мэй все никак не могла поверить своему счастью, такой большой удаче работать на самую влиятельную корпорацию в мире — даже несмотря на то, что жизнь пределами кампуса компании стала казаться далекой и нереальной, даже несмотря на то, что встреча со странным коллегой встревожила её, даже несмотря на то, что её роль в компании становилась все более пугающе публичной.
То, что начиналось как занимательное описание карьеры амбициозной молодой идеалистки, быстро превратилось в напряженную и драматическую историю, поднимающую вопросы о памяти, истории, частной жизни, демократии и пределах человеческого знания
Аннотация: Traduttore, traditore: Акт перевода — это всегда акт предательства. 1828 г. Робина Свифта, осиротевшего из-за холеры в Кантоне, привозит в Лондон таинственный профессор Ловелл. Там он много лет учит латынь, древнегреческий и китайский, готовясь к поступлению в престижный Королевский институт перевода при Оксфордском университете, также известный как Вавилон. Вавилон — мировой центр перевода и, что еще более важно, «серебряного дела» — искусства магического проявления потерянных при переводе смыслов, с помощью зачарованных серебряных слитков. Серебряное дело сделало Британскую империю несравненной по мощи, а исследования Вавилона в области иностранных языков обслуживают тотальную колониальную политику Империи. Оксфорд, город грезящих шпилей, это сказка для Робина, утопия поиска знания. Но знание служит власти, и для Робина, китайского мальчика, выросшего в Британии, служить Вавилону неизбежно означает предать свою родину. Чем дальше, тем больше Робин попадает в ловушку между Вавилоном и призрачным Обществом Гермеса, саботирующим серебряное дело и противостоящим имперской экспансии. Когда Британия начинает несправедливую войну с Китаем, действуя серебром и опиумом, Робин должен решить: можно ли изменить могущественные институты изнутри или революция всегда требует насилия? Чем он готов пожертвовать, чтобы Вавилон пал? «Babel», роман по теме «Тайной истории» в духе «Джонатана Стрэнджа и мистера Норрела», исследует студенческие революции, колониальное сопротивление и перевод как инструмент империи.
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке Н. Дело.
Издательство: М.: АСТ, Mainstream, 2023 год, 7000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 640 стр. ISBN: 978-5-17-152295-7 Серия: Лунные хроники. М. Мейер. Лучшие романы
Аннотация: В замке Адальхейд царит хаос.
Ольховый король полон решимости обмануть всех, взяв Серильду в жены. Вскоре становится ясно, что Эрлкинг использует девушку не только для того, чтобы вернуть свою настоящую любовь. Он также стремится отомстить богам, которые долгое время держали демонов в ловушке. Если Эрлкинг добьется успеха, это навсегда изменит мир смертных.
Серильда хочет обратить свой дар рассказчицы во благо и помочь принцу Злату вспомнить тайну его настоящего имени. Смогут ли они разрушить чары, привязывающие их души к замку, прежде чем проклятие Бесконечной Луны падет на них?
Комментарий: Второй роман цикла "Позолота". Иллюстрация на обложке Т. О'Брайена (в издании не указан).
Аннотация: Начало XXI века – время искоренения античных божеств, тайно живущих среди людей. У скандально известного писателя Силена было всё: деньги, слава, любимое ремесло. Но в момент своего наивысшего триумфа, он узнает, что никогда больше не сможет писать.
Ведь Силен – сатир, а значит должен быть предан забвению вместе с другими полубогами. Спустя десятилетие, отчаявшийся, спивающийся плейбой Силен встречает Сашу и узнает в нем реинкарнацию античного бога Диониса. Мальчик не подозревает, что он последняя надежда для всех, кто ищет талант, дремлющий в каждом из смертных. Но что бы вновь стать Дионисом, Саша должен пройти три круга посвящения, которые либо превратят его в бога, либо убьют. В сопровождении античной поэтессы Сапфо и болтливого вестника богов белки Рататоска, Саша и Силен начинают полный опасностей путь.
Издательство: М.: Фантом Пресс, 2023 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 544 стр. ISBN: 978-5-86471-944-2
Аннотация: Биохимик Селия Йенсен в составе команды исследователей работает над новым лекарством от болезни Альцгеймера. Фармакологи полны оптимизма, они уже запустили клинические испытания на больных. И результаты поразительные. Если испытания пройдут успешно, это будет революционным прорывом в лечении страшной болезни. Но в это же время происходит серия необъяснимых актов насилия. И во всех случаях главными действующими лицами выступают пожилые люди. Связаны ли преступления с новым лекарством или это совпадение? И как быть, если препарат и в самом деле имеет столь ужасные побочные проявления? Ведь лекарство действительно чрезвычайно эффективно, а случаи насилия единичны... Или же за происходящим кроется что-то совсем иное?
Издательство: М.: АСТ, СПб.: Астрель-СПб, 2023 год, 3000 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 672 стр. ISBN: 978-5-17-113340-5 Серия: Великие романы
Аннотация: Художник получает в наследство огромную пачку фотографий, на которых запечатлен один гигантский каштан. Студентка умирает от удара током, но ее воскрешают призраки из воздуха и света. Ученая делает открытие о том, что деревья способны общаться друг с другом. Во время Вьетнамской войны солдат, выброшенный взрывом из подбитого самолета, выживает, упав в ветки баньяна. Все эти люди и еще пять незнакомцев постепенно выясняют, что рядом с нами существует другой мир – огромный, медленный, взаимосвязанный и практически невидимый для человека. Это история тех, кто научился видеть этот мир, и теперь они призваны защитить его от неминуемой катастрофы, зная, что на успех практически нет шансов.
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке В. Половцева.
Аннотация: Эта книга была написана автором в середине шестидесятых годов прошлого века, практически вечность тому назад. Идея написания книги вполне могла быть навеяна событиями Карибского Кризиса, который представлялся американцам чуть ли случайно несостоявшейся атомной войной.
У советских людей этот конфронтационный момент в истории отношений между США и СССР по разным причинам подобной большой паники не вызвал, еще возможно и потому, что советские люди не представляли себе до конца очевидную возможность конца света в результате действий отдельно взятых политиков.
Но американский писатель Эдгар Пэнгборн, известный в свое время больше как фантаст с гуманитарным уклоном, довел идею всего лишь возможной атомной войны, до ее настолько реального и жуткого воплощения, и описал состояние мира и оставшегося на земле человечества так убедительно, и при этом совершенно аполитично, что на ум приходят слова Юлиуса Фучека, памятного героя чешского сопротивления времен Второй мировой войны: «Люди, будьте бдительны!»
Комментарий: Иллюстрация на обложке — фрагмент гравюры М. Шонгауэра.
Издательство: М.: Бомбора, 2023 год, твёрдая обложка, 144 стр. ISBN: 978-5-04-192204-7 Серия: Искусство иллюстрации. Артбуки современных художников
Аннотация: Окунитесь в мир мистики и ужаса, который оживает в канун самого светлого праздника года. Автор книги Тим Рейборн решил отступить от традиций и предложить вам новый взгляд на знакомые всем сказки. Эта книга расскажет вам о самых страшных и жутких сказках и легендах, которые происходят в рождественскую ночь. В ней вы найдете 50 леденящих кровь рождественских историй и авторские иллюстрации по их мотивам.
Комментарий: Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации Нила Эванса.
: Страшная книга зимних сказок. 50 зловещих историй (2023)
Аннотация: Спецбиотех – это одна из двух изданных на данный момент книг серии Метрономикон. Каждая из этих книг — это отдельный сборник рассказов. Рассказы в этой серии книг не объединены общим сюжетом и являются самостоятельными литературными произведениями. При этом стоит отметить, что действие всех рассказов разворачивается в едином мире. Поэтому начинать знакомство со вселенной Метрономикона можно с любой из двух книг без ущерба для понимания сути происходящего. Иными словами, можно смело начинать чтение или с книги «Спецбиотех», или с книги «Метрономикон». Любая из этих книг — это великолепный способ погрузиться в неизведанный и пугающий мир Инфильтрации!
Комментарий: Рассказы по мотивам вселенной «Metronomicon», созданной Алексеем Андреевым. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации Ал. Андреева.
: Спецбиотех (2023)
================================
================================
Еще заметил отход от безвкусной моды обрезать лица выше рта — и переход к дурной обрезке голов ниже носа.
Такое ощущение что у оформителей обложек все эти годы, эдак с 2011 года, руки дрожат не переставая.
Посмотрим сколько этот дизайнерский заскок продержится.
Например мода писать огромными буквами поверх картинки, и при этом с неправильными переносами, прошла буквально за год наверное.
Аннотация: «Соперница королевы» – третья книга цикла Элизабет Фримантл о выдающихся женщинах английской истории. Она повествует о судьбе Пенелопы Деверо (в замужестве Рич), которая смогла завоевать положение при дворе благодаря силе характера.
Для поэта Филипа Сидни она была музой, для королевы Елизаветы I – дочерью заклятого врага, для короля Якова – «красавицей с черной душой». Жизнь Пенелопы проходила в тени блестящих современников, но Элизабет Фримантл вывела героиню на авансцену.
Наделенные красотой и обаянием, юная Пенелопа и ее брат, граф Эссекс, прибывают ко двору и быстро завоевывают расположение стареющей королевы Елизаветы.
Пенелопа влюблена в одного, а замуж ее выдают за другого, ведь жизнь при дворе – это не только разбитые сердца, но и разрушенные судьбы. «Соперница королевы» – это история, наполненная любовью и ненавистью. Это последние моменты правления Елизаветы и смертельная борьба за власть в умирающей династии. Это судьба необыкновенной женщины, достойной аплодисментов.
Петр Дружинин. Антикварная книга от А до Я, или Пособие для коллекционеров и антикваров, а также для всех любителей старинных книг. М. НЛО. 2023. 608 стр. тираж 1 т.э., ISBN 978-5-4448-1977-7
Вопреки претенциозному названию и нарочито скучному внешнему виду шрифтовой обложки, более уместной на учебном пособии, рассматриваемая книга таковым не является, а является скорее сборником воспоминаний и пространных размышлений на книжные темы, расставленных в алфавитном порядке. «Инкунабулы», «Дилеры», «Экслибрисы», «Летучие издания» и т.д. и т.п., причем мемуарность явно превалирует над научностью, например глава «Антикварная книга» содержит 3 страницы, а глава «Я» – целых 45. Но это не умаляет интереса к книге, она совсем не учебник и не стремится им быть, даже наоборот, редкие обучающие главы (про литографию, литогравюру, олеографию и др.), смотрятся избыточными, тем более без какого-либо иллюстративного подкрепления рассказа.
Самая знаменитая и роскошная российская книга, шедевр истории отечественного книгопечатания, книга «Византийские эмали» Звенигородского (1892) после объяснений Дружинина таковым перестает быть – коллекционер эмалей и издатель книги жил в Германии, переплетные работы делали в Лейпциге на фабрике «Хюбель и Денк», в России изготовлена наверное только суперобложка из парчи (стр. 95-97) да сопроводительный текст.
Интересны рассказы про первые книжные аукционы 1987-1990 гг., байки про собирателей, например подтрунивает над неким директором мебельной фабрики, который собирал книги 18-19 веков и не брезговал книгами с библиотечными печатями «потому что они дешевле чистых», в результате его собрание содержало большое количество бывших библиотечных книг.
В главе про букинистические магазины подробно рассказывает о цензорах, которые сидели в каждом букинистическом магазинчике до 1955 года, и показывает штампики, какими помечались допущенные к продаже книги.
Весьма интересна глава про изготовление бумаги в 16-18 вв., когда ее отливали вручную кустарным способом, отчего каждая партия отличалась от следующей даже оттенком цвета (стр.76-87).
Интересен рассказ о том как Гоголь боролся с контрафактными допечатками своих Сочинений в 1842 году. Он проштамповывал книги своей личной печатью «Н.Г.», однако на рынке все равно встречаются книги и без этой отметки (стр. 100-101).
Как я понял, автор весьма ревностно относится к чистоте книги – даже экслибрис владельца снижает ценность коллекционного экземпляра, книга должна быть просто нетронутой вообще. Рассказывает случай когда один врач и книголюб на всех прижизненных изданиях русской классики в своем собрании поперек титульного листа делал запись что книга принадлежит ему лично, а потом ещё и скреплял надпись пошлой фиолетовой врачебной печатью (стр. 104).
Любопытна главка про библиофильские издания – это издания, изначально и намеренно изготовленные для библиофильского собирательства. Такие книги могут не иметь обреза и даже переплета, ценность им задают специально заказанные иллюстрации и может иногда – пронумерованность тиража.
Про цензуру есть интересные истории, например в детском издательстве «Радуга» к концу 1920-х годов запрещали печатать 4/5 репертуара на совершенно надуманных основаниях. Например в азбуке запретили изображение рабочего и завода, потому что рабочий просто сидит и не работает, и из труб завода не идет дым – значит он тоже простаивает (стр. 123).
Любопытны истории как современные репринтные и факсимильные книги люди пытаются выдать за старые оригиналы. Например берётся альбом Владимир Лебедева 1976 года издания «10 книжек», в котором воспроизведены 10 его известнейших книг начала века, изымаются тетрадки с книгами, скрепляются ржавыми скрепками, немного подшаманиваются – и уже можно выдавать книжку за старую оригинальную. И если книги 1970-2020-х годов можно отличать по способу печати, то с репринтными изданиями, изготовленными в 18, в 19 веке (желание изготовить в просветительских целях полную копию известного памятника культуры у людей было всегда) – это уже существенно сложнее (стр. 131, 404).
Весьма недоволен автор современными реставраторами и переплетчиками, про реставрацию он вообще говорит что она приближает срок гибели памятника. Например при отбеливании старых книг реактивами хлор портит структуру бумаги, хотя внешне она становится белее, но ни чуть не крепче а даже наоборот (стр. 141).
Про переплетчиков тоже весьма горестные строки. Автор пишет что почти каждый переплетчик, даже высочайшего уровня оплаты труда, получив заказ и подробное описание что и как надо сделать, считает что может тем не менее сделать еще красивее, и тем самым портит книгу за большие деньги. Причина этого обстоятельства скорее всего лежит в том, что в России не сложилось школы переплета, не было семейных переплетных мастерских – известные мастера были, но это приехавшие иностранцы из Германии, Дании, Франции. Они могли работать в столицах годами, десятилетиями, получать титул «поставщика его императорского двора», но – никогда такие мастерские не превращались в династии. Переплетчикам и их торговым маркам большая глава посвящена, стр. 357-383.
Из книг библиофилов и букинистов иногда можно вычленить и узнать, а чем же собственно на самом деле интересуется автор, что он любит читать? Например Л.А.Глезер (Записки букиниста, 1989) проговаривается что любит приключения, но порой зачастую этого вычленить невозможно, например в огромных интереснейших (с точки зрения описания быта и нравов среды) мемуарах М.М. Климова невозможно понять что он сам любит читать, или вот вспомним «Библиофильские рассказы» А.Л. Финкельштейна. Он всю жизнь собирал прижизненные издания 19 века,... и на этом всё?
Дружинин же явно обожает первые издания трудов с описаниями выдающихся, мирового уровня, научных открытиях, и когда речь заходит о литературе такого типа, страницы эти читать очень увлекательно (издания Галилея, брошюры Лобачевского). Под это собирательство «о науке» включена в книжку главка про коллекционеров диссертаций, вернее – авторефератов. И там не обошлось без печальных историй. Например в Библиотеке имени Ленина, где должны храниться все диссертации страны, однажды решили переснять оригиналы на микроплёнку, а бумагу ... сдать в макулатуру. В результате и плёнки порой плохого качества, и работать с ними неудобно (стр. 150).
В главе «Иностранщина» объясняются крайне низкие цены на книги из Европы – никто их не читал, не собирал, не коллекционировал, а в двадцатом веке так и вовсе их покупали с варварской целью – для пересадки переплетных крышек, чтоб сделать свой владельческий удовлетворительный экземпляр – терпимым или даже красивым, продажным (стр. 204).
Дружинин проработал в антикварной книжной торговле 30 лет, и наблюдал появление новых и новых тем для собирательства и коллекционирования. Например в 1980-е никого не интересовали производственные советские книги тридцатых годов, а в 2010-е они выделились в целый дорогущщий сегмент «парадные издания советской власти», в котором уживаются «СССР на стройке» и «Рецептурный сборник колбасных изделий для технологов мясокомбинатов» (уничижительно названный Дружининым прейскурантом, но нет, там только рецепты, без стоимости). Или как детские издания прошлого века постепенно стали ажиотажным и лакомым кусочком. (Тут вспоминается интервью книжного дизайнера Кричевского, который подкалывал библиофилов: а чего вы все собираете одно и то же? Пушкин, Гоголь, Лев Толстой. Все их ищете, вот и цена на них в миллионы. А собирали бы каждый свою тему – и цены не были бы такими огромными).
Любопытно как автор описывает некоторых современников, книголюбов и библиофилов, деятельность которых он в целом высмеивает и не воспринимает всерьёз, например критически описывает легковесные в научном плане библиохроники Алексея Венгерова, цветные каталоги тематических собраний Михаила Сеславинского, но ни разу не называет в точности кого он имеет в виду и может быть это я тут надумал совсем не тех авторов. Эдакая фигура умолчания, чтоб даже в именном указателе не появились персонажи. Впрочем, в рассматриваемом томе от НЛО и сам Именной указатель не появился.
Дружинин занимается книгой антикварной, это и XV век и XVIII, и некоторые более современные, и он адекватно оценивает сохранность книг, то есть подходит к ним с единой шкалой – если книга порвана, он не может быть названа «в хорошем состоянии для своего времени», она просто порвана и уже поэтому плоха и отвратительна, он периодически высмеивает потуги букинистов объяснить ущербность продаваемого экземпляра ссылками на древность («книге сто лет, поэтому обложки оторваны и почеркушки внутри»). Нет, состояние всегда описывается от идеального – к худшему, и никакая апелляция что книга мол старая, не имеют смысла, потому что если где-то есть в мире в климатической капсуле и под стеклом в сейфе инкунабула XV века в люксовом сохране, значит ваша рваная книжка 1904 года выпуска просто была в нерадивых руках и поэтому ее ужасное «на двойку» состояние — «тряпка», а не «хорошее для своих лет». Хорошее – оно всегда хорошее, вне привязки к веку.
Про коллекционеров и собирателей Дружинин идёт в форватере следом за Марком Рацем (известный собиратель книг Academia и детских книг начала XX века, причем Марк Рац старался делать пары — находил к книгам... оригиналы использованных в них рисунков!), который считал что вершина деятельности собирателя и коллекционера – изданный в свет Каталог собрания. Так автор подводит читателя к изданному в 2021 году трёхтомнику «Музей книги Петра Дружинина и Александра Соболева», смысл приобретения которого от нас, читателей фантастики, ускользает.
.
.
.
* * *
В "Антикварной книге от А до Я" есть вклейка с цветными иллюстрациями, на них представлены наиболее выдающиеся образцы из собрания автора. Идут шикарные художественные переплеты, вычурные, рисованные,
и тут хлоп — каляки-маляки футуристов. Я понимаю что штучная книжка Крученых стоит наверное как прижизненный Пушкин, но как-то смешно выглядит их нахождение в одном ряду, тем более без какого-либо объяснения в чем причина значимости для культуры этого феномена декаданса, по хронологическим датировкам совпавшего с эпохой изысканного модерна.
И еще фото некоторых ранее выпущенных книг Петра Дружинина, в том числе упоминаемый выше свежий трёхтомник:
К/ф "Светик" (1989, реж. О.Бондарев) Ялтинская киностудия, 74 минуты, премьера 2 января 1989, то есть рассказывается о временах чуть раньше, о самом начале перехода к кооперативной деятельности. Почти никаких примет новой экономической политики в фильме нет, только раз мельком упоминается кооператив, где можно хорошо пообедать. Посмотреть фильм посоветовал Михаил isaev, интересующийся временем становления книгоиздания в РФ, и составившим интересный сайт по истории раннего "Северо-Запада" той эпохи жёлтой серии — https://szfan.ru/
Итак, кино.
Из Челябинска в Москву едет юная бойкая провинциалка по имени Светлана, в купе ей солидный папик Николай Степанович, заведующий книжным складом номер 3, под горячительные напитки и нехитрую снедь, объясняет как делать деньги на перепродаже книг, и вручает ей небольшой список востребованных народом книг — вздор конечно, такой список работает в моменте, вкусы меняются, мода проходит, в коротком списке могут быть лишь Пикуль-Дюма-Юлиан Семенов, о значении которых продавец и сам догадается через несколько недель работы.
До книжного магазина Светик работала у себя в городе в промтоварном магазине, заведующая которого "искусственно устраивала дефицит: прятала вещи под прилавком, а потом перепродавала с наценкой". Создать так дефицит невозможно, это агитационные фантазии советских лет из уст горе-лекторов, не разбирающихся в экономике.
Сюжетная канва фильма такова: в городе открывается музей Владимира Даля, а из библиотеки украли его словарь. Сотрудники отдела редкой книги Исторического музея, во главе с филологом Каратыгиным, воздушным человеком не от мира сего, с согласия милиции устраивают негласное дежурство на черном рынке — ждут, когда воры принесут с целью продажи на толкучке книги с синяками (библиотечными штампами).
Параллельно Светик, работая в букинистическом магазине на той же площади подле черного книжного рынка, организовывает банду по сбыту дефицитных книг, вовлекая в орбиту своего промысла коллегу-продавщицу и двух юношей-фарцовщиков, у одного из которых, по имени Бобрыка, имеется большая квартира в непосредственной близости от магазина и толкучки, и автомобиль марки "Жигули" — и то и другое невиданное благосостояние перешли ему во владение от рано погибших родителей. Квартира превращается в склад товаров, машина — в рабочий транспорт, Бобрыка — в личного водителя Светика, а Светик — в маклера, которая достает через вышеуказанного знакомого папика дефицитные книги, продает их, владеет бюджетом предприятия, и распределяет зарплату своим перекупам. На 21 минуте показана работа по закупке: заявившись на "оптовый склад номер 3", Светик встречается со своим папиком, он ей дает 5 пачек книг, по 20 книг в пачке, с каждой навар 5 рублей, после продажи ста экземпляров вне кассы магазина должна образоваться сумма в 500 рублей, из которой 250 пойдет именно Николаю Степановичу в карман. Средняя зарплата в СССР в 1988 году — 120 рублей. Пятеро спекулянтов реализуют сто экземпляров популярного неназванного детектива (скорее это сборник нескольких романов) за день.
Во время многодневного медленного рейда в ожиданнии сворованного словаря, спекулянты сближаются с тайно дежурящими филологами, юная филологиня (кажется Оксана) признается что мечтает доставать через спекулянтов редкие старые книги для изучения литературы, но неожиданно свалившиеся на нее нетрудовые доходы пугают ее, и она ретируется прочь, оставив хитрому Светику служебное удостоверение сотрудника фонда культуры, с помощью которого Светик будет обманывать доверчивых граждан и выманивать у них дореволюционные редкие книги, стоимостью уже не в десятки, а — сотни рублей.
(посещает храм с целью изучить что ценного прячется в сундуках)
За одной из таких дезидерата охотится руководитель этой самой группы засадных филологов — Карагатин. Ему давно хочется увидеть "Книгу печали и радости Пафнутия Белозерского". Раздобыв оную, Светик втирается в доверие к Карагатину, строя планы на беспрепятственный доступ к фонду редких книг, которым он заведует по работе. Маржа обещает быть грандиозной, можно будет купить кооперативную квартиру.
В отделении милиции милиционер разоткровенничался, говорит филологу (16м) что их типографии своровали 1000 экземпляров "Алисы в стране чудес" — несуны тащат всё подряд, выносят обложки, супера, потом дома брошюруют, и продают (такие полуфабричные книги действительно существовали, отличались они неряшливостью изготовления, потому что в домашних условиях например невозможно выполнить качественную обрезку бумажного блока мощностью в 300-400 страниц). Поэтому, говорит майор, и дефицит. Нет, не поэтому. Удаление 1 тысячи экземпляров из тиража в 100 тысяч — может ли вызвать дефицит? В первой половине 1970-х, когда писалась повесть Маканина, "Алиса.." выходила лишь раз, тиражом 100 тысяч экз. Пропажа со складов одного процента тиража не могла изменить торговый признак книги, сделать ее из общедоступной — дефицитной, потому что, если перенестись в реалии времен производства фильма, в конец 1980-х, то даже совокупный тираж в миллион не сделал ее общедоступной. В 1985-88 гг. в Союзе вышло пять изданий "Алисы", общим тиражом 900 тыс штук, кража 1 т.э. не могла сделать из книги дефицит, это как раз наоборот, работников типографии на кражу подтолкнула дефицитность этой книги.
На 39 минуте есть интересная примета времени — в обеденный перерыв кладовщик и два грузчика присаживаются испить водочки. На столе для конспирации холодный самовар, чашки, заварник. Собственно бутылка спрятана в имитационном футляре напоминающем внешне книжку Петрова-Водкина. Этакие отголоски антиалкогольной кампании тех лет.
Светик девушка юркая, хитрая, язык подвешен, врёт как дышит, втирается в доверие к кому угодно, легко меняет внешность и перекрашивает волосы, соблазнила милиционера и вовлекла его участвовать в хищении книг повышенного спроса с оптового склада своего Николая Степановича, причем милиционер таскал пачки с книгами в служебный УАЗик, на котором и перевёз их в логово спекулянтов, на квартиру Бобрыки. (Далее по ходу фильма он же предупреждает Светика об облавах на чёрном рынке, то есть коррумпирован с ней весьма плотно). Удивленный столь ловким ограблением Николай Степанович пытается истребовать свою долю от спекулятивной продажи детективов, но Светик кидает его, говорит что вернёт лишь сумму по государственной цене, по номиналу — чтобы папик мог просто покрыть недостачу, без личного навара в карман. Так наглая ученица обманывает своего криминального учителя, и тому ничего не остается как идти в милицию — недостачу-то покрывать надо, даже по номиналу это весьма существенная сумма. На 55-й минуте обиженный папик приходит к вышестоящему майору, рисует картину что Светик по липовой накладной вывезла со склада товаров на три тысяч рублей (похоже он решил списать на недостачу раз в тридцать больше, чем было своровано реально), и что с ней заодно действовал ... сотрудник милиции. Банду спекулянтов накрывают и арестовывают, но Светик ускользает из сетей и обходит засады, ибо она уже переехала жить на квартиру к разведенному вышеуказанному филологу.
И тут как положено в агитках жанра "искореним неприглядную изнанку жизни строителей социализма", юная Светик, после прочтения книги о последних минутах жизни Пушкина, разочаровывается в спекуляции и на 65-й минуте киноленты ею овладевает страстное желание отдаться .. нет, не филологу Каратыгину в исполнении блестящего Виталия Соломина, но — сдаться с повинной в милицию. Она раздет долги, улаживает дела, идет с обреченным, но гордым видом в милицию.
На финальных титрах Светик смеется вместе со своим старым знакомым милиционером, с которым ранее обворовывала оптовый склад, и что-то подсказывает что всё нее будет хорошо — на этот раз уже с третьим папиком.
Фильм снят по мотивам повести Владимира Маканина "Старые книги" (1976).
Упоминаемая книга, которую ищет филолог Каратыгин, конечно же заинтересовала меня, нет ли ее в природе. Может и есть, нашёл только совсем посторонние предметы на замену, никак не относящиеся к его поиску, ибо они более современные:
книга 1
Л. Мануйлова "Печали и радости моей жизни. Записки" — М. Госиздат. 1922, 160 стр. (мемуары о деятельности РСДРП в Керчи).
книга 2
"Печали и радости" — первый сборник рассказов Валентина Бурлина — Киев, Радянський письменник, 1960, 120 стр.
книга 3
"Двенадцать поэтов эпохи Сун. Печали и радости", из серии "Мир поэзии" — М. Летопись 2000г. 495 стр.
книга 4
Василий Ракша "Песни радости, песни печали" (роман) — М., Манн, Иванов и Фербер, 2023 г.