Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 26 сентября 2023 г. 10:24

Британия без воронов, или Социология не-мертвых

era_drakuly

Англия. 1888 год.

51 год долгого правления Виндзорской вдовы — королевы Виктории. Год, известный созданием Футбольной лиги и убийствами Джека Потрошителя. Так?

Так, да не так.

О трауре Виктории уже пару лет как можно позабыть. Королева вышла замуж вторично. Ну и что, спросите вы? Бывает, кому интересен какой-то там принц-консорт? Еще как интересен, если учитывать его личность.

Ведь тем, кто растопил (или охладил?) сердце королевы, стал некий Влад Цепеш, известный как Князь Валахии и граф Дракула.

400-летний вампир, окруженный своей карпатской гвардией «не-мертвых», в корне изменил Империю, над которой не заходит солнце. Уже не первый год в Лондоне соседствуют обычные люди и кровопийцы, набирающие все больше веса в обществе Британии.

И не сказать, чтобы соседствуют мирно.

Посему когда в Уайтчепеле начинаются убийства проституток-вампирш, поиск преступника становятся главной задачей как «теплых», так и «не-мертвых». Ведь если убийцу не остановить, Великобритания может просто-напросто взорваться изнутри.


Еще одна небезынтересная попытка показать сосуществование живых и не-мертвых. На этот раз не с зомби, как в Корме или Квази, а с вампирами. В виде своеобразного продолжения романа Стокера с элементами антиутопии.

В здешнем варианте Британской империи дела неладно. Ведь новый принц-консорт активно прибирает к рукам власть, перенося в 19 век методы, познанные им в 15-м. И если концентрационные лагеря штука британцам знакомая, то казнь на месте за мужеложество, причем на колу (все помнят прозвище нынешнего повелителя империи?), несколько фраппирует общество. Да и с лагерями не все так просто – одно дело, когда в них определяют мятежных буров с выводками в далекой Африке, другое – когда в лагерь можно загреметь приличному джентльмену за невинную критику правительства прямо в Лондоне.

По империи идут натуральные чистки, недовольные чувствуют все большее давление, в провинциях неспокойно. Те, из изгоев, кому повезло не угодить за колючку, становятся «нерукопожатыми» в обществе. Все больше ключевых постов занимают вампиры, отодвигая своих «теплых» коллег на задворки профессии и управления империей. Но и вампиры не могут ощущать себя в безопасности, ведь не-мертвых, вызвавших недовольство Дракулы или его кабинета, ожидают неуютные стены Тауэра. Темницы, которую покинули вороны, что предвещает империи нешуточные беды.

В столь аккуратно складывающейся картине викторианской антиутопии имеются некоторые противоречия. Слишком попущенными выглядит верхушка кровопийц. К примеру, злые вампиры долгое время позволяют свободно шататься по улицам парням, проповедующим Христианский крестовый поход против кровососов. Лишь после серьезного эксцесса начиная их активно «прессовать». Эх, есть чему наивной нежити поучиться у тиранов грядущего 20 века.




Статья написана 18 сентября 2023 г. 12:53

Города без богов, или Древнеамериканское фентези/Под крылом Ворона

chernoe_solnce

Жрица Солнца Наранпа ясно ощущала, что нужно что-то менять. Все меньше детей приходило в Небесную башню, чтобы стать адептами. Слишком зашевелились культисты. Да и среди самих жрецов душевного согласия было немного.

Но она даже не догадывалась, что привычный ей мир доживает последние дни.

Ведь один из торговых правителей Кьюколы уже нанял корабль и нашел необычного капитана, согласного отвезти в священный город Тов странного мужчину. Вызывающего оторопь загадочного слепца с телом, покрытым шрамами, складывающимися в изображение вороны. Того, кого с нетерпением ждут почитатели культа старых богов.

Одо Седоха. Само воплощение Бога-Ворона.

Сосуд божества, собирающися изменить расклад сил во всем мире.


Фентези, навеянное южноамериканскими мотивами. С недружелюбным к читателю началом, плавным развитием событий, неуловимо напоминающее работу Стейвли, Города и драконов.

Сеттинг романа любопытен и основан на мифологии южноамериканских индейцев (хотя хватает намеков, приближающих фентези Роанхорс к научной фантастике). Добровольное членовредительство. Обсидиановые ножи. Какао-бобы вместо валюты. Своеобразные корабли. Крылатые змеи (жаль мы их не увидим) и огромные водомерки (!). Колоритно, ничего не скажешь.

Континент Меридиан, где правят бал три города. Торговая Кьюкола под покровительством ягуаров (с ними правда, неприятность приключилась), чье главное достояние моряки. Легендарная Това – религиозный центр, место обитания жреческих орденов Наблюдателей и кланов, Созданных Небесами. Хукайе – некогда сосредоточие полководческой мудрости, нынче после установления мира, известное военным колледжем, где юноши из кланов укрепляют тело и обучаются боевым искусствам.

Четыре ведущих клана: Черных ворон, Беркутов, Крылатых Змеев и Водомерок (клан водомерок – это «пять»!). Один из этих кланов, кстати, затаил серьезную жажду мести за кровопролитную Ночь Ножей — разгром ереси в квартале Ворон. Эта жажда становится одной из основных сюжетообразующих линий романа. Ордена жрецов-Наблюдателей, три столетия назад остановивших войну меж кланами, и с тех пор поддерживающих мир (не бесплатно само собой). А до того с «помощью научных достижений прекративших поклонение старым богам» (это кстати о намеках). Внутренние терки между орденами жрецов. Торговые правители Кьюколы, жаждущие избавиться от десятины, выплачиваемой жрецам и вообще поумерить влияние Това. Культисты, мечтающие о возвращении тех самых древних божеств (а вот и вторая центральная линия).




Статья написана 4 сентября 2023 г. 11:12

Экспедиция, нездоровая психически, или Фанатичное исчезновение

Meg2

Во глубине шведских просторов стоит шахтерский городок Сильверщерн. Загадочное место, откуда в конце 50-х бесследно пропало все население. Оставив лишь труп на площади и новорожденного ребенка.

Наши дни. Алис, чья бабушка родом из Сильверщерна, давно загорелась идеей снять документальный фильм о заброшенном городе. И вот, наконец, организовала небольшую экспедицию, должную собрать побольше фото и видео материалов для привлечения потенциальных спонсоров.

Пятеро людей приезжают в пустынный Сильверщерн, с первых минут окутываясь в таинственную атмосферу заброшенного поселения.

Поселения, которое не сильно хочет выпускать непрошенных гостей.


Роман, который активно сравнивали с Ведьмой из Блэр и обвиняли в плагиате «Абандона». Книгу Крауча не читал, а вот до атмосферности Ведьмы Городу далековато. Понятно, что кинематографические приемы в деле нагнетания обстановки посильнее литературных (хотя тот же Кинг может поспорить), но все же. Ведь небольшая компания в мистических обстоятельствах — материал для создания крепкого хоррора благоприятный (как тот же «Арарат»). А уж что говорить о реконструкциях реальных загадочных исчезновений или катастроф (Террор и Глубина не дадут соврать). Но у Камиллы получилось не очень.

Может дело в чрезмерной неторопливости происходящего. Ход мысли понятен. Автор пытается досконально воссоздать обстановку затерянного в лесах пустынного городка. Описать заброшенные дома, глядящие на свет бойницами лишенных стекол окон. Прогнившие лестницы, и полы, несущие опасность при каждом шаге. Церковь с нетипичной фигурой Христа. Картину наспех брошенных жилищ, оставленных на месте вещах, посуде. Странноватые слуховые галлюцинации. Видения появляющихся и исчезающих фигур. Ощущение абсолютной непонятности событий и потерянности героев.

Ход понятен. Но слишком медленно раскручивается пружина интриги. Чересчур долго висит то самое ощущение неясности. Чрезмерно растягивается экспозиция, по-черепашьи ползущая к долгожданной кульминации. И даже та упорно старается удержаться в привычном мире.

Ведь большую часть книги в ней практически не ощущается присутствия необычного, нездешнего, потустороннего. Раз за разом продолжаются попытки автора и героев все перипетии списать на случайность, человеческие слабости, извраты психики, глупое поведение персонажей. Оставшись сугубо в рамках рациональной реальности. Опять же, прием вроде как логичный, люди чаще всего так и поступают. Но для развития сюжета не самый правильный.




Статья написана 1 сентября 2023 г. 12:50

Парк мелового периода, или «Решаем проблемы по очереди»

Meg2

Джонас Тейлор — человек, который сражался с мегалодоном и выжил, как ни удивительно, не сбежал свит за очи от глубины и зубастых тварей. Он взялся за работу экоактивиста на благо мирового океана. И против беспринципных дельцов, загрязняющих и безоглядно использующих голубую стихию. Заодно принимая участие в исследованиях глубоководной зоны Марианской впадины за термоклином. Местом обитания доисторических животных — мегалодонов. И не только.

Которые, как и полагается, в один не слишком приятный момент, благодаря действиям тем самых дельцов, преодолевают барьер термоклина, оказываясь в водах, переполненных беспечными отдыхающими.

Но гости из мелового периода не единственная проблема Джонаса со товарищи. Ведь уже неоднократно упомянутые дельцы собираются, наконец, устранить со своего пути поднадоевшего Тейлора.

Первая Мег, увидевшая свет в 2018 была глуповатым, но задорным подводным аттракционом, собрав полмиллиарда «умерших президентов». Вторая часть поимела чуть меньший бюджет, скатившись на уровень школьного капустника с чертовски спорной графикой.

Картинка на диво корявая и выглядит грубо и неестественно. Акулы будто вырублены топором (вдобавок продолжают вести себя странно — огромные туши специально несутся за километры, теряя энергию чтобы схарчить одиноких маленьких людишек). Напряженных хоррорных моментов минимум. Подводные путешествия топорно нарисованы и предусмотрительно затемнены. Мультяшность графики, причем сварганенной спустя рукава, бьет по глазам не хуже хвоста мегалодона. И опять же – почему так мало нам показывают собственно акул (ответ ясен – на хорошего художника денег пожалели)? Как можно было так коряво потратить 129 лимонов? Вопрос в пустоту.

Сценаристам изо всех сил приходится отдуваться за своих коллег компьютерщиков (спойлер – удалось не очень). Ход их мысли понятен. Больше мегалодонов! И еще разных тварей из мелового периода (ну или просто очень здоровых). Подгоним напряженное путешествие по дну океана, в духе ужастиков, когда до цели похода доберется гораздо меньше народу, чем его начнет. Обеспечим персонажей смертельно опасными перипетиями. Впрочем, и ежу понятно, что основным корешам и любимым Джонаса ничего не угрожает, пострадают лишь статисты. Мало того, что у окружения главгероя сюжетная броня. Так за их жизнь заботится самолично товарищ Тейлор, которого об мегалодона не убьешь, и на 7,5 километровой глубине он может купаться без скафандра (кто в курсе, сильно нас обманули постановщики насчет давления?). Покажем очередной локально взятый акулий апокалипсис с детским визгом на лужайке (пардон бухте). Героически спасем собачку.

А заодно вспомним, благодаря чему получил известность главный актер картины. Боевики! Значит нужно кроме акул подогнать протагонисту людских противников, чтобы наш «Зеленый Джеймс Бонд» смог показать свое боевое искусство. Благо, обычного персонажа Стэйтема, укладывающего врагов десятками, из Тейлора решили не делать. Когда дело начинает пахнуть керосином, и противников становится слишком много, Тейлор обращается за помощью к голубой стихии и друзьям.




Статья написана 25 августа 2023 г. 10:46

Сюрпризы из глубин, или Встреча разумов

v_podvodn_pescherax

В одной из бухт Японского моря находят трупы двух аквалангистов. В бухту прибывает экспедиция гидробиологов, снабженная батискафом.

Оказывается, что радиационный фон в бухте повышен, чему виной, скорее всего контейнер с радиационными отходами, обнаруженный на дне. Привлек внимание ученых также новый вид осьминогов, обнаруженный в лабиринте скал.

Но что же стало причиной смерти подводников и давления на разум людей, поселившихся в подводном «колоколе»? Неужто к этому причастна чужая подлодка, проплывшая неподалеку? Или дело вовсе не в этом?


В нашем голоштанном детстве мелькало не так уж много приличных авторов, пишущих фантастику. Одним из тех, чьи работы с нетерпением ожидались во всех сборниках и журналах, был Игорь Маркович Росоховатский. Уроженец Черкащины славен не только фантастикой, но и сотнями научных статей, а также парой научно-популярных книг, созданных в соавторстве с ученым-кибернетиком А. Стогнием.

Но лично мне больше всего запомнилась его повесть, увидевшая свет в 1971 году. Скорее всего, дело в подводном антураже, всегда намертво привлекавшем мое внимание. Как бы то ни было, после Аргонавтов я решил обновить впечатления об еще одном ярком воспоминании детства.

Перед нами научно-популярный текст, в духе Жюля Верна знакомящий читателя с работой гидробиологов. Некоторыми особенностями октопусов, любопытными возможностями, городами, путешествиями по суше, размножением, восприятием других обитателей моря. С умеющими говорить дельфинами, взаимодействием хищника и добычи, их отношением к людям. С влиянием радиации на живые организмы и различными точками зрения на благостность деяний мирного атома (не забываем, до Чернобыля и Фукусимы оставалось еще масса времени). Не преминет автор поговорить с нами об экологии – воздействии человека на океан, и последствиях такого воздействия. Способных вызвать нехилые последствия для «царей природы».







  Подписка

Количество подписчиков: 136

⇑ Наверх