51 год долгого правления Виндзорской вдовы — королевы Виктории. Год, известный созданием Футбольной лиги и убийствами Джека Потрошителя. Так?
Так, да не так.
О трауре Виктории уже пару лет как можно позабыть. Королева вышла замуж вторично. Ну и что, спросите вы? Бывает, кому интересен какой-то там принц-консорт? Еще как интересен, если учитывать его личность.
Ведь тем, кто растопил (или охладил?) сердце королевы, стал некий Влад Цепеш, известный как Князь Валахии и граф Дракула.
400-летний вампир, окруженный своей карпатской гвардией «не-мертвых», в корне изменил Империю, над которой не заходит солнце. Уже не первый год в Лондоне соседствуют обычные люди и кровопийцы, набирающие все больше веса в обществе Британии.
И не сказать, чтобы соседствуют мирно.
Посему когда в Уайтчепеле начинаются убийства проституток-вампирш, поиск преступника становятся главной задачей как «теплых», так и «не-мертвых». Ведь если убийцу не остановить, Великобритания может просто-напросто взорваться изнутри.
Еще одна небезынтересная попытка показать сосуществование живых и не-мертвых. На этот раз не с зомби, как в Корме или Квази, а с вампирами. В виде своеобразного продолжения романа Стокера с элементами антиутопии.
В здешнем варианте Британской империи дела неладно. Ведь новый принц-консорт активно прибирает к рукам власть, перенося в 19 век методы, познанные им в 15-м. И если концентрационные лагеря штука британцам знакомая, то казнь на месте за мужеложество, причем на колу (все помнят прозвище нынешнего повелителя империи?), несколько фраппирует общество. Да и с лагерями не все так просто – одно дело, когда в них определяют мятежных буров с выводками в далекой Африке, другое – когда в лагерь можно загреметь приличному джентльмену за невинную критику правительства прямо в Лондоне.
По империи идут натуральные чистки, недовольные чувствуют все большее давление, в провинциях неспокойно. Те, из изгоев, кому повезло не угодить за колючку, становятся «нерукопожатыми» в обществе. Все больше ключевых постов занимают вампиры, отодвигая своих «теплых» коллег на задворки профессии и управления империей. Но и вампиры не могут ощущать себя в безопасности, ведь не-мертвых, вызвавших недовольство Дракулы или его кабинета, ожидают неуютные стены Тауэра. Темницы, которую покинули вороны, что предвещает империи нешуточные беды.
В столь аккуратно складывающейся картине викторианской антиутопии имеются некоторые противоречия. Слишком попущенными выглядит верхушка кровопийц. К примеру, злые вампиры долгое время позволяют свободно шататься по улицам парням, проповедующим Христианский крестовый поход против кровососов. Лишь после серьезного эксцесса начиная их активно «прессовать». Эх, есть чему наивной нежити поучиться у тиранов грядущего 20 века.
Вопросам социального взаимодействия живых и не очень посвящено в романе немало времени. Притеснение по признакам наличия пульса. Жесткий контроль над СМИ. Переход городов на активнейшую ночную жизнь. Сладостная привлекательность и доступность обращения «на темную сторону». Ведь «Темный поцелуй», дарующий потенциальное бессмертие, можно получить буквально за копейку, пардон шиллинг.
Отдельной прелести роману добавляет то, что «обращение» отнюдь не становится билетом в рай. Ведь если ты был бедняком при жизни, то и после смерти монет у тебя не прибавится. И если ты таскал внутри кучу опаснейших болячек, то и смерть от них не освободит – серьезные заболевания у «детей» Дракулы после обращения переплавляются в нечто иное, но столь же неприятное для носителя. Бессмертие зачастую оказывается лишь призрачным манящим огоньком, заводящим в пучину.
Вампиры у автора — это существа, стремящиеся к безумию и саморазрушению. По крайней мере, те, кто происходит от графа. Ведь, оказывается, вампиры тоже бывают разными (спасибо Маскараду и Сапковскому, мы о чем-то таком уже догадывались). И тем, кто ведет свою кровную линию от Дракулы, не слишком-то повезло. С одной стороны у них имеется потенциальная возможность менять облик. Правда, чтобы это делать нужно немалая концентрация, сила воли и опыт. С другой – именно они чаще всего сходят с ума и ломают свои тела в попытках стать нетопырем или еще какой выхухолью. Что делать, порченая кровь — пожимают плечами представители других кровных линий.
Здешние не-мертвые боятся серебра (британским серебряных дел мастерам не повезло), наносящего им незаживающие или смертельные раны, активно регенерируют повреждения от простого железа, не могут находиться на солнце, не закутавшись в плотную одежду. Не отражаются в зеркалах, да и с фотографией отношения у них сложные. Теряют творческие способности, ведь вся энергия уходит на поддержание жизни. Обладают впечатляющей силой и скоростью. Способны жить веками, со временем из «новорожденных» становясь «старейшинами». В целом, ничего особо нового.
Дают автору возможность показать неаппетитный процесс превращения в вампира. Озадачить читателя идеей о том, что лекарство от смерти может оказаться смертельным ядом.
И, безусловно, поразмыслить над вопросами человечности и тем, насколько нужно измениться человеку, чтобы уже не считаться таковым. Кем могут оказаться вампиры, столь популярные в людской мифологии: отдельным видом людей или паразитическим отростком на дереве человеческой эволюции? Или вовсе эволюцией повернутой вспять?
Кстати, упоминаются в книге и вампы, не нуждающиеся в крови, напрямую сосущие жизненную энергию из людей. А вот тут можно было бы и поподробнее.
Текст стилизован под классическую литературу 19 века, чертовски велеречив и нетороплив. Переполнен диалогами и монологами, наводнен большим количеством второстепенных персонажей с незапоминающимися фамилиями, без которых вполне можно было бы обойтись.
Перед нами эдакая объединенная литературно-историческая Англия, где наравне с реальными людьми действует изрядное количество хорошо знакомых читателю персонажей.
По одним улица гуляют Оскар Уайльд, инспектор Лестрейд, Майкрофт Холмс, доктора Моро и Джекила, Мориарти и полковник Моран (многие из них стали кровососами). Упоминаются Шерлок Холмс и Брэм Стокер (кукующие нынче за колючей проволокой). Этот калейдоскоп реальности и вымысла, нераздельности литературы и жизни с ходу добавляет роману пару сотен вистов.
Отдельный кайф ждет поклонников романа Стокера. Они встретят в «Эре» практически всех излюбленных персонажей, или, по крайней мере, продолжительные воспоминания о них. Сьюворд, Холмвуд и вовсе играют в «Эре» немаловажную роль. Ньюман частенько уважительно цитирует первоисточник, развивает характеры его героев. Разве что с финалом романа (начиная от момента, когда Дракула уезжает из Англии) Ким в корне не согласен.
Детективом назвать «Эру» сложновато, линия с поисками Потрошителя в книге изрядно вторична. Читателю и вовсе убийца известен почти с первых страниц. А вот державные интриги нам покажут любопытные.
Главных героев в романе ровно две штуки.
Чарльз Борегар, джентльмен, работающий на клуб «Диоген», крайне влиятельную в империи структуру. Совмещающий функции дипломата и шпиона. Пересекавшийся с самыми опасными людьми на планете. Помеченный физическими и душевными шрамами. Потерявший жену и ребенка во время работы в Индии.
Женевьева Дьедонне – вампирша-старейшина возраста Дракулы. 16 лет «теплой» жизни, 450 во тьме. Представительница иной, чем Дракула кровной линии, заточенная на «чувствование» людей, и вещей: умение, отдаленно сравнимое с телепатией. Сотрудница благотворительного заведения, помогающего неимущим. Как живым, так и вампирам. Отлично пользующаяся вампирским боевыми умениями (мы увидим лом, против которого и ее умения не помогут).
Пара демонстрирует романтическую линию, во многом основанную на чувственной притягательности кровопийц, но, что, гораздо реже встречается, не только. Между Чарльзом и Дьедонне возникает не исключительно кровно-эротическая, но и умственная связь, притяжение не мужчины и женщины, но двух интересных друг другу людей.
Некоторые вопросы к логике мира остаются. Например, как королева «обрела молодость», если вампиры «замораживаются» в возрасте, когда произошло обращение? Или как сочетается бессмертие и фраза, обращенная к «новорожденной»: «ей остался от силы год»? Но то таке.
Эрго. Вампирский роман, стоящий на плечах гигантов и стилизованный под классику жанра. Интересен социальными моментами вампо-людского общества и размышлениями о человечности.
Города без богов, или Древнеамериканское фентези/Под крылом Ворона
Жрица Солнца Наранпа ясно ощущала, что нужно что-то менять. Все меньше детей приходило в Небесную башню, чтобы стать адептами. Слишком зашевелились культисты. Да и среди самих жрецов душевного согласия было немного.
Но она даже не догадывалась, что привычный ей мир доживает последние дни.
Ведь один из торговых правителей Кьюколы уже нанял корабль и нашел необычного капитана, согласного отвезти в священный город Тов странного мужчину. Вызывающего оторопь загадочного слепца с телом, покрытым шрамами, складывающимися в изображение вороны. Того, кого с нетерпением ждут почитатели культа старых богов.
Одо Седоха. Само воплощение Бога-Ворона.
Сосуд божества, собирающися изменить расклад сил во всем мире.
Фентези, навеянное южноамериканскими мотивами. С недружелюбным к читателю началом, плавным развитием событий, неуловимо напоминающее работу Стейвли, Города и драконов.
Сеттинг романа любопытен и основан на мифологии южноамериканских индейцев (хотя хватает намеков, приближающих фентези Роанхорс к научной фантастике). Добровольное членовредительство. Обсидиановые ножи. Какао-бобы вместо валюты. Своеобразные корабли. Крылатые змеи (жаль мы их не увидим) и огромные водомерки (!). Колоритно, ничего не скажешь.
Континент Меридиан, где правят бал три города. Торговая Кьюкола под покровительством ягуаров (с ними правда, неприятность приключилась), чье главное достояние моряки. Легендарная Това – религиозный центр, место обитания жреческих орденов Наблюдателей и кланов, Созданных Небесами. Хукайе – некогда сосредоточие полководческой мудрости, нынче после установления мира, известное военным колледжем, где юноши из кланов укрепляют тело и обучаются боевым искусствам.
Четыре ведущих клана: Черных ворон, Беркутов, Крылатых Змеев и Водомерок (клан водомерок – это «пять»!). Один из этих кланов, кстати, затаил серьезную жажду мести за кровопролитную Ночь Ножей — разгром ереси в квартале Ворон. Эта жажда становится одной из основных сюжетообразующих линий романа. Ордена жрецов-Наблюдателей, три столетия назад остановивших войну меж кланами, и с тех пор поддерживающих мир (не бесплатно само собой). А до того с «помощью научных достижений прекративших поклонение старым богам» (это кстати о намеках). Внутренние терки между орденами жрецов. Торговые правители Кьюколы, жаждущие избавиться от десятины, выплачиваемой жрецам и вообще поумерить влияние Това. Культисты, мечтающие о возвращении тех самых древних божеств (а вот и вторая центральная линия).
Как видите, конфликтов, противоречий и движущих сил в романе хватает. А значит, скучно не будет. Если бы еще не дебютная часть, когда автор бросает неподготовленного читателя в омут своего мира, предоставляя первые полсотни страниц самому разбираться в том «кто кому Рабинович». Да изрядная неторопливость описаний. Обычное дело: первая книга цикла, куда спешить.
Благо по завершению затянувшейся экспозиции дело идет веселее. Начинают активно играть козыри «Солнца», крепко прихватывая наше внимание.
Магия, которую мы видим в исполнении двух персонажей. Причем у каждого свой уникальный подход к волшбе.
Прочие, неожиданно открывающиеся особенности локации, как-то звериные наездники с их огромными тотемными верховыми животными (вдобавок достаточно разумными).
Интриги внутри Небесной башни, попытки подсидеть нашу передовую Жрицу, собирающуюся реформировать орденское болото.
Мореходные особенности Меридиана, в виде огромных плоскодонных каноэ сотни шагов в длину, во время шторма вывешивающих за борт для остойчивости плавучие пузыри.
Клан Воронов, где с одной стороны к власти приходит молодое поколение. С другой – все больше влияния приобретают поклонники старых культов. Причем и те и другие активно лелеют уже прилично остывшее блюдо, практически готовое к употреблению.
Глубокие ущелья Товы, никогда не видящие солнца.
Основных линий в книге две, они непременно пересекутся.
За первую в основном отвечает Жрец (жрица) Солнца Наранпа. Она глава ордена оракулов, которые занимаются составлением звездных карт, фактически чтением будущего по заказу. Причем, читать собственное грядущее им строго настрого запрещено. Редкий пример жреца, не происходящего из главных кланов. Нара из самой что ни на есть бедноты, родом из местных флавел. К примеру, один из ее братьев достиг немалых высот местного криминального дна. Наранпа не так давно заняла самый важный пост в башне, и изо всех сил старается вернуть посту Жреца его славу, достоинство и уважение, которые в последнее время тают как снег на солнце. Несмотря на изрядный (20-летний) опыт жизни в башне, и карьеру, построенную от служки до самых высот, наша жрица поражает изрядной наивностью и полной неготовностью к паучьим играм и интригам, разворачивающимся вокруг ее персоны. Читателю практически с первых страниц демонстрируют, что судьба Нары будет непростой, остальное время ретроспективно показывая как она докатилась до жизни такой.
Дополняет линию Товы Око – брата матриарха клана Черных Ворон. Парень, закончивший пресловутый военный колледж и готовящийся стать капитаном Щитов своей старшей сестры.
За вторую — Ксиала и Серапио. Это те самые колдуны, о которых я уже упоминал.
Ксиала – получеловек-тик. Дочь моря, рыбоженщина, отличающаяся от людей необычными глазами (и не только, как мы выясним впоследствии), а главное способностью к Песне, позволяющей воздействовать на морскую стихию. Шторм такой Песнью не остановишь, но плавание сделать попроще можно. Восприятие тиков среди народонаселения двойственное. С одной стороны их пугаются и не любят, при случае норовят откромсать кусочек плоти: кости и глаза тиков считаются талисманами. Зато среди вменяемых моряков тиков (мужиков среди них не имеется, одни дамы) уважают за их способности к вычислению курса и понимание океана.
Серапио – сын женщины из Черных ворон, родившийся на чужбине, и с младых ногтей готовящийся к возвращению домой. Причем не просто так, а в облике долгожданного Одо Седоха. Сосуд божества с предначертанной (или нет?) судьбой. Серапио крайне дружен с воронами, способен впадая в транс, вселятся в своих пернатых друзей. Лишен зрения, отличается отлично развитыми иными чувствами (до Мэтта, конечно, далеко, но все же впечатляет) и боевыми умениями. Молод, не приспособлен к обществу, одновременно и тянется и шарахается от людей.
На их примере автор заодно пройдется по иным — «не таким как все», и отношению к ним обычных гомо сапиенсов.
Как и по одной из основных тем книги – возмездию и его последствиям. Для всех сторон.
Женские образы в романе на первых ролях (разве что Серапио может постоять за честь сильного пола). Оно и неудивительно, ведь в тех же кланах царит натуральный матриархат, а у тиков мужиков вообще нет (как они воспроизводят потомство – вопрос открытый).
Отдельное спасибо за расширенные эпиграфы к главам, среди которых как поговорки тиков, рассказы о воронах, так и работа местного Миклухо-Маклая, исследующего особенности жизни Това для торговых правителей Кьюколы. Добавляют глубины миру изрядно.
А вот за недоговоренности хотелось бы попенять. Как появились жрецы? Как умирали боги? Шлейф мира провисает. Понятно, что впереди еще долгий путь. Но все же.
Эрго. Фентези, стоящее на плечах мифологии индейцев древней Южной Америки. Недружелюбный дебют, чересчур плавное развитие событий, компенсируются колоритным сеттингом и недурными персонажами.
Экспедиция, нездоровая психически, или Фанатичное исчезновение
Во глубине шведских просторов стоит шахтерский городок Сильверщерн. Загадочное место, откуда в конце 50-х бесследно пропало все население. Оставив лишь труп на площади и новорожденного ребенка.
Наши дни. Алис, чья бабушка родом из Сильверщерна, давно загорелась идеей снять документальный фильм о заброшенном городе. И вот, наконец, организовала небольшую экспедицию, должную собрать побольше фото и видео материалов для привлечения потенциальных спонсоров.
Пятеро людей приезжают в пустынный Сильверщерн, с первых минут окутываясь в таинственную атмосферу заброшенного поселения.
Поселения, которое не сильно хочет выпускать непрошенных гостей.
Роман, который активно сравнивали с Ведьмой из Блэр и обвиняли в плагиате «Абандона». Книгу Крауча не читал, а вот до атмосферности Ведьмы Городу далековато. Понятно, что кинематографические приемы в деле нагнетания обстановки посильнее литературных (хотя тот же Кинг может поспорить), но все же. Ведь небольшая компания в мистических обстоятельствах — материал для создания крепкого хоррора благоприятный (как тот же «Арарат»). А уж что говорить о реконструкциях реальных загадочных исчезновений или катастроф (Террор и Глубина не дадут соврать). Но у Камиллы получилось не очень.
Может дело в чрезмерной неторопливости происходящего. Ход мысли понятен. Автор пытается досконально воссоздать обстановку затерянного в лесах пустынного городка. Описать заброшенные дома, глядящие на свет бойницами лишенных стекол окон. Прогнившие лестницы, и полы, несущие опасность при каждом шаге. Церковь с нетипичной фигурой Христа. Картину наспех брошенных жилищ, оставленных на месте вещах, посуде. Странноватые слуховые галлюцинации. Видения появляющихся и исчезающих фигур. Ощущение абсолютной непонятности событий и потерянности героев.
Ход понятен. Но слишком медленно раскручивается пружина интриги. Чересчур долго висит то самое ощущение неясности. Чрезмерно растягивается экспозиция, по-черепашьи ползущая к долгожданной кульминации. И даже та упорно старается удержаться в привычном мире.
Ведь большую часть книги в ней практически не ощущается присутствия необычного, нездешнего, потустороннего. Раз за разом продолжаются попытки автора и героев все перипетии списать на случайность, человеческие слабости, извраты психики, глупое поведение персонажей. Оставшись сугубо в рамках рациональной реальности. Опять же, прием вроде как логичный, люди чаще всего так и поступают. Но для развития сюжета не самый правильный.
Может в ассоциациях с Мессой, складывающихся не в пользу Города. Маловато раскрыта личность и внутренний мир здешнего пастора. Остаются за кадром истоки его слишком уж неординарных способностей. Такое на одной харизме провернуть сложновато (хотя всякое случается, прецедентов хватало). А некоторые любопытные намеки (те же глаза) и останутся таковыми после финала.
Может в педалировании банальных теорий и версий. Вовсю топчущихся на шаблонных (пускай и важных) темах нетерпимости, стадного инстинкта, религиозного фанатизма, легко раздуваемой ненависти, растущей как на дрожжах гордыни. Прочих смертных и не очень грехах и психозах.
При этом структура романа вполне адекватна. Современность уместно перемежается письмами, найденными в городе заметками, черновиками (среди них встречаются важные намеки). Плюс парой-тройкой полноценных ключевых флеш-беков, которых можно было бы и поболе.
Герои тоже на уровне. По крайне мере дамы.
Алис. Девушка, которую связывают с Сильверщерном плотные родственные контакты. Ее бабушка стала одним из немногих уцелевших жителей городка, покинувших родные пенаты незадолго до трагических событий. Алис – кинематографистка-неудачница, закончившая профильный вуз, но так и не сподобившаяся отыскать себя в профессии. Вынужденная порой сшибать деньги на телефон у родителей, несмотря на без малого три десятка лет за плечами. Пробивная девица с не слишком уравновешенной психикой (будем честными, среди участников экспедиции таких хватает). В юности подверженная тяжелейшей депрессии, вплоть до тщательно лелеемых суицидальных мыслей. Основная протагонистка романа, изложение которого идет от первого лица Алис.
Ее однокурсница Эмми. Харизматичная, властная, уверенная в себе барышня, обожающая контролировать и руководить любым процессом. Во времена студенческой молодости ставшая для Алис практически сестрой. Потом, правда, их дорожки кардинально разошлись.
Туне – неожиданная подруга Алис. Копирайтер и фотограф-любитель. Как и главная героиня, чертовски тесно (пожалуй, даже слишком) повязанная с Мертвым городом.
Мужские персонажи откровенно ведомы, и находятся на втором плане. Один влюблен в Эмми, второй соответственно в Алис. И поперлись они на эти галеры исключительно из-за своих зазноб.
Финал изрядно разочаровывает. Банально, Хоботов! Нет бы вспомнить старину Дэмиена, перевернуть восприятие читателя неожиданным кунштюком, добавить неоднозначности персонажам и поступкам. Увы.
Эрго. Тягучий и банальный хоррор, в очередной раз говорящий с нами о людских слабостях.
Парк мелового периода, или «Решаем проблемы по очереди»
Джонас Тейлор — человек, который сражался с мегалодоном и выжил, как ни удивительно, не сбежал свит за очи от глубины и зубастых тварей. Он взялся за работу экоактивиста на благо мирового океана. И против беспринципных дельцов, загрязняющих и безоглядно использующих голубую стихию. Заодно принимая участие в исследованиях глубоководной зоны Марианской впадины за термоклином. Местом обитания доисторических животных — мегалодонов. И не только.
Которые, как и полагается, в один не слишком приятный момент, благодаря действиям тем самых дельцов, преодолевают барьер термоклина, оказываясь в водах, переполненных беспечными отдыхающими.
Но гости из мелового периода не единственная проблема Джонаса со товарищи. Ведь уже неоднократно упомянутые дельцы собираются, наконец, устранить со своего пути поднадоевшего Тейлора.
Первая Мег, увидевшая свет в 2018 была глуповатым, но задорным подводным аттракционом, собрав полмиллиарда «умерших президентов». Вторая часть поимела чуть меньший бюджет, скатившись на уровень школьного капустника с чертовски спорной графикой.
Картинка на диво корявая и выглядит грубо и неестественно. Акулы будто вырублены топором (вдобавок продолжают вести себя странно — огромные туши специально несутся за километры, теряя энергию чтобы схарчить одиноких маленьких людишек). Напряженных хоррорных моментов минимум. Подводные путешествия топорно нарисованы и предусмотрительно затемнены. Мультяшность графики, причем сварганенной спустя рукава, бьет по глазам не хуже хвоста мегалодона. И опять же – почему так мало нам показывают собственно акул (ответ ясен – на хорошего художника денег пожалели)? Как можно было так коряво потратить 129 лимонов? Вопрос в пустоту.
Сценаристам изо всех сил приходится отдуваться за своих коллег компьютерщиков (спойлер – удалось не очень). Ход их мысли понятен. Больше мегалодонов! И еще разных тварей из мелового периода (ну или просто очень здоровых). Подгоним напряженное путешествие по дну океана, в духе ужастиков, когда до цели похода доберется гораздо меньше народу, чем его начнет. Обеспечим персонажей смертельно опасными перипетиями. Впрочем, и ежу понятно, что основным корешам и любимым Джонаса ничего не угрожает, пострадают лишь статисты. Мало того, что у окружения главгероя сюжетная броня. Так за их жизнь заботится самолично товарищ Тейлор, которого об мегалодона не убьешь, и на 7,5 километровой глубине он может купаться без скафандра (кто в курсе, сильно нас обманули постановщики насчет давления?). Покажем очередной локально взятый акулий апокалипсис с детским визгом на лужайке (пардон бухте). Героически спасем собачку.
А заодно вспомним, благодаря чему получил известность главный актер картины. Боевики! Значит нужно кроме акул подогнать протагонисту людских противников, чтобы наш «Зеленый Джеймс Бонд» смог показать свое боевое искусство. Благо, обычного персонажа Стэйтема, укладывающего врагов десятками, из Тейлора решили не делать. Когда дело начинает пахнуть керосином, и противников становится слишком много, Тейлор обращается за помощью к голубой стихии и друзьям.
Что забавно, большинство актеров-героев боевиков, вспомним, хотя бы Арни, Слая, Ван Дамма, Джета или Джеки, рано или поздно пробовали свои силы в серьезных трагических лентах. Джейсон неуклонно штампует неубиваемых терминаторов, похоже, даже не задумываясь о большем. Может еще возраст не пришел?
Вот и здесь Стэйтем / Стетхэм как обычно отыгрывает парня, круче которого только яйца. К работе телом, опять же, как обычно никаких претензий. А вот его актерская игра во второй Мег находится в пропасти, сравнимой глубиной с Марианской впадиной. Как только Джейсону нужно изобразить эмоцию, или любую реакцию, кроме напряженного убийственного взгляда — туши свет. «Ужимки разные там, фигли-мигли». Очень плохо.
Впрочем, это проблема не только Стэйтема, что позволяет обвинить в актерских проблемах ленты режиссера. Лицедеи неубедительно прикалываются и перешучиваются, либо с чеканными лицами произносят пафосные фразы, типа: «куда мы? в неизвестность!». Переживать и выказывать эмоции позволено лишь дамам, даже в самой смертельной ситуации.
Погорелый провинциальный театр, право слово.
Разве что Клиф Кертис смотрится в этом бардаке более менее гармонично.
Не преминут постановщики акцентировать внимание зрителя на экологической теме. Причем этот момент, кроме профессии протагониста, а также в лоб поданной, и до кончиков ногтей лживой лекции, интересен еще судьбой главзлецов.
Все три основных противника закончат свои жизни чертовски наглядно, демонстрируя непосредственное и скорое воздаяние от природы за свои делишки и жадность в использовании ресурсов.
Жаль, в реальной жизни это так не работает.
В общем, долгое время совсем скучновато. Благо, хоть движухой к финалу нас обеспечат сполна. Правда, до этого полтора часа придется терпеть слабую актерскую игру, убогие диалоги и корявые «спецэффекты».
Еще из забавного. В этой серии мирные отдыхающие все же гибнут. Но делают это абсолютно бескровно, скромно и добродетельно. Никакой крови, что вы! Ни-ни! Рейтинг! Просто аккуратно и с умеренными криками статисты массово исчезают под водой. Особый шик — вид из открывающейся и закрывающейся пасти мегалодона. Лепота!
Эрго. Слабенькое продолжение аж никак не гениальной акульей пугалки. Разве что финальную часть можно занести в актив.
Режиссер: Бен Уитли
В ролях: Джейсон Стэйтем, Клифф Кёртис, Сиенна Гиллори, Шуя София Цай, Скайлер Сэмюэлс, Мелисса Махут, Пейдж Кеннеди, Джеки Ю, Вупи Ван Раам, Киран Соня Савар
В одной из бухт Японского моря находят трупы двух аквалангистов. В бухту прибывает экспедиция гидробиологов, снабженная батискафом.
Оказывается, что радиационный фон в бухте повышен, чему виной, скорее всего контейнер с радиационными отходами, обнаруженный на дне. Привлек внимание ученых также новый вид осьминогов, обнаруженный в лабиринте скал.
Но что же стало причиной смерти подводников и давления на разум людей, поселившихся в подводном «колоколе»? Неужто к этому причастна чужая подлодка, проплывшая неподалеку? Или дело вовсе не в этом?
В нашем голоштанном детстве мелькало не так уж много приличных авторов, пишущих фантастику. Одним из тех, чьи работы с нетерпением ожидались во всех сборниках и журналах, был Игорь Маркович Росоховатский. Уроженец Черкащины славен не только фантастикой, но и сотнями научных статей, а также парой научно-популярных книг, созданных в соавторстве с ученым-кибернетиком А. Стогнием.
Но лично мне больше всего запомнилась его повесть, увидевшая свет в 1971 году. Скорее всего, дело в подводном антураже, всегда намертво привлекавшем мое внимание. Как бы то ни было, после Аргонавтов я решил обновить впечатления об еще одном ярком воспоминании детства.
Перед нами научно-популярный текст, в духе Жюля Верна знакомящий читателя с работой гидробиологов. Некоторыми особенностями октопусов, любопытными возможностями, городами, путешествиями по суше, размножением, восприятием других обитателей моря. С умеющими говорить дельфинами, взаимодействием хищника и добычи, их отношением к людям. С влиянием радиации на живые организмы и различными точками зрения на благостность деяний мирного атома (не забываем, до Чернобыля и Фукусимы оставалось еще масса времени). Не преминет автор поговорить с нами об экологии – воздействии человека на океан, и последствиях такого воздействия. Способных вызвать нехилые последствия для «царей природы».
Действие происходит на Земле, точнее в большей части под водой. Здесь нет других планет, космоса, сигомов (синтегомо) – кибернетических людей, одной из главных фишек творчества Росоховатского.
Но, несмотря на казалось бы, скромный размах, повесть дает возможность подумать о Разуме. Поразмышлять о покорении Океана, использовании этой огромной кормовой базы. Причем с акцентом не на рыбу или водоросли, а на планктон.
Об антропоцентризме, высокомерии «хомяков разумных», частенько определяющем их психологию и мотивацию.
О сотрудничестве Гомо сапиенсов с другими видами. Видами, в лучшем случае воспринимаемыми людьми как слуги, верные и преданные помощники. А так ли это на самом деле?
О том, как может происходить контакт человека с другим разумом. Причем с более сильным разумом, воспринимающим уже нас как братьев меньших, или существ которых можно использовать в своих целях.
О телепатии, воздействии на мозг, сильной воле, сопротивлении такому воздействию.
Не забывает автор подогнать элементы саспенса, погружая героев и читателя в атмосферу непонимания, тягостного недоумения, паранойи, видений и больного мозга. Создав в результате глобальную угрозу людской цивилизации.
Пара слов о грустном. Размер повести накладывает свои ограничения. Персонажи слабенько проработаны. Кроме разве что журналиста Валеры, не имеют особых изюминок, предыстории, шлейфа роли. Да и в общем не поражают воображение.
Текст воспринимается суховато, скомкано, тонко намекая на желательность увеличения объема. Забавно, что в повести, большую часть времени которой герои проводят под водой, откровенно не хватает воды.
Эрго. Ностальгическая повесть о сюрпризах, таящихся в глубинах океана, взаимодействии разумов, экологии, людских особенностях восприятия. Далеко не идеально написано, но любопытных моментов достаточно.