Эту песню запевает молодежь, или Информационная революция в юном исполнении/ Деспотизм не пройдет!
17-летнему Маркусу Йаллоу не очень нравилась государственная машина. Слежка за учениками в школе, контроль за перемещениями, жучки в компьютерах. Будем честными, мало кому из подростков нравится Система. Но большинство находят способы с нею мириться. Возможно, и Маркус нашел, если бы не оказался не в том месте не в то время.
Террористический акт, и сразу после него жесточайшее закручивание гаек и попирание всяческих прав жителей Сан-Франциско.
Отныне у парня на государство, принявшееся «щемить» своих граждан, а точнее на Департамент национальной безопасности США огромный зуб. Казалось бы: тоже мне отыскалась угроза для наглых силовиков мощнейшей в мире державы: недоросль-программист. Но что если так только казалось?
За последние годы на нас обрушился целый вал разнообразных антиутопий, часть из которых ориентировалась на подростков. Большинство из этих книг мало чем может порадовать искушенного читателя, но Little Brother, появившийся на свет уже почти десятилетие назад, стал одним из немногих исключений. Причем исключением способным заинтересовать как young adults, так и вполне состоявшихся взрослых.
Первых способен зацепить главный герой, юный компьютерщик Маркус, сообразительный, знающий, талантливый, неглупый. При этом, как и все подростки, ершистый, увлекающийся, безапелляционный, немного наивный. Протагонист получился живым и полнокровным, сполна получающим свою долю читательского сопереживания. Книга написана от его первого лица, и отлично ощущается, что протагонист еще учится в старших классах. Особенно поначалу. Обман школьных систем слежения, игры с опасностью, дающие легкий адреналин. Увлечение играми, ролевыми, компьютерными и на местности. Отношения с однокашниками и преподавателями. Открытия, связанные с противоположным полом. Остальные персонажи на фоне Маркуса выглядят бледновато и работают скорее функциями, чем полнокровными героями – «лучший друг», «потенциальная девушка», «папа и мама».
Роман написан на удивление адекватным языком, без скидок на возраст, сюсюканья и нарочитости. Доктороу не пытается излишне стилизовать речь героев, все же протагонисту не 12-ть годочков, но не забывает об особенностях юного восприятия мира. Создавая приятную атмосферу легкого пубертатного безумия и отроческой самоуверенности.
Little Brother буквально пронизан компьютерной терминологией, особенностями использования сетей, гимнами программированию, рассказами о шифровании и прочими техническими приколами. Но у Кори почти всегда получается подавать эти важные для сюжета данные нескучно, не уподобляясь занудным справочникам. А заодно подбросить читателю некоторое количество полезной информации.
Вдобавок роман написан живо и легко, в нем хватает переходов между легким началом и жестким продолжением, обычной жизнью и тюремными буднями, семейным бытом и шпионскими играми, школьными днями и «програмерскими» ночами.
Взрослого читателя в книге Доктороу может привлечь даже не столько концепция завинчивания гаек государством. Не описание того, как благополучная, сытая спокойная страна постепенно, но неуклонно скатывается к полицейскому строю. При полном попустительстве, а то и одобрении высших властей и, конечно же, силовых структур (ну этим сам бог велел, если все спокойно и демократично на кой ляд они вообще нужны в таких безумных количествах?). Все это под крики о безопасности граждан, террористической угрозе, патриотическом угаре. Описание получилось у автора вполне достойным, но все это уже давно не фантастика, а суровая реальность. А вот метод борьбы, предложенный Кори вполне достоин внимания. Метод неоднозначный, по-книжному чересчур действенный, потенциально возможный только на загнивающем западе, но все равно до чертиков любопытный. В эпоху информации, твердо уверен Доктороу, лишь информационные методы борьбы с деспотизмом и полицейским произволом могут иметь успех. Поражайте значит врага тем оружием, в котором вы сильны, юные компьютерщики. Создавайте свободный интернет. Мешайте их проверкам и системам слежения. Вскрывайте их темные делишки, выставляйте на всеобщее обозрение их ошибки, насилие, произвол. И не забывайте твердо верить в друзей и успех своего безнадежного предприятия. Эдакий бунтарский букварь для влюбленных в свободу малолетних радикальных хакеров. Что приятно, Кори сполна отдает себе отчет в куче проблем, ждущих таких информационных революционеров. От противодействия силовиков до неодобрения окружающих, включающих самых близких.
Ну и без помощи прессы не обойтись, будь ты сам Стив Джобс, скрещенный с Аланом Тьюрингом.
Не забывает автор и о психологических нюансах общественной реакции разных возрастных групп на проделки режима. Изрядная часть взрослых, солидных людей, по мнению Кори, не станет активно сопротивляться произволу. Причем по разным причинам. Часть из-за банального страха. За себя, свое удобство, за близких людей: «пригнемся – целее будем». По причине уверенности в том, что власть предержащие «знают как надо». Потому, что они так воспитаны, они «патриоты» и не будут вредить своей стране во время войны с терроризмом. Из-за обывательской глупости и лености. Потому что у них есть, что терять. Сотни причин наберутся.
У молодежи, уверен Доктороу, все гораздо проще. Они со всем пылом юности верят в идеалы, которые давно позабыты их взрослыми согражданами. В конституцию, которой политики вертят, как придется. Права человека, давно ставшие лишь строками на бумаге. Отрокам не за кого особо переживать, своих жен и детей еще нет и в помине. Родители вполне в силах сами о себе позаботиться. У подростков минимум ответственности, зато немерянное количество дури, самомнения и уверенности в своей правоте. А также знаний о новых технологиях, которые окружают их с самого первого дня. Да, их посещают порой сомнения в моральности собственных действий, тех которые затрагивают обычных людей. Да, и среди них встречаются «истинные патриоты», уверенные в правоте правительства. Но все равно именно молодежь, как верит автор, не допустит торжества тоталитаризма в цитадели демократии. В общем, проблема различия поколений, отцов и детей с несколько нестандартной точки зрения.
Все это конечно благородно, как говаривал один незабвенный герой, но имеется в романе благополучного канадца (ныне британца) Кори Доктороу нешуточная наивность. В первую очередь она заключается в уверенности, состоящей в том, что злоупотребление государством своей властью это исключение, а не правило. Убежденный демократ Доктороу считает, что люди, приходящие к власти, остаются более менее нормальными людьми. Допускающими ошибки, подверженными пропаганде, самоуверенными, но нормальными. Что государственная машина хоть на секунду задумывается о судьбах своих граждан. Не на бумаге, не во время инаугурационных речей или празднования дня независимости, а в будничной реальной жизни. Ну как же, недоумевает Кори, ведь в Конституции написано! На заборе тоже написано – ухмыляются ему в ответ – а там дрова лежат.
Они делают что-то неправильно – говорит главный герой – так усердно ловят террористов и ни одного не поймали! Мальчик не понимает, что если бы дело происходило в реальности – успехи агентов ДНБ а также отловленные «террористы» появлялись бы именно тогда, когда нужно. И имел ли кто-то из них отношение к настоящему преступлению, народ никогда бы не узнал. Зато пребывал бы в твердой уверенности, что доблестные силовики не покладая рук защищают их от жуткой угрозы. И им, силовикам, конечно, нужно дать еще больше финансирования и полномочий. А затем еще. И еще. И… А иначе как вас спасать? Ведь террористы не унимаются (а кто их кормит, это дело десятое).
Да, на Западе власть предержащим приходится предпринимать на порядки больше телодвижений и прочих «па-де-де», скрывая свою людоедскую сущность, чем на постсоветском пространстве. Но чего Кори не хочет понять, так это того, что в любом государстве те, кто у власти в первую очередь заботятся о себе. И во вторую. И в сотую. А лишь потом (когда-нибудь, может быть) о своих гражданах. Любое государство — аппарат насилия и обмана, ненасытный уицраор, жирующий на энергии своих подданных и считающий их даже не быдлом, а обычным крупным безрогим скотом, кормовой базой. А те, кто становятся для него настоящей угрозой, и неспособны уняться, чаще всего просто бесследно исчезают в ближайшем крематории, умирают в результате сердечного приступа, либо случайной бандитской разборки. Благо таких обычно немного.
Да, периодически власть сдает парочку чиновников, или вояк. Может даже приструнить на время своих зарвавшихся псов. Ведь вскоре напуганные засилием настоящих или ложных террористов граждане попросят принять еще парочку патриотических актов и сами в клювике принесут повелителям свои права и свободы. В обмен на чувство ложной безопасности.
И Маркуса Йаллоу почему то рядом не окажется.
Эрго. Качественная, и до чертиков актуальная подростковая антиутопия, способная донести до современного компьютеризированного поколения идею о том, что государству все же позволено не все. И чтобы это доказать, придется побороться. В позитиве приятный протагонист, неплохой язык и информационный подход к сопротивлению режиму. Из недостатков стоит отметить некоторую наивность и расчет на западного читателя.
Игра в мертвецком казино, или Семейное воссоединение в городе зомби
Зомби-апокалипсис наступил. Пока лишь в одном отдельно взятом городе США. Лас-Вегасе. Отныне столица игорного бизнеса развлекает лишь живых мертвецов.
Правда, кроме «шаркунов» имеется тут и более приятные моменты. Набитые баксами сейфы казино.
Один из таких сейфов берется вскрыть команда под началом татуированного, близорукого и крутого Скотта Уорда.
Их целостности угрожает не только армия мертвецов, среди которых встречаются крайне шустрые и сообразительные экземпляры. Собственные цели многих членов команды. Но и ядерная ракета, которая обрушится на Лас-Вегас буквально через несколько часов.
Зомби-эпидемии частенько гостят как на больших, так и на малых экранах.
Решил вернуться к этому поджанру и Зак Снайдер? некогда начинавший свою карьеру с «Рассвета мертвецов».
Перед нами, по большому счету, не «11 друзей Уорда» в зомби-антураже, с хитроумными планами ограбления (с этим все просто), а история осознания, понимания и искупления одного единственного человека. Печального Скотта Уорда – огромного мужика в трогательных очечках, трудящегося поваром в закусочной. Только ленивый не прошелся по тому, что Зак этой картиной провел личный психологический тренинг на тему «как отцу успевать на помощь дочке». Но, похоже, так оно и есть.
Скотт, о прошлом которого мы узнаем лишь то, что он заслужил медаль, спасая министра от зомби (вояка наш Уорд или наемник?), отправляется на опаснейшую миссию не ради себя, а для дочери, оставленной ранее на произвол судьбы, причем в компании оной. В процессе наш громила узнает массу нового об отношении окружающих, и даже успевает сделать некоторые выводы.
Батиста в главной роли несколько скучноват, харизмы до того же Скалы Дейву не хватает, но совсем кашу не портит. Радуя зрителя своими поварскими размышлениями о ролах из лобстеров и крафтовом сыре.
Это один из немногих примеров отношения Снайдера к развитию и шлейфу роли персонажей. На героев режиссер решил много внимания не тратить.
Дочурка в исполнении Эллы Пёрнелл показана внезапно крутым снайпером (десяток народу в голову за десяток секунд), социально активным, но поразительно глупым человеком, подставляющим непричастных наемников направо и налево. Особенно позабавило отношение к подруге, из-за которой «полегло столько народу в Европе». В самом финале о существовании той никто попросту не вспоминает – «помер Максим, и хрен с ним». Не до того, у нас тут семейное воссоединение.
Соратник Уорда Вандерох (Хардвик) может, по крайней мере, похвастать концептуальной пилой. Майки Гузман (Рауль Кастильо) — стильной прической.
А вот второй старый напарник Мария Крус (Ана де ла Регера) даже пилы лишена. Одним романтическим интересом обходится.
На тему привычки Койота спать с автоматом, и ее отношения к мужикам, можно сделать определенные выводы, но озвучить их постановщики не озаботились.
Пилота вертолета откровенно жалко. А вот не позволяй совести управлять твоими поступками!
Ну а представитель заказчика Фрэнк (Гаррет Диллахант) с самого начала вызывает конкретные подозрения.
Разве что немецкий взломщик сейфов Людвиг (Швайгхефер) несколько выделяется на фоне каменнолико-маскулинно-феминистичной компании. Артистичной души человек с легким налетом «голубизны». Настоящий фанат своего дела. Не зря о нем приквел снимать собираются.
Но кроме живых героев в картине имеются и мертвые.
Зомби в мире Army делятся на два вида. Классические тупые шаркуны, не выносящие солнца, впадающие в гибернацию, забившись в тень.
И «альфа» — более продвинутые мертвяки. Они не уступают по быстроте человеку, сохраняют навыки прошлой жизни (экий был живчик в красных штанах!), пользуются неким подобием языка, проявляют эмоции, могут поставить в тупик до зубов вооруженный отряд. Самый главный бвана (в орочьем гриме) даже пользуется шлемом, прикрывающим уязвимую голову. А самое главное, являются чем-то большим, чем просто жертвы вируса (не Кваzи, но тоже неплохо). Возможно, разговор о зоне 51 оказался в фильме не просто так.
Концепция зомби, превращающихся в нечто большее, чем тупые пожиратели мяса, не нова. Правда, она больше развивается не в кино (хотя и тут встречалась), а в литературе. К примеру возьмем «Корм», или «КВАZИ».
Легенда мира вроде как продумана, но недоработок хватает. Сравним с той же Крузовской «Эпохой мертвых», где персонажи стараются не стрелять в городах без лишней надобности. Ведь выстрелы привлекают мертвяков в больших количествах.
А вот за зомби-лошадь и особенно зомби-тигра (киса зеваньки улеглась на машинке-ай молодца!) стоит выразить постановщикам благодарность перед строем. Мертвая живность всегда притягивает взгляд, будто магнитом. Как и неаппетитный юморок, связанный с зомби. А что делать, время такое.
К сожалению, порой действия героев порой вызывают изрядное удивление, граничащее с неприятием такого маразма. На улицах пусто, посему мы полезем внутрь зданий, где спят зомби. Или непременно займемся разговорами о личных отношениях (поговорить герои любят), когда до взрыва бомбы останется несколько десятков минут. Раньше времени не отыскалось.
Открывается лента песней «Вива Лас Вегас», во время которой нам показывают клиповую нарезку предыстории событий, достойную отдельного двухчасового фильма. И не факт, что он получился бы хуже, чем снятый в реальности.
Вскользь пройдутся создатели ленты по социально значимым темам, типа использования реальной угрозы жуткого вируса для контроля над недовольными (не может такого быть!), создания оружия из всего чего ни попадя, карантинных зон, где не действуют законы, или злым мужикам-абьюзерам, а также методах борьбы с ними. Однако на идейной подоплеке картины Зак концентрируется слабенько.
Поиграются со смешением жанров, от черной комедии и личной трагедии до триллера, большую часть времени напрочь забывая о том, чего от фильма ждали больше всего – боевике.
Экшена в фильме «не сады». Имеется напряженная хоррор-сцена с пробиранием меж спящих зомби. Да разбитая на кусочки, и не особо впечатляющая финальная разборка. Правда, включающая в себя эстетское мочилово в зале казино под дождем из 100 баксовых купюр, с использованием любимого режиссером слоу-мо. Как для без малого трех часов, этого преступно мало.
Эрго. Локальный мультижанровый зомби-апокалипсис, концентрирующийся на психологической истории отдельно взятого наемника и его дочки.
Режиссер: Зак Снайдер
В ролях: Дэйв Батиста, Элла Пёрнелл, Ана де ла Регера, Маттиас Швайгхефер, Нора Арнезедер, Хироюки Санада, Рауль Кастильо, Майкл Кэссиди, Гаррет Диллахант, Тиг Нотаро, Саманта Уин, Тео Росси, Омари Хардвик, Лион Бекуив, Сара Минник
Магический вестерн, или Обменное колдовство под взглядом Госпожи
Одна допросная камера в Революционной Высокой башне.
Две женщины, одна из которых вскоре умрет.
Шесть часов до казни.
Льется рассказ о волшебниках и охотниках за головами. Жуткой магии и знаменитом чудесном револьвере. Семи заговорщиках, некогда пытавшихся свергнуть саму императрицу.
Падают последние песчинки в часах, отсчитывая мгновения до смерти рассказчицы.
Но что если с падением последней из них история не закончится?
Роман, некоторыми линиями навевающий ассоциации с Аберкромби, «Расколотым миром» Феликса Гилмана и «Черным ходом» Олди. Местами вторичный, но радующий любопытным подходом к волшебству и аналогом магического Дикого запада.
Здешние кудесники чар получают силу через Мену. Сделку с Госпожой Негоциантом (с полом это божество не определилось). Отдаешь, к примеру, воспоминание, или дыхание – получаешь возможность творить волшбу, в зависимости от своей школы. Нынче магия во многом наука – ушлые ребята точно знают, что нужно отдать, чтобы получить желаемое. Случаются, правда, неувязочки. Различных направлений колдовства в мире «Могил» хватает. Тут вам телекинез, работа с ветром, телом, иллюзии, телепатия, открывание порталов в иные миры и призыв оттуда всякого зубастого. Это только малая толика умения классических магов. В наличии также фанаты знаний – вольнотворцы, способные зачаровать рану, одежду и даже свеженький труп. Безглазые Поклонники Видящего Бога – адепты мощной, но нестабильной «языческой магии».
Как видите, колдовства для своей локации автор не пожалел.
Как и различного вооружения: простого, магического и уникального (кто сказал: Дьяблой повеяло?). Ручницы (что в основе здешнего огнестрельного оружия мы так и не узнаем), автострелы — арбалеты с моторами, грозострелы — арбалеты, несущие на своих стрелах грозу, огнеглефы, стужемечи, боевые железные повозки, мощные, но однозарядные штык-ружья, бомбы. Предметов изничтожения ближнего своего — выше крыши.
Это не считая таинственных революционных Реликвий, позволивших «нолям» справиться с колдунами.
И конечно, револьвера, давшего имя нашей героине. Револьвер, что любопытно, также с полом не определился, впрочем, ему это не особо нужно. Какофония – единственный в своем роде. Заключивший соглашение с протагонисткой. Стреляющий пулями, содержащими заклинания, придающий форму магии. Огненные шары, звуковые стены, болезненные несмертоносные чары. Зарядить это оружие можно многими сюрпризами. Какофония обладает зачатками сознания, не разменивается по мелочам, не любит когда его достают зря, а вот добрую драку с сильным противником – очень даже.
На первый взгляд кажется, что в лице Империи и Революции перед нами противостояние магии с технологией, но потом становится понятно, что в основе революционных технологий лежит когда колдунство, когда материалы с непонятными свойствами. В общем, техникой в нашем, земном понимании тут не пахнет.
Привлекает внимание политическая обстановка. В наличии у нас две основные силы: Империя и Революция. Знаете, как оно бывает, гнобят маги, не покладая рук, «нолей» — тех, кто не имеет магического дара, а потом, раз! Наступает момент, и бывшие слуги отчего-то оказываются твоими злейшими врагами. Успешно вставляя тебе палки в колеса. А если вдобавок в твоем собственном доме раздор – тогда совсем беда.
И появляется эдакий Великий Генерал «замутивший» Великую Революцию Кулака и Пламени (все с большой буквы). И становятся под его знамена тысячи бывших слуг и рабов. И показывают «кузькину мать» бывшим господам. Революция, как полагается дико пафосна, жестока, активно занимается регламентацией всего, пропагандой и промывкой мозгов. Все по-взрослому. Что порадовало – здешним бойцам революции выдается новая фамилия, затем становящаяся семейной: Суровые, Гордые, Милосердные, Отважные, Лютые. Каждая занимает свое место в иерархической лестнице, за заслуги тебя могут наградить более престижной фамилией, за промахи – опустить по лестнице имен вниз.
Действие книги происходит в Шраме – относительно недавно открытой земле, где не только схлестываются два главных тяжеловеса этого мира. Не только поднимаются городки, находящиеся под покровительством той или иной стороны. Но и проживают изрядное количество различных маргинальных элементов – вольнотворцев, пеплоустов, скитальцев – изгнанников, в основном из Империума. В результате перед нами натуральный фронтир Дикого Запада, только без индейцев. Зато с пограничными городками, бандитами, ворами, учеными-алхимиками, магами, революционной армией. А также местной природной фауной, ведущее место среди которой занимают крупные птицы-убийцы. И магической, такой как милые девицы- кельпицы.
Прием, когда приключения героя не проходят в реальном времени, а подаются как воспоминания, далеко не нов (вспомним хотя бы Квоута). и достаточно спорен. Мы на все сто процентов уверены, что протагонист доживет до момента изложения истории, следовательно, за его целостность во время всех прошлых приключений волноваться смысла нет. Впрочем, зная, что перед нами первая книга трилогии, волноваться за Сэл вообще не нужно. Никто курицу, несущую золотые яйца резать не будет (даже жестокосердный Мартин, у которого все же имеются пара-тройка неуязвимых любимчиков).
Сэл Какофония регулярно обращается к собеседнице (и к читателю) — эдакий слом четвертой стены, частенько (порой даже слишком) использует неопределенный артикль и прочий матерок. Работает ненадежным рассказчиком (сложно ожидать полной искренности перед лицом казни). Не забывает о черном юморе.
И является фактически единственным хорошо проработанным персонажем книги.
Ее прошлое открывается буквально по капле (а сколько там тайн таится!), зато внутренних переживаний и прочих рефлексий мы получим по полной программе. Суровая, покрытая шрамами женщина, конечно же, в сексе отдающая предпочтение представителям собственного пола (модный тренд, что поделать). Знаменитая охотница за головами, ведомая местью, лелеющая список из трех десятков имен, которых она жаждет отправить на тот свет. Самых, пожалуй, опасных колдунов мира.
Сломленный, озлобленный, несчастный человек с жуткими тайнами былого, не способный позволить себе ни толком побыть с любимой, ни остановиться в своей погоне за смертью. Способный при этом на сострадание, милосердие, понимание. Если это конечно, не мешает основному делу. А еще она, как и вся Империя, искренне и самозабвенно любит оперу. Живут же люди, ходят в театры, в библио…
Добавляют в блюдо остроты действия ее врагов, затеявших очередную попытку свержения императора-«ноля». Во время которой сотнями гибнут невинные люди, а на земле оказывается тот, кому тут совсем не место.
Темп рассказа динамичный, быстрый, задорный. Главы из прошлого перемежаются подглавами настоящего, общением Сэл с военным губернатором Треттой Суровой. В это время мы увидим восприятие рассказа женщиной, в чьих руках находится жизнь Сэл. Увидим другой взгляд на описываемые события. Полезно.
Экшена в романе хватает. Столкновения с магами различных школ и умений. Драки с имперской птичьей кавалерией. Гончими Обители Видящего бога. Призванными и выколдованными существами. Чаще всего без Какофонии Сэл не обходится (что неудивительно, противники попадаются мощные), но иногда дама показывает, что и без револьвера кое на что способна.
Есть чуток идейной подоплеки. Начиная от непонимания обычных людей, на кой черт убивать друг друга ради блага власть имущих. До размышлений тех самых имущих о жертвенности. Точнее, самообмане. Ведь пренебрежительное отношение к подопечным, напрочь лишает ценности даже настоящую жертвенность. А уж тем более то, что называют таковой жаждущие власти маги.
Эрго. Приключение-вестерн без особых претензий. Приятный подход к магии, качественно проработанная протагонистка. Хватает шаблонных моментов, но недурно провести вечерок, разгрузив мозги, вполне можно.
P. S. Забавный подход к оформлению обложки: 3d-минимализм во всей красе. Дешево и сердито. Даже слишком.
Размышления о природе человека, или Взрыв страстей в тесных коридорах
Ближайшее будущее. Дела на матушке Терре худо, человечеству пора искать новый дом. Благо подходящая планета вроде как обнаружена.
Чтобы проверить будущую «Землю обетованную», туда устремляется разведывательный корабль.
С необычным экипажем. На борту несколько десятков детей, специально выращенных для этой миссии, и один взрослый. Лететь долго, до цели доберутся лишь внуки первого поколения. Чтобы снизить риск конфликтов, юнцов накачивают наркотой, повышающей вялость, подавляющей сексуальное желание.
Но что случится, если подростки освободятся от препарата, обуздывающего их порывы?
В кино и литературе во все века уделялась масса внимания людской природе, попыткам приглушать стремления и желания, конфликтам в замкнутой социосистеме. Однако поколения сменяются, и Нил Бёргер решил в очередной раз побеседовать с недорослями об этих важных темах.
Как и следовало ожидать, получилось вторично, скучновато, но для целевой аудитории, наверное, уместно.
Какое поведение будет правильным, если вас не сдерживают правила и страх наказания? Что формирует цивилизацию: договоренности или манипуляция? Стоит ли верить всему, что вам говорят? Что лучше: быть дикарями, или вменяемыми людьми? Как решать конфликты: силой или голосованием. Как сдерживать животные порывы и нужно ли это? Что, в конце концов, в самой природе человека: агрессия, насилие, или способность договариваться?
Вполне вменяемые вопросы для разговора с подрастающим поколением, да и некоторым взрослым не мешало бы над ними задуматься. И ответы даются правильные (об этом позднее).
А вот реализация оставила противоречивое впечатление. Снято все камерно (что не удивительно, дело происходит в отсеках корабля), бюджетно, изрядно наивно.
Даже не будем говорить о смысле разведэкспедиции, длящейся без малого столетие. Это у вас не разведка, а полноценная колонизация получается, а для нее трех десятков народу маловато. Или об изначальной идее отправки детишек вовсе без пригляда.
А вот реакции экипажа и уровень манипуляций, которыми на него воздействуют, это натуральный «первый класс, вторая четверть» — как-то чересчур даже для подросткового кино.
Возможно, таким образом нам демонстрируют оторванность молодняка от жизни – его действительно держали в вакууме общения, информации. Однако не верится в то, что детишки, пускай всю жизнь варящиеся в обществе друг друга, не проверяли на своих собратьях психологические манипулятивные инструменты. То, чем гомо сапиенс владеет практически с пеленок.
Опять же интересно, с какого возраста их накачивали «синеньким»? Ведь пубертатные бунты, бодание друг с другом и взрослыми начинаются гораздо раньше, чем в 14. И должны были накрыть экипаж еще на земле.
Ну да ладно, киношная условность в полный рост. Некоторые моменты осознания страстей и бурления крови постановщики передали достаточно удачно. Как то первые неловкие попыток силового воздействия на оппонента. Людьми, которые не просто никогда не дрались, но даже не видели этого со стороны (опять же в детстве в песочнице была сплошная тишь да гладь?).
А вот легкость влияния на умы, как я уже говорил, показана слишком уж наивно-просто. Это так не работает.
Первую половину фильма персонажи грустно шатаются по кораблю, во второй с столь же скучными лицами пускаются во все тяжкие. Космоса нам пожалели (все, что происходит, с тем же успехом могло происходить в лабораторных условиях, а вместо судьбоносного передатчика могла выступить сломавшаяся кофеварка). Намеченную хоррор-линию создатели ленты развивать не стали, явно чтобы не отвлекать героев и зрителя от психологических этюдов взросления. Как на меня зря.
Зато в последней трети добавили суматошной беготни и прочего как-бы экшена.
Впрочем, а что делать? Молодые лицедеи пока не в состоянии вытягивать фильм актерской игрой, вот и пришлось подставлять ленте костыли.
Главный положительный персонаж в исполнении Тая Шеридана поразительно безэмоционален (причем независимо от приема «синего»), на роль лидера подходит крайне слабо. Еще и тормозит не по-детски, как можно было столь бездарно разыграть карту с видеозаписью?
Его оппонент (Финн Уайтхед) выглядит чуток получше (эдакий безмозглый, но хитрый дьволенок, купающийся во власти и прочем недозволенном), но у него и более выиграшный злодеистый образ.
Предмет их романтических терзаний до одури скучен, напоминает снулую селедку.
Среди остальных подростков встречаются знакомые по сериалам («Видеть», «Тень и кость») лица, даже Брана на эти галеры занесло, причем в абсолютно «никаком» образе, но почти все время они старательно изображают серую биомассу, безвольно колышущуюся меж двух «харизматичных» парней.
В касте имеется даже полноценная звезда (Колин Фаррелл). Однако скажу сразу, его роль в происходящем минимальна, поклонники этого незаурядного артиста останутся недовольны количеством экранного времени кумира.
А вот с морально-этической и державно-социальной точки зрения Voyagers (прямой перевод названия – «Путешественники») сделал, что мог. Смотрите, тонко намекает картина – голосование, демократические институты – наш единственный путь. Насилие – напротив, ведет лишь к смертям и разрухе. Любая жизнь предоставляет ценность. Подавлять эмоции безоглядно не следует, надо учиться жить со всеми людскими порывами и страстями. Работать лучше, чем бить баклуши. И даже если вы лично не сделаете судьбоносных решений, влияющих на судьбы расы, имена ваших потомков уж точно останутся в веках.
Да, наивно, да, манипулятивно. Но так хочется верить в то, что если жить по этим нехитрым правилам, все придет в норму, человечество отыщет выход из кризиса и помчится к новым высотам.
Может, позволим себе поверить?
Эрго. Социальная подростковая фантастика, в очередной раз тонко намекающая подросткам о правильном пути. Идейно в норме, как произведения искусства – средне.
Нищий Бэтмен в погонах / Законность или справедливость?
Игорь Громов не был обычным сотрудником питерской полиции. Скорее он действовал в стиле шерифов Дикого Запада. Зато раскрываемость у него была на высоте, что помогало начальству мириться с его выходками.
Так продолжалось до поры, пока в городе не объявился некий Чумной доктор, наводящий порядок еще более крутыми методами. Взявшийся за очищение Питера от богачей, обычно надежно прикрытых от правосудия деньгами, связями и властью.
Гром сам порой задумывался о том, что закон во многих случаях бессилен, но крестовый поход Доктора грозит и вовсе обрушить город в болото анархии и смертей.
А значит, Питеру нужен тот, кто остановит маньяка.
Первая полнометражка по мотивам российских комиксов рождалась нелегко, а появившись на свет вызвала массу споров насчет своего морального посыла. Причем со всех сторон.
Перед нами кондовый, нажористый, породистый комикс-вульгарис в лучших голливудских традициях старой школы. Но со своими особенностями.
Создатели «Майора» лихо используют приемы, которые уже не получается называть шаблонными, скорее архетипичными.
Герои нарочиты, утрированы и театральны. Особенно это касается карикатурных злодеев, с главным злецом ленте особенно не повезло, впрочем, об этом позднее.
Протагонист совмещает готичность нищего Бэтмена с напористостью зрячего Сорвиголовы, становясь между делом одной из удач картины.
Игорь Громов в исполнении Тихона Жизневского – благородный безденежный дон, любящий шаурму, обладатель одной единственной «визитки», живущий в огромной обшарпанной квартире с осыпающейся штукатуркой и пустым холодильником. Не имеющий друзей и не привечающий гостей (туалет показателен), ходящий в дырявый носках и пользующийся старенькой кнопочной мобилой. Он харизматичен, невозмутим, напоминая одновременно самурая и персонажа Иствуда. Не стесняется использовать кулаки. Не признает полицейской формы, протоколов и ограничений, считая, что по правилам преступника поймать невозможно. Трогательно привязан к кепке и куртке. Сомневается в действенности системы правосудия, однако почти мгновенно, увидев воплощение своих сомнений в действии, принимается исполнять свою работу, напрочь позабыв собственные сомнения. Вдобавок радует зрителя приятной фишкой – визуализированным просчетом своих будущих активных действий. Фактически, под рефрен «думай» нам показывают несколько вариантов будущей драки и ее последствия.
Отдельное спасибо за попытку передать не только «рукомашескую» сторону работы Грома. Нам продемонстрируют, как майор занимается скучной бумажной, кабинетной полицейской работой. Изучение материала, сбор информации, сопоставление, использование «серых клеточек», выводы. Дающие возможность ринуться в поле на поимку преступника.
Пара слов об его противнике. Хорошую идею персонажа испортило слабое актерское воплощение. Понятно, что согласно тем же комиксовым традициям (старым, донолановским), мы, пожалуй, не могли получить другого главгада. Утрированного, переигрывающего, скатывающегося в безумие, злодейски поблескивающего глазами, в духе бертоновских противников Летучей мыши. Но смотрится этот образ просто-напросто слабо. И сыграно на среднем уровне, что окончательно добивает бедного преступника.
А вот атмосфера и визуал вообще постановщикам удалась. Стильная «картинка». Питер, вдохновленный каким-нибудь Готэмом-лайт. Мрачноватый город контрастов. Грозовые облака, стаи ворон. Мусорные свалки, темные улицы, бескрайние крыши с высящимися вдалеке шпилями, собаки, роющиеся в помоях, бомжи, с трудом выживающие пенсионеры. А в двух шагах пафосные казино, красивенные здания банков, экслюзивные суперкары, блистающие драгоценностями и платьями дамы. И, конечно, кариатиды — активно, пускай недвижимо, участвующие в происходящем.
Боевку к сильным сторонам ленты отнести не выйдет, да ее здесь не сильно то и много. Стартовая погоня, бодрая драка в казино, финальная разборка. Не густо на два с лишним часа. Да и сам ГГ на икону боевика не тянет – чересчур интеллигентен, а его потасовки показаны смазано и неакцентировано. За исключением свалки в клубе, порадовавшей еще и демонстрацией того, что даже крутого бойца можно «забороть» толпой.
Что касается любопытных отличий «Грома» от западных «кино-рисованных картинок». Главный герой комикса – мент. Комикса! Не боевика или полицейской драмы про копа-одиночку. Комикса! Не просто парень, время от времени сотрудничающий с силовиками и государством. Не солдат, взращенный и выпестованный на державный кошт. А самый натуральный коп. Человек, осознанно избравший путь служения правосудию, и достигший в этом недурных высот (пускай не без превышения полномочий и закрывания глаз на делишки информатора). Для супергероев нетипичненько.
Ну и социальное наполнение. Нам покажут не просто продажных судей. Или расслоение общества на богатых и бедных, вместе с последствиями такого расслоения — эти темы в забугрных графических романах используют во весь рост. Но и пройдутся по вещам, гораздо реже демонстрируемым на большом западном экране. Я имею в виду обманутых вкладчиков банков, проблему гигантских мусорных свалок в мегаполисах. И, безусловно, детишек-мажоров, кои безнаказанно могут творить, все что заблагорассудится.
Западному зрителю, живущему в обществе, где не принято столь открыто наглеть (понятно, что там тоже хватает «неприкасаемых», но им чаще всего приходится соблюдать внешние приличия) – новые ощущения обеспечены.
Теперь об идейном наполнении картины.
Постановщики пройдутся по вечной теме неспособности силовиков справиться с преступностью законными методами (вспомним хотя бы Головачева с его Стопкримом). Затронут вопрос что же все-таки важнее – законность или справедливость.
Сделают акцент на том, как скатывается в бездну насилия линчеватель, берущий правосудие в свои руки.
Но это стало главной причиной копий, ломающихся вокруг «Грома».
С одной стороны нам показывают гражданский протест, побуждающий туповатую власть обратить внимание на перезревшие проблемы социума.
С другой – четко демонстрируют, что любое насилие, а уж тем более убийство, не приводит ни к чему хорошему.
Параллельно пройдясь по неконтролируемым соцсетям, которые могут стать, о ужас! «Трибуной для маньяка». Влиянию «сети» — ведь действия «борца за справедливость», увиденные онлайн, побуждают безнаказанность и желание следовать его примеру в реале.
Посыл понятен – исключительно мирные акции решат проблемы. А интернет надо держать под контролем.
При этом местные менты показаны в целом адекватными, болеющими за народ ребятами (даже ленивый жирный сотрудник). А «фанаты боевых искусств» – сознательными гражданами, спешащими на помощь в трудную минуту, словно Чип с Дейлом, на время позабывшие о Гаечке.
Фантастика, что ж вы хотите.
В общем, не угодили постановщики ни властям, ни оппозиции.
Эрго. Классический кинокомикс с некоторыми нетипичными для своих голливудских коллег моментами. Хорошая главная роль и атмосфера. А вот злодей и боевка подкачали.
Режиссер: Олег Трофим
В ролях: Тихон Жизневский, Любовь Аксёнова, Алексей Маклаков, Михаил Евланов, Александр Сетейкин, Сергей Горошко, Дмитрий Чеботарёв, Олег Чугунов, Антон Богданов, Юрий Насонов, Ойсель Море Деспайгне, Кристина Ибадуллаева, Владимир Дикун, Дмитрий Лиманов, Эльдар Мурсалов
P. S. За очередную похабную перепевку Цоя фильму минус пару сотен вистов.