Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 3 февраля 2021 г. 11:09

Рождение постлюдей, или Добро пожаловать в сингулярность/Путь на Амальтею. Финал

achchelerando

Относительно недалекое будущее. Гомо сапиенсы не мыслят себя без кучи гаджетов, «умных очков», имплантов, постоянного пребывания онлайн. Старый мир медленно, но уверенно остается в прошлом.

Новый мир несет с собой свежие вызовы и отношения. Оказывается, у людей нет монополии на разум. Выгрузка людского сознания в сеть становится все ближе. Да и интерес к космосу, после некоторого упадка, возрождается вновь.

Забот, проблем, конфликтов и сомнений у человечества будущего — выше крыши.

Вдобавок люди получают сигнал от инопланетной формы жизни, обещающий новые горизонты.

Однако вместе с новыми возможностями, открывающимися перед жителями Земли, их ждут и новые невообразимые опасности.


Неоднозначная, непростая, но мощная вещь. Перед нами роман в рассказах (новеллах). Некоторые из рассказов даже печатались ранее отдельно на русском.

Аччелерандо — постепенное ускорение темпа музыкального произведения, особенно в конце.

Книга не слишком дружелюбна к читателю. Манера изложения, к которой привыкаешь далеко не сразу. Текст «по винця» перегруженный терминами, концептами, идеями, названиями, научными теориями, комментариями, объяснениями достаточно сложных (как минимум для гуманитария) вещей в паре предложений.

На протяжении романа подымаются чертовски любопытные вопросы, к примеру: кто является истинно разумным, что такое вообще разум? Автор подталкивает читателя к принятию возможных перемен. Дело нужное. Пускай, серьезные прорывы в реальной жизни дело не одного десятилетия, но готовиться к изменениям людям стоит уже сейчас.

Не позабыл также Чарльз поразмыслить на религиозные и прочие вечные темы.

Поначалу кажется, что перед нами довольно стандартная картина близкого киберпанковского будущего.

Умные очки, которые не просто оперируют информацией, а обрабатывают ее, фактически думая за хозяина. Импланты, дополнительная память, лишив которой можно оставить человека без части личности. Продвинутые ИИ, обладающие сознанием, к примеру, содружество лангустов (!). Подготовка к выгрузке сознания челов в сеть. Вирусы с IQ. Кризис старого мира, его экономической, правовой, моральной составляющих.

Мир, в котором отмирают привычные институты, рушатся признанные колоссы, возникают забавные химеры. Скрипящий по швам Евросоюз, застывший в серьезном замешательстве. Гигантский дефицит бюджета в США, свирепствующие налоговые органы, средства, уходящие на погашение долга (я, правда, таки не понял кому). На месте «демократической» России — Нео-СССР, в котором на выборах каждый раз, со все большим перевесом, побеждают неокоммунисты. Страна, упорно воюющая с врагами народа, претерпевающая удары от информационных террористов из Чечни. Последняя из держав пользующаяся операционной системой Виндовс на государственном уровне. Жители планеты, избегающие обычного секса из-за волны эпидемий конца прошлого столетия. Активно практикующие БДСМ, заводящие роботизированных домашних питомцев. Использующие загруженные в сеть сознания кошек для наведения боевых ракет.




Статья написана 28 января 2021 г. 10:54

Харон в желтом Мерседесе, или Потрещим за жизнь/Исповеди под шашечками

passazhyry_serial

Профессию Андрея на первый взгляд сложно было назвать необычной – таксист он и в Африке таксист.

На самом деле Андрей исполнял роль перевозчика и исповедника для мятущихся душ, оставивших на земле незавершенные дела. Помогая им осознать важные вещи, связанные с улетучившейся жизнью и отправиться дальше.

Но как сам Андрей получил столь нестандартную работу, и долго ли ему осталось ее выполнять?


Любопытный проект. Простой по структуре, но сильный по наполнению.

Серии по 20 минут, весь проект по хронологии сравним с современным блокбастером), но тут этот прием оправдан. Пара минут вступительная сцена смерти, остаток времени — поездка с разговорными откровениями. В каждой части один (либо пара) пассажиров. Во время поездки поднимается одна-две важные темы, тревожащие гомо сапиенсов.

Как сохранить любовь. Не закрутиться в рабочих буднях и гипертрофированной ответственности, а помнить о самом главном – человеке, который рядом с вами. Как «не такому как все» выжить во враждебном мире. Подростку, оставшемуся без родительского тепла. Как не нужно вести себя с детьми. Этой теме посвящено две серии, показывающих противоположно неверные подходы. Ровно плохо, как поддавшись ревности, бросить бэби одного сражаться с социумом. Так и давить своего ребенка маниакальным родительским контролем («любовь строгого режима», он же «ради твоего счастья я испорчу тебе жизнь»), переходящим в откровенную подлость.

Поговорят со зрителем о подростковой жестокости, последствиях поступков, сокрушающей и портящей жизнь ревности одного ребенка к другому, наркомании, вине, искуплении, затягивающем быте, рушащем семьи, тенденциях жизни «в сети». Вечных тем «на подумать» постановщики подкинут зрителю с избытком.

И лишь после того, как пассажир сможет рассказать таксисту о своем незавершенном деле, главной тайне, застарелой боли, до костей волнующей жизненной ситуации, ему откроется переход на другую сторону.

Структура жизни после смерти, по мнению создателей Пассажиров, такова – есть те, кто получают прямой путь (вверх или вниз «по делам их»?). Есть пассажиры Андрея, исполняющие свой последний квест, затем отправляющиеся дальше. Есть те, кто остается на Земле в виде невидимых и неслышимых живым призраков. Их судьба незавидна.




Статья написана 25 января 2021 г. 12:24

В реальности фейри, или Горячая сестринско-братская любовь

pod_majatnikom_solnca

Кэтрин Хелстон, сестра преподобного Лаона, испереживалась за брата.

Немудрено, если учесть в какие края он понес Слово Божие. Не индейским племенам, восточным людям или африканским дикарям. А в Аркадию – землю нечестивых фейри.

Кэтрин отправляется по следам Лаона, и, прибыв в Эльфан, понимает, что ее волнение было не напрасным.

Страна фейри таит в себе массу опасностей. А покинуть ее прежним – нет и вовсе никаких шансов.


Еще раз о волшебном народце? Поглядим.

За Фейриленд — в этом мире абсолютно реальную страну фейри — автору однозначный зачет. Территория, которая находится неведомо где, но куда можно целенаправленно доплыть (а может и доехать?). Правда, просто необходимо в процессе сбиться с пути. Качественно и всерьез. Без этого никак. Земля, впервые исследованная небезызвестным капитаном Куком, во время своего четвертого путешествия. Ставшего последним. Страна, где реальность — очень странная вещь, а расстояния ненадежно-условны («далеко ли до места — два откровения одно прозрение, но есть путь покороче — два тягостных воспоминания, одна мечта»). Край иллюзий, безумной космогонии и изменчивых городов. Состоящий в частности из снов и мыслей, которым лишь разум способен придать форму (Яцек, ты ли это?). Держава, внутренние области которой практически не видывали людей. Место, где Солнце является фонарем (в буквальном смысле), висящим на конце длинного шнура. Фонарем, раскачивающимся как маятник, дарящим свет по очереди разным частям поверхности. А Луна находится на «удилище» огромной и зубастой рыбы.

Родина мотыльков, питающихся напечатанными словами. И морских (потому что в них обитает море) китов, живущих в земле (мы их увидим не только снаружи), содержащих в себе соленую воду и рыб. Невыразимо гигантских созданий, раза в два больше привычных нам китов.

Населенная существами, далеко не всех из которых можно спутать с людьми. Крылья, рога, перья, тени, хвосты, кровоточащие глаза на ладонях, оживающие картины, «ангелы», старушки, вызывающие снег. А главное – психология. Лишенные духа любви. По-другому относящиеся к слову, лжи и правде – являющейся оружием.




Статья написана 18 января 2021 г. 12:25

Волк и заяц, тигры в клетке —

Все они марионетки

В ловких и натруженных руках.

korolevstvo

На Земле, страдающей от экологических катастроф, осталось лишь одно поистине прекрасное место.

Парк развлечений «Королевство». И его изюминка – семь Волшебниц-андроидов. Тут можно легко позабыть о тяготах внешнего мира. Тут легко, увлекательно, и главное – безопасно.

Было безопасно, пока Волшебница Ана не совершила то, что считалось невозможным – убила одного из сотрудников парка.

Но что если все происходило совсем не так, как казалось?

Тема искусственного интеллекта, его развития и взаимодействия с людьми, поднималась в литературе и кино не раз. «The Kingdom» изрядно напоминает облегченную, семейную версию сериала «Мир Дикого Запада», но при этом цепко держит читательское внимание и откровенно радует протагонисткой.

У романа любопытная структура. Перед нами три временных линии. Основной массив текста рассказывает о прошлом за много месяцев до убийства, и последовательно погружает нас в жизнь Аны. Вторая линия посвящена суду над Волшебницей, подана в виде протокола и вводит в повествование реакции, личные обоснования действий других персонажей. Третья – разговорам доктора с Аной после судебного заседания.

Одна из основных фишек романа – шикарное развитие образа главной героини. Она – андроид, созданный, чтобы реализовывать самые невероятные мечты людей. Не те, о которых вы подумали (по крайней мере, те — не для всех), ее официальное предназначение — дарить людям сказку. Волшебницы – существа не простые, а «гибридные», совместившие людские и машинные качества. В отличие от героев «Мира Дикого Запада» они знают о внешнем мире и рады служить людям. Они способны записывать и позднее вызывать воспоминания обо всех, кого встречали в жизни. Они быстрее людей, не чувствуют боль, обладают выдающимся слухом, способны надолго задерживать дыхание и без проблем переносить низкие температуры (интересно зачем были созданы диснеевские принцессы с физическими параметрами спецназовцев?). Физически выглядят как люди, хотя внутри у них камеры, процессор, микросхемы, операционная система и программы. Но как выясняется, не только это.

В частях книги посвященных былому, перед нами наивная девушка, широко распахнутыми глазами глядящая на окружающих. Полностью поглощенная тем, чтобы быть красивой, выбирать наряды, укладывать прическу и радовать посетителей. Есть правда нюансы, в виде ее внеслужебных интересов. В часы отдыха Ана увлекается математикой, литературой, наслаждается музыкой, живописью и вирт-путешествиями по планете. Постепенно, под воздействием стрессовых факторов, героиня меняется. Познает чувства, потери, начинает познавать добро и зло.




Статья написана 13 января 2021 г. 13:41

Джентльмен-грабитель 21 века, или Незавершенное воздаяние Ассана

ljupen

La Belle France встретила выходцев из Сенегала Бабакара Диопа и его сына Ассана неласково.

Старшего Диопа обвинили в похищении у влиятельной семьи жутко ценного колье, сфабриковали дело, довели до суицида. Драгоценность так и не нашли.

Прошло немало времени. Выросший, многому научившийся Ассан узнает, что колье выплыло наружу, и будет продаваться прямиком в Лувре.

Парень решает докопаться до правды, выяснив, что именно произошло в те далекие времена, а заодно изъять чертову погремушку у старых владельцев.

Действовать он собирается, опираясь на методы своего любимого героя – неуловимого джентльмена-грабителя Арсена Люпена.


Детище Мориса Леблана – авантюрист и мошенник Люпен — неоднократно гостил на больших и малых экранах. Постановщики сериала 2021 года решили не создавать еще одну экранизацию книг, а показать новую историю, где Люпен служит не героем, а вдохновителем оного (вторым знаковым для сериала французским персонажем стал некий Монте-Кристо, только Монте-Кристо не чуждый милосердия).

Начали постановщики во здравие. В первую очередь благодаря «легкости бытия», протагонисту и атмосфере сериала. А вот завершение вышло откровенно «за упокой».

Сперва о приятном.

-Переплетение времен, поначалу смотрящееся весьма стильно.

Нам показывают две хронолинии: настоящее и юность Ассана: потеря отца, формирование характера, встречи со знаковыми персонажами. Перетекают времена одно в другое легко и гармонично, былое дополняет и раскрывает происходящее в современности.

В финальных сериях прошлое начинает слишком активно вторгаться в настоящее, тормозя сюжет, работая на затяжку времени, до зевоты подробно описывая моральные терзания и сложные семейные отношения героев. Из уместной «фишки» становясь надоедливым «багом».

-Стилистика и общая атмосфера сериала.

Перед нами волшебная Франция с ее Лувром, парижскими панорамами, скалами Гавра, «кафе-шантанами», круассанами. Поданная в таинственном, завораживающем антураже, передающем дух авантюризма, загадки, приключения. Густой туман, тусклые ночные огни, темные фигуры с закрытыми лицами, погони, исчезновения и обман.

Непременных расовых расшаркиваний нам покажут «в плепорцию», большинство из них служат источником комичных ситуаций (вспомним хотя бы обмолвку аукциониста, или диалог айтишника с комиссаром в мэрии).







  Подписка

Количество подписчиков: 134

⇑ Наверх