Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «rusty_cat» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 11 июня 2010 г. 10:19

Итак, недельки три назад я обнаружил, что роман Рансмайра "Последний мир" впервые был издан на русском не Эксмо в 2003 году, а десятью годами ранее, издательством "Радуга" в серии "Новое имя". Речь идет вот об этом издании:

Обнаружил я это, как водится, случайно. Alaskes искал твердое издание "последнего мира" и я глянул в findbook на предмет Эксмовского "магреализма" поближе к Alaskes'у либо хотя бы посмотреть цены, если вдруг придется договариваться насчет продажи моих "резервных" экземпляров. Тогда-то и попалась мне на глаза строчечка: "Рансмайр. Последний мир. Радуга. 1993"

Я связался с продавцом и попросил скан обложки. Скана мне не предоставили, но фото хреновенького качества я получил, — стало очевидным, что ни о какой случайной ошибке речи быть не может. Была такая книга. Порывшись в этих ваших тырнетах я нашел почти всю информацию об издании, кроме обложки, в том числе — информацию о наличии в книге предисловия (этого предисловия в эксмовских книжках нет). Вещь, кстати, занятная. Благодаря ameshavkin'у есть у меня в электронном виде. И вот что интересно. Тираж книги — 50'000 экз. Если вдуматься — не 5'000 "магреализма" и тем паче не 3'000 в покете.

В общем, заказал я книгу. Обошлась мне в 140 руб с доставкой плюс комиссия 5% в терминале на Яндекс. Полторы недели шла. Вчера книга оказалась в моих руках и таки-да, тираж ровно 50'000 экземпляров. На моем томике библиотечный штамп. Сейчас в продаже у того же продавца эта книга стала дороже. 180 руб вместо 50. Видимо, распродажа библиотечных экземпляров. Но суть не в этом.

Куда в России пропали 50'000 книг Рансмайра в мягкой обложке? При том, что издание 2003 года и 2005 найти можно без проблем, а 1993 — при тираже 50'000 — нет почти. Автор относится к категории интеллектуально-непопсовых.

Но это, так сказать, половина дела.

Теперь уже я продолжил изыски по издательству "Радуга" и именно серии "Новое имя". Уже если кого издатели, написавшие такую внятную вступительную статью к Последнему миру, поставили в один ряд с Рансмайром — это всегда интересно. И вот что удалось найти:

цитата

«Новое имя» Новинки зарубежной некоммерческой литературы

обложка, 84х108/32

Рансмайр К. «Последний мир» пер. с немецкого, 208 стр., 1000 руб., в пачке 20 экз.

Книга молодого австрийского писателя рассказывает о судьбе древнерим-ского поэта Овидия. В романе переплетаются миф и современность: герои "Метаморфоз" воплощаются в обитателей захолустного городка.

Баргум Ю. «Темная комната» пер. со шведского, 430 стр., 1000 руб., в пачке 10 экз.

В сборник вошли три романа современного финского автора: "Темная комната", "Папина дочка", "Летний мальчик", — написанные от лица мужчины, женщины и ребенка.

Энквист П. «Библиотека капитана Немо» пер. со шведского, 175 стр., 2000 руб., в пачке 24 экз.

Подлинная история, рассказанная в романе, когда-то потрясла всю Швецию. Двух мальчиков перепутали в роддоме и через шесть лет вернули их настоящим родителям.

Гомбрович В. «Порнография» пер. с польского 175 стр., 2000 руб., в пачке 24 экз.

Интеллектуальный роман принес писателю-эмигранту мировую известность. Автор предлагает читателю жестокую и увлекательную игру ума.

Судя по всему, это полный состав серии.

Энквист может быть довольно известен российскому читателю. "Пятая зима магнетизера" не так давно выходила в "Иллюминаторе" Иностранки, и еще два романа в изд-ве Лимбаха. На сайте автор не представлен, но это, я полагаю, дело времени, — фантастический элемент в некоторых его романах присутствует.

Гомбрович переиздавался другими издательствами в более полном составе и даже попал в анналы ФЛ, хотя работа над библио еще не закончена.

Но что самое интересное — в продаже ни одной из указанных книг, кроме всплывшего Рансмайра, нет. Полагаю, что тиражи у них опять же измеряются десятками тысяч. Тот же Энквист "Пятая зима магнетизера" с тиражом 5'000 есть и на Озоне, и в Чаконе. А вот "Немо" не найти, хотя тираж не в пример больше. Впрочем, книга "всплывала" — букинистике Озона числится:

С "темной комнатой" та же история. Имеется отметка на Либексе. Значит, тоже "всплывала".

Обложку Гомбровича найти не удалось. Может быть, не там искал. Однако, куда все-таки делись 200'000 интеллектуальных книг в мягкой обложке, многие из которых переиздавались?


Статья написана 1 июня 2010 г. 11:25

Итак, финальный список озвучен.

А вот собственно он же, после перевода на буржуйско-турецкий. Спасибо Mperv.

цитата

1. Arkady and Boris Strugatsky "Hard to Be a God"

The main character of this book Rumata is on the faraway planet. His mission is to observe the society which is fall behind the Rumata's civilization. It is fall behind so much that Rumata is like a god there invulnerable and almighty. He is so lonely there is no one equal to him and he is unable to stop the

suffering around him because he has no rights to interfere. He is like a God, which should observe the mankind on the Earth without interference.

2. Isaac Asimov "Foundation"

Seldon is a genius scientist. He predicts the future of mankind for thousands years ahead. He creates Foundation, which leads a human race the shortest way away from decay. Generations for generations are living under the will of a dead man, in the university he created.

3. Arthur Clarke "The City and the Stars"

The progress of humanity is going two ways, but those who live in the City and those who live outside do not know it. And both of the ways are lead humanity to the dead end. But even this dead end was foresighted by the creators of Diaspar and the main character started a new life for a mankind. The human mind is going further and turns to the stars to find a new life there and finally to return to the Earth again. This book — is a hymn for a human mind, which learns the importance of life and the importance of its own planet.

4. Yevgeny Zamyatin "We"

"We" is one of the first anti-utopias. It was written in 1920 far before the excellent Orwell novel, before Bradbury and Huxley books.

There are no names in the world of main character, just numbers. All people are equal. The main character, D503, is a typical man of his age, a human machine without emotions. He takes a part in building a spaceship called Integral, which should bring an ideal society of human-numbers to inhabitants of the distant stars. But human-number D503 meets a strange woman I303, who began to teach him how to be a different, how to feel. But "We" disagree. "We" is a society of unnamed and there are no "I" could live in an infinity vacuum of it.

5. George Orwell "1984"

Excellent book. The consumption society reduced to absurd, the society of idea in ideal realization, dictatorship, vulnerability to the regime, brainwashing to make people obedient and incurious. Everything about relationship between government and individual shown here ruthlessly and it raises a natural horror.

6. Robert Heinlein "Stranger in a Strange Land"

It's a hippie bible. Mike has combined features of the West (Earthlings) and the East (Martians). He is making a pilgrimage through the country full of lie, fraud and psychological manipulation. Mike brings with him Love, free from the conventionalities, prejudice, capable to unite people which separated by a

surrounding lie. He just tells everyone he meets: "Thou art God".

7. Stanislaw Lem "Tales/More tales of Pirx the Pilot"

In this collection of short stories, Stanislaw Lem, the author of world-famous Solaris, investigates potential of human and human mind, human and his mind in an extreme situation, human's error element in any kind of human activity, artificial intelligence, its accuracy and potential, opposition or unity of human mind and artificial intelligence.

8. Stanislaw Lem "The Invincible"

Stanislaw Lem — one of the greatest science fiction writers and thinker of 20 century. This novel tells us about clash between human mind and incomprehensible alien life. Human's invincible machines destroyed by power which have no interest in humanity accidently occurred in its path. Do we have rights to interfere in life in the worlds with other rules? The characters of this book ask themselves this question. Also they ask what it is mean to be a human: be a stubborn and fight till the end without any chances to win as uninvited guests. Or return to the home world without the lost friends and leave them behind.

9. Arkady and Boris Strugatsky "Grad obrechenny" [The Doomed City]

The great social experiment. People of different countries and ideologies gathered together in a city created by Mentors. The obtained society is trying one by one the different social structures, but it's impossible to unite all these too different people. An experiment goes out of a control. The main character is going through the hard way of growing, understanding and changes in his personality.

10. Kurt Vonnegut "Slaughterhouse-Five, or The Children's Crusade: A Duty-Dance with Death"

Long before Ted Chiang's "Story of Your Life" another writer thought out and shown a human which lived with full knowledge about his future and future of all people. This writer was Kurt Vonnegut and this book was "Slaughterhouse-Five". This novel asks reader a set of social and philosophical questions. First of all, it is a place of a war in the human life and history, in the destiny of individual man. But not only war, in the novel's plot we have time travels, immortality, understanding own place in this world, an ability just to live and ability to find strength to do so in the most terrible conditions.

Англоязычного издания "Града..." найти не удалось, так что оставил нашу обложку.

Есть желающие поискать блох перед отправкой:-) ?

В окончательном варианте "Град обреченный" все-таки было решено заменить на Ле Гуин "Левая рука тьмы". В таком виде топ-10 и был размещен на ресурсе sfsignal.


Статья написана 31 мая 2010 г. 16:14

Один из признаков, который отличает хорошую книгу от прочих, — желание к книге возвращаться. Даже если в тексте есть огрехи, даже если чему-то веришь не до конца, все равно, есть что-то, что тянет тебя перелистнуть очередную страницу (или снова воткнуть в уши наушники), узнать, заглянуть, что же там дальше. После двух романов Кларка для меня настоящей отдушиной стала пьеса Ж. П. Сартра "За закрытыми дверями".

Сюжет пьесы вполне фантастический, хотя и совсем не научный.

Тесная комната, в которой никогда не выключается свет, невозможно отпереть дверь, нет никаких предметов — ни книг, ни бумаги с чернилами, ни, может быть, вязания или старых карт, даже кроватей — нет. Есть только три диванчика разного цвета — голубой, бордо и зеленый. Золотая статуэтка, слишком тяжелая, чтобы ее можно было поднять и разбить, например, вечногорящую люстру ("Корпорация не экономит электричества" — сказал коридорный), и нож для резки бумаги на пустом столе. Четыре стены. Запертая дверь. Не работающий звонок вызова. Нестерпимая духота. — Таковы декорации.

В этой комнате не по своей воле оказываются трое: мужчина и две женщины, совершенно незнакомые, мало подходящие друг другу. Все они умерли на Земле и вот, оказались здесь, в этой комнате. Хочется отметить, что "Куда приводят мечты" Матесона и "Свет в окошке" Логинова написаны значительно позже этой пьесы и хотя три произведения самодостаточны, некоторые схожие черты сходства, я бы даже сказал, эээ... продолжения-заимствования — найти можно.

Итак, жизнь после смерти, как бесконечные диалоги в запертой комнате, где никогда не наступает ночь, не гаснет свет и ничто не меняется, кроме присутствующих внутри людей. Немного времени героям понадобится на то, чтобы понять: они оказались в этой запертой комнате — неслучайно. У каждого из них за спиной — собственные грехи и грешки, каждый, в некоторой мере, нечист, и исходя из этого знания — герои быстро приходят к выводу, что эта комната, где из всех физических страданий присутствует лишь духота, — есть не что иное как ад, а сами они — палачи друг друга. Начиная со взаимной лжи и желания выведать о грехах собеседников, постепенно они раскрываются друг перед другом, являя самые низменные и неприглядные свои черты. Пыткой становятся сами диалоги, разговоры, которые возникают сами собой, и которые невозможно остановить. Будучи мертвыми, они не могут причинить физического вреда и продолжают истязать друг друга и сами себя ненавистью, жестокостью, оскорблениями. А люстра все также бесконечно горит и нет никаких шансов, что наступит ночь, сон, которые унесли бы, смыли забытьем хоть толику той грязи, жестокости и мести, которая сама собой возникает в Аду, ведь Ад — это другие.

Очень психологичное произведение. Местами поступки мне показались нелогичными, однако вещь примечательная. Оценка — 8.


Статья написана 30 мая 2010 г. 01:49

Два слова о недочитках. Романы, попавшие в эту категорию, имеют высокие оценки, принадлежат перу известных и уважаемых авторов, но вот я пробую их, я слушаю их главу за главой и испытываю не положительные эмоции, а странное раздражение, неприязнь, удивление. У меня нет желания возвращаться к ним и я натуральным образом через силу заставляю себя сделать это, снова и снова обнаруживая в тексте то, что отвращает меня от них. Доходит до того, что я заглядываю в отзывы, читаю спойлеры, чтобы хоть как-то настроить себя, найти стимул, но и это не помогает — текст говорит сам за себя и мне он неинтересен. Вероятно, еcли прочитать еще чуть-чуть что-то кардинально переменится, появятся идеи, захватывающий сюжет или интересный слог, но пока есть то, что есть и в будущие перспективы как-то не верится. И вот, где-то в районе второй сотни тысяч знаков я понимаю, что передо мной текст, объективная оценка которому — 6-7 в лучшем случае, т.е. в том случае, если дальше дело пойдет действительно так хорошо и замечательно, как указано в отзывах и спойлерах. Но братцы, у меня в очереди на прочтение — сотни книг, многие из которых я потенциально могу оценить на 8-9, а если и они окажутся не выше 7, то и тогда неясно, зачем мне дочитывать эти вещи, о которых я уже точно знаю?.. А у меня в списке Донна Тартт, Сарамаго, Питер Уоттс, черт подери, штук двадцать книг серии ИБ, и новые томики "Гримуар". Неужели я при таком выборе должен заниматься мазохизмом и расплачиваться между прочим, собственным жизненным временем. Исключительно по этой причине забиваю в своей колонке новый тег.

Клиффорд Саймак "Пересадочная станция"

Удалил мозолящий кому-то глаза отзыв, сделал перепост сюда.

Итак, не дочитал. Причины — нудно и много. Хоть я люблю Саймака, но, возможно, больше за рассказы. А тут за одну главу — никаких событий не происходит, ГГ ходит туда-сюда вокруг своего "космического" дома, вспоминает прошлое, решает глобальные проблемы человечества, сводя цыфири в статистическую таблицу. Вот с-но и все, что произошло за 20 с лишком глав.

Ничего нового по сравнению с другими произведениями Саймака я не обнаружил. Разговор с призраками был в "Отце-основателе", галактическое метро, создающее при передаче человека клонов, — было в "Заповеднике...". Немного пощекотал эпизод, где автор размышляет о том, что копии существ уничтожаются на пересадочных станциях, но одного короткого эпизода мало, чтобы оправдать такой объем.:-(

В самом начале большой, как мне показалось, ляп: разведчик приходит к ученому и рассказывает ему о бессмертном человеке, а ведет себя не как военный и разведчик, привыкший, наверное, к кое-какой власти в высших сферах, а как практикант на отчете.

Далее, истерически раздражает основная позиция Саймака — "инопланетяне = люди", которая в варианте "ПС" превращается в "инопланетяне = американцы, сидящие на своем тихом ранчо в американской глубинке", и даже основной гуманитарный посыл "против войн" не помогает, ибо выглядит это древним архаизмом, а особенными достоинствами текст не обладает.

В общем, ощущение таково: роман "ПС" один из Саймаковских рассказов (которые у мэтра не очень коротки, но, как правило, выверены), размазанный по авторским листам до полновесного "романа"...

Артур Кларк "Конец детства"

Книгу я все-таки дотянул до конца, но исключительно благодаря искусству убеждения уважаемого Papyrus'а.

Поэтому далее следует подробный отзыв.

Книга разбивается на три части: 1) появление и деяния сверхправителей; 2) спиритический сеанс, жизнь на острове, появление сверхчеловеков; 3) возвращение Яна.

Итак, по порядку прочтения.

имеются спойлеры

Итоговая оценка — 6,8. При чтении с бумаги, когда имеется меньше времени на подробный анализ деталей сюжета и есть возможность опускать длинноты, пожалуй, — 7,5.

Вообще, я заметил, читая и перечитывая Кларка сейчас, что для него характерны "дрянные" старты, что в Космической Одиссее, что здесь, и постепенное нарастание читабельности. Интересно, что произойдет с моим любимым "Город и звезды" если его сейчас перечитать?8:-0 В отношении романа "Конец детства" у меня устойчивое ощущение, что его следует переиздавать без всей первой части и после вступительного эпизода с явлением Сверхправителей сразу переходить на Золотой век. Потому что ровным счетом читатель ничего не теряет. Зато за счет такого естественного сокращения удельное качество текста (балл/знак) заметно возрастет, потому что "прелюдия", а первые главы являются именно прелюдией, введением к основному сюжету, занимает ровно 1/3 текста. Конечно, это (см. курсив) образное заявление, ибо утопия. Текст может править только автор, а он этого уже сделать не сможет.

Такие дела.




Статья написана 19 мая 2010 г. 02:25

Составить библиографию не очень просто. Наши фантлабовские библиографы — это настоящие Боги, которые умудряются выкопать где-то такие объемы информации по казалось бы совсем неизвестным, или давно позабытым писателям, что я могу только снять шляпу и сверкнуть плешью в знак признательности, уважения и восхищения. Сам я точно знаю — составление библиографий занятие не мое, и лишь серьезные причины могут побудить меня взяться за такое дело. Первой причиной оказался Кристоф Рансмайр — автор, которого я не просто знаю, что-то читал, и (типа) получил положительные эмоции, но автор — без которого я не представляю себя нынешнего, автор, который что-то изменил в моей системе ценностей.

Второй случай, когда я решил взяться за составление библио, имеет сходные причины: глубокое уважение, желание познакомить других читателей с творчеством. Итак, на сайте открывается библиография Аркадия Шушпанова, молодого российского (Ивановского) автора, члена Союза Писателей, который, вероятно, знаком читателям журналов "Если" и "Полдень, XXI век", где его рассказы периодически печатаются, и, может быть, более известен, как постоянный автор колонки "Видеодром" журнала "Если". На последний факт я не могу смотреть без скепсиса и печали: жаль, что в российский журнал фантастики проще пробиться со статьей, с обзором или кинорецензией (развернутой аннотацией?!), чем с хорошим рассказом. Увы.

Итак, немного о творчестве Аркадия, или То, чего вы не найдете на странице библио.

многабукаф

Подводя итог, скажу пару слов о творчестве Аркадия Шушпанова в целом. У его произведений есть две особенности. Во-первых, стиль автора таков, что я не рискну рекомендовать его всем читателям подряд. Аркадий малословен — иногда до сухости. Его принцип был озвучен кем-то из великих — рассказ, это хорошо сжатый роман. Поэтому если какое-то слово может быть не включено в конечный текст — автор его не включает. Кроме того, особенность авторского изложения — кинематографичность. Здесь нет лирических отступлений, измышлений, рассуждений — непрерывное действие: жест, диалог, зарисовка пейзажа и снова жест, шаг, поступок. В таких условиях мы видим то, что видим, а об истинных причинах происходящего — иногда можем только догадываться. От этого поступки и события могут быть не вполне понятны, и никто их не пояснит. Местами неровен и текст, но в мелочах, что легко распознается взглядом профессионального редактора.

Вторая особенность напрямую вытекает из первой. Чтобы роман сжать до рассказа — роман сначала должен быть написан, хотя бы в общих чертах. Это подразумевает колоссальную работу над текстом, отчего себестоимость каждого слова повышается в разы, что не всегда очевидно стороннему наблюдателю. А главное следствие из этого — обилие версий одного и того же произведения. Кроме многочисленных черновиков получается, что каждое очередное переиздание проходит правку, поэтому, например, рассказ "Солнце живых" существует в трех известных мне вариантах, не считая черновиков, — в первой редакции, в редакции для сборника, и в той, что размещена на сайте, — а, например, рассказ "Легионеры слов" — имеет альтернативную концовку (обе есть на сайте автора).

Первый роман Аркадия Шушпанова "Дендрарий", относящийся к тому же условному циклу "Мир пилотов", был написан уже несколько лет назад, получил высокую оценку Ника Перумова, но — до сих пор не издан. Не формат, однако.

Возможно вышесказанное — всего лишь мое имхо, может быть, именно я так вижу и понимаю эти произведения. В любом случае, я рад поводу познакомить фантлабовцев с творчеством этого, как минимум, любопытного автора. Некоторые вещи можно найти на его сайте, другие — в журналах. В нашей фантастике много имен. В ней странным образом распределяются известность и качество. Что до меня, мягкий сборник рассказов Аркадия, выпущенный тиражом 200 экземпляров, для меня много ценнее, например, вместе взятых "Дня академика Похеля" и "Джентльменов непрухи", изданных в АСТ, тиражами 5000 и 20000 соответственно. Очень надеюсь увидеть его новые вещи в солидной книжечке с хорошим оформлением. Когда-нибудь.

----------

Анонс: Следующей станет библиография Ольги Белоусовой, автора замечательной книги "Перекресток волков", связь с автором уже найдена. Скоро не обещаю. Но будет8-)







  Подписка

Количество подписчиков: 112

⇑ Наверх