Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «rusty_cat» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 14 сентября 2009 г. 18:53

Задумывал я эту статью уже довольно давно. Примерно после окончания последней "Грелки".Потом вернулся к ее идее после окончания последней "минипрозы". Неоднократно возвращался мыслями при чтении Каганова и Васильева, и, наконец, сел и написал.

О графомании

Поэтому, как факт приходится признавать, что каждый определяет графоманию в собственных критериях и терминах. По опыту общения с молодыми и не только членами лито, я определил для себя критерием — цель творчества автора, и, как следствие, следующие две формы графомании:

1. Автор не имеет насущной необходимости писать, более того, он не может работать над текстом сам собой, ему нужны обязательные внешние стимулы вроде — подписанный договор с издательством, тема литературного конкурса и пр. Т.е. человек, которому самому говорить нечего, но очень хочется быть услышанным, он не знает иных способов "говорить", кроме как заниматься сочинительством, а поскольку само сочинительство идет туго, он использует все возможные подручные средства, чтобы выжать из себя что-нибудь.

Так, начинают писать не состоявшийся журналист, не сложившийся художник. В разные времена писать было модно и козырнуть вышедшим сборником стихов до сих пор мечтают многие. Как частный случай такой графомании я рассматриваю книги политиков или книги поп-звезд о жизни "там". Тут я могу привести очень простой пример: престижно быть спортсменом мирового класса, но для этого — необходимо ой как вкалывать: делать тренировки, иногда по две или три в день, участвовать в соревнованиях, довольно часто. Т.е. спорт — это, очевидно, большая работа над собой и своим результатом. Отношение к сочинительству отчего-то совсем другое. Отчего-то всякому кажется, что сочинять — это значительно проще, чем тренироваться. Поэтому мы никогда не увидим политика или звезду шоу-бизнеса, которые будут выступать на Олимпийских играх, зато сплошь и рядом видим таких вот "писателей".

К сожалению, у таких находятся издатели. К еще большему сожалению, находятся и читатели. Причем, насколько я могу судить, истинным критерием для издательств является не качество текста такого сочинителя, а скорее сила "брэнда": Васю Пупкина из деревни Клюево издавать, конечно, не станут, а вот певицу Н из группы А, любовницу продюсера Х, вполне.

2. Автору хочется писать. Он ничего не может с этим поделать, внутренний мир требует выхода и он, раз за разом бросая (хотя очень мало людей хоть раз попробовали бросить писать из тех, кому и впрямь стоило бы бросить), все равно возвращается к этому занятию. Такие люди тихо плодят большие объемы закорючек, не очень-то вникая в оценку истинной ценности того, что было написано. Эту форму графомании я считаю не такой страшной, но именно она приносит наибольшую массу макулатуры гутенберга сегодня. Так что, тут еще бабушка надвое сказала, что хуже (1) или (2).

Почему я не считаю ее такой уж страшной: потому что если человек действительно хочет писать (делает это не ради денег, не ради славы,не по приколу, что автоматом относит графомана к первому типу, а потому что попробовал себя в разных областях — и понял, что только в писательстве реализует свои жизненные потребности, значит, остальное — те самые "тренировки и соревнования", т.е. работа над собой и текстом.

Но и тут имеются свои подводные камни. Я приведу пример из другой области. Возьмем статую Венеры Милосской и облепим ее комьями сырой глины, так чтобы получился бесформенный глиняный ком. Что получилось, что это за ком? Конечно же — это Венера Милосская, но вот ценна ли такая Венера, или все-таки, чтобы стать ценной с нее должны быть сняты все те лишние комья?

Так и с необработанным текстом. Пусть в нем есть идея, пусть у автора есть талант, новое видение, собственное чувствование, но одевая свою идею новыми и новыми комьями деталей, эпизодов, персонажей, автор тем самым превращает свое произведение в нечто бесформенное. Типичный пример — Васильев (см. "Джентльмены непрухи").

-----

Итак, с терминологией разобрались, а теперь собственно статья. И главный ее тезис: современные интернет-конкурсы — фантастические, литературные и т.п. — среда, воспитывающая графоманию (1), хотя и чему-то способная научить авторов типа (2).

Я сделал такой вывод, наблюдая за конкурсами "Грелка" и "Минипроза" и из простого логического анализа самой сути этих конкурсов.

П.1-5

Таким образом, интернет-конкурсы — фабрика производства "графомании": графоманы здесь пишут, графоманы оценивают и правят/переучивают/натаскивают всякого новичка на соответствие своему микросоциуму. Здесь нельзя научиться писать, но можно "набить руку" складывать тексты. Современные писатели позволяют себе применять "грелочный" метод при написании настоящих (а настоящих ли в таком случае?) произведений. А современные читатели принимают такую продукцию, как нечто нормальное.

"Пипл хавает и просит есчо". Издатели, соответственно, издают.




Статья написана 10 сентября 2009 г. 19:22

Долго-долго я думал, как же вводить в свою колонку фильмы, которые не укладываются в выбранные мною форматы "Шедевры анимации" и "Магический реализм", и надумал добавить новый формат общего назначения "Посмотреть". Откроет новый раздел моих сообщений французский фильм "Принцесса Автора / Aurore".

Рассказывать об этом фильме, все равно, что танцевать об архитектуре. Это не фильм-сюжет, это фильм — атмосфера.

Начинается он фразой "Принцесса Автора жила в королевстве, в котором было запрещено танцевать..."

И если сама история проста и своей простотой уступает, наверное, даже "Ромео и Джульетте" Шекспира, — то фильм, показывающий эту историю, оказывается уникальным высокохудожественным произведением. Настолько художественным, что простота сюжета и даже сам сюжет уходят на задний план, уступая место связке двух великих искусств — кино и танца.

Итак сюжет: принцесса в королевстве, где запрещены танцы, невероятно любит танцевать и всякий раз, когда оказывается вдалеке от осуждающих взглядов, танцует-танцует-танцует...

Из-за странного королевского запрета, подданных в королевстве остается все меньше, молодежь бежит туда, где танцы не запрещены, остаются лишь старики, и увеличивать налоги король не в праве. А между тем, казна оскудела. Оскудела настолько, что денег остается лишь на два-три бала. И король решается выдать дочь — принцессу Аврору, — замуж за богатого принца.

Раз за разом принцесса отказывает принцам, в поисках настоящей любви, а не просто удачной "партии". Между тем, кознями королевского советника-казначея, умирает мать Авроры. Король — в страшном горе, и теперь им можно управлять. Вероломный советник предлагает королю сделку — он готов отдать сбережения королевству за руку Авроры, но у девушки есть возлюбленный, есть добрая фея-хранительница и есть способность лететь в небо, танцуя, потому что перед смертью мать завещала дочери: танцевать, даже если будет горько. Мать завещает Авроре свободу, от которой сама она — бывшая танцовщица отказалась ради любимого человека — короля.

Я изложил сюжет сумбурно, чтобы не раскрывать всех деталей, тем более, что не столь важен сам сюжет, сколько зрелище, представленное зрителю режиссером. А зрелище здесь включает в себя:

— декорации и костюмы, которые просто великолепны, и создают чарующую сказочную атмосферу, несмотря на общий минорный тон сюжета;

— танцы, которые здесь не сопровождают сюжет, а рассказывают его. Обилие танцевальных па, разговоров о танцах и пр. создает впечатление, будто воздух сказочной страны гуще, что там нельзя двигаться, только танцевать, и,хотя это не балет, а персонажи произносят диалоги, создается впечатление, что их диалоги — это тоже часть танца.

Операторская работа, переходя от крупных планов к дальним, помогает соединить в нечто цельное — декорации, простой сюжет, обилие движений.

Главный недостаток, это недостаток спецэффектов — не так уж реалистично смотрится летящая в небо девушка, но на это закрываешь глаза, потому что все вокруг движется, живет, перемещается и перемешивается. Танцоры (исполняющие главные и второстепенные роли в фильме) и хореографы фильма (а их четверо!) заслуживают самой высшей похвалы!

Рекомендация: тем, кто хочет посмотреть что-то необычное, а также тем, кто хочет хорошую добрую, немного наивную сказку со счастливым концом.


Статья написана 9 сентября 2009 г. 09:17

По моим скромным прикидкам подобных случаев нам предстоит всего 3 в ближайшие три года. Каждый год на один день, один час и одну минуту позже предыдущего года.

Круче этого было только в 2002 году, поскольку тогда дата выглядела 02.02.2002 02:02, но это, увы, в прошлом. Давайте же используем оставшиеся 3 (!) даты с пивом, с толком, с расстановкой!

Поздравляю!


Тэги: разное
Статья написана 7 сентября 2009 г. 11:55

Тут торкал информацию о выживании и что-то во всех источниках на поверку под экстремальным выживанием рассматривается вполне себе прогулочка — при полном снаряжении с набором хитроумных устройств:

цитата
Во время дождя используйте водосборники тента плота. Опреснителями пользуйтесь только в том случае, когда нельзя добыть воду другими способами. Для утоления жажды можно использовать рыбий сок. Для этого нарезанное ломтиками и отделенное от костей мясо заверните в кусок марли и, закручивая с обеих сторон, выжмите сок. Если в комплекте аварийного запаса есть солнечный дистиллятор, используйте его в солнечную погоду для получения пресной воды. Простейший дистиллятор представляет собой шар из прозрачного пластика, внутри которого размещен второй шар меньшего размера из черного материала. Дистиллятор надо заполнить морской водой, надуть воздухом и опустить за борт. Солнце нагревает воду, пар проходит по системе трубок, конденсируется на внутренней стенке прозрачной пленки и стекает в резервуар.

<...>

В каменистых пустынях можно собрать небольшое количество воды от росы, выпадающей обильно в утренние часы. Для этого накануне вечером на водонепроницаемую ткань сложите груду камней. Роса, выпавшая на камни, стечет на поверхность ткани.

Для получения воды в пустыне используйте солнечные конденсаторы: выройте в песке яму глубиной 50- 60 см и диаметром около 1 м, прикройте ее полиэтиленовой пленкой. Края пленки для герметичности присыпьте песком. Положите в центр пленки груз для придания ей формы воронки. Испаряющаяся под влиянием солнечных лучей влага оседает на внутренней поверхности пленки и каплями стекает к центру конуса, а затем в водосборник, размещенный в центре ямы под конусом. Если в яму дополнительно поместить свежесорванные растения, то за сутки можно собрать до 2 л воды.

А теперь внимание вопрос.

Персонаж моей задачки выброшен на берег моря вдалеке от людей. При себе только одежда (из моря — просоленая) и пара ботинок. Никаких ножей, марль, тряпок лишних, никаких "водосборников" т.е. кружок, крынок и т.п.

Вот как такому выжить? Где разумнее оставаться: на берегу моря или двинуться от моря вглубь материка (а если там степь?) ? Речек поблизости не видно, да и пресные ли они — ежли в море впадают? Где брать воду? Как?

Прошу знатоков по выживанию высказываться.


Статья написана 4 сентября 2009 г. 14:50

"Краткость — сестра таланта" (ц)

Впрочем, все не так просто.

Повесть Пэт Кадиган "Чай из пустой кружки" (а это, действительно, скорее повесть) — произведение не однозначное и вряд ли такое уж знаковое. Тем не менее, первая для меня книга серии BNW оказалась приятной находкой.

Во-первых, после очередного разочарования в фэнтези в лице "ПМ" я, как в освежающий водоем, окунулся в порядком подзабытый мною жанр киберпанка (постмодернистский роман "Паутина" Шелли и роман Стила "Итерации Иерихона" не в счет).

Во-вторых, книга очень небольшая. Мне, как нелюбителю циклов ("краткость — сестра таланта...") и даже толстых романов (по этой причине на полке стоят нечитанными "Облачный атлас", "Словарь Ламприера", романы Краули и Нила Стивенсона), малая форма интересна в первую очередь потому, что основная масса новых идей и находок содержится именно в рассказах и повестях. В этом случае, форма большой повести или малого романа (как в случае Пэт Кадиган) выглядит многообещающей — и по возможности очертить идеи (достаточно мала) и по-возможности описать мир достоверно (достаточно велика).

В-третьих, книга по крайней мере неплоха. Хотя есть и ряд минусов.

Много букаф, старался без спойлеров

Итоги

По-существу, "Чай из пустой кружки" — хорошая вещь для дебюта, однако, это не первый роман автора.

цитата
Original novels

* Mindplayers (1987)

* Synners (1991)

* Fools (1992)

* Tea from an Empty Cup (1998)

* Dervish is Digital (2001)

(c) http://en.wikipedia.org/wiki/Pat_Cadigan

С другой стороны, роман мне понравился в достаточной степени для того, чтобы заинтересоваться другими произведениями, тем паче Грешники (1991) и Глупцы (1992) получили премии Артура Кларка. Не жалею, что книга оказалась на полке — уникальное оформление, шрифты, и небольшой размер — делают книгу приятным артефактом.

Книгу могу рекомендовать любителям киберпанка и околокомпьютерных сюжетов, но к must-read ее никоим образом отнести нельзя. В целом, понравилось. Оценка, что-то между 7 и 8. Плюс полбалла из личной симпатии к жанру.

PS. Жду "Сатанбургер" из этой же серии.







  Подписка

Количество подписчиков: 112

⇑ Наверх