Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 26 декабря 2013 г. 03:58

Смотрел сериал, а фильм и сам не смотрел, и другим не советую.

Рад, что часть предположений, высказанных в "критике на трейлер", подтвердилась.

Сериал безусловно смотрится лучше, чем советская версия. Эти слова можно считать глупостью, вкусовщиной, наглость, непониманием, ленью критика — но мнения своего я не изменю.

Плюсы сериала:

— продолжительность. Десять серий дают простор для раскрытия характеров персонажей второго плана, для отдельных выдумок режиссера, просто для трансформации персонажей. История-то в романе длинная. Радикальное урезание не идет ей на пользу. А тут получилось показать и обед Портоса у прокурорши, и подставу с лошадьми, и эпизод с отравленным вином, и подслушивание через каминную трубу, и попытки дАртаньяна отдать патент лейтенанта трем друзьям.

— дАртаньян. Подбор натуры и умения актера — более чем на уровне. Это действительно "горячий горский паренек", который приехал в столицу за карьерой, фортуной, да и за судьбой. Очень хорошо видно, как меняется его характер — от безразмерных понтов в начале, до финала — столичного жителя в своей обойме. Насколько плох был исполнитель Максима в "Обитаемом острове", настолько хорош и органичен здесь исполнитель роли дАртаньяна.

— Ришелье. В кои веки был показан вменяемый государственный деятель, а не сексуальный маньяк, не тупой, как пробка, интриган, не злобный подлец и не лентяй. Удалось даже подняться над обычным образом главы враждебной группы придворных. Перед нами действительно политик, на котором висит обязанность управления государством, которого здесь и сейчас просто некому заменить, и который будет работать, пока не свалится. Удалось передать то парадоксальное отношение к дАртаньяну, которое столько раз подчеркивается в романе: да, это наглец и крышу у него срывает, но вроде как потенциал роста есть и хорошо бы приспособить этого добра молодца к государственному делу...

— сравнительно адекватный подбор актеров на значимых, но вторичных ролях. От Бонасье до Рошфора, от Бэкингема до прокурорши;

— отдельная удача — король и отношение к королю. Очень хорошо показано, что этой пустой, как барабан, напыщенный человечек, самым умным поступком которого стало решение не лезть двумя ногами в государственные дела.

— очень удачными вышли отдельные эпизоды: скажем, вербовка галантерейщика — просто здорово!

— некоторый изменения в сюжете. То, что главная злодейка перед казнью пряталась не в какой-то задрипаной хижине, а в замке у мужа (прислуга считала её полноправной графиней), добавило красок;

— я не специалист по историческим реалиям той эпохи. Могу лишь сказать, что декорации вышли лучше, чем в значительной доле нынешних сериалов. Они довольно сильно прилизаны — ткань после отбеливателя, улицы чистенькие, незакопченные потолки в трактирах и т.п. Но окончательного "ухода в гламур" удалось избежать.

Минусы:

— довольно часто создателям изменяло чувство меры. От драки до юмора, от объяснений до страстей. Тот же осел в лагере осаждающих был откровенно "заезжен". И на дерево его зря "повесили". Когда умирающий Бэкингем поехал через канал и его труп показали королеве — тоже перебор. Такие моменты сильнее всего снижают качество сериала;

— некоторые "спрямления" сюжета. Скажем, Ришелье открестился от Миледи после разговора с королем и буквально "слил" её, хотя непосредственных предпосылок к тому не было. (Да, я понимаю, что показать момент "кодирования" Фельтона остается наиболее сложным для кино, сколько-то дней пустопорожних разговоров, кому оно надо?)

— Этуш должен быть играть не ювелира, а прокурора. Мужа "герцогини". Тогда бы все стало на свои места.

Итого. Получился один из удачных сериалов этого года. С высокой вероятностью он вытеснит старую советскую постановку из большей части "обязательных" ячеек в телепрограмме. Что до актуальности сюжетов — то лучше я дам ссылку на рецензию, где момент с актуальностью раскрыт на 100% http://www.odnako.org/blogs/show_34576/


Статья написана 22 декабря 2013 г. 13:08

Смотришь на такие романы и понимаешь, что есть задумки, которые ты довел лишь до уровня рассказа (есть такой — "Небытийная легенда"), а люди вот постарались, и вытащили на всеобщий суд большую форму.

"Завидовать будем" (сами знаете кто).

Естественно, идея показать бытие эльфа, который угодил в условное мусульманское Средневековье и стал служить "подножию трона" — вполне оригинальная.

Дело в другом.

Перед нами частичное проявление Абсолюта в политической жизни государства. В данном случае это сочетание тотальной верности и безжалостности.

Если вы думаете, что такой Абсолют присутствует только в фантастике, вспомните про ядерную войну — в 20-м веке государства научились жить с каждодневной угрозой абсолютного обоюдного уничтожения. Государство может приспособиться к наступлению абсолютной справедливости, к изолированности (Кинг "Под куполом"), к глупости первого лица, наделенного абсолютной властью (Дюма "Три мушкетера"). Люди вообще хорошо приспосабливаются, и структуры, созданные ими, отличаются умопомрачительной гибкостью.

Халифат тоже учился жить с эльфом, который принес с собой механистическую дисциплину, свойственную скорее европейскому XVIII-му веку.

Главный герой — это кавайного вида Фридрих ІІ, поставленный на службу халифу.

Айне колонне марширен, цвайне колонне марширен, а шаг влево, шаг вправо считается изменой и карается смертью...

"Самое удивительное для меня — это наша безопасность посреди нашего собственного лагеря" — похожие слова приписывают "Фрицу".

И тут не просто эльф крошит условных монголов с найманами. Не просто вгоняет местную аристократию в землю по плечи. Не просто требует тотального подчинения, как общего принципа жизни в государстве.

Он привносит другое время... Одну из эпох жесточайшей военной дисциплины. Неизбежно характерной для эльфов, с их низкой численностью и длительным сроком жизни. Ведь каждого эльфийского солдата приходилось доводить до статуса «коммандо», одновременно держа в руках их эстетические порывы…

С людьми иначе. Ни "оловянные солдатики" Фридриха, ни армия Цин Ши Хуанди, ни японские камикадзе — они ведь не взялись из пустоты. За ними стоит эпоха, куча предпосылок в развитии, новые формы отношений, новые семейные связи и способы сделать карьеру.

Новое сменяет старое, лишь когда старое — достаточно ослабло, чтобы уступить дорогу. И хорошо, если оно ослабло в людских умах — прольется меньше крови. А если за каждой из сторон — своя правда и свои силы? Гражданская война, однако...

За эльфом фактически нет социальной структуры. То есть идет процесс становления централизованного государства (эта стандартная фраза из учебников ничего толком не объясняет, но придает значительности), у халифа сколько-то тысяч гвардии, которую он содержит на государственные деньги. Но основные войска — они от вассалов. Которых кавайный эльф начинает сворачивать в бараний рог.

Что самое неприятное — эльф-то не проводит никакой вменяемой "прогрессорской линии". То есть он требует направлять на государственные работы какое-то количество пленных и арестованных. Но ни сети магических помощников, ни принципиально новых образовательных учреждений ("Пажеский корпус" хорошо, но ведь и все, и связи там прочной нет...), ни новых технологий — и близко не являет. У него есть лишь магическая свита. Еще стены осажденных городов взрываются от пороха (хотя все знают, что это китайское "зелье", то есть о взрывах представление было и раньше)

Промежуточный итог понятен — тяжелая, бесперспективная по своей сути гражданская война. Когда условный калиф отбил условных монголов, но пришлось воспроизводить фокусы Тамерлана из нашей истории — кучи отрубленных голов, тысячи убитых младенцев и прочие "тихие радости" Средневековья.

Эльф убивает всех. Террор — его основной прием. Под любым предлогом или безо всякого предлога.

В халифате устанавливается непрочное равновесие.

Но дальше в игру вступает сила государства. Ибо держава – это Левиафан. Самое сильное существо на Земле.

Идет не просто освоение Абсолюта, притирка к нему, но и сами собой начинают подбираться ключи к сердцу эльфа. Деньги-то ему не нужны. Власти хватает. Удовольствия сами по себе – мало интересны тысячелетнему войну.

Остается – любовь.

Автор хорошо показала, что подобный процесс не умещается в голове одного интригана. Нет человека, который бы распланировал влюбленность «сумеречника», подобрал бы кандидатку, обеспечил романтическую атмосферу.

Люди столько не живут…

Работает именно Левиафан, и работает через острейший внутренний конфликт.

Государству очень нужны бессмертные управленцы. Идеальные экономисты. Честные полководцы. И в мире «Ястреба халифа» случаются брачные союзы — показана история как минимум одного успешного брака человека и эльфийки.

Но государство состоит из обычных людей, которые в условиях Средневековья уже к пятидесяти годам почти все глубокие старики. Такие не могут принять над собой бессмертных правителей. Почти неизбежно противостояние. Автор вполне честно показала, что религиозные мотивы в таких противостояниях – борьба с демонами, которые возводят хулу на веру – отчасти есть явный шовинизм, а отчасти самая серьезная необходимость.

Демоническая одержимость – здесь вполне реальна.

Потому давным-давно, еще до такого как эльфа купили на западе и пленным дотащили до халифата, люди с примесью эльфийской крови уже затесались в местную «элиту».

Как – вполне фактурно описал еще пан Сапковский в цикле о ведьмаке.

Так вот и получается, что едва ли не последняя представительница рода, который истреблял эльф, оказывается женой халифа, спустя какое-то время вдовой, и вот уже между Айшей и Тарегом разворачивается многолетний тайный роман.

Эльф утрачивает своё абсолютное качество. Он «использует служебное положение в личных целях». Не нарушая клятву, он изменяется внутренне. Ведь власть – развращает.

А такое существо уже чересчур опасно. Оно уязвимо и непредсказуемо одновременно.

Так что финал романа вполне понятен.

С тем только дополнением, что эльфа не убивают окончательно, а припечатывают до следующего романа.

Общее впечатление от «Ястреба халифа» весьма позитивное. Буду читать продолжение.

Но единственное, чему не верю – такому малому проявлению Абсолюта в государстве. Слишком большие преимущества дает управляемое волшебство. Если есть государства возглавляемые демонами, если есть области под управлением бессмертных, и если вполне реально раздобыть эликсир бессмертия, то почему его не испил еще Искандер Двурогий?


Статья написана 14 декабря 2013 г. 14:27

Эта сага длится долго

От начала и к финалу.

Длится прямо бесконечно,

Что читать порой устанешь,

Книгу ты отложишь в ящик,

А потом достанешь снова,

Потому что интересно, как

Курили трубки ярлы,

Как под желтою тиролькой

У людей мозги скрипели,

Отчего старик строитель

Один, что достал детишек,

К перевалу перся прямо,

Кровь зачем в осадах пили,

К чему чаша золотая,

Финтифлюшек груды прямо

И зачем вообще все было.

Да, приколов в тексте много

"Гретхен" тут совсем не дама

Трупы предков прямо бомбы...

Только сколько можно, автор!

То идет здесь текст суровый

и конкретный, натуральный.

Дядьки-викинги с мечами четко

утром выясняют, кто же

дуба даст к закату.

А потом обратно сказка,

чисто в розовых пеленках,

И с моралью на полтонны...

Если б сказка шла в начале

Для разгона и затравки,

Для приданья антуражу,

Для вхожденья в мир романа

Было бы куда как лучше

Здесь же сказка из засады

Как набросится внезапно,

Врежет раз по интересу,

По привычке восприятья,

Что аж веки тяжелеют,

Ломит челюсти зевотой,

Неподъемные страницы

Остаются недвижимы...

Но потом приходит бойня

Действие идет живее

И хардкором веет свежим

Натуральностью конкретной.

Возвращаешься к сюжету,

Пару узелков развяжешь

Но потом идет начало

Елки-двадцать, пункт исходный

Новой линии сюжета

Что змеится к общей речке

нитью тонкой, незаметной.

Словом, автор, ты ведь понял?

Ты писал все очень долго,

ты прикидывал сюжеты,

сопрягал куски интриги,

вечерами сочиняя сагу,

длинную как хобот,

Надо было параллельно,

хотя лучше уж ночами,

ловить будущих фанатов,

ярых фанов сего текста,

потому как их немного

наберется в мире этом.

Нет, читатели найдутся

я прочел вот, и не умер.

Все кто хочет погрузиться

в миф со сказкой вполовину

Кому осенью под вечер

делать нечего конкретно

Кто устал от интернета

Кто спасенья ищет в баснях

те прочтут весь "Край..." до корки

те неспешно обмозгуют

завитки сюжетов хитрых

восхитятся колоритом

подберут сравнений груды.

Только я — не твой читатель.

Вот меня сейчас отпустит.

Книгу я засуну в ящик

и уже совсем не вспомню

всех имен твоих героев

разве только пивовара

образ я запомню точно

Пусть наивный и нескладный

Но живой он — рядом видишь

остальные — те не наши

из чужой вселенной люди

Или быстро промелькнули

Не успели расчехлиться,

Не созрели как герои

масками остались будто

из театра "но" иль фарса.

(сага длится и досюда

автор все еще в работе

сочиняет текст он новый

текст тот будет напечатан

так что ждите продолженья

все фанаты Рагнарёка

потому как только шухер

прям космических масштабов

апокалипсис неслабый

автора тут остановит.

Я вот тормозом не буду

для его пера и клавы.

Пусть творит он дальше сагу

текст хорош, хоть специфичен)


Статья написана 10 декабря 2013 г. 02:47

взял на конкурсе "Литкреатив 15 или аэлитный конкурс" рассказ "Брауни".

Соавторы этого рассказа: Татьяна Адаменко, Станислав Бескаравайный.

ссылка: http://forum.mirf.ru/showthread.php?t=15694


Статья написана 5 декабря 2013 г. 00:47

"Последний князь" Димыча выходит на бумаге, крайне рекомендую к прочтению, коли интересна поданная в развлекательной форме жизнь Московии конца 16 века.

http://rostislavddd.livejournal.com/10241...





  Подписка

Количество подписчиков: 117

⇑ Наверх