Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 25 марта 2019 г. 21:54

http://roscon.convent.ru/nominations/?fbc...

С одной стороны приятно, когда видишь там две своих статьи и один рассказ.

С другой стороны...

Значимая часть романистов представлена двумя-тремя-кто-больше книгами (Поселягин — 10!)

Не то, чтобы хотелось писать по роману в месяц, но ощущение странное. Будто заходишь с кузнечным молотом в прокатный цех.

Понятно, что ни один человек всего этого объема сразу — не прочитал, и не прочтет никогда, потому как громадное количество романов было и в прошлом году, и в позапрошлом, и пять лет назад, и это "вал по плану, план по валу".

С повестями и рассказами ощущение не столь головокружительное. Но тоже ясно, что критики — будь то выдающие призы, или просто рекомендующие "почитать вот это" — будут ориентироваться по несколькими удачным сборникам, по результатам конкурсов и паре десятков (или сотне) фамилий. Большую часть текстов кто-то прочтёт, но всего тоже не одолеть.

С критикой так таковой субъективно дело получше — я уже могу оценить основной массив текстов, стилистику и векторы рассуждений авторов. И названия очень просветляют :)

На этом фоне небольшой список детской и подростковой фантастики кажется чудом.

Хочется ли мне полусотни романов в год — по книге на неделю, и можно пропустить парочку, но точно будешь знать все лучшее?

Нет.

Чтобы случилось подобное требуется даже не тот кризис, который длится в книгоиздании уже не первый год, но натуральная катастрофа.

Литература должна быть большой не только по названию, но и по количеству текстов.

Тем более, я себе очень хорошо представляю те фильтры, что появятся при входе. Вариант "Уважаемые авторы, просим присылать рукописи только по почте на адрес.... Материалы, поступившие по e-mail, не рассматриваются", — лишь самый безобидный, который уже и сейчас имеется.

Можно было бы порассуждать о товаре будущего: "Нейросеть "Рабинович" — правдивые напевы об актуальной литературе" — но пока рановато :)

Имхо, который год фантастика переживает целый комплекс проблем — от концептуальной пустоты (Есть образ будущего? Нет. Тогда делаем мечту социальной группы) до элементарного безденежья. Бумажные тиражи, личные пиар-машинки (фэн-клубы), количество скачиваний в сети — простые критерии отбора работают плохо.

С третьей стороны.

За последний год я прочитал пару очень хороших романов, а десятки текстов мне просто понравились. Мне бы нашлось за кого проголосовать, будь я в жюри. Мой выбор не был бы объективным, но хотя бы честным. И коллективное мнение судей, каждый из которых прочитал свою долю текстов — подскажет, что читать этим летом :)))


Статья написана 23 марта 2019 г. 08:36

Что останется?

Остров Сахалин у Чехова — место жизни. Пусть убогой, временной или просто каторжной. Наполненной обидой и презрением. Но — небезнадежной. Новый край, в котором когда-то появятся настоящие города. Хотя бы для внуков-правнуков...

У Веркина Сахалин — место дожития и смерти. Сотни тысяч китайцев бегут на остров с материка, но в саму Японию их никогда не пустят, лишь отберут всех здоровых детей.

При некотором сходстве — люди живут на острове временно, устраиваются не навсегда, отказываются думать, что пустят здесь корни — Веркин ставит совсем другой вопрос. И звучит он так: что останется после исчезновения народа? Твоего народа?

Держава и земли? России больше нет, а бескрайние просторы теперь заражены, отравлены и там бродят зомби. Всё будто проклято на веки веков.

Имена? Как от Советского Союза остались названия кратеров на темной стороне Луны? Или как от Рима нам остались сотни слов? Но Веркин безжалостно показывает, что сохранение старых сахалинских названий — это просто фиговый листок, которым другие народы прикроют собственную неблагодарность. И еще это способ не называть японскими именами землю смерти.

Достижения? Вы полетели в космос? Оставшиеся после ядерной войны люди просто не вспомнят, кто первым это сделал. Пусть они сами стремятся к небу и другие планеты становятся чуть не последней надеждой — зачем им память о вас?

Православие? В книге христианство показано настолько гротескно, настолько безнадежно и бессмысленно, что даже не хочется так оставаться в будущем. Мистическая вера становится отравленной и больной, как сахалинская земля, на которой процветают некротические культы. Теплится лишь вера в отъезд — сейчас в Японию, а потом — к звёздам, на космических кораблях.

Твоя кровь будет жить в других народах? Если только останутся дети, и уцелевшие согласятся признавать родство. Голубоглазая героиня помнит о происхождении своей матери. Но таких как она слишком мало в Японии. Да и сегодня, оглянитесь, многие ведь народы задумываются над тем, что Париж это место, где когда-то жили французы...

Твои книги? Поэзия? Идеи? Может они и сохраняться в памяти горстки ученых. Но уцелевшие после ядерной бойни народы переживают вспышку национализма. «Остров Сахалин» рисует предельно милитаристскую, опростившуюся культуру Японии. Осталось мало учёных, еще меньше поэтов. Жить просто тяжело, и очень надо найти постороннего, чужого, которого можно обвинить во всех бедах. После чего унижать и сладострастно презирать. Япония стала той жестокой, отчаянной державой, с которой готовился воевать Аркадий Стругацкий. Слесари, матросы, надзиратели и санитары — зачем им писатели-гайдзины из других эпох? Разве что просвещенный чиновник прикажет подавать чай в подстаканниках. Но это всего лишь каприз бюрократа — чтить обычаи прошлых народов.

Кроме того, чтобы остаться в умах немногих уцелевших после ядерной катастрофы — надо владеть умами людей до её начала. Сегодня дискурсом владеют американцы, потому в романе куда больше англосаксонского, чем русского. Стать античностью для нового мира — третьим Римом для азиатских культур — у русских не факт что получится. Мало мест в умах людей завтрашнего дня, и жестоко дерутся сегодняшние образы за эти места.

Как Парменид, философствуя, отнимал у вещи все качества, оставляя лишь её бытие, так и Веркин отнимает все привычные образы бессмертия народа. И лишь когда исчезает всё преходящее, становится понятно, зачем же понадобился ему парафраз чеховской книги.

В «Острове Сахалине» восемьсот девяносто пятого года издания описаны гиляки. Последние сахалинские аборигены, у которых не осталось ничего, кроме ненависти и дисциплины. Лишь в служении чужим людям, чужим идеям они ещё могут найти себя. Потому используют их для поимки беглых либо для охраны. Им по силам любые ответственные поручения, для выполнения которых не надо знать грамоты.

Русские в романе как гиляки. Главный герой это «прикованный к багру» каратель, заботам которого можно поручить молодую девушку из метрополии. Молодой парень с уже пошатнувшимся здоровьем. Артём убьет десятки людей, но её не тронет — таков приказ. Ещё будет строить столбики из речных камней — каирны — единственный вид искусства, который он понимает. Благородный дикарь, вот кто он такой.

Но русские и не гиляки. После нас остаётся некое свойство души, без которого в мире завтрашнего дня очень плохо. Когда-то наш народ был признанным носителем этого качества, играл свою роль в большом концерте «мировых чувств». Сейчас его не стало — и без русского милосердия невыносимо жить что японцам, что китайцам, что немногим оставшимся американцам.

Нельзя сказать, что бессмертие народа через чувство — уникально. В романе буквально парой абзацев рассказано, как американцы оставили японцам самоиронию. Лучший миноносец империи теперь называется «Энола».

Героиня — милосердна. Она сама не осознает этого, не умеет обращаться с этим своим качеством. Молодая красавица, которой сложно ограждать себя от назойливого мужского внимания. Роман — это её воспоминания, она много где противоречит себе, порою врёт, как очевидец. Впервые Сирень покидает родной дом и привычную академическую среду, чтобы совершить путешествие — оценить будущее Сахалина, его перспективы. У неё с собой отцовский макинтош, пара пистолетов и лучшие рекомендательные письма. Стреляет она без промаха, смотрит на мир не зашоренными глазами и хочет быть порядочным человеком.

Её образ — тоже совершенно не подходит для посткатастрофической Японии. Светлый и строгий, не отягощенный жаждой власти, наживы и умением идти по головам. Он будто пришел из романтического анимэ, которое объявили «фривольной мультипликацией» и уничтожили. Сирень почти ничего не пишет о любви, и очень много о страданиях и смерти. Но рядом с ней люди меньше всего хотят страдать, и пытаются отыскать в себе что-то хорошее, яркое. Не всегда у них получается и она устает заглядывать в раскрывающиеся души.

Фоном для путешествия Сирени становится гибель острова.

То, как героиня пытается спасать людей, кого стремится спасти, какой возвращается из путешествия — ослепшей и облученной, потерявшей свою любовь — показывает, насколько неудобно милосердие, как с ним трудно обращаться.

Как с огнём.

Но разумный эгоизм и сухая рациональная взаимопомощь приводят в тупик. Лучший поэт эпохи окажется на каторге, и умрёт, отказавшись от всего человеческого в себе, обернувшись натуральным зверем. Миллионы людей, оставшихся на острове, власти просто бросят и убьют, опасаясь эпидемии мобильного бешенства.

Так что в мире, где так мало осталось шансов на выживание человечества — невозможно без милосердия. Либо японцы в итоге станут милосердными, и научат их этому воспоминания Сирени, а её внук увезёт с Земли — либо кончатся, как прочие народы, назначая всё новых отверженных, выжигая очередные острова.

Это примиряет надежду на существование человечества с финалом романа, где русских больше нет.


Статья написана 20 марта 2019 г. 16:42

"Здравствуйте, Станислав!

С сожалением вынуждена вам сообщить, что из-за непростой ситуации на Книжной ярмарке с 15 марта 2019 года прекратил свое существование журнал "Питерbook". В связи с этим прекращается и проведение конкурса "Фанткритик", объявленного ранее. Официальную информацию на наших ресурсах я размещу в ближайшее время.

Спасибо вам за многолетнее участие в конкурсе. Надеюсь, что написанные вами для нынешнего Фанткритика тексты не пропадут и будут опубликованы где-то еще. От имени администрации Книжной ярмарки я приношу извинения за неоправданные надежды.

--

С уважением

Юлия Зартайская,

руководитель Информационно-справочной

службы Книжной ярмарки в ДК им. Крупской"

/ Связывался с В. Владимирским — он подтвердил.


Статья написана 17 марта 2019 г. 09:09

Видео лекции Переслегина https://youtu.be/dixLl4nKQSQ

Пересказ содержания /с комментариями/:

Общее впечатление: из таких лекций у Переслегина потом книги получаются — и эту лекцию стоит послушать (тем более, что лектор обобщает результаты множества мозговых штурмов).

Но есть дискуссионные моменты. Главный из них — то, что подразумевается одновременность существования разных миров-технологий. Нет, я знаю, что экономика угля и экономика нефти, фактически, существовали в 20-м веке параллельно (скажем, пропорция использования угля в Британии 30-х, и нефти в США того же времени), равно как театра и телевидение и т.п. Но где гран между "отраслью" и "миром"??? Когда Переслегин говорит о светонике — можно вспомнить типичное сообщение по ней "Ученые из Российского квантового центра, Политехнической школы Лозанны (EPFL), МГУ и МФТИ разработали технологический процесс производства компактных лазерных химических анализаторов на базе оптических частотных гребенок, совместимый со стандартными технологическими процессами, которые используются для производства «обычной» электроники. Детали в статье, опубликованной в журнале Nature Communications. https://www.nature.com/articles/s41467-01..."

Это пример перехода научной разработки на технологический уровень. Но простым глазом видно, что это не только российская разработка. Можно ведь получить отрасль, размазанную по миру и, одновременно, не целиком задающую те самые "формы жизни, мышления и деятельности". Насколько будут перемешаны генетические манипуляции с человеком и роботизация труда???

Насколько необходимым станет экзокортекс для работника???

Далее — Переслегин совершенно не упоминает такой путь решения проблем глобализации, как переход к единому государству. С точки зрения управления как такового — это либо возможно уже сейчас, либо станет возможно в ближайшем десятилетии. Есть военные вопросы — но аналогия с объединением Средиземноморья под властью Рима, как ответом на кризис, уж слишком напрашивается. Понятно, что пусть к этому идёт через большую войну, но и результат может дать возможности для экспансии в космос. Желаемость или не желаемость этого варианта — дело другое.




Статья написана 16 марта 2019 г. 20:21

Пример того, как из умеренного качества текста сделать хоть что-то приличное в зрелищном отношении.

Рецензия на исходный роман — https://fantlab.ru/blogarticle58768

Если коротко: "Мелодрама не блещет".

Спойлер одной фразой: пытались сделать лекарство, ставили опыты на людях, а те превратились в натуральных вампиров-телепатов и начали войну с человечеством.

Как же из него сделали сериал?

— работа с побочными линиями и длиннотами. Всяческие предварительные искания, страдания матери юной героини и т.п. — все стерто. Коллизии, связанные с моральным выбором персонажей, подчинены основной интриге: бухать гемоглобином иль не бухать? Если персонажи вспоминают о коллизии прошлого, то эти воспоминания имплантированы в актуальную ситуацию, где вампиры уже давят им на мозг;

— монашка? Вычеркиваем. Будет мощная тетка с автоматом. Вообще стреляет и прибегает к разным формам насилия львиная доля персонажей;

— телепатия из смутных намеков — превращается в яркую и подробную виртуальность. Сознание вампиров живет в ней, туда же они таскают некоторых людей, заодно дурят им бошки. Хорошая цветокоррекция — эффектная и эмоциональная — одна из несомненных удач сериала;

— адекватный подбор актеров — лица запоминаются, характеры им как-то да соответствуют;

— центральный нерв — отношение агента и девочки, которую он доставляет "в клинику на опыты", потом решает, что не стоит — при всех косяках выглядит не абсолютным бредом. Что есть плюс для сериала. Еще раскрыты как минимум три сюжетно важные любови/дружбы;

— персонажи перебегают со стороны на сторону бодрее и эффектнее, чем в романе;

— собственно фантастических декораций мало, но лаборатория показана "с претензией на эффектность". Причем слово "эффективность" авторы решительно похоронили. Как в фэнтези главные герою идут в бой без шлемов, так и тут — в лаборатории, которая специализируется на исследовании уникального по своей опасности вируса, что-то не видного многоступенчатой системы биокостюмов (скафандров), зато есть прожекторы с ультрафиолетом, чтобы вампиры фотогенично корчились под их лучами;

— бегство одного из вирусоносителей — не причина нагнать кучу новых действующих лиц. Потому никакой реальной тревоги. Ну застрелили, ну чудом не началась эпидемия, ну и что? "Мы примем меры". Но возникает лишь один новый персонаж;

— вампиры начинают работать с образами умерших, и чем дальше, тем больше дается намеков, что это реальные души, а вампиры существуют как бы на грани этого и загробного миров;

— есть как минимум один очень неплохой твист.

Что не смогли сделать в сериале?

— увы, наблюдается стандартное для многих экономных сериалов "кидалово" с демонстрацией биологической войны. Обещают конец света, эпические бомбежки. К этому идут девять серий. Даже в книге, где сражения показаны с прицелом на экранизацию, а потому фрагментарно и едва ли не келейно, действия на два порядка больше. Здесь в последней серии есть массовка из пары десятков людей, есть вроде как ядерные ракеты, летящие по небу, и телемост с руководителями других ядерных держав (особенно доставляет, что среди них есть и Канада — причем тоже "голосуют" за бомбежку США. Радиация остановится на границе...). Чтобы показать последствия бомбежек берут единственную "фотографию" разрушенного квартала. Стыдоба!

— ничего похожего на ощущение реальной науки и работы исследователей (как от доктора Хауса временами остается ощущение реальной медицины, и уж точно медицинский сериал демонстрирует мозговой штурм).

Средней руки сериал — яркая (от слова "цветная") мелодрама с элементами фантастики. Свою кассу она соберет, но не более.





  Подписка

Количество подписчиков: 117

⇑ Наверх