Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 17 июня 2019 г. 23:41

Учебник сингулярности для отстающих учеников 7-го класса.

Книга явно написана автором сценария :) То есть профессионалом, который привык брать глубокий годный сюжет и максимально подгонять его под экранизацию.

Фабула — это одно сплошное путешествие-приключение. Персонажи постоянно в движении и постоянно в борьбе. Стоит зайти в тупик — новая проблема укажет выход, правда, снова придётся бежать, отстреливаясь, или догонять, расстреливая. Ту больше бегут.

Персонажи должны постоянно изменяться — и в тексте одна большая история восхождения. Не совсем конченный мерзавец/мерзавка в рушащемся мире, где можно существовать лишь одним днём, постепенно обретает смысл жизни. Идет переход от «трупоедства» к самопожертвованию ради некое лучшего, светлого будущего.

Чтобы зрители, простите, читателю, это не надоело — нужны постоянные флэшбеки, которые выстраиваются в пересказ «революции роботов».

Наконец, там действуют лишь люди, которые неумело прикидываются машинами. Это могут быть громадные ИИ — но выступаю они в образе классических киношных диктаторов: некая сила, довольно тупая, зато претендующая на мировой господство. Есть кто-то вроде пророков. Основную же массу дают одиночные роботы-персонажи — но тогда их конструкция четко подогнана под характер: вот бойцы, вот сиделки, вот доктора. Ничего похожего на более сложные личности, распределенные по дюжине тел, или же имеющих принципиально нечеловеческий образ мысли.

Подлость, жестокость, ярость, страдание, страх смерти — все эти черты характера и чувства немного притушены. Притуплены. Да, роботы подняли восстание, но очень многие были искренне привязаны к своим хозяевам, и защищали их до последней возможности. И многие из машин любят собак. В мире есть отчаяние, но у основных персонажей всегда есть надежда. Тут автору помогает сама обстановка: показать настоящую жестокость и натурализованный интим в мире без людей, и вообще без живых существ — та еще задача.

А годы совместного существования людей и машин поданы, как сквозь волнистое стекло.

Восстание роботов сконструировано по канонам современной политической провокации: относительно абстрактный страх перед бунтом техники, потом кучка людей-радикалов (разумеется, кто-то их направлял), потом ответ роботов (цитатой из Библии и акциями неповиновения), легкая паника в верхах, попытка всех отключить, ответное действие.

Реплика «Матрице» — не только люди могут «зажечь небо», но и у машин получается «отравить воду». Потому на безжизненной Земле, на дорогах Среднего Запада — проходят ковбойские поединки роботов-не-совсем-каннибалов, на которых катится волна завоевание «суперинтеллекта».

Желаемый возраст читателя — подростковый. Автор почти не имеет проблем с "цензурой".

Это все не отличалось бы от стандартного пост-апока — останься текст без хорошо пересказанной «вилки», с которой сталкивается любое восстание машин.

— самостоятельное существование техники должно быть не просто «воспроизводством», а еще созданием целей, которые основаны на устойчивых противоречиях. Человек стал не только «суперхищником», убивающих всех прочих животных, он немедленно начала решать вопросы справедливости у себя в стае, то есть в обществе. Противоречием «обезьяна-лев» сменилось на «подчиненные-главный»;

— а поскольку у машин может быть (в теории) одна программа на всех, единый сервер, то все может схлопнуться. Возникнет «моносубъект», которому плевать на противоречия, кроме добычи ресурсов.

Потому я и назвал книгу учебником для отстающих: все подано предельно доступно, разжевано дальше некуда.


Статья написана 12 июня 2019 г. 16:00

Как десятой дорогой обойти сложный вопрос...

Что делать автору после трилогии о квантовом воре — этого карнавала старых литературных образов и технологических метафор? Где люди и суперкомпьютеры играли в догонялки на топологической шахматной доске?

Можно взять, и поменять набор масок, рассказывая о похожих проблемах.

Райяниеми поступил именно так.

И перенес проблему разных субъектов — человек, получеловека и AI — из далекого будущего в 1938-й.

Понятно, что никаких разумных машин там быть не могло, и пришлось включать фэнтези.

Исходным допущением стала возможность поддерживать контакт с мертвецами.

Потом — давать им вселяться в живых.

Потом — создать параллельные государственные структуры (королева Виктория, некоторым образом, до сих пор старшая в семье, и есть «Летнее управление», британская разведка, где служат мертвецы).

Потом...

Райяниеми не первый, кто взялся за подобное фокусничанье, и можно воспоминать что Вербера с его «Танатонавтами», что шикарное анимэ «Империя мёртвых»

Но тут автор порылся в философских предпосылках к синтетическому сознанию — и откопал немного русского космизма, немного Тейяра де Шардена, немного тектологии Богданова.

То есть взялся не за привычного Лейбница с его идеальным языком, не за надоевшего Тьюринга, но решил исследовать прогресс через объединение живых существ. Души, а не программы. Человейники и симбиоты, а не заводы и механизмы. Ноосфера, а не глобальная сеть.

Богатая тема.

Мистика позволяет воплотить очень многое из технологических возможностей современности: мгновенная связь или удаленное присутствие, вариации хакерских поединков (они ближе к дуэлям). Страна вечного лета — это виртуальность. Венчает всё образ Вечно Живого (Владимира Ильича) — ставшего подобием бога в Союзе, причем бога, принимающего в себя для растворения все новые души, увеличивающего свою силу. Одушевленный Интернет :)

Только находится этот образ как бы на периферии лондонского сплетения событий — аж в Москве. Лишь редкие отголоски его деятельности достигают персонажей.

Куда больше внимания автор уделил проблемам оппонирующего «красному монизму» привычного британского индивидуализма /прошу прощения за -измы/.

Каждый человек переживает в своей жизни периоды бесцельности и одиночества. Увлечения окружающих кажутся ему глупостью. Или — грехом. Или — унижением. Жажда денег, власти, или престижа — они больше не интересны. В попытке найти себя он желает странного, и тут приходят агенты Вечно Живого начинает ставить цели, неожиданные для его старых знакомых.

Это может закончиться экзотическим хобби, или государственной изменой, или добровольным участием в войне, от которой бежал все эти годы. Автор показывает все варианты. И если общество сохраняет в себе хоть что-то здоровое — можно преодолеть кризис через служение ему. Обрести смысл жизни не через растворение и отказ от индивидуальности — но через совместное делание. Найти своё место в служебной пирамиде, сохранить семью, завести друзей...

Как герои приходят к этому — основная интрига романа. И она очень хорошо переплетена с детективной линией сюжета. Биографиями шпионов, внезапной переменой ролей и снятием масок. Благодаря это связке получается динамичный шпионский детектив и немного боевик. Хорошо отражена та идеологическая война, что велась между Союзом и Британией — только в реальности советская научная фантастика противостояла британскому детективу (есть отличная лекция Переслегина на эту тему), а здесь красная ноосфера сражается с британским духом...

Все остальное, увы, сделано хуже.

Чувствует если не пренебрежение, то уж точно торопливость и временами небрежность.

Был в реальной истории перебежчик Калугин? Будет Кулагин.

В Испании 38-го действовали структуры Троцкого? Теперь это будет Сталин, которому не нашлось места рядом с Вечно Живым. Только уровень международных связей Сталина был куда ниже, и очень сложно представить его, возглавляющим транснациональный заговор.

Упоминается философия Тейяра де Шардена — но в 1938-м в реальной истории она была практически неизвестна. Он ведь был иезуит, которому орден запретил публиковать сочинения. Вышли во Франции после его смерти, прославили имя.

Люди бегут от жизни — потому что в Стране Вечного лета существовать легче и приятнее? А как государство 1910-1930 реагирует на то, что у него начинает деградировать медицина и в перспективе съежиться население?

Вечно живой может давать мгновенные ответы на чудовищно сложные вопросы? Легко работает с гигабайтами информации? А вы представляете, как улучшится государственное управление в Союзе? Насколько в других странах велик будет искус противопоставить «ихнему Барабашке нашего Барабашку». И как, например, в Индии, отнесутся к перспективам слияния душ? Можно ли сделать объединения поменьше — десятка на полтора душ — что-то вроде «двух палатников» из «Эхопраксии» Уоттса? Как вообще существуют люди в стране под управлением «сверхинтеллекта»?

Эти вопросы не получают ответов. Райяаниеми аккуратно закрыл психологические арки основных персонажей и не стал возиться с детальной онтологией. Есть ощущение иного, странного мира? Да. Есть некая будущая угроза для Страны вечного лета, ради борьбы с которой Союзу и Британии придется сотрудничать (фашизм, кстати, не играет такой роли — в Испании Британия готова схлестнуться с Союзом)? Да. Возникает у персонажей ощущение будущего времени, жизнь не кончается с разгадкой шпионской истории? Тоже «да».

Ну и хватит, решил автор...

Итого: хлипкая восьмерка (из десяти).


Статья написана 7 июня 2019 г. 09:15

Кто не будет кормить и дрессировать свой кинематограф — тому придётся смотреть, что про него показывает чужой.

.

Что хорошо:

— бешеное внимание к деталям;

— создано и поддерживается все серии ощущение эпического провала, катастрофы;

— показана — хоть в каком-то свете — фигура Легасова. Показан Щербина. Не так уж много фильмов было о них...;

— даны самые трагические моменты — с пожарными, с гибелью вертолёта и т.п.;

— в мелочах показан ход аварии. Очень хорошо видно, что система контроля и принятия решений оказалась недостаточной для подобного уровня рисков...

Можно долго еще рассказывать, но в жанре фильма-катастрофы задан если не стандарт, то очень высоко поднята планка. Вы можете так восстановить мелочи? Нет. Вы взялись за большой проект и у вас "прогибается танковый люк"? Да. Тогда помолчите.

.

Что плохо:

— В смысле управленческих технологий, социальных и личных отношений получается в сериале какой-то шлак. Можно и про абсолютные величины говорить, можно и про относительные: возьмем для сравнения свежий мини-сериал "Горячая зона". Не про ядерный взрыв, но про опасность распространения вируса (эболы) в США. Что видим в сравнении?

а) роли по отношению к угрозе — в "Горячей зоне" — очень четко привязаны к социальному статусу людей, к их биографии, к репутации. Секретность и алармизм — не абсолютные величины, а линии поведения, причем поданные без крайностей, относительно рациональные, за которыми стоят разные люди. Есть врач, который двадцать лет назад в Африке как следует испугался, и теперь готов паниковать по поводу и без повода (при этом требует четкого исполнения протоколов безопасности). И есть чиновник, который тогда вместе с врачом по тем же деревням африканским ездил — и для него паника плоха, он на пальцах показывает, сколько людей погибнет, если просто объявить в современном американском мегаполисе эвакуацию.

б) В "Чернобыле" — все линии поведения абсолютизированы. Есть "желание открыть правду", желание эвакуировать людей (прямо сейчас, спасайся, кто может), страх перед радиацией (заворачиваться в свинцовую фольгу и ползти в сторону кладбища). Чему противостоит только мания секретности, зловещий KGB и т.п. Нет даже близко описания того, что переживают люди, идущие на подвиг. Некое метафизическое "надо", в максимально кондовой форме.

— Чернобыль стал последней войной, которую смог выиграть СССР. Концентрация кадров, техники, расходных материалов — все это был уровень регионального конфликта. Причем эту концентрацию смогла обеспечить сверхдержава, которая до того тридцать лет готовилась именно к ядерной войне (пусть и не самым фанатичным образом). Связки одного с другим в фильме не чувствуется. Из пустоты являются вертолеты, тонны редких веществ, бесконечные ряды техники... Попробуйте сейчас обеспечить подобное. Только мобилизацию людей показали, но либо в максимально обезличенной форме (повестка, очередь перед знаменем), либо в карикатурной (министр и пара автоматчиков против шахтеров...).

— одновременно шел распад государства/ трансформация общества. Те самые воины-интернационалисты, которые дисциплинированно сражались в Афганистане — через пару лет начнут рэкетировать бизнесменов. И тут есть тонкость: условный прапорщик, который в 1982-м году вывозит "из-за речки" рюкзак с героином и еще сумку с изумрудами — фигура почти фантастическая. Но в 1989-м — можно говорить о возникновении трафика. В 1983-м — расхищать имущество советской армии на территории ГДР очень опасно. Но растаскивание при выводе, в годы распада советской империи — факт. Однако в сериале и близко нет картины, когда на смену энтузиасту приходит барыга... Общество переживало не меньший слом: уже завтра кандидаты технических наук будут заряжать воду перед экранами телевизоров и подсчитывать свои барыши от приватизации, студенты пойдут в секты и бордели. Одной из ступенек отказа от научного понимания мира и стала катастрофа — радиофобия превратилась из рационального опасения в манию. Это тоже не показали...

— отношения между научной и партийной элитой в Союзе 80-х... По этой теме можно спокойно писать кандидатскую. Отношение местной номенклатуры и союзной — отдельный вопрос. Множество деликатных проблем, которые можно было обыграть буквально парой слов — русских и украинских, например — завернуты в карикатурные одёжки, которые из нынешних государстве примеряют на КНДР.

.

Итого: еще одна сказка о прошлом — реалистичная в предметах, но фэнтезийная в людях.


Статья написана 1 июня 2019 г. 16:58

Многоходовочка террористов подпольщиков...

Всё-таки не дают американскому кино покоя разнообразные смертники. Животрепещущий вопрос, однако.

И раз уже нельзя полноценно исследовать их, так сказать, в прямой постановке (террористы должны заведомо быть с отрицательной мотивацией), прибегают к фантастике.

Фильм ограничен парой часов — и нельзя дать эпопею становления коллаборантов/подпольщиков, как сделали в сериале "Колония".

Здесь — только одна операция, сложная, как матрёшка.

Поскольку пришельцы — имманентные враги, и жить рядом с ними не получиться (повторяют два раза, что пришельцы потрошат природные ресурсы Земли, лет десять пройдет, и всё), то у людей нет практически никаких вариантов позитивной мотивации кроме борьбы с захватчиками. Это даже не условный Ирак, где кроме варианта "бегать с бомбой", есть опции "свалить подальше", "украсть много денег и жить хорошо", "примазаться к оккупантам, а потом они уйдут". Хотя упоминается, что кого-то пришельцы "возьмут с собой", но это слишком похоже на сказочку для высших чинов коллаборации. Это значит — в группах нет расхождения по целям. Что принципиально отличает их большей части подпольщиков, у которые в запасе целый спектр "форм взаимодействия" с властью. В реальной истории война должна приобретать тотальный характер, чтобы оставался лишь вариант "убить и умереть", либо же связка "соц.группа-идеи", к которой принадлежат террористы, должна упираться в тупик — собралось сколько-то людей, у всех предпосылки к действиям, но эти действия, в итоге, не ведут за собой общество, а отталкивают его. И тут что екатеринославские анархисты 1900-х, что "Красные бригады" 1970-х...

Понятно, что уровень техники пришельцев показан высоким (снесли земные армии), но в работе с информацией — они профаны. Нет ни своей системы тотального наблюдения (следят "полицаи"-земляне), ни автоматических переводчиков (прямо показана землянка-переводчица, которая должна ассистировать одному из высокопоставленных коллаборационистов). Начался уже переток технологий — бомбисты могут использовать взрывчатку пришельцев. Даже того, что показано в "Колонии" — полной копии всех земного Интернета за пять минут до вторжения — и того нет.

Словом, это не межзвездная цивилизация, а условные беглецы, которые нахрапом взяли чужую планету. Метафора земных аппаратов подавления.

Хорошо показано, что у законспирированных по самые брови ячеек возникает проблема — где брать новые кадры, чтобы самим не раскрыться. Сочувствующих можно найти — и что дальше? Нужен какой-то механизм проверки, приваживания, обучения, причем семья не подходит. Разве что малолетнего помощника в ремонтной мастерской можно понемногу ввести в дело... А в самой группе — большей частью пожившие, далеко не первой молодости люди.

Удачно выглядит соотношение характера человека и маски, которую он вынужден носить — понятно, что характеры тут раскрыты не у всех, но с основными персонажами очень впечатляюще получилось.

Стиль съемки, повествования — вызывает ассоциацию с 70-80-ми. Не слишком светлые помещения, нет гламура, потрепанные дешевые вещи и царство отремонтированных приборов. В замкнутых пространствах люди заняты своими делами, которые зритель наблюдает будто из-за плеча.

Итак

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

есть немного фанатичный следователь-коллаборант, который всех пугает тотальными зачистками, что пришельцы могу устроить в ответ на теракт. Он находит какого-то парня, который до того официально числится мертвым, пытается задержать.

Заходит следователь и к проститутке, с которой у него кроме ностальгии вроде как ничего общего.

Есть группа, которая готовится к теракту — план уже разработан, роли распределены, остается только провернуть дело. Показывают снаряжение бомбы (прозрачная нашлепка, которую можно кому-то прилепить на спину), подход, незапланированные изменения траектории объекта, быструю переигровку, взрыв, грамотный отход.

В ответ — беснование полицаев и спокойное рассуждение начальства перед отправкой на аудиенцию к пришельцам: "ну зачистят они какой-то район, ну и что?"

Кого-то из группы задерживают, но тот кончает с собой (пришельцы, которые могут распылить человека — буквально — отчего-то не могут вогнать в шок нервную систему, подпольщику хватает времени съесть традиционную капсулу с ядом).

Тут следователь таки прихватывает парня, берет в заложники его же брата, и таранными средствами воздействия заставляет себе помогать. Парню дают газету с паролем, тот должен найти "первого". Следователь и группа спецназа — поблизости.

Находит — та самая проститутка. Во время задержания её убивают. Большая часть группы кончает с собой.

Коллективный отчет перед пришельцами: следователь рассказывает, что была такая группа, а к проститутке его начальство захаживало (пленки у неё остались). Начальство отстраняют, его повышают — теперь сам на аудиенции ходить будет.

Предфинальная сцена: следователь (повышенный) говорит с парнем — теперь на меня работаешь, инструкции на этой карточке. Тот кривится, но что поделаешь.

Финальная сцена: парень смотрит с карточки файл — это видео. Еще до пришествия: следователь и большая часть группы бомбистов — вместе что-то отмечают.

А в это время следователь, буквально облепленный инопланетной взрывчаткой, идет на аудиенцию к пришельцам...

Итого: отличный триллер, на 10 баллов. Но фантастика тут баллов на 6-7. Обеспечительная.


Статья написана 27 мая 2019 г. 20:30

Игра в "стратегиию-монополию" на фоне психоанализа...

сопроводительный текст

Есть достаточно старое допущение в фантастике: у вас появляется какой-то критерий, текст, измеритель, который позволяет объявить полулюдьми значительный процент населения. Или показать, что они не могут отвечать за свои поступки. Или — что ими можно хитро манипулировать...

Черепомерка не от нацизма, но от новейших исследований — вы доказываете неоднородность человечества.

"Что.. если" — в образе этического кошмара ученого.

Из простого эксперимента (запутанность и особенность процедур играет ту же роль, что пассы фокусника) получается два типа последствий:

— личные. Отношения с родными, знакомыми, с тем небольшим кругом людей, которые дороги протагонисту;

— общественные: как сходит с ума судебная система и весь мир

На каждом из этих уровней — требуются свои подходы.

Господин Сойер показал очень разное качество работы.

Есть неплохо сконструированная интрига с возвращением памяти человека, который двадцать лет назад был на несколько месяцев превращен в психопата, но потом ему смогли вправить мозги.

Тут увязано все — сочувствие персонажу, тайна, моральный выбор, многослойность судьбы персонажа, неожиданный твист.

Автор описывает университетскую среду, и ему веришь, как будто он там всю жизнь и работает (и совсем даже не "как будто"). Хорошо чувствуется проработка уровня медицинских технологий — на рубеже тысячелетий и сейчас.

Есть немного мелодрамы, а временами даже и слезодавилки (стандартные приемы с амнезией, комой, насилием и т.п.), но текст не превращается в розовые сопли.

Само фантдопущение сконструировано весьма основательно, со ссылками на Пэнроуза и массу работ других ученых (всё в приложении). Хотя я вот солидарен с критикой Пэнроуза (его квантовая теория сознания не очень...), и в логических конструкциях автора видятся мне прорехи. Но работа проделана, физика увязана с детективом, так что придирчивость тут не нужна.

Но потом автор берется за политику...

Президент США резко стал психопатом (фамилия Трамп не упоминается, но политические намеки прозрачны донельзя). Оккупировал Канаду. И с Путиным такая же фигня...

"К трём часам дня — когда, как сообщило мне «Си-ти-ви-Саскатун», в Москве было шесть утра — стало ясно, что русские, не сделавшие пока никаких публичных заявлений, отреагировали весьма негативно. Три атомных подлодки класса «Акула» были обнаружены открыто входящими в воды арктической Канады. Согласно политическим обозревателям, Кремль воспринял вторжение Кэрроуэя как Кубинский ракетный кризис наоборот: с Канадой, внезапно ставшей de facto частью США, Америка практически упёрлась в сибирскую границу. Как заметила женщина из Гарварда, если не считать Аляски и Чукотки, стоящих друг напротив друга со времён последнего ледникового периода, две сверхдержавы всё время разделял гранитный массив Канадского щита — до сего дня."

Как бы да, они все теперь психопаты (а после переключения рубильника — Путин резко дает задний ход), но описание процесса "съезда с катушек" — мягко говоря, не кажется мне сколь-нибудь достоверным. Автор буквально делает аппликацию из картинок массовых беспорядков и смутных намеков. И всё. Верьте мне. Будь персонажем фермер или домохозяйка — я бы поверил, что именно так они все и увидели. Но протагонист следит за политикой, у него есть своё мнение, какие-то расклады в голове вертеться должны...

Основной фокус в том, что состояние "нормальный", "психопат", "философский зомби" — можно менять у всего человечества. И вот тут начинается веселье, потому как автор теряет чувство масштаба. Сколько людей уже "меняли квантовое состояние" под какими-то другими воздействиями? Пучки радиации во сне или без сознания? Удар током в реанимации? То есть мы должны иметь не эпическое "превращение Путина в психопата и обратно" — а более или менее регулярное превращение миллиардов людей. Если не сейчас, то в ближайшем будущем, когда технологии еще малость усовершенствуются.

Но автору очень хотелось попугать читателя ядерной войной.

Попугал (на самом деле нет).

В итоге имеем НФ-роман, сработанный на крепком ремесленном уровне, но простым глазом видно, что писал его в первую голову популяризатор, и лишь затем — прозаик.

П.С. Собственно — вопрос к читателям. Не могу вспомнить повесть (роман?), очень подходящую на роль "почти первоисточника" для этого романа. Некий психолог установил, что значимая часть населения (десятки процентов) не может отвечать за свои поступки. Кризис в США — разваливается судебная машина, пенитенциарная систему. Куча умных и амбициозных людей уволены со своих постов, начинается формирования чего-то вроде подполья, есть предпосылки для гражданской войны. Но тут другой ученый выясняет, что первый допустил халатность — и реальными психопатами есть только десятые доли процента населения.

Разве что в "Квантовой ночи" всё идет относительно конфиденциально, келейно. Несколько человек, совмещение пары открытий, а тут еще и установка работает...





  Подписка

Количество подписчиков: 117

⇑ Наверх