Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 10 марта 2019 г. 21:23

Ламповая фантастика пятидесятых.

На примере таких фильмов очень хорошо понятно, почему и мегадорогие "аватары" устарели чуть более, чем полностью.

Итого: строго для любителей ретрофутуризма. В 50-х фильм прошел бы на "ура" — особенно в Союзе.




Статья написана 7 марта 2019 г. 06:47

Фильм — шлак


Статья написана 26 февраля 2019 г. 23:45

Магический реализм в берлинских декорациях времен Холодной войны.

Начну рецензию с прямой рекомендации — надо смотреть.

Фильм очень сильный — в своем жанре — и совершенно правильно получил премию.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Итак, есть натуральный ведьмовский ковен, который протянул уже несколько сотен лет. Власть ведьм над сознанием мужчин так велика, что они могут содержать берлинскую танцевальную группу в городе 70-х годов. Большая часть ковена уже старухи, и занимают в труппе места технических работниц. Телепатия в порядке вещей, и совещания ведьм, где на фоне обычного коллективного завтрака голоса напряженно выясняют отношения — одна из успешных сцен в фильме.

Есть начинающие ведьмочки и среди танцовщиц, хотя почти всем просто отводят глаза. Официальная глава труппы — мадам Бланк (Тильда Суинтон) — оспаривает власть в ковене у старейшей ведьмы, матери Маркос.

Перед ковеном стоит актуальная задача: Маркос не просто стара, но уже начинает утрачивать человеческий облик, надо пересадить её в новое юное тело. А девушка-донор должна пойти на это добровольно: "От тебя ничего не останется, только сосуд".

И тут начинаются шуточки 20-го века.

Патрисия-Патришиа, которую вроде бы начали готовить к этому делу — ходит к психологу (по факту уже к психиатру).

Тот старик, переживший Рейх (дело происходит на фоне самого знаменитого РАФовского угона самолета и грядущей смерти активистов), потерявший во время войны жену, весьма скептически настроенный, прямо смотрит на девушку, как на сумасшедшую.

Она пропадает.

И вот из США приезжает новая девушка — Сьюзи — только вырвавшаяся из среды сектантов ("они отделились от меннонитов, потому что те не были достаточно строгими"), она хочет танцевать, и удивительно подходит для ритуала. Пластичность, эманации, чувственность, наивность. Идеальная заготовка.

Ковен вполне серьезный — они карают отступницу (натуралистично показана магия танца).

Дневник девушки, попавший к психологу ("маркосисты и бланкисты — вероятно, это искаженное представление о каком-то конфликте") подвигает старика на звонок в полицию — но ведьмы шутя гипнотизируют полицейских.

/"в знак серьезности намерений террористы выбросили на взлетную полосу тело пилота.." — диктор по телевизору/

В общежитии — вполне нормальная жизнь. Вот фойе с мраморными лестницами и сквозняками, вот курящие женщины — даже танцовщицы — вот книги, документы. Узорчатый кафельный пол, вахтерши, краны над раковинами, занавеси на зеркалах. Темноватая зима с оттенком соцреализма.

Старик-психолог регулярно пересекает стену, проходит контроль, и ездит на дачу. Воспоминания, которые только и поддерживают его. Сердце, которое они с женой в юности выцарапали на углу домика, инициалы там же, а еще дерево, под которым можно посидеть. Отличный образ немецкого интеллектуала — умного, романтичного, опытного, честного, в чем-то расчетливого — но буквально не видящего, что творится перед глазами...

Он попытается разговорить еще одну девушку из труппы — та поначалу отмахивалась, на дневник смотрит с недоверием, но потом сама приходит к старику с одной из игл-крюков, которыми пользовались ведьмы.

А обряд проводить пора... И часть ведьм чувствует, что все плохо идет, неправильно, слишком много девушек в утиль отправляется. По поводу новенькой прямые расхождения между Маркос и Бланк (именно Бланк готовит девушку, насылая на неё сны, создавая в ней желания окунуться в магию, раствориться в ней без остатка, но Маркос торопит дело).

Старик приходит на одно из представлений, где как раз убивают отступницу, практически на сцене.

И после — встречает свою вроде как пропавшую жену. Вспышка надежды, но отказывается, что ведьмы навели туман — им нужен свидетель для обряда. Его приводят в здание, потом тупо волокут в подвал.

В подвале — вполне себе шабаш, правда в хорошем танцевальном исполнении.

Туда спускается Сьюзи. Её спрашивают, согласна ли она?

Бланк сомневается — что-то не то. Но Маркос, поросшая детскими ручками (!) и опухолями — убивает соперницу движением руки.

И прямо требует у Сьюзи отречься от собственной матери (как раз умирающей в Огайо), потому что только она, Маркос, единственная мать. Других нет.

А вот зря она этого требует, потому как явилась ковену матерь Суспириорум — как раз в облике Сьюзи. Любые богини ревнивы. Данная — не исключение. Как это нет других матерей? Чего это ведьма лезет со свиным рылом в калашный ряд?

Да и ковену пора обновляться, круговорот жизни должен брать своё — весь фильм показан именно круговорот жизни в образе человеческих тел. Юные танцовщицы, зрелые ведьмы, старик на пороге смерти и мать Маркос, которая уже перешагнула её рубеж... И само нарушение этого круговорота: что должно быть у ведьм с их привязкой к жизни и магии телесности? Дети. А в труппе ни одного ребенка.

Явился тут демон — силовая поддержка — и начал жестоко карать.

Это наступил момент ответственности за политический выбор. Все ведьмы, что голосовали за Маркос, были убиты.

И тут очень хорошо показана суть языческих божеств.

Они могут творить чудеса, но им крайне сложно дать людям что-то вроде прощения или просто утешения. Патришию держали силой заклинаний в полурастительном виде.

"Чего ты хочешь? — Смерти..." — и она умирает.

И другая отступница, которая хотела бросить ковен. "Что тебе дать? — Смерть..."

Утром в группе паника — худрук мертва. Остатки ковена не знают, что они будут делать дальше.

Но кого это волнует?

Камера прослеживает путь старика-психолога, которого кое-как одели, выставили за дверь, он добрел домой, практически ничего не понимая.

И вот к нему пришла Сьюзи. То есть матерь Суспириорум. Извинилась за поведение дочерей, и рассказал о последних днях жизни жены старика — а это был 43-й, она попыталась бежать из страны, её арестовали, и в лагере той удалось протянуть лишь двадцать дней. Все подробности, последние воспоминания и переживания супруги она рассказала старику. Тот имеет право знать. Но для отчаявшегося, непонимающего, раздавленного человека это слишком — и Суспириорум отбирает у него память о всех женщинах, которых он не спас.

Старик остается медленно умирать — и только инициалы, выцарапанные на углу маленького дачного домика, показываются на экране в последних кадрах — на фоне семьи с детьми, и мобильными телефонами.


Закончив с пересказом (и второй раз посмотрев фильм — неделю спустя), замечу следующее:

— отлично показано противостояние обыденной рациональности и магии, явного и скрытого;

— на том же уровне подана образность круговорота жизни и его нарушения;

— очередной подход с сопоставлению христианства/язычества. Если рассматривать фильм в рамках религиозного подхода, то получаем кризис европейского мышления 20-го века: рациональный человек может быть праведником (каким представлен психолог), но без веры он слеп и бессилен. А стремление бесцельно продлять жизнь искажает суть даже языческих культов;

— превосходная работа с цветом, композицией, звуком — все это работает на сюжет. Длинный фильм, но там лишнего почти нет;

— серьезная попытка создать ощущение того времени, хотя знатоки смогут найти сколько-то дыр;

— танцы неплохи, но с одной стороны я не такой уж специалист в танцах, с другой — тут скорее чувствуется импровизация и упор на отдельных исполнителей, чем на коллективный узор тел, движущийся орнамент, который в танцах один из базовых компонентов;

— удачный подбор актеров и хорошая их игра.

— довольно много выходов на современные проблемы (феминизм, терроризм и проч.), но тут подводки идут скорее намёками. В расчете на субъективную трактовку.

Возможно, аналогия покажется странной, но современному постсоветскому кинематографу отчаянно недостаёт именно такого подхода. Только не тупой игры "в магию", а тщательной многоплановости. Любой сюжет развивается среди десятков других — медленных или почти мгновенных, важнейших или пустых. Есть сюжеты человеческие, а есть бюрократические.

Здесь многоуровневость получилась.


Статья написана 23 февраля 2019 г. 10:17

Выдумка без фантазии

Текст обладает не самым плохим стилем, сюжет выстроен, есть даже протагонистка.

Книга явно подгонялась под возможную экранизацию — побольше замкнутых локаций, плюс перебивки из воспоминаний персонажей, чтобы зрителям не было скучно наблюдать лишь внутренности звездолёта.

Вот и весь перечень достоинств текста. И среди них нет почти ничего, что можно было бы отнести к фантастике.

Основная проблема — несоответствие фантастического и детективного начала.

Для создания зрелищных образов или чего-то вроде интриги — автор отказывается представлять, что происходит не первая ситуация подобного рода.

Текст начинается с краткого кодекса, дающего правила обращения с клонами. Всё мило — но слишком однозначно, или слишком просто. Можно тут же представить себе десяток ситуаций, когда подобные правила работать не смогут (например, человек в ранее клонированном теле обладает государственно значимой информацией/навыком/социальными связями, а уже создан его более свежий двойник — убивать "старика", как требует закон, в таком случае не станут).

Несколько строчек кодекса написаны, чтобы эффектно промотать их в начале фильма. И для задания интриги на борту звездолёта. Но не для большого мира Земли, где могут быть самые разные ситуации.

Когда же идут ссылки на прецеденты, получается все так же плохо:

"Ей никогда не приходилось пользоваться клапаном аварийного сброса, встроенным в бак для клонирования. Ученые внедрили в практику эти клапаны после того, как один из техников решил подшутить над клоном и оставил женщину после пробуждения на несколько часов в баке. Клонированная женщина наконец выбралась оттуда, говорят легенды, и устроила кровавую баню, в результате пришлось клонировать самого техника. После этого инженеры добавили клапан, чтобы клон мог сам выбраться из бака, если по какой-то причине застрянет в нем."

Ну вот, представьте, у вас делаются модели баков для клонирования.

И такой клапан — не добавляют??? Бак принимается в производство без предварительных испытаний и оценки аварийных ситуаций?

Чтобы каждый потенциально мог поиграть в рассказ Э.А. По?

Аналогичная ситуация:

"– Ведь такое, конечно же, случалось и раньше? Много одинаковых клонов, некоторые из них совершают преступления, и каковы права каждого? Не может быть, что я первый.

– Возможно, вы первый в наших данных, кто не знал, что его продублировали вопреки его воле, – сказала Ло."

Ага, после чего в прошедшем времени упоминается второе восстание клонов. То есть события, которые поломали судьбы сотен тысяч людей. Очевидная для террористов техника. И этот, вдруг, первый. И у полиции колебания, по результатам которых получается композитная личность (хороший человек с мрачными снами). И как эта композитная личность сочетается с простыми строчками кодекса?

Дальше все еще стандартнее:

— экипаж звездолета состоит из преступников (мотивация подобного — задана на отвратительном уровне. Если у вас есть технология переноса сознания, то проще поставить лояльных людей на всю вахту, и потом "разбудить" их в новых телах с накопленными воспоминаниями. Или экипаж, который будет меняться раз в несколько месяцев)

— ИИ корабля — результат кодирования одного из членов экипажа. Причем от него можно получить фразу "Я вернулся в строй на пятьдесят три процента и чувствую себя гораздо лучше." Ну блин, это фраза из докомпьютерной эпохи, сейчас даже школьник вам объяснит, что у компьютера разные функции, и на 53% можно проверить память, или восстановить емкость аккумуляторов или еще что... То есть даже с визуализацией у автора проблемы, потому что компьютер выдал бы картинку-схему-диаграмму-образ — что у него теперь работает.

— после пробуждения — то есть воскрешения в новых телах — у всех участников отсутствует память о полёте, компьютер подвис... Ой, какая неожиданная ситуация. Как свежо и оригинально.

— противоречия настоящих людей и клонов. При том, что клонирование фактически дает бессмертие, когда люди снова и снова просыпаются в новом теле. Вообще от серьезного восстания клонов до старта корабля прошло полтора столетия. Как быстро поменяется ситуация, когда люди увидят, что в после переноса сознания они сохраняют когнитивные способности и память? Автор смотрит на ситуацию глазами христианского религиозного моралиста середины 20-го века (среди прочего есть и пытаемый священник, которого клонируют и заставляют отказаться от веры). А как насчет буддийских моралистов? Что скажут индуисты?

— технология редактирования личности. Она есть. Её применяют неоднократно. Можно сделать закладку в собственную личность. Но автор не хочет осмысливать ту бездну линий развития, что получаются у человечества после создания такой технологии.

— мне сложно назвать текст романом в полном смысле этого слова — арки героев не кажутся полноценными. Да, мы узнаем много из событий их прошлого, и каждый меняется. Только вот все они меняются в прошлом. А в настоящем — автор просто вытаскивает из шкафов все новые скелеты и новые слои личности. Получается громадный склад роялей.

И эта книга номинируется на "Небьюлу-2017" да еще и "Хьюго-2018"? Надеюсь не только потому, что в тексте упоминается университет Обамы?

В моих глазах — это версия "Видоизмененного углерода", только не с боевиком в качестве сюжетного основания, но с "Десятью негритятами". Весь громадный пласт социо-технологических проблем автор сводит к обстановке звездолета и старым счетам между членами экипажа. Редукция всего капитализма до мотива убийства за невыплату зарплаты.

Смотрится Читается так себе.


Статья написана 11 февраля 2019 г. 23:00

Биметаллический фильм...

Если соединить две пластины — стальную и медную — то можно на этом деле получить сколько-то интересных эффектов. Но чтобы понять, как действует терморегулятор, надо эти пластинки раздельно исследовать.

Так и в фильме.

Есть подростковая история про девочку, которая мало похожа на человека, про мальчика, который становится не совсем человеком, и про условных родителей девочки (вроде как людей). Там прямолинейная мораль (не предавать и не гнаться за деньгами), простенькое срывание покровов (злобная элита всех нагибает) и толстый-толстый слой умиления с гламуром.

К этой истории не может быть серьезных претензий — она стандартная, как фордовский автомобиль марки "Т" черного цвета.

Девочка учится любить, вспоминает прошлое, находит полезные артефакты.

С нехорошими киборгами она поступает как жигулёнок с этой картинки

Только изящнее... С пируэтами, задорным блеском больших глаз и подростковым радикализмом.

Понятно, что она всех ловчее, сильнее и вообще — продолжение снимать будут, где эта девочка всем верхним покажет.

И научится взрослой любви, понятное дело.

Но есть вторая составляющая фильма — посткатастрофический мир, в котором сохранилось довольно много техники, ещё есть люди, как таковые, и даже какие-то товарно-денежные отношения.

Обертка совсем не главное, потому как упрощена до полной примитивности.

Важно, что этот мир на 99% победившего трансгуманизма.

Оторвало руку и нужен протез? Не проблема. Идём к доктору, ставим, работаем.

У вас начальник, который периодически вселяется в ваше тело и отдает ценные указания? Ну, такая работа.

Больная дочь? Готовим для неё тело-носитель.

Вообще, отношения к апргрейду собственной тушки скорее напоминают свежую игру "Кенши" — там персонажи постоянно докупают себе новые доспехи и протезы. "Продвинутая рука вора +5 к скрытности". Не сразу поймешь, где заканчивается покупка штанов и начинается приобретение собственно ног. С противников снимают не только традиционный вещевой "лут", не только части тел в пищу, но и подставки с хваталками.

Биотех — генетика, работа с тканями, 3Д-принтеры для костей — в упадке.

Полный перенос сознания в компьютер — не показан. Даже у героини биологический мозг, которому нужны витамины.

И вот тут перед нами открывается дерево технологий:

— часть киборгов тупо становится больше, приваривает себе клещи и сельскохозяйственные косы. Только башка торчит (без шлема, что характерно). Сразу видно — это тупиковый путь, потому как пользоваться новой тушкой — учиться надо. И авторы, не произнося слова "энерговооруженность" прямо показывают, что барышня с зарядом антиматерии в груди может вынести здоровенного металлического жлобину просто потому, что дает большее ускорение частям своего тела;

— есть работа с ассоциированными механизмами (робо-собаки). Но тут слабость в координации и черт знает где будут эти ассистенты в трудную минуту...

— лицо это просто интерфейс для общения с другими личностями, подвижная маска, снабженная большим количеством культурных кодов. Если бы не тупейший ляп с отсутствием шлема, хорошо было бы показано, что тело, в принципе, можно сделать любое, но удобнее оставаться антропоморфом, т.к. не только лицо приспособлено для общения с людьми, но и всё вокруг приспособлено под размеры человека.

Разумеется, в сюжете громадные ляпы, заданные романтической составляющей: огнестрел сведен к минимуму, нет ответа на вопросы о пищеварении в киборгизированных телах, какая-то совершенно детская система охраны верхнего города и т.п.

Но интереснее другое.

Калечащая травма — воспринимается лишь как временная проблема. Да, драться одной рукой без второй и обоих ног, которые вот сейчас оторвали — героине сложновато. Но нет отчаяния и шока, которые будут у обычного человека. Надо победить текущего противника и добраться до ремонтных мощностей.

Чуете, чем пахнет? Старым терминатором. То самое ощущение потери, но не увечья.

А героиня — положительная. Человечная :) Теперь и правильным персонажам так можно. Даже подростковым. Представляете себе такого Джона Коннора в 14 лет?

"Тук-тук-тук — коперниканский переворот заказывали? Нет!!! А нам пофиг, принимайте..."

И, конечно, это демонстрация обнаженного тела героини — механического — равно как и других киборгов. Механистичность как бы скрывает телесность, и чем дальше существо от антропного стандарта, тем меньше ему нужны штаны.

Я не читал первоисточник, потому легко могу надеяться на более сложные конфликты в продолжении фильма. Когда не только подростковый сюжет будет воздействовать на фантастический мир, но мир сделает сюжет взросления глубже.

Но не уверен, что мои надежды оправданы :)





  Подписка

Количество подписчиков: 118

⇑ Наверх