Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 19 февраля 2021 г. 21:50

В АСТ переиздан в кинообложке роман Уолтера Тевиса (1028-1984) «Ход королевы», впервые вышедший на русском языке в прошлом году в том же издательстве. В США «The Queen's Gambit» был напечатан в 1983-м, за год до смерти автора.

Уолтер Тевис. Ход королевы. – М.: АСТ, 2020. – (Серия «КИНО!!»).


После гибели матери в автомобильной аварии ничем не примечательная воьмилетняя девочка Бет Хармон попадает в сиротский приют «Метуэн-Хоум» в штате Кентукки. Я уже писал в рецензии на роман Тевиса «Человек, упавший на Землю», что этот штат писатель не жаловал, и у него имелись на то веские причины. Хорошего в приюте, как и положено таким заведениям, было мало. К тому же, воспитанников «Метуэн-Хоум» два раза в день пичкали транквилизаторами. Так было в те времена, в пятидесятые годы, заведено в США, транки выдавали приютским детям «для усмирения нравов».

Роман о том, как тихая и угрюмая, обречённая на незаметное серое существование Бет, неожиданно, благодаря приютскому уборщику Шейбелу, научившего её играть в шахматы, начинает делать фантастические успехи в этой игре. Некрасивая, необаятельная и необщительная девочка, лишенная любви и эмоциональной поддержки, да ещё и подсевшая на таблетки, обретает в хитросплетениях шахматных комбинаций смысл жизни. В игре её сознание проясняется, ум делается острым, она анализирует сложнейшие партии в своём воображении, расставляя фигуры на мысленно нарисованной на потолке шахматной доске с белыми и зелёными квадратами. Преодолевая множество трудностей, в шестнадцать лет Бет становится участницей шахматного турнира на звание чемпиона штата Кентукки и побеждает, разгромив взрослых соперников-мужчин и поразив своей игрой знатоков.

Что произошло с Бет Хармон дальше, многие теперь знают из одноименного чрезвычайно успешного, просмотренного миллионами зрителей мини-сериала студии Netflix с Аней Тейлор-Джой в главной роли. Редкий случай, когда экранное воплощение не уступает литературному первоисточнику и наоборот. Лично я прочёл книжку (с другой обложкой) летом прошлого года, ещё до выхода сериала и уверенно рекомендую её вам.

Уолтер Тевис. Ход королевы. – М.: АСТ, 2020. – (Серия «Шорт-лист». Новые звёзды»).


Уолтер Тевис написал всего шесть романов, но с экранизациями ему везло, почти все его крупные вещи получили киновоплощение.

Перечислю фильмы, снятые по романам Тевиса:

«Бильярдист» (1961) Роберта Россена с Полом Ньюменом по мотивам дебютного романа писателя The Hustler (1959);

«Цвет денег» (1986), сиквел "Биллиардиста" Мартина Скорсезе по книге The Color of Money (1984) с с Полом Ньюменом и Томом Крузом;

«Человек, который упал на Землю» (1976), фантастическая лента режиссёра Николаса Роуга по одноименному роману Тевиса с рок-звездой Дэвидом Боуи в главной роли;

и, наконец, «Ход королевы» (2020) — талантливо переведённая на киноязык режиссёром Скоттом Фрэнком книга Тевиса The Queen's Gambit (1983).


Статья написана 11 февраля 2021 г. 00:11

В издательстве Academic Studies Press вышла монография Ивонн Хауэлл "Апокалиптический реализм: научная фантастика Аркадия и Бориса Стругацких" (в США была издана в 1994 г.).

Книга в Лабиринте: https://www.labirint.ru/books/788389/?p=5...


Аннотация на Лабиринте:

Братья Аркадий и Борис Стругацкие были самыми популярными российскими писателями-фантастами с момента их первой публикации в 1959 году. Неизменная большая популярность их произведений в течение трех десятилетий в условиях меняющихся политических и литературных реалий тем более интересна, если принять во внимание, что их первичной читательской аудиторией была российская научно-техническая интеллигенция — та часть общества, чьи ценности и установки сыграли важную роль в преобразовании Советского Союза. Это живое и оригинальное исследование творческой эволюции Стругацких как представителей целого поколения российских ученых является своевременным и уникальным.


Издательская аннотация:

Популярность Стругацких неразрывно связана с научно-фантастическим жанром, в котором они оказались столь талантливы. Автор не пытается систематически исследовать их творческий путь или оценить их место в мировой научной фантастике, а скорее рассматривает творчество писателей с точки зрения истории и эволюции массовой русской литературы, стараясь определить их место в контексте уже устоявшихся литературных и культурных традиций. По мнению Ивонн Хауэлл, в современном контексте правильнее говорить о творчестве Стругацких как об "апокалиптическом реализме". Книга предназначена для специалистов по истории советской литературы, для студентов и всех заинтересованных читателей.


Содержание монографии:

Из обзора В.Шубинского "Двадцать три оттенка россики" (о книжной серии "Современная западная русистика"): "Автор явно не интересуется научной фантастикой как таковой. Она практически не упоминает о Брэдбери или Хайнлайне, об истории развития жанра, о параллелях между русскими писателями и их западными коллегами. Ее интересуют апокалиптика, воздействие идей Николая Федорова, традиции Платонова и Булгакова… Все это во второй половине XX века куда проще найти… ну хотя бы у Шарова или Мамлеева, как ни относись к их прозе. Но Стругацкие — это то, что на поверхности".


Слышу сарказм какой-то не очень логичный: проще найти у Шарова или Мамлеева, не там Хауэлл ищет... И одновременно: "Стругацкие — это то, что на поверхности"...


Отрывок из главы "Чужие нашего времени" монографии Хауэлл на "Горьком": https://gorky.media/fragments/vse-otdat-v...


Тэги: АБС, Хауэлл
Статья написана 5 февраля 2021 г. 14:17

Вышла новая книжка Эдуарда Веркина — "Осеннее солнце" с иллюстрациями А.Журко.

Вышла она в издательстве "Волчок".

В "Лабиринте", ежели без скидок, книжка стоит 960 руб.

Разоришься с этим Веркиным...

Придёт серенький волчок и укусит за.. кошелёк))

Но куда деваться, люблю я Веркина, в смысле — люблю его произведения.

А со скидками (если они у вас есть) можно купить значительно дешевле, см. здесь:

Эдуард Веркин. Осеннее солнце. — М.: Волчок, 2021. — (Серия "Избранное Волчка").

Издательская аннотация:

Сегодня день Наташи Дрондиной, завтра день Саши Шныровой — так проводит лето восьмиклассник Васькин по прозвищу Граф из деревни Туманный Лог. Отсюда разъехались почти все жители, осталось лишь три семьи, так что приходится дружить с враждующими девчонками по очереди. С одинаковым рвением подростки ссорятся и мирятся, исследуют окрестности и выдумывают легенды, трудятся и валяют дурака. Повествование о деревенских каникулах приправлено узнаваемым авторским юмором. Но с каждой страницей возрастает безотчетная тревога, как будто не лето подходит к концу, а мир — такой, каким мы его знаем. Как будто это лето — последнее...

Эдуард Веркин считается сегодня одним из самых интересных российских прозаиков. Он лауреат нескольких конкурсов и премий, таких как «Заветная мечта», «Новые горизонты», имени С. Михалкова и имени В. Крапивина. Жюри Всероссийского конкурса «Книгуру» уже дважды присуждало Веркину первое место — за роман «Облачный полк» (2012) и за «Осеннее солнце» (2019).


Статья написана 29 января 2021 г. 14:46

Сегодня — день рождения Сергея Соболева, фантастического подвижника, библиофила, издателя, знатока и популяризатора фантастики.

Сергей, поздравляю, желаю здоровья!


Сергей Соболев — финалист премии им. братьев Стругацких (АБС-2007). СПб., 2007 г. Фото В.Ларионова.



По этому торжественному случаю выкладываю текст своего предисловия к книге Сергея Соболева "Путеводитель по фантастике барона Велобоса".


Владимир ЛАРИОНОВ

Сергей Соболев, или Крот, щелкающий семечки


Сначала я просто читал «Семечки» («Липецкое оборзение фантастики»), этот порою до желчности ироничный, но вместе с тем глубокий, в меру объективный и вполне информативный фэнзин, выходивший на бумаге, а потом – и в сети. «Семечки» делали два энтузиаста из Липецка – Сергей Соболев и Алексей Караваев. Сейчас уже трудно вспомнить, каким образом ко мне попал самый первый (не по своему порядковому номеру) выпуск «Семечек», скорее всего Соболев прислал мне его почтой в конце девяностых, поскольку мой адрес, как активиста КЛФ-движения, возглавляющего сосновоборский Клуб любителей фантастики «ФантОР», в своё время был широко растиражирован в различных межклубных информашках. Позднее я стал помогать создателям фэнзина различными материалами и фотографиями, а с 2000-го года писал для «Семечек» отчёты о конвентах, рецензии, сделал несколько интервью… Тогда всемирная паутина ещё не опутала Россию, и роль фантастического самиздата нельзя было недооценивать. Вот что сам Сергей Соболев говорит по этому поводу в интервью журналу «Паттерн»: «Если под фэнзинами подразумевать вообще любые самиздатовские периодические газеты и журналы, то, надо признать, значение их значительно больше, чем тиражи. Секрет здесь в том, что самиздат распространяется точно по строго выбранной референтной группе, и попадает к наиболее активным, деятельным участникам того или иного творческого сообщества. Вспомним, например, "Хронику Текущих Событий", которую в семидесятые выпускала диссидентская Хельсинская группа. Шороху они наделали много, но мало кто видел эти листочки. Однако какие-то журналисты, редакторы газет, "рыцари плаща и кинжала" читали "ХТС", и постепенно приобретали другую, отличную от официозной, точку зрения. Были случаи, когда сотрудники КГБ сами становились политически неблагонадежными…».


Соболев С.В. Путеводитель по фантастике барона Велобоса. — Иваново: Фаворит, 2012.


На заре нашего знакомства мы вели с Соболевым бумажную переписку, а когда появилась возможность – стали обмениваться электронными письмами. За сдержанными предложениями я почти сразу увидел неординарного человека, искренне и эмоционально болеющего за отечественную фантастику. Подкупали его эрудиция, бескомпромиссная прямота и умение убедительно обосновать своё мнение, удивляли – аккуратность, обязательность и редкая работоспособность. Официальных изданий, предоставлявших свои страницы для публикации рецензий на фантастику, тогда было не так уж много («Если», «КО», местная пресса), поэтому фэнзины, подобные «Семечкам» были настоящей отдушиной для ума и сердца продвинутых любителей фантастики. Правда, в какой-то период, независимо друг от друга, не сговариваясь, мы стали сотрудничать с Владимиром Березиным, который в начале нулевых вел раздел фантастики в одном из приложений к «Независимой газете» – «Экслибрисе НГ». Рецензии Соболева и мои беседы с фантастами появлялись там одновременно и довольно регулярно. Несколько интервью мы даже сделали с Сергеем как бы в соавторстве (вместе придумывали вопросы авторам). Но с уходом Березина из «НГ» всё это заглохло…


Титульный лист "Путеводителя".


В реале мы впервые увиделись в Харькове, на фестивале «Звездный Мост -2000». Соболев с археологической экспедицией раскапывал в окрестностях Харькова могильник позапрошлого тысячелетия, а на выходные приехал на конвент. Позднее он мне напишет: «Общность литературных пристрастий и схожая шкала ценностей – хотя бы в фантастике – не могла нас не сблизить».


В.Ларионов и С.Соболев в дни фестиваля "Звёздный мост-2000". Харьков.


На самом деле, в отличие от меня, Сергей не принадлежит к числу тех, кто регулярно посещает фантастические конференции и фестивали, он не является завсегдатаем конов, но в 2008 году мне удалось вытащить его в Санкт-Петербург на конференцию «ФантОР», где мы с ним, наконец, вволю наговорились. И ещё было короткое общение в день вручения Общенациональной премии имени братьев Стругацких («АБС-премии-2007»), дипломантом которой со своим любопытным исследованием «Альтернативная история: пособие для хронохичхайкеров» стал Соболев. А как раз перед «АБС» (на «Интерпрессконе-2007») было объявлено, что Сергею присуждена престижнейшая личная премия Бориса Стругацкого «Бронзовая Улитка». Эту «Улитку» Сергею председатель оргкомитета конференции «Интерпресскон» Александр Сидорович привёз прямо на церемонию вручения «АБС-премии». Я сфотографировал момент награждения…


А.Сидорович вручает С.Соболеву премию "Бронзовая Улитка" Бориса Стругацкого. Фото В.Ларионова.


Наши личные встречи с Сергеем Соболевым можно по пальцам одной руки сосчитать, но мне почему-то кажется, что мы всю жизнь знакомы... Собственно, так оно и есть – более пятнадцати лет прошло с начала нашего заочного общения, которое было иногда весьма и весьма интенсивным, как, например, в дни подготовки к выпуску в издательстве Соболева моей книги-альбома «Беседы с фантастами». Именно Сергей тогда предложил неожиданное решение – сделать книжку увеличенного формата с фотографиями и автографами фантастов. И, несмотря на мизерный тираж, «Беседы» были замечены и отмечены разными номинациями и премиями, за что я моему издателю очень благодарен. В своём мини-издательстве, которое называется «Крот», Сергей Соболев с 1999 года малыми тиражами печатает фантастическую публицистику и художественную фантастику. «Крот» – это от того, что вторая ипостась моя – копание в земле, с археологами, каждое лето-осень» – пишет мне Сергей, а сам я думаю, что это ещё и потому, что Соболев вместе с «Кротом» занимается непрерывным и бесконечным поиском – как литературных раритетов, так и новых подходов к общечеловеческим литературным темам, активно сотрудничая с молодыми и маститыми авторами.


С.Соболев и В.Ларионов в дни конференции "ФантОР-2008". Санкт-Петербург, 2008.


Сергей вспоминает:

«Первая моя брошюрка была тонюсенькая – "Как издать фэнзин", пересказ правил Роберта Хайнлайна для начинающих авторов, как начать писать, только применительно к российским реалиям конца девяностых годов – как издавать фэнзин. Как говаривал Евгений Харитонов, полиграфически фэнзин должен быть таким, чтобы у читателя складывалось ошибочное ощущение, что он тоже так сможет. "Семечки", наверное, это ощущение поддержали, в 2000-м в Перми мы получили приз "Лучший фэнзин года".

А книжки начал сам печатать, когда материалы, поступающие от авторов, перестали вмещаться в журнал. Были статьи, исследования по 50, 100, 200 страниц, куда их пристроить? Лишь самостоятельное изделие могло решить эту проблему. Кстати, первую художественную книжку придумал Алексей Караваев, задал тему начинающим авторам – написать про "полёт в космос с помощью магии". Теме соответствовали далеко не все полученные нами рассказы, тем не менее, присланное вылилось в сборник "Зайцы на Марсе", и он мне нравится – в нём даже Александр Тюрин и Сергей Синякин поучаствовали, спасибо им за эту поддержку.

Свою книжку про альтернативную историю я начал делать ... с обложки. Увидел в продаже какую-то книгу по экономике, строго желтую, с черной полосой внизу. Захотелось это лаконичное оформление скопировать. Но что под обложку ставить? Взял свою старую статью про альтернативную историю, а она – лишь на двадцать страниц. Придётся дописать, думаю, и дописал раз в пять больше, чем было изначально. Сделал, отослал туда-сюда… Хорошо, что и тебе послал несколько экземпляров, а ты передал Борису Натановичу. Ну, далее известно, далее я на премию БНС стал печатать и других литературных критиков, и твои «Беседы с фантастами» выпустил. Жаль только, что альбом черно-белый. Самая неожиданная книга из тех, что я сделал…»


С.Соболев — дипломант премии им. братьев Стругацких (АБС-2007). Фото В.Ларионова.


На протяжении многих лет Сергей присылает мне (и не только мне) книжки неутомимого «Крота». В издательстве Соболева выходили художественные, критико-публицистические и фантастиковедческие тексты Романа Арбитмана, Марии Галиной, Владимира Гопмана, Аллы Кузнецовой, Сергея Неграша, Валерия Окулова, Владимира Покровского, Николая Романецкого, Тимофея Николайцева, Михаила Шавшина, Алексея Шведова и многих других, в том числе – зарубежных авторов. Недавно мы с Сергеем (и очень быстро!) сделали ещё одну мою книжку, сборник рецензий «Фантастика нулевых лет». Таким образом, наша бескорыстная дружба оказалась для меня подкреплённой некими артефактами, на которых стоит моя фамилия. Чтобы хоть как-то «отдариться», я набросал эту статью о Сергее Соболеве, но, перечитав сей сумбурный текст, обнаружил, что написал больше о себе, чем о Сергее. Тем самым лишний раз подтвердив, что кредо этого непостижимого человека – всегда делать для других больше, чем для себя. Подвижник. Именно это слово наиболее точно характеризует Сергея Соболева.


Автограф С.Соболева на подаренном мне "Путеводителе по фантастике".


А Сергей пишет мне:

«Жизнь моя проста как карандаш и пряма как канцелярская линейка. Рождение – детсад – школа – институт – работа – семья. Тире в этом предложении – моё хобби, а моё хобби – НФ. И не хобби это уже, а стержень жизни».

И мне, пожалуй, больше нечего добавить…


© Владимир ЛАРИОНОВ, июль 2012.


Статья написана 25 января 2021 г. 13:51

В связи с недавним восьмидесятилетием со дня рождения Александра Николаевича Житинского (19.01.1941 — 25.01.2012) перебирал его книги, что есть у меня, смотрел на автографы... Как быстро летит время... Сегодня как раз очередная годовщина со дня смерти Массы: девять лет...

Когда-то, ещё в середине семидесятых, я прочёл в "Авроре" повесть Житинского "Сено-солома", был очарован и с тех пор старался не пропускать его новые вещи...

На фото: Александр Житинский, справа (в очках) — я. СПб, 1986 г.

Выкладываю парочку обложек и пару автографов Массы: заметен прогресс в отношении автора к берущему автограф — от «Владимира Александровича» в 1986-м году до «Володи» в 2008-м.

Александр Житинский. От первого лица. — Л.: Лениздат, 1982.


Александр Житинский. Flashmob! Государь всея Сети. — М.: Яуза, Эксмо, 2007.





  Подписка

Количество подписчиков: 183

⇑ Наверх