Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «mif1959» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 28 марта 2020 г. 16:05

Тот, кто имеет власть, всегда прав. Это мой первый и последний закон.

Джо АБЕРКРОМБИ

Последний довод королей

М.: Изд-во «Э»: Fanzon, 2017 год

Серия: Fantasy World

592 стр.

Третий том романа-эпопеи «Первый закон», пожалуй, лучший. Здесь наконец выстрелили все ружья, развешенные по предыдущим двум томам. Но выстрелили не в те стороны, в которые привычно ожидалось. «Они жили долго и счастливо, и умерли в один день» – так не получилось. Хотя, казалось бы, все главные персонажи существенно преуспели: инквизитор Глокта стал его преосвященством архилектором, капитан Джезаль королем Союза. Но стали ли они свободными и счастливыми? Увы – нет. Они – марионетки в руках мага Байяза, который железной рукой ведет народ к счастью. Не считаясь ни с какими жертвами. Что там слеза ребенка: если на благо государства необходимы жертвы – они будут. Остальное – сопли, потворство которым вызовет гораздо большее число жертв.

Будучи просто офицером и просто инквизитором, несмотря на жесткую вертикаль начальства, и Глокта, и Джезаль были куда свободней: «Свободу вообще переоценивают. У всех есть обязанности. Все кому-то что-то должны. Только никчемные люди полностью свободны. Никчемные и мертвые». Бойтесь своих потаенных желаний: они исполняются не так, как вы предполагали. Об этом говорил еще Тарковский в «Сталкере».

Логен стал королем Севера, он уничтожил врагов, и правильно – они были жестоки и кровожадны. Но чтобы победить дракона, надо самому стать драконом. За все эти годы он научился лишь убивать: «Этот бой последний» «Точно? И что потом?» «Назад, на Север. — Логен пожал плечами. — Мир». «Мир? — недоверчиво усмехнулся Ищейка. — А что это такое? Чем мы будем заниматься?» «Я думаю… ну… будем что-нибудь выращивать, например» «Выращивать? Во имя всех чертовых мертвых! Что ты, или я, или кто-то из нас понимает в этом деле? Что мы умеем в жизни, кроме как убивать?» Логен неловко пожал плечами: «Надо надеяться на лучшее. Человек способен учиться». «Учиться? Чем больше ты убиваешь, тем лучше ты это делаешь. Чем лучше ты это делаешь, тем меньше ты приспособлен к чему-либо еще. Сдается мне, мы прожили так долго только потому, что научились убивать лучше всех».


Статья написана 25 марта 2020 г. 08:48

Мы должны прощать наших врагов, но не прежде, чем их повесят

Джо АБЕРКРОМБИ.

Прежде, чем их повесят

М.: Изд-во «Э»: Fanzon, 2017 год

Серия: Fantasy World

544 стр.

Это роман – продолжение «Крови и железа». Действие проистекает одновременно в нескольких местах: далеко на юге один из основных персонажей трилогии инквизитор Глокта безнадежно стоит во главе крепости, которая должна пасть, так как ее извне осаждает тьма беспощадных врагов, а внутри осажденных зреет предательство. Далеко на севере королевские войска, отвыкшие от сражений, парадные, напыщенные с самолюбивыми небитыми командирами, беспомощно пытаются сражаться с хорошо организованными северянами. А где-то в третьей стороне маг Байяз, собрав разношерстную компанию, двигается в некое место за магическим артефактом. И везде происходит одно и то же: мало кто понимает и принимает чужую точку зрения, всяк считает себя вершиной разумения и подозревает другого в недомыслии. Как организовать этот хаос в порядок: жестокостью? втолковыванием? приказом?

«Завоевать любовь простого народа всегда должно быть первым устремлением правителя, ибо это может быть достигнуто малыми средствами и притом продлится до конца жизни». Такого Джезаль никак не мог пропустить, сколь бы опасен ни был старый маг. Байяз явно не имел практического опыта на политической арене: «Какой прок от любви простонародья? И деньги, и солдаты, и власть — все у дворян!» Байяз закатил глаза: «Слова ребенка, легко поддающегося на уловки и балаганные фокусы! Откуда берутся у дворян деньги, как не от налогов с крестьян? Кто их солдаты, как не сыновья и мужья простых людей? Откуда лорды черпают свою власть? Лишь из покорности вассалов, и ниоткуда больше. Когда крестьян охватывает серьезное недовольство, власть может исчезнуть в мгновение ока!» Джезаль вздохнул: «По мне, постоянной поддержки лордов вполне достаточно» «Ха! Их любовь дорого обходится и ненадежна, как переменчивый ветер. Лучшее, что с ними можно сделать, это разделять их и извлекать выгоду из их соперничества, заставлять их соревноваться за мелкие знаки твоей благосклонности, присваивать себе их успехи и прежде всего следить за тем, чтобы никто из них не стал слишком могущественным и не бросил вызов твоему величию».

Герои романа в ходе их битв и странствий меняются и скоро, похоже, из тех, кому приказывают, станут теми, кто приказывает. И тогда не позавидуешь их врагам.


Статья написана 23 марта 2020 г. 06:09

Если человек хочет изменить мир, сначала он должен понять его

АБЕРКРОМБИ Джо

Кровь и железо

М.: Изд-во «Э»: Fanzon, 2017 год

Серия: Fantasy World

544 стр.

Роман «Кровь и железо» – начальная часть трилогии и первая книга британского автора, два года искавшего издателя для своего дебюта. Сразу после выхода романа в свет АБЕРКРОМБИ проснулся знаменитым. Сейчас он считается одним из самых блистательных авторов фэнтези – жанра, плотно истоптанного многочисленными «фэнтезерами». При этом в описании мира «Крови и железа» мы не найдем каких-либо особых находок: буквально клише на клише.

Маг Байяз, его ученик и воин-северянин (привет Толкиену) пробираются в столицу Срединных земель, в руководстве которой разгораются интриги и тайная борьба за власть, так как король болен и слаб, а его наследники молоды и глупы. Король Севера собирает войско и угрожает Срединным землям, а еще севернее концентрируются некие нечеловеческие плоскоголовые шанка (привет Мартину). Кроме того, много лет назад была война магов и самый опасный из них повержен, но его последователи активизировались, а в мире остались с тех древних времен магические артефакты (привет всем).

Все это мы читали не раз. Однако в отличие от множества других, герои и антигерои Джо АБЕРКРОМБИ – живые, сочные, полнокровные и настоящие. Как заметил в одном из интервью он сам, «некоторое количество пыток и интриг. Немного тайн и чуть-чуть магии. Небольшое количество постельных сцен и чертовски много насилия. Пару грандиозных картин, порождающих благоговейный трепет и парочку тошнотворных неожиданностей на пути к захватывающей, шокирующей кульминации. Смех, слезы и немного тошноты. Вся гамма эмоций. И главнее всего — несколько энергичных персонажей с жесткими, но смешными диалогами».

Вот, например, маг Байяз со товарищи, добравшись наконец до столицы, грязные и истощенные, идут в театральную лавку, где покупают костюмы мага из мерцающей ткани с диаграммами, не менее нелепое одеяние ученика и наряд «могучего воина, принца с далекого Севера», дабы произвести впечатление на королевский двор. Лавочник интересуется: «Что будете ставить?» «О том, как первый из магов занимает свое место в закрытом совете». «А-а, – лавочник понимающе закивал. – Политическая пьеса! Какого рода – комическая или драматическая?» «Байяз искоса взглянул на Логана и сказал: «Это пока не решено».


Статья написана 21 марта 2020 г. 18:29

Параллели и пересечения: три версии «Роллербола»

Рассказ Уильяма ГАРРИСОНА «Роллербол» («Roller Ball Murder», что адекватнее было бы перевести «Убийство на роликах») впервые появился на свет в сентябре 1973 года в мужском журнале «Esquire». А летом 1975-го уже вышел фильм режиссера Нормана ДЖУИСОНА по сценарию Уильяма ГАРРИСОНА под названием «Роллербол» («Rollerball»).

Роллербол-1973

Почти все, писавшие о фильме, как у нас, так и в США, рассматривали его под соусом уже прочитанного рассказа (на русский он был переведен в 1990-м в антологии спортивной фантастики «Ралли «Конская голова»). Что неправильно. Они вообще о разном.

В рассказе и речи нет о том, что Корпорация пытается избавиться от капитана и лучшего игрока команды Джонатана И. Все совершенно наоборот:

— А я ничего не вижу, кроме роллербола, — с грустью говорю я.

— Уж не собираешься ли ты бросить роллербол? — осторожно осведомился мистер Бартоломью.

— Ни в коем случае, — отвечаю я. — Просто мне хочется — как бы это сказать? — большего.

Он смотрит на меня с недоумением.

— Не денег и не предметов роскоши, — поясняю я, — а большего, для души.

Здесь нет попытки что-либо выяснить об истории корпораций, управляющих миром и человеческими судьбами, как в фильме. А вполне себе чеховская история: чувство упускаемого времени, попытка схватить ускользающее бытие. У чеховских героев жизнь проходит в пустых разговорах, чаепитиях, неосуществленных надеждах, одинаковой череде привычных дней. У Джонатана – в однообразных тренировках, проломленных черепах соперников, катаниях на роликах:

— Я уверен — он меня понял, ему шестьдесят лет, он невероятно богат, имеет большой авторитет среди самых крупных боссов в нашем обществе, но в его глазах я читаю глубокое, явно безрадостное понимание почти уже прожитой им жизни.

У Джонатана есть зацепка: когда-то от него ушла любимая жена (в отличие от фильма – сама ушла: «я-то знаю правду: она ушла, потому что я часто отсутствовал, потому что был ненасытен в своих желаниях, потому что жил только игрой»). Если бы она вернулась – все могло бы стать по-другому. Джонатан попросил друга (не корпорацию!) ее вернуть хоть ненадолго. И это случилось: они пробыли вместе несколько дней. Но ничего не изменилось. Как мечта дяди Вани об Елене Андреевне: осуществись вдруг она, Шопенгауэром он бы все равно не стал.

И поэтому рассказ заканчивается тем, чем начался – мыслями под гимн корпорации: «Игра! Игра! Да здравствует роллербол!». Но история рассказана, и Джонатан уже не тот, каким был:

— Сегодня я — это не я, это — жестокость и скорость, твержу я себе, стараюсь разозлиться, но где-то в глубине души копошится сомнение.

Роллербол-1975

В какой-то мере, этот фильм – «Голодные игры» образца 1975 года. Но не совсем.

Англоязычная Википедия утверждает, что в роллербол у Нормана ДЖУИСОНА «играют две команды по 12 игроков в каждой (девять роллеров, три мотоциклиста)». Хотя в фильме ясно видно – и в первой игре, и в последней, — что на арене по 10 действующих игроков (включая трех мотоциклистов) от команды. Правила игры в фильме кардинально отличаются от тех, что в рассказе, где команды на поле вообще из 20 человек и никакого вбивания 9-килограммового мяча в лунку нет.

В фильме есть вещи не очевидные. Перед игрой звучат гимны: все встают. Но что это за гимны: команд или городов – неясно. Оказалось: не тех и не других. Об этом говорится только в печатном произведении. Когда Джонатан приходит домой и его встречает Мэки — женщина, с которой он живет, и говорит важную для нее вещь: пришло письмо от Корпорации, в котором ей рекомендуют исчезнуть из его жизни. Она пытается понять: как он к этому относится? А его интересует одно: «Клитус здесь? Я иду к нему». Лично мне показалось, что там — сын от ушедшей жены. Оказалось, нет: друг. В рассказе все ясно из первого же предложения эпизода.

В фильме Джонатан говорит: «Корпорация отняла у меня жену (Эллу — mif1959), потому что так захотел Администратор». На вечеринке он позже сталкивается с уже ушедшей от него Мэки, которая признается: «Я пришла с Администратором, он интересуется тобой». Администраторы здесь имеют безусловную и сакральную власть, но все они не фокусе повествования: мы некоторых их них видим, но – за одним исключением – разглядеть не можем.

В Администрации есть мнение, что Джонатан должен уйти из игры на покой. Это слова Бартоломью – то самое исключение, единственный босс, которого он видит в лицо, но и тот показывает наверх: «есть люди, которые хотят тебя задвинуть», «кое-кто считает», «когда мы впервые обдумывали этот вопрос, нам это не казалось приемлемым, но теперь», «директорат хочет перемен», «программа спланирована, все этого ждут».

Капитан команды не понимает, кто эти «все» и главное: какой в этом уходе смысл? На протяжении более половины фильм он спрашивает: «Почему? Я лишь хочу понять». Но не получает ответа, кроме того, что так необходимо «для твоей же пользы. Все решения ради тебя… Корпоративное общество заботится обо всем, но выдвигает лишь одно требование: не мешать решениям менеджмента».

Друг Клитус имеет связи (в рассказе — член Международного комитета по правилам игры в роллербол). Даже он не смог выяснить причин «Я со многими разговаривал и вывод такой, да, что-то происходит, но все об этом помалкивают. Никто даже не знает имен членов директората».

Существуют неписанные правила, обязательные к исполнению, которые жестко рушат судьбу главного героя. Он тщетно пытается сам понять логику этих правил: что именно он сделал не так? Или найти того, кто их объяснит, но не может. Не напоминает ли в этом качестве Джонатан И некоего Йозефа К (и даже с оглядкой на еще одного К., землемера)? Смелое предположение? Но знаменитый «Процесс» Орсона УЭЛЛСА начинается и завершается «Адажио Альбинони» — мелодией, звучащей и в «Роллерболле» Нормана ДЖУИСОНА.

Даже сцена онлайн-заседания совета директоров подтверждает эту идею. Как сказал там Бартоломью, «Цель игры показать ничтожность одного человека». Ничтожность перед системой, логику которой тот понять не может – разве это не тема Кафки?

Бартоломью играет Джон ХАУСМАН, который до войны основал с Орсоном УЭЛЛСОМ «Mercury Theatre», приложив руку к сценариям вызвавшей панику радиопостановки «Война миров» 1938 года и «Гражданина Кейна».

А великолепный эпизод в компьютерной библиотеке в Женеве с Ральфом РИЧАРДСОНОМ по степени черного юмора стилистически близок к сценам в «Процессе» УЭЛЛСА, выбиваясь из структурного ряда «Роллербола».

Уильям ГАРРИСОН, который совместно с режиссером несколько месяцев на базе своей новеллы писал сценарий, много лет профессорствовал по литературе в Университете Аризоны. Любитель Чехова, Конрада, Чивера, он вел семинары по творчеству Джойса, Набокова и Феллини. В фантастах оказался случайно. И только этим самым рассказом.

В фильме Джонатан И в отличие от Йозефа К вышел из ситуации победителем. Пока. И даже милосердие постучало в его сердце.

Роллерболл-2002

В «Энциклопедии НФ» Джона КЛЮТА фильм 1975 года назван «вялым». Я тоже так думал первые минут 20. Однако в сравнении с ремейком 2002 года, он — как классический прозрачный куриный суп с лапшой (без экспериментов со специями) рядом с жидкой непроваренной манной кашей на воде Джона МаКТИРНАНА.

При бюджете (включая маркетинг) 95 млн долларов, «Роллербол-2002» получил в прокате 25,8 млн (из них в США – 18,99 млн). Это считается одним из самых оглушительных кинопровалов в истории.

Как пишет уже о фильме 2002 года та же энциклопедия научной фантастики, «поединки Rollerball совершенно бессвязны, настолько плохо отредактированы, что позволяют предположить, что фильм был выпотрошен в пост-продакшн в попытке спасти его».

Фильм действительно слабый. Это отмечают все. Но что же случилось с режиссером, сказавшем новое слово в жанре боевика «Хищником» и «Крепким орешком», снявшим достаточно интересные работы перед «Роллерболлом» — «Афера Томаса Крауна» (1999) и сразу после него – «База «Клейтон» (2003)? Даже неоднозначно принятый поначалу «13 воин» — достаточно любопытен (он был снят до «Аферы…», но вышел на экраны двумя неделями позже). Эти последние фильмы МаКТИРНАНА говорят о широкой кинематографической культуре и попытке выйти за границы боевиковской колеи, в которой его все еще воспринимали.

И тут такой облом.

Фильм должен был выйти в прокат в мае 2001-го, но премьера состоялась лишь в феврале 2002-го. Все это время его переделывали по требованию продюсеров: такое решение было принято после первых же фокус-групп.




Статья написана 19 марта 2020 г. 04:09

«Как вывеска в ночи, которая скрипит/На ржавой жердочке, а мир во мраке спит».

Колин УИЛСОН.

Метаморфозы вампиров.

Минск: Подсолнечник. 2011

Серия «ШЛ. Продолжатели»

1276 стр.

Английского писателя Колина УИЛСОНА, который многие годы жил отшельником в провинции, в коттедже на скале, называют философом и визионером. В десятилетия, когда наука определяла всеобщее мировоззрение, он писал об Атлантиде, полтергейсте, НЛО, оккультизме и прочих темных пограничных вещах. А еще о преступлениях – Джеке Потрошителе, серийных убийцах и сексуальных маньяках.

Честно говоря, нормальному читателю трудно позариться на роман с названием «Космические вампиры» – сразу же представляешь себе пошлую поделку с псевдоавантюрным сюжетом. Так думал и я, даже читавший уже его шедевр «Паразиты сознания» (о нем как-нибудь позже). И ошибся. Роман, состоящий в основном из разговоров, трудно назвать развлекательным. Хотя эти разговоры нанизаны на вполне крепкий сюжет: в 2075 году в районе пояса астероидов земляне наткнулись на огромный космический корабль размером 80 км в длину. Внутри в прозрачных капсулах были обнаружены тела инопланетян, очень похожих на людей. Три из них забрали на Землю. Одна – по виду красивая девушка, не отличающаяся от землян, – очнулась и оказалась вампиром, пожирающим жизненную силу. Роман построен на ее поисках и рассуждениях о вампиризме. Кстати, в 1985 году Тоуб ХУПЕР поставил по нему фильм «Жизненная сила».

Во втором романе – «Метаморфозы вампиров» (название – почти по Бодлеру) действие проистекает 70 лет спустя, а главный герой его – внук основного персонажа «Космических вампиров», неожиданно обнаруживший, что является вампиром и что потомков обитателей того инопланетного корабля, казалось бы уничтоженных, на Земле немало. Размышлений о природе вампиризма здесь еще больше. Автор, друживший с Абрахамом Маслоу, пишет здесь, что они – это будущее человечества (не вульгарные пожиратели крови, а люди, способные брать и отдавать жизненную силу), так как именно им свойственны на регулярной основе так называемые пиковые переживания – моменты интенсивного вдохновения, любви, счастья, понимания или повышенного сознания, когда человек находится в полной гармонии с самим собой и своим окружением.





  Подписка

Количество подписчиков: 87

⇑ Наверх