Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «mif1959» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 20 февраля 2020 г. 05:20

Если разумная жизнь во Вселенной существует, то почему она никак себя не проявляет?

Лю ЦЫСИНЬ

Задача трех тел

М.: Э. Fanzon, 2017 год.

Серия: Sci-Fi Universe. Лучшая новая НФ – 464 стр.

Лю ЦЫСИНЬ стал один из самых популярных в мире фантастов. Об этом говорит хотя бы тот факт, что на Франкфуртской книжной ярмарке 2018 года дискуссия с ним «О чужих и людях» проходила на центральной площадке главного, немецкоязычного, павильона.

«Задача трех тел» – первый роман трилогии «В память о прошлом Земли», лауреат англоязычной премии «Хьюго» 2015 года (иностранцам ее дают крайне редко и там нет номинации «зарубежный роман»), немецкой премии имени Курта Лассвица, итальянской — «Италия», испанской — Игнотуса (все три европейских премии — как раз в номинации «лучший зарубежный НФ роман»). Он назван лучшей переводной (уже на русский язык) книгой года по версии Фантлаба.

Начинается роман ярко – эпизодами культурной революции 1967 года в главе «Годы безумия»: юные хунвэйбины до смерти забивают профессора-физика Е Чжэтая. У него осталась дочь – астрофизик Е Вэньцзе, которую отправили на перевоспитание на лесоповал.

В дальнейшем китайская составляющая остается лишь в именах персонажей и месте действия. Мы видим крепкий американский НФ-роман, на весьма приличном уровне, но не шедевр. В США ему действительно не нужен ярлык переводной. Автор, похоже, чувствует себя в американской фантастике как рыба в воде, разве что пишет по-китайски. Книга начинается с того, что ученые, разрабатывающие самые передовые фундаментальные рубежи науки, начинают испытывать давление. Некоторые даже кончают с собой. Продвинутый читатель скажет: «О!» – и ошибется. Все оказалось стандартнее – злобные инопланетяне, ищущие для выживания новую планету. Эту линию еще возможно в продолжениях повернуть в более оригинальное русло, но в «Задачах трех тел» это пока так. Действие перемежается эпизодами внутри игрового мира, где существует нестабильная система из трех звезд, периодически уничтожающих жизнь на обитаемой планете. Но она упорно возрождается вновь. Таким образом для персонажей романа интерпретируются события на планете чужаков, проблемы, с которыми те столкнулись. А еще на Земле существуют предатели, способствующие ее завоеванию. Не потому что злонамеренны, а потому что люди в целом глупы и жестоки. Что, в частности, показала культурная революция. Та, с которой начался роман.


Статья написана 19 февраля 2020 г. 06:39

Путешествие в поисках смысла.

Николай ГОРНОВ

Ракета на Титан

Омск, Изд-во ООО «Амфора», 2019 год. – 368 стр.

«Раньше я ведь даже не задумывался о том, почему еду в Бостон. Ехал себе и ехал. Менял автомобили и попутчиков. А разве не странно, что я об этом не задумывался? Почему вдруг человек, считающий себя домоседом, внезапно покидает свой дом, обменяв привычную жизнь на полную неизвестность? Честно сказать, не припомню, чтобы я раньше хотел уехать из дома так далеко и так надолго».

Главный герой нового романа Николая ГОРНОВА, житель провинциального города Обска по имени Ульян, автор множества трэшевых фантастических романов, вдруг ни с того ни с сего, пока жена была на работе, скоренько собрался, оставил записку на кухне и уехал в Бостон. А так как денег у него было в обрез, он поехал на попутках – прямо из Сибири. Стояла зима, дул ветер, было холодно, поэтому он садился в первую же машину, которая тормозила, – и не важно, в какую сторону она ехала, так как желающих подбросить было ничтожно мало. По дороге разговаривал с дальнобойщиками, официантками придорожных кафешек, регистраторами мотелей, смотрителями баз отдыха. В первой части романа «Глиняный материк» герой добрался до Алтая. Вторая часть романа под названием «К последнему морю» идет под аккомпанемент случайно доставшегося Ульяну потрепанного томика «Одиссеи» и «Илиады» ташкентского издательства. Если в свое время Леопольд Блум не выходил за пределы Дублина, Ульяну пришлось спуститься в крымскую пещеру, пообщаться с псом по кличке Шайтан, пересечь со стороны Украины границу с Россией. Даже поучаствовать в восьмидневной осаде многоквартирного дома в Крыму в кругу соратников Вована Меняйлова, у которого Генка Парусов умыкнул жену Ленку, запершись с ней в своей квартире. В итоге он даже добрался до Канн, где отказался от заманчивого предложения добросить на яхте через океан до Атлантик-Сити всего за две драхмы. Все это свое долгое чуть ли не сорокадневное путешествие герой ходит по мерзлой погоде – зима – и воспринимает все это слегка размыто, несколько даже замороженно.

А изначально Ульян работал, как и его любимый писатель Килгор Траут, в фирме по изготовлению окон. Как цитирует героя автор: умер Траут в 1981 году признанным классиком НФ. Поправлю: в романе «Времятрясение» четко сказано, что Килгор Траут прожил на 20 лет больше и умер в 2001-м: завтраки бывают не только для чемпионов.


Статья написана 18 февраля 2020 г. 06:14

Он русский, и это многое объясняет

Олег ДИВОВ

Чужая Земля

М.: Эксмо. Серия: Новый Дивов.

2018 год. – 352 стр.

Начну с того, что вот он, настоящий ДИВОВ. Именно тот, что полюбился читателям. Ироничный виртуоз пера, тонкий стилист, интеллектуал, любящий вставить в текст отсылку к нынешним событиям и культурным клише, нередко даже непонятую непосвященным. И это отрадно после тускневшего с каждым новым романом сериала об инквизиторе (как выяснилось, последние романы цикла были написаны в основном Светланой ПРОКОПЧИК). Ряд читателей возмущается русской имперскостью автора, его патриотичной государственностью: написал, дескать, чуть ли не по указке Администрации Президента. Да он всегда таким был: вспомните хотя бы «Симбионты» или «Объекты в зеркале заднего вида». Притом патриотичность ДИВОВА не уныло-серьезная, а очень даже веселая и эмоционально заразная. И не поймешь: всерьез это он или подсмеивается или даже – и всерьез, и подсмеиваясь одновременно.

Речь в книге идет о далеком космическом будущем, где россияне первыми встретили другой разум. Такие же люди, как и мы, но на уровне развития диких племен и первых проклевывающихся цивилизаций. А отношение к России на Земле и через сотни лет такое же, как и сейчас: весь остальной мир относится с подозрением и опаской. На планету прилетела делегация ООН и предложила самому цивилизованному и сильному вождю светлое обеспеченное (в первую очередь лично) будущее при условии всеобщих выборов и либеральных ценностей. И он их с треском выгнал, заявив, что будет иметь дело впредь только с русскими: те во всяком случае что думают, то и говорят, а если думают иначе, то и не говорят: «До смешного доходит – мечтаю, а вот если бы местные оказались хитрыми сволочами? – буркнул он. – Было бы гораздо проще! Интриги, торговля, надувательство, и мы с американцами ругаемся из-за того, кому играть злого, а кому доброго… Ты вообще понимаешь, что на Земле никто не подготовлен вести переговоры с порядочными людьми?!»

При этом немалая часть членов российской экспедиции работают на ту или иную отечественную спецслужбу: меньше их и через сотни лет не стало.


Статья написана 17 февраля 2020 г. 06:38

Может быть, ты скрываешь дракона? Или это дракон скрывает тебя?

Робин ХОББ.

Корабль судьбы.

СПб.: Азбука, М.: Азбуа-Аттикус, 2017 год. – 960 стр.

Серия «Звезды новой фэнтези»

Этой книгой завершается трилогия о живых кораблях. Прежде всего отмечу, что действие «Корабля судьбы» проистекает гораздо динамичнее. Здесь, наконец, становится окончательно понятно, как связаны друг с другом драконы, морские змеи и живые корабли. Дракон, точнее драконица, становится одним из основных героев книги. Единственная выжившая из своего рода. Пока единственная. Высокомерная, эгоистичная. Хотя люди для нее – мимолетные слабые мотыльки-однодневки, не стоящие внимания, выяснилось, что без их содействия ее род не продлится. Аналогичным образом правитель империи, приплывший в глубокую провинцию, оказался в центре заговора, за которым стояли его собственные вельможи, и роман начинается с того, как после землетрясения, он, грязный и оборванный, оказался в лодке, плывущей по реке с ядовитой водой, вместе с внучкой местного торговца Малтой, которая так низка по положению, что, с его точки зрения, само нахождение ее рядом – оскорбление величеству. В чем сильна ХОББ, так это в точном психологическом описании, как планы, мечты, идеи, проекты, мысли каждого из главных героев не совпадают с планами и действиями других и он вынужден либо «ломать» этих других, либо обманывать, либо идти на компромиссы: «Еще бабушка говорила: Если хочешь влезть в сделку, которую заключают другие, присмотрись, кого от нее ожидает наименьшая выгода. Потом сделай так, чтобы его интерес возрос – и он рад будет взять тебя в партнеры!» «Бабушкина премудрость… — отмахнулся сатрап. – Ты хоть понимаешь, насколько это унизительно? Ты желаешь рассуждать о моей жизни и о судьбе джамелийского трона в терминах ничтожной купеческой сделки!» «Торговцы заняты выгодным размещением товара и денег. Сатрап и вельможи делают то же самое, но только с властью».

Все в конце концов заканчивается хэппи-эндом. Каждый получил то, что ему хотелось больше всего в рамках имеющихся обстоятельств: власть, сокровища, любимую (любимого). Как это и полагается в сказке. Даже в той, что размером почти в три тысячи страниц трех томов. Один только король пиратов Кеннит погиб. Другого конца у него и не предполагалось – он оказался отрицательным героем, хотя ему ранее оглушительно везло.


Статья написана 16 февраля 2020 г. 05:21

Мужество – это смотреть не дрогнув в лицо не смерти, а жизни с ее скукой, грязью и неудобством

Робин ХОББ.

Безумный корабль

Серия «Звёзды новой фэнтези»

СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2017 год. – 928 стр.

«Безумный корабль» – вторая книга «Саги о живых кораблях». Фантастический элемент цикла – ищущие свое предназначение и забывшие великое прошлое морские змеи и «живые корабли», сделанные из необычного дерева и имеющие сознание. Впрочем, как выяснилось к концу книги, «живые» они только с точки зрения людей, а по мнению иных существ – мертвее некуда. Все же остальное – сильный психологический роман со страстями, столкновениями воль и мнений, интригами и прочим. Кто-то даже сравнивает его с «Унесенными ветром». И действительно, что-то общее здесь есть. Как иронично заметил Фредерик БЕГБЕДЕР по поводу главной задачи автора романов в связи с произведением Митчелл, «он должен в первую очередь просто-напросто рассказывать истории, повествовать о приключениях и роковой любви, придумывать благородных героев, посылать их бегать по лугам и скакать галопом, а также целоваться посреди пылающего города, как Скарлетт О’Хара и Ретт Батлер. Романтика требует, чтобы все это скакало галопом, целовалось, разлучалось, снова встречалось и снова целовалось!» Примерно так и делает ХОББ. В центре ее повествования три поколения старинной купеческой семьи Вестрит, у которых пираты захватили вместе с мужем и отцом (в одном лице) главное достояние – живой корабль, за который им еще десятилетия рассчитываться перед «Дождевыми чащобами». Четыре женщины, которые по-разному смотрят на мир, у которых масса претензий друг к другу, но каждая из которых не может заставить других думать и поступать так, как она считает верным, вынуждены временно сплотиться перед бедой. В главные герои в этом томе прежде всего выходит молоденькая, но очень хитрая и неприятная поначалу Малта Вестрит с ее сметающей все и вся энергией делать, как ей хочется, но пока не понимающая всей сложности общества и его правил, и пират Кеннит, внутренний мир которого с хитрыми, жесткими, эгоистичными и лицемерными, не считающимися ни с кем побуждениями открыт перед читателями, но все его действия, с другой стороны, в итоге оказываются точными, верными и даже человечными. Он сам удивляется.





  Подписка

Количество подписчиков: 59

⇑ Наверх