Несколько лет назад я уже рассказывал эту печальную историю -- сейчас возник повод вернуться к ней еще раз. В 2011-м ко мне обратились с предложением написать несколько статей для толстого и авторитетного энциклопедического справочника о писателях Санкт-Петербурга. Почему бы нет? Задача интересная, о фантастах наших мало знают за пределами тусовки, в академической среде о них вообще почти никто не слышал... Мы выбрали Святослава Логинова и Андрея Столярова, за пару недель я подготовил материал, допилил его вместе с редактором, и на некоторое время о проекте думать забыл.
Двухтомный справочник вышел через пару месяцев -- и тут меня, что называется, огорошили. Гонорара я не ждал, но на авторский экземпляр, как принято в приличных издательствах, рассчитывал. О чем поспешил сообщить человеку, который непосредственно заказывал мне статьи. Окей, весело ответили мне, не проблема: плати денежку -- и экземпляр твой. Плевая сумма: то ли три, то ли четыре тысячи рублей, сейчас уже точно не вспомню за давностью лет. Со скидкой, как участнику проекта, почти по-дружески. И это не только для меня с моими двумя статейками такие роскошные условия, но и для авторов, которые написали пять, десять, пятнадцать материалов...
Тогда, в 2011-м, я выразил некоторое недоумение таким «бизнесом по-русски», и меня долго уговаривали: мол, все нормально, ничего из ряда вон, в академических кругах это все в порядке вещей... Уговорить не уговорили, но в итоге я плюнул и забил. Кстати, договор со мной на эти статьи так и не заключен, то есть формально контент тупо сп...зжен. Ну, не они первые, не они последние...
А сегодня сбылась мечта идиота: я наконец-то стал обладателем этого раритета. Всего за 2500 рублей: к изданию готовится расширенная версия справочника, в трех томах, один из авторов расчищает место на полке. Кроме того, грядет очередная презентация: там авторам статей, по слухам, трехтомник будут продавать всего по 8000 рэ., считай по бросовой цене, остальным -- по десятке. Налетай, не скупись, покупай живопись!
Самое удивительное, что занимаются этим люди, которых принято считать приличными. Про трехтомник не скажу, но в выходных данных двухтомника в качестве издателя указан Филологический факультет СПбГУ -- не шарашкина контора. Книга снабжена ISBN, тираж 3000 экз., так что это не какой-нибудь там малозаметный самиздат. Справочник продавался в «Доме книги» и других магазинах, так что проект не благотворительный, вполне коммерческий. Верстальщики, редакторы, корректоры и сами составители вряд ли работали «за спасибо», а тем паче за право купить справочник «с грандиозной скидкой».
Дело, естественно, не в гонорарах, а в отношении. Может, для кого-то это действительно нормально -- делать работу, а потом платить несуразные деньги за то, чтобы увидеть ее плоды, но по мне -- чистый лохотрон. Я, разумеется, никого не виню: сам дурак. Спасибо за урок: с некоторыми людьми и организациями -- никаких деловых отношений без стопроцентной предоплаты.
Тем не менее, народ, ящитаю, должен знать своих героев.
Итак, над энциклопедическим словарем в 2 тт. «Литературный Санкт-Петербург, ХХ век» работали:
Народ, а что за мишка косолапый с аппетитом кушает героев "Террора" Симмонса? По описанию похож на арктодуса, но вроде те вроде бы сильно южнее жили...
Книголюбы негодуют: какого рожна магазины делают наценку 100, 200, 250%? Это ж ни в какие ворота!..
Как нынче строится бюджет крупного интернет-магазина не знаю, с тех времен, когда я работал в "Озоне", много воды утекло. Но экономическую модель маленького независимого магазина более-менее представлю. Давайте посчитаем. Чтобы худо-бедно существовать в Питере, такому магазину сегодня надо зарабатывать в месяц "чистыми" порядка 300 тыс. рублей. В эту сумму входит аренда (50-60 метров торговых площадей, оперативный склад, подсобные помещения, локализация не на Невском, но в более-менее доступном месте), зарплата сотрудников (2-3 продавца, приходящий бухгалтер), логистика (привезти-увезти), расходные материалы, текущий ремонт, иногда налоги. Заметьте, что книги при этой схеме берутся строго "на реализацию", а профит владельца бизнеса не учитывается -- ибо нефиг наживаться на святом в Год Литературы!
Считаем дальше. Отпускная цена на переводные новинки фантастики для мелких магазинов сейчас у большинства оптовиков составляет около 200 рублей. На что-то чуть меньше, на что-то чуть больше, можно играть со скидками, но примерно так. Следовательно, при щадящей наценке 50% магазин с каждой книги получает 100 рублей. Чистой прибыли, ага.
Итого: делим 300 000 на 100. Получается, в месяц магазин должен продать 3000 экземпляров, по 100 книг в день. Как вы думаете, многие ли "независимые" способны пропустить через себя такую прорву литературы?
Получается, выгоднее или продавать книги с высокой отпускной ценой, где при тех же 50% можно срубить 200-250 рублей с каждого проданного экземпляра (а это не фантастика и вообще не массолит), или делать стопроцентную наценку. А лучше двухсотпроцентную, чтобы наверняка. Вот и вся любовь: только бизнес, ничего личного.