Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 28 июля 2013 г. 23:53

Оргкомитет литературной премии "Новые горизонты" завершил работу над формированием списка финалистов премии. Труд оказался нелегким, но результат себя оправдывает. Итак,



НОМИНАЦИОННЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРЕМИИ

«НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ» — 2013

• Владимир АРЕНЕВ. В ожидании К. // Сборник «НФ-52». – Липецк: Крот.

• Алексей ИВАНОВ. Комьюнити. – СПб.: Азбука. М.: Азбука-Аттикус

• Наиль ИЗМАЙЛОВ. Убыр. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус.

• Иван НАУМОВ. Созданная для тебя. // Авторский сборник «Мальчик с саблей». — М.: Астрель.

• Юрий НЕКРАСОВ. Брандлькаст. – М.: CheBuk.

• Илья НОВАК. Ризома. // Авторский сборник «Петля Мёбиуса». // М.: Астрель.

• Ольга ОНОЙКО. Море имен. – М.: Эксмо.

• Роман ШМАРАКОВ. Каллиопа, дерево, Кориск. – Луганск: Шико.


Под катом — краткие представления номинантов.



Результаты голосования Жюри премии "Новые Горизонты" будут оглашены на "Петербургской фантастической Ассамблее", которая пройдет с 16 по 19 августа 2013 года. Следите за рекламой!




Статья написана 22 июля 2013 г. 18:13

Инициативная группа критиков и журналистов объявила о создании новой литературной премии в области фантастики "Новые Горизонты". Публикую пресс-релиз премии. Особенно мне нравится состав жюри, если что. По-моему, просто отлично.

цитата
Сегодня в России существует бессчетное множество премий за произведения в жанре фантастики. Премии читателей и премии критиков, премии за самую научно-фантастическую и за самую феминистическую книгу, за максимальный тираж и за мощное влияние на ролевое сообщество... Но одной специальной премии, чрезвычайно актуальной для нашей фантастики в целом, нет до сих пор.

В последние годы мы наблюдаем, как отечественная фантастика из новаторского литературного направления, стимулирующего фантазию читателей и изобретательность писателей, дающего широкий простор для художественного и футурологического эксперимента, превращается в исключительно развлекательный жанр, комфортно чувствующий себя только в рамках нескольких жестко заданных форматов.

С целью отметить тексты и поощрить авторов, расширяющих границы жанра, инициативная группа критиков и фантастиковедов при поддержке онлайн-журнала «Питерbook» учреждает литературную премию «Новые Горизонты». Премия призвана поддержать писателей, творящих без оглядки на привычные шаблоны и ограничения, указывающих пути развития отечественной фантастики, ее выхода из добровольного гетто. Литературная премия «Новые Горизонты» вручается ежегодно за художественное произведение фантастического жанра, новаторское по тематике, образам и стилю.

Механизм номинирования и порядок работы Жюри предполагают открытость процесса, широкие критерии номинирования. Эти меры призваны обеспечить выбор действительно новаторского, нонконформистского произведения, способного изменить и расширить наши представления о фантастике, открыть для жанра новые горизонты.

В Жюри премии вошли:

— Роман Арбитман (Саратов), писатель, критик

— Александр Гаррос (Москва), писатель, журналист

— Сергей Жарковский (Волжский), писатель

— Лев Лобарёв (Москва), главный редактор журнала «Мир фантастики»

— Михаил Назаренко (Киев), литературовед, писатель

— Андрей Рубанов (Москва), писатель


Первое награждение премией «Новые Горизонты» пройдет в августе 2013 года на «Петербургской фантастической ассамблее» под Санкт-Петербургом.


Статья написана 22 июля 2013 г. 12:42

Выяснил тут один забавный нюанс. Знаете ли вы, что такое ЭБС? Это Электронные Библиотечные Системы, сертифицированные Роспотребнадзором. Иначе говоря, базы данных, библиотеки. Каждый (подчеркиваю: каждый!) российский вуз по закону обязан подписаться как минимум на одну такую ЭБС. Чаще вынуждены подписываться на несколько, потому что ассортимент ограничен. Подписка платная, до 2,5 млн. в год. В России у нас около тысячи высших учебных заведений, вот и прикидывайте. Так что когда читаете статистику о росте электронных продаж, имейте в виду, что львиная доля доходов -- это доходы ЭБС, не размещающих художественную литературу, а не "ЛитРеса" или "АйМобилки".


Статья написана 21 июля 2013 г. 17:32

Читаю отраслевой доклад "Российская периодическая печать" от 2013 года -- любопытнейшее чтение, надо сказать, рекомендую. Совсем не те проблемы у нашей периодики, о которых принято голосить в этих наших интернетах. Ну то есть абсолютно другие проблемы...


Статья написана 21 июля 2013 г. 15:42

цитата
АЛЕКСАНДР БИРЮКОВ: «ПИШЕТСЯ — ПИШУ. НЕ ПИШЕТСЯ — НЕ СТРАШНО»

Целиком читайте на сайте онлайн-журнала "Питерbook":

http://krupaspb.ru/piterbook/fanclub/pb_f...

— Александр, вы не раз говорили, что писателем себя не считаете. Как хотите, а есть в этом элемент кокетства. Каковы вообще, на ваш взгляд, критерии: писатель — тот, кто зарабатывает на жизнь литературой? Тот, кого признает писателем экспертное сообщество? У кого больше премий или тиражи перевалили за определенную отметку?..

— Никакого кокетства. Вы спрашиваете, кто такой писатель? Думаю, это действительно тот, кто зарабатывает своими писаниями на жизнь.

Я в первую очередь — инженер и оружейный дизайнер, со всеми сопутствующими этой стезе плюшками и шишками. Мне ж всяким разным приходилось заниматься за ради поддержания жизнедеятельности организма, особенно в незабываемые девяностые. Но писательство на постоянной основе никогда в ряд этих занятий не входило, проходя в лучшем случае по категории своеобразного хобби. А в худшем — по разряду непонятного и странного времяпровождения. И к чему мне вдобавок еще и те шишки, что связаны с профессиональным словотворчеством? Скажите мне, какова техническая, технологическая, энергетическая составляющие некоего фантастического мира, и я скажу вам, из чего в этом мире бабахают. И я могу внятно об этом написать. То, как там жили-были, ели-пили — это мне уже менее интересно. Профессиональная деформация, с которой мне жить.

Писатель — тот, кто хорошо владеет своим профессиональным инструментарием. Почему-то никто не сомневается, что столяр, слесарь или хирург обязан уметь обращаться со своими рабочими инструментами. Без этого он просто не сможет работать по профилю. Но на занятие писательским трудом это соображение люди как-то не распространяют. Вроде того, что раз грамоте обучен и писать умеешь — так этого достаточно. Инструмент писателя — не авторучка или клавиатура, и даже не Слово с большой буквы, а приемы обращения с ним. Это очень точные, требующие нешуточных специальных навыков инструменты. Я же этими навыками владею фрагментарно, на любительском уровне. То, что сейчас массово печатают авторов, которые о существовании литературного инструментария и вовсе не подозревают, никак этого критерия не обесценивает. Просто такой вот у нас нынче литературный «формат». Как говорится: «Если у тебя есть фотоаппарат, то ты уже фотограф, а если у тебя есть саксофон, то у тебя просто есть саксофон». Для того чтобы слыть писателем нынче даже фотоаппарат не нужен.

Вдобавок писатель должен не просто уметь придумывать и рассказывать истории. У него должно быть, ЧТО сказать. Без этого любое сколь угодно замечательное владение словом превращается просто в хороший ремесленный навык. По-моему, у каждой книги должна быть ну хоть какая-то цель, сверхзадача. И пусть никто про нее не узнает и никто ее не заметит — автор должен хотя бы сам для себя держать ее в уме. При этом просто развлечение читателя тоже вполне сгодится. Об этом еще Жюль Верн говорил.

В общем, важно, чтобы сверхзадача имелась, но не ограничивалась исключительно получением гонорара. Или — другая крайность — не перерастала в неудержимое желание «глаголом жечь». В первом случае имеем халтуру. Во втором — закос под мессианство. И то и другое как-то не по разделу литературы.

А я сам что мог и хотел сказать, например, о сути и смысле ОРУЖИЯ как онтологической категории, — попытался выразить в «Возвращении с края ночи». В «Человеке-саламандре» тоже есть пара-другая особо близких мне тем. Но вот только как не ищу, не могу найти в себе никакой особой внутренней потребности нести то, что важно для меня самого, в широкую аудиторию. Потребности, которая, наверно, должна быть у настоящего писателя. Так что пишется — пишу. Не пишется — не страшно.

Ну, тиражи здесь вообще ничего не значат. Хотя у многих заводится желание померяться тиражами. Это ни разу не показатель. Агрессивная рекламная компания способна хотя бы разово раскрутить тираж даже откровенно беспомощного графоманского бреда. Но никакие тиражи не сумеют сделать историю увлекательной, мускулатуру прозы рельефной, а героев объемными. И в свою очередь от этого не зависят.

Мнение же экспертного сообщества, выраженное через критику или премии, если только оно не ангажировано каким-либо сторонним интересом, наверно, способно служить неким признаком и ориентиром. Но и экспертное сообщество работает с тем, что видит. Буквально: с тем, что смогло разглядеть в мутном литературном потоке.

Вот, как-то так. Я хорошо понимаю, что вышеупомянутые критерии, будучи приняты, выводят за рамки понятия «писатель» не только меня, но многих и многих современных авторов. Понимаю и ничего страшного в этом не вижу. Мастеров балета, вон, тоже, поди немного, но никого это как-то не мучает.

— С Глебом Сердитым вы написали дилогию «Человек-саламандра»-»По следу саламандры», которую с некоторой долей условности можно отнести к стимпанку, «паровому панку». Как правило, суть стимпанка можно выразить одной фразой: «что было бы, если бы НТР произошла в викторианскую эпоху». То есть жанр этот чисто антуражный, построенный на сплошных натяжках и условностях — очевидно, что в начале XIX даже в самых развитых странах мира не было ни инфраструктуры, ни материалов, ни математического аппарата, чтобы запустить в серию все те машины и механизмы, без которых стимпанк немыслим. Что делать писателю, чтобы придать иллюзию достоверности паропанковской реальности?

— «Человек саламандра» и «По следу...» не дилогия, а многотомное многофигурное историко-эпическое полотно, повествующее о глобальной катастрофе и попытках ее предотвратить. Стимпанк это просто первое, что бросается в глаза. Там есть исследование детектива и плутовского романа и скольжение от жанра к жанру. А главное содержание — принципиальные отличия культуры мышления «мира благородных джентльменов на мощных паровых экипажах» от нравственных установок современного нам человека и человека позднесоветской реальности. Однако, в рамках поставленной задачи, действительно, необходимо было создать и оживить непротиворечивый мир стимпанка.

Что сделать, чтобы придать достоверность? Элементарно. То, что мы и делаем в своем романе без всякой условности. Фокус в том, чтобы не соорудить убедительные декорации, а попытаться построить действующую модель мира, в котором стимпанковский антураж окажется естественным и органичным.

Не углубляясь в разбор того, сколько, когда, где и каких НТР уже было, замечу только, что приведенное в вопросе определение стимпанка слишком узко и оттого неверно. Конечно, если волевым решением механистически перенести весь подразумеваемый набор технического антуража в «ранешнее» время, то получатся сплошные натяжки и анахронизмы. В лучшем случае читателю придется воспринимать все как некую данность, условную игру по навязанным ему правилам. Игру и только игру.

Но когда мы говорим о стимпанке, речь, в том числе может и должна идти о «продленных» паровых технологиях. И в этом-то как раз нет ничего условного и нереального. Специалисты знают, что паровой двигатель в принципе по эффективности ничем не уступает ДВС. У него есть недостатки. Но есть и достоинства. Поэтому главная проблема достоверности — глубоко продумать и «оживить» общество, в котором такая продленность эпохи пара стала бы не только возможной, но и неизбежной.

Это мы и пытаемся сделать в романе. И это как раз самое интересное. Каким может быть такое общество? Каким путем пойдет в нем техническое и промышленное развитие? Какая психология будет у живущих в нем людей? Все это составляет только фон сюжета. Но без этого фона сюжет вменяемого стимпанка невозможен. И викторианский антураж в романе для нас во многом лишь дань традиции. А так же своеобразная «засада» на читателя. На первый взгляд он обнаруживает перед собой знакомые и привычные декорации, но лишь на первый. Стоит ему попристальней присмотреться, и откроется совсем другой, незнакомый мир. «Совы — не то, чем кажутся!»

Сейчас мы работаем над тем, чтобы все части этой эпопеи (изначально задуманной как многотомное единое целое, а не как роман с продолжением) увидели свет. Публикация была прервана в силу комплекса независящих от авторов причин.





  Подписка

Количество подписчиков: 359

⇑ Наверх