Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 10 января 2010 г. 21:23

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

«Затерянный мир» Конан Дойля, «Плутония» Обручева, «С ружьем на динозавра» Спрэг де Кампа. После этих историй, любимых с детства, тема человека среди доисторических животных не может оставить меня равнодушным. Поэтому возобновить знакомство с Суэнвиком я решил именно с этого романа. Тем более мое впечатление от «Доочери железного дракона» было очень неоднозначным — сильный автор, но очень уж жесткий, «грязный» для меня.

«Кости земли» оставили очень неоднозначное впечатление. Как ни странно, лучше всего удались автору именно описания жизни в мезозое. Красочные картины жизни динозавров на суше и на море производят впечатление. Порой просто кажется, что действительно сам вместе с героями оказался в меловом периоде или в триасе. Видно, что автор очень серьезно поработал над научным материалом. Идеи же межвидовой коммуникации динозавров весьма интересны и оригинальны. Впрочем, жизнь героев, затерянных в меловом периоде, изображена слишком уж идиллически и безоблачно. Попробуйте загнать на пару лет кабинетных ученых в дебри Амазонки без связи, нормального вооружения и снаряжения и думаю, что с выживанием у них будет и то больше проблем, чем у героев Суэнвика.

С остальным дело обстоит похуже. Система перемещений во времени и временных парадоксов показалась мне слишком надуманной. С момента написания «Конца Вечности» и «Патруля времени» прошло уже 40 лет, а Суэнвик явно не дотянулся до мэтров. Да, в результате получилось несколько очень эффектных моментов, например, когда пожилой персонаж демонстрирует себе же молодому собственный позеленевший от времени череп. Но из-за этих эпизодов узел временных парадоксов затянулся настолько, что автору пришлось уподобиться Александру Македонскому и разрубить этот узел. Неизменные, птицелюди и прочие картины далекого будущего выглядят в романе довольно чужеродными.

Шпионская же составляющая романа не выдерживает никакой критики. Привязка христианских идей к борьбе с дарвинизмом очень надумана. Креационисты-террористы выглядят настолько неубедительно, что вся эта линия выглядит скорее карикатурно. Недаром, автор по сути, бросил ее, так и не доведя до внятного завершения.

Герои романа получились вроде бы и достаточно яркими и вполне реалистичными. Однако, при этом они раз за разом совершают довольно дурацкие поступки. Как, например, такой опытный человек, как Гриффин, позволил Сэлли так обвести себя вокруг пальца? Кстати, со своим отношением к Сэлли автор, по-моему, так и не определился. Очень уж противоречивый получился персонаж. Некоторые ее поступки не могут вызвать ничего кроме отвращения, но автор ей все же явно симпатизирует. Вообще отношения любви-ненависти между главными героями очень противоречивы и неоднозначны и дают богатую почву для раздумий.

Не обошелся автор и без некоторых эпизодов, которые, на мой взгляд, являются совершенно лишними и ориентированы на определенную категорию читателей. Ну к чему было вставлять в роман эпизод с групповым сексом палеонтологов или с эротическими грезами Сэлли? Ведь сюжетом они совершенно не обусловлены.

Тем не менее, несмотря на все эти недостатки, я почему-то поставил за роман 7 и сам этому слегка удивился. Может быть, за хороший стиль автора и увлекательность романа. Может, за красочные картины жизни в мезозойском периоде. А может быть за концовку и удивительное чувство мимолетности счастья, так удачно показанное автором.

Вывод. Отнюдь не шедевр, но прочтения эта книга заслуживает.

P.S. Учитывая то, что книга широко представлена в стоках, а цена на Озоне просто смехотворна, сочетание "цена-качество" кажется очень приемлемым.


Тэги: Суэнвик
Статья написана 8 января 2010 г. 22:31

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Василий Владимирский поставил перед собой нелегкую задачу — собрать антологию лучших рассказов отечественных авторов 2007 — 2008 годов. Конечно, все лучшие рассказы собрать не удалось. Да и по поводу некоторых рассказов я с составителем антологии согласиться не готов. Но в целом уровень антологии действительно высок. Больше половины ее рассказов получили у меня оценки 8 и выше. А еще два рассказа, несмотря на свой весьма высокий уровень, оказались не в моем вкусе. Причем, среди понравившихся мне рассказов оказались не только произведения Дяченко и Галиной, не только рассказы моих любимцев Колодана, Врочека и В.Березина, но и малоизвестных мне Копыловой и Пронина. Не могу не отметить жанровое разнообразие рассказов антологии — от апокалиптического хоррора до классической НФ, от альтернативной истории и альтернативной литературы до героической фэнтези. Однако, почти в каждом рассказе есть интересная идея, некая зацепка, которая заставит читателя задуматься.

Хочу отметить также критические и научно-популярные статьи, которые не выглядят, как иной раз бывает, довесками, а весьма органично дополняют антологию.

Рассказы, на которые я особо хочу обратить ваше внимание:

Дяченко. Феникс. На мой взгляд, в этом рассказе фантастики совсем немного. Разве мы забыли, как 18 лет назад люди сделали свой выбор и в результате наша с вами родина распалась на отдельные части. Тогда проведенные на карте границы казались почти игрушечными, а сейчас наши страны — это разные миры, все больше расходящиеся друг с другом. Хотя, конечно, гораздо больше на написание этого рассказа повлияли события 2004 года, когда людям смогли настолько заморочить голову, что по политическим мотивам распадались семьи и рушилась многолетняя дружба. С тех пор рана, разрезавшая Украину, слегка зажила, но старые шрамы болят до сих пор и могут вновь начать кровоточить при первой же возможности. Какой же рецепт предлагают нам авторы? Очень простой — ставить любовь к ближнему на первое место, а общественные интересы отодвигать на второй план. Что ж, вопрос спорный, каждому из нас приходится решать его по-своему, хотя я готов согласиться с Дяченко в данном вопросе. Ну а символом любви, готовой воскреснуть буквально из пепла и является в рассказе птица феникс.

Однако, не могу не заметить, что авторам пришлось пойти на заметные натяжки в сюжете, чтобы дать своим героям еще один шанс спасти уже безнадежно погубленные отношения. Оценка — 8.

Копылова. Алые паруса и серый автомобиль. Красивая история. Постаревшая Ассоль возвращается в родную Каперну и слушает рассказ старого трактирщика о собственной судьбе и судьбе своей рыбацкой деревушки. И написана эта история изящно, и чувствуется в ней некая умиротворенность и житейская мудрость. Очень интересно выглядят размышления о чуде и о конкретной пользе, которую умудряются извлечь из чуда практичные люди. И вроде бы нет в этой истории ничего такого уж особенного, а вот прочел — и на душе стало чуть легче и приятней. Рекомендую! Оценка — 8.

Галина. Контрабандисты. Задумка этого рассказа весьма неожиданна. Не так много я знаю фантастических произведений, основанных на известных стихотворениях. И конечно, кому, как ни Галиной, под силу воссоздать колорит той старой Одессы, которая уже почти окончательно исчезла в тумане времени. Да и идея контрабанды из иного мира — весьма нетривиальна. Хотя сам предмет контрабанды — пресловутый хрустальный череп — несколько разочаровал. Да и попытки объяснить чьи-то злодейства только влиянием этого артефакта кажутся достаточно наивными. Зато запомнилось и произвело впечатление то, как многоцветье старой Одессы постепенно сменяется серо-стальным однообразием зачистившей все власти. Оценка — 8.

Колодан. Сбой системы. Этот рассказ построен по уже традиционной для автора схеме. Место действия — некий экзотический уголок мира. Герои — милые чудаки с неким весьма причудливым хобби. Фантастическое допущение — весьма оригинальное, я бы сказал экстравагантное. Несколько красочных ярких деталей, оживляющих историю. И обязательно какие-нибудь диковинные существа, играющую определенную роль в сюжете. Все это есть и в этом рассказе. Но нельзя не признать, что литературное мастерство автора растет. С каким умением описаны в этой истории ее герои! В них просто невозможно не поверить, не сопереживать им. Какими удачным получился антураж этой истории! И до чего же неожиданно спокойное, почти идиллическое развитие событий привело к мощной, трагической концовке. Браво, автор! Оценка — 9.

Покровский. Перед взрывом. Мрачная, но сильная история. Картины жизни будущего, показанные глазами подростка, выглядят несколько утрировано, но достаточно узнаваемо. Сколько раз уже за последнее время приходилось сталкиваться с подобными приступами уверенно подогреваемой общей паники, под прикрытием которой кое-кто проворачивает грязные делишки. Идиотизм масштабных проектов, промывка мозгов населению, способному поверить во что угодно — и на этом фоне судьба двух подростков, угодивших в жесткие жернова истории. История получилась действительно реалистичной и цепляющей. Оценка — 8.

Зорич. Королева кубков, королева жезлов. Оригинальный рассказ. Авторы весьма неожиданным образом сплели две сюжетные линии — эпизод из жизни девочки-подростка, попавшей в беду и лирическую линию, связанную с одушевленными картами Таро. Рассказ получился трогательным и цепляющим. Сильно и с самой неприглядной стороны авторы показали современных подростков с их примитивными и меркантильными интересами. Путешествие девочки Таты по городским подземельям не может не вызвать тревоги за ее судьбу. Отдельный плюс — интересная сюжетная линия, связанная с взаимоотношениями карт, написанная весьма лирично и с тонким знанием психологии. В общем, хоть в картах Таро я и не слишком разбираюсь, рассказ прочел с большим удовольствием. Оценка — 8.

Березин. Высокое небо Рюгена. Владимир Березин — очень оригинальный автор. К его специфической манере письма надо привыкнуть. Рассказы Березина всегда построены на неочевидных ассоциациях, на парадоксах, на попытках соединить несовместимое. Вот и этот рассказ совмещает странную оккультную идею, которая была популярна в Третьем Рейхе и известную нам с детства сказку. Отрывочный стиль изложения на первый раз производит странное впечатление, но я уже прочел немало рассказов Березина и, видимо, привык к ней. Автор очень удачно передает дух сталинской эпохи, сочетавшей страх и свободу. Особенно сильное впечатление на меня произвел эпизод с беседами двух академиков в блокадном Ленинграде.

Не могу рекомендовать Березина всем читателям. но все же попробуйте почитать его рассказы. Оценка — 8.

Врочек. Ужасный механический человек Джона Керлингтона Рассказ Врочека опять оставил неоднозначное впечатление. С одной стороны, задумка очень хороша. Боевой робот времен гражданской войны в США — это нечто. Очень хорош и язык, которым написан рассказ — меткий и сочный. Одна глава о золоте чего стоит. В итоге автору удалось создать запоминающуюся атмосферу своей истории, в которой перемешались и грусть от поражения конфедератов, и удаль вестерна.

Я уже даже в значительной мере приноровился к специфическому рваному стилю изложения Врочека. Автор обычно излагает свою историю одновременно с разных сторон, чтобы потом собрать все фрагменты воедино, оставив при этом пару белых пятен, чтобы дать простор размышлениям читателей. Но вот уже не в первый раз мне кажется, что в рассказе Врочека чего-то не хватает, что два-три важных фрагмента так и остались в сознаниии автора, и в результате белых пятен в рассказе остается слишком много и цельная картина не получается. И все же рассказ стоит того, чтобы обратить на него внимание. Оценка — 8.

Пронин. Русская идея. Очень актуальная по нынешним временам история. Не важно, что происходит на самом деле, важно, каким будет пиар. Раскрутить действительно можно что угодно и кого угодно, а мы с вами, увы, зачастую во все это верим. Вот и эта история — весьма наглядное пособие по успешному пиару, написанное очень метко и с хорошим юмором. Главный герой, правда, несколько бледноват. Да и его консультант выглядит не очень убедительно. Но отдельные моменты очень хороши. Запомнились «три великие жидкости» В общем, тот случай, когда есть и над чем посмеяться и над чем задуматься. Оценка — 8.

Впрочем, совершенно не удивлюсь, если больше вам понравятся в этой антологии другие истории. Ведь разнообразие входящих в нее произведений даст возможность каждому найти нечто себе по вкусу.


Статья написана 8 января 2010 г. 10:37

Как и любой бизнес, отечественное книгоиздание развивается по тем же законам.

Соответственно, предприниматель стремится увеличить количество выпускаемого товара и, в результате прибыль. Этот процесс идет до тех пор, пока производимый товар пользуется спросом, то есть читатели готовы покупать книги. Рано или поздно возникает кризис перепроизводства, когда на фоне всеобщего кризиса покупательная способность читателей резко снижается и горы ненужного товара пропадают на складах. Ситуация усугубляется тем, что для большинства граждан книги не являются предметом первой необходимости, соотвественно перепад в количестве продаваемого товара наиболее велик.

Ситуация усугубляется тем, что все большее количество читателей отказывается от бумажных книг, предпочитая им электронные. Таким образом, рынок фантастики постоянно сужается по объективным причинам.

Ситуация усложняется тем, что русский язык постепенно вытесняется из стран бывшего СССР, и в них идет развитие собственного книгоиздательского бизнеса.

На протяжении конца 1990-х- 2000-х годов издание фантастики в России шло по пути увеличения количества наименований издаваемой продукции и сокращения тиражей.

Если еще в начале 1990-х тираж 100 тысяч экземпляров был вполне рядовым, то к началу 2000-х средний тираж сократился до 10-15 тысяч, а к 2007-08 годам и вовсе упал до 3-5 тысяч.

При этом неожиданно обнаружилось, что даже такие тиражи не распродаются. В таких условиях книготорговля и книгоиздательство оказались вынуждены пересмотреть принципы своей работы.

Первый шаг — организация "сливных" магазинов и ликвидация огромных запасов нераспроданной литературы, пусть даже ниже себестоимости. Насколько я понимаю, основные запасы ненужных книг уже во многом ликвидированы. Думаю, 2010 год станет последним годом существования стоков.

Второй шаг — сокращение количества наименований издаваемой литературы, отказ от серий и направлений, не дающих гарантированной прибыли. В данном случае — резкое сокращение количества издаваемой переводной литературы как наиболее трудоемкой и затратной.

Третий шаг — отказ от издания литературы, ориентированной на средний класс. Останется либо ширпотреб, ориентированный на читателя с неразвитым вкусом (чтоб мозги не напрягались) либо дорогие подарочные издания, ориентированные на состоятельных людей.

Четвертое — сосредоточение издательских и рекламных усилий на продвижении проектов — литературы, издающейся по мотивам популярных фильмов, игр или просто раскрутка популярных вселенных.

В итоге на плаву останутся достаточно популярные авторы, под которых можно делать персональную серию. Востребованы будут и новички, готовые печататься почти бесплатно. Авторов средней руки будут массово привлекать к участию в проектах

Пятое — снижение качества издания ширпотребной литературы (экономия на оплате труда корректоров, редакторов и т.д.) — пипл все схавает. Читатели таких книг все равно малограмотные.

Шестое — увеличение дохода от одной проданной книги. Вздорожание цен за единицу продукции при сокращении расходов на нее — популяризация книг в мягких обложках и т.д.

Седьмое — ужесточение борьбы за рынок электронных книг.

Восьмое — дальнейшее развитие сети интернет-магазинов, сворачивание традиционных торговых сетей.

В перспективе лет через десять — переход к индивидуальному книгоиздательству.

Читатель на сайте получает доступ к пробнику текста — одна-две главы. Понравилось — оплачивает полную электронную версию. Понравилось еще больше — делает заказ на бумажный экземпляр в одном из предложенных вариантов оформления и получает его спустя некоторое время через Интернет-магазин.


Статья написана 8 января 2010 г. 09:48

Прочел статью Антона Первушина "Космонавтика в мирах братьев Стругацких" и, как и автор, задался вопросом: "Почему развитие космонавтики, столь стремительное в 50-70-х годах прошлого века, сейчас почти прекратилось?" Действительно, братья Стругацкие предсказывали стремительное освоение Солнечной системы в конце двадцатого — начале двадцать первого веков. Мы же до сих пор копошимся на орбите Земли и редкие полеты беспилотников к окраинам Солнечной системы отнюдь не меняют общей картины. Ответ на этот вопрос, на мой взгляд, целесообразней искать не столько в технической, сколько в социально-политической сфере.

Космонавтика — занятие чрезвычайно дорогостоящее. Для того, чтобы в космическую гонку вкладывались огромные средства, извлекаемые из бюджета за счет других общественных нужд, должна существовать крайняя необходимость таких трат, во-первых, и готовность общества идти на эти траты, во-вторых.

Очевидно, что сосредоточение усилий общества на космической программе гораздо легче достижимо в условиях социалистического строя, где государство:

А) Является единственным крупным собственником и легче манипулирует огромными средствами;

Б) Ведет плановую экономику;

В) Способно заметно снизить уровень жизни граждан без немедленного возникновения политического кризиса;

Г) Осуществляет идеологический контроль над гражданами и не дает им возможность усомнится в необходимости подобной программы.

Капиталистическое же госукдарство отчитывается перед своими гражданами о необходимости осуществления стольмасштабныхх и затратных проектов и может аргументировать их либо получением быстрой и огромной прибыли, либо угрозой войны и необходимостью их для выживания.

Таким образом, успешное развитие космических программ могло существовать либо:

1. В условиях резко обострившихся отношений двух основных военно-политических блоков с целью достижения гегемонии в космосе и в результате военного превосходства над противником. Не случайно, последней попыткой масштабной осуществления программы освоения ближнего космоса была американская программа СОИ — "Звездных войн".

А уж Луна — идеальная военная база и вовсе должна была стать главным призом в космической гонке. Этот вариант был наиболее актуален в 1960-х годах, с переходом к политике разрядки стал несколько менее вероятен и полностью утратил свою актуальность с начала 1990-х — с распадом социалистического блока и СССР.

2. В условиях создания Всемирного Советского Союза. В таком случае государство, лишившись внешнего врага и будучи вынуждено направлять куда-то излишек пассионарной энергии своих граждан, неминуемо стало бы перед перспективой осуществления масштабной экспансии в космос.

Пойди вторая миировая война по сценарию Сталина — и возможно, на Марсе уже проклевывались бы первые ростки яблонь. Но стало ли бы лучше жить нам — большой вопрос.

В нынешних же условиях распада двуполярного мира и перехода к многополярному человечество неминуемо оказывается слишком раздробленным и слишком занятым совими проблемами для осуществления масштабной космической экспансии


Статья написана 6 января 2010 г. 21:55

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Как же все-таки сложно современным авторам искать темы для своего творчества. Как нелегко вырваться из привычной действительности и уйти куда-то в другие миры: прекрасные или страшные. Вот Олди и не стали этого делать, а поступили согласно хорошо известному принципу: «Что вижу, о том и пою». Живут авторы в Харькове, на Пушкинском въезде, значит и своего героя они поселят чуть ли не в одной из своих квартир. Занимались Олди редактурой — и их герой будет править чужие тексты, пытаясь привести их в относительно божеский вид. Надо описать место проишествия — и сына главного героя найдут в подворотне, через которую авторам так удобно бегать в супермаркет. Заглядывают авторы на разные форумы (похоже, как минимум раз их обложили по полной программе по поводу авторских прав) — и происходящее там будет показано в повести во всей своей неприглядной красе. Кафе, в которых герой перкусывает, улицы, по которым он ходит — все это до боли знакомо. (Кажется, я даже знаю, кто такой толстый Карлсон, вот только почему он армянин?)

«Золотарь» произвел довольно странное впечатление. С одной стороны, литературное мастерство авторов, как всегда, впечатляет. Даже такую неприглядную тему, как разгребание всякой гадости в Интернете, (да-да, недаром повесть так и называется — «Золотарь») Олди сумели показать живо, ярко и довольно интересно. Производит впечатление контраст между литературным языком авторов и вставками из Интернет-диалогов, между изысканными стихами и отвратительным матом. (Интересно, много ли авторы придумывали или просто взяли ругань из разных форумов и поместили в роман). Хотя обилие нецензурной лексики выглядит все же чрезмерным. Порадовали и интересные идеи авторов, особенно о невербальных способах передачи информации. Доставили удовольствие прогулки по родному Харькову, столь красочно описанные авторами.

Но все же у меня сложилось такое впечатление, что у Олди не получилось раскрыть в полной мере возможности произведения . Как ни удивительно для Олди, в этой повести фантастические идеи возобладали над человеческим фактором. Начали было авторы показывать картину позднего возмужания стареющего интеллигента, но она получилась не слишком убедительной. Стали вести линию любви двух уже не слишком молодых людей — и показали ее слишком поверхностной. Взялись за проблему «Отцов и детей» — и не раскрыли ее в полной мере. Трудовые будни конторы «Авгикон» вообще взяты словно из «Понедельника начинается в субботу». С чего бы к ней такое почтительное отношение со стороны спецслужб? В результате роман дал пищи для ума больше, чем для сердца. Ну не зацепил меня этот роман, не сопереживал я в полной мере его героям. Даже страдания героя и его запой показались мне какими-то искусственными.

Не произвела особого впечатления и главная идея романа. «Весь мир — текст», «Дурные пожелания и проклятья сбываются», «Думай, что говоришь», «Ничто не стоит нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость», «Make love not war» — все это очень правильные, но достаточно избитые истины.

Всеобщий же хэппи-энд и вовсе получился сладким до приторности.

Ладно, хватит мне критиковать эту повесть. А то в ней описан один режиссер с черным поясом по карате. Кажется я знаю, о ком идет речь. Вот перестараюсь с критикой и найдут меня в подворотне, а спишут все на тлетворное влияние Интернета и Гомеостатическое Мироздание.

В целом, повесть получилась довольно неплохой. Ниже своего весьма высокого уровня авторы не опустились, хотя до лучших произведений Олди «Золотарь» явно не дотягивает. Впрочем, возможно, меня просто меньше беспокоит проблема грубости и хамства в Сети. Прочел я эту книгу не без удовольствия, но в число любимых она точно не попадет.


Тэги: Олди



  Подписка

Количество подписчиков: 389

⇑ Наверх