Друзья, на сайте проходит конкурс фантастического рассказа. В течение ближайшей неделе в авторской колонке будут размещены 14 отзывов на рассказы-финалисты. Это контент для тех, кто в теме. Остальным придется набраться терпения и пережить 14 оповещалок.
Идея: каждому воздается по доброте его и способности прощать.
"Гадкий утёнок" + "Золушка" — такова литературная основа данной совсем не сказочной истории. Главной героине Лесе выпала трудная судьба, девочка родилась с явным дефектом внешности в семье злобного алкоголика. В этом и с этим девочка прожила одиннадцать лет, ее много обижали и в школе, и во дворе, и дома. Единственной отдушиной для ребенка стали вкладыши в шоколадки с тезисами "Любовь — это...". Они отвлекали, примиряли, давали повод мечтать и защищали от озлобления. И на самом деле в детском сердечке что-то такое было, что побуждало отдать последний рублик бездомной старушке, скормить свои бутерброды бродячему коту и броситься наперерез большой собаке, пресловутого кота защищая.
На двенадцатом году жизни начался период испытания. "Свет мой, зеркальце..." вернуло Лесе ее, настоящую, освобожденную от тяготы уродства, и кое-каких плюшек добавило соблазнительных. Самым сильным желанием оказалось желание отомстить. Причем отомстить даже не тем, кто обижал, а тем, кому повезло больше, у кого не было врожденных недостатков внешности, бедности и алкоголизма в семье, тем, кого любили, кем восхищались. И как-то всё это закрутилось незаметно поначалу: подсказка, шаг в сторону, стрелка суровой судьбы переведена на другого человека, а сама ничего и не сделала вроде. Чуть позже уже и сделала. Реальность зеркально отразилась: Леся красива и успешна, а противостоящая ей Юля — объект тайной зависти — инвалид в коляске, не оценивший Лесю мальчик Коля — в интернате для малолетних правонарушителей. А определение любви трансформируется во всё более и более уродливые формы. Нету ее, любви, и, как мне показалось, и не было. Была доброта и способность посочувствовать, пока возможность мстить не появилась.
Дальше дается противопоставление двух героинь: Леси и Юли. Первая морально деградирует, вторая проявляет силу духа и чистоту души, даже став инвалидом-колясочником, остается добрым, открытым, любящим человеком. И каждая получает по заслугам минусы и плюсы к карме. Всё просто и понятно, как в сказке, где добро должно быть вознаграждено, а зло, соответственно, наказано. Но рассказ о любви, которая есть. И размышления о любви дают повод по новому оценить судьбы обеих героинь и их характеры.
Почему они такие? Что мешало Лесе заниматься гимнастикой или другим видом спорта до вступления в фазу испытания-искушения? Она ведь инвалидом не была, ее внешняя некрасивость физическому развитию никак не препятствовало. Что позволило Юле, избалованной с детства красавице и умнице, не сломаться, когда всё это было потеряно? Причем в подростковом возрасте, когда человек особенно уязвим.
Думается мне, что главную роль в становлении характеров и выборе каждой героини сыграла любовь родительская. У Леси этой любви не было. Отец — злобный алкоголик-драчун, едва не изнасиловавший собственного ребенка. Мама — классическая жена алкоголика, для которой наличие в семье мужа и отца превыше всего. Дочку она вроде бы и любит, но это пугливая любовь, любовь второго плана: девочка стерпит, ничего, лишь бы муж и отец в доме был, а какой и что в этом доме творит — вопрос для этой женщины не главный.
Родителей Юли мы практически не видим. Нам показали только дом семьи, вполне обеспеченной, и фотографию, где все трое счастливы и трезвы (последнее обстоятельство добило Лесю, до взгляда на фотографию она всё-таки колебалась в своем выборе). Юля перенесла травму, родители сделали для нее всё, что смогли, даже в Израиль на лечение свозили. Юля с рождения была окружена любовью матери и отца, поэтому и росла успешной, побеждала в соревнованиях, нравилась людям, а в несчастье смогла быть стойкой и не потерять доброты и веры в людей.
Леся с ранних лет пыталась понять, что такое любовь. Юле не надо было делать этого, любовь была вокруг нее, в том, что она есть, у девочки не могло быть никаких сомнений. Поэтому такие вот характеры у девочек и сложились — с любовью и без любви. В судьбе каждой отразилось то, что дали родители.
С одной стороны, это важная и правильная тема. С другой, получается, что воздается человеку не только по делам его, но также по делам отцов и матерей, отражение которых человек несет в себе. "Свет-зеркальце" отражало будущее одной лишь Леси, но будущее это стояло на фундаменте, созданном не ею. Конечно, в какой-то момент каждая героиня делала свой собственный выбор, определяющий судьбу: Леся, когда решала, открыть ли дверь в квартиру ненавистной соперницы ворам, Юля — когда простила Николая. Но этот выбор плотно связан с в детским опытом каждой из них, родительского в нем не меньше, чем собственного.
В таком ключе мораль истории начинает звучать так: каждому воздается через детей, по факту ребенок отвечает за грехи родителей, поскольку всё дурное и хорошее в нем суть отражение родительской любви, которая ему досталась.
Серьезная, добротная, довольно тяжелая работа. Свет и тень, чистота и грязь — полутонов в ней нет. При этом автор очень хорошо работает с деталями, из которых и складывается сравнение двух семей и двух героинь.
Роман представляет собой историю предотвращенного апокалипсиса и предупреждает нас об опасности, связанной с технологическим развитием человеческой цивилизации, последствия которого в полной мере невозможно предвидеть.
Опасность эта связана не только и даже не столько с химическими канализационными стоками и прочими отходами жизнедеятельности. Авторы показали пример зарождения новой формы органической жизни. Когда-то много миллионов лет назад именно этот процесс произошел на Земле и в результате сегодня есть мы — живые разумные. Каким образом из неживой материи зародилась живая, наука объяснить не может. И нужно надеяться, что данный процесс никогда не будет воспроизведен ни в одной лаборатории, потому что последствия его могут оказаться фатальными.
В канализационной системе самопроизвольно синтезировался процесс трансформации неживого вещества в живое. И новая форма жизни оказалась несовместима с жизнью, уже существующей на планете. Две формы жизни схлестнулись в смертельном поединке. Победителем оказалась более развитая форма. Но только потому, что новорожденный конкурент не успел набрать полную силу. Его заметили вовремя (или слишком рано).
Люди победили монстра. Однако, в свое время очень давно жизнь человеческая начиналась с такой же аморфной массы. И кто знает, была ли давшая начало человечеству живая материя первой жизнью на планете или же пришла на смену другой жизни, оказавшись более сильной и уничтожив ее. Не происходим ли и мы от такого вот монстра, в ненасытном чреве которого погибли представители какой-то другой формы жизни — нашей предшественницы на Земле.
Есть тайны, в которые лучше не проникать. Процесс зарождения живой материи из неживой — одна из таких тайн. Результат успешного научного опыта в этой области может стать началом конца для людей и стартовой точкой нового витка в эволюции жизни на планете уже без них.
Молодая жизнь поразительно живуча и быстро обучается добывать пищу и сохранять себя. Но старая вооружена интеллектом и более мобильна. Новорожденный поспешил. Родители еще не готовы уступить ему своё жизненное пространство. Но схватка была впечатляющей и встряхнула засыпающих в своей удобно обустроенной повседневности обывателей. Почти все герои романа в критической ситуации проявили лучшие качества человека: ум, отвагу, профессионализм, преданность любимым и долгу. Такому человечеству действительно еще рано уходить, оно достойно будущего
Роман проникнут верой в человека, и это лучшее, что заложили в него Авторы. Вступив на территорию хоррора, они не пытаются эксплуатировать чувства омерзения и страха, они взывают к осторожности, предостерегают от открытия очередного ящика Пандоры, закрыть который может не хватить сил.
В сюжете этого романа можно выделить две равноценных линии, которые сначала плотно связаны между собой, но постепенно расходятся всё дальше и дальше: первая посвящена духовному развитию главного героя, вторая — становлению и трансформации новой религии, которую герой нечаянно создал.
Вардлин Стюарт (главный герой) не ставил перед собой столь масштабной задачи. Он лишь пытался выжить и сохранить психологическую адекватность в жизненной ситуации, когда и то, и другое являлось задачей чрезвычайно сложной. Но он справился, нашел свой путь — через концентрацию личной воли в слове. Для него самого метод оказался результативным, и он попытался научить этому других. При этом мотивы не были ни корыстными, ни альтруистическими: он лишь пытался выжить путем обретения некоторого статуса в принудительном сообществе, где превыше всего ценится сила и агрессивность.
А получилась иллюстрация к некоторым библейским постулатам. Создателю слова попытались придать статус аватары бога, а сугубо прагматическому методу внутренней концентрации с целью внесения микроизменений в личную реальность посредством направленного волевого импульса придать статус религии. Для общества потребления метод Вардлина Стюарта действительно имел значение, сравнимое с ролью божественной доктрины в мистифицированном обществе далекого прошлого. Вардлин применял свой метод только к сугубо практическим вопросам жизни: улучшить бизнес, привлечь желанного сексуального партнера, получить какой-нибудь небольшой и вполне достижимый для конкретного человека плюсик к житейской карме.
Никакой мистики метод Вардлина не содержал, он лишь помогал человеку четко сформулировать желание и подсознательно настраивал на соответствующее поведение. Но люди жаждут чуда, им непременно нужен кумир. Процесс вышел из-под контроля, и Вардлин неожиданно для себя оказался в роли то ли сумасшедшего пророка, то ли еще одного апостола Савла, то ли Антихриста. Кому как больше нравилось. И с этого момента герой и его нечаянное создание зажили отдельными жизнями, хотя и тесно связанными.
Вардлин прошел длительный и сложный путь внутреннего развития, искушения, полубезумия, утраты смыслов и целей и их повторного обретения. И прошел его, как подобает современному человеку, желающему получше обустроиться в жизни. Если на стадии восхождения к вершинам духовные и психологические моменты играли ведущую роль, на пике приоритетной эмоцией оказался страх, то на стадии разделения создателя и создания материальное очень грамотно было увязано с эмоциональным.
Я ни в коем случае не хочу сказать, что это плохо, нет. Герой действовал именно так, как и должен был действовать человек его времени, воспитания и образа жизни. В слове он главным приоритетом установил любовь и сумел защитить ее от разгула безумного фанатизма и криминала. Но при этом не впал в крайность отрицания всего достигнутого. Состояние, материальная независимость были сохранены в полной мере. Вардлин Стюарт — не пророк и не Антихрист. Он — человек, осуществившей американскую мечту. Он сумел добиться успеха и вовремя уйти, сохранив достигнутое и не потеряв себя.
Созданный им молитвенник, то есть свод текстов для внутренней целевой концентрации, вряд ли нужно называть именно американским. От такого инструмента, подтвердившего свою эффективность примерами из жизни конкретных людей, не откажутся ни в одной стране мира. И в этом тоже нет ничего плохого, если без фанатизма.
Начну с ложки дегтя, чтобы дальше к ней не возвращаться. Оба романа цикла по замыслу и идее лучше, чем по исполнению — весьма слабому в плане проработки деталей сюжета и стилистики текста. Но значимость поставленных автором вопросов это не снижает, хотя и изрядно раздражает при чтении..
История начинается как фантастический детектив. Далекое будущее. Земная Федерация освоила дальний космос. Создана сеть колоний на различных планетах, пригодных для жизни людей. В Службу внешней безопасности Земной Федерации поступает информация о систематическом массовом исчезновении людей на одной из колониальных планет — Зидре. Специальный агент Олег Егоров получает задание расследовать данные факты. Тайно прибыв в столицу Зидры Барнуд, он выходит на след трафика нового наркотического препарата, к созданию и торговле которым причастна могущественная транспланетарная корпорация "Феникс".
По мере разгадки преступных тайн история выходит за рамки детективной, превращаясь в космический боевик. На первом плане оказывается контакт с инопланетным существом, предположительно враждебным, и расширение представлений о структуре доступного людям мира. Доступного по определенной цене, на которую к тому же наши предприимчивые соплеменники сделали не слабую накрутку.
Сыщикам мира состоявшейся космической экспансии приходится гораздо труднее, чем их жестко "приземленным" коллегам. Инопланетные тайны раскрываются лишь фрагментарно. Для относительно целостного понимания, а, значит, и результативного реагирования требуется усилие более, чем одного поколения.
Сорок пять лет спустя эстафету Олега Егорова принимает другой специальный агент — Юрий Лосев — которому предстоит расследовать факты исчезновения людей уже на Земле, в таежной Сибирской глубинке. Начинается противостояние человечества и силы, несоизмеримо более могущественной. На этот раз человечеству повезло. Противник оказался настолько своеобразным, что главные человеческие недостатки — жажда наживы и власти — просто не вписывались в его психологию. Им двигали другие мотивы.
Спецслужба сработала хорошо. Общими, хотя и слабо согласованными, усилиями при неожиданной поддержке из прошлого ситуацию удалось перевести из стадии конфронтации в стадию переговоров. Сама же история претерпела еще одну трансформацию — от боевика к социально-философской фантастике.
В финале, когда основные тайны раскрыты, перед человечеством встает шекспировский вопрос: быть или не быть. И ответ на него зависит от каждого конкретного человека, его выбора. Правда, с вопросом не бытия не всё так однозначно, как у классика. Не быть на Земле, не быть человеком, но быть где-то и кем-то — заманчивый выбор для тех, кому не повезло.
На пути к разгадкам тайн агенты земной спецслужбы и их помощники пережили множество увлекательных приключений. Инопланетный противник казался зловещим и опасным. Он уничтожил коренное население "родной" планеты и почти уничтожил человечество, потому что в обоих случаях опирался на "пятую колонну": научную безответственность и наркомафию. С инопланетной угрозой спецслужба с горем пополам справилась, а вот агенты влияния остались. И связанная с ними опасность осталась тоже. Чужой извне не обязательно враг, главный враг гораздо ближе, даже в далеком будущем.
Слабым же звеном оказываются те, "кому не хватило места на этой Земле — обездоленные и обиженные, наркоманы и пьяницы, поэты и герои". Будет ли лучше человечество, если они уйдут? И будет ли человечеством то, что останется?
Казалось бы, на этом уровне нет места детективу. Но именно действия специальных агентов — по сути сыщиков-оперативников — позволили установить, что столетиями считавшийся метафизическим вопрос обрел овеществление и конкретную привязку к реальности.
«Леспа достигла того, к чему стремятся все женщины, – познала себя до самого конца, без утайки, и приняла все свои достоинства и недостатки. И каждую ночь она дает возможность пройти этот путь тем, у кого хватит на это терпения и смелости, – посылает вещие сны…"
В этих строках сказания о Леспе — звездной владычице снов, одной из богинь Бекланской империи — выражена суть всей книги. Юная красавица Майя проходит свой путь взросления, познания себя, обретения своего места в огромном, неоднородном, полном соблазнов и опасностей мире.
Три года в жизни человека — много это или мало? Такой срок даже особо не выделяешь, рутина сглаживает ход времени. Но когда тебе пятнадцать и каждый день открывает что-то новое, ранее не знакомое — это огромная дистанция. На ней героиню ждали горести и радости, возвышения и унижения, познание власти красоты и притягательности порока. Ее предавали, и она предавала тоже, ее вожделели, и она желала плотской страсти, у нее были верные друзья, и она оставалась предана им даже под угрозой для собственной жизни.
С одной стороны, это история еще одной Анжелики, прошедшей через множество преград на пути к счастью. С другой, путь этот не столь прямолинеен. Красавица Майя повторила судьбу богини Леспы, в земном формате, разумеется. Она заглянула в глубины своей души, осознала несовершенство свое и других людей, приняла его как часть жизни и личности, сохранила способность сочувствовать чужому горю и желание помогать людям там, где это в ее возможностях, при необходимости используя великую силу женской красоты и ее власть над мужчинами. И только постепенно пришла к пониманию, что для нее главное, как ей хотелось бы жить.
Ричард Адамс создал не любовно-приключенческий роман -хотя в нем есть и любовь, и приключения — а историю становления Женщины. И в этом качестве книга достаточно честна и интересна, по крайней мере для читателя-женщины.
В юности хочется так многого, и лишь со временем приходит осознание того, что из этого многого действительно важно. Конкретно для тебя, потому что для другого человека важным будет что-то другое. Майя поняла и это тоже, с уважением принимая выбор Оккулы — своей подруги, наставницы и берегини. Выбор этот не имел ничего общего с представлениями Майи о счастье, но это был выбор другого человека, с другими целями и желаниями.
Молодому человеку, чей ум не извращен теоретическими знаниями, непросто представить, что один и тот же поступок превращает его в спасителя одних людей и предателя других, при том, что сам он ни спасать, ни предавать не стремился. И до другого человека очень сложно донести мотивы и цели своих поступков. Тебе самой всё понятно, и непонимание других кажется невероятным, обидным, необратимым. Но и этот барьер можно преодолеть, если люди действительно дороги друг другу.
По смысловой нагрузке роман этот сравним с «Заповедью» Киплинга. Он рассказывает о том, как стать настоящим человеком и оставаться им, несмотря ни на что.
Огромный по объему текст прочитался как-то очень быстро. Собственно, его объемности я и не заметила, потому что читать было легко, судьба Майи вызывала живейший интерес и сопереживание, а некоторые детали были удивительно узнаваемы, словно Автор подсмотрел их сквозь зеркало.
После довольно скучного «Шардика» я не ожидала от Ричарда Адамса такой книги — простой, глубокой и красивой, как воды озера Серрелинда, на берегу которого прошло детство героини и название которого стало частью ее имени в чужих краях.
Что бы ни происходило в жизни, надо стараться выплыть. И, если повезет, пристать именно к своему берегу...