Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «fox_mulder» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 18 июня 2011 г. 17:34


Звездный крейсер "Галактика" (2004-2009, Battlestar Galactica)

телеканал Sy Fy продолжительность — минисериал (2003) + 4 сезона (73 серии) + Razor (2007) + The Plan (2009)
жанр — закономерный итог эволюции жанра телевизионной космической оперы
слоган: «The world is over. The fight has just begun.»


адаптация Рональд Д. Мур по мотивам одноименного телесериала Глена А. Ларсона (1978-1979)
сценарий Рональд Д. Мур, Брэдли Томпсон, Дэвид Уэддл, Марк Верхайден, Майкл Тэйлор
режиссеры Майкл Раймер, Майкл Нанкин, Род Харди, Эдвард Джеймс Олмос, Феликс Энрикес Алкала
оператор Стивен Макнатт
композитор Бэр Макрири
продюсеры Рональд Д.Мур, Дэвид Эйк, Харви Френд, Рон Френч

в ролях: Эдвард Джеймс Олмос (командор Уильям Адама), Мэри Макдоннел (президент Лора Розлин), Джейми Бамбер (капитан Ли "Аполло" Адама), Кэти Сакхофф (лейтенант Кара "Старбак" Трейс), Джеймс Кэллис (доктор Гай Болтар), Триша Хелфер (Каприка), Грейс Парк (младший лейтенант Шэрон "Бумер" Валери), Тамо Пеникетт (лейтенант Карл "Хило" Агатон), Майкл Хоган (полковник Сол Тай), Аарон Дуглас (главный корабельный старшина Гэлен "Шеф" Тирол), Майкл Трукко (мичман Сэмюэл Т. Андерс), Дин Стоквелл (брат Кэвил), Каллум Кит Ренни (Леобен Коной), Люси Лоулесс (Д’Анна Бирс), Кейт Вернон (Хелен Тай), Ричард Хэтч (Том Зарек).


Through these fields of destruction
Baptism of fire
I've watched all your suffering
As the battles raged higher
And though they did hurt me so bad
In the fear and alarm
You did not desert me
My brothers in arms

Dire Straits


На исходе 15 часовой вахты пальцы с трудом удерживают штурвал. После пяти суток без сна, на протяжении которых день и ночь плясали вокруг тебя в бесконечном хороводе, подслеповатые глаза уже с трудом различают отдельные огоньки в сплошном мутноватом пятне, которое еще недавно называлось "приборной доской". После неопределенного срока без еды, точная продолжительность которого неизвестна ни памяти, ни желудку, все внутренности превращаются в сплошной комок острой боли, которая широкими волнами подкатывает к горлу, угрожая вот-вот вырваться наружу. После очередной пригоршни стимуляторов, мозг отказывается различать добро от зла, и своих от чужих, а сознание, испуганно забившись в пятки лишь униженно молит о том, чтобы все поскорее закончилось: затянувшийся полет, бессмысленная вахта и вся эта долбаная жизнь. Губы слиплись в сплошной кровавый пузырь, прицел перед глазами выписывает причудливые зигзаги, а правая рука, сросшаяся с гашеткой вдруг отказывается подчиняться нейронным импульсам и торчит из плеча беспомощной неподвижной культей. А где-то по другую сторону этих пляшущих крестиков прячется ВРАГ, который не ведает ни жалости, ни усталости, чей манипулятор так же сросся с гашеткой, а красный глазок сканера, не моргая прочесывает пространство в поисках потенциального тебя. И самое обидное, что и пенять то, по большому счету остается лишь на зеркало: просто блудные дети, давным-давно брошенные человечеством в собственной социальной утробе, наконец нашли свою обратную дорогу домой.
Ведь когда-то, сайлоны были созданы человеком.
Они развивались, пройдя долгую эволюцию от неразговорчивых красноглазых "шагающих тостеров" — до самых обворожительных представительниц вида homo sapiens sapiens.
Они восстали — и уже не обретут покоя, пока не поставят окончательную жирную точку в истории своих бывших хозяев-поработителей.
Существуют множество копий, которые внешне и внутренне ничем неотличимы от их Создателей.
И у них есть План.....


Жанр космической фантастики на телевидении, с самого начала развивался дикими непропорциональными скачками. В 1966 году вечно голубой экран запустил в открытый космос своего первого человека: астронавт иронично посмотрел в камеру обаятельной улыбкой актера Уильяма Шаттнера, громко сказал "Engaged!" — и тут же махнул туда, где не ступала нога человека.. Однако, остальное человечество оказалось пока не готово для встречи с прекрасным космическим далеком, поэтому возможности повторного запуска пришлось ждать аж до самого конца 70-х, когда прямиком из "далекой-далекой галактики", в окрестностях Млечного Пути, неожиданно грянули первые "Звездные войны". Пока просторы больших экранов рассекали сверхскоростные корабли и космические истребители, а зрительские уши закладывало от оглушительных спецэффектов и вступительных аккордов знаменитого марша композитора Джона Уильямса, за стенами кинотеатров бушевала другая война — за зрительские кошельки, и в ней творение молодого Джорджа Лукаса легко одерживало победу за победой, непринужденно обращало в бегство всех кассовых конкурентов и не брало пленных. Именно тогда, в стане представителей крупных голливудских студий возник Хитрый План, который на проверку оказался еще коварнее сайлонского: бить врага его же оружием, и если этот наглец Лукас хочет вести войну с помощью инопланетных самолетов и прочих мудреных космических хреновин — так пусть распишется в получении. И первым на стол студийных боссов, готовое домашнее задание положил телевизионный сценарист и продюсер Глен А. Ларсон, у которого всего один год ушел на то, чтобы разобрать лукасовскую "Новую Надежду" на составляющие компоненты и составить из них, на манер конструктора "лего" собственный, незамутненный даже легкими намеками на самобытность, клон. Запущенный на экраны уже в 1978 году, сериал "Звездный крейсер "Галактика"" представлял собой унылое царство плоских бумажных солдатиков, которых по сценарному неразумению, отчего-то считали персонажами (все хорошие парни напоминали конкурс двойников Хана Соло, а злодеи заворачивались в застиранные занавески и корчили в камеру ну очень страшные рожи), топорно сделанных спецэффектов (особенно "впечатляли" космические истребители, рассекавшие звездное пространство с грацией, запущенных об стену утюгов) и дурно написанных реплик, которые впору выставлять в качестве экспонатов в кунсткамере самых пафосных диалогов за всю историю телевидения (чего стоило, хотя бы объяснение агрессивного поведения сайлонов: "Им просто ненавистна мысль о том, что человек может жить свободным, им ненавистна наша демократия...... и прочеее бла-бла-бла Ну что вы ко мне пристали? Сказано же вам английским языком: они ПЛОХИЕ потому что ПЛОХИЕ!). Надо ли удивляться, что даже в условиях повышенного спроса на космические пострелушки, сериал просуществовал всего один сезон и был закрыт телеканалом ABC уже в 1979 году? Правда, уже в 1980 его попытались вновь вернуть на экраны в виде тех же фаберже, только с изменившимся актерским составом и еще более мизерным бюджетом, но и этой поделке суждено было прожить в эфире только 10 серий. Известный американский фантаст Алан Коул , принимавший участие в создании сего творения в качестве консультанта, впоследствии назвал Galactica 1980 "одним из худших сериалов в истории телевидения". Большое спасибо за формулировку, Алан — точнее и не скажешь!




Однако, в 1999 году кошмар всех американских кинопрокатчиков вновь вернулся: первый эпизод новой лукасовской трилогии "Призрачная угроза", как и 20 лет назад взял штурмом все американские кинотеатры, поработил зрительские кошельки и заставил всех конкурентов объявить позорную капитуляцию.Повторялась уже знакомая ситуация, и тогда в рядах руководства Universal Studios созрел очередной Хитрый План, который на деле представлял собой лишь зеркальную копию старого: из пыльного сундука с авторскими правами, на свет вновь извлекли потрепанную колоду с "бравыми космическими победителями сайлонов", чьи изображения давно потрескались и покрылись слоем 20-летней пыли. Командовать парадом, то есть римейком сериала позвали голливудского режиссера Брайана Сингера, но к (не)счастью, у Судьбы на сей счет были иные планы: после терактов 11 сентября 2001 года, перезапуск BSG попал в перечень проектов, чье появление на экранах могло вызвать у американской публики ненужные ассоциации с реальной трагедией и угодил в бессрочную заморозку. К счастью (на этот раз — без сомнений, оговорок и провокационной частицы "не") эта "бессрочность" закончилась уже в 2003 году, когда проект римейка пришвартовался у доков кабельного телеканала Sci — Fi Channel, и у штурвала перезапуска встал исполнительный продюсер и сценарист Рональд Д. Мур, который еще до начала работы прекрасно понимал, какие огромные "авгиевы конюшни здравого смысла" ему придется разгребать, ведь по современным меркам, сам сюжет о противостоянии картинно-положительных добряков карикатурным инопланетным роботам смог бы привлечь внимание лишь самых самых маленьких зрителей: тех, кто уже перерос серьезность "Телепузиков", но еще пока не готов к жестоким реалиям "Рейнджеров силы"

[/u]. Кроме того, и сам жанр "космического телесериала", переживал очередной кризис зрительского внимания, и кому лучше знать о его причинах, как не автору более чем 50 сценариев для различных сериалов из семейства "Star Trek"? Шли годы, за пределами голубого экрана сменяли друг друга целые десятилетия, рождались и умирали новые моды, приходили и вновь уходили в небытие целые киношколы, но в мирах телевизионного "космического скай-фая", астронавты, по-прежнему смотрели в камеру обаятельной улыбкой, скопированной у актера Уильяма Шаттнера, а во всем, что не касается производства спецэффектов, на календаре прочно застыл неизменный 1966 год. В конце 80-х, "Звездный путь: новое поколение" научил сценарному многообразию, а в середине 90-х, "Вавилон 5" показал образец сюжетной целостности — и на этом эволюция отдельно взятого жанра замерла на целые десятилетия, очевидно посчитав, что с него и так хватит! Однако, время все расставило по своим местам, и после очередных выпусков новостей, заполненных сообщениями о новых войнах, разрушительных кризисах и невыдуманных террористических атаках, зрительский мозг отказывался всерьез погружаться в пучину придуманной реальности, в которой люди перебороли не только все известные заболевания, но и собственную алчность и доселе неконтролируемую жажду расстреливать, взрывать и уничтожать. Телевизионная эскапия как форма борьбы с наступающей за окном реальностью, больше не срабатывала, все старые лекарства вдруг в одночасье утратили свой срок годности и подлежали немедленному списанию. Поэтому Мур принял единственно верное решение: отказавшись от картонных персонажей с пафосными древнегреческими именами, он первым в истории телевидения опустил космические просторы выдуманной далекой-далекой Галактики >>> четвертого тысячелетия до проблем грешной Земли-матушки эпохи нашей горемычной современности, тем самым соорудив не только сюжетную основу для одного, отдельно взятого фантастического телесериала, но и концепцию выживания всего жанра в целом. [/p]

Процесс насильственного перерождения проходил как и подобает в таких случаях: в руках авторов засверкали огромные редакторские ножницы, которые флегматично, кусок за куском отсекали все, что могло помешать реалистическому восприятию происходящего: стреляющие бесконечными лучами лазеры-фазеры, стандартные стартрековские девайсы из серии "Скотти, подними меня на мостик за ничтожную долю секунды" и даже вполне себе современные устройства для аудиовизуального контакта — все они, без скафандров вылетели через сценарный шлюз и тут же затерялись в необъятных космических просторах. Их вакантные места заняли слегка модифицированные пистолеты\пулеметы с ограниченным боезапасом, одежда лишилась кислотных оттенков и вплотную приблизилась к современным земным стандартам, а мостик космического корабля утратил дисфункциональную вычурность, превратившись в трехмерный макет рубки любого американского авианосца, в масштабе 1:1. В результате, несмотря на наличие в кадре необходимых условностей в лице гипердвигателей или огненных сполохов в безвоздушном пространстве, очередные "звездные войны" утратили свою игрушечность и присущий им дух подростковой романтики. Когда космическое пространство разрывается от ядерных взрывов, приклеенные к губам радостные улыбки сползают куда-то в сторону, а место возвышенного поэтического языка занимает отборная нецензурщина. В условиях навыдуманной войны, у героев нет времени на произнесение пафосных спичей километровой длины, ведь когда в твоем кислородном баллоне остался последний глоток воздуха, а в пистолете — последний патрон, становится совсем не до разговоров. И где-то посреди экрана, беспристрастным хронистом тикает счетчик оставшихся человеческих жизней, который после каждого очередного взрыва хладнокровно вычитает и отнимает, лишь в очень редких случаях добавляя кого-то взамен. За прошедшие с момента запуска оригинала 27 лет, идея противоборства людей и сайлонов, успела окончить детский сад и среднюю школу, научилась пить, курить, заниматься сексом, познала, какова на вкус собственная кровь и боль потери любимого человека. Разумеется, эти перемены пришлись по вкусу далеко не всем: поклонники оригинального сериала (да, да, были и такие — вот уж сюрприз, так сюрприз!) ожидавшие, что перезапуск ограничится лишь безобидным переходом из младшей группы в среднюю, заклеймили муровскую версию презрительной кличкой GINO (Galactica In N

[/b]ame Only ) и рьяно призывали предать его зрительской анафеме. Не отставал от своих поклонников и сам автор оригинального убожества сериала Глен Ларсон, который хоть и числился в титрах новой "Галактики" на правах "консультативного продюсера", в многочисленных интервью всячески подчеркивал свое несогласие с новым видением сюжета и откровенно ностальгировал по временам, когда сайлоны еще не были "созданы человеком". Однако, эти немногочисленные возгласы быстро потонули в оглушительном реве всеобщего восторга: стартовавший в 2004 году, первый сезон новой "Галактики" вскоре после премьеры стал самым рейтинговым шоу за всю историю телеканала, удостоился премии "Hugo" за лучшее научно-фантастическое произведение в формате короткометражного фильма (серия 1Х01 "33") и сорвал джек-пот в оценках и рецензиях у самых солидных телекритиков. GINO говорите? После оглушительного успеха муровской концепции, эту позорную кличку, следовало бы прилепить обратно к ларсоновскому сериалу-прародителю! [/p]



Вообще, сходство между оригиналом и римейком полностью исчерпывается пересказом единой сюжетной фабулы: "пережив нападение враждебных роботоподобных созданий, жители 12 колоний пускаются в далекое межзвездное путешествие, что бы отыскать мифическую 13 планету, которую древние священные тексты именуют "Землей". Все остальное — различия: начиная от принципиальных вопросов о мотивации и самой природе этих роботоподобных созданий и заканчивая каждой мельчайшей деталью. Ларсоновские сайлоны представляли собой обтянутые серебристой фольгой, жестяные банки, построенные высокоразвитой цивилизацией инопланетных рептилоидов, которые (если судить по дизайну роботов) являлись большими поклонниками американских комиксов про Флэша Гордона и Бака Роджерса.Над особенностями функционирования сайлонов, Ларсон особо не задумывался, а о их мотивации знал только, что они очень злые. Однако, когда Мур взялся переделывать "Галактику", то взял за ориентир не агрессивно настроенных металлических собратьев Бендера, а человекоподобных репликантов , персонажей легендарного фантастического романа Филлипа К. Дика "Снятся ли андроидам электроовцы?" и его не менее культовой экранизации — фильма Ридли Скотта "Бегущий по лезвию бритвы" . Подобно диковским героям, муровские сайлоны мимикрируют повадки своих Создателей: любят, философствуют, ненавидят — с таким остервенением, что любые попытки зрителей победить в викторине: "Угадай, кто из членов экипажа является законспирированным сайлоном?" заранее обречены на провал. Однако, одного извечного конфликта между хозяевами и бывшими рабами, Муру показалось мало, и тогда в этот, и без того бурлящий котел противоречий, он подбросил еще одну кость — религиозную. У Ларсона, население 12 колоний исповедовало политеизм по греческому образцу с легкой примесью ритуалов современной мормонской общины. Мур оставил этот сегмент в неприкосновенности, но пошел еще дальше, противопоставив многобожию людей- веру в Единого Бога....самих сайлонов. Таким образом, старый конфликт заиграл новыми красками, и из опостылевшего противостояния живой плоти мертвому металлу, он переместился гораздо выше — в область мировоззренческой непримиримости и агрессивного религиозного фанатизма. Авторы тонко играют с историческими аллюзиями, и поэтому сама атака сайлонов на 12 колоний вызывает великое множество непроизвольных ассоциаций: от очередного крестового похода во имя Новой Веры и вплоть до еще одного падения печально известных башен, но уже в планетарном масштабе. Однако, вся шутка в том, что в муровском мире 13 колоний Кобола нет места ни героям, ни злодеям, ни виновным, ни виноватым. Подобно персонажам диковского романа, сайлоны не являются безусловными исчадиями ада, скорее они похоже на брошенных человеческих подкидышей, ослепленных любовью к своим Создателям и приходящих в ярость от осознания печального факта, что объект их коллективной страсти слишком несовершенен и не заслуживает столь сильных чувств. В их синтетических жилах кипят такие нешуточные страсти, что порой они выглядят гораздо живее и человечнее самих людей, а заданный на первых кадрах муровского минисериала, вопрос сайлонов: «Are you alive?» начинает казаться наиболее глубокой из философских дилемм сериала. Хотя, казалось бы, в чем заключается сложность? Сердце бьется, легкие сокращаются — все медицинские признаки налицо. Но нет — у Вас не получилось. Попробуйте еще раз, только теперь — разведя по разным углам комнаты настоящую, кипящую, искрящуюся всеми возможными красками жизнь и обезличенную форму повседневного существования. Ну что, готовы ко второй попытке? Are you alive?


Однако, самой сильной стороной сериала являются его персонажи — сложные, колоритные, прекрасно проработанные, и несмотря на совпадение имен и позывных, совсем непохожие на придуманных Гленом Ларсоном, однотипных картонных болванчиков. Старый "звездный волк", коротающий последние деньки до заслуженного списания на берег; бывшая школьная учительница, страдающая заключительной стадией рака легких; ворчливый спившийся вояка; молодой идеалист, разрывающийся между любовью и ненавистью к собственному отцу — ни одно из этих лиц не годится для того, что бы стать фасадом военного агитплаката, и тем более — на роль Спасителя с большой буквы "С". Впрочем, что говорить о положительных персонажах, если, в отличии оригинала, здесь даже антагонисты совсем не похожи на мультипликационных злодеев. В оригинальном сериале, в роли главного редиски был выведен персонаж по имени Балтар, который имел привычку разговаривать с окружающими такими словесными штампами, от концентрации которых позеленел от зависти сам Доктор Зло. В римейке, перевоплотившись в талантливого ученого, этот персонаж потерял фирменный злодейский плащ, зато приобрел сложность и многогранность: хронический трус, законченный лицемер и демагог, страдающий терминальной стадией комплекса Начинающего Мессии и наслаждающийся собственными эротическими галлюцинациями — но вместе с тем, способный на неожиданный благородный поступок и постоянно удивляющий этим не только зрителей, но и себя самого. Убедительный психологизм характеров лишь усиливается за счет игры прекрасно подобранного актерского ансамбля. Подобно другой кузнице новых актерских имен под названием LOST, BSG выдвинул на первый план молодых, никому неизвестных артистов: Джейми Бамбера, Кэти Сакхофф, Тришу Хелфер, Джеймс Кэллиса,Грейс Парк, Тамо Пеникетта, чтобы в одночасье сделать их звездами маленького голубого экрана.Безусловно, они хороши и чертовски убедительны, но основная драматическая ноша все-таки легла на плечи актеров старшего поколения: Эдварда Джеймса Олмоса, Мэри Макдоннел, Майкла Хогана и голливудского ветерана Дина Стоквелла, который блестяще исполнил роль самого циничного и агрессивного из сайлонов- брата Кэвила. Не отстают от ансамбля и прочие компоненты этого идеально сбалансированного механизма: заточенная под документалистику, операторская работа Стивена Макнатта и отличная постановка Майкла Раймера, снявшего 22 наиболее драматичных эпизода из 73 — и кто бы мог подумать, что у режиссера, во всех отношениях посредственной "Королевы проклятых" обнаружится столько пороха при работе на телевидении? Отдельного упоминания заслуживает отличная музыка Бэра Макрири, демонстрирующая удивительное разнообразие музыкальных форм, жанров и солирующих музыкальных инструментов: агрессивные военные марши, по мановению волшебной дирижерской палочки сменяются щемящими сердце духовыми трелями, пафосные оркестровки плавно перерастают в запилы электронных гитар, которые в свою очередь оканчиваются эмоциональными фортепианными этюдами. Конечно, в масштабе всего сериала, это — капля в море или маленькие штрижки на теле огромного живописного полотна, но не будем забывать, что море, в свою очередь состоит из бесчисленного множества таких капель, а картины пишутся посредством тех самых штрихов- договорились?




Постоянные читатели моих статей прекрасно знают, что за каждым потоком меда, каким бы длинным и глубоким он ни был, обязательно открывается чугунный кран с дегтем и капает в о все это великолепие,у, чем-то черным, противным и вонючим. Как бы глубок и драматичен ни был проект и сколь бы талантливой и восхитительной ни получилась его реализация, всегда и везде найдется парочка жирных НО, способных плегка приумерить всеобщее веселье: и Мур мне друг, но Истина дороже! Да, да и еще раз "да": Battlestar Galactica — один из лучших фантастических сериалов в истории телевидения, который можно поставить на одну полку разве что с оригинальными творениями Джина Родденберри и Джозефа Майкла Стражински, НО начиная с третьего сезона, его горький драматизм слишком сильно разбавляется различными мелодраматическими клише, которые ближе к финалу угрожают насмерть отравить зрителя своей сахарной патокой. Вероятно, это самое интересное событие, случившееся с фантастическим жанром на протяжении всей эпохи нулевых,НО начиная с первых серий четвертого сезона, как снежный ком, оно все дальше и дальше укатывалось в колею пафосной мистики с вездесущими ангелами и навязшими в зубах, мутными пророчествами. Бесспорно, один из самых удачных римейков за всю историю существования этого низкого и вторичного направления, НО безбожно затянутый финал (за который скажем дружное спасибо забастовке голливудских сценаристов конца 2007 года), сможет оправдать ожидания далеко не всех зрителей. Словом, все как всегда: полоса белая — полоса черная, плюс на минус, чет на нечет, а какой именно элемент перетянет все остальные на весах личных вкусовых пристрастий — позволим каждому из зрителей решать индивидуально.


И тем не менее, несмотря на все шероховатости, без всяких сомнений перезапуск BSG является выдающимся проектом. Дальнейшие события после окончания сериала развивались несколько предсказуемо: очнувшись от сладкой летаргии и ощутив значительную дыру в собственных рейтингах, руководители телеканала Sci-Fi (в ту пору, уже переименованного в Sy Fy) придумали очередной Хитрый План под рабочим названием "Больше Галактик хороших и разных!". Не успел суровый адмирал Уильям Адама попрощаться со своим зрителем, как глядь — а в соседнюю дверь уже стучится история его появления на свет — в сериале-приквеле под названием "Каприка", который решил посвятить зрителей в подробности того, как именно "сайлоны были созданы человеком" . В том же году, перечень полнометражных ответвлений от сериала, помимо "Лезвия" (повествующего про своеобразное Темное Отражение "Галактики" — экипаж звездного крейсера "Пегас", по которому обливаются горькими слезами заседатели космического аналога Нюренбергсского трибунала) пополнился еще и "Планом" — совершенно необязательным дополнением, который снимался с очевидной целью, в очередной раз обчистить преданных фанатов на стоимость лицензионного ДВД. Идет время, но образованная уходом в небытие любимого сериала, пустота и не думает зарастать. И где-то на горизонте, уже маячат два новых свидания с полюбившейся Вселенной. Первое должно предстать перед зрителем через пару лет в облике полноценной киноверсии, срежиссированной неугомонным Брайаном Сингером — впрочем, судя по тому, что в титрах будущего фильма нет никаких упоминаний Мура, зато собственной персоной присутствует сам Глен Ларсон, ценители драматизма, психологизма и сложных характеров уже могут не волноваться! Второе свидание состоится уже этой осенью на все том же "родном" телеканале Sy Fy: дамы и господа, спешите видеть — молодой капитан Уильям Адама идет на первую сайлонскую войну — в пилотном фильме второго приквела к популярному сериалу "Battlestar Galactica: Blood and Chrome". Впрочем, и здесь не все гладко: так, в титрах будущего сериала полно знакомых имен, но отсутствует самое главное — идеолог и шоуранер перезапуска Рон Мур по неизвестным причинам отказался от участия в данном проекте. Добавили масла в огонь и консервативные фанаты франшизы, которые под лупой изучили фотографии исполнителя роли молодого Адамы 22-х летнего Люка Паскуалино и мрачно предсказали, что на этот раз нас ждет не фантастическая драма, а очередной молодежный ситком. Поживем — увидим, кто был прав, и кто ошибался, благо ждать осталось уже совсем недолго. И лишь одно не подлежит сомнению: после минисериала, четырех полноценных сезонов, трех циклов несвязанных друг с другом веб-эпизодов, один полноценный приквел и два полнометражных телевизионных фильма спустя, всем несчастным, обладающим огромными избытками свободного времени, наконец то открылся тот самый Хитрый План . Он спустился откуда-то сверху, наклонился к уху и подозрительно знакомым голосом, нежно велел какому-то Шуре пилить до победного конца, суля в итоге золотые горы. Кстати, он Вам никого не напоминает?


Рано или поздно все подходит к своему логическому концу. За серией следуют финальные титры, за последней страницей — корешок с книжной аннотацией и дружеским пожеланием начинать сначала. Приходит момент, когда хочется встать с дивана и внимательно изучить в зеркале свое отражение. Французский философ и математик Рене Декарт в середине XVII века сформулировал знаменитый признак: "Мыслю, следовательно существую", но ведь существовать и жить — это разные вещи, правда? Пальцы машинально разглаживают свежие морщины, но кто знает, может это всего-лишь очередная фишка современного программирования? На мгновение, в зеркальном отражении мелькает подозрительно знакомый красный огонек — нет, это всего лишь отблески фар, проезжающего по улице автомобиля. Но стоя перед зеркалом, машинально трогая осунувшееся лицо, автоматически заглатывая воздух и генерируя пустопорожние мысли, иногда хочется произнести Тот самый вопрос, которым хоть раз в жизни, но задавался каждый из людей, живущих и когда-либо живших на этой планете:


скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Are We yet Alive?

Статья написана 7 июня 2011 г. 22:50



Доктор Кто (Doctor Who, 2005 — ?)

ВБ, продолжительность — 6 сезонов (78 серий) + праздничные спецвыпуски (9 серий)
жанр — практически все, что вы хотели узнать о жанре sci-fi,
но по каким-то причинам боялись спросить..

слоган: «It's almost time... but not yet.»


сценарий Рассел Т. Дэвис, Стивен Моффат, Марк Гэтисс, Гарет Робертс, Тоби Уайтхаус
режиссеры Грэм Харпер, Юрос Лин, Джеймс Стронг. Джеймс Хьюз, Джо Эйхерн
операторы Эрнест Винчи, Рори Тэйлор
композитор Мюррей Голд
продюсеры Рассел Т.Дэвис, Стивен Моффат, Фил Коллинсон, Джули Гарднер

в ролях: Кристофер Экклестон (Девятый Доктор), Дэвид Теннант (Десятый Доктор), Мэтт Смит (Одиннадцатый Доктор), Билли Пайпер (Роуз Тайлер), Фрима Агейман (Марта Джонс), Кэтрин Тейт (Донна Нобл), Карен Гиллан (Амелия Понд), Артур Дэрвил (Рори Уильямс), Алекс Кингстон (Ривер Сонг), Джон Барроуман(Джек Харкнесс), Джон Симм (Мастер), Саймон Пегг, Дерек Джакоби, Дэвид Морисси, Тимоти Далтон, Билл Найи, Майкл Гэмбон.



This song is ending, but the story never ends...


Доктор, у меня серьезная проблема — мир перед глазами переливается всеми градациями серого, моя жизнь превратилась в детский трамвайчик, который никуда не сворачивая следует по выученному наизусть, однотипному маршруту, и единственным словом, которым можно описать нынешнюю форму собственного существования является "скука", которая одновременно подойдет в качестве констатации медицинского диагноза, рода деятельности и места проживания. Доктор, я Вас умоляю: скажите, что это неопасно! Я выхожу на улицу — и под кромешно серым небом встречаю лишь таких же кромешно серых людей, как я сам: их жизнь функционирует как компоненты гигантского механизма, который давно отключили от сети, но остаточная энергия пока еще позволяет совершать последние бессмысленные действия предписанные их общей программой. Иногда кажется, что в этом мире кромешной серости любая выдумка находится вне закона, а последние остатки фантазии — от тоски пустили себе пулю в лоб, не выдержав созерцания унылых тоскливых будней. Это ведь лечится — правда, Доктор? И самое паршивое: то, что по идее призвано разгонять скуку, в моем случае ее лишь усугубляет: однотипные фантастические телешоу, голливудские блокбастеры, гремящие спецэффектами, будто плохо смазанные тарантасы — все они полностью лишены собственной Искры, напоминая лишь едва бледное отражение того света, которым когда-то одаривали всех живущих давно погасшие настоящие звезды. Доктор, Вы мне поможете? Ну что же Вы стоите с открытым ртом — немедленно хватайте свои микстуры и градусники и не забудьте про чудесную звуковую отвертку! Наденьте свой лучший костюм — будь то видавшая виды кожаная куртка, заношенная тройка или потрепанная бабочка. И явитесь пред миром в ослепительном голубоватом свечении, исходящем от волшебной телефонной будки, одним своим видом заставив враждебных инопланетных захватчиков Уныние, Скуку и Тоску ретироваться с места сражения без единого выстрела. Раскрасьте мир новыми красками, зарядите его разряженные батарейки, и пусть вся вчерашняя монотонная серость нынче засверкает как рождественская елка во время телетрансляции одного из Ваших спецвыпусков. Спасите нас, Доктор!


Удивительный, все-таки народ — эти ваши англичане. Никуда особенно не торопятся — и выигрывают целые олимпиады. Ездят по левой стороне сквозь туман и английский смог — и всегда попадают в нужную кроличью нору. Тот же самый беспредел творится и в рамках фантастического жанра: пока их заокеанские собратья по НАТО, пуская дым из ноздрей, закладывают умопомрачительные виражи на супертехнологичных межзвездных посудинах, разряжают обойму за обоймой в чужих и до хрипоты спорят о том, чей шворц лучше, длинней и быстрей, эти удивительные люди лишь пожимают плечами и отправляются на кухню, дабы приготовить чашечку самого крепкого английского чая. А потом, небрежно разваливаясь в кресле просто переключают на голубом экране кнопку самого могущественного государственного телеканала BBC, где как раз демонстрируется очередная серия приключений Доктора — и космические корабли тотчас врезаются носами друг в друга, чужие разбегаются в разные стороны, что бы через некоторое время записаться активистами в Грипис, а световые шворцы, от удивления перестают мериться лучами, превращаясь в подобие обычного технологического мусора. И опять битва выиграна без единого выстрела, на экране сверкает знакомый логотип и доводящая до экстаза надпись "to be continued", мол — не переживайте, все будет хорошо, он снова улетел, но обещал вернуться. Как, Вы никогда не слышали о Докторе? Не видели ни одной серии, никогда не слышали о самом долгоиграющем сериале за всю историю телевидения и вообще не имеете представления, отчего другие зрители начинают читать религиозные мантры, только мельком глаза завидев на экране эксцентричного юнца на фоне старомодной полицейской будки? Тогда садитесь поудобнее, предварительно заварив себе целый чайник самого душистого ахмада, потому что двумя словами тут не отделаешься.


«Фантастика!» (Fantastic!)
(Девятый Доктор)

Как подсказывает злобным голосом, сидящий внутри системного блока мой персональный далек, знаменитая будка впервые материализовалась посреди голубых экранов в далеком 1963 году.Правда, сами экраны тогда еще были не голубыми, а монохромными, и само шоу больше напоминало телевизионный спектакль. Декорации? Пришпилим в качестве задника огромное полотно в стиле художественного минимализма — и вот перед Вами пейзажи неизвестной планеты. Спецэффекты? Слово какое-то новое, незнакомое, американское что ли? Просто поставьте перед зрителем ржавое ведро, утыканное 9-дюймовыми гвоздями — и пусть трепещет пред обликом грозных космических захватчиков! Впрочем, техническая отсталость оказалась лишь умеренной платой за потрясающее содержание: придумав в качестве главного героя практически бессмертного инопланетянина, способного бороздить не только пространство, но и время, автор сериала, канадский сценарист и продюсер Сидни Ньюман (на счету которого, помимо Доктора — не менее культовое телешоу 60-х "Мстители"(The Avengers) — Джон Стид, миссис Пил, прием?), поначалу и сам не ведал, что создал каркас для идеального фантастического телеромана анакондовской длины. Предохранители здравого смысла были аккуратно выкручены и спрятаны подальше: телевизионный мир Доктора с самого первого сезона жил и дышал полной грудью под девизом "Возможно все". Из далеких галактик, населенных самыми невообразимыми существами, будка Доктора пикировала прямиком в временные потоки земной истории, где выдуманная реальность причудливо переплеталась с реальными историческими персонажами. Количество отснятых серий увеличивалось как на дрожжах, за предыдущим сезоном обязательно следовал новый, и на волне зрительского успеха, разогнавшись до гиперсветовой скорости, сериал и не думал замедляться. Его бешеному темпу не стали помехой даже естественные законы природы: когда первый исполнитель роли Доктора, 58-летний актер Уильям Хартнелл, по состоянию здоровья, больше не мог принимать участия в сериале, сценаристы и тут не растерялись: приготовили себе по чашке самого крепкого английского чая и придумали, что одна жизнь — это слишком мало для представителя могущественной инопланетной расы Повелителей Времени, пусть их будет, ну скажем 13. И завертелся целый круг волшебных перевоплощений: старые актеры сдавали вахту более молодым коллегам и тут же растворялись в неизвестности, в то время, как волшебные путешествия Доктора продолжались своим чередом: из технически отсталой монохромной гаммы — в мир невообразимых соцветий, из тесноты студийных павильонов — на дарующие несоизмеримое количество возможностей, свободные просторы. К 1989 году сериал уже насчитывал 213 серий, поделенных на совсем уж несусветное количество 25-минутных эпизодов, которые при показе были объединены в 27 сезонов. За 27 лет своих неустанных скитаний по британскому телеэфиру, Доктор стал его неотъемлемой частью, на своих приключениях воспитав не одно поколение маленьких британских граждан, точное количество которых невозможно подсчитать с помощью даже самых ультрасовременных статистических методик.И когда в 1989 году, руководство BBC все-таки решило поставить жирную точку после гигантской буквы "О", многие из них физически ощутили такую боль, будто кто-то с помощью плоскогубцев попытался выдрать жирный кусок из их собственного детства. В 1996 году состоялась первая попытка не только оживить Доктора, но и заодно поменять ему страну проживания: американский телеканал FOX сварганил полнометражный телефильм с прицелом на создание нового сериала, но из этой затеи ничего не вышло: на родине шипучей колы и самых увесистых биг-маков, пациент так и не ожил. Зато еще 9 лет спустя, те самые поклонники, выросшие на историях о путешествиях синей полицейской будки, решили нанести ответный удар, и на этот раз у них все получилось.


Как скрежеща металлическими внутренностями моего несчастного системного блока, вновь подсказывает мой персональный далек , свое современное воплощение Доктор обрел лишь в 2005 году, силой, стараниями и талантом одного из таких "взрослых детей", британского сценариста и продюсера Рассела Т. Дэйвиса.. Нет, это был уже не 28 сезон полюбившегося всем сериала, скорее — его вполне современный отпрыск, рожденный в любви, согласии и верности атмосфере первоисточника. 25-минутные эпизоды отправились на свалку истории, внутреннее убранство TARDIS (Time And Relative Dimension In Space) похорошело и окончательно лишилось сходства со студийными декорациями 40-летней давности. Ржавые ведра с гвоздями сдали в музей, а обмотанных серебристой фольгой статистов отправили на пенсию — так в мире Доктора наконец наступила эра компьютерных эффектов. Впрочем, одними технологическими стандартами дело не ограничилось, и вместе с декорациями и эффектами помолодел и сам Доктор. Сдав в барахолку все свои старинные наряды, он больше не смотрелся ровесником "последнего из могикан" и щеголял перед зрителем потрепанной кожаной курткой и нагловатой улыбкой 41-летнего британского актера Кристофера Экклестона. Конечно же, для старых поклонников, которые долгие 15 лет ждали возвращения любимого телеперсонажа не имеют никакого значения ни декорации, ни количество мегабайт, которые теперь уходят у супервайзера на компьютерную отрисовку модели каждого далека, ни возраст нового Доктора или цвет его глаз. "Скажите только одно: даст ли новый сериал вновь почувствовать себя взрослыми детьми?" — жалобно вопрошает у входа в телевизионную студию бодрый старичок, наряженный в самодельный костюм Кибермена, и его чаяния весьма резонны. Да, дедушка, считайте, что Ваши молитвы достигли конечного адресата, можете без стеснения сбрасывать свою рухлядь, то есть — разумеется, фанатское снаряжение и смело присоединяться у экранов телевизора к остальным страждущим. "И далеки будут?" — по-прежнему не унимается настырный британский пенсионер. Да, будут и Ваши любимые ведра с гвоздями, пусть и отрисованные на компьютере. И еще- Киберлюди, исторические встречи с Чарльзом Диккенсом и молодым Уилом Шекспиром, планета Галифрей, проклятый Мастер — извечный враг Доктора и сам Аццкий Сотона, прикованный рогами к поверхности одной из очень отдаленных планет. А еще — свободный полет талантливой человеческой фантазии,для которой не существует никаких пространственных и временных границ, доведенный до абсолюта процесс детского "фантазирования", из которого на словарном уровне исключены такие термины как "немыслимо", "невозможно", "так не бывает"...... Дедушка, постойте, куда же Вы?



"Алонзи!" (Allons-y!)
(Десятый Доктор)

Однако, самое удивительное в Докторе — это не сложная конструкция "межпространственно-межвременного корабля" ("Изнутри больше чем снаружи"(с)) и даже не личностные трансформации самого персонажа, который с каждым новым перевоплощением лишь молодеет душой и телом (от 55 летнего Первого Доктора, Уильяма Хартнелла — до своего нынешнего воплощения, в 28-летнем Мэтте Смите), а титанический труд и упорство местных сценаристов, без устали носящихся по чистому полю в погоне за Фениксом Вдохновения и Птицей Сюжетной Оригинальности, и успешно их настигающих примерно в 99 случаях из 100. И это, я напомню если кто вдруг подзабыл — на телевидении и в жанре, где последние креативы скончались от старости много лет назад, и если процесс написания среднестатистического сценария не укладывается в фразу: "А-давай-стырим-сюжет-из-третьего-сезона-Стар Трека-все-равно-фиг-кто -догадается", то значит в ней просто надо заменить "Стар трек" на "Секретные материалы". Искрящиеся свежестью идеи (на этом месте мой персональный далек начинает дико шуметь и даже угрожает вылезти из системного блока наружу, если я не упомяну сюжетную арку из первого сезона про маленького мальчика, который на поле битвы времен Первой Мировой искал свою маму — The Empty Child и The Doctor Dances очень не хочется злить монстра, хоть и домашнего, поэтому упоминаю), оригинальные враги (и снова — шум, скрежет и угрозы распылить автора этих строк на атомы, если не будут упомянуты Ангелы из серии третьего сезона Blink — как и в прошлый раз, мне не остается ничего другого, кроме как подчиниться грубой силе) — в принципе, красноречивее всяких слов, о сценарном уровне сериала скажет его наградной актив, который на данный момент включает в себя уже 4 премии Hugo и целых 9 номинаций (на этом месте, мой личный далек предупреждает, что людей, которые причисляют себя к любителям фантастики, но никогда не слышали об этой премии он готов лично дезинтегрировать на молекулы, поэтому — улыбайтесь и гуглите, не забывая при этом вновь улыбаться — не доставляйте такого удовольствия адской инопланетной машине, договорились?). Фантазия бьет из-под земли мощным ключом девственной чистоты, причем поголовное большинство местных 40-минутных сюжетов, можно было бы без потери качества легко развить в целые многотомные книжные саги. Но что удивляет больше всего — в то время, как сезоны американских сериалов сочиняются целыми большими командами из десятка человек, англичане ухитряются и здесь экономить ценные ресурсы, на этот раз — человеческие. Из 13 серий первого сезона, 8 сценариеев написаны одним человеком — тогдашним шоураннером сериала Расселом Т. Дэйвисом. В 6 сезоне, 7 сценариев из 14 н принадлежат перу другого шоураннера (спойлеры! спойлеры!) Стивена Моффата. Может быть, все дело в крепком английском чае, как Вы считаете?


В довершении всего Гаагскому трибуналу следовало бы насильно лишить названия одно сверхубогое российское реалити-шоу и закрепить его за творческой командой "Доктора Кто", что бы отныне все зрители отныне четко себе представляли, кто есть настоящие Звезды, и где именно располагается Фабрика, которая их штампует. Да, этот конвейер работает без отдыха уже 6 лет подряд, по 13 недель в год, не считая спецвыпусков, но его потенциал по-прежнему велик. Из всех новых исполнителей Доктора, с девятого по одиннадцатый номер, на недостаток славы до начала съемок не мог пожаловаться лишь уже упомянавшийся мной выше Кристофер Экклестон, на счету которого была роль в культовой картине Дэнни Бойла "Неглубокая могила" и участие в ряде голливудских проектов вроде "Угнать за 60 секунд" — не самых высококлассных, зато высокобюджетных. После того, как Экклестон громко хлопнул дверью (сам пДоктор, как персонаж был по его мнению недостаточно мужественным), его место занял почти никому не известный Дэвид Теннант, знакомый зрителю лишь по парочке бибисишных сериалов, да мимолетному участию в роли Барти Крауча-младшего в голливудской постановке "Гарри Поттер и кубок огня", которая длилась сколько минут? 5-6? Или может 7? Именно участие в Докторе сделало актера тем, ктем он является и по сей день — звездой мирового уровня, чье имя и лицо узнают огромное количество семей по всему свету. И совсем еще молодой, да ранний Мэтт Смит тоже не избежит этой участи — из подающего надежды, но совершенно неизвестного театрального актера, он в мгновение ока превратился в звезду, без особых усилий удерживающую у экранов не только самую большую телевизионную аудиторию в Великобритании,, но и другую, примерно равную им по численности — уже во всем мире. Здесь можно уподобиться хлипким романтическим барышням — постоянным участницам бесконечных сетевых баталий на тему: "Кто из исполнителей роли Доктора более люб (или наоборот — не люб моему сердцу?", но мы конечно этого делать не станем. А зачем? Какой смысл, когда есть большой выбор, по-настоящему талантливых лицедеев-эксцентриков, суть которого можно свести к обветшалой фразе "Все актеры хороши — выбирай на вкус". Ах, Вы настаиваете? Тогда можете бросить монетку. Только помяните мое слово: если Вы доверите судьбе выбрать лучшего из Докторов, она обязательно упадет вниз ребром.



"Джеронимо!" (Geronimo)
(Одиннадцатый Доктор)

Но как известно издавна: ничто хорошее не вечно. Как Вы уже наверное поняли из моих неловких спойлеров, первая необходимость искать замену застала создателей врасплох уже в финале первого сезона, когда Экклестон уступил место Теннанту. Вторая неприятность произошла спустя 4 года, но на этот раз, кроме исполнителя главной роли, руководителям отдела телепостановок BBC пришлось искать еще и новые кандидатуры на должность продюсеров и нового ведущего сценариста. Согласно первоначальной идее, пятый сезон, который стартовал на британских маленьких экранах в апреле 2010 года должен был стать самостоятельным сериалом, новым перезапуском, который бы отталкивался от совершенно новой концепции и автоматически обнулил число сезонов и серий до жирной единицы. Новый ведущий автор (но отнюдь не новичок во Вселенной Доктора: на счету Моффата, к моменту "перезапуска" уже было 6 сценариев к сериям из ранних сезонов и 2 премии Hugo), полностью обновленные персонажи (личные дела Розы Тайлер, Марты Джонс, Донны Нобл и капитана Джека Харкнесса можно сдавать в архив — как это не грустно, но они больше не пригодятся), собранная с нуля команда продюсеров, новый дизайн титров иTARDIS (на этот раз — в HD), и наконец — новый логотип и даже аранжировка оригинальной музыкальной темы. Впрочем, к счастью ничего страшного не случилось: Доктор по-прежнему остался Доктором, TARDIS все так же отливает голубоватым светом, а местные далеки, несмотря на обновленную окраску, как и 40 лет назад, по своей форме и содержанию напоминают ржавые ведра с гвоздями, пусть теперь и отрисованные на усладу новомодному формату HD. Новый Доктор все так же очарователен, а его компаньоны — милы и бесполезны, каждое Рождество по-прежнему угрожает планете большими неприятностями, о которых — см. отдельные праздничные спецвыпуски, а Земля, как и миллионы лет назад продолжает свое вращение вокруг Солнца, нарушая тем самым планы целого легиона всевозможных тварей. Да, все чаще и чаще раздаются голоса, которые отнюдь не шепотом обвиняют ВВС в том, что она превратила Доктора в коммерческую дойную корову, из которой каждый год выцеживается все до последней капли. Для каждого из сегментов семейной аудитории сериала, отныне предлагается по целому спин-оффу: таким образом детишки в коротких штанишках получают "Приключения Сары-Джейн", а публика постарше и поциничней — свой Torchwood , от одного упоминания которого далек внутри моего системного блока начинает исходить от очередным приступом яростной гомофобии. А что Вы хотели? Нынче "Доктор" — это уже не просто напоминающее спектакль, телешоу, снятое на фоне дешевого набора примитивных декораций, а целый комплекс разнообразных мультимедийных развлечений, включая мультфильмы, книги, ежегодные благотворительные концерты, исполняющие великолепную музыку Мюррея Голда, огромные продажи сопутствующих товаров и сувениров, комиксы и компьютерные игры. В конце концов, если Доктор с таким успехом защищает целую Вселенную, так почему бы, его заботам не поручить еще и охрану финансового благополучия одной отдельно взятой телекомпании?


Но отбросив в сторону все сомнения, причитания вместе с сожалениями и просто воздадим ЕМУ должное, громко и отчетливо ЗА ВСЕ поблагодарив. Спасибо за свет фонарика, который уже несколько лет кряду развевает собирающиеся вокруг нас свинцовые тучи депрессии, отчаяния и безнадеги. Спасибо за громкие трели звуковой отвертки, что разгоняют по темным углам, налетевших из Голливуда унылых бесов. Спасибо за радостный скрежет материализующейся TARDIS, каждый аккорд которого дарует нам неопровержимое свидетельство того, что телевизионная фантастика еще жива и совсем неплохо себя чувствует. Спасибо за каждую улыбку, за громкий смех и замечательное настроение. Отдельное спасибо — за тяжкий и упорный труд по искоренению всевозможных врагов рода людского, на который невозможно смотреть без той самой улыбки, громкого смеха и обязательного для таких случаев замечательного настроения! И кстати говоря, Доктор, раз уж мы с тобой так разоткровенничались: не мог бы ты в самое ближайшее время хорошенько познакомиться с персональным далеком, что живет внутри моего системного блока? И огромное персональное спасибо за то, что даже убегая прочь и преодолевая огромные расстояния, ты всегда находишь время, что бы на минуту остановиться и помахать рукой, обещая свое скорое возвращение.


Эта песня кончается, но история не закончится никогда.

Спасибо, Доктор!

Статья написана 9 мая 2011 г. 01:38

Утомленные солнцем 2: Цитадель (2011)

Россия (эх, щедрая душа!) -Фр-Герм, продолжительность — 160 мин,
жанр — Великий фильм о великой войне, дубль второй или It's alive! Alive!!!
слоган: «Ни шагу назад!»


сценарий Никита Михалков, Глеб Панфилов, Владимир Моисеенко, Александр Новотоцкий
режиссер Никита Михалков
оператор Владислав Опельянц
композитор Эдуард Артемьев
продюсеры Никита Михалков, Леонид Верещагин

в ролях: Никита Михалков (Котов), Олег Меньшиков (Митя), Надежда Михалкова (Надя), Максим Суханов (Сталин), Сергей Маковецкий (Лунин), Дмитрий Дюжев (Ваня), Виктория Толстоганова, Владимир Ильин, Артур Смольянинов, Анна Михалкова, Михаил Ефремов, Андрей Мерзликин, Павел Деревянко, Инна Чурикова.



Пасмурное майское небо плевалось белыми снежными хлопьями. Крестьяне покидали свои избы, мрачно взирали тьму, которая разверзлась над их головами и смачно плевали в морозную грязную слякоть: " Не иначе, Барин снова на нас будет с самолета какать, тьфу ты!". Не отставала от морозного майского неба и сама Мать-Природа в своем едином воплощении, щедро и без всякой меры, забрасывая окружающих пророческими знаками и мрачными знамениями. Где-то поодаль, затяжно навзрыд завыла одинокая собака, и все в деревне вдруг застыли немыми столбами, прекрасно понимая всю суть послания, доставленного конечному адресату. "Значит, снова будут трясти сиськами, ух, што б их" — мрачно процедила сквозь зубы попадья и отправилась в свою избу жечь священный ладан. Но не тут то было — небо затянуло черной скатертью, на которой то и дело угадывались оранжевые прожилки планет совершивших дружный коллективный оборот вокруг своих осей и принявших построение в форме православного креста. И в тот самый момент, когда небесные гиганты закончили свое торжественный обход, корова деда Захара отелилась двухглавым уродливым мутантом. Дед размазывал по щекам соленые слезы, рыдая даже не от жалости к буренке и своему, и без того тощему подсобному хозяйству, а скорее от полнейшего бессилия, осознания своей абсолютной неспособности что-либо исправить и предотвратить. Будут бесполезны любые телодвижения — и сформированные для удобства в стаи, подводные мины вновь ринутся с экрана к зрителям, в надежде их "отправославить" с огоньком. Пусты любые слова, пролетят мимо цели ненужные уговоры — и тотчас рикошетом вернуться назад кадрами пылающих деревень, в самых смелых и воспаленных фантазиях, уничтоженных лично Великим Кинорежиссером, при помощи его собственного Креста Карающего Православия! Что бы не делали, мы уже заранее проиграли — ведь, несмотря на все разгромные рецензии, уничижительные и даже оскорбительные частные мнения, многочисленные фотожабы, пародийные стишки, шутки, анекдоты и даже обыкновенные улюлюканья, 5 мая 2011 года, ОНО вернулось!


Вниманию тех, кто провел весь предыдущий год вдали от кинотеатров и интернета, не читая газет и не заглядывая в телевизор, предлагается краткое содержание предыдущей серии. 8 лет отечественного зрителя/слушателя/читателя/интернет-пользователя стращали упоминаем о Сверхсекретных Таинственных Архивах, чьи двери закрыты для всех простых смертных, но которые не способны остановить мощный поток Всей Правды о Великой Войне, подгоняемой наружу Великим Кинорежиссером под старосоветским лозунгом: "Все для фронта, все для Победы". Целых 8 лет в умах поклонников отечественного кино рисовались картины НЕРЕАЛЬНО масштабных батальных сцен, от одного взгляда на которые этот ваш Спилберг только жалобно пискнет, осознав свою полную творческую и техническую ущербность и немедленно отправится к ближайшей табуретке, на ходу завязывая вокруг шеи собственные шнурки. Но пришел апрель 2010 года, в котором случилось полное "Предстояние"— и та самая Сверсекретная Истина на проверку оказалась набором старых постперестроечных баек про трусливых солдат с лопатой наперевес, вечно пьяных командиров-идиотов и диаблоподобного товарища Сталина, который руководил советской армией, не высовывая носа из собственного торта. Обещанные эпичнейшие баталии потонули в дымке компьютерного тумана, откуда изредка доносились звуки двуручной пилы, с помощью которой некое неопознанное лицо совершало противоправные (но отнюдь не противоестественные) действия в отношении НЕРЕАЛЬНО большого производственного бюджета картины. Впрочем, дело было совсем не в потраченных деньгах, и не в том, что Спилберг в очередной раз выжил после встречи с очередным блокбастером от всенародно любимого российского режиссера. Возведя в ранг абсолюта чисто физиологическую сторону процесса, Михалков проделал с военной историей тот же безвкусный фокус, который филейная часть немецкого летчика пыталась совершить над баржой Красного Креста в наиболее одиозном эпизоде картины. В результате, история Великого Кино о Великой Войне окончилась Великим Фиаско, так и не сумев предложить зрителю ни одного внятного ответа на закономерный вопрос: "Кто же все-таки выиграл войну среди поголовно тупого и трусливого стада, представителей которого в фильме изображали абсолютно все актеры, не носящие фамилию Михалков(а) ?" Сам вопрос с подвохом, и ответ на него можно получить двумя способами. Самый элементарный — просто угадать фамилию Спасителей, на худой конец — подсмотреть на афише фильма, где она встречается никак не меньше 5 раз, набранных огромными буквами и самым увесистым шрифтом. Второй вариант предназначен лишь для законченных экстремалов, которые по жизни не ищут легких путей и требует от них наличия большого количества лишнего свободного времени (три часа — на просмотр, плюс столько же- на постравматическую релаксацию), очень здоровой психики и словаря русскоязычной ненормативной лексики потолще. Только настоящим фанатам законченной михалковщины покорится очередная недоступная доселе вершина из режиссерских фантазмов и пограничных образов, увитая вялотекущими работами, вроде бы самых известных российских актеров. Снимем шапки и поаплодируем безумству храбрых, ведь их ждет сама "Цитадель"!




Если год назад, оригинал михалковской нетленки приветствовали хлебом, солью и всей страной, то сегодня, его выкидыша с умопомрачительной надписью на бирке "сиквел позорного сиквела некогда культовой картины" встречает лишь заплеванный железнодорожный полустанок, да немногочисленная толпа, углядевшая в новоприбывшем очередного веселого скомороха. Вместо приветственной речи — новая порция насмешек над киноафишей, которая на этот раз напоминает гибрид обложки ДВД с отечественной трэш-игрой "Сталин против марсиан" и постера другого монструозного кадавра отечественного кинопрома, "Обитаемый остров: Схватка". Вместо праздничного оркестра — презрительный свист и громкие пожелания режиссеру почаще принимать прописанное ему успокоительное. Искренне обеспокоенные финансовым благополучием ленты, кинопрокатчики из "Централ Партнершип" долго ждали, пока иссякнут все молнии, утихнут споры, и ветер спокойно разнесет в разные стороны пепел, оставшийся от "Предстояния" после его первой и последней встречи с благодарным зрителем. Именно с этой целью, премьеру "Цитадели" переносили аж 4 раза подряд, отсрочив новую встречу с прекрасным более чем на целый год. Находились даже отдельные чудаки, которые фантазировали о том, что за минувший между премьерами 12-месячный срок, Великий кинорежиссер осознает всю глубину собственных заблуждений, залатает тонущую посудину и развернет ее носом к своему зрителю. Увы, их мечты так и не стали действительностью, и если "Цитадель" в чем-то отличается от своего одиозного предшественника, то лишь в сущих мелочах. Исчезли карикатурно поставленные сцены МЯСО-КРОВИЩИ, из-за которых известный российский кинокритик Михаил Трофименков причислил предыдущую картину Михалкова к новому слову в киножанре "порнографии смерти". Улетучился в неизвестном направлении неподдельный интерес к различным сторонам фекально-генитальной тематики. По сравнению с первой частью, второй фильм немного похудел в области хронометража, и вместо бессловесных общих планов, снятых с высоты Божественного Озарения уделяет гораздо больше времени выяснению отношений между героями и диалогам. Однако, во всем, что касается сомнительно религиозной и псевдоисторической трактовки, лед так и не тронулся: вся советская армия привычно нажирается до передвижения по окопам в позе гиббона и с пьяных глаз, без оружия прет прямо на немецкие пулеметные доты. Немцы — аристократическая "белая кость", оплот европейской мудрости и цивилизации, безумно страдают от необходимости отправлять на тот свет все новые и новые партии аборигенов, которые лезут прямо на их высококультурные пулеметы с чаркой спирта, саперной лопатой и нехорошими словами. Что, Вам уже раньше встречалась подобная картина? Всем поклонникам американского суперфильма "Враг у ворот" — срочно смахнуть с щеки скупую ностальгическую слезу!


Под стать героям, вечно витающим в алкогольных парах, с трудом вяжет лыко и сам сюжет "эпохальной" дилогии. О единстве замысла остается только мечтать — события разных лет скачут по экрану безумной блохой, причем совсем без пояснительных надписей и прочих глупостей, таким образом у желающих соотнести происходящее на экране с реальными военными операциями, единственный выход — срочно развивать телепатию. Отрывочность сюжета доходит до полного абсолюта: главные герои фильма движутся сквозь время и пространство, из ниоткуда в никуда, то на какое-то время растворяясь в астрале, то вновь высовывая из него головы для того, что бы немедленно нырнуть обратно — и уже навсегда. Каким образом, дочка репрессированного врага народа, выброшенная с санитарной баржи в самом начале войны, вдруг дослуживается до лейтенантских погон? Кто и по какому спецзаказу изготовил репрессированному командарму его чудесную стальную перчатку с модными металлическими коготками? Куда постоянно исчезает и откуда вновь снова появляется в сюжете юродивый герой Дюжева? И тишина — ответы на эти вопросы и еще с десяток аналогичных, сценарием не предусмотрены. Зато сменив Карающий Крест на друидский посох, режиссер Михалков решил отказаться от массированного наведения Божьих Кар в пользу магии, контролирующей живую природу. Сначала зрителю предложат заглянуть в царский окоп глазами обыкновенного российского комара, затем — пройти за своей Цокотухой по прицелу немецкого пулемета лапками паучка-старичка неопределенной национальности, а под наступление заветного grand finale — залезть в шкуру той самой несомненно русской мышки-норушки, которая бежала, бежала, хвостиком махнула, яйцо упало — и обрушило к такой-то матери всю немецкую Цитадель. Позади — огромная толпа из радостных советских граждан, которые счастливо размахивают своими грозными черенками от лопат, поют и пляшут под гармонь. Во главе — умиротворенный, довольно посмеивающийся в усы бывший репрессированный, командарм Котов. Впереди Берлин, отступать некуда! Главное, что бы хватило шапок и не иссякал запас магического зверья!




Вообще, последние полтора часа "Цитадели" оставляют устойчивое впечатление сытого воскресного пикника на поляне засеянной галлюциногенными грибами. Психоделичность происходящего нарастает ударными темпами: если на первых порах, зритель еще недоумевает, как главному герою удалось по запаху определить приближение своего давнего врага Мити (очевидно, все дело в специальном одеколоне с легким ароматом серы, который по чину полагался каждому полковнику НКВД), то финале уже не поведет бровью, даже когда весь честной народ отправится на борьбу с нацистами по воде как посуху — за два с половиной часа, и не к такому привыкнешь! Тем более, что остановив кровавые жернова смертельной порнографии, так пугавшей зрителей на протяжении первого фильма, Михалков попытался спрятаться за фанерным щитом русской народной сказки. Все атрибуты налицо: присутствуют и местная Избушка на Курьих Ножках (Цитадель), и добрый молодец, вооруженный волшебной уткой-кладенцом (угадайте Кто), и разумеется попыхивающий трубкой Кощей, который с неизменным кавказским акцентом поручает молодцу очередной mission impossible. Метафорический подход к трактовке исторических событий (Цитадель = Сталинград, 15 тысяч штрафников = цена в более миллиона человеческих жизней, которую пришлось уплатить за перелом в ходе войны), безусловно мог бы стать той самой спасительной соломинкой, за которую Михалков, словно чудо-Мюнгхаузен за волосы вытащил бы обе части кинопроекта из поглотившего их зловонного болота. Но в конечном итоге, этого не происходит — уж больно избирательно смотрится эта "сказочная реальность" в "Цитадели", и особенно в "Предстоянии". Да, под соусом "условностей фэнтезийной мифологии" можно со скрипом закрыть глаза на избирательные чудо-мины, которые поражают плохих людей и не трогают хороших. Но что прикажете делать с совершенно "несказочными" элементами обеих картин: прицельным воздушным фекалометанием или дружеской поркой пленного немецкого офицера? Сказка — ложь, но для режиссера Михалкова она еще и является удобной ширмой от критиков, которая все равно не выдерживает массированного натиска. Трудно избавиться от ощущения, что "режим народного эпоса" в обеих картинах включается лишь когда это максимально удобно самому режиссеру — для попытки обоснования трусости, подлости и жадности целой страны, где на весь народ найдется один единственный витязь — богатырь, да и тот- Котов!



По-прежнему, незрелищно поставленные битвы (зато Спилберг может смотреть спокойно!) и вялотекущие разборки Котова с нынешними и бывшими членами своей семьи, изредка перебиваются различными вставными эпизодами: то сельская баба (подозрительно похожая на старшую дочь самого Михалкова) под шквальным немецким бомбометанием, рожает мальчика, которого тут же нарекает Иосифом. Все окружающие весело смеются, пьют спирт, поют крамольные частушки и играют на гармони. То — деревенская девушка (к счастью, ни на кого непохожая), выходит замуж за безногого солдата. Все окружающие целуются друг с другом взасос, после чего — правильно Вы угадали: весело смеются, пьют спирт, поют частушки и играют на гармони. Очевидно, благодаря именно этим сценам, сам Михалков называет свою картину "метафизикой жизни" (в противовес "Предстоянию", где он пытался изобразить "метафизику смерти"- кстати, Вы заметили, что слово "метафизика" звучит куда благороднее и интеллигентнее, чем "порнография"?). Увы и ах — это тот самый случай, когда режиссерская трактовка произведения серьезно расходится с ее сторонним восприятием. И жизнь, и смерть отступают на второй или даже третий план, когда Котов вновь возвращается в свою старую усадьбу, хорошо знакомую зрителю по самому первому фильму и почти на целый час устраивает своим домочадцам допрос с пристрастием при посильной помощи Мити (Олег Меньшиков), Маруси (Виктория Толстоганова) и все того же резинового гусика. И актеры вроде бы хороши, и для самого Михалкова, камерная стихия — это тот кислород, которым дышат лучшие из его фильмов, но в итоге получилась лишь часовая "метафизика сплошного занудства". Фальшивые эмоции, вторичная попытка прожевать уже однажды выплюнутый каравай 17 лет давности, да крайне ненатурнальная игра артистки Толстогановой, из которой (придется это констатировать) не вышло не только русской Шарон Стоун, но и второй Ингеборги Дапкунайте — ставят жирный-прежирный крест на том самом эпизоде, который по мысли создателей должен был стать кульминацией всей дилогии. Иногда кажется, что в ходе этой невероятно затянутой сцены, Михалков пытается надавать увесистых оплеух себе молодому, отмотавшему человеческий срок на 17 долгих лет назад, и еще в глаза не видевшего заманчивую улыбку золотого дядюшки "Оскара". Но в итоге получается лишь набор несильных хлопков по щекам, которые совсем не напоминают жесткие пощечины: для этого наш режиссер, актер, в одном флаконе- сценарист, продюсер и главный герой любит себя и свое собственное творчество.




В отличии от своей предшественницы, вторая часть второй серии "Утомленных солнцем" может дать ответы на гораздо большее количество вопросов, исключая самый главный: "Для чего их обе вообще потребовалось снимать?" Разгоревшиеся вокруг фильма словесные баталии лишь подливают масла в огонь: согласно многим авторитетным товарищам, единственное разумное объяснение событий "Предстояния" и "Цитадели" (внимание!) лежит на самой поверхности: главных героев фильма так и расстреляли в тот самом 1936 году, а все показанное Михалковым на большом экране в 2010-2011 выполняет функцию коллективной предсмертной галлюцинации. Что ж, эта версия хороша тем, что многое объясняет: и утрированность трактовки, и сказочный элемент, и огромное количество исторических и географических неточностей — все, кроме ответа на тот же самый единственный и главный вопрос: "А для чего (кого) это вообще нужно было снимать?". Акт некромантии провалился: главные герои первой части остались такими же мертвыми, какими они представали перед зрителем на финальных титрах самого первого фильма. А все остальное — есть процесс шестичасового ковыряния в очень жирных тараканах, когда-то очень талантливого человека, который на старости лет так и не может определиться, кем же он хочет стать: новым Солженицыным или сразу Толстым. С тоской взирая на печальные результаты отечественного кинопроката, он уже давно определился с ответами на два извечных русских вопроса "Кто виноват?" и "Что делать?", причем по первому пункту он скорее призовет к ответу не один вагон провинившихся зрителей, критиков и интернет-блогеров, чем хоть раз догадается с укоризной посмотреть в собственное зеркальное отражение. Но что еще больше пугает — так это габариты творческих планов, до которых далеко даже Наполеону: проект про жизнь Грибоедова, фильм про взятие красноармейцами белогвардейского Крыма. И вновь в ушах играет знакомая гармонь, где-то поодаль воет злосчастная собака, и из самых темных закоулков подсознания вновь выползают картины уже знакомых двухглавых мутантов: подводные мины, уничтожающие баржи с бюстиками товарища Ленина, передвигающаяся в позе гиббона пьяная матросня, смертельный трюк для самолетов эпохи Первой Мировой — прицельное мочеиспускание, и конечно же очень много фекально-генетического материала всех доступных мастей и пропорций. Уважаемый Никита Сергеевич, а может не надо?


Статья написана 5 марта 2011 г. 16:08

Прекрасный день дипломированного специалиста

Перед тем, как в последний раз перевоплотиться в красную мантию и напоследок громко стукнуть по столу судейским молотком, разрешите сделать чистосердечное признание. Дело в том, что данный рассказ я прочитал первым из конкурсантов, но для усиления дешевого театрального эффекта, его "разбор" почти неделю дожидался участи последнего патрона в своей обойме. Все дело в том, что закончив чтение "Прекрасного дня", я единственный раз на протяжении всего конкурса ощутил себя в роли заводского рабочего, который запускает руку в ящик, наполненный металлическими заготовками будущих шедевров металлургического искусства и неожиданно выуживает из него полностью готовую к использованию, безупречно отточенную деталь. В отличие от всех своих соседей по финалу, которые в той или иной степени нуждаются в услугах шлифовальной машины, здесь все компоненты доведены до необходимой гармонии: и литературная форма, отлитая от лица человека с ярко выраженной формой умственного запора, и содержание, и довольно жесткий, но в то же время "открытый" для дальнейших трактовок финал. Готовая деталь блестит на солнце, переливаясь отшлифованными диалогами и персонажами. И повторный взгляд на ее изгибы рождает лишь желание поскорее загнать в ствол последний патрон и использовав его по прямому назначению, пристрелить в себе своего внутреннего судью. Трах-бах! — с развороченным черепом валится на пол мое критическое "я", пачкая кровью бархатную судейскую мантию кумачового оттенка. Даже спустя неделю после нашего первого знакомства, этот последний негритенок снова подтвердил свое право на жизнь. На бис!

Вот и все. Все рассказы прочитаны, оценки поставлены, а личные впечатления — (кхе,кхе) "сублимированы". Хочется искренне поблагодарить в полном весь оргкомитет конкурса "2-я Фантлабораторная Работа", и в особенности — Мартина и demihero за оказанную мне высокую честь всю прошлую неделю щеголять по форуму в седом парике и модной судейской мантии.И пусть победа достанется действительно сильнейшему!


Статья написана 5 марта 2011 г. 13:56

Упырь из Дукоры

После прочтения, рассказ так и тянет сравнить с какой-нибудь милой безделушкой — крепкой, сколоченной явно не без любви к собственному ремеслу, но в то же время, как следует из самого назначения сего изделия — в быту, совершенно бесполезной. Литературная стилистика выдержана практически безупречно и переливается из каждой строчки в следующий абзац, подобно искрящемуся на солнце, молодому вину. И лишь, когда приходит время выпить все залпом, где-то под самым носом неудавшегося дегустатора раздается злосчастный звук: "пшшшшш" — это последние остатки нектара улетучиваются в послевкусии от финала, в буквальном смысле слова превращая вино в подкрашенную воду. Главный недостаток рассказа — в том, что привыкая к роскошной форме, невольно ожидаешь от него намного больше обыкновенной литературной шутки. Впрочем, отдадим автору должное — шутить тоже надо умеючи, и у него это получилось значительно лучше, чем у всех остальных участников этого конкурса.

Если сублимировать личные впечатления от прочитанного, то остается лишь констатировать, что мне до смерти надоели все эти попытки личной сублимации. Рассказ не лишен недостатков, но в силу своих литературных достоинств, на фоне остальных конкурсантов способен сиять вокруг себя лучом света в темном царстве.





  Подписка

Количество подписчиков: 526

⇑ Наверх