Якоб Гримм, Вильгельм Гримм «Братец и сестрица»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено | Европа )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Детская литература
Устав от голода и отношения злой мачехи, братец с сестрой решают уйти путешествовать по свету в поисках лучшей доли. Но мачеха, помимо злобного характера, оказалась еще и ведьмой, а потому заколдовала все родники и источники с водой на пути их бегства. Сумеют ли брат с сестрой вырваться из леса, избежать козней мачехи и найти приют и свое счастье в чужой стороне?
Записана со слов Марии Мюллер («бабушки Марии»).
Входит в:
— сборник «Kinder- und Hausmärchen. Erster band. Große Ausgabe», 1857 г.
— антологию «Сказки братьев Гримм», 1980 г.
— антологию «Немецкие сказки», 1996 г.
— антологию «The Grimm Future», 2016 г.
— антологию «Сказки. Карл Офтердингер», 2017 г.
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
jamuxa, 21 апреля 2011 г.
Великолепный гобелен из слов, местами правду чуть вытертый и временем, и светом, и переводом.... «Королевская охота».
Чем занимались столь многочисленные короли, и герцоги, и графы, и свита их в пусть карликовых, но королевствах Германии, когда они отдыхали от ратных подвигов (а состояние войны, когда союзники и противники мешались и перемешивались, как карты, при каждой сдаче, в те времена казалось перманентным), от крестовых походов, и утомительных решений рутинных дел по управлению клочком того «...хаоса, что назывался Германией...» (Маркс и примкнувший к нему Энгельс, или наоборот :))? Охота, королевская охота! И лучшие леса (столь тучные на все дары лесные) приобретали статус
королевских заповедных лесов.
Особый статус королевского леса: никто, кроме короля и его свиты, не имел права ни на охоту, ни на сбор плодов на его площади. Нарушения, законодательно, преследовались жесточайше: от ослепления и прочего членовредительства, до смертной казни, — особенно за убиение одного из четырёх животных, права на которые имел только король: благородный олень, лань (олень поменьше, но с рогами-лопатами, как у лося; у греков принадлежала богине охоты Артемиде), косуля (маленький олень, вернее «коза» — о, бедный сказочный братец!) и кабан (а убиение кабана один из подвигов полубога Геракла:) — они-то должны были оставаться неприкосновенны, лишь монарх лишал их жизни.
Для прочей королевской знати, — а это все мелкопоместные вассалы: бароны, баронеты — с разрешения хозяина леса, монарха, разрешалась охота на: волка, лисиц, куниц, зайцев, кроликов и другую мелкую дичь, на фазанов и куропаток.
В охоте, кроме короля и его великолепной и многочисленной свиты, принимали участие, вернее обслуживали эту воистину войсковую операцию под названием охота, толпы лесничих, егерей, загонщиков, псарей и своры вышколенных псов, а во главе их — хранитель королевского леса (куда кроме дубрав входили и луга, и пустоши, и болота — все те места, где паслись и кормились королевская дичь).
А что же прочий люд, крестьяне? — охота им запрещена, с оружием, под страхом смертной казни в лес короля нельзя, строений никаких там возводить нельзя (отчасти это всё вкупе ещё и против разбойного люда). Можно: собирать валежник (в сказках обычно этим занимаются маленькие дети и сироты, ведь мужчине так сложно оказаться от охотничьего соблазна в этом изобилии), а у собаки должны быть вырваны когти на передних лапах, дабы не могла преследовать добычу.
И сказка — на фоне этого блистательного антуража, королевской охоты, и статус леса объясняет всё: его безлюдность, потаённость, и почему был братец превращен в косулю, а не волка, и «назойливое», но спасительное наличие короля....
А злую колдунью и её одноглазую дочь..., традиционно (менталитет это у них такой, европейский :)) — на костёр..
Крыльев Нет, 24 июня 2011 г.
Возможно именно после русских сказок, где в конце непременно всех заколдованных расколдовывают, больных вылечивают, злодеи, зачастую, и не-очень-то злодейские, но тем ни менее пакостят добрым героям, сказки братьев Гримм вызвали у меня не очень хорошие ощущения.
Здесь не было противостояния добра и зла. Отрицательные герои настолько «ни какие», что даже практически не замечаются во время прочтения. Так, соринка какая-то, отмахнулись и пошли дальше.
Героиня как это принято, раскрасавишна. Пришел к ней в дом незнакомый дядька, спросил: «Выйдешь за меня?» И что ответила наша девица? Естественно согласилась! Даром, что в тексте раза три упоминается, что она еще деточка маленькая. Видать нахваталась-то чего от мачехи.
Но по сравнению со своим братцем, которому походу очень понравилось быть козлом, и который не очень-то стремился становится назад человеком, она просто гениальна.
Я понимаю, что это сказка, я понимаю даже то, что написано это было в далекие-далекие времена. Но все-таки, это ведь дети читают, и чему они учатся?
Доктор Вова, 28 ноября 2010 г.
Главный принцип американского кинематографа: Зло всегда должно быть наказуемо. Т.е. не просто добрый финал, но и некоторая моральная сатисфакция от осознания, что плохие получили по заслугам.
И вот, перечитывая как-то сказки братьев Гримм и эту в частности, я сделал вывод, что Голливуд свои принципы взял не из воздуха, а из глубокого детства, из стародавних времен и м.б. даже из чтения этих самых сказок.
Они не просто добрые, они- жизнеутверждающие! Они проповедуют добро, как главное мерило ценности! И если ГГ добр, радушен, отзывчив, то финал будет обязательно хорошим, пусть и ожидаемым! А чего, собственно говоря, нам еще от сказок надо? Именно этого!
Спасибо Великим Сказочникам за их творчество и за ту доброту, с которой написаны их сказки!
Anastasia2012, 30 ноября 2010 г.
Если мачеха — то злая, да и дочь у неё не красавица. Зло не может быть привлекательным.
Если замуж — за короля да очень любящего. У власти должна быть добродетель.
Что ещё? Да вот братец непослушный: и пьёт, где нельзя, и гуляет там, где опасно. Ну так ведь юношам свойственно безрассудство.
А к совему дитя любящая мать дорогу хоть откуда проложит.
Всё хорошо, что хорошо кончается.