Аркадий и Борис Стругацкие «Злоумышленники»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В Аньюдинской школе, в 18-й комнате живет четверка сорванцов. Поль Гнедых он же Либер Полли, Александр Костылин он же Лин, Михаил Сидоров он же Атос и Генка Комов — Капитан. Это обычные мальчишки Мира Полудня. Конечно же будущие звездолетчики и покорители вселенной. Бесстрашные неутомимые охотники на ракопауков с грозной Пандоры.
Рассказ затрагивает одну из любимых тем Стругацких — новую систему образования — основу Мира Полудня.
Герои этого рассказа будут периодически появляться во многих произведениях Стругацких.
Эта новелла отсутствует в издании «Урала», но входит во все книжные версии повести «Полдень, XXII век». Первый черновик был написан АНС весной 1960 года, далее текст неоднократно перерабатывался, а в 1962 году был опубликован в журнале «Знание — сила», причем именно как глава из повести «Возвращение», а не отдельный рассказ.
Входит в:
— условный цикл «История будущего» > цикл «Мир Полудня» > повесть «Полдень, XXII век», 1967 г. > Возвращение
— условный цикл «История будущего» > Ранние редакции, впоследствии переработанные авторами > повесть «Возвращение (Полдень, 22-й век)», 1962 г. > Глава первая. Двое с «Таймыра»
— повесть «Возвращение (Полдень, 22-й век)», 1962 г.
— журнал «Знание-сила 1962'02», 1962 г.
— повесть «Полдень, XXII век», 1967 г.
— антологию «Билет в детство. Проблемы воспитания и образования в русской и зарубежной фантастике», 2005 г.
- /языки:
- русский (46), французский (1), литовский (1), чешский (1), эстонский (1)
- /тип:
- книги (39), периодика (1), самиздат (4), аудиокниги (3), цифровое (3)
- /перевод:
- П. Мазель (1), Р. Томинг (1), Й. Тыч (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 19 июня 2022 г.
Очень интересное размышление о воспитании детей будущего, конечно. Взгляды авторов на педагогику, конечно, достаточно наивные — простите, но сразу видно, что они никогда толком не работали с детьми, не говоря уж об учительской работе. Но это ладно, вполне можно простить авторам и списать на разные фантастические обстоятельства. Некоторые удивляются методам воспитания учителя, но они как раз вполне в рамках допустимого и вполне могут при разумном применении помочь вырастить настоящего решительного человека, способного решать проблемы самостоятельно, без чьей-либо помощи. Больше удивляет, откуда у учителя столько времени на то, чтобы уделять столько времени своим ученикам... но это тоже можно списать на далёкое будущее, в котором у преподавателй не по 30-36 учеиков в классе).
А в остальном — неплохая приключенческая подростковая история. Достаточно бодрая, динамичная и поднимающая интересные и важные вопросы, вроде того, как должно проходить воспитание людей в светлом будущем.
Carex, 3 сентября 2018 г.
И дольше века длится день.
Дольше века, но не вечно. И само название «Полдень. ХХII век» несколько тревожное. А потому что полдень не длится вечно и неминуемо поползет к закату. Именно с этого рассказа (главы) Полдень для меня прошёл. Да, все дело в педагогике. Система воспитания в этом мире вообще сомнительная. А данный учитель Тенин ведет себя аморально. Натравливает воспитанников на другого мальчика для того, чтобы выиграть время. Искусственным образом наращивает свой авторитет и показывает некомпетентность воспитанников. Досматривает личные вещи. И вдумайтесь — в комнате прозрачные стены! Большой брат все видит. И вот результат. Михаил Сидоров ведёт себя как дурак на Владиславе. Поль Гнедых неприкаянный, не может найти себя. Александр Костылин пасет коров. Не то, чтобы пасти коров — это плохо, но разве к этому он стремился?
Мне не нравятся люди Полдня. Гипертимичные, оптимистичные, инициативные, самоотверженные, ввсокоморальные и... такие неживые.
Лишь один нормальный человек нам встречается — Горбовский. С остальными что-то не так в мире Полудня. Может все дело в учителях?
artem-sailer, 6 февраля 2021 г.
Вынужден согласиться с некоторыми из предыдущих отзывов: описанные в рассказе методы учителя вызывают сомнения, неоднозначные они.
Предлагать подросткам самостоятельно разобраться со сверстником, уличенным в неблаговидных поступках, — правильно ли это? Во-первых, меры воздействия должны оказывать взрослые. И это важно в психологии подростка — именно не самосуд, поскольку и сам подросток — человек ещё не зрелый, может ошибаться. Во-вторых, разобраться ведь тоже можно по-разному, могли ведь и морду набить, а это уж точно не входит в рамки никакой педагогики.
Но вопросы, конечно, полемичные. На второй можно возразить тем, что подростки из рассказа воспитаны в другом мире с другой системой этических координат и не позволили бы себе решить дело рукоприкладством. Что им такое даже в голову не могло прийти. Да, возможно. Первый вопрос решается ещё проще: таким образом учитель преподаёт воспитанникам урок коллективной ответственности, урок, самим учителем инициированный и, соответственно, контролируемый. Пора взрослеть, учиться принимать решения и самим же их исполнять. Тоже аргумент, согласен.
Сам задал вопросы и сам же на них ответил. В общем, полемичные на самом деле вопросы, тут есть над чем подумать и поспорить.
Также спорным следует считать вопрос относительно другого метода учителя — корректного и хитроумного ограждения подростка от совершения опрометчивого поступка. Насколько оправдано такое удерживание и не правильнее ли было допустить совершение ошибки? Ведь на ошибках учатся. Тут тоже не всё так однозначно.
Больше же мне понравилось в рассказе то, что в Мире Полудня все живут космосом, жаждой познания и открытия. Это да, это есть, и в рассказе показано ярко и развёрнуто.
MarchingCat, 20 октября 2016 г.
Идеальный учитель. Почти идеальные дети, при воспитании которых даже шалости любой величины стараются не карать, а предупреждать. То есть ещё и идеальная система воспитания. Нам бы такие детские дома, да? Утопия, да. Потому что взята сразу готовая отлаженная система без учёта человеческого фактора. Без показа куда девают детей, не вписывающихся в систему. То есть, все острые углы — за борт. На страницы произведения — идиллия.
Но прочитать о таком, помечтать, чертовски приятно. Детские персонажи хорошо показаны. Не уровень лучшего Крапивина, пожалуй, но тоже очень хорошо. В момент чтения рассказа я каждый раз верю почти во всё.
Но и да, это ведь не заблуждения авторов по части утопичности, идеализации образа человека вообще и ребёнка в частности. Рассказ — элемент общей схемы и в рамках сюжета повести и вИдения лучших моментов лУчшего мира будущего вообще. Как и раскрытие становления персонажей, которых мы затем увидим взрослыми. И в рамках данных задач рассказ смотрится очень и очень хорошо.
wertuoz, 9 января 2017 г.
Снова учительство и воспитание. Снова Стругацкие рисуют мир далекого прогрессивного будущего, в котором показывают, как ведут себя социальные институты, а так же как себя ведут ученики: какие у них мечты, цели и стремления. Вот и получается, что мотивы у детей что ни наесть чистые, а цели грандиозные, достижения целей в целом наивные, но от того смелые и человечные.
Воспитать человека морально-значимого, духовно-сильного, тяготеющего к знаниям и новым свершениям — основная задача в парадигме цивилизации прогресса. Именно это является основой для построения цивилизации будущего. Люди, которых воспитали, заложили основы человечности, честности, устремленности еще в самом детстве — будут великими героями на благо общества, да и всего человечества. В этом и весь основной посыл.
Главное, не убить в этих детях того самого стремления, не спугнуть их растущее любопытство к окружающему миру и далекому космосу — вот задача настоящего учителя. И когда Тенин понимает, что задумали его смелые ученики (
Именно таким и станет Геннадий Комов, с которым мы еще обязательно встретимся в произведении «Малыш» или «Жук в муравейнике», заслушиваясь его философскими теориями о вертикальном прогрессе.
davdav2, 20 декабря 2014 г.
Важный для всего цикла рассказ. Это рассказ, который взрослому может показаться подростковым, но для прочитавшего подростка это очень взрослый рассказ.
Герои, которым в будущем предстоит проявить себя во взрослом возрасте, проявляются в юношеском. Проявляются их сильные и слабые человеческие качества. Ведь Атос, готовившийся здесь в штурманы, в Десантниках будет фигурировать только под своей фамилией Сидоров, и станет биологом (еще один раз он будет упомянут в Благоустроенной планете даже как микробиолог). И проявит он себя как бэд-гай. Получается, что первое впечатление Капитана окажется верным: «Атос казался Капитану человеком надменным и пустоголовым».
Здесь же высказаны основные моральные нормы, соответствующие всей нашей отечественной традиции: «Лжешь учителю — солжешь кому угодно», «Все самое плохое в человеке начинается со лжи». Или вот еще эта фраза: «Ты помнишь, что самое дрянное на свете? Я напомню тебе: трусить, врать и нападать». Над третьим надо особенно внимательно подумать. Что хотели сказать АБС? Только ли нападать первыми?
Любопытно, что у Р. Желязны, стопроцентного американца, в «Хрониках Амбера» (1 том, «9 Принцев») другое — герой игрок, значит, чтобы победить, должен обманывать и предавать («... зато прекрасно знаю, что ты опасный игрок и предательство тебе не в новинку»). Культур-мультур, в общем.
god54, 12 апреля 2014 г.
Конечно, рассказ советский и насквозь пропитан теорией марксизма-ленизма и его главной задачи воспитания нового человека — строителя коммунизма. Первый постулат: дети должны быть изъяты из семей и воспитываться под присмотром специально обученных людей в замкнутых помещениях под названием интернат — более похожих на казармы. Второй постулат: цель всё — средства ничто. Третий постулат: вера, что методы воспитания могут изменить законы развития цивилизаций, обществ, групп людей. Сегодня это смешно, но тогда в это не только верили, но и прилагали все усилия для осуществления. Одно я не могу понять. Неужели авторы истинно верили, что романтизм фильмов тридцатых годов о сознательной молодежи превратится в реальность. Мы в те годы в это уже не верили. Заставляли верить — да, но не верили.
VAI, 11 августа 2009 г.
Обыкновенные мальчишки 22 века. Обыкновенные. Такие же, какими мы были в 13 лет. Разве что мечтают не о первых полетах в космос и о стройках пятилеток, а о покорении океанских глубин и далеких планет. Всегда мальчишки мечтают о том, что делают, и делают с энтузиазмом, взрослые. И неважно, какой на дворе век.
Но век-то — двадцать второй. И мечты вполне реальны. И именно этим мальчишкам суждено многое сделать в их жизни, которую понемногу, короткими штрихами авторы покажут читателям всего цикла Мира Полдня.
Но книга-то не об этом... Понятие Высокая Теория Воспитания было введено Стругацкими позднее, но этот рассказ — именно о воспитании. Пусть не все согласны с методами, которыми действует учитель, они действительно спорны, а порой и не понятны, но одно бесспорно — он этих мальчишек любит, он держится с ними действительно на равных, и они видят в нем старшего товарища, который просто знает чуть больше, чем они, и поэтому с ним всегда интересно.
Вот это, по-моему, главное — учеба ИНТЕРЕСНА! И поэтому в Учителя идут лучшие люди планеты, и поэтому дети с ранних лет впитывают незыблемые моральные правила, от которых никогда и нигде не отступают. И как ни назови эти правила — Моральный кодекс строителя коммунизма или Заветы Моисея — суть же в одном — в человечности, которую в Мире Полдня сумели сделать общей нормой...
И вот ради этого можно этому миру простить и содержание детей в интернатах, и снотворное излучение, и методы учителя Тенина...
И можно простить братьев Стругацких, которые, не будучи педагогами, может быть, выбрали не лучшие методы воспитания, но при этом показали великолепную ЦЕЛЬ воспитания!
ивалан, 4 октября 2009 г.
Мне приходилось много слышать разных фраз на тему — сами АВС не знали пути к своему светлому Полдню.
Полдень видели, а пути нет. Я думаю, что это не так. Во-первых, всякий, кто хоть чуть-чуть прикоснулся к основам марксизма-ленинизма знает о триединой задаче построения коммунистического общества — создать материально-техническую базу коммунизма, перейти к коммунистическому
самоуправлению, воспитать нового, всесторонне развитого человека.
И Стругацкие не могли этого не знать. Вопрос лишь в том, что задачу воспитания НОВОГО человека они ставили исключительно на первое место.
Так же они искали и сами способы его воспитания. Например, весь процесс воспитания в мире Полдня отдан в руки профессионалов высочайшего класса, заслуженно уважаемых членов общества. Вспомните «Жук в муравейнике», как там описан жизненный путь Льва Абалкина? Кто занимался его ростом и взрослением? То-то.
Рассказ написан от души, читать всем.:appl:
lubar, 15 марта 2010 г.
Рассказ действительно в первую очередь о подростках. Хотя вначале мне показалось, что ребята скорее студенты. Ассоциации возникли например даже с Аргентинским фильмом «Голубое дерево», вряд ли режиссеры читали Стругацких, просто тема вечная и не сильно зависит от времени и места.
Во-вторых конечно же об учителе. Настоящем учителе, с почти непререкаемым авторитетом. Но это почти очень важно. В реальной жизни такие учителя очень редки. Есть правда в таком отношение ученик-учитель, что-то от восточных учений. Что понравилось учитель не приказывает и даже не советует, а наводит на важные решения.
И ,как мне показалось, только в третьих о будущем, о важнейших сферах деятельности человека. В том числе, что болота и океаны не менее важны и интересны, чем космические просторы. А учитель и врач профессия не менее почетная, чем космонавт и глобоководник.
Но при этом без сильных характеров главных героев рассказ был бы скучным. С героями мы еще, как видно, встретимся и постараемся узнать насколько изменились или не изменились их характеры и взгляды на жизнь.
Немного грустно , что не упоминаются родители ребят.
Ladynelly, 18 ноября 2008 г.
Согласна за многими: очень яркие запоминающие образы мальчишек, смело идущих к своей мечте, не останавливаясь ни перед какими трудностями. А вот учитель вызывает лишь отрицательные эмоции. Да, он желает успеха своим ученикам,да он любим ими! НО... Какими средсвами Он этого добивается? Тем, что роется в личных вещах учеников? Подставляет другого мальчика? Насколько этичны данные поступки? Чтобы сказали ученики, узнав об этом?
Я скажу перефразируя писателя, вступившего в полемику со Стругацкими «Нельзя строить дружбу на обмане!»
P.S. А еще детей лишают одного из путей получения жизненного опыта: путем совершения ошибок! Недаром классик сказал: И опыт, сын ошибок трудных!» Какими они вырастут, если убирать с их пути все камни и препятствия?
Yazewa, 16 января 2008 г.
Страшно люблю эту тему. Как вообще произведения, героями в которых являются Учителя. Не обязательно педагоги по профессии (как в «ОЗ», например), а вообще люди, которые тонко чувствуют детей и умно, тактично, сопереживая, ведут их в жизнь. Крайне невысокий уровень современных педагогов (в том числе тотальная бестактность), на мой взгляд, — тяжелейшая проблема и первооснова многих и многих бед.
У Стругацких Учитель — важнейшая фигура, и это правильно на 200 %.
aps, 8 сентября 2008 г.
Если описать сюжетный ход данного рассказа одной фразой — становление и взросление главных героев. Именно этот расказ позволяет нам более глубоко понять их действия в будущем, тот выбор профессий, который они сделают. А также огромную роль в этом учителей.
А так обычный рассказ из жизни подростков, с их неуемной фантазией, жаждой приключений и их кодексом чести.
viv, 7 декабря 2007 г.
Простые мальчишки с непростыми мечтами и планами. Учитель, буквально живущий их проблемами. Вроде и все. Но насколько яркая картинка жизни, обычной жизни 22 века...
kkk72, 22 сентября 2007 г.
Самый сложный шаг в будущее Стругацких — не изобрести новую технику, а воспитать нового человека. Но вот получится ли это сделать по рецептам Стругацких? Рассказ вызывает определенные сомнения в этом.