Мигель де Сервантес Сааведра «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский. Часть 2»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | Ироническое | Психологическое | Сатирическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная ))
- Время действия: Эпоха географических открытий (15-16 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой | Для взрослых
Четыре века назад одного арестанта севильской тюрьмы посетило странное видение. Сквозь тюремную решётку ему привиделись два одиноких путника: один был очень худой, на костлявой кляче, другой — толстый, на сером осле. Узник стал внимательно наблюдать за их удивительными приключениями и всё записывать уцелевшей рукой… Самым непостижимым в этой истории остаётся то обстоятельство, что комическая пара, возникшая в голове севильского узника, стала близкой каждому живущему на нашей планете. Будто они на самом деле живут вместе с нами, где-то совсем-совсем рядом.
Роман Сервантеса «Дон Кихот» по-прежнему остаётся одной из самых издаваемых в мире книг, по числу языков, на которые он переведён, роман уступает только Библии.
В конце 1960-х годов художник Савва Бродский взялся, как он сам выразился, за тысячную вариацию иллюстрирования романа и снова стал промывать великую книгу в своём сердце, как золотоносный песок (рисовать героев Сервантеса художник начинал ещё школьником). Что важно и необычайно ценно — Бродский не разделил мир, как принято, на дон кихотов и санчо панс. По его изобразительной версии, один Дон Кихот или один Санчо существовать не могут, как не может существовать только одна сторона медали. За экзальтированным рыцарем неотступно следует сметливый оруженосец: один олицетворяет идею, другой — её практическое использование.
Но в иллюстрациях Бродского присутствует и третье действующее лицо — растресканная земля, уходящая в беспощадную даль. В этой пустыне человеческой и зародилась светлая вера Дон Кихота в истину, требующую служения и жертв...
В книге использованы изображения произведений из фондов Государственного учреждения культуры Московской области «Серпуховский историко-художественный музей»
Входит в:
— антологию «Энциклопедия детства», 2008 г. > роман-эпопею «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»
— журнал «Чиж 1934'09», 1934 г.
— журнал «Чиж 1934'10», 1934 г.
— журнал «Чиж 1934'11», 1934 г.
— «Театр FM», 2004 г.
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Доступность в электронном виде:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
tapok, 19 ноября 2015 г.
Вторая часть «Дон Кихота» заметно отличается от первой. Это отчасти объясняется кратким прологом, в котором Сервантес говорит о причинах, побудивших его продолжить роман. У меня возникла мысль, что автор писал первую часть под знаком эмоций, а во вторую вложил больше рацио. От того мне продолжение понравилось больше, чем начало. Ещё одно заметно отличие – это большая приземленность повествования к самому Дон Кихоту. Сервантес по-прежнему рассказывает истории о совершенно «левых» персонажах, но теперь наш доблестный рыцарь является важной частью этого повествования, а не статичным зрителем (а то и спящим, как было ранее).
Хочется так же отметить изменения, которые произошли в героях романа. Дон Кихот стал более разумным, насколько это возможно. Ему реже мерещатся всякие странные вещи, у него нередки моменты проблеска сознания.
Санчо Панса пошёл в другую сторону развития. Верных оруженосец всё меньше становится верным. Санчо часто противится воле Дон Кихота, ему хочется побыстрее заполучить остров, а то и королевство. Разлад в отношениях Санчо и Дон Кихота становится всё более очевидным. Действительно, долго ли сможет один другого водить за нос?
Отмечу раздвоение сюжета, когда Дон Кихот остался у герцога, а Санчо отправился «губернаторствовать». На мой взгляд, это очень удачный ход. Сервантес после каждой главы отправлял читателя на другую сторону. Более того, само губернаторство Санчо чего стоит – очень интересно и занятно.
Заключение: вторая часть Дон Кихота выглядит намного более убедительной, чем первая. Финал грустный, немного скомканный, но достойный.
snaut, 4 февраля 2017 г.
В литературном отношении вторая часть ещё изощрённей чем первая. Главные герои стали реалистичней, каждый по своему, добавилось грустных ноток и сатиры на человеческие пороки. Но своего очарования роман ни в коем случае не потерял. На мой взгляд он стал как то пронзительней,глубже,но впрочем таким же остроумным. А финал конечно грустный, но логичный.