Агата Кристи «Ночная тьма»
- Жанры/поджанры: Триллер
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа | Южная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Майкл Роджерс сменил множество работ, но нигде долго не задерживался — в общем был небогат, но любил разнообразие в жизни. Случайно попавшееся на глаза обьявление о продаже поместья «Тауэрс» навело его на мысль о том, что примерно здесь он хотел бы иметь свой собственный дом, прекрасный и удивительный. И совсем недалеко от этого места Майкл встретил Элли...
Входит в:
— журнал «The Saturday Evening Post, Vol. 241, No. 4 (February 24, 1968)», 1968 г.
— журнал «The Saturday Evening Post, Vol. 241, No. 5 (March 9, 1968)», 1968 г.
Экранизации:
— «Бесконечная ночь» / «Endless Night» 1972, Великобритания, реж. Сидни Гиллиат
- /языки:
- русский (23), английский (38), немецкий (13), испанский (9), французский (17), португальский (11), итальянский (11), греческий (4), шведский (3), датский (3), голландский (9), финский (5), норвежский (4), литовский (2), чешский (3), эстонский (2), польский (7), болгарский (3), венгерский (3), сербский (3), хорватский (2), армянский (2), иврит (1), арабский (9), тайский (4), персидский (2), вьетнамский (1), китайский (9), корейский (5), японский (5), румынский (4), бенгальский (2), турецкий (3), исландский (1), индонезийский (3), сингальский (1)
- /тип:
- книги (225), периодика (2)
- /перевод:
- Б. Александер (3), Д. Алмейда (1), Э. Ассис (1), И. Бекл (2), С. Бергстрём (3), И. Бессмертная (3), З. Ботова (1), К. Брайт (2), Л. Будинене (2), Ю. Ванненмахер (13), А. Варданян (2), Ж. Варолен (10), Т. Вендабона (1), Х. Вэньфань (5), Л. Гримальди (9), Э. Груба (2), К. Дюриво (7), Н. Емельянникова (18), Л. Ехуа (1), Р. Йамбрих (10), К. Кахрик (2), С.К. Ким (2), Ж. Кисс (1), М. Крастева (3), С. Кхаопло (4), А.-Л. Лайне (4), Ы.С. Ли (2), А. М. Пегулеску (1), А. Менцвель (7), Д. Мистраки (3), К. Молнар (2), О. Ничифорович-Бабац (2), Ж. Озтекин (2), Д. Ола (1), Ф. П. Родригес (1), А. Переверзева (1), А. Рашид (1), С. Родригес (5), Г. Рупчев (3), М. Сечуйски (1), И. Синитиро (3), С. Спринцеройу (1), Г. Суверен (1), Ю. Тантани (3), Г. Томмесен (4), Р. Трайкоглу (1), Ч. Х. Кхам (1), В. Хайюн (1), Х. Цайхун (2), Л. Цзе (1), Ч. Цзинь (1), Ч. Цяомей (1), З. Шамим (1), И. Щорс (1), А. Щорс (1), С. Ядзава (2)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
LinaSaks, 21 марта 2021 г.
Кажется, если прочитать определенное количество книг Агаты Кристи, то все последующие становятся для тебя очень простыми в плане отгадывания того, а что же там будет и кто убийца. Буквально несколько предложений и для тебя весь расклад как на ладони. Так что я могу себя считать уже экспертом в области детективов Агаты Кристи, потому что с пары начальных предложений поняла всю завязку книги и кто убийца(ы) и как это будет сделано.
Для меня это не критично, потому что я люблю читать как это происходит, от звена к звену и в конце любоваться всей цепочкой. Вот чего не отнять у Агаты Кристи, так это как раз умения создавать звенья и вызывать интерес и уже не важно, что ты с самого начала знаешь всю завязку, ты любуешься тем как она создана, как автор смог выразить и чувства, и настроение, и как пришло само решение и мотивации. Герои оживают, любуются миром, влюбляются. Удивительно чувствовать показанный кусочек мира и жизни.
Эта книга, конечно, не исключение, что радует. И тут создана удивительная живая драма. И очень горько смотреть, как пропадают в темноте жизни людей. Просто потому что люди не переоценивают, не умеют вглядываться в суть, не смотрят даже друг на друга. Ведь не было бы тандема убийц, если бы они один раз честно посмотрели друг на друга и увидели, что на самом деле общей реальности у них не существует, что у каждого свои желания и они противоположны. Если один желал иметь дом, чтобы никуда не бегать, оказаться в месте удивительном, любимом, иметь свой дом как крепость, то другой хотел летать по миру, смотреть, узнавать, веселиться, что мирное существование не по нему, он не нагулялся, ему еще есть, чем себя развлечь, есть этот голод впечатлений, который свойственен юности и голодным людям, которые во всем себя ущемляют, а потом дорываются до возможностей и их уже не остановить, это что-то сродни наркомании или алкоголизму.
Жаль и человека, который готов закрыть глаза на того кто рядом просто, потому что хочет вырваться из плена опеки. Потому что наивно начитался сказок, не увидел мира за пределами того в каком жил и ожидает принцев, драконов сказочных единорогов. Жаль эту наивность.
Но что на самом деле злит, так это люди, которые видят, понимают, оценивают, но жадность превыше всего. Их жестокость обоснована именно ей. Точно понимая к чему приведет соединение людей, они выжидают окончание трагедии и спокойно пожинают плоды получив именно то, что и хотели. А ведь они одним единственным махом могли ее не допустить. Так что в книге убийц на самом деле больше.
Как бы не были для меня предсказуемы детективы Агаты Кристи сейчас, читать я ее не перестану — это точно. Потому что тут уже переходишь на другой уровень любования. На то как все выстроено, как точно описаны люди, как выверены ситуации и оценки. Это волшебство писательское просто. Агату Кристи необходимо читать, это помогает развивать вкус. Так что читайте, повышайте свой уровень читателя)
felixkriventzov, 12 февраля 2020 г.
Если честно, вообще очень сложно поверить, что это написал тот же человек, который создал гениальную повесть «10 негритят» — потому что уровень тут дилетантский. По сюжету, молодой бездельник знакомится с очаровательной и баснословно богатой простушкой, у них за считанные дни случается «любоф-моркоф» и они покупают себе домик в месте с сомнительной репутацией, где мадам быстро откидывает драгоценные копытца. Потом — НЕОЖИДАННЫЙ, но даже не пытающийся вязаться с предыдущим полотном текста поворот и банальная развязка. Собственно, в романе, где мало-мальская «интрига» начинается за 70 страниц до конца, нет ни прописанных персонажей, ни тревожного настроения, ни интриги, ни вообще логики. Тут даже злодей орудует настолько по-идиотски, что его планы вообще чудо что сработали. Слабенький закос под готические истории классиков схлопнулся, а на выходе остался скучный бульварный триллер, который даже для отдыха читать противно. Да и язык тут — особый британский «корявый», с сумасшедшими заворотами времен и порядком слов. Да, хорошие писатели тоже могут писать полную шнягу, и вот вам пример.
Wolf94, 4 октября 2018 г.
Я не мастер описывать — во всяком случае, до настоящего писателя мне далеко.
Агата Кристи для меня одна из любимых авторов и поэтому я стараюсь заполнять пробелы в ее творчестве. Серия про Пуаро слегка приелась, но особое место в моем сердце занимают внецикловые детективы Агаты. Горе невиновным так вообще порадовали такого сноба, как я.
Ночная тьма — это не совсем то, что я ожидала. Ох, ну ведь нельзя так поступать с детективом-любителем в виде постоянного читателя. Сразу же, после того, как начала читать, в голове промелькнула мысль — Где-то ведь уже такое видела...Причем ни у кого-нибудь, а у самой Кристи! Долго запариваться не пришлось, так как не добравшись до середины поняла в чем фишка.
Я даже не буду писать по поводу сюжета, достаточно и того, что рассказано в аннотации. Дело оказалось слишком легким и не предвзятым. Пуаро бы сразу же докопался до сути.
Резиновый Лев, 30 декабря 2018 г.
Агата Кристи пишет детективы. Это аксиома, как русский с китайцем братья навек или Волга впадает в Каспийское море. Но вместо детектива получилась американская трагедия талантливого мистера Роджерса. Поэтому читатель, привычно ожидающий рифму «розы» в виде явления Пуаро или миссис Марпл и получая вместо этого социально-обличительную прозу, чувствует себя одураченным. И он в чём-то прав. Потому что детектива нет, а как проза — слабенько. Вот, собственно, и всё.
Konbook, 9 октября 2019 г.
Вот что нужно знать всегда:
Слитны радость и беда.
Знай об этом – и тогда
Не споткнешься никогда.
Темной ночью и чуть свет
Люди явятся на свет,
Люди явятся на свет,
А вокруг – ночная тьма.
И одних ждет Счастья свет,
А других – Несчастья тьма…
Майкл Роджерс, чрезвычайно привлекательный молодой человек (двадцати двух лет от роду), даже не предполагал, что стихи Уильяма Блейка как нельзя лучше определят его дальнейшую судьбу.
Чересчур амбициозный, что, впрочем, свойственно молодым людям его лет, не определившийся кем будет в жизни – он так и называл себя «перекати-поле», меняя одну работу на другую, предпочитавший удовольствие случайного секса (девушки к нему так и липли, что не удивительно, при его внешности и обаянии), не задумывался о семье, настоящей любви, но все изменилось в тот момент, когда он увидел поместье «Тауэрс».
«Цыганское подворье», так называли его старожилы. О нем ходили плохие слухи, вплоть до того, что дом и земля прокляты, а все потому, что обманутый муж убил жену и любовника, а потом покончил и с собой.
Но Майкл отмахивался от подобных предрассудков, у людей еще остались древние пережитки веры во все сверхъестественное, в цыганские проклятия и прочее. Он хотел стать владельцем дома, но за не имением достаточных денежных средств, желание оставалось мечтой.
Но пути Господни неисповедимы.
Или все это были происки Сатаны?
Они принимают решение связать свои судьбы, когда девушка достигнет совершеннолетия.
Им повстречалась цыганка, она предупреждает молодых людей об опасности, но молодые люди и думать не хотят о плохом. Они верят в счастье, любовь и во все хорошее, что ждет их в семейной жизни.
Настоящим потрясением для Майкла стало известие о том, что сиротка Фенелла – не Гудмен, а Гутман — одна из богатейших девушек Америки, и он становится состоятельным человеком, совершенно того не ожидая.
Теперь его мечта может воплотиться в реальность, но оказывается, что «Тауэрс» продан, и как выясняется, купила его именно Фенелла, чтобы обустроить в нем их семейное гнездышко.
Дом перестраивает друг Майкла – архитектор Рудольф Сэнтоникс, человек талантливый, но, увы, тяжело больной, чьи дни на земле сочтены.
Поселившись в «Цыганском подворье», Майкл начинает жизнь настоящего английского сквайра, наслаждаясь любовью Элли и осознанием того, что его мечта сбылась.
Однако цыганка миссис Ли продолжает предупреждать об опасности, в окна их дома бросают камни, а на пороге находят записки с предупреждениями, что если они не покинут дом, их ждет несчастье. Об этом им намекает и Сэнтоникс. А тут еще объявились родственники Элли, настоящие пираньи, да подруга Фенеллы – Грета, много лет находившаяся у нее в услужении, которую Майкл на дух не переносит! Но он верит, что у них с Элли все будет хорошо, а как иначе?
Но таким ли уж безоблачным будет их счастье? На кого первым падет цыганское проклятье? Над кем сгустилась ночная тьма? Кого, она накроет своим темным саваном?
В последнее десятилетие (к сожалению) своей жизни и творчества Агата Кристи написала восемь романов:
1. Третья девушка;
2. Ночная тьма;
3. Щелкни пальцем только раз;
4. Вечеринка в Хэллоуин;
5. Пассажир из Франкфурта;
6. Немезида;
7. Слоны помнят долго;
8. Врата судьбы.
И «Ночная тьма» (точное название – «Бесконечная ночь», но «Ночная тьма» больше соответствует атмосфере романа, но точно не современное название – «Ночь без конца») среди них — лучший, среди внецикловых романов – один из лучших.
Это не столько детектив, сколько психологический триллер, в этом убедятся те, кто решит его прочесть. И нисколько не пожалеет, если узнает историю Майкла Роджерса. Финал роман поистине эффектный, который, впрочем, предположить не сможет никто, если не будет знать особенности, которую использовала Агата Кристи при написании романа.
«Королева» всегда придумывала изощренные механизма преступлений в своих книгах, и в каждом новом романе, способ убийства не дублировался, но здесь Агата Кристи не мудрствуя лукаво, воспользовалась комбинацией двух сюжетных ходов, использованных ранее в двух своих знаменитых романах, один из которых наделал много шуму в свое время (называть их не буду, и советую не пытаться найти в Сети информацию по «Ночной тьме», чтобы не испортить впечатления от романа, просто открывайте и читайте). Она не сомневалась, что концовка будет носить эффект разорвавшейся бомбы, и не ошиблась.
И одних ждет Счастья свет,
А других – Несчастья тьма…
Счастья в книге было мало, а вот Тьмы, к несчастью, предостаточно…
usachevaanna, 24 декабря 2017 г.
Если честно, мне больше нравятся произведения Агаты Кристи, входящие в тот или иной цикл (Пуаро, мисс Марпл). В отдельных книгах очень не хватает какого-то колоритного персонажа, который бы выделялся среди других и разрешал все запутанные загадки. При чтении данной книги было ощущение, что первые две части Агата хорошо проработала, продумала, а приступив к третьей поторопилась и бросила все, как есть. В связи с этим осталось много вопросов без ответов, много тонкостей и деталей, которым автор не придала значения. А зря.
Эта книга для меня была более предсказуемая, чем все другие у Агаты Кристи, которые я читала до этого. Очень прозрачные намеки и на судьбу героев и на их поступки. Причем эти намеки добавлены в текст будто не к месту и прописаны недостаточно хорошо.Ни Майкл, ни Грета с самого начала не вызывали доверия и положительных эмоций. Майкл был таким жадным до денег, но мог бы обустроить с Элли свою жизнь и купаться в роскоши. Да, он был психически нездоров, но первые две части повествования не убедили меня в этом. Из всех героев мне понравилась только Элли. Мне кажется она разгадала личность Майкла, но то ли хотела сделать из него человека, то ли действительно полюбила его слишком сильно и доверилась ему. Мне кажется она была гораздо мудрее и умнее, чем думал Майкл, но в нужное время поддалась чувствам, а не разуму. Она наверняка знала, что он был знаком с Гретой (в книге был момент, где Элли сказала, что Майкл и Грета встречались раньше и просто не могли друг друга не знать). Она старалась убедить Майкла в том, что у него есть к ней чувства (когда внушила ему, что он смотрит на нее с любовью).
Я не считаю этот роман одним из самых лучший произведений Кристи в детективном жанре, но романтичные и мистические ноты задают особенную атмосферу этого произведения.
borovkovv, 10 января 2017 г.
Последние лет пятнадцать своей жизни Кристи выпускала примерно по роману в год. Этим вот романом был закрыт 1967. Предпоследний внецикловый. Качество прозы к тому времени у писательницы сильно просело, но этот роман еще был читаемым. Необычный способ подачи, отсутствие надоевших серийных персонажей, и самый малый объем романа из всей ее поздней прозы.
Роман впервые вышел в Америке. В двух номерах журнала The Saturday Evening Post, в конце февраля — начале марта 1967 года. Потом книжное издание в Англии в конце октября того же года, в 68-м году книгу издали и в Америке.
Проблема с описанием этого романа в том, что в нем есть одна фишка и если ее раскрыть, то это жирнейший спойлер, а если нет, то вроде как и говорить не о чем. Это как фильм “Шестое чувство”, где без пояснения, что герой Брюса Уиллиса тоже мертв, что либо о сюжете говорить бессмысленно.
Итак, пролетарий Майкл Роджерс встречает дочь миллионера Фенеллу Гутман. Любовь, ухаживания, свадьба, совместная жизнь. И вот так три четверти романа. Розовые сопли, без намеков на детектив. Чтобы хоть как-то разбавить любовь-морковь есть семья Фенеллы (сокращенно Элли), которая не восторге от такого мезальянса, и легенды о том месте, где молодожены строят свой дом. Цыганское подворье, убитые детишки и прочая ерунда в таком духе. В общем, роман из серии Harlequin с легким налетом готичности — небольшой я знаток подобной прозы, но из того, что читал, ближайшая аналогия — Дафна дю Морье.
И вот эти первые две трети романа я вообще не понимал, зачем я всё это читаю. Не, у Кристи и раньше были чисто любовные романы, но у нее хватало совести публиковать их под псевдонимом Мэри Уэстмакотт. А тут публикация под собственным именем, но даже намека на приключения или детектив нет. Пока, сильно перевалив за середину книги, не случается несчастный случай со смертельным исходом с одним из действующих лиц.
И даже после этого Кристи продолжает тянуть. Несчастный случай и несчастный случай. Похороны, завещание, адвокаты. И за пару десятков страниц до конца книги писательница всё раскладывает по полочкам.
Ничего нового Кристи тут не изобрела. Ненадежный рассказчик — это “Убийство Роджера Экройда”. Нехорошо повторять свой старый фокус. К тому же, в “Экройде” Шеппард умалчивает буквально о нескольких минутах, в которые он совершает убийство, а в остальном романе честен с читателем, а тут Майкл врет и недоговаривает на протяжении месяцев. Сюжетный ход с влюбленной парой, женитьбой на богатой женщине с целью ее дальнейшего убийства и получения наследства — это “Смерть на Ниле”. И нечистый на руку адвокат Элли, Стэнфорд Ллойд — это тоже из “Смерти на Ниле”.
Итого. Роман, построенный на одном фокусе. Писательница попыталась повторить трюк, который принес успех одному из ранних ее романов. Не, концовка ударная, ничего не скажешь. Но уж больно затянута первая, любовная часть романа. До раннего творчества не дотягивает, но из позднего — один из лучших.