fantlab ru

Стивен Кинг «Сияние»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.46
Оценок:
5254
Моя оценка:
-

подробнее

Сияние

The Shining

Другие названия: Светящийся; Ясновидящий; Монстры; Свечение; Странствующий дьявол

Роман, год; цикл «Дэнни Торранс»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 277
Аннотация:

Джек Торранс со своей семьей нанимается смотрителем на зимний период в отель «Оверлук». Предвкушая хороший отдых, превосходную еду, да и приличное пополнение семейного бюджета, взрослые члены семьи даже не догадываются о тайнах, хранимых фешенебельным ОТЕЛЕМ…

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Роман был опубликован в белорусском литературном журнале «Неман» в 1991 г. (№№ 8-12).

Идея романа пришла Кингу во сне во время поездки в отель «Стэнли» в штате Колорадо. Название было вдохновлено словами из песни Джона Леннона «Instant Karma!»



В произведение входит:


8.10 (197)
-
2 отз.
7.87 (94)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— цикл «Дэнни Торранс»

— условный цикл «Судьба Иерусалима»  >  Упоминания в других произведениях Стивена Кинга

— журнал «Звезда Востока 1991'10», 1991 г.


Награды и премии:


лауреат
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 1988

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1978 // Гэндальф "Лучшая книга в жанре фэнтези"

Экранизации:

«Сияние» / «The Shining» 1980, США, Великобритания, реж: Стэнли Кубрик

«Сияние» / «The Shining» 1997, США, реж: Мик Гэррис



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Сияние
2020 г.

Издания:

Монстр
1992 г.
Светящийся. Способный ученик
1992 г.
Сияние
1992 г.
Сияние
1992 г.
Сияющий
1992 г.
Странствующий дьявол
1992 г.
Ясновидящий
1992 г.
Монстры
1993 г.
Свечение. Том 1
1993 г.
Свечение. Том 2
1993 г.
Туман
1993 г.
Сияющий
1996 г.
Сияние
1997 г.
Сияние. Том 1
2000 г.
Сияние. Том 2
2000 г.
Сияние
2004 г.
Сияние
2004 г.
Сияние
2005 г.
Сияние
2005 г.
Сияние
2007 г.
Сияние
2008 г.
Сияние
2012 г.
Сияние
2012 г.
Сияние
2013 г.
Сияние
2014 г.
Сияние
2014 г.
Сияние
2014 г.
Сияние
2019 г.
Сияние
2019 г.
Сияние
2019 г.
Сияние
2020 г.
Сияние
2021 г.
Сияние
2021 г.
Сияние
2021 г.

Периодика:

Звезда Востока № 10, 1991г.
1991 г.

Самиздат и фэнзины:

Дэнни Торренс
2017 г.

Аудиокниги:

Сияние
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Shining
1977 г.
(английский)
Сяйво
2010 г.
(украинский)
The Shining
2011 г.
(английский)
Сяйво
2014 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое, что хочу отметить фильм Стэнли Кубрика и роман скорее нужно воспринимать как два самостоятельных произведения. Безусловно я очень люблю фильм за визуал и Джека Николсона, его саундтрек и атмосферу, но о фильме я как-нибудь потом напишу. Главное отличие романа, это безусловно глубина, это не хоррор в чистом виде.

Роман затрагивает тему насилия в семье, и не только ограничиваясь семьёй. Отель «Оверлук», бойлер, осиное гнездо, призраки, маскарад и сияние метафоричны в этой истории, а сюжет помогает вовлечь читателя. Скрытые травмы и обиды, которые живут в глубоко в памяти и подсознании людей, словно призраки в отеле, оживающие в определённых условиях (изоляции, стресса), завладевающие нами и толкающие нас на отвратительные поступки и доводя до состояния аффекта, а в определённых случаях до полного безумия, разрушая нас как личность — вот основная тема романа, никак не раскрытая в фильме. Кинг рассказывает, исходя из своего опыта как можно любить человека, но порой иметь желание причинить ему боль или совершить что-то, гораздо более страшное, чем само намерение. Он говорил, что испытал схожие чувства по отношению к своим детям, когда те были маленькими. И по-сути, это роман-признание. Но ведь эта проблема затрагивает не только самого Кинга, но и всех нас. Мы ходячие отели с призраками, мы сопротивляемся им, пока не оказываемся наедине с ними и будучи слабы духом. Тем не менее большинство побеждает их внутри себя. А Джек вот не смог. Он стал сам этим отелем, нося маску отца Денни.

Джек не абсолютное зло. Джек теряет своё внешне я, погружаясь в глубины своих травм и обид. Он меняется, но внешне он всё ещё Джек Торранс. Отсюда так много о масках и маскараде, который по мере развития материализуется в виде маскарадов призраков. А в бойлере всегда надо сбрасывать давление, иначе отель взорвётся, что Джек и забывает сделать по мере своего безумия, в итоге взрываясь вместе с самим отелем.

Что влияет на Джека, кроме его подсознания и изоляции? Его семья.

Его жена Уэнди далеко не положительный изначально персонаж. Она имеет свои травмы и следуя им завидует Джеку в том, что их сын Денни любит так сильно отца, несмотря на то что тот в детстве вспылив сломал ему руку. Этого она не могла ему простить, и постоянно подозревала Джека в том, что он может совершить насилие относительно Дэнни, хотя Джек раскаивался в содеянном и дал себе слова этого не делать больше, как и не пить. Джек ведь страдал алкоголизмом, но завязал. Он искренне пытался исправиться, но недоверие Уэнди, явно травмировало его, загоняя в подчинение отелю и его призракам. Только вот недоверие Уэнди исходило из зависти к Джеку, ревности. Ведь Дэнни был больше привязан к отцу, несмотря ни на что. Уэнди вскоре осознаёт это и извиняется перед Джеком. Она преодолевает своих призраков.

А вот Дэнни раздражает Джека своим непослушанием, нарушая запреты отца и получая последствия нарушения этих запретов. Поступки Дэнни подталкивают Джека также к призракам. Сначала Дэнни нарушает запрет, крадёт ключ и открывает комнату 217, затем совершает и другие поступки, в последствие заводя часы безумия Джека. Дэнни ребёнок, но позже он чувствует ответственность за безумие отца.

А вот теперь главный вопрос — снимает ли это с Джека ответственность?

Кинг даёт понять, что нет, не снимает. Появляется антипод Джеку, повар Холларан. В фильме он погибает от рук Джека, но в романе Джек его колечит, и Холларан спасает Уэнди и Дэнни. Но зайдя в сарай за тёплыми вещами, он смотрит в зеркало и видит в отражении своё искалеченное лицо. В этот момент призраки начинают подталкивать его к убийству Дэнни и Уэнди. Холларан, чувствует, что он искалечен из-за них. Но пересиливает этот момент, не поддавшись зову насилия. Он же учит Дэнни в конце романа тому, что в жизни много зла и в целом жизнь не любит нас вообще, но нужно уметь преодалевать всё травмы и жить дальше, сохраняя в себе человека.

Несколько слов о самом «Сиянии». Видения Дэнни, это его интуиция и эмпатия. Ведь являющиеся мальчик Тони, в итоге оказался самим Дэнни. Разглядеть его смог Дэнни только в особом месте, кстати, похожем на отель, что явно даёт нам понять о метафоричности « Оверлука».

Я бы много мог ещё написать интересных мыслей по поводу находок Стивена Кинга, много деталей. Но нет на это столько времени. Скажу одно. В юности я читал хоррор, а сейчас я читал сложное глубокое произведение, написанное блистательным языком. Моё отношение к Стивену Кингу теперь иное. Он действительно живой классик американской литературы, который затрагивает важные вещи. Это точно не развлекательное чтиво, хотя каждый читая его получит и увиди своё. Зависит от опыта и эрудиции.

Оценка: 10
– [  -4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередная переоценённая (не без помощи не читавших произведение составителей аннотаций) книга.

Очередная книга, при рецензировании которой критики с упоением (!) путают книгу и фильм.

Очередная книга, от наличия или отсутствия которой в мире не меняется (по крайней мере, к лучшему) абсолютно ничего.

Для мистики произведение слишком реалистично.

Повар мог подыграть мальчику в начале. А в выходе на развязку поступить так, как он поступил, совершенно безо всякой мистики. Очевидно же, что добром эта зима в отеле не кончится...

Главный герой всё-таки срывается в затяжной постпохмельный делирий — и странно не то, что у него черти по комнате пляшут, а то, что его не упекли в дурку превентивно, ведь видно же, что он опасен...

Что до самого мальчика — с такой наследственностью и таким воспитанием диво, что все его проявления «особенности» сводятся к бурной фантазии и спонтанному мочеиспусканию. И не надо быть Джимми Нейтроном (или телепатом), чтобы догадаться, что если батя снова примет на грудь — действительно случится Очень Скверное Дело. Конкретно в этом ребёнке нет абсолютно ничего особенного. Для такой семейки и таких обстоятельств он довольно нормален.

При этом, для хоррора произведение слишком грязное.

Уйма событий происходит только для того, чтобы произойти. Уйма чернухи происходит только для того, чтобы потыкать читателя носом в неприятное. Без конца и без начала, без смысла и без причин.

Смысл произведения — буквально что и зачем пытался сказать своим творением автор — от меня ускользнул. Возможно, потому, что его просто нет. А без смысла это очередная бестолковая графомания, пусть и подкреплённая легендарным (ой ли?) человеком-брэндом.

Если это за каким-то лешим вписали в классические книги, в эталоны жанра, — что я могу сказать, кроме как «Ной! Готовь ковчег!»?

Оценка: 4
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Сияние» Стивена Кинга — это роман, который рассказывает историю гостиницы и ее сотрудников, а также гостей, которые прибывают туда. Главной идеей романа является то, что закрытая от общества гостиница скрывает множество тайн и трагедий в жизни ее сотрудников и гостей. Автор использует сильное и детальное описание, чтобы показать жизнь и судьбу каждого героя и их борьбу со своими душевными и эмоциональными проблемами. Книга также исследует тему психологической травмы и ее влияния на жизнь людей. Автор использует элементы ужаса и фантастики, чтобы добавить напряженность и загадочность к истории. Одной из оригинальных идей романа является то, что существует тайное зло, которое окружает гостиницу и ее жителей, и каждый из них должен справиться с этим злом, чтобы выжить. Роман может быть интересен тем, кто любит ужасы и мистику, а также интересуется психологическими темами и их влиянием на жизнь людей.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лично мне этот роман показался великоватым для своего простенького сюжета. При этом не понятно, почему всё-таки главный герой впадает в буйство. То есть читатель ставится перед фактом и всё. Мне бы хотелось понять, что у него в голове творилось. Да ещё и в связи с мистической составляющей. Тогда было бы убедительнее и интереснее. То есть дом влияет на психику так, что нормальный человек сходит с ума, осознаёт это борется с собой, ищет решение, размышляет. По-моему, внимание в основном уделено «картинке» и действиям. А это уже признак литературы низкого сорта. Если книга заставляет читателя задуматься, позволяет поставить себя на место персонажа, рассмотреть свои реакции и поведение, это полезно. Когда книга даёт какие-то нравственные ориентиры, это отлично. Следует признать, что произведения Кинга в принципе не самого высокого пошиба и мало ориентированы на внутренний мир, чувства и переживания героев. Декорации, действия, эффекты есть, а вот логические цепочки в поведении и поворотах сюжетов частенько вызывают нарекания.

Роман так себе, на раз. Поставил 7 только из уважения к автору.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня это одна из самых лучших и пугающих книг Короля Ужасов.

Что пугает в 'Сиянии': безнадежность ситуации, в которой оказались Торренсы; ощущение того, что тот, кого ты любишь, постепенно превращается в агрессивного безумца, и вы в ловушке всей семьей; постепенно раскрывающаяся история 'отеля с прошлым' и осознание места особенного пятилетнего мальчика Дэни в этой истории.

Описание алкоголизма и отчаянных попыток избавления от него выглядят очень правдивыми и реальными, история Джека трагична.

Атмосфера на высоте и постепенно нагнетается. Впервые я читала книгу ночами в одиноком дачном домике, и в некоторорых моментах (таких как сцена в номере 217), оставаться наедине с книгой было очень трудно и страшно, хотелось отбросить ее, с проклятым отелем внутри, подальше.

Оценка: 10
– [  -2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пока что, самое слабое произведения Кинга для меня. После КДЖ история Сияния меня совсем не впечатлила. Возможно я не фанат мистики, в таком проявлении в котором она показана в Оверлуке. А вот Финал был шикарнейший.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличное произведение от короля ужасов

«Сияние» мне довелось прочитать гораздо позднее, чем я увидел легендарный фильм Стэнли Кубрика. И по сей день в моменты, когда речь заходит об этом романе Кинга, у меня в голове все равно всплывают образы и низкая мелодия именно из фильма. Однако первоисточник, на мой взгляд, позволяет куда лучше проникнуться духом того страшного отеля, где происходят события романа.

В книге описывается интересная история писателя, его жены и маленького сына, которые волею судьбы оказываются в заснеженном месте, где им предстоит быть отрезанными от всего мира целую зиму и при этом ухаживать за отелем, что скрывает массу тайн.

Книга изобилует многими интересными моментами, особенно погружением в сознание главных героев. На это Кинг мастер. Он всегда отлично и грамотно прописывает мысли героев, цепочки логических рассуждений, что приводят к тем или иным действиям персонажей. Такое яркое и подробное описание считаю его успехом, что позволяет досконально раскрыть героев и показать читателю их мотивацию.

Роман буквально пропитан мистикой и ужасом. Часто сложно отличить, где реальность, а где тот загробный мистический мир. Эти вещи переходят одна в другую, но делается это так грамотно, что порой приходится самому встряхнуть головой, чтобы понять, где ты сам сейчас. Настолько сильно книга овладевает разумом читателя.

Писатель грамотно передает нам характер отца, Джека Торренса, что является человеком с кучей проблем из детства, доставшихся ему от деспотичного отца. Он тихий алкоголик, который с трудом пытается бросить пить, ищет вдохновения в этой новой возможности творить в пустом отеле. Но у него плохо получается, когда отель «Оверлук» проявляет себя.

Отель этот предстает как полноправный хозяин самого себя, некая личность, которая не потерпит незваных именно им гостей. Отель, что обязательно покажет, каков он, запутает, сведет с ума, добьется своего, чтобы остаться местным властелином. «Оверлук» умело играет на чувствах каждого героя, буквально сводит с ума Джека Торренса. Пусть писатель и был алкоголиком и имел проблемы с агрессией. Все это становится фундаментом для того, чтобы отель сыграл свою роль и сделал из мужчины еще и сумасшедшего, что теряет рассудок и путает реальность с вымыслом.

Способность маленького мальчика Дэнни «сиять» — еще одна сложность в копилку происходящего. Кинг будто бы специально собирает воедино все слабые места этой семьи, чтобы в конечном итоге вогнать каждого из них в депрессию. Делает это автор очень грамотно, погружая читателя во множество тайн отеля, буквально заставляя оказаться там. И даже если ты читаешь книгу в теплом летнем помещении, то невольно чувствуешь, что вокруг тебя холод и снег, ведь ты мысленно в «Оверлуке».

Главной особенностью повествования, на мой взгляд, становится не различные мистические события, коих полно в романе и к которым ты готов. Основная тема проходит красной нитью через все произведение, и это именно психология персонажей, которой автор уделяет основное время. Не устаю удивляться, насколько просто выходит описание у Кинга, но при этом это сложный труд — суметь так наглядно показать переживания героев на бумаге, буквально влезая в их голову.

Книга обязательно порадует своей кульминацией, где градус повествования повышается с каждой новой страницей, а читатель все быстрее стремится перевернуть лист, чтобы узнать, что будет дальше.

«Сияние» — прекрасная возможность погрузиться в мир мрака человеческого сознания, увидеть одиночество души, тьму, что буквально врывается и делает человека рабом.

9 из 10

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из самых известных романов Кинга, для некоторых — его визитная карточка. Я не могу назвать эту книгу одной из своих самых любимых у С.Кинга, но точно помню, что описание безумия Джэка Торренса пробирало меня до мурашек. (Кингу вообще удаются персонажи-писатели, но удивляться тут нечему).

UP! Перечитал книгу совсем недавно, т.к. решил что пора бы уже прочитать и продолжение («Доктор сон»). Что могу сказать — при повторном прочтении понравилось даже больше. Люди с сиянием, распад личности Джэка, не по годам смышленный малыш Дэнни, теразния Уэнди(Вэнди)... Кстати, не мог отделаться от мысли, что Дик Холлоран у меня в голове получался один в один похожим (внешне) на чернокожего повар из Саус Парка:)

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Немного тяжеловатый для меня роман, в моральном смысле. Первый раз начал читать лет 5 назад, но тогда не зашло и бросил. В этот раз прочитал до конца,и могу сказать,что оказывается это отличный роман. Да,в начале нудновато читать,на мой взгляд начало немного затянуто, но начиная с 11 главы стало значительно интереснее . Очень много размышлений главных героев,что дает себя почувствовать на их месте. Очень реалистичные описания,даже немного жутковато,особенно некоторые моменты,прямо «бррр...». Фильм 1980 смотрел до прочтения,и он мне очень понравился,но после после прочтения книга вне конкуренции. Рекомендую к прочтению,главное-дотерпеть до заселения главных героев в отель ;-) И да-алкоголь-это зло!)

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Аккумулятор зла, или Красная смерть

*******************************

«Маски долой!»

(Стивен Кинг. «Сияние»)

***

Как известно, книга короля ужасов Стивена Кинга «Сияние» (The Shining) вышла в свет в 1977 году. Именно после этого события Кинг приобрёл известность вышеупомянутого короля. Роман написан в жанре мистического триллера. В нём мистическая составляющая, хотя и тесно переплетается с психологической, является превалирующей.

Также известным фактом является и то, что во время написания романа автор страдал от алкогольной зависимости (и не только: от наркотиков и курения тоже). Один из основных персонажей книги — Джек Торренс является потомственным алкоголиком, разрушившим свою жизнь и жизнь своей семьи пристрастием к выпивке. Алкоголизм зачастую идёт рука об руку с агрессией и насилием, вытаскивая на свет божий самые отвратительные, тщательно скрываемые черты характера человека, а также его страхи и обиды. Алкоголик в семье – жуткое социальное явление, деформирующее психику всех членов семьи и неизбежно влияющее на их поведение и судьбу. Сын Джека Торренса – пятилетний мальчик Дэнни под влиянием событий, происходящих в семье, приобретает странные способности, которые с равным успехом можно отнести, как к мистическим способностям, так и к шизоидным чертам личности.

На мой взгляд, именно то состояние, в котором пребывал Кинг во время написания романа, сделало произведение слишком психоделичным. Роман наполнен плотной атмосферой шизофренических видений отца и сына Торренсов – Джека и Дэнни, усиленных автором до мистической реальности. Воображаемые голоса в голове, шизофренический бред трансформируются в телепатическую связь, а также осязаемые образы, несущие реальную угрозу жизни персонажей книги. Мистическое понятие «сияние» — тоже порождение слившихся воедино психического расстройства и проявлений потустороннего мира.

Но самое поразительное, уважаемый читатель, что, когда читаешь роман, ты не анализируешь «что почём» (это приходит потом), а полностью погружаешься в атмосферу этого безумия и смотришь на мир глазами персонажей Кинга! Хорошо, что книга рано или поздно заканчивается и ты не остаёшься там навсегда …

Если ещё сохранились читатели, не смотревшие киноадаптации «Сияния», в том числе культовую Стэнли Кубрика (1980 г.), то я вам завидую: вы пойдёте по «первому снежку» (тогда как мне мешал мой зрительский опыт), и погружение будет безраздельным. Разумеется – гораздо интереснее.

Не стоит передавать краткое содержание сюжета книги. Оно имеется в аннотации (хотя она, мягко говоря, больше напоминает рекламу, чем достоверно отражает суть). На сколько аннотация к книге соответствует содержанию, пусть каждый читатель решает сам. Мы не можем видеть, чувствовать и мыслить одинаково. Кстати, именно в этой связи Кинг критиковал Кубрика: «Он слишком много думает и слишком мало чувствует». Я понимаю это так, что Кубрик в большей степени реалист и пытается всему найти логическое объяснение. Кинг, в отличие от Кубрика, фантазёр и мистик. Это знают даже те читатели, которые хотя бы немного знакомы с творчеством Стивена Кинга. Паранормальная составляющая – одна из ведущих его произведений. Вообще, по-моему, передать дух книги с помощью средств кинематографа – задача не из простых. Зрительные эффекты (опять же сугубо моё личное мнение) не могут передать всю глубину чувств и переживаний персонажей. Очень редко бывает так, что кинокартина лучше книги. И «Сияние» — не тот случай.

По заверению Кинга, главный персонаж «Сияния» — мальчик Дэнни. У этого романа имеется продолжение – «Доктор сон» (2013 г.), в котором читатели встретятся с повзрослевшим Дэнни. На мой взгляд, здесь два главных персонажа – отец и сын и они неразрывно связаны между собой. Говорят, «как ниточка с иголочкой». И «иголочка» — это Джек, а Дэнни – «ниточка». Сын – продолжение отца и не только по рождению, но и по воспитанию в семье. Это наиболее важная идея романа. Неспроста Джека постоянно преследуют воспоминания об его отце и отношениях в семье, превращая собственную жизнь в кошмар. Джек тоже, превращает в конце концов жизнь своих самых дорогих и близких людей в кошмар, не сумев противостоять мистической воле отеля. В самый последний момент он всё-таки делает попытку их спасти.

Джек Торренс – жертва алкогольной зависимости, но не это приводит его к трагическому финалу. Главное — глубокие психические травмы, полученные в детстве, в большой семье с деспотичным, неуравновешенным отцом – алкоголиком и забитой, безвольной матерью, совершенно потерявшей чувство собственного достоинства, превратившись в тварь бессловесную. Паранормальные явления, происходящие в отеле «Оверлук», как лакмусовая бумажка, выявили не только генетически заложенные задатки личности Джека, но и искалеченные детством психику и душу. Одно преступление рождает другое. Это довольно распространённое явление, обыгранное много раз и в литературных произведениях, и кинематографе: обида, психическая травма рождает волну-продолжение: страстное желание реванша – желание кому-то сделать также, или даже хуже. Вот один, хотя бы, пример. Почему дедовщина не истребима в армии? Цепная реакция: сначала издевались надо мной, а теперь мой черёд.

Отель «Оверлук» — это главный мистический персонаж романа. Он – злобная, мыслящая субстанция с вполне определёнными целями и задачами. Именно он лучше самого Джека разобрался в его сущности. Это он сводит Джека с ума. До приезда в «Оверлук» Джек Торренс страдал алкогольной зависимостью и у него проявлялись вспышки немотивированной агрессии, но сумасшедшим он не был. Отель усилил в разы то, что уже было и направил на свою главную цель: приумножить зло, накопленное за 70 лет и впитавшееся во всё здание отеля, его интерьер и даже окружающие хозяйственные постройки, включая живую изгородь, подстриженную в виде животных: львов, собаки, кролика.

Отель – это аккумулятор зла. Он функционирует с мая по октябрь. В то время, когда в нём постояльцы, он на «подзарядке»: собирает в себя различные проявления любой агрессивной и негативной энергии (склоки, слёзы, раздражение – тоже сгодятся для аккумулятора зла). История «Оверлука» богата кровавыми преступлениями, энергетика зла которых никуда не исчезла. Она здесь и выплёскивается в виде призраков и фантомов тогда, когда отель выходит на охоту. Происходит это в «тихий» период – с октября по май, когда нет отдыхающих и служащих, но есть смотритель (сторож) отеля с семьёй.

Дэнни Торренс – открытый, общительный мальчик, развитый не по годам. В свои 5 лет он практически самостоятельно учится читать, способен делиться собственными мыслями. Дэнни знает о своих экстраординарных способностях, но психика его травмирована: в трёхлетнем возрасте отец, будучи пьяным, сломал ему руку. Денни сильно эмоционально привязан к отцу, несмотря на проблемы последнего с алкоголем и насилие на этой почве (впрочем, как и сам Джек в раннем возрасте).

Венди Торренс – уравновешенная, спокойная, кроткая, послушная жена и любящая мать. Она способна сохранять относительное спокойствие и не вдаваться в истерику даже в моменты высочайшего напряжения. Венди привязана к своему мужу из-за собственных давних проблем с родителями. Защищает мужа и прощает ему многое. Она стремится сохранить семью, потому что любит Джека.

Дик Холлоран – чернокожий повар отеля «Оверлук» — добрейший человек, который также, как и Дэнни обладает способностью «сиять», но в меньшей степени. Именно он становится спасителем мальчика и его матери в конце романа, увозя их с собой.

Стюарт Ульман — управляющий отелем «Оверлук». Далеко не приятный тип. Безгранично предан отелю. Он не хотел брать на должность сторожа — смотрителя Джека Торренса и признавался, что к этому решению его подтолкнули сверху. Ульман оказал существенное влияние на изменение личности Джека Торренса, одного из главных персонажей.

Все безумные события в романе обязаны своим происхождением финансовым проблемам семьи Торренсов. Джек потерял работу учителя и, скорее всего, навсегда. Он мог бы стать писателем. Предложение устроиться на зимние месяцы в отель «Оверлук» сторожем-смотрителем было единственной возможностью иметь какие-то средства к существованию. Эта ситуация является завязкой романа. Между прочим, похожая ситуация случилась и с Кингом. Стивен вырос в небогатой семье. Их бросил отец. Приходилось бороться за существование. Поэтому автору очень хорошо удаётся показать безвыходность положения главного персонажа.

В романе «Сияние» главным является не мистический антураж, со всеми ужастиками гостиничной обстановками. Гостиничными мифами, как и городскими легендами вряд ли можно удивить искушенного читателя. Тем более, что лично мне «по-настоящему страшно» так и не стало. Центральный, натянутый, как струна, нерв всего повествования – это психология семейных отношений и психология личности. В этом заключается, на мой взгляд, главное достоинство книги.

Стивен Кинг мастерски показывает то, что важней всего — «погода в доме». Жизненность и неповторимость произведению придают небольшие штрихи, зарисовки, нюансы, полутона. Мечты и страхи, воспоминания детства и проблемы реальности – всё имеет значение. Нет ни одной лишней детали. Кажется, что повествование выстроено по какой-то особой карте, хорошо известной автору. Поэтому он ведёт читателя по выверенному маршруту. Именно поэтому у Кинга с Кубриком и возникали разногласия и недовольство со стороны Стивена, когда он видел отклонения от заданного маршрута. И его можно понять. Он, как любящий отец, «трясётся» над своим детищем — книгой.

Автор хорошо понимает и доступно доводит до своих читателей «физику и химию» семейных отношений. Он сам отец. На момент написания «Сияния» у него уже было двое детей. Позднее Кинг признавался, что в образе Джека Торренса он воплотил свои пагубные привычки: пристрастие к алкоголю и наркотикам. Он бывал агрессивен и раздражителен, когда выражал гневное недовольство расшалившимися детьми. Может быть таким образом автор освобождался от своих «вредных» привычек? Невольно в этой связи возникает аналогия с Н.В. Гоголем и его «Мёртвыми душами». Что общего? Гоголь, рисуя образы помещиков, высмеивая их, как он позднее писал, старался сам стать лучше, избавиться от «дурных» черт характера.

А вообще интересен принцип накопления зла. Не зря бытует выражение: «Последняя капля в чаше терпения». В Джеке Торренсе копилось много чего нехорошего: ярость, злость, обида. Он, как и отель «Оверлук» аккумулировал в себе зло. Для Джека последней каплей стало добровольное заточение в отеле. Для отеля – невозможность заполучить Дэнни. В обоих ситуациях происходит взрыв и разрушение, как невозможность дальнейшего существования в сложившихся условиях. Как молоток для игры в роке, так и взорвавшийся котёл в бойлерной, — символы крушения страшного и злого – последняя капля в чаше терпения и светлого начала с чистого листа. Так хочется в это верить…

В кульминационной части романа неумолкающим рефреном звучит громко и требовательно: «Маски долой!» как аллюзия к «Маске красной смерти» По Эдгара. Маска – символ лицемерия. Господа, пора снять маски! Покажите истинное лицо! Почему же тогда Кинг так и оставил в маске лицо своего главного персонажа – Джека Торренса? Снять маски – это призыв к реализму, к правде. Почему же автор не последователен? Он так и оставляет читателя с ощущением – «это не он плохой, это жизнь плохая». Бедный Джек! Что с ним сотворил «Оверлук»? Он же хороший. Ну, пьяница немножко …

В этот момент я испытала разочарование. Диссонанс. Стала думать … Джек должен был остаться ХОРОШИМ ПАПОЙ для Дэнни! Кинг – сам отец. Он хорошо понимает, как страшно для 5-летнего малыша разочароваться в папе. И Джек прошёл через это. И Стивен – тоже …

Ну, вот, пожалуй, и всё. Читать «Сияние» лучше в одиночестве. А читать, или нет – решайте сами. Мне было интересно.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень глубокое и атмосферное произведение. Автор берёт читателя за уши и полностью, с головой, погружает в свой роман.

Да, местами — нудно, да, местами — скучно, да, в сотый раз об одном и тоже... Но, без этого всего не получилось бы того полного, глубокого и яркого впечатления, которое потом долго ещё не отпустит читателя после прочтения.

У всех страхи проявляются по-разному. У меня с самого детства, почему-то — это мёртвые женщины, которые оживают и ходят, такие, в длинных одеяниях, с распущенными волосами)) Не знаю — почему. Так вот, здесь, есть такая женщина.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В ванной — мёртвая, распухшая, лиловая.
И моменты с ней задевали мои нервные окончания. Так меня впечатлить не удавалось ещё ни одному произведению!

После прочтения, лично у меня, осталась тяжесть на душе.

В целом — очень достойное произведение от хорошего автора. Можно даже сказать — классика Стивена Кинга. Для тех, кто только знакомится с автором, «Сияние» — в обязательном списке к прочтению!

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это ужасно, да.

О чем книга. Молодой человек по имени Джек Торранс — алкоголик в завязке, муж очаровательной Венди и отец мальчика «со странностями» Дэнни, получает работу смотрителя в отеле «Оверлук». По профессии Джек – учитель, по призванию – писатель. Действие романа начинается в тот момент, когда Джек получает эту самую работу.

Душа любого писателя возликует в предвкушении счастья ничем не омраченного творчества. Ведь Джек получает работу «зимнего смотрителя» в летнем отеле. Отель на зиму закрывается, вокруг, на многие мили – ни души, всех обязанностей – поддерживать температуру отопительного котла да присматривать за зданием. Пиши себе хоть сутки напролет!

Но, как мы помним, Джек – глава семьи. И обстоятельства таковы, что его жена и ребенок вынуждены ехать вместе с ним на эту зимовку. Уже нехорошо.

Да тут еще Кинг, чуть ли не с первых страниц романа, дает понять, что здание отеля – очень нехороший, в смысле ужасов, дом. Да так резво автор нагнетает обстановку, что, немного погодя, сам начинает осаживать сюжет: типа, да вы уж слишком-то не бойтесь, что привиделось, не обязательно сбудется и т.п. Тем самым сохраняя хоть какую-то интригу, заставляя гадать читателя – что из плохого сбудется, а что – нет?

Мои впечатления. Если бы мне надо было описать впечатление от этой книги одним словом, то слово это было бы «разочарование». Огорчение от с первых страниц свечой взмывшего вверх «закрута сюжета» я уже описал выше. В ужастиках я люблю постепенное и неукротимое закручивание гаек в читательской башке. А не «бабах» обухом пониже затылка. И ведь умеет Кинг так, но в этот раз у него не вышло.

Второе разочарование – это язык. Мамочки мои, какие ляпы попадаются на страницах! Возможно, конечно, это все злобный переводчик. Ну не говорят так по-русски:

"<…> изнутри в тело воткнулись ребра <…>»

В тело? Изнутри? Это как? И вообще — чьи это ребра?

«Она услышала металлический лязг распахнутой рывком дверцы, а потом подумала, что слышит какие-то слова.»

«Подумала что слышит? А что потом? Подумала что видит? А потом? Услышала, что подумала?»

Грущу.

Оценка: 4
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный роман мастера хоррора. За антуражем мистики здесь скрывается глубокая психологичность, борьба с алкоголизмом в семье и страдания всей семьи если один из её членов имеет данный недуг. Ну и конечно тема детских страхов, куда же без них. Запомните напоследок — все мы сияем! Только многие из нас или не замечают сияния или подавляют его в себе ещё в детстве.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Сияние» по праву считается одним из лучших произведений в творчестве Стивена Кинга. Экранизация Кубрика мне не особо понравилась, и поэтому знакомство с романом я долгое время откладывал. Но после прочтения могу смело сказать, что книга мне понравилась несравненно больше. Сам Кинг был экранизацией крайне недоволен. Именно «Сияние», по мнению критиков, утвердило Мастера ужасов как успешного писателя. Тема домашнего насилия, поднятая в книге, выводит её за рамки обычного ужастика. Лично я не являюсь фанатом жанра ужасов, а люблю Кинга за его психологические романы, в которых мистика играет лишь роль создания для героев стрессовых ситуаций, в рамках которых и проявляются их сильные или слабые стороны. Ведь в «Сиянии» самое важное – это не все призраки «Оверлука», а как он влияет на героев, показывая их скрытые качества. Теперь о сюжете.

Главный герой, Джек Торранс, получает работу зимнего сторожа в отеле «Оверлук», который располагается в горах, и на всю зиму оказывается отрезан снежными заносами от остального мира. И в обязанности Джека входит следить за отелем это время. Управляющий нанимает нового работника крайне неохотно. Дело в прошлом Джека и в прошлом «Оверлука». Главный герой, алкоголик в завязке, уволенный с предыдущего места работы за драку с учеником. К тому же однажды на эту работу уже нанимали человека с семьёй, и дело закончилось тем, что он убил жену и двоих дочерей, а затем совершил самоубийство. Но Джека это не пугает, ведь у него есть цель – дописать наконец свою пьесу. В прошлом он подавал большие надежды как писатель, но постепенно из-за рутины и пьянства растерял своё вдохновение. Вернуть его должна зимовка в «Оверлуке». Из-за пристрастия к алкоголю в прошлом Джек совершил много ошибок, и потеря работы – лишь одна из них. Однажды в пьяном угаре он сломал сыну руку, а жена хотела подать на развод. Но Джек сумел вовремя одуматься и перестал пить. Хотя работа в «Оверлуке» и кажется прекрасным шансом вернуться к нормальной жизни, интуитивно вся семья Торрансов чувствует беспричинную опасность.

В день закрытия Джек с женой Уэнди и сыном Дэнни прибывает в отель. Семья знакомится с чернокожим поваром Диком Холлораном. От Дика Дэнни узнаёт, что «сияет», т.е. обладает паранормальными способностями (умеет читать мысли, видеть прошлое и будущее и т.д.). И правда, с детства Дэнни обладает особыми способностями. Мистер Холлоран предупреждает мальчика, что отель очень опасное место. Особенно для таких, как они. Он даже рассказывает о самых опасных местах, которых нужно избегать. В случае большой опасности Дэнни может мысленно позвать Дика, и тот придёт на помощь.

Семья Торрансов остаётся в отеле одна, и чем дальше, тем больше отель показывает свою демоническую сущность. Больше всего опасностей сваливается на Дэнни. Джек также порой видит пугающие вещи, но убеждает себя в том, что ему это кажется. Дик предупреждал Дэнни никогда не заходить в номер 217, но любопытство оказывается сильнее. Там он находит оживший труп женщины, которая когда-то совершила в этом номере самоубийство. Со временем призраков становится всё больше, а они всё материальнее. Отель жаждет заполучить себе «сияющего» и пытается добраться до него через самое слабое звено – Джека. Алкоголизм и врождённая вспыльчивость делают его очень лёгкой мишенью. В подвале Джек находит альбом с историей отеля и после этого становится словно одержимым. Пьеса отходит на второй план, появляется новая навязчивая идея – написать разоблачительную книгу о загадочной истории «Оверлука». В порыве одержимости Джек разбивает радио – единственное средство связи с остальным миром – и выводит из строя снегоход. Джека всё больше и больше затягивает в призрачный мир отеля, и его обитатели завораживают писателя. Призрачный бармен наливает Джеку алкоголь, который действует как настоящий, а таинственные голоса склоняют к убийству жены и сына. Якобы, это они разрушили его жизнь и заслуживают наказания. И тогда Джек берет в руки молоток для роке… Кто же из героев останется в живых читатель узнает сам.

Мне очень нравится язык Стивена Кинга. У него уникальный и неповторимый стиль, присущий всем его произведениям. Джек Торранс получился очень живым и реалистичным. Его проблемы ненадуманные и понятны каждому. Важным моментом является его отношения с отцом в детстве. В начале Джек буквально ненавидит его за жестокость и грубость, а к концу романа начинает понимать и, по сути, становится таким же. Это ещё раз подтверждает ту идею, что все наши проблемы из детства. В романе присутствует отличный психологизм, наблюдение и описание, что типично для произведений Мастера.

На мой взгляд, «Сияние» уже можно отнести к современной классике. В романе обличается множество человеческих слабостей и пороков. Для меня это один из лучших романов Стивена Кинга.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самый популярный (гляньте на количество переиздании, оценок и отзывов в России), и, по мнению многих, лучший роман Мастера, но я с этим не соглашусь. Просто хорошая, крепкая работа, в которой соблюдены все предшествующие и будущие штампы и ходы романов Кинга — проблемы в семье? Есть. Главный герой — писатель и алкоголик? Есть. Странный ребёнок со странными способностями? Есть. Ранимая, тщедушная женщина, которой пришлось стать сильнее? Есть. И тд, это можно перечислять бесконечно, просто забавный и интересный факт.

С другой стороны, это очень атмосферное произведение. Богемный отель с сомнительным прошлым и ощущение изоляции от внешнего мира (отель находится за чертой города, а покидать его нельзя — такова судьба смотрителя, коим устроился главный герой со своей семьёй) давит на персонажей и сводит с ума. В этом романе мне нравится концепция невидимого зла, который находит грехи слабого жестокого человека и заставляет выставлять их напоказ, превращая того в чудовище. А самый саспенс строится как раз на медленном преображении главного героя из кающегося грешника в полное чудовище. И мне кажется Кинг с этим справился. Я сопереживал семье Торренсов, сопереживал Венди, что связала свою судьбу с неуравновешенным человеком и у которой сын постоянно общается с «воображаемым другом». Я сопереживал маленькому Денни, пред которым постепенно открывались тайны зловещего отеля (вроде старухи в ванной). Я даже сопереживал главному герою, который против своей воли «терял себя».

Но я всё же предпочту экранизацию Кубрика, нежели роман. Кубрик взял атмосферу книги и возвёл её на высшую ступень, добавив той самой хоррорной составляющей, которая в романе была похоронена под градом бытовых перипетии.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх