fantlab ru

Стивен Кинг «Тёмная Башня»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.38
Оценок:
3353
Моя оценка:
-

подробнее

Тёмная Башня

The Dark Tower

Роман, год; цикл «Отец Каллагэн», роман-эпопея «Тёмная Башня»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Наступают последние дни странствия Роланда Дискейна и его друзей. Тёмная Башня — всё ближе... Но теперь последним из стрелков угрожает новая опасность. Дитя-демон Мордред, которому силы Тьмы предрекли жребий убийцы Роланда, вырос — и готов исполнить свою миссию. Всё сущее служит Лучу? Всё сущее служит Алому Королю?

цитата

Но даже тогда Роланд знал, что никакие это не руины. Потому что увиденное им находилось не в стороне от Тауэр-роуд, а прямо перед ним.

Он вновь посмотрел прямо вперед, услышав, как шейные позвонки заскрипели, словно несмазанная дверь, и там, всё ещё далеко впереди, но уже видимая на горизонте, реальная, как розы, чернела на фоне неба вершина Тёмной Башни. Во сне он видел её тысячи раз, но собственными глазами — впервые. В шестидесяти или восьмидесяти ярдах впереди дорога поднималась на ещё более высокий холм. На вершине с одной стороны дороги располагался говорящий круг, заросший ивами и жимолостью, с другой — роща железных деревьев. А по центру поднималось что-то чёрное, заслоняя крохотную часть синего неба.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— цикл «Отец Каллагэн»

— роман-эпопею «Тёмная Башня»

— условный цикл «Дерри»  >  Упоминания в других произведениях Стивена Кинга

— условный цикл «Судьба Иерусалима»  >  Упоминания в других произведениях Стивена Кинга


Награды и премии:


лауреат
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 2005 // Переводной роман

лауреат
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2005 // Роман — Премия им. Августа Дерлета

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2005 // Книги — Лучшее зарубежное фэнтези

Номинации на премии:


номинант
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 2004 // Роман

номинант
Книжная премия «Перо» / The Quill Book Awards, 2005 // Научная фантастика / фэнтези / хоррор

Похожие произведения:

 

 


Темная Башня
2005 г.
Темная Башня
2005 г.
Темная Башня
2006 г.
Темная Башня
2013 г.
Темная Башня
2015 г.
Темная Башня
2017 г.
Темная Башня
2021 г.
Тёмная Башня
2022 г.

Самиздат и фэнзины:

Тёмная Башня. Том 4
2017 г.

Издания на иностранных языках:

The Dark Tower
2004 г.
(английский)
Темна вежа. Темна вежа - VII
2011 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  45  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После «Песни Сюзанны», шестой книги эпопеи, у меня, честно говоря, возникало опасение за судьбу всего сериала. «Песнь...» не то чтобы была провальной, вовсе нет, но общий градус, своеобразный «температурный режим» «Темной Башни» в ней существенно понизился. Многие (в т.ч. и на ФантЛабе) писали об «усталости Кинга», о некоем «постравматическом синдроме», оказавшим негативное влияние на литературное творчество писателя после известной катастрофы. К большому счастью, завершающий «Темную Башню» одноименный роман, полностью развеивает все эти опасения.

«Темная Башня» оказалась одним из самых трагических и поэтичных произведений С. Кинга. Этот сложно оркестрированный роман включает в себя десятки ссылок как на книги самого Кинга не входящие в состав эпопеи (Бессоница, Оно, Сердца в Атлантиде, Все предельно — это только ключевые ссылки «ТБ»), так и на целый ряд произведений из мировой классической литературы — от мистической поэмы Р. Браунинга до кэролловской «Алисы». Восьмистостраничный роман прочитывается (прошу прощения за пошлое словосочетание) «на одном дыхании» и завершается блистательным финалом. Одновременно предсказуемым (ведь мы ни на мгновенье не усомнились в том, что Роланду удасться достигнуть Темной Башни, не правда ли?) и неожиданным, предельно ясным и, в то же время, допускающим несколько различных трактовок.

Абсолютное, метафизическое одиночество Роланда становится закономерным итогом его квеста к Темной Башне. За достижение цели, за воплощение своей «сверхидеи» главному герою придется заплатить самую высокую цену. «Темная Башня» (как роман, так и вся эпопея) -это странствия души, «поход за непосильным», отчаянная попытка обретения внутреннего рая. И в этом смысле книга американского писателя Стивена Кинга оказывается очень русским романом. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» Эти известные евангельские слова в романе нигде не звучат, но именно они становятся лейтмотивом «Темной Башни».

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тёмная башня, наверное, один из самых неровных книжных циклов, что мне удалось прочитать. Проблема её в том, что писалась она примерно 30 лет и каждая книга отражает тот или иной период в творчестве Кинга. Первая трилогия резкая, интересная, динамичная и поражает атмосферой и сюжетными находками — там молодой Кинг только-только вступал на длинный литературный путь. Колдун и кристалл — это уже 90-е, где Стивен научился лить воду в промышленных масштабах, но так, что эту воду было интересно читать. А вот последние три части — это «исписавшийся» Кинг, когда вместо сюжета нам предлагают абзацы, длинною в километр, полные философских и прочих рассуждений по делу и без, да ещё и наполненные всякой астральщиной, оставляющих после себя больше вопросов, чем ответов.

Песнь Сюзанны — наверное вообще худший роман цикла, если не худший роман Кинга вообще (хотя с «Бьюиком» ещё может посоревноваться за это звание). Поэтому, приступая к последней части этой эпопеи, меня гложил скептицизм по поводу его содержимого. И, частично, он себя оправдал.

Начну с плюсов. Во первых, сюжет наконец-то пошёл вперёд. Если в Сюзанне он топтался на одном и том же месте (600 страниц ё-моё), то тут столько событий, что просто голова кружится. И всё равно этого оказалось мало для романа, раздутого на 900 страниц. Проблема его в том, что динамичные моменты умело состыкуются с, так сказать, «размусоливанием» (то бишь эпизодами, где не происходит вообще ничего, кроме диалогов, смысл которых может как и влиять на сюжет, так и нет). И последних гораздо больше. Вот герои скачут с места на месте, пересекают миры, готовят маленькую победоносную войнушку в лагере Разрушителей, спасают Кинга, а потом и вовсе следуют к Башне, не сворачивая никуда. И вот, казалось бы, столько событий, что хоть читай и наслаждайся, а нет. Каждый из них на 70 процентов и состоит из этих «размусоливаний». Ладно если б они были интересны, так ведь порой сюжет перескакивает на жизнеописание персонажей, чья цель которых помереть через 100 страниц. А уж последняя треть романа так и вовсе хочется пролистывать без конца, потому что Стивену так и хочется описать каждый камушек на пути, каждую капельку пота, стекающую по телу героев, каждый лучик солнца, что падает на их изнеможённые лица, каждую песчинку в бесконечной пустыне... Словом всё. Возможно, это было сделано для того, чтобы заставить читателя сопереживать героям, проникнуться их путешествию. Возможно, но меня не зацепило. Эпизод с дедом-шутником можно было вообще выкинуть из сюжета, и роман бы от этого только выиграл.

Но самое главное разочарование — нет, это не концовка — это Мордред. Существо, которое вводили в цикл последние три книги, о котором говорили, что он станет настоящей угрозой для Роланда и его ка-тета, что на него молится сам Алый Король. И что в итоге? Это истеричный пацан, который ест всё, что движется, неумолимо следует за героями, ищет себе левые оправдания не нападать на них при любом удобном случае, а в конце и вовсе

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сливается буквально за полстраницы, при том так быстро, что этого и не успеваешь осознать. Зачем он нужен был? Чтобы убить Ыша? Ну... три романа для этого слишком жирно.

Как говорится: «А сколько было слов!»

Но если стойко терпеть «размусоливания» или научиться пропускать их, то роман раскроется перед вами в своём самом лучше виде. Самое главный его плюс — это эпичность, навеянная мыслью, что это конец. Да, конец. Финал. В этом романе Кинг подводит жестокий и резкий итог долгого путешествия Роланда и его ка-тета, наконец-то расставляет все точки над И, и отправляет героев туда, где им место (так как свою роли они уже сыграли). От эпилога и вовсе приходишь в восторг — настолько там текст пропитан тоской и горечью, что невольно становится не по себе. И финал, конечно же. Не знаю, как остальным, но я считаю его закономерным.

В итоге могу сказать, что Тёмная башня по своему содержанию сильно колеблется между «тоской» и «эпичностью», и в какую сторону склонить эту чашу решать вам. Я лично принял этот роман благодушно и в целом рад, что завершил путешествие по Срединному миру.

Оценка: 7
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Предпоследняя книга вызвала множество вопросов, в какой–то степени поставила в тупик, вызвала непонимание и даже неприятие. А ведь впереди была главная книга – последняя. Я уговорила себя ничего не ожидать от неё, принять всё, как будет. Но ожидание осталось, одно – не разочароваться. И так сильно этого хотелось. Ведь история стрелка, выбравшего путь револьвера, который приводил к гибели всех, кто шёл с ним рядом, все эти годы на пути к Башне, жившего без друзей, без детей и без сердца, которого так основательно околдовала эта бездушная романтика, но при этом делавшего всё ради добра, которое он называл Белизной – его история очаровала и влюбила в себя. Она основательно потеснила многие любимые мной истории. Поэтому не хотелось разочаровться или испытать сожаление по её окончанию. Я надеялась, что из под пера Автора, который видит миры в песчинке, который является творцом и величайшим создателем своих, живых миров выйдет замечательное творение, апогей всей баллады, квинтэссенция великолепия истории о последнем стрелке.

,,Тёмная башня'' – это настоящая Песнь. Песнь ради всех, кто был рядом с Роландом, чьи имена он яростно провозглашал на последнем отрезке пути, Песнь ради обожжённого солнцем и оставившего позади свою юность первого ка–тета, ради нынешнего ка–тета из бывшего наркомана из Бруклина, из мучающегося одиночеством мальчика, из Сюзанны, которая выбрала путь стрелка и ни разу об этом не пожалелавшая, из маленького, но такого храброго и незаменимого Ыша. Ради всего того, что они потеряли и приобрели на пути, который стал их путём.

Автор неодобрительно относится к тем, кто читает ради концовки и это справедливо. Но этот момент так же важен, как завязка и кульминация. Чтобы узнать чем дело закончится можно открыть последнюю страницу, но разве это принесёт удовлетворение. Чтобы узнать и понять концовку необходимо прийти к финалу. А поэтому нужно пройти весь путь через знойную пустыню за человеком в чёрном, увидеть глаза Джейка, висящего над пропастью, услышать его:,, Есть и другие миры'', побороться с Деттой, встретиться с Шардиком, загадать загадки Блэйну Моно, услышать историю начала пути Роланда, спасти городок Калья Брин Стерджис и Луч и так шаг за шагом, испытывая жар и холод, потрясение и восторг, радость и слёзы дойти вместе с Роландом до Башни. И там испытать ещё одно величайшее потрясение от того, что это не конец, а начало.

Закономерный итог всего квеста к Тёмной Башне – это абсолютное, метафизическое одиночество Роланда, такое же знойное, как солнце над пустыней и иссушающее, как жгучий ветер в ней. За достижение цели, за воплощение своей желанной идеи главному герою придётся заплатить самую высокую цену. И становится понятно почему в синих глазах Роланда, в его облике, словах, действиях так повелительно проявляются желания, горечь, боль, смерть, жизнь тысяч лет и тысяч миль. За что Роланду такое наказание, чего Создатель ждёт от него. ,,Если ка чего-то хочет, пусть так и будет''. Что изменит рог в новом пути и что было приобретено в прошлом и изменило в этот раз? Если бы герои Автора проживали свою жизнь в реалии, я не пожелала бы никому такой судьбы, как у Роланда Дискейна последнего стрелка из Гилеада.

Итоговая книга потрясающая, удивительная, законченная и превосходная – мне она пришлась именно таковой. Как бы по–началу было непонятно, как бы не было сложно, как бы не было печально – я её принимаю. Со всеми её вопросами, ответами, жестокостью, бескомпромиссностью. Это была хорошая история. Долгих дней и приятных ночей Вам, Автор, и всем поклонникам этого великолепного цикла.

Оценка: 10
–  [  27  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Никогда не относил себя к поклонникам творчества Стивена Кинга.Прочел многие его вещи и скажу откровенно-это не мой автор.Но если меня спросят какой у меня любимый фэнтези-цикл, не задумываясь скажу- «Темная Башня».Заслуга Кинга,что он по сути создал свой стиль в мире фэнтези.Это фэнтези-вестерн.И пока другие авторы безбожно плодят новых эльфов и гномов копируя Толкиена,в стезю,которую создал Стивен Кинг никто не пытается войти.Ответ один, для создания чего-то подобного-кишка тонка.

По роману «Темная Башня».Скажу откровенно после прочтения последних двух страниц этого романа я находился в состоянии гроги!Перечитывал концовку раз десять и пытался осознать- или меня одурачили или Кинг-Гений.Прошло время,улеглись эмоции и теперь говорю смело,что считаю такую концовку цикла и самой гениальной и самой правильной.

Роман «Темная Башня» является апогеем всего цикла.Кинг не был бы Кингом,если бы цикл закончился гладко и все жили бы долго и счастливо.Главной идеей Роланда как и самого Кинга это было достижение первым конечной точки- Темной Башни.Ка-тет был интрументом к достижению этой цели.Он тщательно собирался,но в этой книге он рассыпается как карточный домик.Каждому персонажу ка-тета уготована своя дальнейшая судьба.

Персонажи.Заострять внимание на персонажах ка-тета нет смысла,о каждом из них уже много сказано и каждый из нас хотел бы в друзьях иметь таких людей-смелых,отважных,преданных,готовых подставить свое плечо в любую секунду.

Пройдусь по отрицательным персонажам.Мордред-дитя двух отцов.Демон пришедший в этот мир со своей миссией.Кроважадный и ненасытный монстр для которого существует только одно понятие-море крови и боль всего живого.Пугающий получился персонаж.Возомнивший себя самым могущественным существом на планете,он стал на дороге не только Роланда,но и Алого Короля.Алый Король не прощает ошибок и Мордред бесславно заканчивает свое существование.

Разочаровал меня Уолтер(Человек в Черном).В первом романе «Стрелок» Стивен Кинг показал его как очень сильную личность-могущественного мага и хорошего стратега.Но то как в романе «Темная Башня» с ним расправился Мордред,легко,играючи,начинаешь задумываться,а такой ли он был сильный.

Алый Король для меня как личность и персонаж остался загадкой.Говорят,что этот персонаж присутствует в других романах автора,но здесь он раскрыт слабо.

Очень понравился ход автора со снитчами «Гарри Поттер»,вышла неплохая реклама для цикла «Гарри Поттер».Или Кинг решил сделать рекламу для своего цикла?

В заключение хочется сказать,что роман «Темная Башня«является прекраснейшим завершением гениального цикла.По-доброму завидую тем людям,который впервые начнут читать его.

Браво и Спасибо Вам сэй Кинг.

Рекомендация: Шедевр!

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А вот меня эта книга совершенно не разочаровала (чего не скажешь обо всём цикле — поначалу я ждал от него большего). Просто я успел разочароваться раньше и именно эту книгу уже домучивал, чтоб распрощаться со всем циклом окончательно. Домучивал я её, надо сказать, как редко какую — чтение у меня заняло больше полугода. Раньше я думал, что мне нравится Кинг, хоть я и не перевариваю его грязный, матерный стиль, но интриговали его сюжеты. Теперь же, после этого цикла, я склонен считать его переоценённым, неуважающим своего читателя и к излюбленным я его уже не отнесу. Если в предыдущих книгах цикла, несмотря ни на что, проглядывалась какая-то идея, которая интриговала меня как читателя, например «Стрелок» — начало пути, последний герой в битве с силами зла за спасение мира, мир мрачный, но он таков, надо лишь достичь Тёмную башню. У него там была даже идея бесконечной вложенности вселенных одна в другую (хоть какой проблеск глубины). Во второй части история продолжается, формируется «ка-тет», Роланд вытаскивает себе спутников, хоть они и странные для его цели, какие-то двери на песке, кто их там накидал.., ну да ладно, идея есть, возможно дальше будет разгадка.

Далее были интересные сюжеты с поездом, интриговала концепция лучей и их стражей вроде древнего рукотворного медведя Шардика — ожидалась развязка, поясняющая всё это множество технологических артефактов, обильно разбросанных по локациям. Ведь кто-то когда-то их должен был сделать? Построить башню, наконец, запустить лучи, поставить биомеханических охранников, создать двери? Далее был тупо флешбек в юность Роланда, хоть сам по себе и интересный, но грубо разрывающий историю про поход к башне, а в конце пошёл вообще маразм про девочку Элли и Изумрудный город Ф. Баума. В следующей части маразм крепчает, воды становится больше, книги толще, появляются вампиры, ходячие мертвецы, «тайные хайвеи», Гудвина и девочку Элли замещает Алый король..; но есть хоть какая идея про волков в привязке к сюжету. А уже в «Песне про Сюзанну» маэстро Кинг даёт себе волю, наплодив воды на огромный объём и введя себя в качестве персонажа книги; занимается саморекламой своих книг, аварией, собственным пьянством — абы чем лишь бы не Башней.

И вот финальная книга в которой тупо слиты все идеи, герои-антагонисты гибнут как солдатики в детском игрушечном бою, тот же Дандело неожиданно возникнув доставил Роланду больше проблем чем таинственный и интригующий человек в чёрном... Мордред, это что было, ещё один персонаж навеянный Властелином колец? Столько воды толочь вокруг него и так его бездарно слить? А Алый король на балконе в башне, это что за детский лепет? На горшке сидел король, под горшком записка: «не подходите близко!» Где его люди, войско, тайная служба? А в чём смысл разрушить весь мир и себя в нём, тогда что? А дитя двух отцов и полутора матерей? Это как нужно не уважать своего читателя? Хотя читатель то видно и рад копаться в этих детских сказочных сюжетах щедро сдобренных брутальщиной.

Но закольцованная концовка, кстати, ещё не плоха, тоже, конечно бессмысленна, но ведь кроме короля на вершине башни нас могло ждать и не такое. Ну, например, как вам было бы найти там спящую принцессу, которую, конечно, разбудит поцелуй стрелка нашего Роланда, а дальше мир спасён и жили долго и счастливо? :)). Но мне, честно, легче (и понятнее) поверить в иглу кощея, которая где-то в сундуке, в яйце, чем в то, что тут так наплодил автор. Сам автор пренебрежительно критикует читателя, если он читает ради концовки и даже делает такой неожиданный ход, как призыв, закончить здесь, на относительно положительной ноте, и не читать дальше, видите ли он по окончании семи толстенных томов эпопеи не смог придумать ничего лучше чем: «не нравится — не читайте». Что во всём этом находят поклонники, я не понимаю, реально жалко потраченного времени...

Оценка: 4
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Домучил, иного слова и не подобрать. Почти месяц!, редко какие книги я читаю так долго. Но зато, теперь я знаю чем все закончилось :). Кинг довел наконец-то Роланда до последней комнаты Темной башни (ожидаемо, не правда ли?), по пути разрушив ка-тет героев, так тщательно собираемый и пестуемый в течении предыдущих книг (иначе это был бы не Кинг).

Последняя книга цикла наполнена событиями, по объему она почти в два раза больше предыдущей, но вот ярких, впечатляющих, атмосферных событий и описаний, какие были в предыдущих книгах цикла уже почти нет. Казалось бы, все ключевые фигуры собраны вместе: все злодеи наконец-то выведены из тени: Мордред — мальчик паук из пророчества, Уолтер — главный приспешник Алого Короля, сам Алый король и в результате пшик... Фактически, самым опасным оказался Данделло, абсолютно новый персонаж, остальные загнулись, не успев реализовать свой злодейский потенциал. Ка-тет Роланда тоже распался обыденно и бестолково... Злодеи должны столкнуться с героями, герои конечно победят, но с полной отдачей сил, на последнем издыхании... Это же закон жанра! ну-ну... Даже обидно.

Самое печальное, что в последних книгах почти свелся на нет дух умирающего, таинственного постапокалиптического мира. Ушло очарование первых книг цикла, наполненных остатками работающих артефактов будущего, когда буквально кожей ощущалась инородность этих предметов на фоне остального. Конечно, в «Темной башне» также масса вкраплений современности, но все это так обильно перемешано с нашим миром, что очарование Срединного мира сходит на нет.

Начиная с «Песни Сюзанны», раздражает постоянное присутствие Кинга в книге в качестве ключевого персонажа. Задумка Кинга понятна, все же Темная башня ключевое произведение всей его жизни (по его собственным словам) и тень Темной башни, в той или иной степени присутствовует во многих его книгах... Как и факт сбития Кинга машиной на прогулке в 1999 г., маниакально отраженный в книгах, начиная с Волков Кальи — катет 19, 99, пароли и явки, количество символов в именах, городах и ступеньках на этажах Темной башни... «19» — вот ответ на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого, а отнюдь не «42» :) И я вроде понимаю, но увы, принять не могу. И это тоже вносит свою отрицательную лепту в итоговое впечатление.

Только несколько моментов и спасли впечатление от книги. Во-первых, сам Роланд — мужество, искренность, сила, воля, даже недостатки и промахи добавляют Роланду плюсов. У Кинга получился исключительно мощный и человечный персонаж. Во-вторых, пронизывающая часть путешествия к башне по Белым землям Эмпатики. Ощущение постоянного холода передано настолько сильно, что мерзнешь вместе с героями во время чтения. И в-третьих порадовала концовка. Абсолютно согласен с послесловием Кинга, что иной концовки быть и не могло.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Та еще задача — написать интересный отзыв на не очень интересную книгу. После «Песни Сюзанны» взялся за ТБ с осторожностью — огради, всевышний, и сбереги от пустословия и графоманской зауми. То ли переводчик другой, то ли автор вводит новые сущности так запросто, что читатель в моём лице не успевает не то что осознать, но даже чётко отметить их появление. Здесь довольно часто упоминается некая Белизна, во имя которой Роланд и К° совершают подвиги. Откуда она взялась, кто (что) такая — непонятно до почти 3/4 книги. Похоже, логические связки — не самая «необходимая вещь» у Кинга.

Начало книги таки раскрывает нам бой отца Кэллагэна и Джейка против злых парней, описание которого почти что было начато в предыдущей книге, «Песнь Сюзанны». Спасибо, дорогой автор, что эта ниточка не подвисла в воздухе. А вот о родах Сюзанны-Миа, такое ощущение, что читал второй раз. Процесс описан со всеми физиологическими подробностями, хоть в учебник по акушерству включай. Спасибо №2, дорогой автор, всю жизнь мечтал об этом так смачно и подробно почитать.

Но не всё так скучно и беспросветно, нет-нет! Есть несколько фраз, произнесенных ГГ, достойных включения в великий цитатник Мао Цзе Дуна. «Иногда мне кажется, что нам жилось бы гораздо лучше, если бы все люди, желающие добра, забились бы в какие-нибудь норы, да там и сдохли.» Автор, держи пять! Не правда ли, знакомое состояние, а? Когда некоторые доброхоты так достанут...

Почему-то читать эту книгу и воспринимать происходящее всерьёз никак не получается. Такое ощущение, что Кингу и самому до чертиков надоела эпопея и он лишь бы закончить её, пустился во все тяжкие, а чтобы уж совсем не погрязнуть в дикой тоске, включил этакий издевательски юмор, переходящий в фарс. Или так переводчик постарался? Чего стоит, например: «звучала негромкая музыка, напоминавшая мелодии « Битлс», исполняемая Коматозным струнным квартетом». Или — диалог ГГ, когда они обсуждают план дальнейших действий: «мы убьем Разрушителей или выпустим их на свободу. Убьем Уолтера, или Флегга, или как он там себя называет... Туда (в замок Красного Короля) пойдёт весь ка-тет и мы убьем всех, кто там живёт.» Офигительно конкретный и чертовски проработанный план! Взяв этот подход за инструкцию к действию, сэй Кинг мог бы так планировать идею и сюжет очередного своего романа: «Я сяду за стол, возьму большую пачку бумаги и на машинке/компе буду неустанно печатать день и ночь. Полностью использую все листы этой огромной пачки бумаги, до единого! Мелким шрифтом, без полей! И неважно, как он будет называется и про что он — продажи потом взлетят до небес! Это будет крутой роман, я сказал! «.

Читатель, отойди в сторонку, не стой на пути — пусть рояли из кустов, в которых сидят боги, как в своих машинах — пусть они с гиканьем промчатся без помех и скроются вдали! Это не только мой сарказм. Кинг и сам, в небольшом отступлении, рассуждает (мыслями Эдди) о боге из машины и о писательских приёмах, когда автор не знает, как спасти загнанный в угол сюжет, и вынужден включить в текст «маленькие спасательные лючки, писательские хитрости». Вообще появилось сильное ощущение, что роман написан наспех и небрежно, автор не утруждал себя тщательной работой по вычитке, корректировке и переписывания написанного. Новорожденный Мордред описан с ртом, полным зубов. Через несколько страниц идёт описание его «беззубого, с розовыми дёснами, рта». Этот казус даже удостоился отдельной сноски от переводчика: «... но в оригинале toothless pink-gummed mouth». Много странных моментов в тексте, соответствующих пословице «всяко лыко в строку» — что только что пришло в голову, то и записано (или, точнее, запихано) в текст. Вот такой винегрет, вам, детишки, на обед... В общем и целом финальная часть ТБ выглядит как пародия на первые 3-4 книги цикла. Автор устал и просто хочет развязаться с им же созданным миром, и пишет, видимо просто выполняя обязательства подписанного с издателем контракта. Грустно, сэй Стивен. Падает твоя башня...

Ближе к середине и к концу книги сюжет набирает обороты. Описание пребывания Роланда и К° в Штатах нашего времени местами берёт за душу. Здесь автору удаётся передать человеческие чувства и эмоции своих героев, на несколько десятков страниц они перестают быть «сказочными персонажами», им сопереживаешь. Середина и вторая половина романа в этом смысле несравненно лучше его начала. Но что меня неприятно зацепило — интеллектуальная убогость, когда Кинг хочет показать, над какими трудными задачами бьётся его герой, через сравнение/сопоставление их с «проблемой квадратуры круга» или «раздумьями об абсолютно Первичном числе». Что за бред? Гипотеза Римана или «Великая» теорема Ферма были бы куда изящнее и уместнее. Сэй Стивен и тут предпочитает высасывать из пальца надуманные сравнения, нежели взять имеющиеся проблемы из арсенала науки. Ну да ладно, оставим мелкие придирки, давно ведь понятно что интеллектуальные фишки — не игровое поле Кинга. Было бы бейсбольное поле — тогда другое дело :)

Концовку романа я смог предугадать 1:1, интриги «а что там будет, на вершине ТБ, в одинокой комнате» не получилось. Хотя развязка небанальная, даже чуть философская.

В общем и целом завершение эпопеи — вполне себе на уровне. Могло быть и хуже, памятуя о «Песни Сюзанны». Основное чувство после закрытия книги: наконец-то дочитал и вот оно кончилось :). Оценка 6.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда книга очень хороша, то писать отзыв сложнее. А когда книга является ещё и окончанием цикла — сложнее вдвойне. Но всё же попробую поделиться впечатлениями от прочитанного, ибо книга того заслуживает.

Нередко бывает так, что автор, начав очень бодро какой-то книжный цикл, в определённый момент не может удержать его темп и сбавляет обороты, отчего произведение теряет свою цельность и ценность. Но в случае с «Тёмной Башней» автору всё же удалось закончить повествование, не скатившись в унылый сериал. Все сюжетные линии закончены, персонажи раскрылись в соответствии со своими ролями и читатель может сказать автору: «Спасибо, сэй!».

Спасибо за главного героя — Роланда Дискейна из Гилеада, чей мужественный и трагичный образ останется надолго в воспоминаниях. Ведь в этом романе много расставаний и сердце этого героя претерпит немало страданий. Кинг покажет Роланда не только рыцарем в броне из своей целеустремлённости, но и как верного друга и даже отца. Персонаж без сомнения очень тщательно прописанный и живой, а потому сопереживать ему легко и расставаться с ним, как следует из романа, нелегко и самому Кингу.

Спасибо за подробное описание сдвинувшегося мира, точнее, тех его уголков, в которых читатель ещё не бывал. И отдельного упоминания достойна сама Тёмная Башня — средоточие всех миров, которая в финале описана во всех деталях и становится понятным, почему же Роланд так фанатично шёл к ней на протяжении семи книг.

Спасибо за необычную подачу повествования, в которой Стивен Кинг выступает не как человек, который где-то и когда-то написал текст романа, но умело и ненавязчиво сделал себя рассказчиком и персонажем данной книги. Кроме этого, он ещё и является самокритичным автором и ни в коем случае не упивается своим авторством и возможностью покрасоваться.

Спасибо за грустный финал, который по словам автора может разбить сердце читателя, поэтому у книги два окончания. Как по мне, так финал довольно логичный. Безусловно, не самый оптимистичный, но очень достойный.

Можно было бы ещё за многое поблагодарить и даже пожурить за излишнее описание персонажей, которые через несколько страниц уйдут в небытие, но в то же время, они помогают глубже погрузиться в атмосферу повествования и оттянуть неизбежность финала.

Поэтому, учитывая тот факт, что я не являюсь идеальным читателем, а Стивен Кинг не является идеальным автором, выношу свой вердикт: роман «Тёмная Башня» — достойное завершение путешествия длиной в семь книг. Сэй Кинг не забыл лицо своего отца (если вы понимаете, о чём я).

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот и перевёрнут последний лист последнего тома огромнейшей эпопеи. Оправдал ли Стивен Кинг в это заключительной части ожидания читателей? — В целом, думается, да: сюжетные линии полностью сведены и закончены, повествование получилось динамичным и увлекательным, сюжетные повороты порой действительно неожиданны, а герои, как всегда, выглядят яркими и запоминающимися.

Но... читатель привередлив и всегда найдёт в книге что-то, что ему не понравится. Например, огромнейший размер этой последней части. Все мы знаем, что Стивен Кинг любит в своих книгах «растекаться вширь», рассказывая нам о вещах, непосредственно к сюжету почти что не относящихся. Вот и здесь такого «добра», которое вполне можно убрать из текста без какого-либо ущерба для повествования, найдётся немало. Объём книги при этом запросто сократится на четверть, если не на треть, и никакого ущерба сюжету при этом не будет.

Или определённая «театральность» в некоторых моментах повествования, чего, кстати, в предыдущих частях эпопеи не наблюдалось. Здесь же, всякий раз, когда умирает очередной герой цикла, это обставляется автором весьма и весьма мелодраматично: умирающими героями обязательно произносятся целые монологи с наказами тем-то и тем-то и, даже, ушастик-путаник со сломанным позвоночником, проткнутый насквозь острым суком успевает перед смертью что-то сказать и лизнуть руку Роланда.

И, конечно же, не очень симпатичным выглядит пристрастие Кинга к разнообразным человеческим выделениям. Ну не может он не написать про сопли, слюни, гнойники и т.д. Что это дает для развития сюжета, совершенно непонятно :).

Впрочем, всё это мелочи и придирки, в общем же финальная книга получилась у автора вполне достойной, под стать остальным частям цикла (кроме очевидно проходного предпоследнего тома :).

Оценка: 8
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Фэнтези Стивена Кинга — это «рояльное» фэнтези. Рояли в кустах тут являются частью законов мира, да и, наверное, единственное, что можно считать хоть какими-то законами. Тут не будут действовать ни законы физики, ни законы логики, ни законы магии из других миров — здесь всё произойдёт так, как хочет автор. То, что он называет «ка». Хоть он и уверяет в после- и предисловиях, что он не может ничего изменить.

И я думаю, что для этого и нужны были три последние книги «Тёмной башни». Объяснить, почему демоны, постапокалипсис (технический и магический), магия, мутанты, роботы, путешествия во времени и так далее могут существовать в одном произведении. Если бы эти книги писал не Кинг, всех бы вырвало от этого адского коктейля. Но Кинг своими книгами просто говорит о том, что он может с угара ввести в книгу самого себя, и его всё равно будут читать и хотеть продолжений. И это круто. Когда все читают твои фантазии, полубессмысленные, как сны. Может, это и есть сны Кинга, кто знает.

И в этом на мой взгляд, и есть одна из основ фэнтези — новизна, интересность и читабельность фантазий автора. Если нету логики и смысла — ничего, главное просто уметь писать.

И Роланд — это прекрасный герой для жанра. Он олицетворяет собой бревно, таран, которому нужно проломить дверь, достичь цели, несмотря ни на что. Если можно попутно спасти мир, то пожалуйста. Но вообще мир Роланд спасал для себя. Было бы нужно для Башни — он бы уничтожил мир.

Это идеальное попадание в целевую аудиторию. Важны лишь свои мечты и идеалы, а весь остальной мир подождёт. Как раз для любителей фэнтези. Только непонятно, чем же концовка не нравится?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
От того, что ты дошёл до Башни, весь остальной мир не встанет на место. Семью не вернуть. Ничего не вернуть. Смысла в достижении идеала нет. Таран, который сломал дверь, больше не нужен, ему нужна другая дверь. Если Кинг и хотел вложить хоть какой-то смысл в свои фантазии — так это, перестать быть бревном, перестать жить от двери до двери, от Башни до Башни.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И вот перед нами последняя книга цикла «Темная башня» с одноименным названием, завершающая глава magnum opus сэя Кинга.

Конечно, в последней книге должны разрешиться все сюжетные линии, нить Ариадны, то есть, ка, должна привести Роланда к Башне, поэтому том под завязку набит событиями. Той воды, которую автор мог позволить себе в предыдущих книгах, здесь просто не может быть.

Легко поверить в то, что Кинг пишет интуитивно — настолько разная динамика сюжета каждой из книг. Если он и написал «Песнь Сюзанны» и «Темную башню» примерно в один период, то вызывает недоумение разбиение их на столь непропорциональные части. Конечно, издатели постарались, предыдущая книга была растянута более, чем на 600 страниц, за счет множества переносов и крупного шрифта. Здесь же у нас чуть более 800 страниц, и я вас уверяю, ни одна из них не даст вам заскучать.

Практически невозможно каким-то образом описать сюжет, не прибегая к спойлерам. Я и не думаю, что это необходимо. Замечу лишь, что это, пожалуй, самая насыщенная действием книга цикла. При этом, в ней куда меньше лишней метафизики, которая присутствовала в «Песни Сюзанны». Здесь много вестерна, трагедии и, конечно же, ретроспективный взгляд на пройденный путь, своеобразное возвращение к истокам. (Прочитав последнее предложение, вы будете удивлены, насколько буквальное).

Далее будут идти спойлеры, сокрытие некоторых сильно дробит текст, посему решил не прятать их, считаю своим долгом предупредить об этом читающих!!

В книге определенно есть несколько небольших минусов. Некоторые сюжетные линии завершаются как-то небрежно и нелепо (как линия Уолтера, убитого Мордредом), другие завершились так, словно по другому и быть не могло (Ыш остается с Роландом только для того, чтобы Мордред не смог убить Белого папашу, сюжетные линии должны были пересечься именно в этой точке, к этому все шло). Что действительно порой раздражало, так это наделение персонажей особенным кинговским сверх-чутьем: «я знаю это, не могу понять, откуда, но просто знаю». Как это работает?

Отдельно хотелось бы выделить одну сцену. Уолтер вырывает себе глаза, затем приступает к языку, начиная в этот момент кричать. Безусловно, я не компетентен в данной области, ведь ни то, ни другое вырывать не доводилось, но все же, разве глаза вырывать намного приятнее, чем язык? Почему бы с самого начала не начать орать благим матом?

Были и веселые моменты, прямо-таки на грани троллинга читателей. А именно тот, в котором Сюзанна достает в доме Дандело записку с надписью: «Расслабься! Вот идет бог из машины!» — думаю, это своеобразный ответ Кинга всем, кто упрекал автора в частом использовании этого приема (я и сам писал об этом в отзыве на «Песнь Сюзанны»).

Что касается концовки и судьбы последнего Стрелка… Что ж, фанаты часто любят поспорить с автором, когда он не оправдывает их ожидания, однако, зачастую именно уникальное авторское видение, без оглядки на мнения фанов, позволяет ему создать отличное произведение. И с этим, на мой взгляд, Кинг отлично справился. Предлагаю любому читателю подумать на тему того, как бы он завершил этот цикл. Какой еще награды вы ожидали для этого сурового человека, сошедшего к нам с картин американских вестернов? Возможно, слишком жестоко наделять своего главного персонажа столь ужасной судьбой: снова и снова идти к Темной башне, переступая через трупы близких людей, — поэтому Кинг и «дарит» Роланду рог Эльда — надежду на то, что все «на этот раз, может, будет иначе».

Итак, человек в черном ушел в пустыню, и стрелок двинулся следом.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

֍ ДОРОГА БЕЗ НАЧАЛА И КОНЦА, или ДЕВЯТНАДЦАТИЛАНДИЯ

ЦИТАТА: «И в этом мире живет человек, который в некотором смысле тоже является умножителем; возможно, он смертный хранитель Луча Гана».

(Стивен Кинг. «Тёмная Башня»)

Да здравствует смертный хранитель Луча Гана! «Долгих дней и приятных ночей» Ему! Это я про Стивена (Стефена) Эдвина Кинга.

Для того, чтобы понять и принять весь цикл романов, образующих роман-эпопею Стивена Кинга «Темная Башня», на мой взгляд, надо иметь представление о творчестве Кинга, как минимум, и, как максимум – прочитать романы, пересекающиеся с выдающимся творением Большого Стивена (именно так он сам себя именует в последнем, седьмом одноимённом романе цикла). Только тогда в полной мере становится ясным замысел автора.

Начать лучше всего, по-моему, следует с «Противостояния». Здесь читатель получит представление об Алом Короле и протагонисте главного героя – стрелка Роланда Дискейна из Гилеада Рендалле Флэгге со множеством других имён. Для знакомства с другими важными персонажами эпопеи понадобятся романы – «Бессонница», «Оно», «Жребий Салема», «Сердца в Атлантиде» («Низкие люди в желтых плащах»). Можно, конечно, вернуться к этим книгам и после прочтения цикла «Темная Башня». Можно и не читать их – у всех читателей своя судьба, которая имеет разные точки соприкосновения с творчеством Кинга. Но тогда восприятие и оценка последней книги цикла будут различными: в зависимости от объёма прочитанных произведений, а также иных субъективных причин. В любом случае у каждого сложится своё мнение.

Седьмая книга – самый большой том эпической саги и самый долгожданный. Это мощный завершающий аккорд не только сериала «Темная Башня», но и других бестселлеров, наиболее важные из которых я упомянула выше. История Стрелка началась в 1981-м году и почти 25 лет читатели ждали финала этой фантастической саги.

В седьмом томе, наполненном смешанными чувствами триумфа и потерь, прослеживается весь путь Роланда к конечной цели по тропе Луча. К тому же читателей ждут невероятные приключения, в основе которых противостояние сил древнейшего зла во главе с Алым Королём и приверженцев Белизны, олицетворяющей добро, светлые силы, к которым принадлежит ка-тет Стрелка.

Всем читателям, которые добрались до финала вместе со Стивеном Кингом, за верность и неугасающий интерес к саге я говорю: «Долгих дней и приятных ночей» вам!

Финал, на мой взгляд, получился великолепным. К тому, что будут потери и, вероятно, ка-тет распадётся, автор готовил читателя заранее – ещё в 6-ом томе. Там же мы встретились и с литературным Стивеном Кингом. Этот приём – введение автора в число основных персонажей книги хотя и не нов, тем не менее, достаточно интересен и не так уж и часто встречается в литературе.

У Кинга своё «Я» особенно ярко проявилось именно здесь, в последней книге «Темной Башни». «Девятнадцатиландия» – такое слово придумал автор и вплетает его в канву повествования. Читатель волей-неволей запоминает дату – 19 июня 1999 года, когда Кинг едва не погиб под колёсами минивэна в автомобильной аварии (ДТП). Эта магия чисел звучит постоянным рефреном на протяжении практически всего романа, определяя его фабулу и сюжетные линии. Всё крутится вокруг числа 19 – оси, которая вращает судьбы персонажей по воле автора. Так возникает аллюзия к самой Темной Башне – связующей оси многочисленных миров, вращающихся вокруг неё, в том числе и художественных миров – плодов воображения писателя.

Читатель, попавший во Вселенную Кинга, вряд ли выберется из неё, если его захватило вращение миров Большого Стивена. Очень похоже на то, что случилось с главным героем «Темной Башни»: только кажется, что вот он – конец пути, а на самом деле – это только начало …

Не перестаю восхищаться мастерству Кинга-рассказчика. Нравится не только живой и образный стиль повествования, но и удивительные фантастические вымыслы, которых, кажется, у автора кладезь неисчерпаемый. А ещё удивляет, как ему удаётся органично вписывать в новый роман персонажей из более ранних произведений. Откуда, например, он знал, что Патрик Денвилл (необычный мальчик – гениальный художник) из «Бессонницы» как раз будет нужен здесь, в 7-м томе? Кстати, не факт, что читатели с ним распрощались насовсем.

Итак, все узлы развязаны. Трагедии, которые должны были случиться, случились. Но пусть читатель не думает, что всё было очевидно и предсказуемо. Кинг сумеет удивить необычностью финала, как по структуре его, так и по содержанию. Понравится ли такая концовка? Дело вкуса. Лично мне понравилось такое завершение романа. Благодаря концовке роман не только получил завершение, но и глубину – есть о чём поразмышлять. Не забываем при этом, что перед нами произведение не реалистичного, а весьма неопределённого жанра: тут и фэнтези, и фантастика, и мистика, и сказка …

Я получила большое удовольствие от прочтения романа, а также и от прослушивания аудиокниги (последние главы) в озвучке Игоря Князева. И, по-моему, это хорошо, что мы живём в такое время, когда уже есть все книги цикла «Темная Башня» в любом виде. Даже в художественной озвучке теперь есть все.

Конечно, жаль, что закончились приключения полюбившихся героев. Но книги Кинга ещё не закончились.

Оценка: 10
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что ж, все на свете имеет свой конец, хотя (кто уже читал — поймет) к данному циклу это не относится:) При этом можно сказать, что произведение завершено, и точка поставлена.

Многие, прочтя финальный том, испытают даже разочарование. Как-то уж очень легко даются Роланду победы, хотя и платит он за них дорогую цену; ничтожными кажутся финальные препятствия, и лишь шокирующий финал ставит все на свои места: недаром сама КА словно бы подыгрывает Стрелку — чтобы в самый решающий момент открыть ему свое подлинное, жестокое (или милосердное?) лицо. Многих оглоушила эта концовка... но могла ли она быть иной?

Если говорить о самом тексте, то первая половина показалась мне несколько затянутой, невзирая даже на плотную насыщенность событиями. Причина — в воде, которой много появилось у ''пост-катастрофного'' Кинга. В той части труда КАК ПИСАТЬ КНИГИ, что была написана еще до знакомства с мистером Смитом, он сам писал, что надо избегать затягиваний, неуместных отступлений и т. п. В доказательство приводил пример, как жена заставила его убрать отвлеченный момент из жизни героя МЕШКА С КОСТЯМИ, мотивируя это тем, что это неинтересно. На возражения, что, дескать, надо же было герою чем-то занять время последовал ответ: ''Знаю, но почему об этом должна читать я?''

Очевидно, после катастрофы Табита решила не напрягать своего благоверного критикой. И вот, в самый напряженный момент, когда Ыш с Джейком удирают от злодеев, а впереди — ловушка, Кинг решает, что просто сказать: ''он шел осторожно, как толстая дама на льду'' — недостаточно литературно, и выдает нам историю соседки Эдди, толстозадой миссис Мислабурски, вкратце обрисовывает ее биографию, привычки, описывает ее зимние походы в магазин, как она с трудом балансировала на льду, а мальчишки ржали... Вся эта байда занимает 2/3 страницы, и предназначается лишь для того, чтобы точнее изобразить походку героя! Но любого нормального человека в такой момент меньше всего интересует миссис Мислабурски с толстой задницей.

В этой сцене вообще хватает излишних деталей. Сила этого автора, детали, неожиданно оборачивается слабостью. Несколько утомительными кажутся и ''технические'' метафоры, описывающие сознание Мордреда. Важные персонажи нелепо сходят со сцены, тогда как незначительные внезапно играют ключевые роли. Впрочем, это лишает сюжет предсказуемости и вряд ли является недостатком. Все это не делает текст плохим, однако до первых книг цикла не дотягивает.

Ситуация полностью выправляется ближе к последней трети, возвращая нас к суровой выразительности первых книг. Снова перед нами лаконичное, размеренное повествование, без лишних слов и эпизодов, мрачное, но пр этом пронизанное надеждой. И Темная Башня в конце пути. И потрясение.

Что ж, прощай Стрелок. Мы вместе с тобой проделали долгий путь, мы делили вместе и горе, и радости, и даже любовь. Ты провел нас одному тебе известными тропами до самого конца (порой мы вообще сомневались, что этот конец будет, и не оказались ли в чем-то правы?) и мы говорим: спасибо тебе.

''Во имя их, погибших, падших, павших:

Вот Чайлд Роланд дошел до Темной Башни!''

''Человек в черном ушел в пустыню, и стрелок двинулся следом.''

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну что, пока собираюсь с силами и мыслями, чтобы выдать длиннющий отзыв на всю эпопею, потому что ее и вправду следует рассматривать как целиковое произведение, несмотря на раздробленность, прошедшую между 4-м и 5-м и последующими томами, попробую оформить некую сумбурщину в какой-то якорь восприятия, дабы потом ухватиться за него и оттолкнуться, размазывая мысль о цикле-романе.

Что по седьмому тому, если более-менее сжато, но ГОВОРЯЩЕ?

Да практически всё то же, что было применимо к предыдущим томам. Я по-прежнему восхищен языком, мастерским переплетением судеб-времен-отсылок-мелких_моментов-и_еще_тьмы_прочего, я по-прежнему не считаю многословность водой. Да, чуть затянуто путешествие, но можно же позволить чуть оттянуть момент удовольствия в виде развязки посредством некой монотонщины, ведущей к цели.

В 7-м романе Кинг ого-го как обыгрывает прием «бога из машины». Прямо-таки едва ли не НАГЛО. Он сам же вносит подсказки для своих героев в своем же романе, описывая путь этих героев, их решения и судьбы. Это довольно СМЕЛО. То есть, сперва были герои, которые поняли, что их создал/создаст Кинг. Потом они его спасли. И на первые позиции (в качестве ДЕМИУРГА) вышел Кинг, который, печатая романы, стал творить жизнь героев. Башка ломается, короче. Создаёт, в общем. И внёс подсказку по поводу личности Данделло в доме на краю Белых Земель (на правах одного из примеров кинговского ВМЕШАТЕЛЬСТВА). И, если честно, от этого башка ну просто разваливается. Не могу по-нормальному охватить, что было раньше — курица или яйцо. Сплошь противоречия и наслоения. Ощущения, что автор из эпопеи и герои взаимодополняют друг друга — и не встретить той лидирующей стороны, которая являлась бы прародителем всего сущего в разрезе рассматриваемой истории. Это потому, что в цикле теснейшим образом переплелись времена и события, нити взаимосвязи и эффекты бабочки.

Из НЕПРИЯТНОГО еще кое-что:

— грустно СЛИТЫЙ человек в черном, который имел бешеную харизму и свой шарм в «Стрелке». Как-то канул в лету;

— Мордред, который хрен его знает для чего нужен (наверное, чтобы убить сами знаете кого);

— какая-то неуместная смерть и вообще ВЕТОЧКА СЮЖЕТА, связанная с Алым Королем.

Понравилась концовка про спутников Роланда. Она очень грустная, но с улыбкой. Но жутковато.

КОНЦОВКА: чего тут докапываться? Прекрасная, отличная и логичная концовка. Я тот, кто читал эпопею именно кайфуя от процесса. И имеющаяся петля — это супер!

От этого романа веет мрачной стылой безнадежностью, атмосферой ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АПОКАЛИПСИСА, по уровню ТЬМЫ и МРАКА схожими с атмосферой из «Стрелка», но там больше было физических негативов, а тут, когда знаешь, что членам ка-тета суждено погибнуть, и автор этого не скрывает, ты следишь, ну, как будто смотришь видео с умершими родственниками, что ли, как-то так. И ждешь, когда ж там он умрет и от чего. Это та фишка, в чем Кинг крут — при всех рояльчиках и очевидностях не всегда угадаешь (точнее, почти никогда (ну лично для меня)), кто как умрет (и умрет ли).

В общем, шикарно. Я доволен полностью.

Не просите от романа ЗВЕНЯЩЕЙ и ШОКИРУЮЩЕЙ концовки. Читайте и кайфуйте, чесслово.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если спросить у меня, в каком жанре написан цикл, я, скорее всего, затрудняюсь ответить. Напрашивается фэнтези, но лишь потому, что фэнтези — очень обширный жанр, он характеризует только часть всей серии. Можно ли Темную Башню считать ужасами? Разве что отчасти, многие моменты создают напряжение и вызывают легкую жуть, но это далеко не ужастик. Даже отдельные книги цикла могут различаться по настроению и каким-то чертам, что делает классификацию еще сложнее. Я бы сказал, что это фэнтезийная история, которая даже может претендовать на собственный поджанр.

К сожалению, не все в этой серии гладко. В процессе чтения, особенно последних частей, меня часто посещало грустное чувство, что сюжет и проработка мира могли бы быть немного лучше. Из-за того, что цикл писался долго, в некоторых книгах встречаются противоречия, а что-то осталось неясными, пропущенными. Многое приходится брать на веру или не задавать слишком много “почему”, иначе чувство погруженности рухнет в один миг. Из-за этого Темная Башня кажется немного несамостоятельным или даже вымученным произведением.

Мне не хватило фэнтезийной составляющей, события Срединного мира намного интереснее путешествий по Нью-Йорку, Штату Мэн и другим примечательным местам Соединенных Штатов. Не обошлось из без типичных “кинговских” клише, вроде ясновидящего мальчика, обилие дополнительной и, часто, ненужной информации о второстепенных персонажах, внезапные озарения, когда герои точно знают, что надо сделать в критической ситуации и море отсылок к американской культуре.

Не все идеи мне пришлись по вкусу. Например, вписывание в историю самого себя. Несмотря на то, что эта концепция был реализована вполне сносно, впечатление все равно немного подпортилось. Много отсылок на другие произведения Кинга, вплоть до присутствия персонажей из них. С антагонистами вообще беда. Алый Король, Мордред, Уолтер — в последних книгах они упоминаются очень часто, но остались нераскрытыми, особенно первый. Ну и числа 19 и 99, всюду и везде. Если есть какой-то вопрос, то с вероятностью 99,19 ответ будет 19 либо 99. Понятное дело, что они имеют почти сакральное значение для самого автора (год автокатастрофы, в которую он попал), но в сюжете это порой смотрится нелепо.

С другой стороны, много действительно интересных идей. Путешествия по мультивселенной в разные временные отрезки, концепция Ка, Башня, Лучи, мироустройство — это лишь малая часть всего того, что от страницы к странице затягивает тебя все больше и больше.

Главные герои потрясающие, в каждом есть что-то цепляющее, каждый несет на себе бремя прошлого и играет определенную роль. За их развитием и взаимодействием очень интересно наблюдать. Даже некоторым второстепенным персонажам уделено немалая доля внимания.

И, безусловно, Темная Башня невероятно атмосферна. Оказываясь в Срединном мире ты практически сразу погружаешься в него с головой. Умирающие машины Древних, мутанты, пространственно-временные аномалии, антураж дикого запада — все смотрится гармонично и завораживающе, а собственное воображение дорисовывает недосказанное.

Пусть эта история не идеальна, но в ней есть своя философия, запоминающиеся образы, идеи и персонажи и увлекательный, держащий в напряжении сюжет. Для меня всего этого оказалось вполне достаточно.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх