FantLab ru

Рэй Брэдбери «Вельд»

Вельд

The Veldt

Другие названия: The World the Children Made; The Veld

Рассказ, год (год написания: 1949)

Перевод на русский: Л. Жданов (Вельд), 1964 — 31 изд.
Перевод на украинский: С. Стець (Велд), 2015 — 1 изд.

Жанрово-тематический классификатор:

Всего проголосовало: 223

 Рейтинг
Средняя оценка:8.51
Голосов:1341
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Дорогая детская комната, в которой создан виртуальный африканский вельд. В какой-то момент детская игра перестает быть игрой.

Примечание:


Рассказ в переводе Л. Жданова впервые на русском опубликован в журнале «Иностранная литература» № 08 1963 год, стр. 130-139.

Входит в:

— условный цикл «Созвездие Льва»  >  антологию «Созвездие Льва», 2015 г.


Экранизации:

«Вельд» 1987, СССР, реж: Назим Туляходжаев



Похожие произведения:

 

 


Фантастика Рея Бредбери
1964 г.
Фантастика и путешествия. Том 2
1965 г.
Рэй Брэдбери
1985 г.
О скитаньях вечных и о Земле
1987 г.
О скитаньях вечных и о Земле
1988 г.
Сборник фантастических рассказов
1990 г.
В серебристой лунной мгле
1990 г.
Были они смуглые и золотоглазые
1991 г.
451° по Фаренгейту
1992 г.
На сон грядущий
1992 г.
Вино из одуванчиков
1992 г.
Тени грядущего зла
1992 г.
Фантастика Рея Бредбери
1992 г.
Блистательный Голливуд
1993 г.
Улыбка
1993 г.
Марсианские хроники
1997 г.
Страх. Философские маргиналии профессора П. С. Гуревича
1998 г.
451° по Фаренгейту. Рассказы
2000 г.
Апрельское колдовство
2000 г.
Конец света
2000 г.
Рэй Брэдбери
2000 г.
Сочинения
2001 г.
Марсианские хроники
2002 г.
Надвигается беда
2002 г.
О скитаньях вечных и о Земле
2002 г.
Человек в картинках
2004 г.
Человек в картинках
2005 г.
Марсианские хроники
2007 г.
Человек в картинках
2009 г.
И грянул гром: 100 рассказов
2010 г.
Человек в картинках
2012 г.
Человек в картинках
2013 г.
Человек в картинках
2018 г.
Марсианские хроники
2018 г.

Периодика:

«Супер Триллер» №2 (53), 2005
2005 г.

Аудиокниги:

Золотые яблоки солнца
2004 г.
Рассказы
2011 г.
Созвездие льва
2015 г.

Издания на иностранных языках:

SCIENCE FICTION. Наука и фантастика
1970 г.
(английский)
Short stories. Рассказы
1983 г.
(английский)
Короткие рассказы / Short Stories
2008 г.
(английский)
Все літо наче день один. 100 оповідань. Том перший: Книга 1
2015 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  27  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 августа 2013 г.

Иди, милый, поиграй, маме и папе некогда. У меня столько дел, включи телевизор и не приставай. Тебе что, заняться нечем? Включи компьютер и поиграй, тебе же купили вчера новую игру!

Знакомо? А ведь недавно клялись себе, что вот для этого самого любимого и дорогого вам человечка всегда найдется время выслушать его маленькие проблемы, поговорить о прошедшем дне, поиграть, почитать сказку на ночь. и никакие усталость, проблемы на работе, нехватка денег, подружки и коллеги не помешают вам выполнить это обещание.

И мы честно стараемся его выполнить. Но однажды обстоятельства пересиливают наше желание: мы заняты делами, а наш малыш отправляется в дальнюю комнату, включает компьютер или телевизор, которым теперь суждено стать его лучшими друзьями. Не заметишь, и в отношениях наметилась маленькая трещинка, которая, если не принять срочные меры, быстро превращается в пропасть. И нечего недоумевать, куда делся ласковый и послушный малыш и откуда в ваш дом пробрался капризный и грубый монстр.

Вот о такой семье, доверившей воспитание детей самым лучшим и современным автоматам, эта история. О любви, которая по капле улетучилась, поскольку бездушная техника заменила теплоту человеческих отношений. Она о тех незримых связях, которые образуются между родителями и детьми с каждой совместной игрой, с каждой вместе нарисованной картинкой или прочитанной книжкой. О любви и доверии, которые выстраиваются с добрыми словами и неспешными беседами, хрупкими и нежными, готовыми исчезнуть от всего лишь одного грубого слова или равнодушного взгляда.

Описанная ситуация жуткая и доведена до полного абсурда. Фантазия детей оживила виртуальный мир и создала убийц родителей, отказавшихся выполнять их капризы. Страшно? Не верите? Почитайте новости: подобные истории происходят чаще, чем Вам кажется.

«Вы с женой позволили этой комнате, этому дому занять ваше место в их сердцах. Детская комната стала для них матерью и отцом, оказалась в их жизни куда важнее подлинных родителей». Прочитайте рассказ и подумайте: Вам все еще хочется сказать «Иди, милый, поиграй, маме и папе некогда»?

Оценка: 9
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 июня 2012 г.

Если воспользоваться образом из рассказа другого классика фантастики, то начало читательского пути в неизведанное можно сравнить с яркой зеленой дверью в белой стене обыденности. Иногда за этой дверью скрывается волшебный таинственный сад полный чудес и мистических существ, гораздо чаще — вещи скучные и будничные, а еще бывает случается самый тривиальный вариант — первые попавшиеся миры чужды и непонятны, тогда ты забываешь о существовании этой зеленой калитки, а она, в ответ, никогда больше не попадается тебе на пути.

Вряд ли этот рассказ был в числе первых прочтенных мной в жанре фантастики произведений, но точно был первым накрепко врезавшимся в память, пробудившим интерес ко всему таинственному и пугающему. Это один из тех текстов, благодаря которым я полюбил фантастику.

Завязка истории удивительным образом предсказывает некоторые современные реалии: Венди и Питеру из будущего, в отличие от своих сказочных прототипов, нет нужды покидать дом, чтобы попасть в волшебную страну, для этого у них есть детская игровая комната. Она полностью завладела их вниманием и вытеснила все остальные интересы, даже родителей, которые, похоже, стали лишь средством доступа к этому диковинному устройству. И в иные моменты, когда родители наказывают и запрещают там играть, они становятся просто еще одной неприятной помехой для своих детей.

Дальнейшее развитие событий сбивает с толку, пугает и навсегда оставляет песок выжженой пустыни на запекшихся губах и животную вонь вперемешку с тяжелым медным привкусом во рту. Яркие объемные образы, жестокая поэзия пронизывающего повседневность насилия и отчужденности между близкими, родными людьми. Иррациональность механики действия комнаты вселяет настоящий страх — ведь сильнее всего пугает неведомое, непонятное, немыслимое, то что с легкостью может превратиться в ночной кошмар.

Рассказ написан шестьдесят с лишним лет назад — по человеческим меркам уже можно выйти на пенсию. В момент написании, ЭВМ занимали несколько этажей, и до уютной приставки «персональная» термину (и самим машинам) было еще много лет, а принципы будущего построения виртуальной реальности связывали скорее с кинематографом, чем с этими громоздкими арифметическими устройствами. Но, как это свойственно любой хорошей литературе, рассказ со временем ничуть не растерял своих сильных сторон, а многие его фантастические элементы и футурологические прогнозы давно проникли в окружающую нас реальность (и не только технические моменты, но и социальные).

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 февраля 2013 г.

Рассказ очень сильный и произвел на меня большое впечатление. За несколько минут я испытала все: шок, волнение, недоумение, растерянность, негодование...

Шок от того, что родители сознательно идут на то, чтобы иметь такой дом-машину, которая делает абсолютно все — от готовки еды до завязывания шнурков. В таком доме растворяется личность, она умирает, т.к. ей ничего другого не остается. Все, что она может здесь делать — только чувствовать и наблюдать. А как же жить не развиваясь?

Недоумение и волнение от того, во что превратились дети. Но виноваты ли они? Ведь это родители осознанно произвели подмену натуральных ценностей на яркий, красочный, «живой», но виртуальный мир. Дети формируются из того, что в них вкладывают родители, а так же среда, которая их окружает.

Негодование за то, что мы, некоторые взрослые, позволяем себе лишать себя детей, которых родили. А растерянность за то, что потом порой невозможно исправить или наверстать упущенное. Как растут ребятишки без книжки, прочитанной мамой на ночь, без футбола, сыгранного с отцом не раз в год, а каждый выходной, без совместного просмотра боксерских матчей или фигурного катания, без разглядывания вместе с мамой картинок с красивыми платьями, без ежевечерней прогулки всей семьей с домашним любимцем, без совместного похода в кино, без поездки за город фотографировать бабочек, божьих коровок и пушистые облака, без ласковых, добрых и доверительных слов, сказанных друг другу и т.д. Как они растут если все это заменили бездушные, но такие дорогие машины? От любви к родителям, которые все разрешают, до ненависти к родителям, которые все запрещают всего один шаг. Этот шаг и есть та грань, когда еще можно сказать себе :«нет», но у каждого родителя эта грань своя.

Удивительный рассказ. Рассказ-предупреждение, написанный за десятилетия, до создания всех тамагочи и компьютерных игр.

PS Недавно в новостях говорили о том, что отец, активно погрязшего в компьютерной игре парня, нанял виртуального киллера, чтобы «убить сына» в игре. «Убить» его не смогли, но отношения вконец испорчены. Что это???

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 июня 2012 г.

Прочитала «Вельд» буквально за пару дней до смерти этого Гениального писателя. На самом деле, Брэдбери умер как раз в то время, которое описывал пол века назад. Не зря его называли Пророком. Только 50-60 лет назад он описывал жизнь и проблемы в характерном ему зловеще-спокойном стиле с целью предостережения человечества от описанных событий... И что в итоге? В итоге, мы сейчас живём в этом мире... Мире, который Брэдбери описывал в «...Фаренгейте» и «Вельде». Что касается последнего: просто поражаюсь умению писателя так точно описывать то, чего он не видел. Как будто он действительно охотился в Африке, видел тех львов и всю эту дикую природу, слышал звуки и чувствовал запахи.

Проблемы, которые описывал автор очень актуальны в XXI веке. Отношения между родителями и детьми, виртуальная реальность, зависимость от компьютерных технологий. Вот и в «Вельде» родители (с самыми благими намерениями, как они думали) купили детям «виртуальную комнату» и поручили ей детей на воспитание. А ведь стоит понимать, что живого общения, тепла и понимания ничем не заменишь. Естественно, если дети воспитывались игрушкой — они к ней привыкли, и пойдут на всё (!!!), чтобы остановить обидчика, который пытается её отобрать. Правильно было сказано в предыдущем отзыве, что не стоит удивляться, если поручив детей на воспитание «домику» дети однажды сделают соответствующий вывод.

Согласна, это начинает походить на безумие...но читая рассказ становится безумно страшно: дети забывают всё родное, ценное и идут на леденящее кровь убийство.

В одном из предыдущих отзывов была озвучена правдивая мысль: «В наше время наука и технологии уничтожают наши души. Люди не нуждаются в общении, заботе и ласке».

Рассказ очень поучителен. Брэдбери как нельзя лучше вызвал у меня чувство сопричастности и заставил прожить события в собственной шкуре. Его сочинения не теряют актуальность уже много десятков лет, и будут актуальны и далее. Пока есть люди, любящие литературу — человечество будет ЖИТЬ! Браво, Господин Брэдбери! :)

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 августа 2015 г.

Рассказ пробирает до мурашек. Настолько живо и реалистично написано.

И настолько это нам близко. Эра новых технологий и роботов, которые заменяют наш труд все больше эволюционирует, и когда-то наступит день, когда появятся такие дома где абсолютно все автоматизировано. И чистка зубов, и приготовление пищи. Абсолютно все.

И тогда все описанное Рэем Брэдбери мы узнаем на себе.

Сверхновые технологии помогающие нам только наблюдать за тем, как все делается само собой, и воспитание детей в подобной атмосфере с потаканием им во всем приводит к фатальным последствиям.

Дети, которые считают себя главнее родителей и не хотят расставаться с простой жизнью пойдут на все, чтобы ничего не менять. На все!

Автор показывает нам, что богатство и новинки технологий не смогут подарить нам семейное счастье, и не смогут вырастить наших детей за нас.

Думаю данный рассказ стоит прочитать всем.

Приятного чтения.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 октября 2010 г.

И опять рассказ о детях и о том, на что они готовы ради отстаивания своих интересов... Дети не хотели ограничивать себя в играх, и мы видим, к чему это привело. Сразу мысль возникла- через 20-25 лет такая же ситуация может быть, допустим, родители запрещают много сидеть в интернете, а ребёнок может сделать то же деяние, что и здесь описанное. Сейчас же дети лет 7 вместо нормальных игр подвижных сидят и играют в телефонах. Уже есть случаи убийств на почве комп. игр. А здесь ещё и проводится та же мысль, что и в «451 градусе»- родители сажают детей перед телевизором, пусть смотрят и не надоедают взрослым. Нечто подобное и здесь.

Что снова обращает внимание- знание детской логики автором. Видно, детские воспоминания о собственном младенчестве сильный отпечаток наложили. Эта тема уже много где встречалась. И удивляет то, как он умеет показать 2 совершенно разные точки зрения на 1 проблему, причем логичными кажутся обе, в данном случае детская логика и взрослая.

Рассказ гениальный, прямо на злобу дня (откуда он знал 50 лет назад, что это начнётся???).

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 января 2009 г.

Еще один рассказ-предостережение. А от чего же предостережение-то? Дело ведь тут вовсе не в машинах как таковых.

Кинжал хорош для того, у кого он есть. Машина сама по себе ни в чем не виновата. А виноваты родители, которые, вместо того, чтобы со всей строгостью воспитывать отпрысков тешат свою лень, пустив воспитание детей на самотек.

И кто же вырастает, в таком случае — а это хорошо известно, вырастают всяческие маугли, люди-звери. Ребенок — это по рождению звереныш, человеком его делает воспитание. И если в старые времена общество сурово вмешивалось в процесс воспитания и не давало родителям поступать по своему, а детей безжалостно ставило на место (к слову сказать, просто убивая тех, кто не подчиняется), то с развитием техники люди получают возможность жить, не испытывая дискомфорта, вообще без видимого участия прочих людей.

И это приводит к развитию самых мерзких звериных качеств. Молодые львы убивают своего состарившегося отца.

Молодые звери-люди уничтожают своих мешающих им родителей. И неважно, что орудием убийства служит диковинная автоматическая комната — не было бы ее, дети нашли бы другой способ, как в наше время порой дочь «заказывает» родителей, чтобы свободно распоряжаться квартирой.

Так что не компьютерные игры виноваты в преступлениях детей, а родительская лень. И именно об этом рассказ.

Хотя несчастных Джорджа и Лидию мне искренне жаль. Потому что я и сам такой, как они.

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 апреля 2011 г.

Отличный очень сильный рассказ. Имена кстати говорящие. Питер и Венди уже подростки, вполне взрослые, но захотели и остались в детве. Честно говоря мне показалось, что дети в этом рассказе прорисованы хуже львов. Как и во многих рассказах Полдня Стругацких в первую очередь увидел страшную халатность. Халатность создателей, позволивших сделать из компьютера убийцу, халатность психологов, которые должны были отслеживать состояние комнаты. Детская была создана именно для контроля за опасными сложными подростками. Правильно было сказано никаких включений на минуточку. Но в этом человеческая природа, мы редко способны делать что-то резко. Хвост проще рубиться по кускам.

Мы все так удивляемся прозорливости Бредбери, но Человек в картинках предупреждал, что это реальные картины будущего. Немного повторюсь перечисляя то, что угадал Бредбери.

1. Дети стали проводить очень много времени с компьютером и как ни странно им даже не понадобилась виртуальная реальность.

2. Очень важный аспект. Дети с компьютером общаться легче чем взрослые. Эти разгильдяи без программистского образования подчинили себе комнату, обойдя как видно не одну защиту. Вот тебе и подростки-хакеры регулярно штурмующие сервер Пентагона.

3. Умный дом это я думаю в данном случае не столько предсказание, сколько идея. Фантасты так долго об этом говорили, что в нем появилась потребность. Вот их в меру технологий сейчас и строят.

Ну в остальном очень верный рассказ о воспитании детей. В смысле как воспитывать чужих каждый знает. Дети конечно были избалованны, с одной стороны за них все делали роботы, с другой они были предоставлены сами себе. Слишком поздно желания детей вошли в нерешаемый конфликт с родителями. (Это я как папа по себе знаю, нам сейчас говорят, что мы зря ребенку до 2 лет все позволяли, а мы отвечаем, что она ничего не требовала, что надо было запрещать). Дальнейшая реакция родителей привела к полной потере контакт с детьми. Да еще дети стали воспринимать родителей как угрозу своему сложившемуся миру. Грустно, что все это прошляпили. Но эти дети все-таки уже чудовища. Большие сомнение в успешной их реабилитации в нормальное общество.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 февраля 2012 г.

В детстве рассказ не произвел на меня шокирующего впечатления. Мне показалось, что в рассказе электроника комнаты поработила детей. Бесконтрольная техника против людей. Всех героев было жаль. Но тогда дети не садились за компьютеры с четырех лет, а были счастливы, если видели компьютер величиной с небольшую комнату. Сейчас мое отношение к рассказу иное. Поражает дар предвидения Брэдбери. Словно он наделен способностью помнить не только прошлое, но и будущее. Он так достоверно описывает жизнь в умном доме, словно гостил в нем не один день! А еще вельд — львы и стервятники, звуки и запахи — ни на какие 3хD, nхD физики лирикам тогда даже не намекали! Брэдбери пишет об Африке так, словно он охотился вместе с Хэмингуэем. Или это Хэм охотился вместе с Брэдбери? Эмоциональная достоверность – отличительное свойство авторского стиля Брэдбери. Еще одна его удивительная способность вызывать в читателе чувство сопричастности. Во время чтения у меня возник вопрос: изучался ли детскими психологами воспитательный потенциал Брэдбери? И случайно ли детки носят имена героев «Питера Пэна»?

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 августа 2014 г.

Один из известнейших рассказов Рэя Брэдбери не привлекает, а поражает, но при этом остаётся Вещью на Все Времена, произведением, в котором в мрачном танце сплетаются фантастика и психология, железной поэмой о родителях и детях.

Мотивы непонимания время от времени встречаются в обширном творчестве Брэдбери, но редко когда истории о детях, которые не понимают, и родителях, которые не хотят понять (и наоборот), заканчиваются хорошо. Так и «Вельд»: он рисует картину семейства, освобождённого благодаря технологиям от домашних трудов, собственноручно позволившего машинам заменить друг другу себя, не понимающего и не желающего понимать других членов семьи; семейство это живо до тех пор, пока детям всё дозволяется. Но стоило только запретить детям посещать шикарную детскую комнату…

Я называю такие вещи рассказами-предупреждениями. Дело не в эмоциональном окрасе или конкретном морализаторстве, нет. Просто эти вещи обращают внимание на проблемы столь острые, что без решения их невозможно продолжать на что-то надеяться, невозможно верить в том, что всё будет хорошо, невозможно понять собственных детей. «Вельд» определяет зачинщиков безобразия, делает виноватыми родителей, и, полагаю, это правильно, ибо как могут десятилетние спиногрызы сами дойти до того, чтобы воспротивиться воле своих предков. Мотивация – вот немаловажный фактор, и как раз в «Вельде» мотивация показана очень хорошо.

Не лишён рассказ также и призрачной надежды, что несмотря ни на что всё будет хорошо. Попытка родителей сделать хоть что-то выглядит обнадёживающей, но, к сожалению, они заходят не с того конца. Упрямство. Они – дети, но мы-то – родители, кому как не нам решать? Получите и распишитесь по заслугам, уважаемые родители.

Жестокий рассказ? Да. Социальный? Да. Правдивый? К сожалению, мне кажется, что и это тоже…

+9

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 октября 2008 г.

Устранив из жизни своих детей каждодневный труд, родители перевели их на иной уровень потребления, а в раннем возрасте, когда нет устоявшихся границ дозволенного, потребности могут стать безграничными, а претензии (на первый взгляд) безосновательными. Казалось бы, родители сильно облегчили жизнь Питера и Венди — им практически ничего не надо делать; а они, неблагодарные, в ответ лелеют обиду за то, что их не пустили развлекаться в Нью-Йорк.

И второе. Новомодные ухищрения: детская комната, роботы для приготовления еды и завязывания шнурков и пр. – здесь они ведь в первую очередь не показатель заботы о детях, а элемент ленивого эгоизма родителей. Получили что вложили.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 июля 2017 г.

Хотите знать, на что способны неокрепшие детские умы, ради попадания в радужный и беззаботный мир, скрывающийся под яркой неоновой аббревиатурой VR? Они готовы скормить вас ему, и оно проглотит вас, не задумываясь, выполняя любые прихоти своих хозяев.

Во все написанное Брэдбери охотно вериться. Посмотрите на вечно занятых родителей, готовых спихнуть ребёнка в бездонный, заваленный инфомусором Ютуб. Ребенок сидит себе, мирно поглощает мегабайты увеселительного шлака, а родители могут «отдохнуть» от ребенка, ведь воспитание это так тяжело в наши беспощадно трудные времена. Пусть посидит, посмотрит, ничего плохого, алгоритм подберет правильную информацию для ребенка, ведь он умнее нас, он знает что полезнее, ведь так?

Будущее готовит для нас целую россыпь замечательных увеселительных забав — «Осуществление любых ваших прихотей и желаний, по самой низкой цене во всей Солнечной Системе, — весело завлекает Главный Балагур Галактики, — только сегодня и только сейчас!!!»

Исполнители желаний могут не иметь физической основы. Но достаточно ему попасть под вашу незащищённую черепушку, как вы уже не различите, где жесткая и нерушимая как могильный камень реальность, а где легким флером кружится незаметная на первый взгляд выдумка. Которая готова превратится для вас этим самым камнем, придавить вас, и стать назидательной эпитафией — «Они хотели многого, и получили по заслугам».

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 августа 2015 г.

Мне сложно говорить о «Вельде» как о художественном произведении, поскольку я давно с ним знакома, впервые прочитав этот рассказ лет пятнадцать назад в затрепанном сборнике «Ужас на сон грядущий». С тех пор встречалась с ним еще несколько раз, потому отлично помню сюжет. И вновь столкнувшись с рассказом в сборнике «Созвездие Льва», скомпилированным и начитанным Олегом Булдаковым, хочу порассуждать о его основной теме.

Полностью автоматизированный дом — что может быть лучше, на первый-то взгляд?..

Условно все функции жилища будущего можно разделить на три группы: механистические, творческие и социальные. И как раз их сочетание в одно не позволяет проработать тему до самого конца, сгребая все под общую гребенку. Но обо всем по порядку.

• Механистическая работа — это уборка, стирка, глажка и мытье всего подряд. Кулинария — пограничная зона в зависимости от того, хотите ли вы просто утолить голод или порадовать себя и близких вкусняшками. Вот здесь я считаю полностью оправданным использование любой вспомогательной техники, поскольку подобный труд не несет пользы ни уму, ни сердцу, да и вообще низводит Человека с большой буквы до роли бездумной машины. В этой сфере в принципе невозможно развиваться кроме узкого зазора в рамках «быстрее-больше-обширнее». Можно двадцать лет отскребать пол зубами, потом еще столько же и... Ничего, вы как возили шваброй по полу, так и продолжаете это делать, хорошо, если чуть скорее, чем в начале. Что-то я не вижу кругом страдающих от того, что одежда нынче стирается в машинах, а не вручную в тазах. И никто никогда не скажет:

— Сама уборка — это уже мотивация. Когда я вытираю пыль с верхней полки, то чувствую себя живой и вновь обретаю себя!

— Я прочитал о необычном методе чистки сковородок, до чего же не терпится попробовать!

— Когда в руках веник и пылесос, запах палироли кружит голову, бережно разложен любимый комплект из двадцати трех различных тряпок... Это вызывает такой восторг, все твои мысли о сверкающей чистотой квартире, которой ты вскоре поможешь восстать из-под чудовищного слоя двухдневной пыли, и ты трешь и драишь, воображая в уме предстоящий результат.

— Нынче я разрабатываю новую технику глаженья рубашек, такого еще никто не видел!

— Я никогда не мечтала стать прачкой. Но, сколько себя помню, всегда любила стирать белье. Так, для себя, то, что под рукой: носовые платочки или полиэтиленовые пакеты. Но всерьёз я начала заниматься постирушками несколько лет назад. Сперва меня привлекли большие тазы и столь же огромные стиральные доски. Потом я взяла в руки деревянные щипцы и решила попробовать себя в кипячении белья. А дальше меня захватила техника полоскания сама по себе, я ощутила все удовольствие от работы с водой и порошками. И тогда я поняла, что стирка — это мое.

Подобное я могу представить исключительно в ироническом ключе. Порхать по дому летающей леди в крепко зашнурованных ботинках, возвещая всему миру об открытии нового метода уборки — жалкий суррогат реального творчества, вызванный необходимостью. Так что пускай бездумным трудом занимаются роботы. Вот куда девать время, освободившееся ото всей этой рутины, уже другой вопрос. Но упирается он вовсе не в технику, а в человека. Провести лишний час с родными, заняться собой или пуститься во все тяжкие — личный выбор каждого.

• Творчество отнюдь не растеряло былой сути с приходом техники. Прошедшие годы убедительно показали, что новые методы и возможности отлично уживаются с созиданием. Планшеты для рисования, 3D-принтеры и ручки, создание 3D-моделей будущих шарнирных кукол... Желающие получить удовольствие от процесса всегда найдут свой путь, как и стремящиеся к одному лишь обладанию конкретной вещью. Так что и здесь любой механизм лишь инструмент, направляемый рукой человека.

• И, наконец, общение с близкими. То, что никогда не следует перепоручать третьим лицам, не важно, будь это воображаемые друзья, улица, телевизор или голографическая комната — результат один — отдаление и отчуждение. И опять, технологии здесь являются предлогом, средством, но никак не причиной конфликта. Истинный ядовитый шип кроется в отсутствии доверительных отношений, а не в напичканном электроникой ящике.

Акцентируя внимание на всевозможных функциях дома, Брэдбери случайно или нарочно выставляет именно их истинными виновниками трагедии. По крайней мере именно в этом убедили себя главные герои. Но если на секунду представить, что рассказ заканчивается так, как хотелось бы супругам Хедли, легко увидеть, что занимаясь трудотерапией на новом месте, это семейство привезло бы туда все те же трудности — неумение занять себя и отчужденность друг от друга. Проблемы, разрешить которые можно одной только долгой, кропотливой и вдумчивой работой над саморазвитием и выстраиванием межличностных отношений.

Ну а техника... А что техника? Лишь одна из возможных ловушек для невнимательного или ленивого разума. Газовое снабжение, автомобили, электростанции с любыми буквами в начале аббревиатуры, опыты с геномом... Чем дальше и сложнее, тем больше растет возможный риск, несомый новыми изобретениями. Но люди всегда принимают его, отдавая предпочтение вероятной выгоде, нежели потенциальному вреду. Да, нынешние технологии в своем коварстве куда опаснее львов из Африки, но они же открывают широчайшее поле для все возрастающих возможностей совершать удивительнейшие вещи и открывать мир. Бежать от них все равно, что прятать голову в песок; вооружиться знаниями и пониманием — единственно верный путь к безопасности.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 января 2012 г.

Вельд. Это слово так и давит палящим солнцем Южной Африки, манит запахом высушенного песка и пугает неслышной поступью львов. Но это романтика, это ассоциации, это что имеет мало общего с самим рассказом. Африка в нем, конечно же, есть, есть и львы, есть и палящее солнце, но всё это виртуальная реальность. А реальность у Брэдбери как всегда страшна и трагична. Более того, дружба детей с компьютером это не что иное, как метафора психологического разрыва между детьми и их родителями. В отсутствии любящих родителей, дети нашли себе другого друга, доверяли ему, не хотели с ним расставаться и мстили вместе с ним. И автору, безусловно, удалось описание манящей, жаркой и опасной Африки. Порой, прочитав подобный абзац, даже забываешь что рассказ отнюдь не про Африку.

Мастер, мастер во всём!

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 октября 2011 г.

Происходящее , с учетом компьютерных реалий современной жизни, замены реального общения существованием в виртуальных мирах, оказалось пророчеством. Меня еще в детстве поразил этот рассказ — простотой, лаконичностью и трагичностью происходящего. Фильму, как мне показалось, удалось передать общее настроение, но рассказ ранит сильнее. Мне кажется, только очень неравнодушный к проблеме «отцов и детей» и — развивая мысль — к связи и преемственности поколений — человек мог написать такое.

Иногда бывает, спрашиваешь: — Ну как же ты так, ну что ж ты? — в ответ: — Да я как-то не подумал... Так вот, этот рассказ наталкивает на мысли, показывает возможную проблему и дает возможность задуматься ДО того, как будет непоправимо поздно.

Оценка: 10


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх