FantLab ru

Рэй Брэдбери «Здравствуй и прощай»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.20
Голосов:
811
Моя оценка:
-

подробнее

Здравствуй и прощай

Hail and Farewell

Другие названия: Здравствуй — прощай!

Рассказ, год (год написания: 1952)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 155
Аннотация:

Уилл — мальчик, который не взрослеет, скитается по Америке, принося радость одиноким людям, остановка на несколько лет, а затем вновь в путь.

Входит в:

— условный цикл «Зарубежная фантастика»  >  антологию «Звезда по имени Галь. Земляничное окошко», 1999 г.

— условный цикл «Science Fiction Shorts»  >  антологию «The Immortals», 1984 г.

— условный цикл «Young»  >  антологию «Young Mutants», 1984 г.


Похожие произведения:

 

 


Вино из одуванчиков
1967 г.
Передай добро по кругу
1982 г.
Рэй Брэдбери
1985 г.
Первые люди
1987 г.
Первые люди
1988 г.
Американская фантастическая проза. Книга 1
1989 г.
451 по Фаренгейту. Рассказы
1990 г.
Тени грядущего зла
1992 г.
Улыбка
1993 г.
Планета Норагаль
1996 г.
Золотые яблоки Солнца
1997 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1997 г.
Звезда по имени Галь. Земляничное окошко
1999 г.
Вино из одуванчиков
2000 г.
Завтра конец света
2000 г.
Конец света
2000 г.
Сочинения
2001 г.
О скитаньях вечных и о Земле
2002 г.
451° по Фаренгейту. Марсианские хроники. Вино из одуванчиков. Рассказы
2003 г.
Завтра конец света
2003 г.
Золотые яблоки Солнца
2004 г.
Человек в картинках
2004 г.
Марсианские хроники
2007 г.
Золотые яблоки Солнца
2009 г.
И грянул гром: 100 рассказов
2010 г.
Апрель в Париже
2012 г.
Золотые яблоки солнца
2013 г.
Канун всех святых. Рассказы
2013 г.
Человек в картинках
2013 г.
Канун всех святых
2016 г.
Канун всех святых
2016 г.
Золотые яблоки Солнца
2017 г.
Золотые яблоки Солнца
2018 г.
Золотые яблоки Солнца
2018 г.
Марсианские хроники
2018 г.

Периодика:

«Неделя» № 35 1966
1966 г.
«Супер Триллер» №16 (139), 2007
2007 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Бетономешалка и другие рассказы
2003 г.
Золотые яблоки солнца
2004 г.
Рассказы
2011 г.

Издания на иностранных языках:

S Is For Space
1966 г.
(английский)
Short stories. Рассказы
1983 г.
(английский)
Young Mutants
1984 г.
(английский)
The Immortals
1984 г.
(английский)
Asimov's Mutants
1986 г.
(английский)
Mutants
1988 г.
(английский)
Jóvenes mutantes
1989 г.
(испанский)
Storie di giovani mostri
1989 г.
(итальянский)
Storie di giovani mostri
1989 г.
(итальянский)
Sære størrelser
1989 г.
(датский)
Storie di giovani mostri
1997 г.
(итальянский)
Storie di giovani mostri
1997 г.
(итальянский)
Storie di giovani mostri
2000 г.
(итальянский)
Все літо наче день один. 100 оповідань. Том перший: Книга 1
2015 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  27  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И снова есть повод позавидовать людям, жившим много лет назад. Возможно, они что-то потеряли, не имея возможности лицезреть своими глазами битву десептиконов с автоботами или прочесть последний роман Чака Паланика. Но они, паразиты эдакие, в свои допотопные времена умели искренне проливать слезы над страницами той или иной книги, умели после этого присмотреться к окружающей действительности и сделать мир чуточку лучше...

Это я к тому, что некто Рэймонд Брэдбери относится к той категории авторов, которые умеют ( вопреки учению постмодернистов, постструктуралистов и прочих любителей до тошноты спорить по поводу «Тошноты» Сартра) довести таки до слез взрослого дяденьку с высшим образованием. Заставить его грустить по самым чудесным мгновениям собственного детства(хотя бы о том случае, когда на первые в твоей жизни карманные деньги ты собственноручно купил «Собаку Баскервилей» и почему-то брошюрку про Адриано Челентано). А затем вспомнить и о том, что в детстве тебе отравляло жизнь ( гопники, физика, прямые трансляции Съезда народных депутатов, очереди за хлебом в 1991 году), но теперь стало таким отдаленно туманным, будто бы его и не было вовсе...

Потом я хотел написать еще множество хороших слов про этот конкретный рассказ Брэдбери, но их уже написали мои предшественники...

А потому призову бережнее относиться и к самому Брэдбери. Который этим рассказом вроде как самому себе слегка накаркал. В смысле, многие люди сперва проникнутся к нему невероятно сильными чувствами и утверждают, что нет на свете лучше фантаста, особенно в плане раскрытия детской психологии. А потом вдруг заявляют, что нельзя же все время оставаться ребенком и изгоняют книги Брэдбери из своей жизни. А ведь книги его только похожи на вечно двенадцатилетнего ребенка. На самом деле они растут вместе с нами, если мы только не стремимся добровольно поскорее стать ко всему равнодушными, ошибочно принимая равнодушие за признак взросления...

Оценка: 10
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Кто ж из нас, родителей, держа на руках заливающегося счастливым смехом любимого человечка, хоть раз не думал о том, как было бы славно остановить это мгновение. Пусть бы никогда не рос малыш, оставался всегда дружелюбным и веселым, и не маячили впереди подростковые проблемы. Думалось: ну почему так все быстро? Всего несколько счастливых лет, когда самой большой проблемой были разбитые коленки и потерявшийся любимый мячик. Глазом моргнуть не успел: друзья, вечеринки до ночи, проблемы с девочками, а потом- институт, женитьба, короткие звонки на тему «Мам, привет! Пока, до встречи» и вот Вам — внуки. Начинайте опять радоваться.

Странно, что большинство читателей восприняло вечное детство героя, как проклятие. Это все, наверное, от возраста. Детство — такая штука, оценить которую можно исключительно на расстоянии. Чем оно дальше от тебя по времени, тем счастливее кажется, и даже первые детские неприятности вспоминаются, как милые сердцу события. Вот о периоде взросления почему-то не вспоминаешь с такой светлой печалью.

Может, и было время, когда герой смотрел на свое вечное детство, как на несчастье. Но прошедшие годы сделали его мудрым и позволили ему понять: все родители, как бы замечательно не складывались их отношения с взрослыми детьми, в тайне вздыхают о тех днях, когда читали с ребенком первые книги, гоняли мяч, учили малыша плавать или склеивали вместе с ним кораблик. Это самые дорогие, драгоценные моменты и герой имеет огромную власть: вернуть эти счастливые мгновения тем, у кого остались от них только тускнеющие с каждым прожитым днем воспоминания и старые фотографии. Или дать возможность пережить это счастье тем, кто по каким-то причинам остались одинокими и теперь понимают, сколько они потеряли в жизни.

Может герой и не счастлив сам, но он может подарить мгновения счастья другим. Вы не находите, что это очень хорошая работа — делать людей добрее и счастливее?

И вот еще что. Я всегда по-доброму завидовала Мастеру, который смог пронести через свою долгую жизнь радостные воспоминания о своем детстве: чудесных летних днях, маленьких открытиях и путешествиях, зелени и цветах сонного провинциального городка. «Наверно, этого мне больше всего недостает во взрослых людях – девятеро из десяти уже ко всему охладели, стали равнодушными, ни свежести, ни огня, ни жизни в них не осталось». Сразу захотелось перебрать в памяти свои счастливые моменты, полистать старый альбом, уже почти забытый на пыльной полке, чтобы никогда -никогда не оказаться среди тех самых «девяти из десяти».

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне жаль героя, и я его понимаю. Я тоже был не таким как все, но не до такой же степени. И мне не предложить ничего герою, я просто принимаю его решения, как данность, я согласен с ним — а что ещё остается? Он поступает правильно, ему нельзя навлекать неприятности на своих родителей, сколько бы их не было. В конце-концов они знают, что он не умер — это уже много.

А писатель — в очередной раз он поражает своим умением создавать фантастические ситуации такими, как будто это происходит в действительности. И видишь этого невероятного мальчишку как воочию.

Счастья тебе, Уилли! А Вам, мистер Бредбери — спасибо!

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень лиричное произведение.

А ведь не позавидуешь Уиллу; это очень тяжело — играть роль вечного мальчика. Всегда, каждую минуту. Это совсем не то, что «быть молодым душой» и прочие подобные банальности! В принципе, это невозможно. Это и есть самая фантастическая посылка рассказа, а не вечно юный внешний вид и не сам факт беспроблемного входа в чужие семьи.

Тяжелая работа — быть сыном, зная, что это лишь на несколько лет. Это тоже невозможно, или надо быть бесчувственным, но здесь не тот случай.

Слишком много невозможного...

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно. Ну кто из нас хотя бы раз в жизни не мечтал о том, как бы вдруг перестать взрослеть — вечно бегать, играть, ходить в школу, проводить время с друзьями... И это, казалось бы, должно быть так здорово. Ан, оказывается, нет...

Для этого прекрасного рассказа Рэю Брэдбери и придумывать-то особенно ничего не пришлось — он просто взял обычные ребячьи мечты и логически развил их, посмотрев, что из этого может получиться в действительности. Главная же его заслуга в том, что он сумел написать эту историю так, что читатель в процессе чтения полностью сживается с ее героем. И вместе с ним испытывает всю горечь того, что такой, казалось бы, волшебный дар приносит его владельцу гораздо больше трудностей и переживаний, чем радости. И одновременно удовлетворение от того, что жизнь этого мальчишки проходит не зря — скольких людей за свою жизнь он сумел сделать, хотя бы и на время, счастливыми.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Кто не знает сказку про Питера Пэна? Мальчик, отказавшийся взрослеть, навсегда останется символом вечно юной души. Идею «Питера Пэна» Брэдбери повернул под непривычным углом: детство как проклятие. Уилли, герой рассказа «Здравствуй и прощай» живет не в волшебной стране, а в Америке ХХ века. Выбор у мальчика невелик. Либо скитаться по стране, на время прибиваясь к бездетным парам, либо его до конца дней будут изучать агенты Малдер и Скалли. Я сказал «до конца дней», но и здесь есть проблема. Специально Брэдбери этот момент не обговаривает, но логично предположить, что если Уилли не взрослеет, то и не старится, т.е. по идее он бессмертен, и 12 лет ему будет вечно. Здесь должно бы стать совсем тоскливо, но посмотрите, как достойно герой Брэдбери несет свой крест.

«Здравствуй и прощай» не обещает читателю динамичного сюжета, но в рассказе есть неподдельный драматизм и очень привлекательная философия. Что такое возраст человека? Всего лишь цифра. «Важно, не сколько ты прожил, а как ты прожил», — сказал один хороший писатель. Можно роптать и жаловаться на судьбу, а можно попытаться сделать жизнь окружающих чуть светлее. Как Уилли, герой рассказа «Здравствуй и прощай». И как придумавший его Рэй Брэдбери.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чем больше читаешь Рея Бредбери, там больше начинаешь замечать, как один его рассказ перекликается с другим. Если в «Вине из одуванчиков» были старики, которые никогда не были детьми (потому, что субъективно нет никакого прошлого, а есть только сейчас), то какая должна быть их противоположность? Ребенок, который никогда не постареет (для него это уже не субъективный факт). Притом, что обе разновидности персонажей не были бессмертными. Они просто так проживают свой век. Так получился еще один блестящий представитель реалистичной НФ, в которой есть ровно одно фантастическое допущение и предельный реализм во всем остальном.

Есть намек, почему с главным героем случилось то, что случилось. Упоминается, что он перестал взрослеть после своего 12-го дня рождения. Не могло ли это быть желанием ребенка, осознавшего свою смертность, которое внезапно сбылось? Это тоже в стиле Бредбери. Буквально исполнить желание главного героя. Но не в виде злой писательской шутки, которая нужна для того, чтобы получить тему и сюжет для очередного произведения. Цель автора иная — описать устоявшееся состояние, к которому пришел главный герой. Так было в «Каникулах» и еще много где.

Еще один из рассказов, который приходит на ум, — это «Марсианин». Только в «Здравствуй и прощай» действия главного героя — это не потребность его загадочной природы, а то единственное дело, которым он может жить в этом мире. Занятие это тоже в меру фантастическое, но, безусловно, благородное. В конце концов получился трогательный рассказ про то, что злая шутка судьбы не может сокрушить человечность, если она есть.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У Брэдбери очень много рассказов про детей, но этот рассказ особенный. Вечный ребенок. С виду такая перспектива выглядит заманчивой, но не для самого мальчика, который всё бы отдал, чтобы повзрослеть, как всё нормальные люди. Понравилось, что главный герой использовал свое проклятие в добро другим.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда почитал стало почему-то очень грустно.Вспомнились все школьные и институтские друзья которых не видел уже много лет.Человек по сути ведь всегда остается одиноким в душе ,но еще хуже когда нет с тобой любящей семьи,верного друга — людей которые всегда готовы прийти на помощь и скрасить твое внутреннее одиночество.

Все-таки Бредбери великий писатель.В любом его произведении есть сердцевина,каждое чему то учит.

ЛЮБИТЬ,ЦЕНИТЬ,РАДОВАТЬСЯ ЖИЗНИ.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Трагедия Уилли ясна и вызывает только сочувствие. Пока читал рассказ постоянно вспоминал фильм «Загадочная история Бенджамина Баттона», еще одна грустная судьба. Но только герой фильма просто пытался жить с этим, а герой Брэдбери — еще и нёс добро бездетным людям. Рассказ понравился, но как-то хотелось какого-то друго более динамичного финала. Правда какой может быть финал у этой истории трудно сказать... Наверно всё-таки итог должен был быть о том, как закончилась жизни Уилли...

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Детство — это прекрасно. А если оно остается с тобой навечно? Странное чувство — и хотелось бы такого и ужас пробирает при одной мысли...

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

За душу берет, слезы наворачиваются. Грустно и пусто.

Эх, ну не пойму я вас, тех, кто оценил рассказ меньше девятки. Шедевр.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как трудна судьба «белой вороны» в однообразной человеческой массе. И как не маскируйся, а придёт время и все поймут что ты не такой как все. Вдумайтесь: не т-а-к-о-й как в-с-е! И нужно либо сражаться, либо снова бежать и маскироваться. В любом случае это заканчивается плохо и закончится в итоге плохо...

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно трогательное произведение о любви, об одиночестве, о расставаниях. С транная судьба заставляет главного героя покидать навсегда тех, кто его любит, и кого успел полюбить он. Новая семья для него — всего лишь остановка в пути. Рассказ поражает своим правдоподобием и задевает до глубины души.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот так нести свой крест — неимоверно трудно. И если бы не вера в то, что всё он делает правильно, и дарить людям радость и свет — его долг, кто знает, как сложилась бы жизнь у этого бедняги.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх