fantlab ru

Рэй Брэдбери «Убийца»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.16
Оценок:
881
Моя оценка:
-

подробнее

Убийца

The Murderer

Рассказ, год (год написания: 1952)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 163
Аннотация:

Радиобраслеты, говорящие дома, телевизор, шум, реклама, музыка, как это всё выводит из себя, иногда хочется уничтожить всё это. Так и поступает герой этого рассказа.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Также: Брэдбери Р. — Убийца: рассказ //Комсомолец, Петрозаводск. 1965г., N111-113.

21 дек.


Входит в:

— сборник «Золотые яблоки Солнца», 1953 г.

— журнал «Неделя № 40 1962», 1962 г.

— сборник «И грянул гром: 100 рассказов», 1980 г.

— журнал «Всесвіт 1983'06», 1983 г.

— антологию «Интегральное скерцо», 1989 г.

— антологию «Обмен Разумов», 1989 г.

— антологию «Сборник фантастических рассказов», 1990 г.

— антологию «Звездные короли», 1991 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— антологию «Звезда по имени Галь. Земляничное окошко», 1999 г.


Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной фантастики. Том  3. Рэй Брэдбери
1965 г.
Холодный ветер, теплый ветер
1983 г.
Рэй Брэдбери
1985 г.
Обмен Разумов
1989 г.
Интегральное скерцо
1989 г.
Вино из одуванчиков. Повесть и рассказы
1989 г.
Вино из одуванчиков. Повесть и рассказы
1989 г.
Сборник фантастических рассказов
1990 г.
Один на двоих
1990 г.
Убийца. Звёздный свет. Леденцовый король
1990 г.
Звездные короли
1991 г.
Улыбка
1993 г.
Золотые яблоки Солнца
1997 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1997 г.
Звезда по имени Галь. Земляничное окошко
1999 г.
451° по Фаренгейту. Рассказы
2000 г.
Завтра конец света
2000 г.
Погожий день
2000 г.
Сочинения
2001 г.
Надвигается беда
2002 г.
О скитаньях вечных и о Земле
2002 г.
Завтра конец света
2003 г.
Золотые яблоки Солнца
2004 г.
Марсианские хроники
2007 г.
Золотые яблоки Солнца
2009 г.
И грянул гром: 100 рассказов
2010 г.
Золотые яблоки солнца
2013 г.
Канун всех святых. Рассказы
2013 г.
Человек в картинках
2013 г.
Канун всех святых
2016 г.
Канун всех святых
2016 г.
Золотые яблоки Солнца
2017 г.
Золотые яблоки Солнца
2018 г.
Марсианские хроники
2018 г.
Золотые яблоки Солнца
2018 г.
Золотые яблоки Солнца
2022 г.
Золотые яблоки Солнца
2023 г.

Периодика:

«Неделя» № 40 1962
1962 г.
Всесвiт №6 83
1983 г.
(украинский)

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Убийца
1995 г.
Бетономешалка и другие рассказы
2003 г.

Издания на иностранных языках:

The Golden Apples of the Sun
1970 г.
(английский)
Fahrenheit 451. Short stories
1983 г.
(английский)
Short Stories
2001 г.
(английский)
Все літо наче день один. 100 оповідань. Том перший: Книга 1
2015 г.
(украинский)
Ніч перед кінцем світу
2016 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

М-да... Временами ловил себя на мысли — и что? Описана наша самая обыкновенная обыденность. С доставучими телефонами, шумовым и рекламным загрязнением современного мегаполиса. С потребительской зависимостью и девайсовым экстремизмом. К конце рассказа даже забыл, что читаю Брэдбери, и подумал: а что? и среди современников есть неплохие писатели, написано-то очень хорошо, метко и едко.

Потом закрыл книжку, посмотрел на Фантлабе год написания и вот тут-то окончательно офонарел — 1952...

На минуточку: во главе СССР в этот момент был Сталин, до первого спутника оставалось ещё 5 лет — нет, данные факты не имеют отношения к рассказу, просто для того, чтобы представить себе, о каком времени идёт речь. Так вот, на дворе 1952 год, а Брэдбери в своём рассказе описывает браслет-телефон. И не столько тут важен технологический аспект, сколько социально-психологические последствия. Ведь в рассказе все поголовно зависимы от мобильной вседоступности, нервозны от шумового загрязнения, которое разрушает личную атмосферу человека. Люди не представляют себе жизнь без кухонного комбайна и, наверное, загнулись бы без пронырливого и приставучего робота-пылесоса.

Как настолько точно описать будущее, которое для нас только-только наступило, если честно, я себе не представляю. На то он и Брэдбери.

PS. В переводе великолепной Норы Галь.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще одно сбывшееся пророчество Брэдбери. Наверное излишне доказывать глубокую степень погружения современного общества в смартфоны, социальные сети, виртуальную реальность. Видеокамеры фиксируют все больше пространства вокруг нас, система Глонасс всегда покажет местонахождение автомобиля, а на орбите Земли спутники контролируют территорию самой нашей планеты. Человеку все более и более затруднительно скрыться не только от других, но и от самого себя как социальной единицы втянутой в безудержный общественный круговорот. И это уже не фантастика, это наша жизнь, к подобным особенностям которой мы все больше и больше привыкаем.

Но герой данного рассказа не желает с этим мириться. Это бунтарь бросивший вызов научно-техническому прогрессу. Конечно признаки определенной невменяемости у Брока налицо, но тем самым Брэдбери лишь стремится усилить внимание к волнующей его проблеме. Кто-то может сказать-не нужно прибегать к крайностям, рост технической оснащенности человечества есть процесс естественный, все хорошо в меру и главное разумно этим пользоваться. Но вот делаем ли мы это в действительности, знаем ли эту самую меру? Ведь по сути человек растворяется в потоке информации, какофонии звуков, череде однотипных реакций на внешние раздражители. Все очень сильно напоминает опыты профессора Павлова над животными с выработкой автоматических реакций и условных рефлексов. Таким образом и человек становится запрограммированным аппаратом, машиной управляемой внешними влияниями. Великолепно сравнение Брэдбери телевизора с Медузой Горгоной, обращающей в мертвый камень миллионы людей.

И чтобы лучше понять основной посыл рассказа попробуйте подумать-часто ли вы оставались наедине с самим собой, чувствуете ли свое нутро, свое существование как отдельной неповторимой личности в окружающем мире. Наверное многие ответят-да, конечно, но не будет ли это утверждение лишь иллюзией? Брэдбери не только показывает проблему, он и дает средство противодействия. В понимании писателя это всего лишь тишина, очень простое и вместе с тем не всегда доступное удобство. Попробуйте ее на вкус, закутайтесь по образному представлению автора в эту мягкую фланель и может быть тогда вы услышите там нечто, которое сделает вас совсем другим человеком. А рассказ превосходен, и главным образом тем внутренним смыслом, который я в нем почувствовал и постарался здесь отразить.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Думаю, этот рассказ пришёлся бы по душе Эвальду Васильевичу Ильенкову, выдающемуся философу-марксисту. Жаль, что большинство голосующих не увидели в нём за психологией философии, что видно по классификатору.

Казалось бы, что тут может быть особенного — ну поехала крыша у человека на фоне нелюбви к технике. На самом же деле всё сложнее — мистер Брок восстаёт против вещизма, против засилья умных вещей, за которыми уже не видно человека. Философский смысл рассказа состоит в том, что вещи не должны быть самоцелью, стоящей над человеком, они должны помогать ему, а не заслонять его. К сожалению, в системе, в которой сам человек низведён до уровня винтика, трудно что-либо говорить о его первенстве над вещью. Но кое-кто не только говорит, но и делает. Пусть не всегда рационально и логично обоснованно...

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Абсолютно каждый человек недовольный засильем смартфонов может свой смарт в любой момент выключить. И даже совсем не покупать айфончик последней модели, продавая к примеру почку. Но вместо этого люди пишут коменты о пророчество Брэдбери )) Так вот пророчество как раз в том что бунтовать против таких удобных штучек станут только психи-одиночки. И Брэдбери это прекрасно понимал даже в 1953. Сам он впрочем боялся летать самолетом, боялся водить машину (считая автомобиль растлителем душ) и даже запрещал публиковать свои книги в электронном виде. Такой вот фантаст-ретроград который пронес страх перед техникой через всю свою жизнь. Брэдбери впрочем считал что пишет фэнтези, да так оно в сущности и есть. Тем не менее рассказ неплох, на минутку можно даже принять взгляды его героя, настолько тот убедителен в своей мании. Но вряд ли кто-то способен поступить так же после прочтения )) Отчего-то вспомнился Высоцкий с его песенкой «про жигули». Но герой песенки так и не смог пойти до конца и пропарывал лишь чужие шины, а свой жигуль разбивать пожалел — деньги ж плочены.

Оценка: 6
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда говорят о неумении фантастов предсказывать реальное будущее, обычно поминают мобильную связь. Мол, понапридумывали видеофонов, стереовизоров, а обычный мобильник сочинить… Получите и распишитесь! 1953 год – «Убийца». На руке у каждого – радиобраслет, который, ага, connecting people. Но самая изюмина не в техническом предсказании (Брэдбери никогда в Жюль Верны не лез), а в потрясающем провидении социальных последствий. Вот любимое начальство, от которого теперь не отвяжешься и в нерабочее время: «Брок, туда, Брок, сюда, Брок, доложите, когда пришли, Брок, доложите, когда ушли, хорошо, Брок, обеденный перерыв, Брок, перерыв кончился, Брок, Брок, Брок, Брок…». А вот общественный транспорт: «А в автобусе полным-полно замученных канцелярских (подозреваю, в оригинале – офисных! – skein) крыс, и все переговариваются по радиобраслетам с жёнами: я, мол, уже на Сорок третьей улице… на Сорок четвёртой… на Сорок девятой… поворачиваю на Шестьдесят первую… А один супруг бранится: «Хватит тебе околачиваться в баре, чёрт возьми! Иди домой и разогрей обед, я уже на Семидесятой!». Узнаваемо, да? Самое смешное, думаю, в 1953 году читатели воспринимали всё это как очередную брэдбериевскую фантасмагорию, забавную, но нереалистичную. Радиобраслеты, ерунда какая! Вот полёт на Марс – другое дело, наверняка ещё до конца века, или там мировая ядерная война, как ни грустно… Кстати, а в самом деле, если одновременно заглушить все мобильники в автобусе, паника будет конкретной?

Оценка: 9
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уже в 53 году Брэдбери удалось в точности описать современный мир с его огромным количеством ненужной, но навязчивой рекламной информацией. Так же этот рассказ можно назвать манифестом против различных социальных сетей, когда люди заменяют виртуальным общением в сети любую возможность поговорить лично с человеком и считают, что они просто обязаны донести до каждого своего «друга» каждую минуту своей жизни.

«Тишины хочу, тишины...

Нервы, что ли, обожжены?»

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пока ставил оценку выяснил, что читал я его в советские еще времена в сборнике «Обмен разумов» (хороший был сборник!) Но вот рассказ никакого впечатления тогда не произвел. Как было сказано не по этому поводу «страшно далеки они от народа». Но зато теперь. Хех. Мы уже здесь, в этом рассказе. Описан наш мир, как он есть родимый. Не в первый раз вижу, как скорее иронические или даже сатирические описания будущего попадают в какой-то момент в точку.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

В далёком и тихом 1952 году Брэдбери написал этот рассказ, в котором предсказал то, что мы имеем сейчас. Точно предсказал не по форме, а по сути. Речь идёт о звуковом и информационном загрязнении нашего жизненного пространства. Современное поколение почти круглосуточно окружено потоками музыки, рекламы и ненужной информации, постоянно находится в зоне доступа сети и мобильной связи. Поэтому сейчас никого бы особенно и не удивило, если бы кто-то возненавидел все те гаджеты, которые глушат нас целыми днями и не позволяют ни на минуту остаться в одиночестве, и не желал бы ничего, кроме тишины.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ 1953-го года, а такое чувство, что автор писал его вчера. Вокруг человека мир техники, звуков, льющейся отовсюду музыки и информации... Человек варится в этом шуме круглосуточно и не выдерживает, превращаясь в убийцу — в убийцу техники. Его способы уничтожения источников звука весьма оригинальны, читая, я даже захотела мороженого.

Брэдбери в очередной раз доказал, что фантасты нередко умеют предугадывать будущее, тем самым предупреждая нас о последствиях. После отзыва, отключу все гаджеты и послушаю тишину)

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная пророческая вещь от великого классика фантастики! Как во многих отзывах подмечено, в этом рассказе Брэдбери предсказал наше с вами время, когда так называемые блага цивилизации и общества потребления прочно вошли в нашу повседневность. Во многом писатель написал автобиографический рассказ, известно из его биографий и интервью, что все эти новшества человечества «его пугали», он так же как герой рассказа решил отказаться от некоторых удобных благ цивилизации, например, не пользовался компьютерами, отдавая предпочтение в работе старой-доброй печатной машинке, и вообще упорно избегал любых технических новинок.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Свой самый известный роман-антиутопию Брэдбери начинает с эпиграфа: «Если тебе дали линованную бумагу, пиши поперек».

Элберт Брок, главный герой рассказа «Убийца», живет как раз по этому принципу. Идет против течения, бунтует против общественных устоев, которые ему не по душе. Как следствие, государство находится перед выбором: отправить Брока в тюрьму или сразу в психушку? Казалось бы, классическая ситуация, но в рассказе Брэдбери есть элемент провокации. Да и сам Элберт Брок — фигура не такая однозначная, как может показаться.

Будущее, описанное в рассказе «Убийца», для нас с вами уже наступило. Мобильные телефоны, Интернет и виртуальная реальность вытесняют живое общение. Без всякого восстания машин человек становится рабом технических устройств. И музыка, образно говоря, может звучать из каждого утюга. Правда, в основном куда ниже по качеству, чем упомянутая у Брэдбери. И как тут быть?.. Элберта Брока, кинувшегося уничтожать всю технику вокруг себя, автор не спешит осуждать, но и героем-мучеником его не делает. Здесь есть над чем подумать.

Символично, что годом раньше «Убийцы» Брэдбери создал рассказ «Улыбка». Если кто не в курсе, в «Улыбке» остатки человечества, «вернувшиеся к природе», развлекаются ритуальным уничтожением автомобилей, книг и шедевров живописи. По-моему, первый шаг к такому будущему сделал Элберт Брок. Убийца, без всяких кавычек.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

«У-БИЙ-ЦА». Как вы думаете, что может скрываться в рассказе под таким лаконичным и мрачным названием? С кем у вас обычно ассоциируется убийца? И мысленно отвечая на эти вопросы, постарайтесь включить свою фантазию на полную мощность и забудьте о стереотипном мышлении. И даже тогда, вам вряд ли придёт в голову то, что описал в своём рассказе Рэй Брэдбери. Но это интригующее вступление было, скорее всего, для тех, кто ещё не читал данный рассказ и желает познакомиться с наследием великого мастера. Теперь же приступим к собственно отзыву на выбранный рассказ.

Итак, «Убийца» Рэя Брэдбери очень необычен (странновато, однако звучит, если убрать кавычки) и проистекает это не только из-за сюжета (о котором я особо распространяться не буду), но и вследствие самого типа и формы повествования. Перед нами проходит диалог двух людей, один из которых «убийца» и, обратите внимание, в данном рассказе мы встречаемся с довольно редким и специфическим явлением в творчестве Брэдбери – с юмором и сатирой. И весь юмор здесь конечно не в том, как беспощадный «убийца» расправляется со своими «жертвами», а как это преподносится самим автором. Речь «убийцы» крайне эмоциональна и урывиста, каждый абзац от лица «убийцы», это череда уморительных эскапад в адрес своих «жертв» и современного мира. Соблюдая подобную стилистику, Брэдбери медленно и ненавязчиво расслабляет читателя, прикрывая главную идею рассказа легким и повествованием в сатирической форме. И в чём же эта идея? Эта идея, в общем-то, не нова и не может претендовать на особую глубину и неповторимость. Брэдбери, как и масса предыдущих и последующих писателей, обратился к мысли о противостоянии «человека» «системе». Надо отметить, что данная идея очень распространена в творчестве самого великого писателя (вспомните хотя бы хрестоматийный «451° по Фаренгейту»), но в данном случае она приобретает очень символическое и гротескное звучание: человек проигрывает этот бой, он не понят окружающими, он страшит их и в тоже время они смеются над ним как смеётся читатель над самим рассказом.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Современный луддизм, или будущего! В этом рассказе Брэдбери удалось предсказать засилие человеческой жизни всякими гаджетами, когда они подменят живое общение. 100% попадание через 50 лет. Браво, маэстро!

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Было время, когда я, подобно герою рассказа, выступала против новинок прогресса и «засилья» разной техники. Правда, не таким образом. Я всячески отказывалась от того, чтобы дома был компьютер – мне его и на работе было достаточно. Я восставала против мобильных телефонов, отчасти, по той же причине, что и наш герой: меня раздражало, что могу быть досягаема для любого и в любое время. Да и никогда не находила особой радости в телефонных разговорах. А сегодня… Сегодня уже домашний стационарный компьютер сменил ноутбук, а телефонов даже два, и я уже сама «достаю» кого угодно и когда угодно. И без связи чувствую себя как без рук. Не знаю, хорошо ли это, плохо ли… С одной стороны, мы действительно (и я в том числе) выглядим так, словно пали жертвами благ прогресса, чересчур увлекаемся ими, становимся рабами технических удобств. А с другой стороны – трудно поспорить с тем, что уже необходимы и те же мобильные телефоны, и компьютеры, и интернет, и прочее. Сегодня наша жизнь без всего этого может показаться «каменным веком». И появись такой вот бунтарь, на него действительно будут смотреть, как на ненормального человека, и вряд ли кто поддержит его убеждения. Хотя и такие люди находятся (бунтари имеются в виду), только они поступают иначе – выбирают стезю отшельников и живут в лесной глуши.

Вспомнился страшный фильм: «С меня хватит», с Майклом Дугласом в главной роли. В результате очередного нервного срыва он просто стал убивать людей. Конечно, грубое сравнение, но всё же. «Мы – нервное поколение!»

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Какие странные люди... И этот герой рассказа — ну, какой он убийца, так, маньяк вещеразрушитель (в старину таких называли кажется луддитами).

Мне непонятна сама ситуация — мешает телевизор — выключи, мешает радиобраслет — очень не сразу понял, что это мобильный телефон — тоже выключи. И так со всем подряд. Правда рекламу, вопящую в метро или автобусе, выключить нельзя. Но тут можно надеть наушники, а плейер не включать. В общем по-моему проблема надуманная.

В газете уже читал, как какие-то дамы давали себе зарок и жили аж целый месяц без мобильника. И потом жуткие откровения, на тему о том, как это хорошо, приятно, полезно для здоровья и т.п. Как я понимаю всё враньё. Если выключить у некоторых «личностей» мобильник, то они сразу поймут, что никому на свете не нужны, а что самое главное — не нужны сами себе. В общем мне не понравился этот рассказ, потому что у меня нет проблем, от которых мучаются и пациент, и психиатр, а хорошие машины — жалко. Люблю я их, понимаете ли, и телевизор, и телефон, и, конечно, мой милый компьютер!

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх