Найди свою силу, или Спасибо братьям нашим меньшим
На улицах Нового Орлеана появляется некий препарат, временно наделяющий сверхспособностями.
Сила, позволяющая выбивать стальные двери. Скорость, дающая обогнать автомобиль. Неуязвимость к пулям. Вариантов масса. Как и криминальных применений новых талантов. Есть, правда, нюансы. Всегда остается вероятность того, что вместо получения «плюшек» тебя просто разорвет на куски.
Полицейский детектив Фрэнк Шейпер (Гордон-Левитт) очень хотел отыскать того, кто наводнил город этой дрянью. Бывший военный Арт (Фокс) тоже жаждал найти производителей наркотика, ведь именно у тех людей находилась его похищенная дочь. Юная Робин (Фишбэк), напротив, отлично себя чувствовала в роли дилера по продаже «Силы».
Но именно от этой троицы, похоже, зависят судьбы не только судьбы жителей Нового Орлеана, но и будущее человечества.
Киношная супергероика кроме классических «Мстителей» или «Лиги Справедливости», время от времени позволяет себе любопытные эксперименты («Хранители, «Пацаны»).
Netflix решил подбавить нестандартной супергероики, однако результат оказался гораздо слабее своих предшественников.
Хотя идея, в принципе, интересная. Препарат на пять минут вызывающий у вас одну конкретную суперспособность, у каждого (точнее у определенных типов людей) свою, причем какую именно непонятно, пока не заглотнешь капсулу. Представляете раздолье для спецэффектов и поединков обладателей различных сверхсил? Некоторые из проявлений Силы нам покажут, однако Project Power явно не может похвастать суперкрутым бюджетом, посему их буквально с полдесятка. Огненный мальчик, хамелеон, большой брат, гуттаперчивость, фриз да «мистер острые локти». Ну и финальный рачок-вундервафля, как без него (спорное решение постановщиков, будем честными). Бедненько, но чистенько, право слово.
Тему передоза также стоит отметить. И то верно, все хорошо в меру.
Не обошлось без концепции передачи способностей животного человеку. Для супергероики идея далеко не новая, Человек-паук подтвердит.
Использована популярная в последнее время концепция злодеев, вроде как искренне радеющих за человечество, думающих о развитии людских возможностей, жаждущих изменить мир, запустить новый виток эволюции человека (сама по себе идея не просто неплохая, а в наше кризисное время чертовски актуальная). Хотя здешние злецы слишком неакцентированы, чтобы понять — это они просто замыливают глаза, прикрывая жажду власти, денег, или искренне верят в свою миссию. За злодеев обидно.
Касабельно теории заговора, на какое-то время упустившей свои позиции в кино, но вновь их возвращающей, мнения бытуют разные. Скажу одно. Очень уж заманчиво представлять себе, что существуют все-таки люди, твердо знающие, куда они хотят привести гомо сапиенсов. Хуже, если таких людей нет в помине, и бардак, творящийся в современном мире, полном кризисов, развивается сам по себе.
Постарались постановщики вложить в мозги юных зрителей идею того, что у любого человека имеются сильные стороны, и для их использования вовсе не нужно принимать сомнительные, негигиенические и несертифицированные препараты. Не поспоришь.
Также создатели ленты подарят нам неординарную съемку сцены перестрелки в клубе, и забавную «обманку» во время драки с промежуточным боссом. Негусто.
Однако вместе картина складывается слабо, выглядя чересчур аморфно и наивно, в стиле старых бравых комиксов. Нераскрытые, глупые злодеи. Слабенько прописанные персонажи (даже флэшбеки не спасают) и невнятный сценарий. Мало действия. Сбитый темпоритм. Нереализованный потенциал неплохой идеи.
Актеры подвигов не совершают.
Фокс в образе злого мстителя местами выглядит убедительно. А вот становясь добрым папашей, тоскующем по дочурке, изрядно теряет в харизме и убедительности.
Гордон-Левитт. Бравый и честный детектив, подсевший (кстати, а как насчет физического привыкания? Что-то эту линию постановщики и вовсе пропустили) на неведомую дрянь, чтобы противостоять супергероическим преступникам. Позволивший поразительно быстро, за пару минут, дать себя переубедить тому, кого он до этого считал злодеем.
Юная девица и вовсе выглядит изрядно деревянной. Символизируя собой ту самую внутреннюю силу, которая есть у каждого человека. Да и вообще, наркодиллер в роли положительной героини смотрится сомнительно. И рэп еще этот пресловутый.
Эрго. Средненькая супергероика с приятной идеей, которую постановщики до ума таки не довели.
Режиссер: Генри Джуст, Эриель Шульман
В ролях: Джейми Фокс, Джозеф Гордон-Левитт, Доминик Фишбэк, Машин Ган Келли, Родриго Санторо, Кортни Б. Вэнс, Эми Ландекер, Тейт Флетчер, Аллен Мальдонадо, Андрин Уорд-Хэммонд, Майкл Сил, Кайанна Симон, С.Дж. ЛеБланк, СиДжей Льюис, Джозеф Поликуин
Ритм и гармония несут с собой благообразие, а оно делает благообразным и человека, если кто правильно воспитан, если же нет, то наоборот
Англоязычная Wikipedia порою тоже несет пургу. В небольшой пока еще публикации по поводу недавнего фильма «Курьер» режиссера Закари АДЛЕРА в рубрике «Easter Eggs» («Пасхальные яйца»), говорится, что «в фильме есть сцена, в которой персонаж Гари ОЛДМАНА по имени Иезекииль Мэннингс слушает вокал из выступления Дивы Плавалагуны в фильме «Пятый элемент», в котором также снимался Гари ОЛДМАН».
Напомню, что термин «Пасхальное яйцо» означает скрытый внешний смысл (скрытую ссылку) в видеоигре или фильме, не относящейся к их содержанию.
В «Курьере» действие в основном проистекает в двух помещениях. В роскошной квартире в Нью-Йорке, где под домашним арестом сидит главный злодей — глава мощной криминальной организации с пиратской черной повязкой на глазу в исполнении Гари ОЛДМАНА. И в запертой цокольной парковке некоторого здания в Лондоне, где вооруженные громилы пытаются убить безымянную девушку-курьера (Ольга КУРИЛЕНКО) и Ника, который должен был выступить свидетелем на процессе по обвинению этого самого Иезекииля Мэннингса. Понятно, что жертвой был намечен этот нервный взъерошенный свидетель, а курьер просто оказалась не в том месте и не в то время, да еще с таким чемоданом без ручки в виде Ника. Но она, бывший солдат спецназа, стала крепким орешком, о который раскололи зубы продажный агент ФБР и его подручные. То, что история Джона Маклейна была путеводной звездой для режиссера «Курьера» — видно невооруженным глазом. Но подмигнуть зрителю по этому поводу, у Закари АДЛЕРА даже и поползновения нет. Он озабочено-серьезен, как и его героиня. Актерский диапазон Ольги КУРИЛЕНКО невелик, но это не мешает ей сниматься. АДЛЕР тоже никогда звезд с неба не хватал, провалившись с криминальной дилогией про братьев-близнецов Крэй, сразу же по выходу придавленных "Легендой" ХЕЛГЕЛЕНДА. Особая его гордость, надо полагать, — то, что основной сюжет проистекает в реальном времени: на протяжении часа с лишним.
Действительно, злодей, которого играет Гари ОЛДМАН, слушает в своей квартире знаменитую сцену безумия из оперы «Лючия ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти. Ее пела в «Пятом элементе» инопланетная Дива Плавалагуна. И автор Wiki посчитал это совпадение сознательной игрой смыслов режиссера. Чушь! Самое малое, что должен был в этом случае сделать АДЛЕР, — взять ту же запись исполнения албанской певицы Инвы МУЛА в обработке композитора Эрика СЕРРА. Но Иезекииль слушает совсем другое исполнение – южноафриканской оперной звезды Претти Йенде. Не хуже, кстати. Пресловутая компьютерная обработка в исполнении Дивы занимает на самом деле всего несколько секунд, различить которые в состоянии только профессионал.
Закари АДЛЕР так сосредоточен на сюжете, что на вторые смыслы у него нет ни сил, ни таланта, ни даже желания. Ведь поиграть на перекличке с «Пятым элементом» действительно было можно. Для этого прослушивание «сцены безумия» — и именно в исполнении Инвы МУЛА (пусть даже без СЕРРА) — надо было всего лишь передвинуть чуть дальше — на момент начала захода на парковку группы вооруженных мускулистых злодеев и возникла бы ассоциация с вторжением на круизный корабль-гранд-отель «Флостон Пэрадайз» мангалоров. Но в том месте, где сейчас проигрывается ария Лючии, она не дает ни малейшего повода предполагать какую-то «языковую игру». Музыка просто используется как деталь характеристики главного злодея.
Ранее, описывая в колонке использование этой знаменитой арии в кинематографе, я не упомянул, что Гаэтано Доницетти вписал в ее музыкальное сопровождение стеклянную гармонику. Этот инструмент тогда как раз усовершенствовал «стодолларовый» Бенджамин Франклин, и композиторы увлеклись его необычным звучанием. В балете Петра Чайковского «Щелкунчик» фея Драже, например, должна была танцевать под такую мелодию (вот здесь можно послушать, как это звучит под гармонику Франклина), она же сопровождала чудеса Черномора в опере «Руслан и Людмила» Михаила Глинки. Но через некоторое время гармоника повсеместно была заменена флейтой или челестой. Сопровождалось это страшными историями про негативное воздействие звуков гармоники на психику. Дескать «сладкий звук ее голоса» способен свести с ума.
Забавно, что есть даже мультфильм о необыкновенном воздействии этого инструмента на людей, буквально изменяющим их. Он так и называется «Стеклянная гармоника». Снял его в 1968 году Андрей ХРЖАНОВСКИЙ по сценарию Лазаря Лагина и Геннадия Шпаликова. Речь, правда, идет о волшебной силе искусства, подавляющей оскотинивание людей, преобразующихся под воздействием мелодии гармоники из чудовищ Босха, Брейгеля, Арчимбольдо в олицетворение персонажей Рафаэля, Боттичелли, Дюрера.
В какой-то мере этот слегка сюрреалистический мультфильм в пандан «Трудно быть богом» Алексея ГЕРМАНА. У Алексея Юрьевича экран также наполнен чудовищными физиономиями, словно сошедшими с полотен Иеронима Босха и Питера Брейгеля. И тоже звучит в конце мелодия — а-ля «Караван» Дюка ЭЛЛИНГТОНА, но она никого не в силах преобразить. Даже ребенок говорит: «У меня от нее живот болит». Базисная теория феодализма утверждает, что за средними веками неизбежно наступает возрождение, а потом просвещение… Поэтому-то земляне и вытаскивают книгочеев: культура (в какой-то мере она же и красота) спасет-де мир. Но в фильме так не произошло. Более того, судя по остаткам прекрасных фресок, которые мы пару раз видим на заднем фоне, попытка возрождения здесь уже была. Но не получилась. Искусство не пробудило лирой добрые чувства.
В фильме «Курьер» злодей Гари ОЛДМАНА — большой любитель и ценитель искусства, по стенам квартиры у него стильные картины, он наслаждается оперой Доницетти и другими композициями. Даже арестован был под «Аве Марию» Франца Шуберта. Глубоко сомневаюсь, что его безымянный антагонист-курьер хотя бы слышала когда-нибудь мелодию Лючии ди Ламмермур. Но она победила. Без всякой культуры.
В данном случае на роль роковой женщины выбрали блондинку. И не просто блондинку, а потрясающе красивую блондинку. Итак, знакомьтесь: Ребекка Ромейн. Актриса малоизвестная, плохо раскрученная, но оттого не менее притягательная. И, собственно, даже не актриса в плане того, что карьера фотомодели — это её очень яркая визитная карточка.
Вообще нужно сказать, что нулевые у многих стареющих режиссёров стали неким апогеем введения в ключевые типажи именно моделей. И Брайан Де Пальма не стал здесь исключением. В "Роковой женщине" 2002 года он вместе с оператором Тьерри Арбогастом в ключе классно нарезанного римейка оттянулись на всю катушку. И в определенном смысле им удалось создать эталон клипмейкерства, умышленно растянутый на длительность полнометражного кино.
Сюжет в этой ленте обманчив. Сценарий по части внятного наполнения поступков главных персонажей сбит до уровня бегуна на стометровку, который на финише от перенапряжения начинает спотыкаться сам об себя. Логика в данной ленте служит некой прикладной игрушкой в талантливых руках режиссёра: он долго и обильно мучает своего зрителя флешбэками, подменой одной героини на другую, аллюзиями альтернативных возможностей, в финале картины включая глубокие философские концепты, — ничего по этому поводу особо не поясняя на уровне общепринятого линейного изложения.
Главной "затравкой" и что называется "ловлей на живца" для впечатлительного зрителя служит ключевая героиня "Роковой женщины".
Если мне не изменяет память, это именно Ребекка Ромейн послужила "подменой" самой совершенной девушки Симоны по сценарию Эндрю Никкола. И по части утонченности, шарма и животного магнетизма в "Роковой женщине" ей нет равных.
Следует заметить, что этот фильм Брайана Де Пальмы 2002 года представляет собой качественную компиляцию как минимум из трёх уже отснятых ранее направлений (смысловых аллюзий). Эта картина чисто технически снята на такой завидной высоте, — объективно сказать о том, что Де Пальма в этой ленте съехал в откровенный треш, у меня здесь вряд ли получится.
Его эротический триллер местами напоминает легендарную ленту Пола Верховена: тема жарких и недвусмысленных отношений героев "Основного инстинкта" проходит по всей основной идее "Роковой женщины". С той ощутимой разницей, что на смену тандема Шэрон Стоун и Майкла Дугласа пришли Ребекка Ромейн и Антонио Бандерас. Изначально выбирая Бандераса, Брайан Де Пальма попадает в самую десятку нужного типажа. Другое дело, что в "Роковой женщине" актеру просто негде развернуться с глубокой игрой своего персонажа, — настолько нелепо выглядит основная история режиссёра, местами вызывающая откровенное недоумение от ощущения какого-то подросткового максимализма.
Но в этом, как ни странно, есть свои очевидные плюсы. По причине какой-то сквозной недосказанности и красиво завуалированных сцен именно любовная линия в "Роковой женщине" вышла мягкой, элегантной и более загадочной, чем та история, которую воплотил в 1992 году Пол Верховен. Безусловно, у Де Пальмы есть свой фирменный почерк с оригинальной манерой подачи легендарного учителя и его кумира Альфреда Хичкока. И во многих местах стиль и даже определённый аристократизм отношений задают основной тон всей интриги "Роковой женщины". В плотно закрученном криминальном детективе сюжета "Роковой женщины" мне четко увиделась прямая ссылка на "Побег" 1994 года от режиссёра Роджера Дональдсона с Ким Бейсингер и Алеком Болдуином. А идея финала картины с перемоткой кадров под слоганом "каждая прошедшая минута — это шанс все изменить" явно позаимствована у ранее вышедшего в прокат "Ванильного неба" от режиссёра Камерона Кроу. Поразительно светлый, красивый и неожиданный финал "Роковой женщины" включает то ли переосмысление увиденного материала у зрителя, то ли просто Брайану Де Пальме захотелось в этой крутой сценарной эквилибристике удивить самого себя, что, мол, он тоже так умеет. В общем и целом, согласна со многими рецензиями в сети: складывается особое ощущение, что эту ленту Де Пальма снял именно для себя — и вышел такой себе интересный концепт "Искусство ради искусства".
По моим личным ощущениям Брайан Де Пальма работает в "Роковой женщине" в качестве хорошего копииста. И всё это самым непостижимым образом не портит ощущения от просмотренного, а наоборот, придает свежести и шарма уже ранее увиденным картинам — сказались, наверное, индивидуальность, талант и стиль режиссёра, и обаяние всего актёрского состава.
Мне очень хочется в качестве симпатизирующего киноленте зрителя вытянуть этот фильм на один уровень всех упомянутых картин, — уж больно мне понравился этот римейк.
Итак, сюжет "Роковой женщины" представляет собой изначально лихо закрученный европейский детектив, испещрённый различными воспоминаниями из прошлого.
И вроде бы ничего особенного. Кроме того, что очень стильная и крутая девка (Лора Эш) с невероятным изяществом и шармом похищает на 54-й Каннской церемонии золотого змея, инкрустированного бриллиантами, ориентировочной стоимостью 10 миллионов долларов с общим весом пятисот бриллиантов 385 карат. Кстати, похищает прямо с обладательницы этого украшения, что как минимум странно, потому что этот золотой змей по сценарию картины является модным и стильным аксессуаром Верхней женской одежды. Ри Расмуссен, обладательница этой модной игрушки (и сообщница спецоперации) чуть позже в похожей бессовестной манере увлечёт другого режиссёра (Люка Бессона), и в "Ангел-А" он даст ей главную женскую роль, с которой она справится весьма самобытно и достойно в аспекте всё той же модельной профессии. По причине того, что все фотомодели субтильной конституции (и скрывать им практически нечего) бриллиантовый змей, придуманный Брайаном Де Пальмой, смотрится в кадре роскошным и эффектным туалетом.
Как героиня Ребекки снимала этого чудного змея, я резонно промолчу, потому что ограбление представляло собой дело очень деликатного и чувственного характера под мелодию "Bolerish", написанную японским музыкантом и композитором Рюити Сакамото. И его очень красивая и талантливая интерпретация, более мягкая и чувственная, напрямую перекликается с известным "шлягером" XX века "Bolero" Мориса Равеля, который послужил вдохновением для многих композиторов. Так что тема талантливого заимствования и виртуозного цитирования материала проходит красной пунктирной строкой по всей "Роковой женщине". И в определенном смысле Де Пальма сделал ещё один хитрый фокус. Разгадывать всевозможные аллюзии и сюрпризы, щедрой россыпью брошенные в этой картине талантливой рукой режиссёра — это очень приятное занятие для внимательного зрителя.
У Де Пальмы вышло очень стильное эксцентричное похищение, умышленно растянутое режиссёром на 15 минут экранного времени. Ограбление, описанию не подлежащее, и все это нужно только видеть. Это самый интересный момент Каннского фестиваля и одновременно очень мощная закладка картины. Дальше, увы, повествование во многих местах просядет и собьётся до скомканной и невнятной подачи наспех придуманного сюжета. Хотя, здесь возможно, роскошная стилизация оправдала собой невнятно прописанный сценарий.
Режиссёру удалось снять одну из самых классных, эффектных и гипнотически чарующих спецопераций, идейное наполнение которой он умышленно растянул на всю последующую жизнь своей главной героини, чем бы она впоследствии не занималась и по каким бы странам не колесила. Образ удивительной стервы, которая с невинным видом трогательного ребёнка врёт всем и во всём, этой актрисе удался на славу. И точно так же, как она нагло продинамила своих сообщников в ключе крупного эпатажа криминала; точно так же она, в конце концов, кинет всех своих доброжелателей, которые встретятся на извилистом пути этой роковой красотки.
Не секрет, что эту роль изначально предложили Уме Турман. И ввиду личных субъективных причин её отказа не удаётся сравнить этих актрис даже на уровне рабочих кадров отснятого материала. Но я почему-то интуитивно уверена в том, что Ребекка Ромейн выжала из потенциала своей героини весь максимум. И воплотила на экране всю ту мощную энергетику и драйв, которые изначально закладывал Де Пальма.
Так вот поскольку похищение нашей блондинке ровным счётом ничего не стоило, она исчезает с места преступления, оставляя после себя только «обутых» соучастников, каждому из которых дадут по 7 лет, — рекордно мало за такую красивую, инкрустированную роскошными камнями, игрушку. И поскольку Франция страна достаточно тесная, чтобы такой эффектной барышне остаться в ней незамеченной в контексте крупного криминала, Лора Эш с чужим паспортом садится в самолёт и навсегда закрывает двери в свое нехорошее прошлое. В самолёте она знакомится с довольно респектабельным персонажем Питера Койота, за которого впоследствии ловко выскакивает замуж. К слову сказать, немногочисленные сквозные диалоги Питера Койота, его харизма, впервые обнаруженная мной в "Горькой луне" Романа Полански, опять не оставили равнодушным впечатлительного зрителя, и я вновь благодарна режиссеру за этот выбор.
Что касается любовной истории персонажей Бандераса и Ребекки, их органичности, эстетического соответствия и взаимодействия на экране здесь режиссер попал в самую масть. Де Пальма профессионально играет на контрасте этих типажей, виртуозно подбирая, в том числе, в съёмках техники полиэкран всё: вплоть до имиджа своих персонажей. Два любовника подошли друг другу так близко и так точно, как подходят сегменты ключа к замку, которые Лора Эш свинчивала в свете своего криминального прошлого с первоклассным превосходством.
Единственное их неравноправие состоит в том (и здесь нежно заимствую у режиссёра картины элементы гротеска его изложения) что здесь Ребекка играет исключительную дрянь, а Антонио опять выпросил роль "жертвы мятежа". Как это уже случилось с его типажом в "Соблазне" 2001 года.
По поводу чертовски соблазнительного Бандераса можно сказать три ключевые вещи: умён, талантлив, обаятелен. Невероятно обаятелен — и он в состоянии обольстить любого зрителя. Он манит к себе силой тысячи магнитов и рождён быть роковым мужчиной. Это актёр-хамелеон, наделённый многогранными душевными качествами всевозможных амплуа и огромным диапазоном оригинального самовыражения на экране. Если внимательно за ним наблюдать, то кажется, что внутри него живёт маленький инфернальный человечек и клацает на кнопках настроения; и эти всплески циклотима очень стремительные и динамичные. Он и страстный, и безжалостный, и нежно-всепрощающий — он актёр с большой буквы, настоящий бриллиант Голливуда, привезенный давным-давно из провинциального испанского города Малаги, и его родина по праву может им гордиться. Бандерас — маг, волшебник и лицедей. И потому мне вдвойне не понятно, как Брайан де Пальма в качестве талантливого режиссёра умудрился прогнать его типаж на холостых оборотах абсолютно постного персонажа.
Его Николас Бардо здесь обаятелен, чуть взвинчен, щепетилен, любезен. И к слову сказать, весьма придурковат.
Вот за что симпатизирую Бандерасу: в кинематографе он не боится быть слабым и смешным, периодически играя каких-то оболваненных дурачков. Он словно стесняется своего громогласного и феерически успешного "Зорро", стыдится своей легенды и постоянно разбивает вдребезги образ мужчины-искусителя.
На протяжении большей части картины персонаж Бандераса, экс-фотограф и папарацци Николас Бардо, который с невероятным энтузиазмом купился на новую для себя авантюру следить за приватной жизнью жены американского посла в Париже, с покорностью и смирением доверчивого щенка ходит перед обольстительной Лорой Эш (или кто она там теперь согласно своего нового статуса) "на задних лапках". За что получает большой нагоняй от своих трепетных поклонниц. Их обиженные и разочарованные реплики в сети о том, что в "Роковой женщине" их любимый Антонио "бесхребетная рыба" и "глупый осел", не могут не вызвать у меня сентиментального умиления как у стороны, придерживающейся нейтралитета. Все эти реплики не совсем уместны с точки зрения вышеупомянутого рассогласования сценария с логикой, а стройной подачи — с оригинальным мышлением режиссёра.
И, в конце концов, почему бы не отбросить от Антонио образ знойного испанца и не позволить героине Ребекки подмять темпераментного Бандераса под себя?.. Не убудет с этого Антонио. Тем более что волочиться за такой красавицей не такое уж большое для него унижение: в горячем и преданном взгляде его персонажа я не увидела обиды. И на протяжении второй части картины Ребекка одаривает знаменитого испанца своими прелестями, ласками и поцелуями.
Брайан Де Пальма в "Роковой женщине" балует зрителя эффектными съёмками с крана. Часто включает любимую технику полиэкран (сплит-скрин), — виртуозно переходя на кинематографический язык своей магии.
Для тех, кто не знает, полиэкран в кинематографе позволяет без использования монтажных склеек показать события, происходящие с разными героями в разных локациях в одно и то же время. Де Пальма очень просто поясняет использование этого приема: «Важная особенность кино в том, что ты должен указать зрителю, на что именно ему надо смотреть. Сплит-скрин позволяет одновременно показать два изображения, которые будут параллельно воздействовать на аудиторию, рождая в их голове эффект сопоставления и приводя к необходимой мысли». К тому же режиссёр с редким мастерством виртуозно играет на различных элементах затемнений нуара и с узнаваемой харизмой (силой своего авторского убеждения вовлекая зрителя в происходящее на экране) использует ещё один приём съёмки под голландским углом. И к слову сказать, Де Пальма здесь так не на шутку увлекся приемом заваливать горизонт, что завалил в этой картине практически всё: сюжет, серьёзную подачу и внятное изложение непосредственно замысла своей картины. Оставив на откуп зрителю индивидуальное самовыражение, гротеск сценарного материала и тонкости своего фэнтезийного мышления.
И я здесь, пожалуй, соглашусь с мнением известного блогера и кинокритика Алекса Экслера (ибо "Роковая женщина" в моём случае вызвала похожие смешанные чувства): "Я тоже посмотрел фильм не без лёгкой примеси удовольствия. Хотя все время понимал, что Де Пальма снял какую-то фигню. Но фигню, которая смотрится легко и даже временами приятно".
Из всего выше написанного мои рекомендации весьма условны. Фанам режиссера смотреть обязательно, ибо разочаровать "Роковая женщина" не в силах. А вот добавить живчик и драйв в осознание нового мышления режиссёра наверняка поможет. Остальным рекомендую только под соответствующее настроение и с определенной мотивацией отследить новизну тех легендарных режиссёров, которые вынуждены подстраиваться под нормы времени, дабы быть востребованными зрителем. У Брайана Де Пальмы в "Роковой женщине", как ни крути, всё выглядит весьма достойно и очень симпатично.
Разве что, можно обвинить его ещё раз в недостатке самобытности, которая делает любую кинематографическую работу с количеством времени именем нарицательным. Но учитывая нынешний убогий кинематограф в контексте неказистых страшилок, спрятанных под жанром психологического триллера то, что снял Де Пальма в 2002 году, смотрится вполне приятно и легко.
И я, безусловно, соглашусь со многими профессиональными критиками и планомерно скромно резюмирую. В определённом смысле в контексте своего легендарного творчества в 2002 году великолепный Брайан Де Пальма снял "чёрти что". С той лишь только ощутимой разницей, что "чёрти что" именно от такого мастера своего дела смотрится на порядок лучше, чем множественные потуги современных режиссёров сделать свою историю смотрибельной, стильной, смелой и яркой. И тут же напрашивается сакраментальное: А почему?.. А потому что это талант! Талант, который умеет маневрировать, искусно встраиваясь в потребности нового дня.
Хотите легковеса — да пожалуйста!
Предпочитаете эффектных моделей "тривиальной" актёрской игре — здесь их целых две.
Не хотите много думать, а просто любите получать эстетическое удовольствие от бесконечной беготни роскошной девицы в свете эпатажного криминала — в "Роковой женщине" и этого с избытком.
Более того режиссёр здесь не стал изображать из себя скучного романиста, а виртуозно нажал на более выразительные акценты.
Стриптиз от Ребекки под слоганом "Сделайте два-три глубоких вдоха и перестаньте дышать в принципе" — это, пожалуй, самое яркое впечатление фильма. Всё, — режиссёр мог бы на этом месте смело давать титры. Ибо раскрытие название картины оправдало глубину приёма Femme Fatale.
Однако "Deus ex machina" в финале чудесным образом спасает картину от банала и штампов других режиссёров. И там, где зритель уже ничего невероятного не ждёт, Де Пальма делает ещё один талантливый твист, путая и петляя в линейном сюжете своей картины.
Следует заметить, что Брайан Де Пальма известен своей любовью к цитированию работ других режиссёров. Это можно называть как угодно: заимствованием, обыгрыванием или пародией. Но в "Роковой женщине" он пошёл дальше, виртуозно и китчево обыгрывая ранее созданные темы. Причём, Де Пальма не снимает кальку с творчества других режиссёров, он скорее транслирует своё отношение и авторское видение того материала, с которым изначально работает. И это тот редкий тип режиссёра, оригинальную манеру изложения которого можно назвать одновременно и авторским, и зрительским кино, — до того органично и одновременно эпатажно выглядят его картины по своему замыслу и манере его воплощения на экран. Различные клише, которые смотрятся красиво только в его талантливых руках, идеи массовой поп-культуры — это всё узнаваемые фишки подачи Брайана Де Пальмы. Его китчевая эстетика одновременно и манит, и шокирует. Сделать ироничную пародию на современное общество и поп-культуру — в этом он Мастер с большой буквы.
Съемка POV — это один из самых мощных способов вовлечь зрителя в происходящее на экране: ведь тогда события мы видим как бы от лица одного из героев. Размытые перспективы, а также уместное использование плавно панорамирующего стедикама в его картинах способствует созданию убедительного эффекта вовлечения, — как зрителя, так и героя картины. Смелые, шокирующие перспективы; различные приёмы перверсии, виртуозно переложенные на язык кинематографа — это визитная карточка Брайана Де Пальмы. И здесь дело не в том, что жестокость в его фильмах оправданна, а скорее в другом: он приручил её в аспекте своего талантливого самовыражения до идейного замысла раскрытия сюжета своих картин.
Если можно создать поэтику из патологии убийства, эротики, изрезанного тела, исковерканной плоти, крови и расчленёнки, — Де Пальма достиг в этом невероятных высот и раскачал свои навыки до завидного мастерства. Хлёсткий, смелый и несентиментальный — этот режиссёр в своём творчестве вызывает очень сложные смешанные чувства и очень мощное послевкусие от своих работ.
Режиссёр часто отмечает в интервью: "Кино — это разновидность вуайеризма". И, безусловно, в самой природе кинематографа заложен принцип подсматривания за другими. Причём подглядывание у этого режиссёра выглядит как сюжетообразующий элемент, а не как форма эпатажа для слабонервного зрителя. Режиссёр зачастую использует достаточно сложные вуайеристические конструкции, давая этим перекрёстные ссылки для понимания своего сюжета. "Подглядеть за теми, кто подглядывает за подглядывающими" — это та китчевая особенность в духе его режиссерского мышления, которую Де Пальма применяет практически в каждой своей картине. В контексте похожего изложения материала "Роковая женщина" не стала здесь исключением. И как бы то ни было, свои авторские изюминки Де Пальма грамотно рассредоточил на протяжении всей ленты 2002 года.
Безусловно, нет особого смысла сравнивать и сопоставлять "Роковую женщину" с ранним ганстерским творчеством Де Пальмы в ключе легендарной игры Аль Пачино в картинах "Лицо со шрамом" 1983 года и "Путь Карлито" 1993 года. Это совершенно другая веха актёров и подачи непосредственно от режиссёра. На удивление Брайан Де Пальма умеет быть разноплановым и непредсказуемым и в этом жанре. Между этими двумя героями из двух лент с разницей в 10 лет огромная пропасть с разведёнными мостами. Пропасть, в том числе мастерски показанная одарённым актером Аль Пачино. Там где его Тони Монтана с вероломным хамством брутального первоклассного ублюдка, накачанного наркотой, транслирует "The world is yours". Карлито Бриганте с упрямой последовательностью своей человечности изо всех сил пытается найти дорогу в свой "Paradise". Стоит отдельно заметить, что у этого талантливого режиссёра нет линейных персонажей: он не банален и очень мудр в своей оригинальной подаче.
И в свою очередь можно с уверенностью сказать, что в 2006 году в "Чёрной орхидее" Де Пальма со своим узнаваемым стилем вновь возьмёт нужную вертикаль в позднем творчестве в этом элегантном "чёрном" детективе с элементами неонуара. Авторский слоган, который ещё раз чётко прозвучал в "Чёрной орхидее": "Честолюбие, гордыня, недовольство жизнью — смесь, из которой ничего не вылепить" Де Пальма, так или иначе, виртуозно встраивает в каждую вторую свою картину. Режиссер в мрачной эстетике своих картин не единожды выводил дорогих шлюх и их покровителей на "Олимп" своего повествования. Он никогда не занимался лакировкой действительности. Возможно, этот приём оправдан трижды. Всё на свете продаётся и имеет свою цену. Вопрос лишь в количестве нолей справа. Остальное — мелочи жизни. Можно сказать с определенной долей уверенности, что во всём своём творчестве Де Пальма брутален и выразителен. И как работает эта формула в современном обществе, режиссёр весьма талантливо транслирует в киноленте "Страсть" 2012 года.
Другое дело, что подача именно в "Роковой женщине" такая ироничная, а все смысловые полутона настолько задраны и эклектичны, — что относиться к этой ленте стопроцентно серьёзно очень сложно. Это фильм-самоирония, в сюжете которого так много умышленных неувязок и нелогичных сборок разболтанного во все стороны повествования.
И здесь напрашивается еще один вопрос: Быть может, зритель сам отчасти виноват, что в настоящее время сильные режиссёры умышленно идут на упрощение, далеко не каждый раз балуя своими серьёзными и качественно выточенными сценарными замыслами?.. Ведь спрос, как известно, рождает предложение.
И легендарные режиссёры "мейнстримят" в позднем творчестве много чаще, чем бы этого хотелось их преданным фанам.
Но как бы то ни было, — мейнстрим, который предложил от себя Брайан Де Пальма сегодня умеет снимать далеко не каждый режиссёр. Что автоматически поднимает цену этой картине в медийном потоке того шлака, которым "балует" киноиндустрия непритязательного зрителя.
"Роковая женщина" Брайана Де Пальмы — очень стильное, увлекательное и классное кино от чудесного конформиста нового дня. Особенно когда смотришь эту ленту в первый раз. И можно с огромной долей уверенности сказать: довольно приличная порция удовольствия от этого креативного коктейль-микса из разных стилей, направлений и многогранных смысловых ссылок в жанре притязательного сканворда зрителю при просмотре этого кино гарантирована.
К началу просмотра второй части я придумал, как можно объяснить хотя бы часть несуразиц первой.
Раскручивался я от Люка Скайуокера. Рассуждение тут простое. Если мы считаем, что Люк – это безответственный истерик, тогда франшиза похоронена полностью и, что нужно отметить отдельно, на этапе продумывания изначальной концепции. То есть создатели третьей трилогии сами, своими руками хотели ее похоронить. Но это означает, что обнуляется вся сделка по приобретению Лукасфильма Диснеем. Поверить в это невозможно – столь плохо я о них думать не могу. Они могут не любить Звездные войны, но они не могут не любить деньги.
Тогда все просто – уход Люка и его прятки есть обдуманный поступок ответственного джедая. То есть то, что он скрывается – это необходимость.
В первом фильме, в принципе, есть и намек на такие обстоятельства. Даже несколько. Первый – наличие в обозримом пространстве лишь одного явно владеющего силой товарища – Кайло Рена. Второй – то, что означенный Кайло Рен проворачивает кунштюки, которые и не снились его предшественникам, что со Светлой, что с Темной стороны. Третий – то, что бедолага сильно мучается, причем в сравнении с дедом например, он мучается «наоборот». Ну и то, что он – нервический истерик, который по любому поводу начинает все крушить вокруг себя (а поведение его экипажа говорит, что они к этому привыкли – то есть делает он так часто) еще добавляет камушков.
То есть получается примерно так – после гибели обоих ситхов Темная сторона лишилась своей концентрированной мощи. Но так как все во Вселенной должно находиться в равновесии – это должно было повлиять и на Светлую сторону. То есть единственный джедай, оставшийся в строю после эндорской битвы силу либо потерял, либо перестал использовать так, как надо. А потом народилось нечто: не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка – наш дорогой Кайло Бен, которого рвет на части винегрет из Темной и Светлой частей силы, а он попросту не может отличить одно от другого.
Схема по своему логичная – правда объясняет, конечно, не все. Скажем, остается обнуление результатов битвы при Эндоре – там потребуется натянуть очень маленькую сову на очень большой глобус. Но можно же хотя бы попытаться!
Кстати, появление Рей в этой схеме тоже объясняется – долго терпеть эту силовую свистопляску вселенная не хотела, так что это просто способ вернуться к более привычной схеме. Правда тогда было совершенно непонятно, чего это к Рей клеится Финн – несмотря на его попытки орудовать световым мечом он девушке явно не пара.
Ну и, конечно, требовала отдельного объяснения самая туманная фигура первого фильма – властитель Сноук. Кто это такой вообще? Я решил было, что это некий ситхский конструкт, созданный на случай беды. Голокрон ходячий. С одной стороны достаточно мощный – то есть может научить всяким штукам, с другой – для силы он не видим, то есть повлиять на продолжающееся коловращение не может.
Вот примерно с такими мыслями я приступал к просмотру. И…
Скажу честно – меня убил Сноук. Вот реально – я надеялся, что он так и останется туманной фигурой, чего-то там комментирующей и поучающей. К появлению истощавшего Франкенштейна в легкомысленном банном халате меня жизнь не готовила. Мои теории с этой стороны потерпели полный крах.
Но с другой – они почти полностью подтвердились устами самого Люка Скайуокера. Да и поведение Рей в это все укладывалось хорошо, то есть прямо показано, что в ней всего и всякого намешано.
В итоге мы получили нечто еще более несуразное, чем в первом фильме – все у ситхов хорошо, даже правило двух свято сохраняется, а Светлой стороны почитай, что нет, единственный настойщий джедай саповыпилился и делать ничего не желает вообще, а единственная кандидат ему на замену тоже обуреваема сомнениями. Первый доит ждунов, бьет рыбу пятидесятиметровой острогой и уверяет всех, что так и надо поступать настоящему джедаю, а вторая лезет во все дыры, из которых сифонит Темная сторона – ради ответов на вопросы, которые и сформулировать-то толком не может.
Лично для меня вся линия с Силами и Темной/Светлой стороной на этом окончательно запуталась. Сноук, склонность Рей и Кайло мило болтать через разделяющие их парсеки и даже ручки друг другу жать, ну и новые фокусы с силой – удаленное управление световым мечом, перемещение собственного тела и драка им где-то у черта на куличках… В этом свете жонглирование камушками, которое в финале устроила Рей даже и не удивляет. Йода нервно курит в сторонке. И, кстати, финальный эпизод с мальчиком все запутал еще больше. Кто ж этих мальчиков учить будет, в свете всей этой кутерьмы. Правда то, что мальчик был с метлой – это, случайно, не намек на другую франшизу? А что, Хогвартс туда воткнуть – будет смотреться не хуже прочего.
Что касается других линий. Создатели фильма поняли, что Финна от Рей надо как-то отделять и приняли к тому все меры – правда сам Финн от того был, как я понимаю, не в восторге. Героизм Сопротивления довел их до ручки: в увертюре обменяли на вражеский дредноут едва ли не весь свой москитный флот – хотя, если по чесноку, именно ради таких сцен героического превозмогания «Звездные войны» и снимаются. В итоге к финалу Сопротивление в полном составе поместилось на «Соколе Тысячелетия». И это была победа, ага…
Нельзя не упомянуть наличие двух светлых пятен. Первое – адмирал Холдо в отличном исполнении Лоры Дерн. Очень люблю эту актрису, а тут она и типаж необычный представила, и По Дэмерона шикарно окоротила. Жалко, что погибла, еще жальче, что ее не было раньше. Второе – Взломщик, совершенно блистательно сыгранный Бенисио дель Торо. На его фоне резко поблекли все прочие герои. Понятно, что и типаж у него выигрышный, но и сыграл он классно.
Появившийся вдруг Йода оказался панком – а что, мне понравилось. Слова правильные говорил, Люка поддержал, древний храм джедаев спалил. А что, нужное дело. Наверное. Правда книги придется заново писать – хотя кто их нынче читает…
Нужно упомянуть и забавную пасхалку – атаку шагающих танков, по структуре слизанную с «Империя наносит ответный удар», а по форме – некоторое издевательство над ней (в той части, когда их пытаются атаковать на старых рыдванах), но при этом изумительно снятую – идея с красной глиной под тонкой белой соляной коркой сработала на все сто.
Ну и главное темное пятно, которое вообще ничем ни объяснить, ни оправдать – заплыв Леи Органы через вакуум. В развевающихся одеждах, что примечательно. И дело тут даже не в нем самом – ну, еще один прорезавшийся джедайский трюк. Нет – дело в подводке. Как Кайло целился, как она напряглась, как он снял палец, как полетела ракета, как он сдерживался, чтобы не заплакать, как мы все замерли на этой мощной драматической сцене… а потом плюх-плюх и в позе Супермена через космос обратно. Да ну на, это настолько дурной вкус, что и сказать нечего.
В общем, если первый фильм хоть как-то вывез на свежести и повторе структуры классической «Новой надежды», то второй почти все надежды на что-то логичное и правдоподобное окончательно закопал. Даже актеры словно сбились с ритма. Не то, чтобы перестали тянуть – скорее утвердились в своих амплуа совсем хороших или совсем плохих и за рамки выходить не рискуют. Изредка проявляет себя Бойега-Финн, а вот По-Айзек, несмотря на весь демонстрируемый им темперамент – начинает откровенно раздражать. Радуют только Хэммил и Драйвер. Кэрри Фишер – увы и ах – тянуть перестала совсем.
Вот, кстати, глядя на дель Торо я понял, насколько мне в трилогии сиквелов не хватает персонажей типа Джаббы Хатта или Бабы Фетта. Ну, или раннего Хана Соло, который тоже был тем еще пройдохой. Тут же всех персонажей жестко разобрали по лагерям – это сильно обеднило художественные возможности актеров. Нельзя так делать.
Не так давно на Netflix появился второй сезон "Академии Амбрелла" — экранизации одноимённого комикса Джерарда Уэя и Габриэля Ба.
И раз уж по первому сезону не было ролика, то новое видео затрагивает их оба. С учётом того, что я не фанат оригинального произведения, сериал в итоге произвёл весьма положительное впечатление.