Артур Кларк отзывы

Все отзывы на произведения Артура Кларка (Arthur C. Clarke)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1706

  Страницы: «(–10)   1  2  3  4  5 . . .  8  9 10 11 [12] 13 14 15 16 . . . 31 32 33 34 35   (+10)»   (+23)»»

«Лунная пыль»
–  [ 1 ]  +

Эдди, 20 июля 2007 г. в 17:07

Очень редкое и удивительно органичное сочетание приключенческого и «производственного» романов. Сюжет захватывает и держит в напряжении до последней минуты.

Оценка : 9
«Из контрразведки»
–  [ 1 ]  +

ivanov, 23 апреля 2007 г. в 01:17

Запоминающийся рассказ, изящный и оригинальный.

Оценка : 9
«Город и звёзды»
–  [ 1 ]  +

капибара, 08 апреля 2007 г. в 20:54

Перечитываю эту книгу примерно раз в два года уже... ой, много лет. Посчле первого прочтения долго не могла прийти в себя. Великолепно!

Оценка : 9
«Лунная пыль»
–  [ 1 ]  +

ozor, 14 декабря 2006 г. в 19:58

Сейчас, оно конечно не так сильно звучит при прочтении... Но в середине 60-х, во времена лунных экспедиций это было что-то!

Оценка : 9
«Путешествие по проводам»
–  [ 1 ]  +

Ruddy, 19 октября 2006 г. в 00:23

Очень юморной рассказик, особенно понравились подколы ученых между собой. :-))) ;-)

Оценка : 9
«Космический Казанова»
–  [ 1 ]  +

Ruddy, 18 октября 2006 г. в 20:13

Хаха, вот и получил по голове Казанова! =)))))) Как говорится. «расплата за прошлое». =)

Оценка : 9
«Второй рассвет»
–  [ 1 ]  +

Ruddy, 18 октября 2006 г. в 20:11

Надеюсь, что две расы в будущем смогут своими усилиями избежать войны друг с другом.

Оценка : 9
«Движущая сила»
–  [ 1 ]  +

Ruddy, 17 октября 2006 г. в 20:38

Блестящий рассказ о вреде алкоголя, особенно самогонного! :-D

Оценка : 9
«Конец детства»
–  [ 1 ]  +

Бывший, 09 августа 2006 г. в 14:26

Лучшая вещь Артура Кларка. Картина апокалипсиса задевает за живое своей грандиозностью и печалью.

Оценка : 9
«Свидание с Рамой»
–  [ 1 ]  +

tevas, 10 октября 2005 г. в 19:02

Очень масштабный роман! Точнее не роман, а та огромная штука, которая прилетела в Солнечную систему. Поражает воображение, однозначно!

Оценка : 9
«2001: Космическая одиссея»
–  [ 1 ]  +

tevas, 10 октября 2005 г. в 19:01

Если честно сначала посмотрел фильм и он мне честно не понравился! Потом прочитал роман — это было что-то! Потом снова пересмотрел фильм и наконец понял — ЭТО ШЕДЕВР. Вот такие запуткиo_O

Оценка : 9
«Паразит»
–  [ 0 ]  +

Rusnas63, 01 января 2023 г. в 20:18

Невероятно сильный рассказ. По своей стилистике напомнил манеру британских писателей 19 столетия, в частности, Герберта Уэллса. Очень удачной находкой считаю решение Кларка сыграт на антитезе умиротворяющей, идиллической атмосферы острова и кошмаре, происходящем внутри героя... Финал действительно страшен, — сродни кошмарному сну. По крайней мере, таковы мои сугубо личные впечатления от этого не слишком большого рассказа.

Оценка : 9
«По ту сторону неба» [Цикл]
–  [ 0 ]  +

lee_si_tsin, 18 ноября 2018 г. в 19:33

Очень живое описание жизни на орбите, но сильно урезанное и ужатое. А жаль.

Есть некоторая оптимистичная наивность, но наверное это даже неплохо.

Оценка : 9
«Свидание с Рамой»
–  [ 0 ]  +

vam-1970, 03 ноября 2017 г. в 16:25

Первый роман цикла «Рама» классика фантастики Артура Кларка. Впечатляет! После него надо читать все остальные книги, чтобы иметь представление о задумке автора, да и об идее самого прибытия Рамы. Контакт или даже начало контакта, где мы -земляне- чувствуем себя слишком ничтожными для Вселенского Разума. Отсюда и все сюжетные ходы автора. Нас на борту корабля вроде бы и не замечают. И интрига , которую сохранил Кларк с 1973 года по 1989 год- на целых 15 лет — до написания следующего тома.

Оценка : 9
«Космический Казанова»
–  [ 0 ]  +

yfnfkmz12041978, 25 ноября 2016 г. в 09:28

Мне показалось, что внимание должно быть сосредоточено на концовке рассказа, на разнице в росте главных героев. А зачем?. Мужчины такие ранимые, когда дело касается их физических характеристик. Поделом морально не устойчивым особям.

Главный герой ни капельки не вызывает сочувствия.

Оценка : 9
«Карантин»
–  [ 0 ]  +

yfnfkmz12041978, 24 октября 2016 г. в 15:17

Разумная   машина будет решать задачу пока не достигнет решения. Даже если задымятся микросхемы. Шахматы — это гимнастика для ума, которая способствует его развитию и в последствии дает возможность решать трудные задачи. В данном рассказе у техники закончились варианты решений.

Планету жалко.

Оценка : 9
«Пища богов»
–  [ 0 ]  +

yfnfkmz12041978, 25 сентября 2016 г. в 14:27

Неужели синтезированная еда это наше будущее. А вкусовые рецепторы не обманешь. Так уж устроен мир плотоядных, что предпочтение отдается мясу. А лучше всего усваивается организмом то мясо, которое ближе по белковому составу. Вот   Вам несокрушимый   фактоид. Канибализм — норма выживания. Добавим немножко философии и гуманизма на выходе получим человека.

Оценка : 9
«Нейтронная ловушка»
–  [ 0 ]  +

azgaar, 13 декабря 2012 г. в 21:32

Отличный мини-рассказ с искрометным юмором в последнем предложении.

Оценка : 9
«Стена мрака»
–  [ 0 ]  +

arhan, 02 сентября 2011 г. в 18:33

Привсём том, что я не являюсь поклонником творчества Кларка, некоторые его рассказы мне нравятся, этот тоже.

Оценка : 9
«Лето на Икаре»
–  [ 0 ]  +

Петровичъ, 07 октября 2009 г. в 11:01

Сопереживание герою до последнего слова рассказа.

Оценка : 9
«Свидание с Рамой»
–  [ 0 ]  +

Undefeat, 26 ноября 2008 г. в 21:13

Неплохая и интерестная книга, написана в лучших традициях НФ.

Оценка : 9
«Ох уж эти туземцы!»
–  [ 0 ]  +

lenal_22, 03 мая 2008 г. в 20:38

Читала рассказ с огромным интересом. Мне он показался очень и очень забавным. По-моему, в нем Кларк показывает, как несовершенно пока человеческое общество. Нас видят как развивающуюся расу. Сама идея, в принципе, далеко не новая, но занимательно обыграна.

Оценка : 9
«Лунная пыль»
–  [ 0 ]  +

viv, 25 ноября 2007 г. в 14:32

А что, производственный роман — это всегда плохо? Так вот вам великолепный пример.

Оценка : 9
«Свидание с Рамой»
–  [ 0 ]  +

olvegg, 18 июля 2007 г. в 19:19

Роман о корабле-ковчеге. Сюжета как такового нет.

Оценка : 9
«Ох уж эти туземцы!»
–  [ 0 ]  +

ozor, 14 декабря 2006 г. в 20:07

Пожалуй, подобное описание контакта Кларком мне более импонирует, чем война миров Уэллса!

Оценка : 9
«Экспедиция на Землю»
–  [ 0 ]  +

Ruddy, 19 октября 2006 г. в 20:01

И был прославлен известный мультипликатор среди сородичей звездных, хехе. =)

Оценка : 9
«Стена мрака»
–  [ 0 ]  +

myth_drannon, 11 сентября 2006 г. в 08:02

Я ошибаюсь или нет, но у Стругатцких что то похожее было в Граде обречённом?

Оценка : 9
«Город и звёзды»
–  [ 0 ]  +

Lord_of_light, 11 октября 2005 г. в 15:27

Я в восторге. Вообще-то роман явно слабее, чем «Конец детства», но все равно производит очень сильное впечатление. Такого размаха, такой грандиозности я в научной фантастике, наверное, не встречал.

Оценка : 9
«Созвездие Пса»
–  [ -1 ]  +

AlexSos, 18 октября 2023 г. в 16:58

Отменно написанный рассказ. В нём наличествуют и сюжет, и герой, и эмоции. Последнего от сухаря Кларка в общем-то не особо ожидал.

Весьма напоминает лучшие рассказы Хайнлайна.

Оценка : 9
«Город и звёзды»
–  [ -1 ]  +

elent, 10 июля 2006 г. в 18:02

прочла на заре перестройки и была потрясена: такого у нас неи было.:cool!:

Оценка : 9
«2001: Космическая одиссея»
–  [ -2 ]  +

Ерохин, 14 июня 2007 г. в 03:29

Классическая научная фантастика. Не порадовала лишь концовка.

Оценка : 9
«Девять миллиардов имён Бога»
–  [ -2 ]  +

капибара, 08 апреля 2007 г. в 20:56

Сильнодействующее средство (имею в виду данный рассказ)

Оценка : 9
«2001: Космическая одиссея»
–  [ 21 ]  +

Kriptozoy, 09 сентября 2010 г. в 19:01

Если б меня спросили, как бы я мог одним словом классифицировать и характеризовать этот роман, то я не стал бы с ходу говорить о его идеях, о его пророчествах и о его научной составляющей. А обратил бы прежде всего внимание на дух романтики, которым всё это произведение буквально пронизано. А дух силён. И из-за этого практически полностью вживаешься в образ главного героя, испытываешь чувства, сходные с теми, что испытывает он в моменты радости или опасности. И именно поэтому следишь за его поиском и походом с удвоенным интересом. Тем более, что цель похода очень и очень таинственна, эфемерна, но всё говорит о поистине фантастической развязке.

Да, когда я читал этот роман впервые, несколько лет назад, то меня предупреждали, что начало будет практически никак не связано с основной сюжетной линией и с основными героями. Что основная часть романа, где повествуется о космическом полёте до Сатурна и его спутников, иногда ощутимо провисает и в ней в обычной повествовательной форме рассказывается о буднях членов космической экспедиции. И что лишь ближе к кульминационной части действие наберет поистине вселенские и фантастические масштабы.

Поэтому я был ко всему этому готов. А если учесть, что сам объём романа не слишком уж и велик, то все эти гипотетически скучные места заканчиваются очень даже быстро и сменяются пиками напряжения. Да и не заметил я таких мест. Наоборот. Когда читал о полёте, вспоминались братья Стругацкие с произведениями из Предполуденного цикла, которые я очень люблю и часто перечитываю. Вспоминался Айзек Азимов с его умением вызвать сильные эмоции не рассказывая о погонях, перестрелках и прочих боевых действиях, а зачастую просто описывая какие-то психологические моменты в интеллектуальных спорах и логических состязаниях. Это и «Академия» и цикл о Элайдже Бэйли и Р.Дэниэле. Хайнлайн ещё вспоминался. И Ларри Нивен. Но это уже при повторном прочтении на днях.

Да, романтика поиска и познания неведомого. Вот чем характеризуется сюжет этой книги. Тем более описывается время, когда человечество освоило космические полёты и теперь окидывает взглядом пространство в радиусе Солнечной системы и планирует выйти за её пределы, чтобы расширить ареал человеческого обитания. Всё это очень интересно.

Говорить о идеях и научных предсказаниях можно много. В некоторых моментах Артур Кларк был литературным первопроходцем. Вот оказывается такой образ постчеловека и сингуляра придумал не совсем Вернор Виндж. А то, что было до Кларка, например у Стенли Вейнбаума, всё же не совсем то. Хотя примерное время, что интересно, у многих классиков совпадает. Время, когда человек перестанет зависеть от материальной оболочки и от пространства-времени я имею в виду. Плюс-минус пара десятков лет, но это ведь ничто в масштабах исторических эпох, когда одна эра заканчивается и начинается другая. Всё это очень любопытно. И тема очень и очень интересная. Всегда мне была более любопытна была именно эта ветвь развития человечества. А не превращение в живых роботов с кремнийорганическим скелетом на сервоприводах. А у Артура Кларка всегда в произведениях сквозило нечто подобное. Что человечество в недалёком будущем выйдет за грань. И не всегда помощником ему в этом будет мудрость инопланетной цивилизации, как здесь. Или вот ещё нечто подобное, хотя и в другой подаче прослеживалось в романе «Конец детства».

Хочется провести параллель между вступительной и кульминационной частями романа. В обоих случаях вселенскому разуму сверхцивилизации попадался избранный человек, которого он менял буквально на месте. За небольшой отрезок времени. Подгоняя таким образом эволюцию и направляя её в нужное русло. И если в первой части этот избранный предстал в роли учителя и вожака, который повел своё племя по начальному пути от расы питекантропов в человека разумного, то не значит ли, что главный герой основного объёма романа, Боумен, явится человечеству кем-то подобным богу, пророку, гуру, матричному архитектору, который зримо или незримо станет указывать человечеству какой-то новый путь?

Да, концовка книги действительно пробуждает воображение. Особенно если учесть, что остальные романы цикла я ещё никогда не читал и только ещё собираюсь приступить. А «Одиссею 2001» перечитал, чтоб освежить в памяти и получить ещё раз удовольствие от чтения.

Действительно хорошая книга, которая подарила немало хороших часов и немало приятных впечатлений. А по первому прочтению просто произвела эмоциональный взрыв.

Не настраивайтесь на чтение головокружительное. Настраивайтесь на чтение обстоятельное и познавательное.

Оценка : 8
«Девять миллиардов имён Бога»
–  [ 19 ]  +

Deliann, 05 октября 2013 г. в 14:57

Тибетские монахи уже 300 лет пытаются записать все имена Бога, используя специально созданный для этого алфавит. Но дело продвигается крайне медленно, им бы компьютер. И вот научный прогресс начинает служить религиозным верованиям. Три месяца счетная машина выплевывает бумагу со списком имен Бога. Что же будет, когда эта работа завершится? Вроде как миссия человечества будет выполнена и Господь вмешается и подведет черту. То есть конец света? Как сказал один буддистский монах: «Какие пустяки вас заботят».

Рассказ больше похож на шутку: он короткий, лишенный фантастики, зато подталкивает читателя многое додумать самому в меру своих убеждений. Весь вопрос в том, во что веришь именно ты. Отличная литературная игра, в которой сам читатель решает вопросы организации и осуществления таких важных мероприятий, как Судный день.

Оценка : 8
«Свидание с Рамой»
–  [ 19 ]  +

primorec, 17 июля 2013 г. в 01:44

Джеймс Кук был, несомненно, незаурядной личностью. Пройти в 18-ом веке самостоятельно путь от ученика галантерейщика до капитана Британского Королевского флота — это много говорит о человеке. Жаль только, что сухие строчки биографий редко рассказывают о том, о чем думал и что чувствовал прославленный капитан, видя на горизонте берег неизвестной земли и нанося на карты новые острова, моря, проливы, раздвигая границы Ойкумены для человечества до масштабов всей Земли.

Герои «Свидания с Рамой» заняты тем же, что и легендарный исследователь. Недаром имя Кука постоянно всплывает в размышлениях героев, в названиях и спрятанных в тексте цитатах. Одни названия чего стоят. «Индевор», открывающий Раму — всего лишь младший брат прославленного барка, на котором Кук совершил свое первое кругосветное плавание. Или плот «Резолюшн», бороздящий внутреннее море Рамы — отголосок других плаваний по океанам неизвестности.

Герои «Рамы» заняты тем же, что до них делали бессчетное количество известных и неизвестных первопроходцев — раздвигают границы познания для всех людей. Они вполне «обычные» первооткрыватели, жители границы, где все неизвестно и опасно. И заняты они вполне «обычной», тяжелой и внешне совсем неромантичной и, порой, скучной, работой — исследуют, описывают, регистрируют. И по большей части не понимают того, что же они такого увидели или зарегистрировали. Но ведь это и не входит в задачу первопроходцев: их цель проложить безопасную дорогу для других, которые будут детально изучать, понимать, обживать и благоустраивать. Превращать неизвестное в привычное и обыденное.

Мне понятно разочарование некоторых читателей, ожидавших от этой книги о контакте незабываемого приключения: новых технологий, истории межзвездного путешествия или рассказа о тайнах неизвестной расы. А тут практически ничего: краткое путешествие по звездному кораблю, краешком глаза подсмотренные события, по большей части, абсолютно непонятные. Загадки остались загадками, межзвездные гости просто не заметили Человечество, взяли, что надо, и продолжили свой путь, не отвлекаясь от своих непостижимых дел. Обидно?

А мне, почему то, нет. Человечество получило ответы на свои главные вопросы. Люди не одиноки. Путешествовать среди Звезд можно. Горизонты вновь расширились, и можно готовить очередной «Индевор» для плавания по неизвестным океанам.

Пусть роман и кажется многим «скучным и наивным» без уже привычных заговоров, стрельбы, погонь, злобных инопланетян, межзвездных войн, технологических чудес и прочего. Я тоже люблю динамику и приключения. Но побывать для разнообразия в мире, где изучение нового и познание неизвестного — привычная и рутинная работа «обычного» первопроходца, было очень полезно для мозга, души и фантазии.

Оценка : 8
«Фонтаны рая»
–  [ 18 ]  +

primorec, 06 августа 2013 г. в 02:13

Фантастика в ее чистом виде, такая, которая бы рассказывала о путях развития человечества, рассматривая разные аспекты этого развития — от технического до духовного, сегодня встречается редко. Как-то перестали мы воспринимать фантастическую книгу, если в ней нет злобных инопланетян, космических катаклизмов, звездных войн, трагедий и разрушения, заранее провозглашая рассказ о научных открытиях, работе ученых, строительстве, освоении и созидании скучным и малопривлекательным.

Этот роман — книга Созидания, и рассказывает она исключительно о Созидателях. О едином человечестве, которое более не отвлекается на войны и конфликты, и, в основном, решило глобальные проблемы голода, нищеты, экологии, и занято теперь решением еще более глобальных проблем освоения планет Солнечной системы и связи с иными цивилизациями. Об ученых и инженерах, которые, наконец, стали настоящими героями Человечества, опередив в рейтинге политиков и «звезд» шоу-бизнеса.

Это всегда приятно, когда главным героем становится не Разрушитель, а Созидатель. Как в этом романе, где им станет знаменитый инженер Морган, затеявший небывалый проект Космического лифта — воплощение Мечты о том времени, когда Человек станет настоящим полноправным жителем Космоса, покорившим пространство, время, энергию и материю, а не редким, завернувшим по случаю на огонек, гостем или туристом, решившим поглазеть на диковинки.

И не надо думать, что созидательная дорога оказывается гладкой. И на ней встречаются ухабы, в виде сопротивления консерваторов, религиозных фанатиков или просто глупцов. На ней поджидают неожиданности и даже смертельные опасности, а, порой, прогресс взимает плату человеческими жизнями.

И, как всегда, у Отцов-Основателей — все лаконично и динамично. На десятках страниц — целый мир с его техническими и научными достижениями, духовными запросами, моральными принципами. Тут Вам и космический катаклизм, и первый контакт, и искусственный интеллект, кстати, обладающий достаточно своеобразным чувством юмора.

И, как всегда, чудесные описания, любовно прорисованные детали природы и истории тропического рая Шри-Ланки, связывающие воедино древние мечты Человека и их современное воплощение.

Редко сейчас встретишь книгу, настолько пронизанную несокрушимой верой в возможности Человека, надеждой на лучшее будущее для всех нас, таким оптимизмом. Прочитаешь, посмотришь вокруг, да и подумаешь: может оно и правда, ничего еще не потеряно, стоит только изменить взгляды на себя и на окружающих, и тогда сможешь увидеть на горизонте сверкающие яркими красками, изумительно прекрасные и манящие, как Мечта, Фонтаны Рая.

Оценка : 8
«Конец детства»
–  [ 18 ]  +

morbo, 29 августа 2010 г. в 17:51

Очень неожиданная и шокирующая концовка.

После объявления Каррелена, что звёзды не для людей, возникла злость на этих угнетателей. Кто дал им право решать, что для нас, а что не для нас? Да, пусть мы похожи на муравьёв, пытающихся прикрепить ярлык к каждой из песчинок в огромной пустыне, но человечество и не ставит цели навесить ярлык на каждую песчинку. Полёты к соседним звёздам — это неизбежное и нужное людям занятие, в этом суть всего живого — осваивать новые места обитания, стремиться сохранить непрерывность жизни. Это высшая степень любопытства — исследовать галактики, звёзды, планеты, изучать различные формы жизни на них. Почему они решили, что им этим заниматься можно, а нам — нет?

В следующей части всё становится понятно, но не понятен образ мысли Сверхправителей — что же для них вообще ценно? Они вот так спокойно подчиняются Сверхразуму и не пытаются защитить своих собратьев по разуму. Ведь люди имеют гораздо больше общего именно с ними, а не со Сверхразумом. Хорошо, пусть даже всё человечество обречено. Почему они не попытались спасти всю остальную жизнь Земли? У них вполне имелась возможность взять каждой твари по паре, погрузить всё это в ковчег и высадить на другую планету, если уж Земля обречена. Пусть живое продолжает жить. Но нет — они спокойно наблюдают, как уничтожается всё живое целиком со всей планетой. Наблюдают аж в пятый раз!

Потом не понятно, почему Сверхправители так хотят присоединиться к Сверхразуму? Разве им близки или хотя бы понятны ценности этого Сверхразума? Было бы о чём переживать, ведь раз им не понятны ценности Сверхразума, то им и не стоит становиться его частью.

Сверхправители — это образ человечества, которым оно не должно быть. Почему? Потому что Сверхправители — это технологическая цивилизация, потерявшая способность к сопереживанию, потерявшая цель своего существования. Иными словами, у них нет души и воли. Всё это способствует тому, чтобы Сверхправители стали марионетками в первых попавшихся более сильных руках: их ничто не остановит, им не к чему стремиться, а потому они легко принимают цели более сильного поработителя за свои и пытаются их достичь.

Если люди успеют вырваться в космос до возможного посещения подобными Сверхправителями, главной задачей людей станет сохранение души (способности к сопереживанию) и воли (наличие собственных целей). Только тогда человечество может быть получит возможность сохранить свою самобытность. Иначе исхода только два — либо человечество становится частью Сверхразума, либо встаёт на путь слуг Сверхразума — Сверхправителей.

Может быть смысл произведения именно в этом? Человечество должно всеми силами стремиться сохранить свою самобытность и ключи к этому — сохранение души и воли.

Оценка : 8
«Колыбель на орбите»
–  [ 17 ]  +

Deliann, 06 октября 2013 г. в 12:05

Человечество успешно покоряет космическое пространство, забыты старые дрязги, все народы объединили свои усилия для освоения неведомых ранее пространств. И вот впервые в истории происходит рождение ребенка в космосе. Появляется первый человек, про которого нельзя однозначно сказать, что он американец, канадец или русский. Зато он будет с гордостью говорить: «Я землянин».

Думаю, в 60-70-х годах прошлого века данный рассказ читался с трепетом надежды, настолько он пронизан светлыми настроениями и уверенностью в счастливом будущем. Однако я его читал с грустью. Как жаль, что ничего из описанного Кларком так и не сбылось.

Оценка : 8
«Спасательный отряд»
–  [ 17 ]  +

Deliann, 05 октября 2013 г. в 12:52

Через несколько часов Солнце взорвется и тем самым положит конец земной цивилизации. К Земле спешит корабль Космического Дозора с целью спасти как можно больше людей. Однако планета пуста и заброшена.

Главная интрига рассказа — что стало с человечеством? — раскрывается с таким безграничным человеколюбием, с такими светлыми надеждами на будущее, что я просто не могу не оценить это высоко. Да, живя в современном мире, понимаешь, что вариант Кларка очень маловероятен, но так хочется видеть в жизни и позитивные стороны.

Надежда. Надежда помогает выжить. Надежда — это первый шаг к разочарованию. Надежда умирает последней. Именно ею пропитан данный рассказ.

Завершить этот короткий отзыв я хочу словами А. М. Шлезингера: «Будущее полно сюрпризов».

Оценка : 8
«Кто там?»
–  [ 16 ]  +

Deliann, 05 октября 2013 г. в 15:45

Представьте, вы вышли в открытый космос. Скафандр в порядке, никаких помех для выполнения поставленной задачи нет. Как вдруг вы понимаете, что в скафандре есть кто-то или что-то еще. Современный человек скорее всего вспомнил бы сонм киноужастиков про космос (в первую очередь «Чужого» и его слоган «В космосе никто не услышит твой крик»), но главный герой данного рассказа подумал о душе, о тех, кто умер в открытом космосе. Впрочем, результат был бы примерно одним в любом случае: после нескольких минут накручивания себя, вдруг ощущаешь прикосновение к шее... Волей-неволей закричишь как можно громче (и крик твой услышит вся станция по рации).

У Кларка мог бы получиться отличный триллер, если бы не его тяга к добродушным шуткам.

Оценка : 8
«Лунная пыль»
–  [ 16 ]  +

primorec, 12 февраля 2013 г. в 04:59

Мы так привыкли к ее присутствию и все равно, поднимая голову, каждый раз думаем о том, как она прекрасна и удивительна. Мы посвящаем ей стихи и книги, песни и музыкальные произведения, восхищаясь ее серебряным светом и таинственностью. Мы произносим под ней слова любви и заключаем самые прочные союзы. Мы населяем ее в своем воображении богами, героями или инопланетянами/в зависимости от эпохи и образования/. Мы по-прежнему мечтаем о ней. Всего лишь спутник, луна...нет, Селена — таинственная, прекрасная, ждущая, когда же мы снова придем к ней.

А ведь казалось, что все уже решено. Человек высадился на Луне, проехал по ее поверхности, привез домой «сувениры» в виде камней, которые до сих пор ученые разбирают на отдельные пылинки, пытаясь разгадать ее тайны. И тогда думалось: вот еще совсем немного, и поднимутся купола настоящих лунных поселений, где будут не только научные лаборатории и производства, но и отели, готовые принять первых туристов и каждый сможет проехаться по серебряным равнинам и любоваться голубым шаром Земли в небесах. Такая замечательная мечта, ожидание настоящего прорыва к Звездам...

Вот об этом «Лунная пыль», проникнутая романтикой первопроходцев, верой в возможности человека и ожиданием, что дорога к далеким планетам вот-вот откроется для всех. Небольшой роман не о глобальных событиях — об одном трагическом происшествии, каких всегда множество при освоении чего-то нового и неизвестного.

Здесь нет никаких заговоров злодеев, конкурентов или коварных инопланетян. Просто случайность, каких полно во Вселенной, которые трудно предсказать, но надо быть к ним всегда готовым. А экипаж первого туристического пылехода «Селена» оказался полностью готов действовать в условиях чрезвычайной ситуации, спасать и заботиться о пассажирах, искать выход из, казалось бы, безнадежной ситуации и находить его.

И нет в этом романе отрицательных героев, а есть группа людей волей судьбы сведенных вместе, которые должны объединить свои знания и усилия, чтобы бороться с нехваткой воздуха, пожаром, вездесущей лунной пылью, скукой, подступающим отчаянием и паникой.

Если задуматься, то весь роман — концентрация наших мечтаний об освоении Луны. Не только тех, давних, но и сегодняшних. Ведь так верим и надеемся, что снова покатит по ее поверхности «лунный трактор», раскинутся купола городов, а на улицах, в газетах и по ТВ можно будет увидеть, услышать, прочитать что-нибудь похожее на «Ежедневные туры на Луну» или «Посетите кратер Тихо — самое таинственное место в Космосе».

Оценка : 8
«Последняя теорема»
–  [ 16 ]  +

andreich, 16 июля 2012 г. в 14:17

Начнем с того, что аннотация несколько не верна, работы по созданию нового двигателя в романе не упоминаются и ГГ в неприятности не влипает...

Уж не знаю сколько здесь от Артура Кларка, но в целом стиль повествования и некоторые идеи мастера узнаваемы. Здесь и космический лифт, и армады пришельцев, причем некоторых из них принимают за сатану, и сверх существа из темной материи и т.д. Но на первом плане жизнеописание ГГ с труднопроизносимой фамилией, уроженца Шри-Ланки, который сумел доказать теорему Ферма. Как он это сделал и где, отдельная история. Роль знаменитой теоремы, однако, на этом ограничивается, никаких последствий, кроме всемирной славы для её доказавшего не происходит. ГГ заводит семью и живет вполне счастливой жизнью. Действие, кстати, происходит в ближайшем будущем. Основная же интрига вокруг судьбы ни много ни мало всего человечества, которое погрязло в локальных конфликтах и на волоске от истребления инопланетянами, которые не ведут диалог с воюющими расами, а просто уничтожают их. Но в ООН для воздействия на неугомонные страны приготовлено секретное средство... Возможно это шанс для человечества стать на путь мирного развития или всего лишь способ разделения мира тремя сверхдержавами. Как обычно у Кларка, очень глобально.

Но драмы не получилось. И написано много, но как то поверхностно что ли. Такие вещи как космический лифт или колония на луне будто обделены вниманием авторов. Зато жизнь ГГ расписана довольно подробно. Много внимания уделено математическим загадкам и фокусам, видимо эта тема близка авторам. В целом неплохо, но могло быть и лучше. Поклонникам творчества Кларка и Пола прочитать стоит.

Оценка : 8
«Пробуждение»
–  [ 16 ]  +

Pickman, 13 апреля 2008 г. в 20:45

Удивительно красивый философский рассказ... На двух страницах уместилась грандиозная геоэпопея под стать всем сериям «Планеты Земля» сразу.

Бросается в глаза уникальная черта, которая отличает его от других гигантов фантастики — Брэдбери, Хайнлайна, Шекли, Азимова, Саймака и т.п. Кларк на все смотрел с точки зрения вечности; человек у него — не центр мироздания, а одна из бесчисленных его частиц.. И благодаря этому его миры не кажутся искуственными, то есть завязанными на желаниях, страхах и потребностях «двуногого без перьев». Символично, что один из героев рассказа (второй — это Земля, разумеется) зовется Хозяином — и в конце смехотворность его притязаний становится очевидной.

Спасибо сэру Артуру за бесплатный (почти) киносеанс и краткое путешествие в вечность.

Оценка : 8
«Свидание с Рамой»
–  [ 15 ]  +

FixedGrin, 07 августа 2013 г. в 16:16

По недавней классификации Грегори Бенфорда – история о Большом Дебильном Объекте. Дебильном оттого, что забравшиеся туда земляне чувствуют себя полными дебилами от невозможности понять происхождение, цели и задачи артефакта.

В этом субжанре – безусловная, неподвластная старению классика. Для Кларка – не лучшая работа, хотя крепкая, профессиональная; современным самиздат-певцам эльфийского попаданса до нее как до Ганимеда верхом на пушечном ядре. Но ведь Кларк умел шокировать читателя размахом фантазии, выбить дух из легких, оставить ошеломленно оглядываться: что это было? По сути, именно Кларк ввел в обиход Технологическую Сингулярность, виртуальную реальность, электронные книги, оцифровку сознания, нанотех-ассемблеры и многое другое. Но сделал это еще до запуска первого спутника.

А потом все как-то больше «мимо. И долго безмолвствует лес, следя с облаков за пронесшейся шлюпкой».

Да еще меркурианцы, привыкшие к 600 градусам по Фаренгейту (надо полагать, без экзоскафандров), мерзнут в экваториальном поясе Земли. Ага, спасибо, цейлонского чая «Принцесса Канди» больше не наливать. Очень правдоподобно.

Язык (в подлиннике) сухой, неброский, бедноватый. Заметно бледнее, чем у Нивена с Пурнеллом, создавших второе великое НФ-полотно середины 1970-х.

Касательно издания ЭКСМО в серии «Отцы-основатели» достаточно было бы сказать, что там пропущены две главы. Но я для полноты ощущений приведу еще две цитаты:

«Самый крупный из астероидов, Церера, был обнаружен в первый день XXI века...»

«... если Солнце когда-нибудь превратится в сверхновую планету ...»

Это не Кларк и не Битов. Это лучшие редакторы, корректоры и верстаки отрасли.

Кто виноват? Возможно, пираты?

Оценка : 8
«2061: Одиссея Три»
–  [ 15 ]  +

Стронций 88, 07 февраля 2013 г. в 16:26

Надо сказать, после разочаровавшей меня второй «одиссеи», за эту я брался без особых надежд. Но начало меня удивило и обрадовало! Здесь вновь появилась какая-то романтика. Такая притягательная – романтика освоения космоса, освоения планет солнечной системы. Чем-то даже напомнило мне «предполуденные» вещи Стругацких (даже мир был в чём-то созвучно утопичен). Очень было приятно. И сразу этим ветром романтики стало всё оживляться. А уж комета Галлея – по-моему, эталонно научно-фантастическая вещь. Приземление на комету! И её изучение. Очень всё было ярко и интересно (и вообще, кажется, редкая тема). Многое узнал (и представил себе). Ну и не обошлось без интриги – эти сломанные сталактиты и свечение. Казалось бы, мелочь по сравнению с новыми заселяющимися планетами… Но буквально до мурашек пробрало. Возможно и тем ещё, что всё осталось без ответа… Вообще, момент с кометой для меня тут один из сильнейших. Ну и другая интрига – «закрытая» Европа. И необходимость нарушить запрет внеземного разума. Интриговало!

Однако дальше всё пошло как-то бледнее. Скомканней. Повествование раздробилось, по-моему, как-то уж слишком сильно. Понятно, что было сделано это с целью какой-то такой детективности… Но слишком уж… многое было непонятно к чему (этот Чака, например). Происходящее на «Гэлакси» — тоже как-то всё быстро. Происходящее на водной поверхности Европы – тоже. Как-то хотелось большего, какой-то подробности – всё-таки первое посещение людей этого нового мира… И на фоне этого какие-то совершенно лишние вещи на борту «Юнивёрса»… Не понимаю, зачем эти письма (бессодержательные) Флойду, это отношение именитых пассажиров к их новой миссии, когда новый мир и корабль, дрейфующий в нём – в каком-то беглом поверхностном описании…

Единственное интересным были те полстранички текста, в котором Гринберг описывал ещё не так заселённую Луну. Вот так как-то всё провисло в середине. Да и внеземного разума и следа нет. А ведь как ожидалось! С какой тревогой ожидались последствия этого вторжения в «запретную зону». А тут – ничего. Нет этого разума, так интригующего в первой книги, и того что «тянуло» книгу вторую.

Далее вновь стало поинтересней. Заправка от кометы (проблема и её оригинальное решение). Ну и путешествие к горе Зевс и монолиту. Тут всё стало опять интригующе написано и с большим интересом читалось. И это несмотря на то, что, положа руку на сердце, уже было понятно, что это за гора Зевс (особенно если вспомнить вторую «одиссею»). Но всё равно, вдруг схватило и увлекло. А уж монолит… наконец-то проявившийся. Эта новая жизнь, покинутый город неизвестных существ. Этот таинственный фантом живого ещё человека – вот то, за что я люблю фантастику! А уж концовка – неожиданная (это мягко говоря)! В чём-то грустная. И многообещающая!

Одним словом – несмотря на некоторые лишние (ИМХО) вещи, на возникающие иной раз вопросы (например, как за 50 лет так сильно изменилась жизнь на Европе? – хотя, может быть, это действие монолита), несмотря на провисание и какую-то расфокусировку в середине романа, и, если не считать конца, практически отсутствия той таинственной и всемогущей силы иного разума (это ведь уже не «человечество – иной всесильный разум», как в двух первых книгах, а скорее «человечество – и гора Зевс») – роман оставил очень хорошее ощущение. Он интриговал (хотя, может быть, не всегда тем, чем хотелось бы), он был по-настоящему научно-фантастическим (многими знаниями обогащал, выносил на суд многие интересные гипотезы). Он нёс в себе замечательную романтику освоения новых планет, новых открытий. Да он просто-напросто очень хорошо и с интересом читался!

Оценка : 8
«Фонтаны рая»
–  [ 14 ]  +

Pride1983, 06 сентября 2019 г. в 23:19

Немного суховатое произведение Артура Кларка рассказывает о выдающемся инженере XXII века Вэнневар Моргане и его грандиозных проектах, о нелёгком пути к реализации его замыслов и множестве препятствий, которые он должен преодолеть.

Роман эпизодически напоминает прочие романы Мастера: «Прелюдия к космосу» (производственная составляющая), «Лунная пыль» (спасательная операция и фигура главного инженера Лоуренса), «Свидание с Рамой» (контакт с внеземным космическим аппаратом). Наиболее заметно повествование оживляется как раз во время спасательной операции в конце романа, остальное было немного скучновато, но небезынтересно. Многие советуют читать данное произведение в переводе из журнала «Техника-Молодёжи», я не избежал соблазна, полистал имеющиеся несколько номеров с главами романа, но, честно говоря, огромной разницы не увидел. Текст чуть укорочен, некоторые технические термины переведены немного по-другому. Возможно, дело и правда в иллюстрациях, которые придают тексту некое очарование и создают эффект погружения в происходящее на страницах.

Главный герой романа Вэнневар Морган безусловно симпатичен автору да и большинству читателей, он вызывает невольное уважение за безграничный полёт мысли, преданность профессии и умение довести свои задумки до конца, смелость брать всю ответственность на себя и готовность на самопожертвование во имя своего дела и других людей. Ну и как венец всей его жизни — открывшаяся в его сознании впечатляющая картина будущего мира, в который он навеки вписал своё имя, соорудив первый в истории космический лифт, пусть и не названный именем своего создателя.

Оценка : 8
«Часовой»
–  [ 14 ]  +

morbo, 28 февраля 2011 г. в 07:02

Я бы не сказал, что этот рассказ прямо таки является основой «Космической одиссеи 2001». Из общего только идея — инопланетный артефакт, найденный на Луне. Всё остальное в корне отличается. Кроме того, рассказ этим и ограничивается — нашли артефакт и всё, а в «Космической одиссеи 2001» с этого всё только начинается. В общем, можно смело читать рассказ, не опасаясь в очередной раз услышать уже знакомую историю.

Оценка : 8
«Завтра не наступит»
–  [ 14 ]  +

Yujin, 07 августа 2008 г. в 15:33

Замечательный рассказ. Вот только некоторые нижеотписавшиеся товарищи сделали, как мне кажеться, неверные выводы. Цивилизация погибла не из-за одного человека. Человечество само себя погубило. Ведь Билли хотел строить космические ракеты, приблизить другие миры, а «цивилизация» вынудила строить ракеты военные, погубила его мечту и жизнь. Вспомните слова Билли:«Остальные еще хуже». Не думаю, что идея этого рассказа — осудить пьяниц (смешно). Кларк показал, что человек не верит даже в собственную мечту. А ведь Билли был одним из лучших.

Но что, если бы главный герой поверил голосу в голове? Скажи вам прохожий, что Солнце завтра взорвется, и вы рассмеетесь ему в лицо.

Оценка : 8
«2001: Космическая одиссея»
–  [ 13 ]  +

Deliann, 31 октября 2019 г. в 15:45

Обычно, если за великим фильмом стоит роман, то он не менее великий. И «2001: Космическая одиссея» — это как раз такой случай. Книга Артура Кларка и фильм Стэнли Кубрика стоят рядом, не оттеняя друг друга. Дело в том, Кубрик снял экранизацию еще не написанного романа, который был создан Кларком на основе сценария, написанного совместно Кубриком и Кларком. Получилось настолько здорово, что фильм с интересом смотрится и сейчас, а книгу читают и любят, если и меньше, то лишь самую малость.

Иронично, что книга, в названии которой фигурируют слова «космическая одиссея» начинается с жизни питекантропов (на самом деле – «ape-men», это в переводе они стали питекантропами). Читатель, открывающий для себя это произведение впервые, явно не будет ожидать такого. Тем не менее, это демонстрирует глубину проработки материала Кларком, который смотрел в будущее, не забывая о прошлом.

Итак, доисторическая Африка. Питекантропы обнаруживают черный монолит, явно инопланетного происхождения. Данное устройство начинает воздействовать на интеллектуальное способности питекантропов, ускоряя их развитие, а затем исчезает.

Проходят миллионы лет, и в 1999 году человечество обнаруживает еще один черный монолит, но уже под поверхностью Луны. Как только инопланетный артефакт извлекают и на него попадают солнечные лучи, он подает сигнал на Япет, один из спутников Сатурна (в фильме – на Юпитер). Естественно, люди снаряжают туда экспедицию.

И вот читатель уже следит за взаимодействиями пяти членов экипажа космического корабля и искусственного интеллекта. Уже на основе этого можно сделать отличный научно-фантастический триллер, и многие писатели останавливались на этой концепции, но Кларк идет дальше. Он демонстрирует персонажей-ученых, дает прогноз научному развитию человечества, причем довольно точный, многое из того, что предвидел Кларк, к 2001 году сбылось, да и конфликт с искусственным интеллектом использует как ступеньку развития сюжета, а не как его самоцель. И после этого он вновь не останавливается на достигнутом. Вся эта история буквально пропитана романтикой фронтира и исследования, открытия новых далей и горизонтов. Ну а идея следующей ступени человеческой эволюции, как показал ее Артур Кларк, настолько хорошо прижилась в научной фантастике, что встречается и используется до сих пор (у Питера Гамильтона, например).

Всем любителям научной фантастики книга, да и фильм, крайне рекомендуются к ознакомлению. Как говорится: «Это классика! Это знать надо!».

Оценка : 8
«2001: Космическая одиссея»
–  [ 13 ]  +

primorec, 10 марта 2013 г. в 05:43

Сначала были иллюстрации. Мне было лет 15 -ь, когда в дом попала антология, в которой кадры из фильма великого Стэнли Кубрика иллюстрировали рассказы об освоении Космоса. Я разглядывала их и думала о ярких красках и неожиданных деталях, гадала, действительно ли все так и есть или это только фантазия художника и режиссера, вызывая жгучее любопытство и заставляя с жадностью читать все доступное об исследованиях дальних планет. И очень-очень хотелось самой посмотреть фильм, в котором есть такие кадры.

Потом был сам фильм «Одиссея-2001», который не обманул ожиданий и добавил в память и долгий, сложный и реалистичный до малейших деталей полет к Юпитеру, загадку черного монолита и безумный, величественно-прекрасный полет Дейва Боумена через пространство и время — в бесконечность...

И только потом, спустя годы, был в моей жизни этот роман, который был уже для меня не таинственным незнакомцем, а давним другом, недостатки которого известны также хорошо, как и достоинства. Причем последние всегда в моей памяти будут перевешивать первые.

И главное достоинство для меня — реалистичные описания освоения Луны и полета к Сатурну, которые ни в чем не противоречат имевшимся в то время научным знаниям и теориям. Это не взрывное приключение, а   неспешное, почти будничное описание долгого полета и работы астронавтов, наполненное научными исследованиями, техническими деталями и размышлениями. И даже «бунт» компьютера ЭАЛа развивается плавно и растянуто во времени, органично вписываясь в равнодушное мерцание звезд и монументальные пейзажи дальних планет. И на этом фоне — огромная, масштабная тайна Черных Монументов, впервые за миллионы лет пробуждающихся от долгого сна и приветствующих восход человеческой цивилизации.

И весь роман — настоящий гимн Человеку, проникнутый несокрушимой верой в то, что люди могут преодолеть все свои разногласия и объединить усилия ради достойной цели — познания тайн Мироздания и освоения Космоса. И пусть пока не сложилось: наступил и прошел тот ожидаемый 2001 год, а долгожданного рывка к Звездам все нет и нет. Мир изменился и совсем не в ту сторону, о которой мечтал Кларк. Но это не значит, что Великая Мечта умерла и такое заманчивое будущее для Человечества потеряно навсегда. Есть, есть еще надежда, что все исполнится, так, как хотел Кларк, пока хоть кто-то разделяет восторг головокружительного полета Боумена, пока читает и перечитывает с замиранием сердца: «Он полый... Он без дна... Без конца.. и о Боже, он полон звезд!», а потом поднимает голову и, вглядываясь в ночное небо, думает о том, что Мир полон Звезд.

Оценка : 8

  Страницы: «(–10)   1  2  3  4  5 . . .  8  9 10 11 [12] 13 14 15 16 . . . 31 32 33 34 35   (+10)»   (+23)»»



⇑ Наверх