Станислав Лем отзывы

Все отзывы на произведения Станислава Лема (Stanisław Lem)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 2744

  Страницы: ««(–25)  «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 22 23 24 25 [26] 27 28 29 30 . . . 51 52 53 54 55   (+10)»   (+25)»»

«Три электрыцаря»
–  [ 5 ]  +

Nog, 07 августа 2007 г. в 13:40

Скучновато как-то. Автор старается шутить, но что-то не особо веселят его шутки.

Оценка : 6
«Новая Космогония»
–  [ 5 ]  +

Pupsjara, 04 августа 2007 г. в 00:50

Оригинальный ответ на вопрос, почему молчит космос? Также любопытны были идеи, что законы природы и физики не постоянны и изменяются под воздействием тех или иных факторов. Так что, забудьте такое слово, как константа.

Оценка : 8
«Звёздные дневники» [Цикл]
–  [ 5 ]  +

ozor, 25 июля 2007 г. в 15:30

Гениальность и образованность фантаста Станислава Лема заставляет преклонить перед ним читательские колени. Ийон Тихий и профессор Донда — любимые литературные персонажи

Оценка : 10
«Автоинтервью»
–  [ 5 ]  +

mitra, 12 июля 2007 г. в 09:53

Не знаю, каково было положение дел в годы написания рассказа, от Лема вполне можно ждать и предвиденья. Но то, что «Автоинтервью» абсолютно точно описывает нынешних «ремесленников от фантастики» — это точно!

Оценка : 9
«Существуете ли вы, мистер Джонс?»
–  [ 5 ]  +

Эдди, 09 июля 2007 г. в 13:52

Еще одна иллюстрация к вопросу: что есть человек?

Оценка : 8
«Из воспоминаний Ийона Тихого. V (Стиральная трагедия)»
–  [ 5 ]  +

mitra, 02 июля 2007 г. в 10:35

Начало рассказа очень напомнило то, что мы можем наблюдать сейчас, когда производители, в погоне за высокими прибылямии чтобы привлечь покупателя, производят на свет такие устройства, что не сразу и поймешь, что же это такое и для чего предназначено? Но это так, мысли вслух...

Основная же мысль данного рассказа уже звучала у Лема в рассказе «Существуете ли вы, мистер Джонс?», правда в более серьезном форме. Вернее даже не мысль, а вопрос, правда не стоящий перед человечеством сейчас, но, видя как сбываются многие вещи, описанные Лемом, верю, что и это когда-нибудь станет правдой... Так вот, вопрос такой: Кого можно назвать человеком? И что позволяет называть человека человвеком? В данном рассказе ответ найден так и не был...

Оценка : 7
«Непобедимый»
–  [ 5 ]  +

Lazio, 29 июня 2007 г. в 16:24

Давненько не попадалось в руки такой твердой НФ!!! И это в шестидесятые года... Многие и по сей день не напишут такого. Жаль, вымирает хорошая научная фантастика.

Оценка : 10
«Из воспоминаний Ийона Тихого. III»
–  [ 5 ]  +

mitra, 29 июня 2007 г. в 09:13

А ведь рассказ написан в 1960 году — привет создателям овечки Долли!. Все-таки Лем был гением.

А сам рассказ довольно страшный. Эдакий Франкенштейн нашего времени, только не сшитый, а выращенный в пробирке — Создание, убивающее своего Создателя...

Оценка : 8
«Путешествие восьмое»
–  [ 5 ]  +

mitra, 01 июня 2007 г. в 08:21

Просто замечательная вещь. От чтения получил огромное удовольствие. Наконец-то получен ответ на один из самых-самых вопросов: кто такой Господь Бог?

Оценка : 9
«Солярис»
–  [ 5 ]  +

Johnny_Z, 07 апреля 2007 г. в 21:47

Когда начинал читать, как то все пытался к фильму привязаться сначала к старому советскому, потом к новому америкосовскому. Но ни тот ни другой фильм не смог передать ту атмосферу, которой пропитано произведение. Мне кажется еще не скоро выйдет свет такая экранизация этого романа, которая сможет хоть немного передать то настроение, что царила на станции.

Оценка : 8
«Солярис»
–  [ 5 ]  +

PoMax, 05 марта 2007 г. в 17:54

Шедевр. Таинственная и глубокая вещь! А обе экранизации — вообще мимо кассы. Но в разные стороны:-).

Оценка : 10
«Автоинтервью»
–  [ 5 ]  +

Paf, 22 января 2007 г. в 12:28

Это глубокий стёб умного писателя над «писаками» :-D

Оценка : 8
«Солярис»
–  [ 5 ]  +

ALLEGORY, 30 декабря 2006 г. в 01:53

А мне возможное впечатление от книги «подпортил» фильм, увиденный до прочтения книги и вызвавший значительно более сильные эмоции. О Тарковском речь, естественно. Он в своем кино, как и в «Сталкере» кстати, по-моему, пошел значительно дальше литературных первоисточников...

Оценка : 8
«Солярис»
–  [ 5 ]  +

Vitality, 29 ноября 2006 г. в 04:31

Мой самое любимое НФ произведение. Перечитывал десятки раз и всегда с наслаждением. Представляю, как расстроился Лем, посмотрев американскую хрень по мотивам «Солярис», где доктором Сарториусом пожертвовали в пользу толстой негритянки (как же, нельзя там снимать кино без участия черных, неважно, что таковых в исходном материале и в помине нет), а «гости» оказались злодеями-убийцами! А ведь Лем ждал эту заморскую версию, надеялся, что будет «более реалистичной», нежели фильм Тарковского, которого он критиковал за внедрение в «чисто космическую историю утопических картин Земли».

Оценка : 10
«Маска»
–  [ 5 ]  +

ransom, 15 ноября 2006 г. в 01:47

Захватывающее детективно-психологическое приключение с неожиданно разочаровывающим финалом. Будто автор поторопился закруглиться. Почему-то напомнил неровный американский триллер, классно снятый, с увлекательным сюжетом, а в финале — пшик.

Оценка : 6
«Солярис»
–  [ 5 ]  +

vjick, 05 октября 2006 г. в 01:25

Страшная вещь. Материализация желания и куча этических, психологических и еще бог знает каких аспектов проблемы. Тарковский сильно уплостил замысле Лема, создав совершенно другое произведение. А уж голлувудская экранизация с Клуни в главной роли и вовсе не выдерживает никакой критики

Оценка : 10
«Солярис»
–  [ 5 ]  +

Sadt, 20 сентября 2006 г. в 16:18

Потрясающая вещь, глубокая и тонкая. Нужно время, чтобы прийти в себя после нее.

Оценка : 10
«Темнота и плесень»
–  [ 5 ]  +

Ruddy, 14 сентября 2006 г. в 20:11

Хороший урок ученым, которые не могут контролировать ход своих экспериментов и последствия после них. Чем не показательна такая страшная смерть героя?

... И Темнота да Плесень поглотила его...

Жестокое, но тем не менее вызывающее «трепетное» уважение произведение. 9 баллов.

Оценка : 9
«Формула Лимфатера»
–  [ 5 ]  +

wolobuev, 13 сентября 2006 г. в 15:04

А и впрямь, быть может, человек — это лишь переходный этап к венцу творения: рюмке коньяка с лимоном?:-))) Хотя всё это очень грустно:-(

Оценка : 8
«Путешествие восемнадцатое»
–  [ 5 ]  +

ZiZu, 05 сентября 2006 г. в 11:35

Нельзя сказать, что Ийон выступил в роли создателя вселенной. Он просто предложил вариант, как расплатиться с «долгами». А эта «Святая Троица» действительно натворила интересных дел. ;-)

Оценка : 7
«Путешествие одиннадцатое»
–  [ 5 ]  +

ZiZu, 04 сентября 2006 г. в 10:28

Сюжет интересный, а вот читать тяжеловато. Только не понятно одно, они и Тихого хотели проверить на преданность, или он из другого отдела и должен был всё это «разгребсти»?

Оценка : 8
«Солярис»
–  [ 5 ]  +

ZiZu, 31 августа 2006 г. в 22:09

Сильная философская вещь. Лем удачно показывает насколько люди ещё «молоды» в этом мире, что есть множество вещей которые нам не понятны и в настоящее время их нам не дано постичь.

Оценка : 10
«Магелланово облако»
–  [ 5 ]  +

Paf, 08 августа 2006 г. в 01:53

Вроде бы обычный полет к звездам, который использован множеством авторов. Но как ЛЕМ сумел его сделать таким каким оно является, таким не банальным, таким интересным, таким значимым. И ведь описан лишь полет и жизнь на земле главного героя. Не описан сам контакт, в отличии от «Фиаско». Но зачем нужно здесь это описание, ведь главное в нем не это.

Описанный комунизм, притягателен и не навязчив (в отличии от той же «Туманности Андромеды»), в него можно даже верить.

От этого произведения не ждал ничего особенного, но ведь зря. Первую половину книги думал, что это немного другой ЛЕМ, еще не совсем сформировавшийся «твердый» научно-филосовский фантаст, но во второй части он взял реванш.

Роман завораживает.

Оценка : 8
«Солярис»
–  [ 5 ]  +

ADIA, 25 июня 2006 г. в 22:33

Очень сильная книга, хотя читается немного тяжеловато. После прочтения как-то очень тоскливо становится, может потому, что мне конец не очень понравился...

Оценка : 8
«Фиаско»
–  [ 5 ]  +

Paf, 10 июня 2006 г. в 00:37

Отличное произведение.

Говорят что в течении своей карьеры автор исписывается и его поздние произведения хуже ранних.

ЭТОГО уж точно нет у ЛЕМа. Все его произведения на уровне. Хочется сказать всем эти клонированным авторам, что вот такой должна быть настоящая НФ и показать пальцем на книги ЛЕМа.

Фиаско — достойное завершение карьеры автора как писателя-фантаста. И Фиаско никак не уступает ранним его произведениям.

Оценка : 10
«Эдем»
–  [ 5 ]  +

Dimus, 22 мая 2006 г. в 21:17

Действительно очень необычный, запоминающийся роман. Я читал его один раз, ещё когда был ребёнком, но цепочка ярких, таинственных эпизодов из книги до сих остается в моей памяти, как будто я читал его только вчера!

Мне было около восьми лет — значит это был 1978 год, и это тоже был сборник Солярис. Эдем. Непобедимый. Что любопытно, так ярко в памяти остался только «Эдем«! Надо будет перечитать!

Оценка : 9
«Расследование»
–  [ 5 ]  +

Paf, 16 мая 2006 г. в 17:50

Интересный детектив в стиле пана Лема. Чувствуется, что детектив написан рукой гениального человека, а не донцовой какой-нибудь. В напряжении сидишь (или лежишь, кому как) весь роман. Интересные теории и предположения и еще более интересная развязка. В романе кстати высмеяна (между строк конечно ;-)) замусоленная американскими авторами, тема зомби :-)

Оценка : 8
«Темнота и плесень»
–  [ 5 ]  +

Vendorf, 24 апреля 2006 г. в 09:33

Эксперименты проводить — это хорошо, но в отсутствии соображений, с чем имеешь дело, это иногда опасно. Достаточно вспомнить чем закончили супруги Кюри...

Оценка : 8
«Солярис»
–  [ 5 ]  +

njs, 03 апреля 2006 г. в 10:42

«Солярис» — роман о недремлющей совести, что спит в Океане забвения. Лем ушел с премьеры фильма, потому что Тарковский взял его за живое. Содерберг немного упростил тему, но не сделал хуже, а только открыл новую грань произведения. Моя оценка — 9, потому что тема слишком раскрыта, мало тайны, так присущей другим произведениям Лема.

Оценка : 9
«Солярис»
–  [ 5 ]  +

Даглас Кемп, 20 марта 2006 г. в 18:37

У меня просто слов нет... Вещь и всегда вещью будет. Это как «Дюна и Машина времени...» Нет. Это КРУЧЕ!!!:box:

Оценка : 10
«Конец света в восемь часов. Американская сказка»
–  [ 5 ]  +

stMentiroso, 13 марта 2006 г. в 09:06

На первый взгляд все это похоже на политический памфлет времен холодной войны. Но с другой стороны здесь здорово показана дилемма: либо ты доказываешь что не шарлатан и уничтожаешь мир, либо ты спасаешь мир, но становишься пожизненным объектом насмешек.

Оценка : 10
«Возвращение со звёзд»
–  [ 5 ]  +

cherepaha, 11 января 2006 г. в 16:04

Первый раз читал в шестом классе. На уроке русского языка — пряча книгу под партой. (не только так, конечно). Просто оторваться не мог. Помимо социального аспекта книга очень увлекательно написана

Оценка : 10
«Путешествие восьмое»
–  [ 5 ]  +

v_by, 02 января 2006 г. в 10:34

Убийственная характеристика земной цивилизации плюс весьма своеобразная трактовка Творения — жизнь есть итог развлечения двух алкашей...

Оценка : 9
«Возвращение со звёзд»
–  [ 5 ]  +

v_by, 01 января 2006 г. в 16:30

Для меня главное тут — конфликт между инстинктивным стремлением к звездам (взлет человечества, космическая экспансия) и хорошо обдуманным проектом общественной стабилизации (бетризация, бесконфликтное существование).

Сейчас рано об этом говорить, но в дальней перспективе иных вариантов просто нет: дерзкий выход в космос — или строго регламентированное существование на старушке Земле. Все, что не укладывается в эти варианты, приведет либо к регрессу, либо к глобальной катастрофе.

И я, вместе с автором, полностью на стороне героя повести.

Оценка : 9
«Доктор Диагор»
–  [ 5 ]  +

Ruddy, 09 декабря 2005 г. в 23:02

Экспериментируя над «живыми» существами, Диагор забыл маленький ньюанс: не только мы получаем информацию о них, но и они о нас. =))

Так всегда — связь двусторонняя. Быть может эти два «существа» нашли общий язык и захотели сбежать, как тот черное кибернетическое создание...

И им это удалось.

Не стоит недооценивать эволюцию, искусственная она или естественная. 8 баллов.

Оценка : 8
«Путешествие двадцать восьмое»
–  [ 5 ]  +

Ruddy, 07 декабря 2005 г. в 20:32

Если взяться именно за прочтение этого путешествия, а не начальных седьмого и восьмого — может показаться, что перед нами свихнувшийся от одиночества астронавт.

Да, все непросто с его семьей.

А ведение семейного дневника дело нужное, за что можно выразить ему, Ийона, благодарность. =))

Эх, все же бедный Тихий...

Оценка : 7
«Путешествие одиннадцатое»
–  [ 5 ]  +

Ruddy, 02 декабря 2005 г. в 20:11

**Утешительно все же думать, что лишь человек способен быть проходимцем.**

Что верно так верно.. =)) И Никто не сможет запугать человека и провести его, как младенца, как он сам. А ведь причина то в том, чтобы просто остаться живым.

Хотя, как можно назвать «живым» этакое существование в груде железа?

Оценка : 7
«Маска»
–  [ 5 ]  +

v_by, 19 октября 2005 г. в 00:59

Запрограммированное сознание не в состоянии исследовать мотивы своих желаний; если это и возможно, то лишь в рамках объемлющей системы.

Лем каким-то образом соединяет захватывающее действие с целой порослью идей, которые дорастают уже в голове. Кибернетические проблемы тут далеко не единственные. Маска, прежде всего, женщина, и в ней скрыта страшная тайна...

Оценка : 10
«Солярис»
–  [ 5 ]  +

Searcher, 01 июля 2005 г. в 22:00

Обожаю! Такие вопросы подняты, так описано красиво, столько эмоций! Очень жизненно и современно.

Оценка : 10
«Сумма технологии»
–  [ 4 ]  +

Anthony_W, 28 мая 2024 г. в 21:12

Хорошо известная истина марксисткой социологии — социологии, которая выводит зло общественной системы отнюдь не из-за «зла человеческой натуры».

Более 50 лет назад вышла научно-исследовательская работа Станислава Лема под названием «Сумма технологии». Книга является попыткой, опираясь на актуальную в тот период информацию, собрать модель возможного будущего. Лем не ставит перед собой задачи разобраться во внутреннем механизме работы той или иной технологий. Он пробует вывести особые алгоритмы и направления, по которым будет возможно общее движение в будущем. Как пример возьмем космос. Лем не углубляется в тактико-технические характеристики предполагаемой космической ракеты, способной добраться до ближайшей галактики. Но то, что полеты сквозь космические пространства станут таким же обыденным явлением, как использование автомобилей в наше время — является ключевым фактором. Другой вопрос действительно ли человечество пойдет по пути расширения своего присутствия во вселенной или же ограничив рождаемость и увеличив продолжительность жизни, человечеству будет комфортно остаться в пределах одной солнечной системы.

Роль задачи, которую пробует выполнить Лем по существу бесценна. Между тем, как придумают технологию и ее воплощением проходит от 25 до 50 лет. Философия и размышление в этом вопросе являются таким же ключевым фактором, как само изобретение, так как без выработанных правил и отношений в обществе сама технология может привести к катастрофическим результатам. Как пример: уже сейчас в 2021 году ученые способны пересадить гориллам речевой аппарат и с помощью электродов «модернизировать» умственные способности. Технически это позволит гориллам вести беседу, близкую к пониманию нами, как полноценную. Главный вопрос — нужны ли в обществе такие «улучшенные» обезьяны? Как относится к ним? А если таким же способом начать улучшать домашних животных, то какую роль они приобретут? То же самое касается работы с эмбрионами и созданиями химер из клеток человека или животного.

Самое сложные вызовы возникают, когда тема касается биологии и работе с живыми организмами. Но любая другая технология по существу несет на себе такие же изменения в обществе, будь то уход в виртуальную реальность или освоение ресурсов космоса. Именно поэтому Лем решил сделать такую выборку из актуальных на момент написания исследований и наблюдений. Особая ценность заключается в том, что Лем, как и его коллеги по цеху (писатели научной фантастики) внимательно следили за актуальными трендами и чаще всего обладали необходимыми техническими знаниями. Это позволяло структурировать получаемую информацию.

В книге 8 глав:

Первая — Дилеммы

Вторая — Две эволюции

Третья — Космические цивилизации

Четвертая — Интеллектроника

Пятая — Пролегомены к всемогуществу

Шестая — Фантомология

Седьмая — Сотворение миров

Восьмая — Пасквиль на эволюцию

Книга сопровождается редакторскими правками Сергея Переслегина. Сносок большое количество, так как за время написания книги большая часть знаний и наблюдений приобрело более четкую структуру, а некоторые нашли свое воплощение. С другой стороны, сам Переслегин вначале пишет следующую фразу: «Странная особенность «Суммы технологий» — верные решения иногда обосновываются нечеткими рассуждениями или иллюстрируются ошибочными примерами. Когда сноски возникают с частотой в три — пять страниц, в которой редактор поправляет автора, то это уже превращается не просто в книгу, а в кандидатскую работу аспиранта, отредактированную научным руководителем. Сперва к комментариям прислушиваешься, но в какой-то момент это начинает сильно утомлять, особенно когда видишь, что Лем очень точно находит всю суть вопроса. Да, я сам не люблю неточности в мыслях и словах, особенно при общении с собеседником. Но в «Сумме технологий» именно суть обсуждаемых вещей позволяет прикрыть глаз, а видя неточности или ошибочные примеры комментарии Переслегина становятся лишними. Лем прекрасно справляется с задачей донести до читателя свое понимание актуального вектора развития и критерий оценки происходящего.

Лем начинает свое повествование с того, что рассматривает вопрос эволюции. Принято считать, что возраст Земли равен 4,5 млрд лет. Главный кирпичик строительства любой жизни на планете является клетка, которая как структура появилась 2,5 млрд лет назад и уже от нее стала формироваться жизнь на планете. Никто не знает какие изначальные варианты были у вселенной, так как данные не сохранились. Появление клетки в том виде, в котором она сформирована позволило создать универсальный организм по копированию самой себя в неизменном виде миллиарды лет. Клетка стала единственным механизмом, который содержит как развитие, так и активную защиту внутри себя, не позволяющую уничтожить такой кирпичик как вид. Фактически какие бы ни были мутации, катастрофы, события — клетка все равно будет делиться на свои копии, только лучше подготовленной к внешним факторам. Клетка как завод, готовая напечатать что угодно. Ей нужны лишь чертежи.

Лем концентрируется на особом элементе эволюции, в которой живые существа, существуя на разных континентах, не имея прямого контакта между собой и сходства в структуре ДНК, находясь в одинаковых условиях, начинают использовать идентичные приемы для выживания. Получается организмы, в определенных условиях, вырабатывают максимально эффективные и унифицированные навыки. Если же такой постоянный опыт прослеживается на планете Земля, то найдя в космосе планету по своей структуре и химическому составу можно очень точно предположить, какая будет структура развития.

Лем очень внимательно рассматривает вопросы комических цивилизаций. Самое основное заключается в вопросе поиска жизни и уникальности ее во вселенной. Если существует миллиарды звезд и тысячи галактик, то каков шанс найти форму жизни аналогичную земной? Начинается все с вопроса — какие инструменты использует человек, чтобы отличить искусственное происхождение жизни от естественной? Человек ждет проявлений жизни понятных ему — сигналы из космоса, открытая деятельность, следы космических кораблей. Все то, что может сам повторить. Но если цивилизация дошла до такого способа, в котором она способна перемещать целые планеты и может даже галактики, то как астроном найдет в этом рукотворное вмешательство? Естли в теории, во вселенной более 13 миллиардов лет, а осмысленному способу наблюдать и описывать поведение космических тел (если брать гелиоцентрическую систему) всего 6 веков, то опыт ученых планеты Земля — лишь мгновение в жизни вселенной. К тому же если предположить, что не все цивилизации выходят в космос, то у человечества просто не остается шанса найти цивилизацию, устройство которой в техническом плане повторяет земную. Любой вопрос поиска цивилизации в итоге упирается в опыт наблюдателя. Если же представить, что понятие «жизни» имеет любую форму и проявление в космосе, то задача останется невыполнимой, пока наблюдатель не получит необходимые навыки и инструменты.

Знания цивилизации растет по экспоненте. С появлением компьютеров и развитием машинного интеллекта, увеличилась скорость вычислений. Технически можно создать системы, которые способны обучать сами себя и увеличивать свою скорость вычисления. Это приводит к двум интересным задачам. Первая — формирования пути, по которому пойдут вычисления и вторая — способ проведения вычислений. Если чем больше знаний, тем нужно больше мощности на ее обработку, тогда как понять какое знание важнее? Если машина наращивает мощности, тогда как понять правильно ли она считает с учетом увеличения скорости? Когда дело касается математики, то в целом есть очень понятные правила и законы по котором идет вычисление. Можно предусмотреть возможность самопроверки. Но если дело переходить в плоскость требующих особых знаний? К примеру, машина нашла способ в разы усиливать интеллект человека или переносить сознание в виртуальное пространство? Что произойдет с цивилизацией в первом и втором случае, какие возникнут пути для саморегуляции? В этот момент Лем пускается в размышления об интеллекте, как таковом, о процессе понимания и разницы между возможным различием между человеческим и машинным восприятием реальности. Сможет ли человек передать весь свой опыт машинам и способны будут они полностью понимать всю сущность человечества? Что именно передавать, стоит ли захватывать когнитивный опыт или только знания? Если можно будет перенести человеческую сущность в виртуальность, то кто будет поддерживать работу такой электронной системы и тогда вообще нужна ли будет биологическая форма?

Вопрос о Боге заменяется разговором о Конструкторе. Если предположить, что за созданием Вселенной и всеми известными ее правилами стоял Конструктор, то учитывая размеры Вселенной, действительно ли Конструктор самостоятельно формировал каждый участок видимого мира или просто придумал инструменты, которые сами прекрасно развиваются без внешнего влияния? Как язык математики, который имеет четкие структуры, но понять его, можно только смотря сверху на структуру, задавая «правильные» вопросы. При самом близком приближении мы видим только единицы и нули на бумаге, одномерное пространство. Отдалив свой взор на существенное расстояние, мы способны уже увидеть нарисованные картины из тысячи таких единиц и нулей. Но смотря сверху, мы видим лишь двухмерное пространство. Добавив сюда третью сторону, мы увидим трехмерное пространство и взаимодействие всех сторон друг на друга, движение единиц и нулей и формулы между собой, прорубающие пространство насквозь. Но если мы добавим четвертое пространство, то все возможные и известные элементы приобретут новые физические явления и навыки. Являясь жителями трехмерного пространства, понять четырехмерное мы будем просто в не в силах, так как не сможем посмотреть на себя со стороны. Поэтому когда исследователи размышляют о Конструкторе, то думая, что он находится в такой же, как у нас плоскости очень сложно понять причину происходящего вокруг. Все упирается в известные нам физические ограничения. Поэтому если Конструктор создал мир, наполненной таким количеством элементов и сложных взаимодействий, то совершенно спокойно можно предположить, что у него намного больше возможностей и он находится за пределами той системы координат, в которой мы живет.

Виртуальная реальность является еще одним объектом рассмотрения Лема. За годы с написания книги уже создаются целые миры, со своими правилами и особенностями, в которые погружаются люди. При этом каждый годом технологии улучшаются. Если сейчас для передачи опыта пилот самолета проходит тренировку в шлеме, оснащенный экранами внутри тренажёрной кабины, способной имитировать перегрузки, то в будущем планируется вживлять весь опыт прямо в кору головного мозга напрямую, минуя посредников в виде различных механизмов. При этом правила и законы виртуальных миров не имеют ограничения как нравственных, так и физических. Можно перепрограммировать все человеческие восприятия на разную реакцию и опыт. Начиная от вкусов и запахов и заканчивая физическим ощущением тела и пространства. Отсюда уже актуальны вопросы как отличить реальность от виртуальности, какие последствия для мозга и самосознания человека будут такие путешествия? Если сюда добавить вопрос передачи сознания из одного пространства в другое или копирование объекта вплоть до атомов, то какой живой организм будет считаться копией, а какой оригиналом.

Лем размышляет по вопросу «рукотворного» сотворения любого мира. К примеру, если Конструктор захочет воплотить развивающийся виртуальный мир. Первое с чего начинается это сканирование всех существующих реальных объектов и формирования карты их поведения в виртуальном мире. Тут изначально главная проблема в понимании «истинного» поведения объектов. Недостаточно просто перенести атомы в виртуальное пространство. Необходимо изучить и прописать все алгоритмы взаимодействия. Далее более сложный элемент — создание гармонии. Ведь если любой индивидуум заподозрит, что система искусственная или закрытая, то это сразу приведет к разрушению системы. При этом виртуальный мир может развиваться, появятся системы способные анализировать происходящее и если у этой системы не будет возможность сравнить свой виртуальный мир с нашим реальным, то ограничения возникнут лишь в поиске приделов системы. Тем самым, если в реальной жизни люди еще не познали всех законов физики и правил, но уже пробуют создавать виртуальную жизнь, то тоже самое может произойти внутри виртуальной жизни. Фактически нет никаких ограничений по воссозданию виртуального мира внутри виртуального мира, и так можно делать до бесконечности. Теперь развернем вопрос наоборот — если человечество уже может создавать миры внутри миров, то насколько правомерно предположить, что наш мир тоже легко может быть созданием другого более развитого мира?

Книга «Сумма технологии» это один большой вопрос о развитии эволюции. Лем начинает с самого простого и фундаментального — с клетки и уходит в разные варианты возможного будущего, от расширения своего присутствия в космосе до уменьшения и погружения в виртуальное пространство. Любой абзац — это по своей сути вопрос, за которым содержится размышление, приводящие к новому и новому вопросу. По сути дорожная карта всех возможных вариантов событий. Ученые найдут как наполнить и расширить каждый из обозначенных ответвлений на карте. Будут проводить исследования и максимально сильно углубляться в истинное происхождение вещей. Лем же ставит перед собой задачу, выходящую за рамки знакомства читателя с уже имеющимися технологиями. Лем делиться своим личным инструментом по наблюдению за окружающей действительностью и умением из этого делать далеко идущие выводы. Ведь многие вопросы найдут свое точное подтверждение через одно, а может, через несколько поколений. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, куда двигаются ученые в ближайшей перспективе. Другой вопрос, если не рассматривать обозначенные темы заранее, перед тем как ученые начну свои эксперименты, то нельзя будет выработать соответствующее решение до возникшей проблемы. «Суммой технологии» Лем задает необходимый вектор.

«Возвращение со звёзд»
–  [ 4 ]  +

Pride1983, 10 мая 2024 г. в 16:48

Роман про астронавта Эла Брегга, вернувшегося на Землю после ста с лишним лет космического путешествия. Правда, по корабельному времени прошло всего десять лет, и главный герой не так уж сильно постарел. Но жизнь на нашей планете изменилась неузнаваемо. Не буду останавливаться на происходящих на Земле событиях, про них и так сказано довольно много в других отзывах, да в основном и не они, как говорится, «берут за душу» в этом романе.

Два самых запоминающихся момента — это не бесцельное блуждание Эла по чужому для него миру, не любовная линия, вылившаяся в итоге в свадьбу с Эри, и даже не встреча со своими товарищами по полёту — Олафом и Турбером, а воспоминания главного героя о полёте к звёздам.

Первый — неудачная попытка спасения Томаса с пыльного астероида, второй — высадка Брегга, Тома и Ардера в завораживающем и играющем удивительными цветами и переливами месте.

Можно ещё вспомнить финальный эпизод, когда Эл узнал знакомую с детства горную вершину, забравшись на неё ночью в порыве отчаяния. Ведь по сути эта вершина — единственное, что осталось от его родного и понятного мира, канувшего в «полуторавековой пасти времени».

На выходе имеем добротный, пусть местами и немного затянутый, роман. Не шедевр, но читать вполне можно и нужно. Однозначно рекомендую.

Оценка : 8
«Солярис»
–  [ 4 ]  +

god54, 27 апреля 2024 г. в 13:40

Трудно оценивать произведение, которое читал в молодости, смотрел фильм, знакомился с хвалебными отзывами, рецензиями, а также общественным мнением о гениальности, непревзойденном мастерстве и кучей всего, что заставляет рядового человека забыть своё мнение и написать что-нибудь такое нейтральное, мол я, как все...

С другой стороны, идея феноменальная, никто так и не смог повторить. Психология на высоте. Резкое отличие от стандартов фантастики, позволяет вспомнить о литературе. Текст совсем неплох... Одним словом произведение всё же оригинальное, во многом необычное, пусть останется в коллекции, на закате чтения не буду менять своё мнение.

Оценка : 10
«Солярис»
–  [ 4 ]  +

amarkov, 26 февраля 2024 г. в 17:20

Лем как-то писал, что у американцев много хлама. Вот читаешь «Солярис» после... да хоть Типтри-мл, хоть Гамильтона, а особенно, если после совсем уж забытых авторов, выдававших по 10 т знаков в день всякой ерунды и которых печатали в ярких, очень привлекательных, но мусорных журналах, и понимаешь, насколько он был прав. С первых страниц «Солярис» очаровывает атмосферностью, и уже все эти анахронизмы с перфокартами, записями на пленке становится абсолютно незаметны. Устареют любые технические подробности, не устареет история. Прекрасный текст, прекрасный стиль, отличный сюжет. Но когда речь шла о Хари, вспоминал фильм не Тарковского, а Содерберга...

Оценка : 10
«Футурологический конгресс. Из воспоминаний Ийона Тихого»
–  [ 4 ]  +

r9snick, 27 декабря 2023 г. в 09:17

Как фантастический роман/повесть «Футурологический конгресс» довольно обыкновенный — это тяжело сплавленный сборник баек, ситуаций и описаний, практически без сюжета.

А вот как футурологическое упражнение с предостережением антиутопического будущего он прекрасен — буквально «Матрица», в которой есть все варианты химических веществ для нужных реакций, ложный мир сна и морока, киборги, пересадка сознания, экологический и политический терроризм и много чего ещё, ставшего с годами лишь актуальнее.

Наконец, в дополнение — гора едкого черного юмора!

Оценка : 8
«Рассказы о пилоте Пирксе» [Цикл]
–  [ 4 ]  +

Блофельд, 16 ноября 2023 г. в 17:06

Действие рассказов происходит в недалёком будущем. Земляне летают по всем планетам Солнечной системы, но ещё не освоили планет других звёздных систем. В четырёх рассказах фигурируют роботы: Терминус в «Терминусе», Анел в «Несчастном случае», Сэтавр в «Охоте» и целая команда роботов в «Дознании». Анел и Сэтавр даже говорить не умеют. Терминус умеет говорить, но по манере речи совсем не похож на человека. Роботы из «Дознания» говорят в человеческой манере, так как являются полностью человекоподобными. Странно, что нет никаких контактов землян с инопланетянами. В разных рассказах Пиркс перемещается по разным планетам, и ни одного инопланетянина.

Рассказы друг с другом практически не связаны. Пиркс является единственным персонажем, фигурирующим во всех рассказах.

Оценка : 8
«Сказки роботов» [Цикл]
–  [ 4 ]  +

Shining, 26 октября 2023 г. в 15:13

Как поступил бы обычный писатель, решив написать сказки про роботов?

Известно, как. Взял бы старые добрые истории про Белоснежку, Золушку и т.д, и поменял бы всех персонажей на роботов. Ну может добавил бы пару натужных шуток про «поцелуй мой блестящий металлический зад».

Все так делают, верно? Мы видели сотни «старых сказок на новый лад», но абсолютное большинство из них — классика в новой обработке. Скучно.

Так поступил бы обычный писатель, но не Станислав Лем!

Фантазия автора потрясает. Есть тут и почти что детские истории (особенно самая первая, «Три электрыцаря»), и глубоко философские («Король Глобарес и мудрецы»), и жутковато-загадочные («Белая смерть»)... Больше всего мне понравилась сказка «Друг Автоматея» — бедняга главный герой, вот уж повезло ему с другом.

Единственное, чего мне хотелось бы ещё — развития сюжетной линии бледнотиков. Увы, эти страшные создания упоминаются только в паре-тройке историй. Ужасно хотелось бы, чтоб роботы смогли дать им отпор.

Оценка : 9
«Эдем»
–  [ 4 ]  +

Lucie Morton, 24 сентября 2023 г. в 05:38

Добила... Моя вторая прочитанная книга у Лема. Может быть, если бы эту книжечку удалось прочесть залпом, то и картина была бы куда более целостная и понятная. Но увы, в этом месяце я разленилась чёт.

...

Герои книжек детской планетарной фантастики повзрослели. И вот уже пять-шесть так называемых космонавтов (имя есть только у одного, у остальных лишь род деятельности) неправильно рассчитали траекторию движения и врезались в поверхность планеты Эдем, на которой был кислород. Делать было нечего, и в промежутках между ремонтными работами ребятки пытались выявить хотя бы какие-то следы местной цивилизации и наладить с нею контакт и причиняли добро направо и налево. Естественно, в целях самозащиты.

На планете обнаружились локации: пустырь, в который ракета зарылась едва ли не на половину своей длины; заброшенный завод, который производил неведомую ерунду, вроде как связанную с провалившимся духовным и биологическим перерождением населения; чаши, производившие для местных жителей еду; мачты и зеркальные стены, чьё назначение толком не раскрыли, увы; город, до которого искатели приключений так и не добрались; колония-поселение, озеро, статуи... В общем, местная цивилизация была довольно развита (хотя и крайне не похожа на людей). И побочные плоды развития там были точно такие же, как и у нас с вами.

Правительство Эдема было настолько тайное, что даже тень тени его тени находилась в тени, и это очень способствовало образованию внутри населения маленьких и безопасных ячеек, которые сосуществовали друг с другом лишь постольку-поскольку и насилу вырабатывали какие-то общие понятия. «Надсмотрщики» имелись, но их роли (кроме физического уничтожения уродцев) я так и не поняла. К слову, когда о землянах пронюхали, их просто-напросто приняли за уродцев и именно поэтому решили «зацементировать». А вовсе не потому, что земляне убили много народу. Вот.

Что ещё-то интересного можно вспомнить... А, ну земляне очень много и охотно стреляли по местным (в том числе, из ядерки, коей взорвали газовую скважину), угоняли транспортные средства... А в самом конце книги к ним пришёл местный учёный, налаживание контакта с которым шло очень живенько, обратно пропорционально его собственному самочувствию, ибо пройдя через разрушенный изоляционный заборчик, он облучился. От него-то земляне и узнали чуть менее чем всё, что хотели. Узнали — и, посовещавшись, поспешили сделать ноги. Ремонт ракеты к тому времени был закончен...

Моё никому не нужное мнение о книге таково. И моральные, и социальные, и технические аспекты гораздо интереснее, чем в том же «Солярисе», но недожатые и местами недосказанные шокараул. Ну, а прежде чем кому-то помогать, помоги себе сам. Зато на Эдеме никогда бы не собирали деньги по СМС на лечение тех, кого в подавляющем большинстве случаев уже не спасти. Чик — и в ров...

Оценка : 9
«Эдем»
–  [ 4 ]  +

flying_kitten, 22 сентября 2023 г. в 12:20

Роман в первую очередь о контакте цивилизаций, начало рассуждений Лема о его принципиальной возможности и способах взаимопонимания между человечеством и чуждыми ему существами. Апофеоза эти рассуждения достигнут в «Солярисе», пока же всё ещё более-менее понятно и зримо для людей, а инопланетяне обладают вполне «человеческой» системой мышления и логикой.

На неизвестной планете терпит аварию земной космический корабль. Выбравшись на поверхность, его экипаж обнаруживает разного рода странные сооружения, а затем и представителей местной цивилизации, абсолютно инородной и непонятной на первый взгляд. Читать книгу довольно тяжело. С самого начала на читателя обрушивается масса архаизмов, которые ныне не то что на космическом корабле, а и в реальной жизни то не встретишь. Далее, видимо для того, чтобы подчеркнуть чуждость сооружений и предметов, обнаруженных землянами, автор очень подробно их описывает, при этом описания не красочно-художественные, а суховато-научные, от этого воображение начинает давать сбой и представлять окружающий мир становится сложно.

Герои (все, кроме одного) лишены имён и упоминаются по своим специальностям, представляясь эдакими биороботами, людьми-функциями. Вообще, по крайней мере в моём восприятии, реальность книги представляется какой-то серо-будничной, с блёклыми красками, отсутствием ярких ландшафтных и архитектурных доминант, что очень диссонирует с названием, которое земляне дали планете — Эдем. Нельзя сказать, что описываемый мир неинтересен, нет, просто он тускло-сумрачный.

Загадки, загадки, загадки, они громоздятся друг на друга, не складываясь при этом в цельную картину, а производя впечатление абсурдной бессистемной конструкции. Что-то начнёт проясняться, что-то будет объяснено, но общее впечатление уже сложилось и изменить его не получится. Странный, тусклый, больной мир, антиутопия с красивым именем — Эдем.

Сложная для чтения и восприятия, несколько тяжеловесная книга. Интересная, но тягучая и депрессивная.

Оценка : 7
«Тайна китайской комнаты»
–  [ 4 ]  +

osipdark, 14 сентября 2023 г. в 00:01

Пан Лем был не только талантливым, но и производительным автором. Совершенно мимо меня (оттого и таинственно) прошла его колоссальных объемов публицистика, эссе, заметки по самым разнообразным темам и вопросам. В лучшем случае к сегодняшнему дню я усвоил лишь одну пятую часть творчества польского фантаста и мыслителя в таком амплуа. И так уж совпало, что повторное возгорание во мне интереса к когнитивистике и той ее стороне (во многом из-за ярких эссе и интервью Теда Чана), где ведутся споры о природе (или отсутствии) сознания с прицелом на воссоздание (или невозможность воссоздания) сознательных и разумных черт человека в виде сильного ИИ, привело меня к эссе Станислава Лема «Тайна китайской комнаты».

Если честно, то я удивлен. Удивлен в неприятном смысле. Автор, оставивший такое значимое, мирового масштаба литературно-фантастическое наследие (с целым веером оригинальных приемов и эссе, по форме и воображению пограничных с экспериментами Борхеса и Дика), притом параллельно отметившийся «Суммой технологии» (футурологией здорового человека), написал что-то ну слишком посредственное в отношении «китайской комнаты». Притом эссе вдвойне странно тем, что не очень понятны цель критики Лемом этого мысленного эксперимента, структура самого текста, сбивчивого и ломанного, а рациональные зерна соседствуют с тавтологиями и глупостями невнятного назначения. В общей сумме, кажется, что Лему как одной из ключевых и знаковых фигур в интеллектуальной культуре прошлого века, нельзя было обойти стороной такое громкое событие в близкой ему сфере, но при этом ему представлялось сложным сказать что-то внятное и значимое о таком, казалось бы, простом и пустяковом поводе. Но пройдусь по ключевым тезисам эссе в порядке их изложения автором.

В первой части «Тайны китайской комнаты» Станислав Лем излагает, как и принято, историю вопроса (хотя здесь, скорее, контекст события, с упоминанием имен Дэннета и Хофштадтера), а также делает оговорку по отношению ко всем последующим размышлениям: «Я также не хотел бы произвести такое впечатление, что являюсь якобы умнее всех исследователей этого круга проблем, работающих во всех (без малого) университетских центрах, но amicus Plato, sed magis amica veritas. Если кто-то увидит возможность опровержения моего секционного вывода в пользу Серла, то я буду одновременно очень удивлен и доволен, потому что это совсем невыгодная вещь — возвышаться над собранием мудрецов».

Во втором обрывке писатель вкратце пересказывает сам мысленный эксперимент Джона Серла (характерно, что по пересказу все тех же Дэннета и Хофштадтера: «Он сделал это в вымышленном эксперименте, описание которого я читал два раза для большей уверенности в понимании дела МНОЙ САМИМ: первый раз — в оригинальном труде Д. Р. Хофштадтера и Д. Деннетта “The Mind's I”, a второй — в хорошем немецком переводе “Einsicht ins ich”. — Klett-Cotta Verlag, 1981»).

Далее, в пункте три, автор переводит (и/или редуцирует) «китайскую комнату» до «собирания пазлов» (поначалу непонятно, зачем это дополнительное мысленное экспериментирование, тавтологичное критической стратегии Серла, нужно) — той же ситуации различения синтаксиса и семантики, где пазлы собираются со стороны «рубашки», т. е. нет визуально-смыслового контекста, но есть операциональное соотношение форм для сочетаний отдельных кусочков. Но я сразу обозначу, что при внешнем сходстве, собирание пазлов не может приниматься как вариация «китайской комнаты», т. к. подобная (квази)модификация оставляет в стороне весь пафос, что спрятан за семью иероглифическими печатями и четырьмя синтаксическими стенами. Ведь, во-первых, здесь устраняется коммуникация двух субъектов (или понимающего агента и только как-бы-понимающего-как-бы-агента), в ходе которой необходимо, как бы сам собой, возникает и кровоточит вопрошание о присутствии/отсутствии понимания (ведь в процессе общения всегда подразумевается, что у собеседника присутствует понимание). Во-вторых, сама метафора (аналогия) собирания пазлов как эквивалент языку и коммуникативной активности как таковой — допущение очень и очень спорное. Проблема не только в том, что есть «во-первых», т. е. устранение «прописки» в «китайской комнате» какой-угодно, машинной или человеческой, субъектности (собственно, и в просторах вокруг ориенталистского дворца непонимания — тоже).

Синтаксис в речевых практиках и письменном языке суть не просто набор простых правил, но набор таких простых правил, которые помогают складывать сложные комбинации из ряда повторяющихся (группами, типами) атомарных элементов. Повторяющихся, похожих, идентичных, тождественных друг другу элементов. В современном наборе пазлов может и вовсе не встретиться ни одной точь в точь равной другой по форме детали. Впрочем, это и есть игровой интерес в процессе собирания из этих чудно вырезанных картонок чего-то большего. И лишь с серой оборотной стороны все детальки действительно равны друг другу. Т. е. между пазлами и языковыми единицами есть фатальная разница, ров невозможности подмены одно другим для якобы упрощения эксперимента Серла. Такое «упрощение» попросту стирает содержание «китайской комнаты». Иронично, но Лем, критикуя позицию американского философа языка и сознания за попытку критики ИИ через отсутствие у последнего понимания, сам впал в ситуацию непонимания. Только не понимает польский фантаст не китайского языка (но и его тоже), а саму «китайскую комнату» и ее эвристический посыл. Это будет моей главной претензией к этому эссе Станислава Лема. Он просто-напросто (и я не понимаю, почему, с его-то проницательностью) не понял критикуемого им же текста. Это и есть «во-вторых» — синтакис языка выстроен исключительно на максимазации различий, тогда как синтаксис, во всяком случае, человеческих языков с необходимостью включает минимальную неразличимость, хотя бы периодическую (можно вспомнить для иллюстрации моего сумбурного многобуковия один из эпизодов сериала «За гранью», когда главные герои смогли раздобыть дневник или «дневник» одного из Наблюдателей; сделали они это с целью расшифровать письменный язык этих таинственных существ; правда, как выяснилось при попытке расшифровать их письмена, это не язык, а только лишь «язык» — в нем не оказалось ни одного идентичного, повторяющего и аналогичного какому-либо другому символа; т. е. если в некоторой последовательности символов нет повторов, и единственное общее между ними — это отсутствие иной общности, то такая последовательность не может считаться языком).

В четвертом обрывке свершается кульминация непонимания Лемом тезиса о непонимании (отсутствии семантического уровня) у машин, заточенных только на синтаксические операции: «К атаке на эксперимент Сёрла с китайской комнатой можно было бы подойти иначе, то есть вместо того чтобы переносить дело на эту puzzle, потребовать, например, оставить китайский язык и письмо для того, чтобы заняться греческим, или древнееврейским, или латынью и т.д. без конца. И чем больше этот язык окажется похож на наш хоть на крупицу (скажем, румынский, потому что у него латинский алфавит, или кириллица, потому что она происходит от греческого), тем очевиднее будет, что ВОПРОСЫ, относящиеся к РАССКАЗУ, довольно сильно эти ответы детерминируют, и если бы кто-то (Сёрл) по-прежнему настаивал на китайском, то с ним я тоже справился бы. С помощью синолога, хорошо знающего китайский, к пакету “вопросов” я добавлю специфические». Я не могу понять, как можно не понять, почему Серл выбрал именно китайский язык, чтобы на мысленно-экспериментальном уровне доказать свою гипотезу о непонимании как-бы-думающих-машин в ходе прохождения теста Тьюринга. Джон Серл СПЕЦИАЛЬНО не использует какой-либо из тех мертвых или живых индоевропейских языков, которые упоминает Лем ИМЕННО ПОТОМУ, что благодаря наличию в нас (потенциальному наличию, а реальному как минимум у утомленных опытом и знанием, а также профессиональной интуицией лингвистов) некоторого семантического минимума есть ненулевая вероятность через это стартовое понимание выбраться сквозь тернии синтаксических процедур других родственных языках к их глубинной семантике. С китайским языком такое не прокатит — требуется посредник в лице Розеттского камня или в виде живого переводчика, которые смогут дублировать понимание и сделать для нас благодаря этому возможными эквиваленции смыслов, а, значит, и осмысленное использование синтактического языкового аппарата. *завернул я, конечно... но всем виноват вызвавший во мне недоумение и разочарование пан Лем! ))*

И, наконец, в заключительном, пятом, пункте, Станислав Лем доносит то самое рациональное зерно, а точнее главный критический выпад против «китайской комнаты». Но и здесь не без странностей и сочетания тотального непонимания того, зачем Джон Серл написал свою известную статью, с прозрениями относительно критикуемого мысленного эксперимента. Самое забавное, что Станислав Лем СОГЛАСЕН с основным выводом американского мыслителя — синтаксис автоматически не приносит семантику (спрашивается, зачем весь этот сыр-бор тогда?). Просто польскому интеллектуальному фантасту не нравится то облачение, в котором представлены идеи Серла. Вместе с тем Лем как-то странно приравнивает выводы Серла к якобы наличию у того гипотезы о невозможности сильного ИИ в принципе. Даже в своем основном тексте — «Разум, мозг и программы» — Джон Серл прямо пишет, что разумные и осознающие себя машины не только возможны, НО И БУДУТ СОЗДАНЫ (просто только на основе глубинного изучения функционионирования мозга, отчего ремарка Лема про ракеты и формальные запреты как пощечина Серлу делается весьма некорректной: «на особом месте в моей библиотеке находится книга 1924 года издания, написанная немецким ДОКТОРОМ (но не медицины), который математически, химически и физически доказал в ней полную невозможность космических полетов и даже получения ракетой ускорения, способного преодолеть гравитацию, чтобы она смогла выйти на околоземную орбиту. Это очень хорошее доказательство, «проведенное исключительно формальными средствами»»). Тем не менее Станислав Лем полностью прав, что «китайская комната» рушится под давлением того множества вопросов, которые требуют и реального знания, и жизненного праксиса со стороны человека или машины (самое банальное — вопрос «а который сейчас час», на который нельзя ответить без присутствия понимания). И в самом финале «Тайны китайской комнаты» встречается совсем уж странный и непонятный пассаж (надо бы посмотреть оригинал на польском языке, но не в нем все-таки главная загвоздка текста): «загвоздка в том, что работа всегда асемантично формальна». Думайте о нем, как хотите, но в любой интерпретации этого высказывание оно, по-моему, кажется бессмысленным и сильно ограниченным.

Подводим итоги. Зачем я написал комментарий к маленькой заметке Лема, который почти равен по объему комментируемому тексту? Во многом чтобы напомнить всем нам, что и великие спотыкаются. Притом на чем-то очень простом и слишком банальном. Ведь основная ошибка польского фантаста-писателя в том, что он попросту не удосужился прочесть оригинальное изложение мысленного эксперимента самим Серлом. Из-за этого, читая о нем в пересказе тех, кто заранее критикует позицию американского философа, Лем делает в корне не верные выводы, основанные на кривом и искаженном понимании центрального посылка «китайской комнаты» — проведение всех возможных корреляций и выведение всех возможных правил в некоторой последовательности повторяющихся символов не позволит проникнуть в ее смысловые связи. Станислав Лем делает за Серла вывод о том, что в связи со своим экспериментом Джон Серл необходимо отрицает саму возможность создания сильного ИИ — хотя это неправда. Возможно, именно искаженное восприятие сквозь призму вечных критиков американца-не-знатока-китайского-языка предопределило странный и неказистый выбор инструментов контраргументации Лемом — рассмотренное выше несоответствие пазлов языку и т. д. Но все это не исключило проницательности Станислава Лема, которая даже сквозь странные то ли снобизм, то ли лень польского гиганта позволила прийти к хотя бы частично верным выводам относительно «китайской комнаты» Серла.

(Цитаты взяты из: http://www.alt-future.narod.ru/Lem/Tkk/tk...)

Оценка : 7
«Фиаско»
–  [ 4 ]  +

Андрей Юрков, 01 сентября 2023 г. в 23:02

Четыре раза читал, один раз прослушал, пишу непосредственно после прослушивания аудио книги. Всегда восхищался этим Opus Magnum Лема, его сюжетом, красотой сурового сухого слога, информационной насыщенностью. Любовался нарисованными скупыми выверенными мазками фантастическими картинами —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
как прогибаются перистые облака под давлением реактивной струи Гавриила, как висят в пустоте наполненные невообразимой мощью сидераторы, как рушатся через атмосферу Квинты ледяные горы

После предыдущего прочтения эта книга была для меня развёрнутым объяснением невозможности контакта двух любых разумных существ, человека и человека, к примеру. После последнего прослушивания моё главное впечатление — это самая страшная книга из всех, что я знаю. О человеке, человечности, разуме. О конце света и как его организовать. Ave Lem.

Оценка : 10

  Страницы: ««(–25)  «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 22 23 24 25 [26] 27 28 29 30 . . . 51 52 53 54 55   (+10)»   (+25)»»



⇑ Наверх