Предлагаем вашему вниманию рубрику, в которой мы попытаемся поговорить о том, как издают фантастику.
Мы приглашаем к участию в рубрике всех тех, у кого есть желание рассказать об изданиях своего любимого автора, необычно оформленных книгах, знаменитых и не очень сериях, дизайнерских решениях и удачных находках, шрифтах, титулах, журнальных иллюстрациях, ляссе и далее до бесконечности.
Никаких ограничений по времени и пространству нет. Единственное пожелание: ваша статья обязательно должна содержать иллюстрации, потому как лучше один раз увидеть, чем сто раз прочесть.
Администрация сайта надеется, что фантлабовцам есть что сказать. Так давайте же сделаем рубрику познавательной и интересной!
Сегодня с нами очень забавный экземпляр. Прежде чем говорить, что кто-то — то ли глюк, то ли издатели — совсем поехал крышей, загляните под кат. Или дочитайте до конца...
Это вот обложка.
Читать дальше
Авантитул.
Контртитул.
Титульный лист.
Оборот титульного листа.
Страница 3.
Страница 241.
Страница 427.
Выходные данные.
Минута рекламы...
Итак, с нами:
Стругацкий А. Трудно быть богом: Романы; Повесть: Для сред. и ст. шк. возраста / Стругацкий А., Стругацкий Б.; Худ. Ю.Л.Рыжиков. — Минск: Вышэйшая школа, 1997. — 656 с. — (Школьная б-ка). — 22.000 экз. — ISBN 985-06-0259-7. — Подп. в печ. 05.11.1997. — Зак. № 2525.
Содерж.:
Стажеры. С.3-240;
Трудно быть богом. С.241-426;
Понедельник начинается в субботу: Повесть-сказка для научных работников младшего возраста. С.427-652.
Народ утверждает, что весь тираж таки попал в школьные библиотеки и в свободной продаже не встречался. Не знаю, правду говорят или нет, но за все те годы, что я об этом издании знаю, поймать удалось только вот такой бракованный (или экзотический) экземпляр. Ну, может, когда-нибудь и нормальный вариант попадется...
Ноябрьский номер второго подписного года «Фантастыки» делает та же команда, которая делала предыдущий номер. Объем журнала, бумага, типография – все те же. Tираж сохраняется на достигнутом уровне – 200 тысяч экземпляров. На первой странице передней обложки и на второй странице задней обложки использованы репродукция работ АНДРЕЯ СОКОЛОВА. Тема номера: «Фантастика наших соседей». Художественное оформление журнала МАРЕКА ЗАЛЕЙСКОГО и АНДЖЕЯ БЖЕЗИЦКОГО. И надо же -- мы с вами незаметно как-то первую серьезную юбилейную отметку проскочили...
Содержание номера следующее.
Fantastyka naszych sąsiadów
Czytelnicy i “Fantastyka”
Lądowanie XXI 3
Opowidania i nowele
Dymitr Bilenkin Wybacz odchodzącym 4
Zdeněk Volný Żona z kwestionariusza 8
Péter S. Szabo Skurcz czasu 10
Günter Kunert Sen 12
Eric Simon Naturalne nie istneją żadni Marsjanie… 12
Filip David Basń o księżycowej karecie 14
Kir Bułyczow Cztery opowidania z Wielkiego Guslaru 16
Powieść
Edgar Rice Burroughs Księżniczka Marsa(2) 23
Z polskiej fantastyki
Krzysztof Kochański Zabójca czarownic 43
Andrzej Zimniak Najdłuższa podróż poślubna 51
Dział krytyki
Recenzje 54
Słownik polskich autorów fantastyki 56
Dwugłos o fantastyce 58
Spotkanie z pisarzem
Ulubiony ciąg dalszy (Marcin Wolski) 58
Bibliografia
Bibliografia prac Iwana Jefremowa wydanych w języku rosyjskim 60
С окончанием Великой Отечественной Войны у страны было много горестей и забот, и поэтому молодое поколение фантастикой особенно не жаловали. Да и молодежной прессы было очень мало, а о детском фантастическом кино и говорить не приходилось.
Конечно молодежные газеты и журналы кое-что печатали, это были произведения "Ближнего прицела". В Пионере и Пионерской правде напечатали В. Немцова "Шестое чувство"(1945г) и А. Казанцева "Живое ущелье"(1946г)
Потом наступили годы "реакции", когда партия и комсомол решили, что молодому поколению достаточно экранизаций сказок и книжек про шпионов и разведчиков. В конце 40-х начале 50-х было снято множество мультипликационных отечественных и зарубежных сказок. Вышли художественные фильмы "Пятнадцатилетний капитан", "Белый клык", "Золушка", "Садко", "Илья Муромец" и "Каменный цветок". Правда было два "космических" фильма "Вселенная" (1951г) Павла Клушанцева и мультфильм "Полет на Луну"(1953г). В кинотеатрах шли довоенные отечественные сказки, а также так называемые "трофейные" фильмы.
С изменением в 1954году политического курса молодежи сразу предложили космическое направление. Статьи и рассказы о космосе печатают многие журналы и газеты. Пионер опубликовал рассказ Г Остроумова "Лунный рейс"(1954г). Л Жигарев и К Арцеулов создали диафильм "Полет на Луну"(1955г).
Я рос с этими молодежными журналами и фильмами, поэтому в данной статье буду рассказывать только о них не отвлекаясь на другие. В 1955-56 годах ещё продолжалось шпионско-фантастическое направление- вышли фильмы:
"Тайна вечной ночи" и "Тайна двух океанов" так сказать "морской фантастики" и "детский детектив"- "Старик Хоттабыч"
Начали выходить два новых молодежных журнала Юность и Юный техник, где тут же напечатали новую отечественную фантастику: Н Носов "Незнайка в Солнечном городе" и В Соловьев "300 миллионов лет спустя".
Ну а в 1957году Пионерская правда печатает главы из романа "Туманность Андромеды" И Ефремова, Пионер-повесть А Полещука "Звездный человек", Юность- "Планетный гость" Г Мартынова, а ЮТ -"Прохождение Немезиды" Г Гуревича.
С этого года н-ф литература становится постоянным предметом детской и молодежной прессы и кинематографа.
1958-59 годы отмечены выходом фильмов В Соловьева и Б Ляпунова "Дорога к звездам", А Сазонова "Небо зовет" и мультфильма "морской темы" "Тайна далекого острова", а также шпионской "Голубой стрелы". Выходят также мультфильмы о юных техниках и школьниках-попаданцах. Эти мультики я думаю все смотрели т.к. их часто показывают по телевизору.
Пионерская правда публикует "Тайну Млечного пути" А Фоменко, Пионер "Великое делание" А Полещука, Юность "Сердце Змеи" И Ефремова, а Комсомолка "Планету бурь" А Казанцева. Как мы видим множество н-ф произведений перед книжной публикацией выходят в молодежной периодике.
В апреле 1958года возобновляется издание Уральского следопыта, который сразу начинает печатать фантастику уральских авторов.
В 1960году Пионерская правда печатает пресловутую "Гриаду" А Колпакова, которая с интересом ожидается из номера в номер, а Пионер выпускает "Венерианский цикл" В Сапарина. На экраны выходит только полудокументальный кинофильм "Я был спутником Солнца" и мультфильм "Мурзилка на спутнике"
Зато 1961год отмечен выходом сразу трех отличных Н-ф фильмов "Человек-амфибия", "Планета бурь" и "Барьер неизвестности". Фильмы смотрятся до сих пор, хотя и устарели.
Пионер публикует повесть-сказку Ю Самсонова "Максим в стране Приключений", а ЮТ "Цену миллисекунды" А Колпакова.
В эти годы Пионер печатал также сценарии школьных спектаклей с фантастическими элементами и отзывы на н-ф книги.
Н-ф произведения публикуют журналы Смена, Костер и Юный натуралист. Вся молодежная периодика страны поворачивается лицом к фантастике.
Смена в частности начинает печатать роман Г Мартынова "Гость из бездны", который заканчивает в 1962году. Этот год отмечен выходом таких сказок, как "Урфин Джус" А Волкова и "Баранкин, будь человеком!" Медведева, а также "Тайны гремящей расщелины" А Шалимова в журнале Костер. В Уральском следопыте напечатал свою первую фантастическую повесть "Я иду встречать брата" Владислав Крапивин.
Фантастический кинематограф в 1962году ничем не отличился, зато 1963год отмечен выходом сразу трех общеизвестных кинофильмов "Мечте навстречу", "Каин-18" и "Королевство кривых зеркал", также мультиком о Баранкине.
Ну ещё в 1963 году н-ф рассказ Г Альтова напечатал новый журнал Моделист-конструктор, а журналы объявили конкурсы на научно-фантастический рассказ: Юный техник среди школьников, а Уральский следопыт среди писателей любого возраста. В Смене опубликован роман Мартынова "Гианея"
После этого Смена приступила к публикации фантастики большой формы каждый год. В 1964 это была повесть З Юрьева "Финансист на четвереньках", а Костер опубликовал "Пленника кратера Арзахель" А Шалимова и "Шел по городу волшебник" Ю Томина. Юность-повесть о космонавтах Я Голованова "Кузнецы грома".
Кинематограф выпустил только фильмы по Е Шварцу "Обыкновенное чудо" и "Сказку о потерянном времени"
1965 год прошел под знаком А Ломма: в Пионере "Муравьиный царь", а в Пионерской правде "Ночной Орел" с продолжением в 1966году. Уральский Следопыт открыл И Давыдова с его повестью "Девушка из Пантикапея".
В 1964-65 годах в Пионере публиковалась фантастическая живопись советских и чехословакских художников.
Кинематограф возродил "Гиперболоид" Алексея Толстого и "Трех толстяков" Юрия Олеши, а мультипликаторы ничего выдающего не нарисовали. Зато в середине 60-х вышло несколько диафильмов по произведениям Стругацких, Днепрова, Шалимова и Гансовского, а также Азимова.
В 1966году были открыты П Багряк в Юности и "Фарсаны" С Слепынина в Уральском Следопыте. В пионерке напечатали Негго "Голубой Лангуст" про шпионов с элементами фантастики, а фильмов фантастических не было-только сказки.
Зато 1967год подарил сразу три незабываемых фильма: ужастик "Вий" по Гоголю, романтику "Бегущая по волнам" по А Грину и лирическую комедию "Его звали Роберт". Телевидение порадовало экранизацией-"Продавец воздуха" А Беляева.
Журналы поместили романы с продолжением: Смена- АиС Абрамовых с "Всадниками ниоткуда", а УС вернул новую редакцию "Сказания о граде Ново-Китеже" М Зуева-Ордынца. В Бугров организовал рубрику "Мой друг-фантастика". Остальная молодежная пресса публиковала небольшие рассказы, а Пионерка заканчивала "Ночного Орла".
В 1968году я заканчивал школу и пионерская пресса перестала интересовать. Читал только Уральский Следопыт, Смену и Юность. Там как раз печатали продолжения своих сериалов АиС Абрамовы- "Рай без памяти", П Багряк- "Перекресток" и "Месть", а также "Затоваренную бочкотару" В Аксенова
В УС-е напечатали отличный рассказ Амнуэля и Леонидова "Третья сторона медали" и повесть "Щит Нетона" Войскунского и Лукодьянова
На экраны в этом году вышли фильмы: "Туманность Андромеды"и "Марс" П Клушанцева, а по телевизору показали телефильмы "Солярис" и "Испытание" по Станиславу Лему. С сентября жизнь поменялась-начались студенческие годы, но три журнала оставались со мной всё это время, а отечественный кинематограф уже ничего выдающегося фантастического, кроме "Соляриса" Тарковского и "Ивана Васильевича" Гайдая не создал. В 1969году появился Ленинградский журнал Аврора в котром в 70-х неоднократно печатались братья Стругацкие.
Выходил ещё журнал Ровесник, но там печаталась в основном зарубежная фантастика
Приложение: кадры из кинофильмов "Планета Бурь", "Мечте навстречу","Марс", "Тайна острова Бэк-Кап" и "Илья Муромец"
Октябрьский номер второго подписного года «Фантастыки» делает та же команда, которая делала предыдущий номер. Объем журнала, бумага, типография – все те же. Однако тираж – 200 тысяч экземпляров (!). На первой странице передней обложки использована репродукция работы БРУНСА/Bruns (так в журнале, но это, конечно, ляп: речь идет о ДЖИМЕ БЕРНСЕ/Jim Burns – это его картина «Смертные боги/Mortal Gods», хотя почему-то отзеркаленная); в оформлении задней обложки, которая одновременно служит обложкой роману Э.Р. Берpоуза, первая часть которого публикуется в этом номере, использована работа КРИСА АХИЛЛЕОСА/Kris Achilleos (и снова ляп -- спасибо Anti_Monitor за то, что заметил. Это, оказывается, и не АХИЛЛЕОС вовсе, а очень даже ПИТЕР ДЖОНС. Нет, определенно, с этими парнями, чьи фамилии значатся дальше, надо что-то делать...). Художественное оформление журнала МАРЕКА ЗАЛЕЙСКОГО и АНДЖЕЯ БЖЕЗИЦКОГО.
Содержание номера следует
Wśród fanów
Przeglad fanzinów polskich
Czytelnicy i “Fantastyka”
Lądowanie XX 3
Opowidania i nowele
Gene Wolfe Piąta głowa Cerbera 4
Alfred Elton van Vogt Obrona 20
Powieść
Edgar Rice Burroughs Księżniczka Marsa(1) 21
Z polskiej fantastyki
Andrzej Krzepkowski Przymierze 45
Dział krytyki
Krytycy o fantastyce 51
Recenzje 54
Słownik polskich autorów fantastyki 56
Spotkanie z pisarzem
Ulubiony ciąg dalszy (Marcin Wolski) 58
Bibliografia
Bibliografia utworów fantastycznych 60
Nauka i SF
IRAS a życie poza Ziemią 60
Tajemnica spadającega kamienia 62
Gry
Pierwsze wejście w «role plajing games»64
Poezja I fantastyka
Andrzej Kaliszewski Wiersze
(Продолжение следует в авторской колонке Wladdimir )