Давным-давно, уже сорок лет назад, в 1971 году в серии "Зарубежная фантастика" издательства "Мир" вышел сборник "Через Солнечную сторону", в котором Георгий Гуревич, патриарх советской фантастики, собрал произведения про космические путешествия и приключения на планетах Солнечной системы. Среди десятка отменных произведений был любопытный рассказ С.Вейнбаума "Планета сомнений" в превосходном переводе И.Гуровой. Необычное имя американца было взято на карандаш любителями жанра, но лишь в 1974 году в журнале "Искатель" напечатали следующий его рассказ — "Марсианская одиссея".
Надо напомнить, что "Искатель" хоть и числился журналом, но его невозможно было выписать на почте. Его не было в библиотеках — какая-нибудь "Заря Востока" из Душанбе была, а прилоджение к москвовскому "Вокруг света" — не было.
Так что в оборот рассказ вошёл чуть позже, когда через два года, в 1976, в Молодой Гвардии вышла антология американского фантастического рассказа "И грянул гром...", хронологически охватывающая двухвековой период — от 19 века до середины 1960х. Среди алмазов В.Ирвинга, Э.А.По, Р.Хайнлайна и Р.Брэдбери "Марсианская одиссея" Вейнбаума смотрелась украшением равной ценности.
А потом до начала свободного книгоиздательства так ничего и не появилось. Лишь в 1990е то в сборниках, то в книжках-минутах, стали появляться рассказы американского классика.
Вот такая например аляповатая книжкка-минутка.
И начались 1990е годы, и понеслось книгопечатание с огромной скоростью — по три, по пять, по десять фантастических книжек в неделю. Покупатели стали выбирать, покупатели стали привередничать. Поэтому практически незамеченным прошёл первый авторский сборник С.Вейнбаума, изданный в Перми в 1992 году рядовым для тех голодных лет тиражом сто тысяч экземпляров. Как вода в песок. Потому что в мягкой обложке, клееный, карманного формата..
Прошло десять лет, и в АСТ в полезной для общего развития серии "Классика мировой фантастики" издают еще один сборник Вейнбаума, причем называют его — опять-таки "Черное пламя". Тираж его уменьшился на порядок, и составил десять тысяч экземпляров.
Прошло еще десять лет, и это заставляет задуматься нас о некоем цикле воплощения Вейнбаума на российской земле, и в "Книговеке" выходит книжка Вейнбаума, под названием как бы вы думали — правильно, "Черное пламя". Тираж ее не указан, но судя по тому что встречаются книги этой серии крайне редко, вряд ли там много вышло, наверное опять-таки падение от предыдущего тиража — на порядок.
И вот сейчас выходит еще одна книжка этого замечательного автора, стоявшего у самого истока зарождения классической научной фантастики, научной фантастики золотого века, научной фантастики времен безбашенной мечты и оголтелой устремленности в открытый космос.
Какая чудесная обложка с публикацией "Марсианской одиссеи"
1930
1932
1932
1934
1934
1935 год
1935
1935
1935
1936
Это вышедший посмертно, в 1936 году стараниями местных энтузиастов, и с помощью Элен и Маргарет Вейнбаум (сестры и вдовы Вейнбаума соответственно) сборник "Рассвет пламени". Тираж был насколько я понял мизерный, 500 экз что ли. У кого-то же сохранился, надо же.
1938
1938
Это "Новый Адам" 1939 года, книжка в суперобложке обратите внимание.
На эту книгу в Эмезинг Сториз из номера в номер года два публиковали рекламу.
Сначала, в 1940-м, на цветном листе, обратите внимание, купон для отправки уже сделан с просечкой
в 1941м — на обычной ч/б полосе
До этого только сам Гернсбек свою собственную книгу на рекламной полосе во всю страницу.
Лист из октябрьского Эмезинг Сториз за 1926 год:
1943
В этом выпуске был напечатан "Новый Адам", а это иллюстрация к нему:
Книжное издание 1948 года так полюбившегося нашим издателям "Черного пламени"
А в этом журнале 1938 года печатали "Революцию 1950 года", дописанную Ральфом Милном Фарли
Прикольный разворот с картинкой
И еще более забавная картинка не относящаяся к С.Вейнбауму — проект стратосферного аэробуса, каким он виделся специалистам через пятьдесят лет, в 1988 году:
.
.
.
И вот в 2012 году Алексей Львов, более известный как creator, создатель и основатель "ФантЛаба", делает новое издание С.Вейнбаума на русском языке, книгу "Безумная луна" в 715 страниц толщиной увеличенного формата, в твердой обложке.
За 1150р книжку можно заказать колонке "Глас админа":
Стараниями Андрея свет волгоградского фэндома Тужилкина облагодетельствован был я пятьдесят вторым выпуском фэнзина "Шалтай-болтай".
В номере Алексей кузнец Лукьянов резвился, Станислав мудроученый Бескаравайный про техномагию вещает, Виталий библиограф Карацупа про Станислава Лема пишет, и другие веселости происходят по позволению редакции оного журнала, в наших вечноморозовых черноземах занимающего нишу семипрозина — уже не фэнзин, но еще и не прозин. И как всегда великолепная статья Юрия филателиста Зубакина про марки и фантастику, откель мы не можем не удержаться пару фото показать, особенно конверт от Александра мнемонического Казанцева — Игорю библиографу Халымбадже.
А второй посылкой были книжки издательства Миллиорк, серия "Мягкая рамка" Про книжки в самих карточках расписано подробнее и фото иллюстраций есть, а тут отмечу что книжки — шитые, хотя и в обложке. Приятно весьма сделано, с биографиями авторов, с источниками и т.д. В анонсах кстати редкость обещана, но похоже в другой серии и в тв.переплете будет — вот что будет:
трилогия Ашота Шайбона — В мире белых теней, Капитаны космических океанов, Загадки планета Земля. Первый роман был на русском, остальные перевели для нового издания.
Фантастика(У) Грин Г.Ф. Кетополис. Кн. 1: Киты и броненосцы 2000 84x108/32 736 7 бц 978-5-271-39440-9
Фантастика(У) Тайна 2012 года 3000 70x90/16 400 7 бц 978-5-17-061870-5
Фантастика(У) Андреев Н. Регион страха (Стальная кожа. Глоток свободы. Конец империи) 3000 60x90/16 672 7 бц 978-5-17-057792-7
Амальгама Верт А. Дзен-софт 3500 84x108/32 352 7 бц,тис 978-5-271-39476-8
Этногенез(с варио-накл.) Волков С. Чингисхан. Книга первая: Повелитель страха. Книга вторая: Чужие земли. Книга третья: Солдат неудачи 4000 60x90/16 608 7 бц,варио-накл.
Портал Говда О. Призрак и сабля 5000 84x108/32 416 7 бц 978-5-271-40006-3
Единая сущность разделена на две части. Одна оставлена в мире Сефиры, другая отправлена в мир людей, чтобы хранить в нем Пламя Жизни — великое сокровище, которое может принести неисчислимые беды, если попадет в дурные руки. Зло уже близко — настало время Разделенной Душе вновь стать единым целым. Но как — если переродившийся ангел, вот уже пятнадцать лет живущий в человеческом обличье, даже не подозревает о своем истинном предназначении? Троим подросткам предстоит вступить на путь, полный опасностей, искушений, тайн и магии — и, если им суждено пройти его до конца, — потерять себя, чтобы обрести заново.
Буджолд Лоис Макмастер Гражданская кампания. Подарки к Зимнепразднику 640 с
Кинг Стивен Под куполом 1120 стр (на конец января)
Ночкин Виктор Власть оружия 352 стр.
В суровом мире Пустоши лишь оружие дает власть. Хозяином жизни становится тот, кто распоряжается смертью. Игнаш Мажуга знает это лучше любого другого, он мог бы немало рассказать о власти оружия, если бы вдруг захотел поделиться своими секретами. Однако болтать Мажуга не любит, человек он суровый и недоверчивый. Давным-давно Игнаш оставил город оружейников и не собирался возвращаться. Сейчас лишь крайняя нужда заставляет его припомнить прежние навыки. Но даже бывалый сыскарь не мог предположить, куда заведет его погоня за смертоносной тайной харьковских оружейников...
Беда не в том, что книгу о либералах Стругацких написал поклонник Каддафи, а в том, что написал он ее халтурно.
Еще три года назад в ЖЗЛ чуть не издали (но не издали) книгу "Братья Стругацкие" Анта Скаландиса. Автор, как говорят, стал жертвой собственной дотошности: десятки страниц он посвятил почти кафкианским перипетиям борьбы своих героев с тогдашними "молодогвардейцами" за книжное издание "Пикника на обочине". А когда нынешние "молодогвардейцы" будто бы предложили биографу не зацикливаться на темном прошлом ради светлого будущего, он не послушал доброго совета. В результате семисотстраничный том перекочевал в АСТ, а вакансию в серии ЖЗЛ заполнили томиком вдвое меньшего объема.
Но еще в ту пору, когда сведения о будущей книге просочились в Сеть, соседство фамилий "Стругацкие" и "Володихин" вызвало у любителей фантастики оторопь: слишком часто Дмитрий Михайлович декларировал свои "имперские" и националистические взгляды, едва ли близкие Стругацким.
В книге и впрямь перебор дурной конспирологии и странных намеков — например, глубокомысленно обсуждается слух о том, что в начале 60-х Стругацких-де приняли в масонскую ложу. А как вам совет вырезать из "Трудно быть богом" семь монологов и составить некий философский трактат? Или утверждение о том, что в названном романе "между Традицией и фашизмом поставлен знак равенства"? Ну а для сравнения одинокого бунта Руматы в финале романа с "экспортом демократии" с применением натовских танков" надо иметь о-о-очень специфические мозги...
Впрочем, на наш взгляд, главная беда книги отнюдь не в том, что биографию либералов Стругацких взялся писать поклонник "русских маршей", защитник Каддафи и сторонник введения цензуры.
Беда в том, что книга просто плохо написана — поспешно, неряшливо, без старания. Хотя идея доверить биографию братьев-соавторов двум другим соавторам не лишена остроумия (тандем о тандеме). Хотя в общем проекте 70-летний фантаст Прашкевич, похоже, сыграл роль "второй скрипки", отвечая за скромные мемуарные фрагменты, а главную партию исполнил более молодой и менее искушенный в литературе Володихин. Вряд ли мэтр, полвека проживший при социализме, не в курсе, что "Софья Власьевна" — эвфемизм советской власти, а вовсе не КГБ (но именно так утверждается в книге). И едва ли даровитый Прашкевич виновенв десятках корявостей, разбросанных по тексту: "о бесконечно более сложных вещах", "человек, сердцем приросший к творению Стругацких", "немилосердно тыкают читателя в тезис", "либерализация шибала фонтаном" и т.п.
Книга пестрит ошибками: одни и те же цитаты дублируются в нескольких местах, повесть "Путь на Амальтею" перепутана с "Пикником на обочине", Андрея Воронина из "Града обреченного" называют Вороновым, начальная фраза романа Мелвилла "Зовите меня Исмаил" тут почему-то выглядит как "Зовите меня Израэль" (сетевые комментаторы ядовито предположили, что у националиста Володихина, мол, оговорочка по Фрейду).
Все детали биографии героев взяты из их опубликованных писем, автобиографических "Комментариев к пройденному", упомянутого тома Скаландиса и скреплены на живую нитку. Авторы утверждают, что главными персонажами книги о писателях должны быть их произведения, но и разбор текстов тут, мягко говоря, далек от идеала. В лучшем случае это школьная арифметика ("число прилагательных уменьшилось, зато вырос процент глаголов"), а в худшем — перлы типа: "Передавать душу" напрямик, поставив "камеру" в головном мозге и близ сердца, авторы больше не пытаются".
Аналитику подменяют эмоциональные всхлипы: "В этих описаниях тоже виден уже писатель!", "Культовая вещь, подлинная наука, безоговорочное попадание в "яблочко"!", "Обычные люди... Но как они хороши!", "Какие полнокровные образы, какая жизнь в людях, какая игра характеров!", "Победят жажда жизни, ее вкус, сияние, трепет!", "Восторг! В таком обществе хочется жить!" И даже такое: "Сколько юного восторга вспыхивало от суровой борьбы наших передовых ученых с империалистическими шпионами и агрессорами!" Право же, Стругацкие не заслужили, чтобы о них писали в стилистике Семена Бабаевского или Александра Казанцева…
Напоследок мы припасли цитату о непростых взаимоотношениях Стругацких со своим знаменитым польским коллегой: "Лем не раз наезжал на Аркадия Натановича". Круто! Увы, мы так и не узнаем: носил ли автор "Соляриса" малиновый пиджак и золотую цепь? Раскидывал ли пальцы веером? Быть может, об этом нам расскажут в "жэзээловской" биографии Лема.
Но хотелось бы, чтобы книгу поручили не Володихину с Прашкевичем, а специалистам поосновательнее — ну хотя бы Тине Канделаки и Диме Билану.