Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 6 февраля 2017 г. 13:07

Машинная преграда преступности, или Парочка, спасающая жизни

v_pole_zrenija

Экс-агент спецслужб Джон Риз (Кэвизел) в последнее время полностью утратил смысл жизни. Гибель любимой, разочарование в деле, которым он занимался долгие годы. Жить без цели Риз не умел и не мог, с помощью бутылки неторопливо приближаясь к кладбищу.

На его счастье человек с навыками спецагента срочно понадобился загадочному богатею Гарольду Финчу (Эмерсон). Причем не для преступных целей, а вовсе наоборот. Для спасения людей, находящихся под угрозой.

Откуда информация об опасности? От суперкомпьютера – машины, запрограммированной Финчем для слежки за гражданами по заказу правительства.

Члены которого считают Финча мертвым, и абсолютно не расположены делиться информацией, полученной от машины.

А значит если слухи о деятельности Финча и Риза выплывут наружу, за их жизни никто не даст и ломаного цента.

Детективными процедуралами, связанными с преступлением и наказанием, уже давно никого не удивишь. Но так как к созданию Person of Interest напрямую причастен сценарист «Престижа», «Интерстеллара» и «Тёмного рыцаря» Джонатан Нолан, брат Кристофера, на проект стоило обратить внимание. Тем более что сарафан у сериала оказался на «пятерку», обещая качественную интригу и массу сюрпризов по ходу дела, вплоть до смены жанра.

Начинается все как классический криминальный сериал, одна серия – одно дело: подозреваемые, расследование, слежка, боевые сцены.

Однако не обходится без нюансов. Во-первых, бравая парочка получает от всевидящей машины крайне куцую информацию. Они узнают лишь то, что определенный человек в ближайшее время окажется связан с нарушением закона. Нет даже информации о том, жертву они перед собой видят или преступника. Все приходится выяснять по ходу пьесы. Причем частенько невинный на первый взгляд агнец оказывается бородатым козлищем. И, наоборот. В воображении Нолану не откажешь.

Во-вторых, создатели сериала стараются максимально разнообразить дела, с которыми приходится сталкиваться нашим Робин Гудам, подавая на суд зрителя своеобразный препарированный срез американского общества. Вот продажные копы и коварные спецслужбисты. Вот честные судьи и злобная мафия. А вот обычные люди, живущие своей обычной жизнью и вдруг попадающие как кур в ощип, или выбранные козлами отпущения. Перед нами проходят типажи разного возраста, пола и социального положения, мелькают весьма любопытные судьбы и персонажи, периодически возвращаясь вновь.




Статья написана 3 февраля 2017 г. 11:11

Генри Лайон Олди «Сильные. Кн. 1. Пленник железной горы; Кн. 2. Чёрное серце». -- СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2016 г. Серия: Азбука-Фэнтези

Мифология времени, или Боотурская сага/Звезда по имени Человек

Silnye-dve

Юрюн Уолан, из рода айыы заранее знал свою судьбу. Будет боотуром, как и его старший брат Мюльдюн. Настоящим. Врожденным. Вот в Кузницу съездит, доспех/меч ему Кытай Бахсы подберет – и уже боотур. Врагов будет ломать, злых адьяраяев крушить.

Кто же ведал, что Юрюн случайно узнает о существовании еще одного своего брата – и захочет его отыскать. А когда за дело берется настоящий боотур, пускай и молодой, остановить его крайне нелегкая задача. И уж точно мало кто догадывался, к каким последствиям для всего Трехмирья может привести желание юного Уолана увидать неведомого брата.

Харьковский писатель Генри Лайон Олди (Дмитрий Громов и Олег Ладыженский) постоянно ищет для себя новые вызовы. И тут, вдруг, после четвертой трилогии Ойкумены, Олди возвращаются к мифологической теме, вроде завершенной ими еще в конце 90-х. Да, в 2012-м был «Внук Персея» , но он казался лишь единичным ностальгическим эпизодом.

Хотя уже по эпосу, ставшему основой для новой дилогии автора, можно было догадаться, что без неожиданностей не обойдется. Ведь «Сильные» были написаны по якутскому олонхо «Нюргун Боотур Стремительный». Якутскому! Для обычного белого читателя, нации столь же далекой, как какие-нибудь Стаи у Винджа.

Но лишь до прочтения новой книги Олди. Оказывается, люди в далекой мифологической Якутии не сильно отличались от нас с вами. Ну не так чтобы прям нас с вами, а скорее от некоторого общего, слегка идеализированного образа человека (мифология все-таки). Кузнецы куют, охотники охотятся, мастера занимаются ремеслом, дети помогают взрослым и набираются опыта, женщины следят за домом и хозяйством. Причем все это тихо, спокойно, без надрыва, переживаний, депрессий или возвеличиваний своего тяжкого труда (мифология все-таки!). Так заведено, что люди трудятся, потом отдыхают и опять за работу. Обычное дело.

Есть, конечно, исключения, вроде богов и их потомков – боотуров, тем ни учиться не нужно, ни работать. Так на то они и айыы. Просто для них «обычное дело» немного другое, чем у остальных жителей улуса.

Хотя внутри, если присмотреться – те же люди. Вот, к примеру, Юрюн, глазами которого мы будем видеть мир «Сильных». Нормальный, хороший пацаненок поначалу, с детским взглядом на окружающих, любовью к близким, страхами и опасениями. Молодой боотур, прошедший Кузню и загоревшийся идеей поисков брата. Узнающий множество нового о богах и людях. Взрослеющий юноша, все чаще сталкивающийся со своей боотырской сущностью. С наслаждением убивающий врагов, и способный удержать себя от этого насаждения. Понимающий злым молодым пониманием проблемы своей семьи. Открывающий с каждым днем все новые и новые горизонты этого мира. Зрелый человек-мужчина, познающий тяжеленную ответственность, слабость сильного и силу слабого, совершающий ошибки и отвечающий за них. Шикарный образ, который мы отследим фактически с младых ногтей, образ ставший нам ближе большинства реальных старых знакомцев.

Причем подан этот персонаж как бы в двух временных пластах — основная линия от его первого лица в хронологическом порядке, плюс комментарии и размышления (и воспоминания, ага) постаревшего и помудревшего Юрюна (привет с Итаки).

А уж сколько мы за время чтения узнаем якутских блюд, обычаев, традиций и особенностей местных игр, состязаний, пиров, празднеств, рождений, свадеб, похорон – ни в сказке сказать, ни пером описать.




Статья написана 30 января 2017 г. 11:57

Братская любовь под грохот копыт, или Приключение в антураже

Ben-Gur-2016

Иудея. Начало нашей эры.

Молодой еврейский аристократ Джуда Бен-Гур искренне считал Мессалу Северуса — сироту взращенного в семье Гуров – своим братом. Мессала тоже хорошо относился к Джуде, но быть обузой, всем обязанным приютившей его семье не хотел. Он покинул Иерусалим, поступил в армию и несколько лет сражался в самых горячих точках империи, дослужившись до трибуна. Затем Мессала вернулся – но не мальчишкой-приемышем, а римским военачальником, должным обеспечить безопасность нового прокуратора, прибывающего в Иерусалим. И надо же было такому случиться, что эту самую безопасность подвергли сомнению именно с крыши дома Гуров.

Роман Лью Уоллеса «Бен-Гур: история Христа» (1880) экранизировался до 2016-го уже пять раз. Причем версия Уильяма Уайлера 1959 года 11 Оскаров, став одним из лучших пеплумов за историю кино. Однако Бекмамбетов решил внести новизну в классическую историю.

Причем вышло у него это на удивление адекватно. Хотя на самом деле, гораздо логичнее было бы снимать некую похожую, но абсолютно новую историю, не привязываясь к книге Уоллеса. Ведь от фильма 1959-го нынешний Бен Гур серьезно отличается. Причем, в первую очередь, из-за осознанного решения постановщика.

Лента Уайлера была по-хорошему эпичной, с римскими парадами и триумфами, пафосной музыкой, тысячными (причем живыми, а не нарисованными) толпами, ярким ощущением времени, находящемся на переломе, и тенью Христа, отбрасываемой на все происходящее.

Тимур решил сделать более простую, приземленную, эмоциональную, человечную и жизненную версию, рассказывающую о прощении и возможности понимания, невзирая на злую судьбу и национальную рознь, через соперничество двух приемных братьев, и совсем вскользь, формально, для галочки, буквально касанием пера — о Спасителе.

Причем типажи братьев серьезно отличаются от фильма 1959-го. В современной версии Бекмамбетова Мессала нормальный, адекватный мужик, над которым есть свое начальство, давшее ему четкий приказ, и не способный ничего сделать в создавшейся ситуации. Да и на отказ Гура «стучать» ему по большому счету плевать. Ведь он не удаляется гордо, блестя глазами, как настоящий римлянин у Уайлера, показывая, что все кончено, а остается на ужин.

А виноват в проблемах семьи сам товарищ Бен, который мало того, что выглядит попервой изрядным повесой, ухарем и гулякой, не особо верящим во что бы то ни было кроме своего коня. Так еще и проявляющим благородство не вовремя, даря свое гостеприимство тому, кому не следовало.

Кстати, почему постановщики испугались имени Иуда сделав главного героя Джудой? В 1959-м коленки не задрожали, а в 2016-м решили перестраховаться? Непонятно.

Да и финал лишь подчеркнул различный подход Бекмамбетова и Уайлера к первоисточнику. Тимур действительно решил рассказать в основном историю названных братьев и семьи, преодолевающей любые преграды, в том числе национальные и государственные. Тогда как Уильям снимал историю времени.

На этом фоне полностью выброшенная линия консула (вместе с императором и остальным Римом), и то, что Бен Гур стал супервозницей за несколько недель обучения у Илдерима (Фримен) — выглядят абсолютно невинно.

Поставлено все, как это принято в последние годы, очень доходчиво, выпукло, детально. Каждая мысль акцентирована, разжевана и засунута в рот зрителю. Глянцевая фигура Иисуса, «Ты сделаешь для меня тоже самое», детально показанная сцена спасения Бен Гура Мессалой, и т.д. В последнее время создается впечатление, что Голливуд снимает для умственно отсталых детей.




Статья написана 20 января 2017 г. 13:16

Veni, vidi, vici, или Как-то вечером патриции собрались у Капитолия, новостями поделиться и выпить малость алкоголия

menja_zovutI-45

В далеком будущем, через тысячи лет, на Земле и в космосе твердой рукой правит Новый Рим. Два десятка районов (курий) под защитными куполами – где живут в основном граждане – патриции, и канализации под куриями, где ютятся неграждане с номерной регистрацией. Первые пользуются всеми благами империи. Вторые не имеют даже имен.

I-45, практически слепая девушка из десятой курии, сполна хлебнула планиды плебеев. Вечное недоедание, работа, маленькая комнатушка, презрение вышестоящих, давление со стороны легионеров. Казалось бы, ее жизнь так и закончится где-нибудь в подземных норах, под ножом бандита, или в лупанарии под потным и вонючим толстяком, если бы не один нюанс. Встреча с собратом- «номером» по прозвищу Энцо, и изрядно прогрессирующие странноватые способности I-45. Способности, с одной стороны помогающие выжить, с другой — способные привлечь к девушке недоброжелательное внимание сильных мира сего.

Вера Огнева и Артемий Дымов (скорее всего псевдонимы), издающиеся под именем Веры Огневой, не новички в писательском ремесле. Их рассказы публиковались в различных сетевых и бумажных сборниках, побеждали, и становились финалистами многих конкурсов, в частности «Революции NEXT» и «Русской Фантастики 2017». В 2016 свет увидал их первый роман – начало дилогии о Новом Риме и слепой девушке I-45.

Сперва кажется, что перед нами классическая антиутопия. Выжженная земля, где жизнь возможна лишь под защитными куполами. Угнетенная большая часть населения космической империи, считающаяся людьми третьего сорта. Подземный мир канализации и высотные этажи патрицианского света. Легионерский террор. Тюремная криозаморозка для «номеров» на долгие годы без суда и особого следствия.

Антиутопия вышла у Огневой вполне адекватной и впечатляющей. Никакой тебе политкорректности и прочих современных штучек, все как в старину, причем гипертрофированное и возведенное в степень. Ведь шансов «выбиться в люди» у номера нет никаких. Максимум карьеры – грязная работа в Легионе. Ни о каком браке с вышестоящими, ни о каких заслугах, позволяющих получить имя, и речи быть не может. Патриций может скатиться до криминала или терроризма. Плебей не поднимется никогда. Эдакая раз и навсегда утвержденная индийская система варн, в количестве двух штук.

Тут правда сразу возникает вопрос о жизнестойкости такой системы (ведь не зря индийцы от варновой системы перешли к более гибкой кастовой). А здешняя империя существует уже тысячи лет, и вроде вполне неплохо себя чувствует. Хотя некоторые граждане уже видят приближение упадка и признаки вырождения. Хотя мы пока не знаем, как возник Новый Рим, и как развивалась его история. Что случилось с матушкой-землей, с кем упорно воевали легионеры, в частности декурион Луций Цецилий Авианий Марс. Что неудивительно, ведь высших патрициев, людей управляющих империей, мы в первой книге почти не увидим. Подавляющее количество времени мы проведем с плебсом, с криминальными элементами, марсианскими «Псами войны», прочими маргиналами, заводскими и фабричными работниками. Да с местными силовиками – легионерами невысоких чинов (объединившими в Новом Риме и военные и полицейские функции).




Статья написана 10 января 2017 г. 14:44

Юридические баталии на небесах, или 12. Посмертие. Опять присяжный шут глумится надо мной.

Nebesnyj-sud

Оказывается, человеку недолго ждать воздаяния после смерти. Вниз попадет умерший, или возносится наверх, решается на протяжении пары дней. И пары судебных заседаний. Суровые присяжные вынесут вердикт, и упорхнет душа в Рай, (здесь не употребляют таких понятий!), пардон сектор Покоя, или рухнет в сектор Раздумий.

Но для того, чтобы эти самые суровые присяжные разобрались в деле, за работу принимаются с одной стороны – обвинитель, с другой – адвокат. Обычные мертвые люди, ставшие функциями системы. Но не утратившие при этом ничего человеческого.

И когда в сектор прокурора первой ступени Андрея (Хабенский) попадает нынешний хахаль его вдовы Никита Лазарев (Зверев), обвинитель берется за него по полной. Нелегко и его оппоненту, адвокату Вениамину (Пореченков). И работу нужно выполнить на совесть. И друга Андрюху не обидеть.

Самому Никите остается лишь надеяться на то, что присяжные послушают адвоката, и сочтут, что Лазарев достоин сектора Покоя.

Но ведь бывали и случаи возвращения на землю. Для завершения дел. Правда очень редко. И в уникальных ситуациях.

Теперь все в руках обвинителя. И его противника.

Остается лишь выяснить, что важнее: Для прокурора – жажда мести, или забота о жене. А для адвоката – дружба, или справедливость.

Впервые зрители увидели Небесный суд в формате мини-сериала на четыре части в 2011 году. После весьма теплой реакции публики, появилась и полнометражная версия ленты. И вы знаете, публику таки можно понять. На удивление вкусный проект.

Мало того, что в главных ролях два отличных актера: Михаил Пореченков, начинавший с туповатого «Агента национальной безопасности», со временем вырос в шикарного артиста. Разнопланового, харизматичного, талантливого. В прошлом нагловатые «быки» с ущербным чувством юмора. Каждая роль – событие, каждый образ – на «пять». Вспомнить хотя бы князя Пожарского, или Кречетова из «Ликвидации». Вениамин – также великолепен. Артистичен, убедителен, ироничен, эмоционален. А уж когда узнаете историю его земной жизни, образ приобретет дополнительные краски.

Константин Хабенский, котрого донедавна я считал весьма переоцененным артистом, продолжает меня несказанно удивлять. Сперва отличный Служкин из «Географа» (понятно, что по хронологии эта роль позднее), теперь прокурор.

Некоторые моменты его работы остаются неизменными, вы не дождетесь от Хабенского особой экспрессии, бурных эмоций, игры на пределе нерва. Он творит образы внутри, возле сердца, и за последние годы они стали наполненнее, прочувствованнее что-ли. Может у него настала пора актерской зрелости?







  Подписка

Количество подписчиков: 134

⇑ Наверх