Машинная преграда преступности, или Парочка, спасающая жизни
Экс-агент спецслужб Джон Риз (Кэвизел) в последнее время полностью утратил смысл жизни. Гибель любимой, разочарование в деле, которым он занимался долгие годы. Жить без цели Риз не умел и не мог, с помощью бутылки неторопливо приближаясь к кладбищу.
На его счастье человек с навыками спецагента срочно понадобился загадочному богатею Гарольду Финчу (Эмерсон). Причем не для преступных целей, а вовсе наоборот. Для спасения людей, находящихся под угрозой.
Откуда информация об опасности? От суперкомпьютера – машины, запрограммированной Финчем для слежки за гражданами по заказу правительства.
Члены которого считают Финча мертвым, и абсолютно не расположены делиться информацией, полученной от машины.
А значит если слухи о деятельности Финча и Риза выплывут наружу, за их жизни никто не даст и ломаного цента.
Детективными процедуралами, связанными с преступлением и наказанием, уже давно никого не удивишь. Но так как к созданию Person of Interest напрямую причастен сценарист «Престижа», «Интерстеллара» и «Тёмного рыцаря» Джонатан Нолан, брат Кристофера, на проект стоило обратить внимание. Тем более что сарафан у сериала оказался на «пятерку», обещая качественную интригу и массу сюрпризов по ходу дела, вплоть до смены жанра.
Начинается все как классический криминальный сериал, одна серия – одно дело: подозреваемые, расследование, слежка, боевые сцены.
Однако не обходится без нюансов. Во-первых, бравая парочка получает от всевидящей машины крайне куцую информацию. Они узнают лишь то, что определенный человек в ближайшее время окажется связан с нарушением закона. Нет даже информации о том, жертву они перед собой видят или преступника. Все приходится выяснять по ходу пьесы. Причем частенько невинный на первый взгляд агнец оказывается бородатым козлищем. И, наоборот. В воображении Нолану не откажешь.
Во-вторых, создатели сериала стараются максимально разнообразить дела, с которыми приходится сталкиваться нашим Робин Гудам, подавая на суд зрителя своеобразный препарированный срез американского общества. Вот продажные копы и коварные спецслужбисты. Вот честные судьи и злобная мафия. А вот обычные люди, живущие своей обычной жизнью и вдруг попадающие как кур в ощип, или выбранные козлами отпущения. Перед нами проходят типажи разного возраста, пола и социального положения, мелькают весьма любопытные судьбы и персонажи, периодически возвращаясь вновь.
Вдобавок в «Подозреваемом» частенько используется интересная манера съемки, для которой характерна смена ритмов, замедление или ускорение времени, нам показывают разные хронологические пласты, отпрыгивая на десяток лет назад, составляя, будто пазл, портреты наших протагонистов.
Финч, создатель машины, испытывающий жуткое сожаление о погибающих людях, чью смерть могли предотвратить, но не стали, и решивший исправить несправедливость. Закрытый на все пуговицы средних лет хромающий мужичок, не подпускающий никого на расстояние пушечного выстрела. Скрывающий массу тайн и большую трагедию. Эмерсон выдает на наш суд человека-сочувствующего, гениального программиста, одновременно разочаровавшегося в людях и испытывающего ответственность за своих сограждан. Умного, скрытного параноика, склонного к сопереживанию. Человека разбогатевшего, но оставшегося человеком, не ощутившего себя пупом земли.
Не менее загадочный Риз – бравый агент спецслужб, машина убийства на службе правительства, у которой однажды засбоил самый важный узел – уверенность в собственной правоте. Джон немеряно крут и поначалу кажется и вовсе непобедимым супергероем, решая силовые вопросы буквально играючи. Но со временем выясняется, что ничто человеческое ему не чуждо: Риз начинает допускать ошибки, получать по башке, и периодически проигрывать схватки. Кэвизел играет своего персонажа очень скупо и на первый взгляд слишком безэмоционально. Но со временем начинаешь подмечать разнообразные нюансы мимики Риза, его скрытую иронию, боль и сожаление. И через полдесятка серий он уже не кажется роботом из стали, а наоборот живым и харизматичным человеком.
На общении этих героев, их попытках раскусить партнера, выяснить подноготную друг друга строится немалая часть интриги сериала.
Плюс создатели сериала разбрасывают массу нитей и подвязок, которые не используются сразу, а срабатывают позднее, добавляя саспенса и нетерпеливого ожидания возвращения заявленных ранее злодеев.
Нельзя не обратить внимания и на социальную подоплеку проекта. Популярную после 11 сентября на Западе тему противостояния терроризму, и способов которые для этого используются. Тему преимуществ и недостатков тотальной слежки, способной предотвратить массу плохого, но при которой гражданам придется позабыть о большинстве старинных свобод и вольностей. Тему силовых структур и спецслужб, местами сросшихся с теми, кого они должны отлавливать. Тему сделок властей с дьяволом (не можешь уничтожить наркоторговлю — возглавь).
И когда зритель уже полностью срастется с жанровым направлением «Подозреваемого», привыкает к подходам, методам, задачам и проблемам, стоящим перед протагонистами, к концу второго сезона его ожидает неожиданность, сравнимая с ударом пыльным мешком по голове. Неожиданность, таки да изрядно меняющая жанровый вид проекта, и добавляющая в привычное блюдо детектива изрядно фантастики.
Да, Person of Interest не идеален. Со временем сценаристы исписываются (что, впрочем, беда не только «Подозреваемого»). Порой у протагонистов все получается слишком легко, патроны привычно не заканчиваются (хотя случается и недостаток боеприпасов), а противники, типа той же ЦРУ, относятся к своим обязанностям спустя рукава. Но при всех этих нюансах сериалу удается зацепить зрителя и уговорить провести вместе все cвои пять сезонов.
Эрго. Интересный, хотя и не без недостатков проект, в процессе нежно соединивший детектив с фантастикой. Может порадовать также качественной парой протагонистов и неплохо продуманными сюжетными подвязками, всплывающими позднее по ходу пьесы.
Режиссер: Ричард Дж. Льюис, Джеффри Дж. Хант, Чарльз Бисон, Фред Туа, Стивен Уильямс (II)
В ролях: Джеймс Кэвизел, Майкл Эмерсон, Тараджи П. Хэнсон, Кевин Чэпмен, Такако Хэйвуд, Натали Зи, Сьюзэн Миснер, Джеймс Хэнлон, Крис Чок, Уильям Сэдлер, Брайан Д’Арси Джеймс, Куртеней Тейлор, Жермен Кроуфорд, Леон Эддисон Браун, Майкл Дрэйер, Грегори Лэй, Брюс МакВитти, Энтони Мангано
Генри Лайон Олди «Сильные. Кн. 1. Пленник железной горы; Кн. 2. Чёрное серце». -- СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2016 г. Серия: Азбука-Фэнтези
Мифология времени, или Боотурская сага/Звезда по имени Человек
Юрюн Уолан, из рода айыы заранее знал свою судьбу. Будет боотуром, как и его старший брат Мюльдюн. Настоящим. Врожденным. Вот в Кузницу съездит, доспех/меч ему Кытай Бахсы подберет – и уже боотур. Врагов будет ломать, злых адьяраяев крушить.
Кто же ведал, что Юрюн случайно узнает о существовании еще одного своего брата – и захочет его отыскать. А когда за дело берется настоящий боотур, пускай и молодой, остановить его крайне нелегкая задача. И уж точно мало кто догадывался, к каким последствиям для всего Трехмирья может привести желание юного Уолана увидать неведомого брата.
Харьковский писатель Генри Лайон Олди (Дмитрий Громов и Олег Ладыженский) постоянно ищет для себя новые вызовы. И тут, вдруг, после четвертой трилогии Ойкумены, Олди возвращаются к мифологической теме, вроде завершенной ими еще в конце 90-х. Да, в 2012-м был «Внук Персея» , но он казался лишь единичным ностальгическим эпизодом.
Хотя уже по эпосу, ставшему основой для новой дилогии автора, можно было догадаться, что без неожиданностей не обойдется. Ведь «Сильные» были написаны по якутскому олонхо «Нюргун Боотур Стремительный». Якутскому! Для обычного белого читателя, нации столь же далекой, как какие-нибудь Стаи у Винджа.
Но лишь до прочтения новой книги Олди. Оказывается, люди в далекой мифологической Якутии не сильно отличались от нас с вами. Ну не так чтобы прям нас с вами, а скорее от некоторого общего, слегка идеализированного образа человека (мифология все-таки). Кузнецы куют, охотники охотятся, мастера занимаются ремеслом, дети помогают взрослым и набираются опыта, женщины следят за домом и хозяйством. Причем все это тихо, спокойно, без надрыва, переживаний, депрессий или возвеличиваний своего тяжкого труда (мифология все-таки!). Так заведено, что люди трудятся, потом отдыхают и опять за работу. Обычное дело.
Есть, конечно, исключения, вроде богов и их потомков – боотуров, тем ни учиться не нужно, ни работать. Так на то они и айыы. Просто для них «обычное дело» немного другое, чем у остальных жителей улуса.
Хотя внутри, если присмотреться – те же люди. Вот, к примеру, Юрюн, глазами которого мы будем видеть мир «Сильных». Нормальный, хороший пацаненок поначалу, с детским взглядом на окружающих, любовью к близким, страхами и опасениями. Молодой боотур, прошедший Кузню и загоревшийся идеей поисков брата. Узнающий множество нового о богах и людях. Взрослеющий юноша, все чаще сталкивающийся со своей боотырской сущностью. С наслаждением убивающий врагов, и способный удержать себя от этого насаждения. Понимающий злым молодым пониманием проблемы своей семьи. Открывающий с каждым днем все новые и новые горизонты этого мира. Зрелый человек-мужчина, познающий тяжеленную ответственность, слабость сильного и силу слабого, совершающий ошибки и отвечающий за них. Шикарный образ, который мы отследим фактически с младых ногтей, образ ставший нам ближе большинства реальных старых знакомцев.
Причем подан этот персонаж как бы в двух временных пластах — основная линия от его первого лица в хронологическом порядке, плюс комментарии и размышления (и воспоминания, ага) постаревшего и помудревшего Юрюна (привет с Итаки).
А уж сколько мы за время чтения узнаем якутских блюд, обычаев, традиций и особенностей местных игр, состязаний, пиров, празднеств, рождений, свадеб, похорон – ни в сказке сказать, ни пером описать.
А затем первый том (детский, вводный в историю) подходит к концу, и сюжет летит вперед как пришпоренная лошадь. Коварные похищения, грандиозные сражения, опасные странствия и жуткие чудовища, Нижний мир, адьяраи в количестве и ассортименте, все то чем полон оригинал «Нюргуна Боотура Стремительного». Семейные саги «взрывают мозг», мир висит над пропастью, время сходит с ума, напряжение растет по экспоненте, герои подвергаются жутким опасностям и чудом остаются в живых (и то не все). История излагается уже не только от лица Юрюна, появляются другие рассказчики, со своим стилем и манерой изложения. Причем продолжается развитие образов полюбившихся протагонистов (в первую очередь того же Юрюна), на чью долю выпадает столько перипетий, что другим авторам этого хватило бы на многотомную эпопею, книг эдак на 10-12.
Плюс мы все ближе узнаем одну из самых интересных «фишек» романа – местных боотуров. Людей с оригинальными особенностями, поднимающими тему чистой и незамутненной агрессии, свободной от страха, сомнений и мыслительных оков. Силового воздействия, отделенного от разума, морали и этики. Тему воина, «сильного», машины смерти, с одной стороны идеально подходящей для мгновенной реакции на опасность и защиты от других «сильных», с другой – ограниченной, зажатой в границы своей «боотуристости» и со временем способной навсегда потерять самое главное сокровище человека.
И на протяжении всего романа над обычным попервой эпосом висит тень Времени (привет от Кроноса) и теории академика Козырева. Она с нами с первых страниц. Словечко там, термин там, оговорка там, постоянно проскальзывают намеки, что мы видим не просто вольный перепев мифологии якутского народа, а нечто гораздо большее. Может уважительный гимн Его Величеству — непостижимому и безграничному, несмотря на все теории и достижения науки?
Ну и, конечно же, как всегда у Олди (а как иначе!) дилогия переполнена моральными дилеммами, вечными вопросами, философскими «вторыми смыслами». На них можно не обращать внимания, читая «Сильных» лишь как историко-мифическое фентези в антураже (Олди дают такую возможность, «приключений тела» в книге хватает). Но те, кто все же даст себе труд не лениться, получат на порядок больше удовольствия от отслеживания авторских аллюзий и размышлений над предложенными темами.
Перед читателем мелькают вопросы ответственности, силы и слабости, системы «свой-чужой», преобладания воли над желанием, ума над инстинктами. Темы людской энергии, разума и его границ, безудержной жажды ученых к познанию, взросления, вызовов авторитетам, отцов и детей, ограничений и ограниченности, творящей и разрушающей любви, «закуливания» в маленьких семейных мирках, и к чему может привести подобное «растворение» в других людях.
Обыгрываются вечные поговорки типа «сила есть ума не надо» и «благими намерениями вымощена дорога» сами знаете куда. Читатели столкнутся с вечной битвой звериного начала с человеческим внутри каждого гомо сапиенс. Инстинкта с разумом. Простого со сложным. Внутренних изменений под воздействием непреодолимых внешних обстоятельств.
Проведут несколько дней в компании отличных рассказчиков, увлекательной истории и интересной пищи для ума.
Эрго. Отличный мифологический эпос о сильных и слабых, преданности и предательстве, разуме и инстинктах, любви и ненависти, человеке и человеке. Ну и немножко о времени – стихии? энергии? состоянии? субстанции? — определяющей нашу жизнь.
Братская любовь под грохот копыт, или Приключение в антураже
Иудея. Начало нашей эры.
Молодой еврейский аристократ Джуда Бен-Гур искренне считал Мессалу Северуса — сироту взращенного в семье Гуров – своим братом. Мессала тоже хорошо относился к Джуде, но быть обузой, всем обязанным приютившей его семье не хотел. Он покинул Иерусалим, поступил в армию и несколько лет сражался в самых горячих точках империи, дослужившись до трибуна. Затем Мессала вернулся – но не мальчишкой-приемышем, а римским военачальником, должным обеспечить безопасность нового прокуратора, прибывающего в Иерусалим. И надо же было такому случиться, что эту самую безопасность подвергли сомнению именно с крыши дома Гуров.
Роман Лью Уоллеса «Бен-Гур: история Христа» (1880) экранизировался до 2016-го уже пять раз. Причем версия Уильяма Уайлера 1959 года 11 Оскаров, став одним из лучших пеплумов за историю кино. Однако Бекмамбетов решил внести новизну в классическую историю.
Причем вышло у него это на удивление адекватно. Хотя на самом деле, гораздо логичнее было бы снимать некую похожую, но абсолютно новую историю, не привязываясь к книге Уоллеса. Ведь от фильма 1959-го нынешний Бен Гур серьезно отличается. Причем, в первую очередь, из-за осознанного решения постановщика.
Лента Уайлера была по-хорошему эпичной, с римскими парадами и триумфами, пафосной музыкой, тысячными (причем живыми, а не нарисованными) толпами, ярким ощущением времени, находящемся на переломе, и тенью Христа, отбрасываемой на все происходящее.
Тимур решил сделать более простую, приземленную, эмоциональную, человечную и жизненную версию, рассказывающую о прощении и возможности понимания, невзирая на злую судьбу и национальную рознь, через соперничество двух приемных братьев, и совсем вскользь, формально, для галочки, буквально касанием пера — о Спасителе.
Причем типажи братьев серьезно отличаются от фильма 1959-го. В современной версии Бекмамбетова Мессала нормальный, адекватный мужик, над которым есть свое начальство, давшее ему четкий приказ, и не способный ничего сделать в создавшейся ситуации. Да и на отказ Гура «стучать» ему по большому счету плевать. Ведь он не удаляется гордо, блестя глазами, как настоящий римлянин у Уайлера, показывая, что все кончено, а остается на ужин.
А виноват в проблемах семьи сам товарищ Бен, который мало того, что выглядит попервой изрядным повесой, ухарем и гулякой, не особо верящим во что бы то ни было кроме своего коня. Так еще и проявляющим благородство не вовремя, даря свое гостеприимство тому, кому не следовало.
Кстати, почему постановщики испугались имени Иуда сделав главного героя Джудой? В 1959-м коленки не задрожали, а в 2016-м решили перестраховаться? Непонятно.
Да и финал лишь подчеркнул различный подход Бекмамбетова и Уайлера к первоисточнику. Тимур действительно решил рассказать в основном историю названных братьев и семьи, преодолевающей любые преграды, в том числе национальные и государственные. Тогда как Уильям снимал историю времени.
На этом фоне полностью выброшенная линия консула (вместе с императором и остальным Римом), и то, что Бен Гур стал супервозницей за несколько недель обучения у Илдерима (Фримен) — выглядят абсолютно невинно.
Поставлено все, как это принято в последние годы, очень доходчиво, выпукло, детально. Каждая мысль акцентирована, разжевана и засунута в рот зрителю. Глянцевая фигура Иисуса, «Ты сделаешь для меня тоже самое», детально показанная сцена спасения Бен Гура Мессалой, и т.д. В последнее время создается впечатление, что Голливуд снимает для умственно отсталых детей.
Причем есть несколько типично голливудских сцен. Самая яркая – визит непонятного африканца (Илдерима) к прокуратору для заключения ставок. «Это частная встреча», «проходи, не задерживайся» «и мы это делаем из любви к спорту» — подобный маразм встретишь уже далеко не в каждом западном фильме.
А вот к экшеновой стороне картины претензий никаких. Масса действия (особенно если сравнить с лентой 1959-го) — флешбеки сражений Мессалы, гонка братьев вначале. А галерное сражение снято так и вовсе на порядок круче, чем у предшественника. Практически полностью подано с точки зрения галерного гребца, каково? Да и колесничная гонка сделана вполне на уровне (причем по слухам режиссер старался снимать ее без излишнего использования компьютерных технологий), но ничем новаторским не отличается.
Актеры тоже отработали неплохо. Тоби Кеббелл (Мессала) сперва смотрится неуклюжим бычком, но по возвращению в Иерусалим разворачивается. Джек Хьюстон показывает хорошее развитие образа, причем делает это эмоционально, живо, естественно.
За попытку рассказать о людях, способных отринуть национальные и сословные преграды. Людях в конце концов способных позабыть о том, кто из них римлянин, а кто иудей. Людях понявших, что главное в родстве, причем не по крови, а по духу. Людях позабывших об государственных уицраорах, бросивших их друг против друга. Людях понявших, что мир главнее меча, Бекмамбетову простое человеческое спасибо.
Вот только складывается впечатление, что эта позиция режиссера, именно так увидевшего классическую историю, пришлась не совсем ко двору современному обществу, вновь настроенному на очередную (понятное дело опять провальную) попытку революционных перемен.
Эрго. Вполне адекватное приключенческое кино о возможности прощения, неважности сословных и национальных условностей, соперничестве и «братской любви». Если бы фильм снимался не как Бен Гур (не надо бодаться с признанной классикой), а как абсолютно свежее приключение в историческом антураже, его прокатная судьба наверняка была бы более успешной. Хотя снимай Бекмамбетов не Бен Гура, вряд ли он получил такой бюджет (100 лямов). Но это тоже пошло бы ленте только на пользу.
Режиссер: Тимур Бекмамбетов
В ролях: Джек Хьюстон, Тоби Кеббелл, Родриго Санторо, Назанин Бониади, Айелет Зурер, Йохан Филип Асбек, София Блэк-Д`Элиа, Морган Фримен, Марван Кензари, Мойзес Ариас
Veni, vidi, vici, или Как-то вечером патриции собрались у Капитолия, новостями поделиться и выпить малость алкоголия
В далеком будущем, через тысячи лет, на Земле и в космосе твердой рукой правит Новый Рим. Два десятка районов (курий) под защитными куполами – где живут в основном граждане – патриции, и канализации под куриями, где ютятся неграждане с номерной регистрацией. Первые пользуются всеми благами империи. Вторые не имеют даже имен.
I-45, практически слепая девушка из десятой курии, сполна хлебнула планиды плебеев. Вечное недоедание, работа, маленькая комнатушка, презрение вышестоящих, давление со стороны легионеров. Казалось бы, ее жизнь так и закончится где-нибудь в подземных норах, под ножом бандита, или в лупанарии под потным и вонючим толстяком, если бы не один нюанс. Встреча с собратом- «номером» по прозвищу Энцо, и изрядно прогрессирующие странноватые способности I-45. Способности, с одной стороны помогающие выжить, с другой — способные привлечь к девушке недоброжелательное внимание сильных мира сего.
Вера Огнева и Артемий Дымов (скорее всего псевдонимы), издающиеся под именем Веры Огневой, не новички в писательском ремесле. Их рассказы публиковались в различных сетевых и бумажных сборниках, побеждали, и становились финалистами многих конкурсов, в частности «Революции NEXT» и «Русской Фантастики 2017». В 2016 свет увидал их первый роман – начало дилогии о Новом Риме и слепой девушке I-45.
Сперва кажется, что перед нами классическая антиутопия. Выжженная земля, где жизнь возможна лишь под защитными куполами. Угнетенная большая часть населения космической империи, считающаяся людьми третьего сорта. Подземный мир канализации и высотные этажи патрицианского света. Легионерский террор. Тюремная криозаморозка для «номеров» на долгие годы без суда и особого следствия.
Антиутопия вышла у Огневой вполне адекватной и впечатляющей. Никакой тебе политкорректности и прочих современных штучек, все как в старину, причем гипертрофированное и возведенное в степень. Ведь шансов «выбиться в люди» у номера нет никаких. Максимум карьеры – грязная работа в Легионе. Ни о каком браке с вышестоящими, ни о каких заслугах, позволяющих получить имя, и речи быть не может. Патриций может скатиться до криминала или терроризма. Плебей не поднимется никогда. Эдакая раз и навсегда утвержденная индийская система варн, в количестве двух штук.
Тут правда сразу возникает вопрос о жизнестойкости такой системы (ведь не зря индийцы от варновой системы перешли к более гибкой кастовой). А здешняя империя существует уже тысячи лет, и вроде вполне неплохо себя чувствует. Хотя некоторые граждане уже видят приближение упадка и признаки вырождения. Хотя мы пока не знаем, как возник Новый Рим, и как развивалась его история. Что случилось с матушкой-землей, с кем упорно воевали легионеры, в частности декурион Луций Цецилий Авианий Марс. Что неудивительно, ведь высших патрициев, людей управляющих империей, мы в первой книге почти не увидим. Подавляющее количество времени мы проведем с плебсом, с криминальными элементами, марсианскими «Псами войны», прочими маргиналами, заводскими и фабричными работниками. Да с местными силовиками – легионерами невысоких чинов (объединившими в Новом Риме и военные и полицейские функции).
Причем ближе к финалу выясняется, что антиутопия это далеко не все, чем порадует «Меня зовут I-45». Проявляется еще один пласт, и история начинает играть абсолютно новыми красками.
Структура книги довольно интересна: нам показывают разные точки взгляда на мир и на происходящее. Главки «из глаз» I-45 сменяются разделами от лица Энцо, затем мы видим взгляд на Новый Рим легионера. Все протагонисты пересекаются и общаются с разными личностями: правоохранителями, террористами-Псами войны, служебными нюхачами Легиона, агрессивными марсианскими «номерами», напичканными имплантами, обычными мещанами, рабочими, пифиями. Эдакий срез мира империи. Пока не очень высокий (как я уже говорил, тех, кто принимает решения, нам почти не показывают), но достаточно глубокий.
Но все равно большую часть времени мы проведем с I-45, Энцо, да тем самым декурионом Луцием.
Девушка, чьим «именем» назван роман, попервой вызывает одновременно и сочувствие и раздражение. Сочувствие ее нелегкой доле и раздражение действиями. Частенько изрядно отличающимися от логичных и обдуманных. Сердцем ты все понимаешь – практически слепая молодая девица в отнюдь не дружелюбном окружении – ну как она будет еще поступать? Могло быть еще хуже. А вот умом… Благо со временем I-45 перестанет быть такой легкой добычей для каждого встречного (правда ошибаться будет не намного реже). В общем, качественный, полнокровный образ, выживающий живую читательскую реакцию.
Энцо прописан чуть послабее – крепкий, правильный мужик с протезом и криминальным прошлым (тоже скрывающий внутри пару сюрпризов), эдакий старший товарищ и защитник для главной героини.
Как на меня образ Луция Цецилия Авиания Марса получился даже поинтереснее. Ветеран легиона из родовитой семьи, пошедший на службу против воли родни, не сделавший особо блистательную карьеру, зато получивший кучу ранений и наркозависимость от болеутоляющих. Потерявший единственного друга и напарника. Ставший для I-45 настоящей фурией мести.
А украшением на пироге романа стали забавные изюминки Нового Рима, такие как ритуальные службы, пифии с прорицаниями. Трансзональный экспресс, перевозящий людей через выжженные земли. Повсеместные имплантаты, которыми буквально напичканы граждане (а особенно неграждане) империи. И еще масса мелочей, составляющих небезынтересный мир воцарившегося Нового Рима.
Эрго. Римская антиутопия, уделяющая немало внимания социальному пласту победившей Империи (что вполне логично), способная порадовать хорошими протагонистами, интересным миром, и «нежданчиком» в финальной трети. Ждем продолжения. Причем ожидание вроде как обещает быть не очень долгим.
Юридические баталии на небесах, или 12. Посмертие. Опять присяжный шут глумится надо мной.
Оказывается, человеку недолго ждать воздаяния после смерти. Вниз попадет умерший, или возносится наверх, решается на протяжении пары дней. И пары судебных заседаний. Суровые присяжные вынесут вердикт, и упорхнет душа в Рай, (здесь не употребляют таких понятий!), пардон сектор Покоя, или рухнет в сектор Раздумий.
Но для того, чтобы эти самые суровые присяжные разобрались в деле, за работу принимаются с одной стороны – обвинитель, с другой – адвокат. Обычные мертвые люди, ставшие функциями системы. Но не утратившие при этом ничего человеческого.
И когда в сектор прокурора первой ступени Андрея (Хабенский) попадает нынешний хахаль его вдовы Никита Лазарев (Зверев), обвинитель берется за него по полной. Нелегко и его оппоненту, адвокату Вениамину (Пореченков). И работу нужно выполнить на совесть. И друга Андрюху не обидеть.
Самому Никите остается лишь надеяться на то, что присяжные послушают адвоката, и сочтут, что Лазарев достоин сектора Покоя.
Но ведь бывали и случаи возвращения на землю. Для завершения дел. Правда очень редко. И в уникальных ситуациях.
Теперь все в руках обвинителя. И его противника.
Остается лишь выяснить, что важнее: Для прокурора – жажда мести, или забота о жене. А для адвоката – дружба, или справедливость.
Впервые зрители увидели Небесный суд в формате мини-сериала на четыре части в 2011 году. После весьма теплой реакции публики, появилась и полнометражная версия ленты. И вы знаете, публику таки можно понять. На удивление вкусный проект.
Мало того, что в главных ролях два отличных актера: Михаил Пореченков, начинавший с туповатого «Агента национальной безопасности», со временем вырос в шикарного артиста. Разнопланового, харизматичного, талантливого. В прошлом нагловатые «быки» с ущербным чувством юмора. Каждая роль – событие, каждый образ – на «пять». Вспомнить хотя бы князя Пожарского, или Кречетова из «Ликвидации». Вениамин – также великолепен. Артистичен, убедителен, ироничен, эмоционален. А уж когда узнаете историю его земной жизни, образ приобретет дополнительные краски.
Константин Хабенский, котрого донедавна я считал весьма переоцененным артистом, продолжает меня несказанно удивлять. Сперва отличный Служкин из «Географа» (понятно, что по хронологии эта роль позднее), теперь прокурор.
Некоторые моменты его работы остаются неизменными, вы не дождетесь от Хабенского особой экспрессии, бурных эмоций, игры на пределе нерва. Он творит образы внутри, возле сердца, и за последние годы они стали наполненнее, прочувствованнее что-ли. Может у него настала пора актерской зрелости?
Бюджет ленты составил 30 000 000 руб., что составляет меньше 900 тысяч баксов. Хлопчики из Голливуда, становитесь в очередь, и вам, наконец, расскажут, как снимать хорошее недорогое кино.
Хватает неплохо прописанных сценарных перипетий, проработанных образов, присутствует уместная доля юмора. Интересные цветовые и музыкальные решения. Забавные находки касабельно загробной пищи и контрабанды (а также ее воздействия на мертвых). Постоянные перекрестные отсылки между двумя мирами. Куча метафор и аллюзий. Шикарный клан Аморе. Спорная, хотя и имеющая право на жизнь, идея о последнем деянии («каждый поступок может стать последним»).
Так вдобавок лента подымает ряд очень интересных и важных вопросов. Подымает очень изящно, красиво и продуманно. Нужно ли цепляться за месть или напротив, задуматься о счастье близкого человека? Искупают ли благие дела прошлые ошибки и подлость? Могут ли хорошие поступки, сделанные из страха, привести в Рай (пардон, сектор Покоя). Что делать с Гордыней, нужно ли бороться с Бездействием? Откуда берется Любовь, благо это или ненужная тяжесть? И еще множество всего. И главное, как все-таки жить, чтобы потом не было мучительно больно.
Место заседаний Страшного/Небесного суда, снималось в двух разных локациях – внешний вид — форт «Император Александр I» в Финском заливе, неподалеку от Кронштадта. Внутренние эпизоды в Питере (Мальтийская капелла Воронцовского дворца, и Мухинское художественное училище).
Давно не встречал ленты, ставящей такое количество больных для человечества вопросов, и делающую это настолько легко и душевно. Респект и аплодисменты.
Картина многослойна, и сделана так, что способна понравится практически всем (кроме, пожалуй, религиозных ортодоксов). Людям не привыкшим думать во время просмотра, откроется формализированное посмертие, полное юридических баталий, приколов и любимых актеров. Копнувшие глубже, увидят грустный стеб над системой, философские нотки фильма и его нутряной оптимизм (местами чрезмерный). Третьи имеют шанс насладиться красиво обыгранными вечными вопросами, порой в нестандартной трактовке, сожалением о мирской несправедливости, поспорить или согласиться с выстраданными идеями режиссера.
Эрго. Отличное кино, оставляющее волшебное послевкусие, и еще долго не выходящее из головы.
Режиссер: Алёна Званцова
В ролях: Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Ингеборга Дапкунайте, Анна Михалкова, Евгения Добровольская, Никита Зверев, Дмитрий Марьянов, Марина Дуксова, Юрий Ицков, Юрий Ермаков, Яна Сексте, Сергей Бызгу, Сергей Барковский, Артур Ваха, Олег Мазуров