Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 24 февраля 2023 г. 12:27

Человек в красном, или Персидские мотивы

mazdak

Конец пятого столетия. Персия. В державе неспокойно. Голод, набравшие силу соседи, внутренние распри, противостояние среди властной верхушки. Все больше угроз нависает над государством арийцев.

И все больше людей прислушиваются к словам жреца Маздака. Того, кто предлагает неслыханное: «Всем поровну!».

И все больше тех, кому речи жреца не по нутру. А значит, добром дело не кончится.


Морис (французское имя в честь Дня Парижской Коммуны) Давыдович Симашко (по отцу Шамис) в жуткие тоталитарные времена считался одним из лучших авторов, пишущих на историческую тематику. Писателем, не позволяющим себе больших отступлений от истины, по мере сил соблюдающим историческую достоверность. За роман «Семирамида», к примеру, Морис в 1988 году был выдвинут Казахстанским ПЕН-клубом на Нобелевскую премию.

Наиболее Симашко известен своими романами и повестями на тему среднеазиатской истории (он долгое время жил и работал в Казахстане).

Взглянем поближе на один из них.

Книга до чертиков атмосферная, но не всегда дружелюбная к читателю.

Сперва о приятном. Симашко тщательно и скрупулезно выстраивает перед нами картину жизни Персии 5-го столетия.

Зеркальный серебряный царский дворец в черной оправе площади. Громогласные трубы-карнаи. Живые львы у трона. Царь царей в сиянии фарра (имейте в виду: никаких изъянов, уродств у властителя быть не должно, дабы не окривели мысли его). Особенности приема во дворце. Большой Царский Совет, где представлены все три сословия державы. Отношение к неверным. Базары, переполненные нечистотами, лошадьми и рабами. Персидская кухня. Презрение высших к остальному люду (к ним даже не ревнуют). Конфликты между христианами и иудеями. Несторианские церкви без украшений (ведь в пещерах одержало победу слово божье). Обычаи персов, в частности предложение гостю «необходимой на ночь женщины», после чего тот с хозяевами считаются родственниками.

Семилетний голод. Жирующие богатеи. Трупы бедняков, умерших от голода, нетронутые плоды на деревьях, ухающие с заборов совы (персы не понимают воровства, не едят ночных птиц). Места, куда стаскивают тела — пустыри и Башни Молчания, полные птиц-падальщиков. Река Тигр с мутной нечистой водой. Квартал скорняков, который нельзя проехать, не закрыв нос от вони. Юные цыгане-воришки. Веревки с тремя узлами (Добрая Мысль, Доброе Слово, Доброе Дело) на голом теле правоверных огнепоклонников (эдакий вариант четок).

Возникновение бунта, преображающегося в революцию. Ее развитие и вырождение, обращение в свинью, пожирающую своих детей. Пена, выносящая на поверхность маргинальные элементы, получившие возможность грабить и насиловать. Убийства, преследование мыслящих инако, появление местных чекистов, еще более жестоких, чем у нас. Впрочем, все революции изрядно похожи друг на друга.




Статья написана 17 февраля 2023 г. 11:20

Агентское расследование, или Спортивный детектив

narushitel_sdelki

Спортивный агент Майрон Болитар предполагал, что исчезновение Кэти Калвер, невесты одного из его подопечных, может «аукнуться». Но кто мог подумать, что в этом странном деле окажется замешано столько народу. От родственников пропавшей, ее учителей, до чертовски опасных криминальных авторитетов.

И теперь Майрону нужно придумать, как выпутаться из ситуации, угрожающей не только его репутации, но и самой жизни.

Харлан Кобен один из известнейших американских современных детективщиков, по чьим романам и сценариям поставлен уже не один фильм и сериал (вспомним хотя бы «Не говори никому», «Безопасность», «Невиновного») . А будет еще больше, спасибо Нетфликсу.

«Нарушитель сделки» (1995) дебютный роман писателя, открывающий цикл (единственный в его творчестве, остальные книги сами по себе) о Болитарах, насчитывающий на сегодня уже больше десятка романов.

Перед нами типичный представитель «крутого детектива», помещенный в не слишком типичную для нас атмосферу бытия и особенностей работы американских спортивных агентов.

Именно этот антураж становится поначалу самым любопытным аспектом романа.

Переговоры с хозяевами клубов. Битвы за контракты. Улаживание различных нюансов жизни подопечных. Шантаж и угрозы от конкурентов. Сражения за перспективных новичков. Психологические изыски в работе с молодыми талантами.

Плюс нюансы американской спортивной жизни с ее университетскими командами, любителями, профессионалами, травмами, взлетами и падениями. Любопытственно.

К сожалению, читать «Нарушителя», особенно в первой половине книги нелегко. Язык. Он весьма тяжеловесен, местами коряв и портит изрядную часть впечатления от происходящего.

Налицо старая недобрая тенденция – когда не знаешь, кого обвинять: автора или переводчика. Впрочем, судя по откровенным ошибкам, вина второго налицо. К примеру, ситуация с прошлым Эсперансы. По описанию девица занималась то ли реслингом, то ли боями без правил типа MMA. При этом переводчик упорно именует дела давно минувших дней армреслингом и борьбой на руках. Сбивает.




Статья написана 15 февраля 2023 г. 11:54

Кеды и рапира, или Недоросли против призраков

Lokvud

Альтернативная Англия 21 века, где ночью по улицам бродят смертельно опасные призраки. И лишь подростки, не утратившие восприятие, способны справиться с незваными Гостями.

Недоросли дерутся с привидениями, частенько погибая во время сражений, а сливки снимают, как обычно, взрослые. Ведь юные агенты работают под присмотром старших товарищей.

Все, кроме Локвуда и компании. Двух парней и одной девушки, которые однажды получают в руки опасную и важную информацию.


Англичанин Джонатан Страуд известен двумя подростковыми фантастическими циклами, причем в обоих дело происходит в альтернативной мистической Британии: «Трилогией Бартимеуса» и Локвудом с компанией. Романы Джонатана увлекательны и недурно написаны, представляя собой образец качественной young adult, интересный не только целевой аудитории.

Сериал под эгидой Нетфликса не поражает особыми спецэффектами, оставляя бюджетное впечатление (и это, мягко говоря), беря свое приятное троицей героев.

Люси (Стоукс). Девушка, слышащая призраков. Проявившие свои мистические таланты с самого детства. Использующаяся матерью как источник дохода. Резко порвавшая с родительницей, бросившись искать работу в агентствах столицы. Обладающая недюжинной восприимчивостью и уникальным талантом. Пухленькая девица, типажом чуток напоминающая гномку-Китнис. С Люси мы познакомимся наиболее подробно, вплоть до обширного флеш-бека на полсерии.

Локвуд (Чепмен). Много о себе мнящий, пижонистый модник с претензиями, обаяшка, не дурак пошутить. Ставший сиротой в 6 лет. Владелец лондонского дома, оставшегося от родителей. Скрывающий тайны прошлого, таящиеся в запертой комнате.

Джордж (Хаджи-Хешмати). В меру асоциальный друг-очкарик. Исследователь, любящий экспериментировать с потусторонним. Происходящий из большой семьи инженеров, жаждущий выяснить буквально все на свете.

Перед нами обычные подростки – попугаистые, порывистые, не особо умные, полные гормонов, горделивые, сражающиеся с авторитетами, делающие глупости. Корректно сыгранные, вызывающие сопереживание и сочувствие. Главные герои активно взаимодействуют, радуют химией, развитием образов и отношений.




Статья написана 13 февраля 2023 г. 14:36

Вместе против всего мира, или Сдержи месть

chern_pantera2

Т'чала умер. Черной пантеры больше нет. И цивилизованный мир не против воспользоваться кажущейся слабостью Ваканды. Тем паче, что вибраниум, как оказывается, можно отыскать не только в ее землях.

А, к примеру, на дне Атлантического океана.

Правда, он вовсе не бесхозный. А принадлежит подводной империи Талокан, населенной синекожыми ихтиандрами, возглавляет которых летающий мутант Кукулькан.

Парень, жаждущий сокрушить весь сухопутный мир.


Вот и подошла к завершению четвертая фаза киновселенной Марвел.

Ее завершением стало продолжение истории Черной пантеры. Правда, уже без Боузмана и Т'чалы. Актер, а вслед за ним и персонаж безвременно покинули бренный мир.

Но Ваканда жива – ведь она навеки!

К сожалению, новую историю королевства с вибраниумом шедевром не назовешь.

Структура ленты на удивление аморфна, огорчает поразительно дубовыми персонажами и даже для Марвела суперпафосными, до зубовного скрежета диалогами. А вот экшена, напротив, не сады.

Постановщики долго и трепетно прощаются с ушедшими героями. Тихой печалью, временами перерастающей в яростную жажду мести и обратно, лента пронизана до корней. Тема возмездия и вовсе становится фактически основной в фильме. Возмездия и отказа от оного. Точнее от доведения мести до полного и окончательного финала. Подход правильный, создатели ленты заставляют героев прийти к пониманию тлетворности и ущербности идеи мести до конца. Пониманию того, что надо менять устаревшие подходы "око за око", и если человечество хочет уцелеть, не развалившись на куски в вечных войнах под девизом возмездия, нужно остановиться. Удержать руку, готовую нанести очередной последний, смертельный удар.

Ну и не первый раз поднимающаяся линия с козлами-политиками европейских и американских держав, готовых на что угодно ради ресурсов – по-прежнему радует. Как и мысль о том, что сильным мира сего стоит придержать желание грести под себя, а то можно и по носу получить.

За морально-этическую подоплеку Пантере респект.

А вот за воплощение – нет.




Статья написана 3 февраля 2023 г. 15:13

Совокупность возможностей к преступлению, или Гиперпревентивная антиутопия

chetki

Будущее. Город-кольцо Варшава.

Место, где все жители находятся под дамокловым мечом индекса ПО — потенциальной опасности для общества. Индекса, определяемого почти всеведущей программой, следящей за горожанами, анализирующей их действия, предсказывающей преступления, отправляющей за потенциальными злодеями безжалостную службу Элиминации (термин из математики — исключение неизвестного из системы уравнений).

Гиперпревентивность в действии.

Никто не знает цифр ПО – ни своего, ни соседа. Никто, кроме Харпада – уникального человека, способного проникать в базы данных, содержащие индекс. «Нюхача», встрявшего в противостояние между криминалитетом, полицией, политиками, программой, стремящейся к абсолютной власти и противостоящим ей людям.

Противостояние, решающее судьбы человечества.


Продолжаем знакомство с польской фантастикой. Дукай, Вегнер , Гжендович , Пискорский, Збешховский, Майка, Гузек, Пшехшта, Комуда, Саульский и снова Гжендович.

Пришло время Рафала Косика, известного работами в жанре научной фантастики и хоррора. И его романа, увидевшего свет в 2017 году. Романа, вызывающего ассоциации с Особым мнением и «Дождем Забвения».

Рафал создал любопытный микс из антиутопии, постапа, киберпанка, нуарного детектива, саги о коварных ИИ, напряженного политического триллера. Сдобрив это варево щедрой порцией морально-этических размышлений и нравственных дилемм. Пускай не особо новых, но дающих интересную пищу для ума.

Будущее «Четок» не особо позитивно. Начнем с того, что Варшава романа имеет мало общего с привычной нам. Сперва автор рассыпает отдельные намеки, на то, как нынче обстоят дела, со временем мы узнаем все больше и больше. Хотя вопрос: что именно скрывается под «Переменами», и что на само деле произошло в то время, так и остается без ответа. Любопытно – эти тайны являются таковыми не только для читателя, но и для жителей Варшавы – все не то, чем кажется. Прошлое этого мира прописано слабенько.

Но и на «тактической карте» дела неважно. Варшава Косика напоминает классическую антиутопию с камерами на каждом шагу, наноботами, ID-чипом, без которого невозможно взаимодействовать с социумом и содержащим всю информацию о человеке.

Всеобъемлющим наблюдением и контролем со стороны программы, находящейся на пороге превращения в полноценный ИИ. Большой брат бдит.







  Подписка

Количество подписчиков: 136

⇑ Наверх